Репродукции картин стихи рассказы в которых воплощены образы фантастики космоса вселенной

Сказки

Картины и стихи Геннадия Григорьевича Голобокова. Биография художника Геннадия Голобокова. Основоположник жанра «психологической фантастики» в живописи.

*На обложке картина Геннадия Голобокова «Труженики космоса».

Самодеятельный художник Геннадий Григорьевич Голобоков был хорошо известен любителям фантастики во второй половине прошлого века, благодаря публикациям его работ в советских журналах, а позже — демонстрациям на выставках. За четверть века он создал более двухсот полотен, множество рисунков и набросков, а еще — написал цикл проникновенных и глубоких по содержанию стихотворений. Но Голобоков — не просто художник и поэт. Это человек невероятной воли и мужества, в течение 26 лет совершавший ежедневный подвиг. Парализованный, прикованный к кровати он работал до изнеможения, чтобы полностью реализовать свои обширные творческие замыслы.

Детство и юность

Геннадий Голобоков родился в 1935 году в Саратовской области, в селе Малая Быковка Балаковского района. Он был с детства влюблен в небо и звезды, играл на скрипке и гармошке, писал стихи. Товарищам подросток часто говорил, что непременно станет астрономом. И еще — он постоянно рисовал: на уроках, переменах, после школы. Его рисунки, на которых были изображены товарищи, Волга, местные пейзажи, часто посылали на городские выставки.

Обычную жизнь прервал несчастный случай — юноша неудачно нырнул в воду с крутого берега и получил перелом шейного отдела позвоночника. В Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии была проведена сложнейшая операция, но ее итог оказался неутешительным — Геннадий Голобоков был обречен на полную неподвижность до конца жизни.

Борьба с судьбой

Процесс рисования для Геннадия Голобокова был одновременно счастьем и физической пыткой. Художник писал лежа на спине, подрамник размещался на его груди. Он не мог пользоваться обычным ластиком и твердым карандашом, поскольку сильный нажим был ему недоступен. Кисть приходилось брать сначала губами и только потом — пальцами. Руки быстро уставали, приходилось часто отдыхать. Геннадий мог дотянуться кистью только до середины холста, поэтому верхнюю часть получалось писать только на полотне, перевернутом вверх ногами. Он научился воспринимать композицию полотна с любой точки и объяснял это тем, что «космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой».

Работы раннего (реалистического) периода

Ранний период творчества Голобокова посвящен важным историческим моментам и природе. Сюжеты о войне сменяются полотнами о событиях, происходящих в родном городе и других местах необъятного Советского Союза. Балаков — молодежный город пяти комсомольских строек Союзного значения. Воодушевленный трудовым подвигом строителей художник пишет полотна об их героических буднях — «Элегия», «Рождение моря», «Строители пришли».

«Космическая эра» в творчестве Геннадия Голобокова

Несмотря на живой интерес к событиям, происходящим в Балакове, художник все больше уделяет внимания тематике. Именно в этой области полностью раскрылся его талант. Картины, посвященные будущему, написаны в стиле символизма. Для них характерны: простота композиции, строгая графичность изображения, яркие цвета, каждый из которых символизирует определенное понятие. Зеленый — жизнь, голубой — нежность, красный — борьбу, преодоление препятствий.

Танец с шаровой молнией

Собственное несчастье научило Геннадия Голобокова ценить торжество жизни и способность человека мужественно переносить тяжелые испытания. Теме одиночества и преодоления жизненных трудностей посвящены полотна «Один», «Чужое сердце», «Река времени», «На краю бесконечности».

Улетающая на столетия

Признание коллег и общественности

С 1958 года Геннадий Голобоков посылает свои работы на Всесоюзные выставки непрофессиональных художников. В 1968 году жюри Всесоюзного фестиваля присвоило ему звание лауреата, не имея никакого представления о его судьбе.

«О себе писать не буду, так как художественная ценность моих картин и стихов от этого не возрастает».

Художник запрещал распространять подробности его жизни, и особенно не любил фразу «прикован к постели». ограниченных физических возможностей Голобокову не всегда удавались безукоризненные технические приемы, но такие недочеты полностью компенсировала глубина мыслей, связанных с будущим человечества.

Парадокс времени. Отец и дочь

На картины Голобокова обратили внимание космонавты Л.Леонов, В.Севостьянов, П.Беляев, П. Попович и другие. Со многими из них у художника сложились дружеские отношения. А.Ленов писал:

«Его картины на космическую тематику, жизнеутверждающие, отличающиеся глубоким психологизмом, выполненные на хорошем профессиональном уровне, являются, на мой взгляд, заметным явлением в новом, „космическом“, направлении изобразительного искусства».

Два художественных полотна, подаренные американским астронавтам, хранятся в Хьюстоне, в космическом центре США.

Поэзия Геннадия Голобокова

Геннадий Голобоков — не только талантливый художник, но и поэт, пишущий глубокие проникновенные стихи. Поэтический цикл «Братья по разуму» дополняет картины, трансформируя силу художественные изображения в силу слова.

Плюс и минус. Два вечных полюса.
Два всего лишь. Почти пустяк.
Но из них вырастают, борются
Ложь и истина. Свет и мрак.
Ликование, страха гиканье,
Злая ненависть и, как бой,
Обнимающая вселенную
Человеческая любовь!
Плюс и минус.
От жизни к смерти.
Крестик маленький и черта.
Но без них и душа и сердце —
Абсолютная пустота…

Читайте также:  Рассказ о иконе казанской божьей матери для 4 класса

Смерть Геннадия Голобокова

Шли годы, и болезнь все больше подрывала организм художника. Приступы учащались и усиливались. Геннадий чувствовал, что его время на исходе, и работал при любой возможности, стараясь создать как можно больше художественных образов. Художник умер 17 мая 1978 года с карандашом в руках.

Итоги жизни этого мужественного человека кратко и емко подведены в журнале «Техника — молодежи»:

«Пожалуй, именно за Голобоковым можно признать приоритет зачинателя направления „психологической фантастики“ в живописи».

За свою недолгую жизнь Геннадий Голобоков создал десятки художественных полотен — глубоких и ярких символов человеческого мужества, получил признание известных художников, космонавтов и рядовых любителей научной фантастики. Этого незаурядного человека до сих пор помнят на его малой родине, а в городе Балаково, в местном выставочном зале, периодически выставляются его картины.

В 2008 году именем художника «Golobokov» была названа одна из открытых учеными малых планет (2008 WQ96).

Источник

Космическая тема в работах советских художников

Идея освоения человеком Вселенной не могла обойти стороной изобразительное искусство. Тема большая и красивая, живописных работ, с ней связанных, очень много, и многие из них прекрасны. Вот некоторые из них.

Таир Салахов. «Тебе, человечество!» 1961

Поскольку холст размером 180×594 см не умещался в мастерской Салахова, художник писал картину в помещении соседней школы. Символично, что эта работа впервые была выставлена 12 апреля 1961 года. Таир Салахов о своей работе: «Писал я это большое полотно размером два на шесть метров не по заказу, а по внутреннему, оптимистическому велению души. Мои предчувствия, как оказалось, опередили время: буквально в этот день все услышали сообщение о полете в космос Юрия Гагарина».

В том же 1961 году Александр Дейнека создал эскиз к мозаичному панно, которое должно было украсить московский Дворец съездов — «Покорители космоса». Дворец предполагалось украсить ещё несколькими большими мозаиками, объединёнными в цикл «Люди Страны Советов», который показывал бы историю СССР от гражданской войны до покорения космоса.

Александр Дейнека «Покорители космоса» 1961

Творчество советских художников передаёт ощущение сбывающегося счастья и того, что завтрашний день будет ещё лучше сегодняшнего. Это счастье человека-творца, созидателя и победителя.

А. Мазитов «Чайка» 1964. Холст, темпера. 169 x 264,5 см

Валентина Терешкова совершила полёт в космос в июне 1963 г. Картина «Чайка» была написана Амиром Мазитовым по горячим следам — в 1964 году. Терешкова занималась в Ярославском аэроклубе с 1959 по 1961 гг., и художник изобразил её на лётном поле с парашютом, картина пронизана предчувствием полёта.

Герои того времени — космические путешественники, учёные, первооткрыватели.

Леонид Тихомиров, ОльгаТихомирова «Во имя человечества»

Рубен Гевондян «Бюракан» 1971 (Бюракан — место, где расположена обсерватория в Армении)

В своей работе «Звёдный час» Рубен Гевондян вводит, подчёркивая связь времен, идущие от средневековья символы трёх стихий — водной, земной и воздушной, властелином которых стал человек на своем пути в космос.

Рубен Гевондян «Звёздный час» 1970-е

На картине Камиля Муллашева «Утро» запечатлен момент возвращения на Землю: спускаемый космический аппарат приземлился в казахской степи.

Камиль Муллашев «Юность» из триптиха «Земля и время» 1978

И конечно, главный герой времени:

В. С. Василенко «Юрий Гагарин»

Владимир Фельдман «Звёздам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин» 1961

Источник

Космические картины в обработке

В продолжение темы о первом выходе человека в космос.

Не все знают, что великий космонавт Алексей Архипович Леонов был еще и одаренным художником. Картины, написанные Алексеем Леоновым настолько реалистичны, что кажется, если бы оформить рамку в виде иллюминатора, можно каждый день любоваться космическими пейзажами. Вместе с коллегой по художественному ремеслу, Андреем Соколовым они, можно сказать, создали направление космической живописи.

Характерными сюжетами у Соколова были фантазийные планеты, а Леонов чаще рисовал более реалистичные сюжеты, основанные на собственном опыте.

А. Соколов В МИРЕ ДВУХ СОЛНЦ

А.Леонов ЛУННЫЙ ПИК

А.Леонов, А.Соколов. МАРСИАНСКИЙ ПОЛДЕНЬ

Открытый космос А.Леонова

А.Леонов, А.Соколов. В МАРСИАНСКОМ КРАТЕРЕ

Дальние миры А.Соколова

А.Леонов. «Планета в туманности IC443»

А.Леонов, А.Соколов «Солнечное затмение на Луне»

Внеземные цивилизации А.Соколова

А.Леонов. НА БЛИЖАЙШЕЙ К СОЛНЦУ ПЛАНЕТЕ

Если информация будет интересна, могу в комментариях дать ссылку на исходники

Найдены дубликаты

Исследователи космоса

8.3K постов 37.1K подписчиков

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу 🙂

с первой картинки и до конца, ассоциации с книгами Стругацких. А именно со страной багровх туч

«Не все знают, что великий космонавт Алексей Архипович Леонов был еще и одаренным художником. «

Читайте также:  Рассказ о любой партии россии

При его возрасте ответа можно и не дождаться.

Да, сформулировала ошибочно, подразумевала, что рисовал раньше. Не права. А, прошу прощения, что спорного в обработке? Я никаких изменений не вносила, попыталась оживить материал для современной цифровой среды. Думаю, что любому творцу будет приятно видеть, как его труды обретают вторую жизнь. Вряд ли вы обратили бы внимание на старые сканы открыток

Не забывайте указывать, что это лично ваше мнение, не приписывайте мне ваше, и на картинках указывайте, что чьё.

Очень понравилось, спасибо. Можно ссылки на исходники? Особенно понравилось «Солнечное затмение на Луне».

Написала плохо, имела ввиду, что рисовал давно. Не права )

Правда ли, что НАСА потратило миллион долларов на создание «космической ручки», а СССР обошёлся простым карандашом?

Вот уже несколько десятилетий популярна история о недалёких американских инженерах и их смекалистых советских коллегах. Мы проверили, имел ли место такой эпизод в космической гонке.

(Посты на эту тему уже публиковались на Пикабу но приведённые данные были неполными. Тэг «повтор» на ваше усмотрение)

Контекст. Легенда обычно имеет примерно следующий вид:
«Во время разработки космической программы НАСА столкнулась с проблемой: обыкновенные шариковые ручки не пишут в невесомости. И тогда агентство привлекло лучших учёных страны и потратило несколько миллионов долларов налогоплательщиков для того, чтоб разработать специальную «космическую ручку». Это чудо техники могло писать в невесомости и вакууме, на жаре и на морозе и вообще являлось лучшей ручкой времён и народов. А советское руководство тем временем снабдило своих космонавтов простыми и дешёвыми карандашами».

Как выясняется, с давних пор эта информация популярна и на Западе, где упоминается, к примеру, в эпизоде 2002 года сериала «Западное крыло». Что касается России, то один из вариантов истории долгое время входил в топ цитат на bash.org, другой попал в мемуары Михаила Хазина «Еврейское счастье». Не мог обойти подобную тему стороной и известный сатирик Михаил Задорнов, сопроводивший её своим коронным «Я всегда привожу в пример во время своих выступлений, насколько же развита соображалка у наших людей»:

Первый вопрос, который может возникнуть у читателя: почему не подходит обычная шариковая ручка? Дело в том, что её работа напрямую зависит от гравитации: чернила должны стекать из стержня на шарик, а с него — на бумагу. Однако в условиях невесомости никакая сила не толкает чернила к шарику — они просто свободно болтаются в стержне. По той же причине на Земле обычно довольно проблемно писать перевёрнутой или расположенной горизонтально шариковой ручкой. Поэтому вполне логично было бы воспользоваться простым карандашом как самым простым решением. Так почему же американцы до него не додумались? Или всё-таки додумались?

Не брезговали карандашами и в СССР. Например, Алексей Леонов, который в будущем стал настоящим художником, свой первый «космический» рисунок сделал 18 марта 1965 года, во время полёта на корабле «Восход-2». Космонавт использовал карандаши «Тактика», специально приспособленные для использования в космосе. Каждый карандаш крепился шнурком к столику, на котором рисовал космонавт.

Шнурки шнурками, однако и у тех, и у других организаторов полётов были серьёзные причины отказаться от использования карандашей. Графитовые экземпляры писали тонкими линиями, но представляли опасность, когда ломались. Плавая по кабине космического корабля, кусок графита мог попасть человеку в глаз или даже в механизм или электронику, вызвав замыкание или иные проблемы. Восковые же карандаши писали неточно и расплывчато, подобно мелкам. Кроме того, при их использовании отслаивался кусочек бумаги, потенциально порождая проблемы, аналогичные неприятностям от графита. В довершение ко всему и графит, и бумага прекрасно воспламеняются в насыщенной кислородом среде, а что такое пожар на борту, в НАСА узнали после трагедии с «Аполлоном-1».

И вот здесь на авансцену вышел неудачливый кандидат в президенты, но, как оказалось, вполне успешный изобретатель Пол Фишер. В 1965 году он запатентовал ручку, которая могла писать в жару и в холод, шариком вниз и вверх и даже под водой.

В отличие от большинства шариковых ручек, работа «Космической ручки» (Space Pen) Фишера не базировалась на силе тяжести. Вместо этого картридж находился под давлением азота, равным 35 фунтам на квадратный дюйм. Азот подталкивал чернила к шарику из карбида вольфрама. Чернила тоже были необычными: с тиксотропной (очень вязкой) консистенцией, которая защищала от испарения. Они начинали вести себя как жидкость, только когда шарик вращался, а в остальное время оставались неподвижными.

Последний факт может звучать досаднее, если узнать, что в 1960-е годы советский инженер Михаил Клевцов разработал аналогичную авторучку на основе давления азота и густых чернил, однако инновация была тогда проигнорирована ответственными чиновниками. А байку, судя по всем данным, придумали сами американцы ещё в 1960-е годы.

Читайте также:  Рассказ про куклу в дурном обществе

(Все так же максимум два поста в день, ни спама, ни рекламы)

Источник

Стихи про Космос, про Вселенную


В космосе так здорово!
Оксана Ахметова

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!

В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!

В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!

Мы дети Космоса.
А.Л.Чижевский

Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитными в одном,
Что в каждой точке мир весь мир сосредоточен…
И жизнь повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.

С мыслью о космосе (12 апреля)

Эта сказка стара как мир.
Мы летим, мы небесная сфера,
Но отсутствует командир,
Хотя много бортинженеров.

Хотя много средь нас врачей,
И исследователей — с избытком.
Что ж, Земля — котелок кислых щей
Или кружка с серьезным напитком?…

Может, мир — то что выберешь ты,
Кто вокруг, что с тобою рядом.
Если будешь сажать цветы,
То Земля скоро станет садом.

Мир летит в неизведанных снах,
Наш кораблик по кругу мчится.
Нет, весь мир стоит на слонах,
И выкармливает нас волчица.


Космос – вечность
Автор разыскивается

Космос – вечность, космос – поле
Для разумных славных дел.
В силах властной доброй воли
Сей возделывать удел.

Так, чтоб высоко над нами
Орбитальный бум настал,
Над морями и хребтами —
Мирный космос процветал.

Для земного населенья
Вдаль пора уже летать.
Космос – место расселенья
И ресурсов благодать.

Космос – вечность, космос – поле
В струях времени – реки.
По разумной, доброй воле
Прочь с орбиты “сорняки”!

“X – системы” и шпионов
Уберем с земных орбит,
В околоземных районах
Мир, наука воцарит.

Космос – вечность, космос – поле
Для разумных славных дел.
Верю! Хватит доброй воли,
Сей возделывать удел.


Космос

В космосе много планет,
Но игрушек там нет.
Среди планет есть одна
Единственная наша Земля.
В космосе огненные каметы
Летают как наши ракеты.
Звёзды сияют во тьме.
Может, есть жизнь на Луне?


Космос

Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.

На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, —
Что на странных тарелках летают.

Расспросить, как живётся им там,
Есть ли осень, зима или лето,
С какой целью всегда летят к нам –
На забытую Богом планету…

Все о чём-то мечтают всегда,
И стремятся чего-то добиться.
Только космос, увы, никогда
Не захочет наверно открыться…


На пороге Вселенной
Людмила Шакун

Я стою на пороге Вселенной,
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.
К звездам я прикасаюсь и,
Зеркальностью мира пленен,
Я могу неотступно годами
Ждать привета из бездны времен.
И теплом переполнено сердце:
Средь сугробов могучей тайги
Вижу поезд зеленый пришельцев,
Незнакомые слышу шаги.
Верю: в будущем,с космосом слиты,
Всю Галактику сможем пройти
Кто-то встретит свою Аэлиту,
Кто-то — звездных субстанций дожди.
А пока корабли на орбите
За витком совершают виток,
Я сплетаю фантастики нити
В многоцветный рассказов венок.

Космос.
Н. Цветкова

Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз.
Солнце — дневное светило
Ласково смотрит на нас.

Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.

Рвётся с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.

Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.

Братья по разуму. где вы?
Где дожидаетесь нас?
Может в созвездии Девы,
Может в созвездьи Пегас?


День Космонавтики
Махмуд Отар-Мухтаров

На небо ночью все смотрели?
Там отблеск праздника пылает
День космонавтики в апреле,
Двенадцатого, кто не знает.

Красавец месяц среди звёзд
Плывёт, как лодка по реке.
Провозглашу за космос тост,
Держа бокал в своей руке.

Пусть звёздный дождь в него нальётся,
Мерцаньем тайным ум пьяня.
Пусть счастье нас рукой коснётся,
В мир неизведанный маня.

Источник

Познавательное и интересное