Класс: 3
Презентация к уроку
Цели:
Оборудование: презентация, таблички с надписями: пьеса, драма, ремарки, поэт, редактор, переводчик, драматург, тесты, выставка книг, рисунки учащихся к сказке А. Волкова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Как называется раздел, который изучаем? (1 слайд)
Учащиеся зачитывают свои ответы на вопрос (задание 3 в тетради, с. 33).
Как называется сказка, которую читали на прошлом уроке?
К какому виду сказок она относится?
Игра «Доскажи словечко». (2 слайд)
– Мы сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» и вспомним героев этого произведения. Я буду читать стихи, а вы будете подбирать рифму, оканчивающую стишок.
Этот друг не утонет в воде,
Но может быстро погибнуть в огне. (Страшила)
(Иллюстрации героев сказки на доске.)
III. Речевая разминка.
(3 слайд)
IV. Повторение.
По жанру, какие произведения вошли в раздел, который мы изучаем?
Что такое сказки? (4 слайд)
Назовите признаки сказки? (5 слайд)
Перечислите виды сказок. Приведите примеры. (6 слайд)
V. Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса.
– Назовите жанры, которые встречались нам.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным жанром.
– Кто из вас был в театре?
– Что такое театр?
– Театр – это помещение, в котором представляют, показывают произведения.
Первые театры были построены в древней Греции.
– Какую из прочитанных сказок вы хотели бы увидеть в театре?
Какие спектакли вы уже видели?
– Прежде, чем ставят спектакль, пишут пьесу. А что такое пьеса?
Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ.
VI. Введение в тему урока (учебники закрыты).
– Прочитайте тему урока на доске. (7 слайд)
Как вы понимаете: сказка для театра?
– «Сказка про козла» – что о ней можно предположить по заглавию? (Наверное, сказка о животных.)
– А если её автор – С. Маршак? (Сказка для детей, в стихах, весёлая. ) (8 слайд)
С.Я. Маршак прожил 77 лет, 50 из них он отдал детям. За это время он написал так много стихов, песен, загадок, сказок,что если мы даже захотим их только перечислить, и то потребуется много- много времени. Всё, что есть в поэзии Маршака, пришло в неё из жизни, и всё это нужно вам для жизни.
Презентация «Знаем ли мы героев произведений С. Я.Маршака?» (9 слайд)
– Прочитайте авторский текст на с. 36. Перечислите признаки пьесы. (10 слайд)
VII. Работа с текстом до чтения.
– Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.)
– Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.)
– Чем интересен текст сказки? Как он записан?
– Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка.)
– Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.)
– Перелистайте страницы, рассмотрите другие иллюстрации.
– Предположите, какие события произойдут в сказке.
8. Работа с текстом во время чтения.
Инсценирование 1-го действия.
Вопросы после чтения:
— Кто действующие лица?
– Какие слова были не понятны? Какими вы представляете бабу и деда?
— Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный, а они старенькие, бездетные, им некому помочь.)
Что он умел делать?
Что удивило бабу и деда? (Козел умеет говорить и выполнять работу по дому.)
Прочитайте, как дед и баба относятся к козлу.
Действие 2 дети читают вслух по ролям.
Вопросы после чтения:
– Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.)
– А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный. )
– А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их грусть, горе надо передать при чтении.)
Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Зачитайте соответствующие строки.
Как эту грусть, горе покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?
Найдите соответствующие ремарки.
Чем закончилось второе действие?
IX. Закрепление.
1. Работа с иллюстрациями (с. 55-60).
Какие моменты действия отражены на этих иллюстрациях? (Нападение волков, поиски козла дедом и бабой.)
Какие черты внешнего облика, характера героев, отмеченные автором, удалось передать художнику? (Волки тощие и слабые, козел решительный и готовиться до конца, старики задумчивы и несчастны.)
Какие иллюстрации понравились больше других. Почему?
2. Беседа о смысле сказки, выполнение заданий в тетради.
а) 3адание 1, с. 34. (11 слайд)
(По смыслу к содержанию сказки подходят пословицы 2, 3, 4, 7, 8, 10.)
– Выберите и отметьте пословицы, которые соответствуют содержанию сказки.
– Какие пословицы вы отметили? Дома вы их запишите в таком порядке, чтобы получился план из пословиц.
б) 3адание 3, с. 34.
Можно обвести все 3 формулировки и добавить ещё, например: приятно получать благодарность, когда сделал доброе дело.
в) Проблемный вопрос.
– Чему учит эта сказка? Какие мысли скрыты между строк? (Надо уважать старость. В трудную минуту побеждает упорный и умный.)
г) Тест: (12слайд)
Проверка: (13слайд)
X. Подведение итогов.
XI. Домашнее задание.
(14 слайд)
Ремарки в Сказке про козла Маршака
Вряд ли в России найдётся хоть один человек, который не был бы знаком с творчеством детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Написанные им произведения стоят на книжных полках во всех домах, в которых есть маленькие дети. Такая любовь читателей объясняется тем, что Маршак искренне любил детей и большую часть своей жизни отдал им. Поэтому неудивительно, что многие его произведения были экранизированы. Среди них «Сказка про козла». Маршак в ходе её написания воспользовался приёмами, характерными для русских народных сказок.
Коротко об авторе
Будущий писатель родился в конце девятнадцатого столетия в Воронеже. Его отец был заводским техником и любителем-изобретателем. Поэтому он пытался привить детям любовь к знаниям. Он учил их ценить окружающий мир и людей. Маршак серьёзно увлёкся литературой в годы обучения в гимназии. На этом поприще его активно поддерживал учитель-словесник. Большую роль в судьбе Самуила Маршака сыграл критик и искусствовед В. Стасов. Он случайно познакомился с литературными произведениями юного Маршака и помог ему поступить в одну из петербургских гимназий.
В 1904 году состоялось его знакомство с М. Горьким. Маршак жил на его даче в Крыму. Это время он использовал для развития своего литературного дарования. Он читал книги, общался с интересными людьми, поправлял здоровье.
После возвращения в Петербург Самуил Маршак обучал детей, сотрудничал с литературными журналами. Спустя несколько лет он решил закончить образование. Для этого он уехал в Англию. Увлечение английскими балладами, легендами и их перевод на русский язык в будущем прославит его.
Возвращение на родину состоялось в 1914 году. В России Маршак продолжил свою литературную деятельность. Также он помогал детям, находящимся в трудном положении.
Именно Маршак стал первым сотрудником открытого М. Горьким Издательства детской литературы. Всё это время он занимался переводом и созданием собственных произведений. Они пользовались успехом у читателей. «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Сказка про козла» − Маршак создал эти и другие произведения специально для детей.
Жизнь известного писателя оборвалась в Москве в июле 1964 года.
«Сказка про козла»: краткое содержание
Пьеса-сказка Самуила Маршака рассказывает историю козла, которые долгие годы жил у деда с бабкой во дворе. Однажды он услышал, как хозяева жалуются на старость и немощность. Им уже тяжело вести хозяйство самостоятельно, а детей и внуков, которые могли бы помочь, нет. Тогда козёл предлагает им свою помощь. Дед с бабкой удивлены тем, что их козёл умеет разговаривать, но дают своё согласие.
Козёл готовит деду с бабкой обед, кормит их и укладывает спать. Пока старики засыпают, он поёт им колыбельную песню и прядёт. Потом он решает пойти в лес за грибами, поскольку с утра был дождь. В поисках грибов козёл заходит в чащу, где на него нападает семеро голодных волков. Завязывается потасовка, в ходе которой козёл успешно отбивается от своих многочисленных врагов. В этом момент он слышит голоса деда и бабки, которые зовут его. Они проснулись, увидели, что козла нет, и пошли его искать. Козёл пугает волков, рассказывает им, что его хозяин – человек суровый и он не будет с ними церемониться. Волки в страхе убегают. Дед с бабкой находят своего любимца, и они все вместе возвращаются домой.
Самуил Маршак «Сказка про козла»: действующие лица
В этом произведении десять персонажей. Дед и баба – люди преклонных лет, которые прожили долгую жизнь. У них не осталось сил вести хозяйство: ходить за водой, колоть дрова, топить печь, готовить еду, убирать в избе. Они сожалеют об отсутствии детей, которые бы могли взять на себя заботу о них.
Козёл – персонаж, который наделён рядом качеств, характерных для людей. Он умён, сообразителен, смел. Он может говорить, ходить на передних лапах, умеет готовить, колоть дрова, прясть.
Волки – отрицательные персонажи. Они голодны, злы, агрессивны. Однако их попытка съесть козла оборачивается против них. По ходу сюжета читатель видит, как они ссорятся друг с другом и отказываются подчиняться вожаку.
Роль ремарок в произведении
Многие читатели спрашивают о том, что такое ремарки. В «Сказке про козла», как и в других драматических произведениях, можно встретить фрагменты текста, которые прямо не относятся к сюжету. Эти авторские пометки и есть ремарки. Чаще всего они помещаются в скобки и уточняют место и время действия, интонацию, движение и выражение лица действующего лица.
Ремарки в «Сказке про козла» Маршака помогают читателю понять, где, когда и в какое время происходит действие, какие чувства испытывают герои. В тексте можно найти следующие авторские заметки:
— «заглядывает в окно»;
— «появляясь на пороге»;
— «ставит котёл в печь»;
— «кормит деда и бабу»;
— «оба плачут навзрыд»;
— «появляется из-за деревьев»;
Значение ремарок велико, поэтому читатель должен обязательно обращать на них внимание. Это относится не только к пьесе Самуила Маршака «Сказка про козла», но и к другим драматическим произведениям.
Экранизация
В 1960 году киностудия «Союзмультфильм» экранизировала произведение Самуила Маршака «Сказка про козла». Пятнадцатиминутный кукольный мультфильм с одноимённым названием был снят под руководством режиссёра Курчевского Вадима.
В 1983 году та же киностудия выпустила ещё один мультфильм с похожим сюжетом под названием «Жил у бабушки козёл». В основу сценария, написанного Корнеем Чуковским, была положена русская народная сказка.
Мнения читателей
Интересный сюжет, понятный юным читателям, типичные для русских народных сказок герои, яркая и выразительная речь, стихотворная форма – вот то, что привлекает детей на протяжении нескольких десятилетий.
«Сказка про козла», Маршак. Ремарки в «Сказке про козла» Маршака
Вряд ли в России найдётся хоть один человек, который не был бы знаком с творчеством детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Написанные им произведения стоят на книжных полках во всех домах, в которых есть маленькие дети. Такая любовь читателей объясняется тем, что Маршак искренне любил детей и большую часть своей жизни отдал им. Поэтому неудивительно, что многие его произведения были экранизированы. Среди них «Сказка про козла». Маршак в ходе её написания воспользовался приёмами, характерными для русских народных сказок.
Коротко об авторе
Будущий писатель родился в конце девятнадцатого столетия в Воронеже. Его отец был заводским техником и любителем-изобретателем. Поэтому он пытался привить детям любовь к знаниям. Он учил их ценить окружающий мир и людей. Маршак серьёзно увлёкся литературой в годы обучения в гимназии. На этом поприще его активно поддерживал учитель-словесник. Большую роль в судьбе Самуила Маршака сыграл критик и искусствовед В. Стасов. Он случайно познакомился с литературными произведениями юного Маршака и помог ему поступить в одну из петербургских гимназий.
В 1904 году состоялось его знакомство с М. Горьким. Маршак жил на его даче в Крыму. Это время он использовал для развития своего литературного дарования. Он читал книги, общался с интересными людьми, поправлял здоровье.
После возвращения в Петербург Самуил Маршак обучал детей, сотрудничал с литературными журналами. Спустя несколько лет он решил закончить образование. Для этого он уехал в Англию. Увлечение английскими балладами, легендами и их перевод на русский язык в будущем прославит его.
Возвращение на родину состоялось в 1914 году. В России Маршак продолжил свою литературную деятельность. Также он помогал детям, находящимся в трудном положении.
Именно Маршак стал первым сотрудником открытого М. Горьким Издательства детской литературы. Всё это время он занимался переводом и созданием собственных произведений. Они пользовались успехом у читателей. «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Сказка про козла» − Маршак создал эти и другие произведения специально для детей.
Жизнь известного писателя оборвалась в Москве в июле 1964 года.
«Сказка про козла»: краткое содержание
Пьеса-сказка Самуила Маршака рассказывает историю козла, которые долгие годы жил у деда с бабкой во дворе. Однажды он услышал, как хозяева жалуются на старость и немощность. Им уже тяжело вести хозяйство самостоятельно, а детей и внуков, которые могли бы помочь, нет. Тогда козёл предлагает им свою помощь. Дед с бабкой удивлены тем, что их козёл умеет разговаривать, но дают своё согласие.
Козёл готовит деду с бабкой обед, кормит их и укладывает спать. Пока старики засыпают, он поёт им колыбельную песню и прядёт. Потом он решает пойти в лес за грибами, поскольку с утра был дождь. В поисках грибов козёл заходит в чащу, где на него нападает семеро голодных волков. Завязывается потасовка, в ходе которой козёл успешно отбивается от своих многочисленных врагов. В этом момент он слышит голоса деда и бабки, которые зовут его. Они проснулись, увидели, что козла нет, и пошли его искать. Козёл пугает волков, рассказывает им, что его хозяин – человек суровый и он не будет с ними церемониться. Волки в страхе убегают. Дед с бабкой находят своего любимца, и они все вместе возвращаются домой.
Самуил Маршак «Сказка про козла»: действующие лица
В этом произведении десять персонажей. Дед и баба – люди преклонных лет, которые прожили долгую жизнь. У них не осталось сил вести хозяйство: ходить за водой, колоть дрова, топить печь, готовить еду, убирать в избе. Они сожалеют об отсутствии детей, которые бы могли взять на себя заботу о них.
Козёл – персонаж, который наделён рядом качеств, характерных для людей. Он умён, сообразителен, смел. Он может говорить, ходить на передних лапах, умеет готовить, колоть дрова, прясть.
Волки – отрицательные персонажи. Они голодны, злы, агрессивны. Однако их попытка съесть козла оборачивается против них. По ходу сюжета читатель видит, как они ссорятся друг с другом и отказываются подчиняться вожаку.
Самуил Маршак, создавая персонажей-животных, воспользовался приёмом, характерным для русских народных сказок. Их герои − представители животного мира — также были наделены чертами, присущими людям.
Роль ремарок в произведении
Многие читатели спрашивают о том, что такое ремарки. В «Сказке про козла», как и в других драматических произведениях, можно встретить фрагменты текста, которые прямо не относятся к сюжету. Эти авторские пометки и есть ремарки. Чаще всего они помещаются в скобки и уточняют место и время действия, интонацию, движение и выражение лица действующего лица.
Ремарки в «Сказке про козла» Маршака помогают читателю понять, где, когда и в какое время происходит действие, какие чувства испытывают герои. В тексте можно найти следующие авторские заметки:
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Пьеса — драматическое произведение. С.Я. Маршак. «Сказка про козла»»
Приветствие учителя и детей.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра “Доскажи словечко”.
“У Элли есть дружочек-крошка, а зовут его …” (Тотошка)
“Этот друг не утонет в воде,
Но может быстро погибнуть в огне…” (Страшила)
“Этот парень хоть куда,
Воды боится иногда.
В дороге он смелый, полезный,
Кто. ” (Дровосек железный)
2. Выставка рисунков по произведению А.Волкова “Волшебник Изумрудного города”.
Глава “Элли в плену у Людоеда”.
(Ответы детей учитель записывает на доске)
IV. Чтение авторского текста в учебнике “В одном счастливом детстве” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
1. Первичное (“медленное”) чтение.
— Подчеркните простым карандашом 3 главных вопроса Насти.
— Найдите соответствующие ответы папы.
2. Работа по содержанию текста.
Вопросы и задания после чтения:
— Прочитайте вопросы Насти и ответы папы (учащиеся находят ответы в тексте и затем прочитывают вслух).
— “А что это значит – как пьеса?”
— Что же такое пьеса? Ответы детей из текста учебника.
— Какие пьесы-сказки С.Я. Маршака вспоминают Настя и папа?
— Какую мы будем читать?
V. Чтение сказки “Про козла” С.Я. Маршака.
1. Работа до чтения:
— Какие вы читали сказки, где героем являются коза или козёл? (Дети перечисляют названия сказок: “Волк и семеро козлят”, “Лисица и козёл”, норвежская сказка “Коза – золотые рожки”)
— Какими мы их видим в сказках? (Ответы детей)
— Каким окажется Козёл в сказке С.Маршака? (Рассматривают иллюстрации в учебнике)
— Почему много волков? Какие они: добрые или злые?
— Чем же интересен текст сказки?
— Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка)
— Найдите и другие признаки пьесы-сказки (есть ремарки, текст разделён на действия).
2. Первичное чтение 1-го действия про себя.
3. Вопросы и задания после чтения:
— Назовите действующих лиц 1-го действия;
— Какими вы представляете деда и бабку?
— Почему Козёл стал им помогать?
— Что он умел делать?
4. Чтение по ролям 1-го действия.
Вопросы после чтения:
— Что удивило бабу и деда?
— Рассмотрите иллюстрации в книге (с. 52-53).
— Озвучьте их словами из сказки.
— Чем заканчивается 1-е действие?
— Что ожидает козла в лесу? (Встреча с волками)
6. Чтение 2-го действия по ролям (вслух) хорошо читающими учащимися.
Вопросы после чтения текста:
— Где происходит 2-е действие? (В лесу)
— Какими мы видим волков? (Голодными, злыми, трусливыми)
— Почему один Козёл смог побороть семерых волков? (Был отважен, силён, хитёр)
— Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Озвучьте соответствующими строчками из текста.
— Как эту грусть покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?
— Найдите соответствующие ремарки.
VI. Работа над текстом после чтения (в группах).
1. Работа с пословицами (задание 1, с. 29 в тетради на печатной основе).
— Выберите и запишите только те пословицы, которые соответствуют содержанию сказки.
2. проверка выполненной работы.
VII. Тест (прилагается).
VIII. Итог урока.
— Понравилась ли вам “Сказка про козла”?
— Почему её легко поставить на сцене?
— Чем сказка-пьеса отличается от обычной сказки?
— Кто же написал эту сказку-пьесу?
— Хотелось бы вам узнать больше о С.Я. Маршаке?
Сказка про козла (С.Маршак): читать онлайн с картинками
Стих (пьеса) Сказка про козла читать с картинками С. Маршака в одно удовольствие, он порадует вашего ребенка дошкольного и школьного возраста. Стихотворение Сказка про козла Маршака вы можете прочитать онлайн.
Поучительный стих для детей 4-5, 6-7, 8-9-10 лет, про удивительный дом для животных. На примере героев пьесы Маршак повествует детям не пасовать перед трудностями, потому что если человек умен и хитер, он всегда найдет способ преодолеть трудности. Она учит нас уважать старших, не боятся трусов, если ты смел, она учит тому, что смелый всегда победит, а вот трусливый сбежит, даже если на его стороне численное преимущество и острые зубы
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Дед.
Козел.
Баба.
Семь волков.
Пьеса Сказка про козла Маршак С.Я.
(входит в избу с вязанкой дров)
Что-то нынче стал я плох,
Слаб, ленив и нездоров.
Чуть донес вязанку дров.
Хорошо бы мне прилечь.
Затопи-ка, баба, печь.
Баба
Ох, и я совсем стара.
На покой и мне пора!
Жалко, сына нет у нас:
Он дровишек бы припас,
Да огонь в печи развел,
Да сварил бы шей котел.
Козел
(заглядывает в окно)
Здравствуй, баба, здравствуй, дед!
Я сварю для вас обед.
Кто к окошку подошел?
Баба
Аль не видишь? Наш козел.
Баба
Баба
Жил я, баба, много лет.
Видел, баба, белый свет.
А таких разумных слов
Не слыхал я от козлов.
Козел
(появляясь на пороге)
Слушай, баба, слушай, дед.
Я сварю для вас обед.
Щей таких вам наварю,
Что не снились и царю.
Где капуста, где котел?
(Ставит котел в печь.)
Дед и баба
Ай да умница козел!
Козел
Сколько сору на полу, —
Надо взяться за метлу!
Тут подмел и там подмел…
Баба
Ай да умница козел!
Козел
Я лениться не люблю —
Дров на завтра наколю.
Хоть оброс я бородой,
Ловко колются дрова.
Дед и баба
Ай да умница козел!
Сколько дров он наколол!
Козел
Сбегать по воду пора.
Дай-ка, баба, два ведра.
Дед и баба
Ай да умница козел!
Он и по воду пошел!
Баба
Побежал к реке задворками.
На бегу звенит ведерками.
Баба
Не козел у нас, а клад…
Погляди — идет назад.
Козел
Час обеденный пришел —
Накрывать пора на стол.
Сядьте рядом на скамью.
Накормлю вас, напою.
(Кормит деда и бабу.)
Баба, ешь, да не спеши!
Баба
Щи уж больно хороши!
Козел
А теперь совет такой:
Пообедав — на покой.
Вы поспите нынче всласть.
Я же тихо буду прясть.
И за пряжей вам спою
Я вам песенку спою,
Как мой дядюшка-козел
В огородники пошел,
В огородники пошел,
Всю капусту прополол.
Спишь ли, баба? Спишь ли, дед?
Петь вам песню или нет?
Видно, спят они давно…
Погляжу-ка я в окно.
Все с лукошками идет.
Нынче дождик был с утра —
Наберу грибов в лесу
(Берет лукошко и уходит.)
1-й волк
Я зубами щелк, щелк!
2-й волк
Пахнет мясом, серый волк!
3-й волк
Я давно не ел мясца!
4-й волк
Кабы встретилась овца!
5-й волк
Мне теленка бы унесть!
6-й волк
Мне — козлятники поесть!
7-й волк
Не зевай: идет козел!
Козел
В лес дремучий я забрел.
Заблудился… Нет дороги.
Волки
А, попался, длиннорогий!
Нас здесь семеро волков.
Вкусный ужин нам готов!
Козел
Для чего козел вам нужен?
Дам грибов я вам на ужин…
2-й волк
Нет, грибов мы не хотим.
Мы тебя, козел, съедим!
Козел
Как же баба, как же дед?
Кто же сварит им обед?
1-й волк