Ремарки в сказке про козла маршака

Сказки

Класс: 3

Презентация к уроку

Цели:

Оборудование: презентация, таблички с надписями: пьеса, драма, ремарки, поэт, редактор, переводчик, драматург, тесты, выставка книг, рисунки учащихся к сказке А. Волкова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Как называется раздел, который изучаем? (1 слайд)

Учащиеся зачитывают свои ответы на вопрос (задание 3 в тетради, с. 33).

Как называется сказка, которую читали на прошлом уроке?

К какому виду сказок она относится?

Игра «Доскажи словечко». (2 слайд)

Мы сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» и вспомним героев этого произведения. Я буду читать стихи, а вы будете подбирать рифму, оканчивающую стишок.

Этот друг не утонет в воде,
Но может быстро погибнуть в огне. (Страшила)

(Иллюстрации героев сказки на доске.)

III. Речевая разминка.

(3 слайд)

IV. Повторение.

По жанру, какие произведения вошли в раздел, который мы изучаем?

Что такое сказки? (4 слайд)

Назовите признаки сказки? (5 слайд)

Перечислите виды сказок. Приведите примеры. (6 слайд)

V. Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса.

Назовите жанры, которые встречались нам.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным жанром.

Кто из вас был в театре?

Что такое театр?

– Театр это помещение, в котором представляют, показывают произведения.

Первые театры были построены в древней Греции.

– Какую из прочитанных сказок вы хотели бы увидеть в театре?

Какие спектакли вы уже видели?

– Прежде, чем ставят спектакль, пишут пьесу. А что такое пьеса?

Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ.

VI. Введение в тему урока (учебники закрыты).

Прочитайте тему урока на доске. (7 слайд)

Как вы понимаете: сказка для театра?

«Сказка про козла» что о ней можно предположить по заглавию? (Наверное, сказка о животных.)

А если её автор С. Маршак? (Сказка для детей, в стихах, весёлая. ) (8 слайд)

С.Я. Маршак прожил 77 лет, 50 из них он отдал детям. За это время он написал так много стихов, песен, загадок, сказок,что если мы даже захотим их только перечислить, и то потребуется много- много времени. Всё, что есть в поэзии Маршака, пришло в неё из жизни, и всё это нужно вам для жизни.

Презентация «Знаем ли мы героев произведений С. Я.Маршака?» (9 слайд)

Прочитайте авторский текст на с. 36. Перечислите признаки пьесы. (10 слайд)

VII. Работа с текстом до чтения.

Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.)

Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.)

Чем интересен текст сказки? Как он записан?

Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка.)

Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.)

Перелистайте страницы, рассмотрите другие иллюстрации.

Предположите, какие события произойдут в сказке.

8. Работа с текстом во время чтения.

Инсценирование 1-го действия.

Вопросы после чтения:

— Кто действующие лица?

– Какие слова были не понятны? Какими вы представляете бабу и деда?

— Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный, а они старенькие, бездетные, им некому помочь.)

Что он умел делать?

Что удивило бабу и деда? (Козел умеет говорить и выполнять работу по дому.)

Прочитайте, как дед и баба относятся к козлу.

Действие 2 дети читают вслух по ролям.

Вопросы после чтения:

Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.)

А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный. )

А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их грусть, горе надо передать при чтении.)

Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Зачитайте соответствующие строки.

Как эту грусть, горе покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?

Найдите соответствующие ремарки.

Чем закончилось второе действие?

IX. Закрепление.

1. Работа с иллюстрациями (с. 55-60).

Какие моменты действия отражены на этих иллюстрациях? (Нападение волков, поиски козла дедом и бабой.)

Какие черты внешнего облика, характера героев, отмеченные автором, удалось передать художнику? (Волки тощие и слабые, козел решительный и готовиться до конца, старики задумчивы и несчастны.)

Какие иллюстрации понравились больше других. Почему?

2. Беседа о смысле сказки, выполнение заданий в тетради.

а) 3адание 1, с. 34. (11 слайд)

(По смыслу к содержанию сказки подходят пословицы 2, 3, 4, 7, 8, 10.)

Выберите и отметьте пословицы, которые соответствуют содержанию сказки.

Какие пословицы вы отметили? Дома вы их запишите в таком порядке, чтобы получился план из пословиц.

б) 3адание 3, с. 34.

Можно обвести все 3 формулировки и добавить ещё, например: приятно получать благодарность, когда сделал доброе дело.

в) Проблемный вопрос.

Чему учит эта сказка? Какие мысли скрыты между строк? (Надо уважать старость. В трудную минуту побеждает упорный и умный.)

г) Тест: (12слайд)

Проверка: (13слайд)

X. Подведение итогов.

XI. Домашнее задание.

(14 слайд)

Источник

Ремарки в Сказке про козла Маршака

Вряд ли в России найдётся хоть один человек, который не был бы знаком с творчеством детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Написанные им произведения стоят на книжных полках во всех домах, в которых есть маленькие дети. Такая любовь читателей объясняется тем, что Маршак искренне любил детей и большую часть своей жизни отдал им. Поэтому неудивительно, что многие его произведения были экранизированы. Среди них «Сказка про козла». Маршак в ходе её написания воспользовался приёмами, характерными для русских народных сказок.

Читайте также:  Рассказы об искусстве известных писателей

Коротко об авторе

Будущий писатель родился в конце девятнадцатого столетия в Воронеже. Его отец был заводским техником и любителем-изобретателем. Поэтому он пытался привить детям любовь к знаниям. Он учил их ценить окружающий мир и людей. Маршак серьёзно увлёкся литературой в годы обучения в гимназии. На этом поприще его активно поддерживал учитель-словесник. Большую роль в судьбе Самуила Маршака сыграл критик и искусствовед В. Стасов. Он случайно познакомился с литературными произведениями юного Маршака и помог ему поступить в одну из петербургских гимназий.

В 1904 году состоялось его знакомство с М. Горьким. Маршак жил на его даче в Крыму. Это время он использовал для развития своего литературного дарования. Он читал книги, общался с интересными людьми, поправлял здоровье.

После возвращения в Петербург Самуил Маршак обучал детей, сотрудничал с литературными журналами. Спустя несколько лет он решил закончить образование. Для этого он уехал в Англию. Увлечение английскими балладами, легендами и их перевод на русский язык в будущем прославит его.

Возвращение на родину состоялось в 1914 году. В России Маршак продолжил свою литературную деятельность. Также он помогал детям, находящимся в трудном положении.

Именно Маршак стал первым сотрудником открытого М. Горьким Издательства детской литературы. Всё это время он занимался переводом и созданием собственных произведений. Они пользовались успехом у читателей. «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Сказка про козла» − Маршак создал эти и другие произведения специально для детей.

Жизнь известного писателя оборвалась в Москве в июле 1964 года.

«Сказка про козла»: краткое содержание

Пьеса-сказка Самуила Маршака рассказывает историю козла, которые долгие годы жил у деда с бабкой во дворе. Однажды он услышал, как хозяева жалуются на старость и немощность. Им уже тяжело вести хозяйство самостоятельно, а детей и внуков, которые могли бы помочь, нет. Тогда козёл предлагает им свою помощь. Дед с бабкой удивлены тем, что их козёл умеет разговаривать, но дают своё согласие.

Козёл готовит деду с бабкой обед, кормит их и укладывает спать. Пока старики засыпают, он поёт им колыбельную песню и прядёт. Потом он решает пойти в лес за грибами, поскольку с утра был дождь. В поисках грибов козёл заходит в чащу, где на него нападает семеро голодных волков. Завязывается потасовка, в ходе которой козёл успешно отбивается от своих многочисленных врагов. В этом момент он слышит голоса деда и бабки, которые зовут его. Они проснулись, увидели, что козла нет, и пошли его искать. Козёл пугает волков, рассказывает им, что его хозяин – человек суровый и он не будет с ними церемониться. Волки в страхе убегают. Дед с бабкой находят своего любимца, и они все вместе возвращаются домой.

Самуил Маршак «Сказка про козла»: действующие лица

В этом произведении десять персонажей. Дед и баба – люди преклонных лет, которые прожили долгую жизнь. У них не осталось сил вести хозяйство: ходить за водой, колоть дрова, топить печь, готовить еду, убирать в избе. Они сожалеют об отсутствии детей, которые бы могли взять на себя заботу о них.

Козёл – персонаж, который наделён рядом качеств, характерных для людей. Он умён, сообразителен, смел. Он может говорить, ходить на передних лапах, умеет готовить, колоть дрова, прясть.

Волки – отрицательные персонажи. Они голодны, злы, агрессивны. Однако их попытка съесть козла оборачивается против них. По ходу сюжета читатель видит, как они ссорятся друг с другом и отказываются подчиняться вожаку.

Роль ремарок в произведении

Многие читатели спрашивают о том, что такое ремарки. В «Сказке про козла», как и в других драматических произведениях, можно встретить фрагменты текста, которые прямо не относятся к сюжету. Эти авторские пометки и есть ремарки. Чаще всего они помещаются в скобки и уточняют место и время действия, интонацию, движение и выражение лица действующего лица.

Ремарки в «Сказке про козла» Маршака помогают читателю понять, где, когда и в какое время происходит действие, какие чувства испытывают герои. В тексте можно найти следующие авторские заметки:

— «заглядывает в окно»;

— «появляясь на пороге»;

— «ставит котёл в печь»;

— «кормит деда и бабу»;

— «оба плачут навзрыд»;

— «появляется из-за деревьев»;

Значение ремарок велико, поэтому читатель должен обязательно обращать на них внимание. Это относится не только к пьесе Самуила Маршака «Сказка про козла», но и к другим драматическим произведениям.

Экранизация

В 1960 году киностудия «Союзмультфильм» экранизировала произведение Самуила Маршака «Сказка про козла». Пятнадцатиминутный кукольный мультфильм с одноимённым названием был снят под руководством режиссёра Курчевского Вадима.

В 1983 году та же киностудия выпустила ещё один мультфильм с похожим сюжетом под названием «Жил у бабушки козёл». В основу сценария, написанного Корнеем Чуковским, была положена русская народная сказка.

Мнения читателей

Интересный сюжет, понятный юным читателям, типичные для русских народных сказок герои, яркая и выразительная речь, стихотворная форма – вот то, что привлекает детей на протяжении нескольких десятилетий.

Источник

«Сказка про козла», Маршак. Ремарки в «Сказке про козла» Маршака

Вряд ли в России найдётся хоть один человек, который не был бы знаком с творчеством детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Написанные им произведения стоят на книжных полках во всех домах, в которых есть маленькие дети. Такая любовь читателей объясняется тем, что Маршак искренне любил детей и большую часть своей жизни отдал им. Поэтому неудивительно, что многие его произведения были экранизированы. Среди них «Сказка про козла». Маршак в ходе её написания воспользовался приёмами, характерными для русских народных сказок.

Коротко об авторе

Будущий писатель родился в конце девятнадцатого столетия в Воронеже. Его отец был заводским техником и любителем-изобретателем. Поэтому он пытался привить детям любовь к знаниям. Он учил их ценить окружающий мир и людей. Маршак серьёзно увлёкся литературой в годы обучения в гимназии. На этом поприще его активно поддерживал учитель-словесник. Большую роль в судьбе Самуила Маршака сыграл критик и искусствовед В. Стасов. Он случайно познакомился с литературными произведениями юного Маршака и помог ему поступить в одну из петербургских гимназий.

Читайте также:  Рассказы о войне в афганистане для детей

В 1904 году состоялось его знакомство с М. Горьким. Маршак жил на его даче в Крыму. Это время он использовал для развития своего литературного дарования. Он читал книги, общался с интересными людьми, поправлял здоровье.

После возвращения в Петербург Самуил Маршак обучал детей, сотрудничал с литературными журналами. Спустя несколько лет он решил закончить образование. Для этого он уехал в Англию. Увлечение английскими балладами, легендами и их перевод на русский язык в будущем прославит его.

Возвращение на родину состоялось в 1914 году. В России Маршак продолжил свою литературную деятельность. Также он помогал детям, находящимся в трудном положении.

Именно Маршак стал первым сотрудником открытого М. Горьким Издательства детской литературы. Всё это время он занимался переводом и созданием собственных произведений. Они пользовались успехом у читателей. «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Сказка про козла» − Маршак создал эти и другие произведения специально для детей.

Жизнь известного писателя оборвалась в Москве в июле 1964 года.

«Сказка про козла»: краткое содержание

Пьеса-сказка Самуила Маршака рассказывает историю козла, которые долгие годы жил у деда с бабкой во дворе. Однажды он услышал, как хозяева жалуются на старость и немощность. Им уже тяжело вести хозяйство самостоятельно, а детей и внуков, которые могли бы помочь, нет. Тогда козёл предлагает им свою помощь. Дед с бабкой удивлены тем, что их козёл умеет разговаривать, но дают своё согласие.

Козёл готовит деду с бабкой обед, кормит их и укладывает спать. Пока старики засыпают, он поёт им колыбельную песню и прядёт. Потом он решает пойти в лес за грибами, поскольку с утра был дождь. В поисках грибов козёл заходит в чащу, где на него нападает семеро голодных волков. Завязывается потасовка, в ходе которой козёл успешно отбивается от своих многочисленных врагов. В этом момент он слышит голоса деда и бабки, которые зовут его. Они проснулись, увидели, что козла нет, и пошли его искать. Козёл пугает волков, рассказывает им, что его хозяин – человек суровый и он не будет с ними церемониться. Волки в страхе убегают. Дед с бабкой находят своего любимца, и они все вместе возвращаются домой.

Самуил Маршак «Сказка про козла»: действующие лица

В этом произведении десять персонажей. Дед и баба – люди преклонных лет, которые прожили долгую жизнь. У них не осталось сил вести хозяйство: ходить за водой, колоть дрова, топить печь, готовить еду, убирать в избе. Они сожалеют об отсутствии детей, которые бы могли взять на себя заботу о них.

Козёл – персонаж, который наделён рядом качеств, характерных для людей. Он умён, сообразителен, смел. Он может говорить, ходить на передних лапах, умеет готовить, колоть дрова, прясть.

Волки – отрицательные персонажи. Они голодны, злы, агрессивны. Однако их попытка съесть козла оборачивается против них. По ходу сюжета читатель видит, как они ссорятся друг с другом и отказываются подчиняться вожаку.

Самуил Маршак, создавая персонажей-животных, воспользовался приёмом, характерным для русских народных сказок. Их герои − представители животного мира — также были наделены чертами, присущими людям.

Роль ремарок в произведении

Многие читатели спрашивают о том, что такое ремарки. В «Сказке про козла», как и в других драматических произведениях, можно встретить фрагменты текста, которые прямо не относятся к сюжету. Эти авторские пометки и есть ремарки. Чаще всего они помещаются в скобки и уточняют место и время действия, интонацию, движение и выражение лица действующего лица.

Ремарки в «Сказке про козла» Маршака помогают читателю понять, где, когда и в какое время происходит действие, какие чувства испытывают герои. В тексте можно найти следующие авторские заметки:

Источник

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Пьеса — драматическое произведение. С.Я. Маршак. «Сказка про козла»»

Приветствие учителя и детей.

II. Проверка домашнего задания.

1. Игра “Доскажи словечко”.

“У Элли есть дружочек-крошка, а зовут его …” (Тотошка)

“Этот друг не утонет в воде,
Но может быстро погибнуть в огне…” (Страшила)

“Этот парень хоть куда,
Воды боится иногда.
В дороге он смелый, полезный,
Кто. ” (Дровосек железный)

2. Выставка рисунков по произведению А.Волкова “Волшебник Изумрудного города”.

Глава “Элли в плену у Людоеда”.

(Ответы детей учитель записывает на доске)

IV. Чтение авторского текста в учебнике “В одном счастливом детстве” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

1. Первичное (“медленное”) чтение.

— Подчеркните простым карандашом 3 главных вопроса Насти.

— Найдите соответствующие ответы папы.

2. Работа по содержанию текста.

Вопросы и задания после чтения:

— Прочитайте вопросы Насти и ответы папы (учащиеся находят ответы в тексте и затем прочитывают вслух).

— “А что это значит – как пьеса?”

— Что же такое пьеса? Ответы детей из текста учебника.

— Какие пьесы-сказки С.Я. Маршака вспоминают Настя и папа?

— Какую мы будем читать?

V. Чтение сказки “Про козла” С.Я. Маршака.

1. Работа до чтения:

— Какие вы читали сказки, где героем являются коза или козёл? (Дети перечисляют названия сказок: “Волк и семеро козлят”, “Лисица и козёл”, норвежская сказка “Коза – золотые рожки”)

Читайте также:  Рассказ про капусту для детей

— Какими мы их видим в сказках? (Ответы детей)

— Каким окажется Козёл в сказке С.Маршака? (Рассматривают иллюстрации в учебнике)

— Почему много волков? Какие они: добрые или злые?

— Чем же интересен текст сказки?

— Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка)

— Найдите и другие признаки пьесы-сказки (есть ремарки, текст разделён на действия).

2. Первичное чтение 1-го действия про себя.

3. Вопросы и задания после чтения:

— Назовите действующих лиц 1-го действия;

— Какими вы представляете деда и бабку?

— Почему Козёл стал им помогать?

— Что он умел делать?

4. Чтение по ролям 1-го действия.

Вопросы после чтения:

— Что удивило бабу и деда?

— Рассмотрите иллюстрации в книге (с. 52-53).

— Озвучьте их словами из сказки.

— Чем заканчивается 1-е действие?

— Что ожидает козла в лесу? (Встреча с волками)

6. Чтение 2-го действия по ролям (вслух) хорошо читающими учащимися.

Вопросы после чтения текста:

— Где происходит 2-е действие? (В лесу)

— Какими мы видим волков? (Голодными, злыми, трусливыми)

— Почему один Козёл смог побороть семерых волков? (Был отважен, силён, хитёр)

— Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Озвучьте соответствующими строчками из текста.

— Как эту грусть покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?

— Найдите соответствующие ремарки.

VI. Работа над текстом после чтения (в группах).

1. Работа с пословицами (задание 1, с. 29 в тетради на печатной основе).

— Выберите и запишите только те пословицы, которые соответствуют содержанию сказки.

2. проверка выполненной работы.

VII. Тест (прилагается).

VIII. Итог урока.

— Понравилась ли вам “Сказка про козла”?

— Почему её легко поставить на сцене?

— Чем сказка-пьеса отличается от обычной сказки?

— Кто же написал эту сказку-пьесу?

— Хотелось бы вам узнать больше о С.Я. Маршаке?

Источник

Сказка про козла (С.Маршак): читать онлайн с картинками

Стих (пьеса) Сказка про козла читать с картинками С. Маршака в одно удовольствие, он порадует вашего ребенка дошкольного и школьного возраста. Стихотворение Сказка про козла Маршака вы можете прочитать онлайн.

Поучительный стих для детей 4-5, 6-7, 8-9-10 лет, про удивительный дом для животных. На примере героев пьесы Маршак повествует детям не пасовать перед трудностями, потому что если человек умен и хитер, он всегда найдет способ преодолеть трудности. Она учит нас уважать старших, не боятся трусов, если ты смел, она учит тому, что смелый всегда победит, а вот трусливый сбежит, даже если на его стороне численное преимущество и острые зубы

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Дед.
Козел.
Баба.
Семь волков.

Пьеса Сказка про козла Маршак С.Я.

(входит в избу с вязанкой дров)

Что-то нынче стал я плох,

Слаб, ленив и нездоров.

Чуть донес вязанку дров.

Хорошо бы мне прилечь.

Затопи-ка, баба, печь.

Баба

Ох, и я совсем стара.

На покой и мне пора!

Жалко, сына нет у нас:

Он дровишек бы припас,

Да огонь в печи развел,

Да сварил бы шей котел.

Козел

(заглядывает в окно)

Здравствуй, баба, здравствуй, дед!

Я сварю для вас обед.

Кто к окошку подошел?

Баба

Аль не видишь? Наш козел.

Баба

Баба

Жил я, баба, много лет.

Видел, баба, белый свет.

А таких разумных слов

Не слыхал я от козлов.

Козел

(появляясь на пороге)

Слушай, баба, слушай, дед.

Я сварю для вас обед.

Щей таких вам наварю,

Что не снились и царю.

Где капуста, где котел?

(Ставит котел в печь.)

Дед и баба

Ай да умница козел!

Козел

Сколько сору на полу, —

Надо взяться за метлу!

Тут подмел и там подмел…

Баба

Ай да умница козел!

Козел

Я лениться не люблю —

Дров на завтра наколю.

Хоть оброс я бородой,

Ловко колются дрова.

Дед и баба

Ай да умница козел!

Сколько дров он наколол!

Козел

Сбегать по воду пора.

Дай-ка, баба, два ведра.

Дед и баба

Ай да умница козел!

Он и по воду пошел!

Баба

Побежал к реке задворками.

На бегу звенит ведерками.

Баба

Не козел у нас, а клад…

Погляди — идет назад.

Козел

Час обеденный пришел —

Накрывать пора на стол.

Сядьте рядом на скамью.

Накормлю вас, напою.

(Кормит деда и бабу.)

Баба, ешь, да не спеши!

Баба

Щи уж больно хороши!

Козел

А теперь совет такой:

Пообедав — на покой.

Вы поспите нынче всласть.

Я же тихо буду прясть.

И за пряжей вам спою

Я вам песенку спою,

Как мой дядюшка-козел

В огородники пошел,

В огородники пошел,

Всю капусту прополол.

Спишь ли, баба? Спишь ли, дед?

Петь вам песню или нет?

Видно, спят они давно…

Погляжу-ка я в окно.

Все с лукошками идет.

Нынче дождик был с утра —

Наберу грибов в лесу

(Берет лукошко и уходит.)

1-й волк

Я зубами щелк, щелк!

2-й волк

Пахнет мясом, серый волк!

3-й волк

Я давно не ел мясца!

4-й волк

Кабы встретилась овца!

5-й волк

Мне теленка бы унесть!

6-й волк

Мне — козлятники поесть!

7-й волк

Не зевай: идет козел!

Козел

В лес дремучий я забрел.

Заблудился… Нет дороги.

Волки

А, попался, длиннорогий!

Нас здесь семеро волков.

Вкусный ужин нам готов!

Козел

Для чего козел вам нужен?

Дам грибов я вам на ужин…

2-й волк

Нет, грибов мы не хотим.

Мы тебя, козел, съедим!

Козел

Как же баба, как же дед?

Кто же сварит им обед?

1-й волк

Источник

Познавательное и интересное