Урок литературы по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» (блок № 2) (5 класс)
Вопросы по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» (блок № 2)
1. Что сделала старушка-волшебница, чтобы Герда осталась у нее жить?
Стр. 205 : Старушка расчесала Герде волосы, и чем дольше она чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая.
Потом старушка вошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в землю. (Если бы розы остались, они напоминали бы Герде о доме, и тогда она бы попыталась бы уйти от старушки).
2. Как Герда всё-таки вспомнила о доме и Кае?
Стр. 206 : У старушки в саду росло очень много цветов разных сортов, но среди них не было роз. Девочка увидела розы на разрисованной шляпе волшебницы, она заплакала, и на том месте, куда упала слеза, появился розовый куст. Девочка сразу вспомнила и о доме, и о Кае.
3. Сколько времени Герда пробыла у старушки-волшебницы?
Стр. 207 : Герда ушла из дома весной, а теперь, когда она ушла, лето уже прошло, на дворе стояла поздняя осень.
4. Как девочка познакомилась с принцем и принцессой? (Расскажите историю с воронами).
Стр. 212 : Девочка познакомилась со старым вороном, который умел говорить человеческим языком. Он рассказал Герде о принцессе, которая долго выбирала себе жениха и наконец-то нашла. Герда подумала, что этот жених – ее названый брат Кай, и во что бы то ни стало решила проникнуть во дворец. Невеста вóрона – ворóна – помогла Герде проникнуть в спальню принца и принцессы. Оказалось, что юноша – это вовсе не Кай. Герда прожила у них несколько дней и засобиралась в дорогу – искать Кая. Ей дали повозку с лошадью и пару башмаков.
5. Почему разбойники напали на карету Герды?
Стр. 213 : Герда въехала в темный лес, в котором жили разбойники; золотая карета горела как жар, она резала разбойникам глаза, и они этого не потерпели. Они убили всех маленьких форейторов, кучера и слуг и вытащили из кареты Герду. Девочка, маленькая разбойница, оставила Герду себе как игрушку и сказала, что зарежет ее, как только та ее чем-либо рассердит.
6. Кто рассказал Герде, где находится дворец Снежной королевы?
Стр. 217 : Герде рассказали о Лапландии, где находился дворец Снежной королевы, лесные голуби, жившие у разбойницы, и северный олень, живший у разбойников в плену.
7. Какой добрый поступок совершила маленькая разбойница, услышав историю Герды?
Стр. 217 – 218 : Разбойница отпустила Герду вместе с оленем, который и должен был доставить ее в Лапландию.
8. На чем написала записку старая лапландка?
Стр. 219 : «Я напишу два слова на сушеной треске – бумаги у меня нет».
9. В чем, по словам финки, заключается сила Герды?
Стр. 220 : «Ее сила в том, что она невинный милый ребенок».
10. Какой подарок Снежная королева обещала Каю, если тот из льдинок сложит слово «вечность»?
Стр. 222 : «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков».
11. Благодаря чему Кай избавился от осколков ледяного зеркала и стал прежним?
Стр. 223 : Горячие слезы Герды упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай заплакал, и второй осколок выскочил из его глаза.
12. Как изменились Кай и Герда, когда вернулись домой?
Стр. 224 : «…проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали взрослыми людьми».
Вопросы по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» (блок № 2)
№ 1. Что сделала старушка-волшебница, чтобы Герда осталась у нее жить? № 2. Как Герда всё-таки вспомнила о доме и Кае? № 3. Сколько времени Герда пробыла у старушки-волшебницы? № 4. Как девочка познакомилась с принцем и принцессой? (Расскажите историю с воронами). № 5. Почему разбойники напали на карету Герды? № 6. Кто рассказал Герде, где находится дворец Снежной королевы? № 7. Какой добрый поступок совершила маленькая разбойница, услышав историю Герды? № 8. На чем написала записку старая лапландка? № 9. В чем, по словам финки, заключается сила Герды? № 10. Какой подарок Снежная королева обещала Каю, если тот из льдинок сложит слово «вечность»? № 11. Благодаря чему Кай избавился от осколков ледяного зеркала и стал прежним? № 12. Как изменились Кай и Герда, когда вернулись домой?
Сочинение Чему учит сказка Андерсена «Снежная королева»? 5 класс
Эта сказка учит тому что верная дружба и поддержка друзей способна растапливать даже самое холодное сердце. А горе может показать кто остается настоящим другом. Поддержка друзей помогает преодолевать любое препятствие. С друзьями легче и веселее жить.
Несмотря на то, что сюжет сказки прост, она имеет глубокие философские размышления о вечных категориях, волнующих людей во все времена.
Не знающие печали и бед Кай и Герда расстаются из-за мести злой и бездушной Снежной королевы, которая, услышав оскорбления в свой адрес, похитила Кая. Однако, несмотря на свой возраст, девочка совершает поступок, который под силу взрослому человеку.
Основная мысль автора этого произведения заключается в том, что любой человек способен преодолевать препятствия, если в душе живет огонёк любви, надежды и смелость.
В сказке происходит борьба добра и зла, тепла и холода, лжи и правды, эгоизма и добродушия. Автор не случайно вводит в сюжет детей в качестве главных героев. Пройдя путь спасения своего приятеля, Герда становится примером огромной силы духа, бесстрашия. Не испугавшись королевы, будучи маленькой девочкой, она не отступила, выступив против агрессии похитительницы Кая.
Ход мыслей и действий Герды учат бдительности, умению быстро и верно принимать решения в любой ситуации.
Сказка Г. Х. Андерсена учит тому, что нужно всегда оставаться человеком, проявляя милосердие и заботу в отношении тех, кто в этом нуждается, несмотря на возраст и другие причины.
Борьба Герды против равнодушия упорна, имеет прочную основу. В хрупкой девочке утаились доброжелательность, искренность, стремление оградить ближнего от несчастий. Отсутствие эгоизма в ее сердце спасло друга от беды. Именно так можно победить зло, исходящее от отрицательных героев, хотя власть и сила были на стороне Снежной королевы.
Произведение учит переступать через страх с помощью веры. Необходимо выбирать в жизни правильный путь, чтобы совершать дела на благо всем. Только доброта и забота могут сделать мир чище, добрее и счастливее.
Автор делает акцент на том, что гораздо проще подчиниться силам зла. Но сложнее проявить терпение и сострадание, чтобы уберечь дружеские отношения от вмешательства со стороны, уважение и любовь от бессердечности и равнодушия.
Человеку с открытой душой и добрыми намерениями легче справиться с трудностями, так как рядом с ним находится немало желающих помочь ему.
Таким образом, сказка является поводом для размышлений о своем поведении, смысле жизни, об отношениях с друзьями. Мир, в котором живут отзывчивость и доброта, всегда возьмут верх над миром зла и обмана.
Вариант 2
Я люблю читать сказки. В сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева» описана история дружбы между мальчиком и девочкой. Злой Троль разбил свое волшебное зеркало и осколками от него замораживал сердца людей и делал их жестокими и эгоистичными. Такая же беда постигла и Кая. Он стал жестоким и бессердечным.
Мальчик Кай и девочка Герда с самого раннего детства росли рядом и дружили. Их очень хорошо воспитали родители. Они были добрыми, веселыми детьми и любили друг друга как брат и сестра. Но встреча со Снежной Королевой очень изменила их жизнь. Снежная Королева увезла мальчика к себе в Лапландию в свой ледяной замок.
Смелая Герда не побоялась приключений и отправилась в опасное путешествие на поиски Кая. Доброта и настойчивость Герды помогало ей в пути. Все, кого она встречала во время своего путешествия жалели ее и помогали ей. Даже отрицательные герои сначала хотели помешать смелой девочке, но потом все-таки помогали ей. Все герои понимали, что только крепкая дружба и любящее сердце способны помочь преодолеть любое расстояние и победить ледяную Снежную Королеву.
Девочке удалось добраться до жилища Снежной Королевы. Там она увидела совершенно замерзшего Кая, который складывал изо льда слов «вечность». Горячие слезы Герды заставили заплакать и Кая. И тогда вместе ос слезами из его глаз вышел осколок заколдованного зеркала. Сердце мальчика растаяло, и он стал прежним жизнерадостным ребенком.
Ребята вместе вернулись домой по той же дороге и их встречали друзья, которые помогли Герде преодолеть ее приключения. У ребят появилось много новых друзей, которые хотели бы продолжить дружбу и в дальнейшем.
Книжка «Снежная Королева» мне очень нравится потому что в ней показана цена настоящей дружбы. Я очень хотела бы найти таких друзей в своей жизни. Сказки Андерсена всегда интересны и поучительны. Каждая волшебная история заставляет подумать о добре и зле.
Также читают:
Картинка к сочинению Чему учит сказка Андерсена «Снежная королева»?
Популярные сегодня темы
Вакула – это главный герой рассказа «Ночь перед Рождеством». Он – молодой, сильный и крепкий «парубок», как говорят на Украине. Молодой человек зарабатывал на жизнь
Вначале своего сочинения по теме Доктор Живаго необходимо подчеркнуть, что помимо Пастернака упоминают тему личности и революции другие писатели. Эта проблематика тревожила всех литераторов двадцатого столетия.
Перечитывая произведения великого писателя, задумываешься над тем, как изумительно отражен каждый из его героев и, наверное, так бы никто кроме Николая Васильевича и не смог создать такие гениальные творения.
В любом строительстве присутствуют несколько этапов: сначала фундамент, затем стены, и уж потом крыша. То же самое происходит с прошлым и будущим. Невозможно обнулить достижения предыдущих поколений
Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины.
Разработка урока литературы «Г.Х.Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой любви и настоящей красоте». 5-й класс
Разделы: Литература
Класс: 5
Урок открытия новых знаний (1 час)
Обучающая. Создание условий для осознанного восприятия проблематики сказки Андерсена «Снежная королева», интерпретации текста с учетом внутреннего мира и внешнего описания персонажей.
Развивающая. Развитие умений анализа и комментирования текста, обобщения и оценивания литературного материала.
Воспитательная. Воспитание уважения и верности дружбе, умения уважительно относиться к мнению другого человека.
Сказка, народная и литературная сказка.
Компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал: таблицы для заполнения, справочная литература.
Ход урока
Деятельность учителя и учащихся
Просмотр видеоролика «Однажды в старой Дании»
…И грустная, и дерзкая,
И острая и нежная,
И взрослая, и детская…
Почему для характеристики сказки «Снежная королева» автор слов песни выбирает именно эти слова?
ПОУ: Это сказка для детей и взрослых, когда ее читаешь, возникают разные чувства: грусть, нежность и т.д. А острая, потому что во все времена проблемы, поднятые в сказке остаются актуальными.
Учитель: Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям, и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях. Читая и осмысляя сюжеты сказок Андерсена, каждый из нас обязательно находит в них крупицу мудрости великого датчанина, сочувствует его внутренним переживаниям.
Вот и мы окунемся сегодня в сказку «Снежная королева» и попробуем понять смысл этого великого произведения, а также попытаемся сравнить наше понимание смысла сказки с тем, который вкладывают другие читатели.
Этап актуализации знаний
Литературная сказка
2.Существует в письменной форме
2. Существует в устной форме
3.Существует в одном варианте
3. Существует в нескольких вариантах
4.Время создания неизвестно
4. Время создания известно
Выявление места и причины затруднения
Учитель: но в название нашего урока вынесены не просто слова «любовь» и «красота», им даны определения «великая любовь» и «настоящая красота».
На какой вопрос мы должны будем ответить на нашем уроке?
ПОУ: Кто в сказке Андесена по-настоящему красив и что такое великая любовь? (возможны варианты)
Учитель: Что нам потребуется, чтобы ответить на поставленный вопрос?
ПОУ: Проанализировать сказку. Понаблюдать за деятельностью персонажей.
Этап организации
познавательной деятельности
Учитель: Перед вами события сказки, их последовательность нарушена. Предлагаю восстановить события сказки в хронологическом порядке.
ПОУ: Восстанавливают очередность событий.
Учитель: А сейчас предлагаю вам отправиться за автором и Гердой, чтобы найти ответ на поставленный нами вопрос.
Первое событие Тролли разбили дьявольское зеркало и осколки попали в сердце и глаз Кая.
С чем ассоциируется зеркало?
Чем это зеркало отличалось от обычного?
Второе событие Осколки попали в сердце Кая?
Почему поменялся характер Кая?
Третье событие Кая уносит Снежная королева
Почему Кай привязал свои санки именно к саням Снежной королевы?
Четвертое событие Герда оказалась у старушки, умеющей колдовать
Каким образом оказалась Герда у старушки?
Почему колдунья захотела оставить девочку у себя? Удалось ли женщине осуществить свой план?
Почему именно роза помогла девочке вспомнить про Кая?
Когда еще в произведении встретился этот цветок?
Пятое событие Встреча с воронами, принцем и принцессой
Почему ворон и ворона согласились помочь Герде?
Почему не оставили в беде Герду принц и принцесса?
Шестое событие Встреча с маленькой разбойницей
Как изменилась маленька разбойница после встречи с Гердой, почему?
Седьмое событие Лапландка
Как помогла Герде Лапландка?
Восьмое событие Финка
Олень просит наделить Герду силой. Почему Финка не может этого сделать? Зачитайте ответ женщины.
Девятое событие В чертогах Снежной королевы
Опишите мир Снежной королевы.
Почему автор сказки, рассказывая о Кае в чертогах снежной королевы, употребляет слова «холодно, пустынно, мертво, самое сердце его было куском льда. Он сидел на одном месте такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он замерз»? (умерла душа)
А в каком мире живет Герда? (любовь, цветы, добро, милосердие, доброта)
Почему именно Герде удалось растопить сердце Кая и удалить осколки дьявольского зеркала (любовь всесильна)
Событие десятое Возвращение
Именно всепобеждающая любовь Герды помогла вернуть Кая из холодного мира Снежной королевы и растопить его сердце. Благополучный исход имеет эта мудрая сказка.
Подведение
итогов урока, рефлексия
Красивым быть, не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою человек,
Какая внешность может с ней сравниться!
(Омар Хайям)
В душе всегда остается след от сильной любви, и она легко разгорается снова.
Большая душа никогда не бывает одинокой. Как бы судьба ни отнимала от нее друзей, она, в конце концов, всегда их себе создает. (Роллан Р.)
ПОУ: Варианты
Учитель: Вот мы и ответили на вопрос, который поставили в начале урока. Спасибо за урок, работу мы продолжим после перемены.
Учитель: Давайте обратимся к словам песни, которую слышали в начале первого урока:
Прошли года над крышами
И сказку все усвоили.
Ее мы тоже слышали,
Но поняли по-своему.
Что значат эти строки?
ПОУ:
Учитель: Верно, каждый из нас понимает прочитанное по-своему, это зависит от разных обстоятельств, об этом мы и будем говорить на нашем уроке.
Сейчас мы посмотрим видео, вы его проанализируете и сравните с оригиналом. Сделаете выводы о том, отличается ли интерпретация автора фильма от вашего понимания текста.
Насколько отличается ваше понимание от режиссерского и от чего оно зависит?
Урок литературы по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» (блок № 1) (5 класс)
Вопросы по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» (блок № 1)
№ 1. Какое зеркало смастерил злой тролль?
Стр. 196 : Тролль смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось еще хуже.
№ 2. Что случилось с зеркалом тролля?
Стр. 196 : Ученики тролля захотели добраться до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. … Всё выше и выше летели они, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги на миллионы осколков разной величины. Если осколок попадал человеку в глаз или сердце, человек становился злым и во всем видел только плохое.
№ 3. Какие отношения связывали Кая и Герду?
Стр. 197 : Кай и Герда не были в родстве, но любили друг друга, как брат и сестра. Они жили в смежных домах в квартирах под самой крышей. Кай и Герда часто играли друг с другом и были вместе очень счастливы.
№ 4. Что бабушка Кая рассказывала о Снежной королеве?
Стр. 198 : «…Она там, где рой всего гуще, она больше всех и никогда подолгу не остается на земле – всегда взлетает на черное облако. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, и стекла тогда покрываются ледяными узорами, словно цветами.
№ 5. Опишите Снежную королеву.
Стр. 198 : Снежная королева была закутана в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов мелких звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.
№ 6. Как изменился Кай после того, как осколки попали в его сердце и глаз? Чем он начал восхищаться больше всего?
Стр. 200 : После того, как зеркальные осколки попали в Кая, мальчик изменился сам, изменились и его отношения с окружающими людьми: 1) ослабла дружеская связь с Гердой, 2) испортился его характер, он даже начал передразнивать других людей.
Стр. 200 : Больше всего Кай начал восхищаться снежинками:
№ 7. Расскажите, как исчез Кай.
Стр. 200 – 201 : Однажды зимним вечером Кай отправился на большую площадь кататься на санках. Он привязал санки, как оказалось потом, к карете Снежной королевы, и она отвезла его в свой замок.
№ 8. Что сделала Снежная королева, чтобы Кай перестал мерзнуть и забыл свой дом и родных?
Стр. 201 : Снежная королева поцеловала мальчика, поцелуй пронзил его насквозь, дошел до самого сердца, и Кай перестал мерзнуть.
Стр. 201 : Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.
№ 9. Как Герда очутилась у старушки-волшебницы?
Стр. 204 : Герда думала, что Кай утонул, и решила попросить, чтобы речка вернула Кая назад, а за это она отдала бы ей свои красные башмачки. Речка не хотела принимать этот дар. Герда подумала, что она просто слишком близко к берегу кидает башмаки, и, чтобы подальше забросить башмачки, села в лодку, лодка отплыла от берега, и, в конце концов, течением ее принесло к дому старушки-волшебницы.
Вопросы по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» (блок № 1)
№ 1. Какое зеркало смастерил злой тролль? № 2. Что случилось с зеркалом тролля? № 3. Какие отношения связывали Кая и Герду? № 4. Что бабушка Кая рассказывала о Снежной королеве? № 5. Опишите Снежную королеву. № 6. Как изменился Кай после того, как осколки попали в его сердце и глаз? Чем он начал восхищаться больше всего? № 7. Расскажите, как исчез Кай. № 8. Что сделала Снежная королева, чтобы Кай перестал мерзнуть и забыл свой дом и родных? № 9. Как Герда очутилась у старушки-волшебницы?
Урок литературы в 5 классе «Великая сила любви и дружбы в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»
Урок литературы в 5 классе
Великая сила любви и дружбы в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»
работа над навыком отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения.
Образовательные:
Научить выделять главное в художественном произведении, обобщать, делать выводы и анализировать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания,.
Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в парах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.
Оборудование: портрет писателя, сборник сказок, иллюстрации к сказке «Снежная королева», мультимедийный проектор.
Сегодня мы с вами окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок. Сказки живут с человеком с самого рождения. Они учат нас сопереживать героям, осуждать зло и восхищаться добротой.
Мотивация учебной деятельности
Давайте поиграем с вами в игру и попробуем угадать сказки по словам
Цветок, маленькая девочка, две жабы, крот, ласточка (Дюймовочка).
Шторм, корабль, бабушка, принц (Русалочка).
Коробка, кораблик, танцовщица, тролль (Стойкий оловянный солдатик).
Кровать, 12 тюфяков, горошина (Принцесса на горошине).
Солдат, ведьма, старое дерево, собака, принцесса (Огниво).
— Скажите, перу какого писателя принадлежат эти сказки?
— Вот и сегодня на уроке мы с вами будем говорить об замечательном писателе Г.-Х. Андерсене и об одной его сказке. Предлагаю вам самим догадаться, как она называется, по ключевым словам.
Девочка и мальчик, маленькая разбойница, принц и принцесса (Снежная королева).
Совершенно верно. Мы отправимся в сказку Г. Х. Андерсена “Снежная королева”. Но прежде нужно вспомнить, а что такое сказка.
Сказки бывают народные и авторские (литературные). Над какой сказкой мы с вами будем работать? (над литературной).
Работа по теме урока.
Вступительное слово о творчестве Г. Х. Андерсена.
Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Появился будущий сказочник в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Маленький мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но слушал их только старый кот по имени Карл. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли.
Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам.
В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена.
В 1835 году издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве.
Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок.
Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Датчане свято берегут память о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Г.Х.Андерсену.
Работа с текстом учебника с.
Работа в парах. Задание: прочитать текст и составить по 2 вопроса к нему. Вопросы задают другу другу и отвечают друг другу.
Подведение итогов. Все ли справились? Какие вопросы оказались трудными?
— Вы уже знакомы со сказкой «Снежная королева», многие смотрели мультфильм и художественный фильм. Скажите о каких качествах человека говорится в сказке, применительно к Каю и Герде?
— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
— На предстоящих уроках поговорим о сказке «Снежная королева», о великой силе любви и дружбы.
Запись темы. Формулировка целей и задач.
Работа со словарем Ожегова над определением понятий любовь, дружба.
Выразительное чтение отрывков из сказки.
«Кай и Герда не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра…»
Вопросы по прочитанному отрывку:
— Какие отношения связывали мальчика и девочку?
(они дружили и любили друг друга как брат и сестра, они очень хорошо относились к друг другу…)
— Что мы можем сказать о чертах их характеров?
( они были добрыми, отзывчивыми, умели дружить…)
— Где жили Кай и Герда? Что мы можем сказать об их семьях?
( Они жиле в бедных домах под крышей, они были из бедных семей)
— Но несмотря, ни на что у них было счастливое детство, со своими секретными играми, придуманными сказками. Где они любили играть?
(На скамеечке под розами)
Чтение следующего отрывка
Вопросы по прочитанному отрывку:
— Какой момент изображен перед нами?
(Момент, когда Каю в глаз и сердце попал осколок волшебного зеркала)
— А что же это за зеркало, что в нем волшебного, откуда оно взялось во дворе Кая и Герды?
(История зеркала и тролля)
— Чем опасно то, что зеркало попало Каю и в глаз, и в сердце?
( он теперь видит в людях только дурное, и сердце его наполовину заморозилось)
-Как изменилось поведение Кая?
( он стал злым, всех передразнивал, но больше всего он обижал Герду)
— Какой дурной поступок он совершил самым первым?
(Обидел герду и сорвал розы)
-Эти розы были друзьями Кая и Герды, когда они дружили, они любили с ними играть и даже целовали их, но как только Кай изменился, он сломал обе розы и впервые обидел Герду. Подумайте, символом чего являются роза в этой сказке?
(символом безграничной любви и дружбы, а так же всего прекрасного)
Чтение следующего отрывка.
Вопросы по прочитанному отрывку:
— Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду?
(потому, что Кай уже стал плохим мальчиком, он никого не любил)
— Связано ли это с тем, что Кай стал жертвой осколков волшебного зеркала?
(Да, он стал таким из-за зеркала)
— А что случилось с сердцем Кая при встрече со Снежной Королевой?
( Его сердце замерзло полностью)
-Когда Кай первый раз увидел Снежную Королеву? Как он отреагировал?
(когда большая снежинка упала к нему на окно, он испугался)
— Какой показалась Каю Снежная Королева во второй раз?
(Очень красивой и умной)
-О чем это говорит? Почему Кай, уже не испугался, а даже потянулся к Снежной Королеве?
(Он стал ближе к ней по духу)
Дальнейшее чтение сказки.
— Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая? ( Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.)
Прием «Верю – не верю»
Кай и Герда жили в маленькой деревне.
Дети читали книжки и ухаживали за цветами.
Зеркало тролля имело необыкновенное свойство превращать все безобразное в прекрасное.
Занозы из странного зеркала делали людей злыми.
Заноза тролля попала через глаз в сердце мальчика, сделав его ледяным.
Кай стал непослушным, злым и насмешливым.
Снежная королева была удивительно безобразна?
Красота Снежной королевы стала для Кая верхом совершенства?
Составить сравнительную характеристику героинь.