Резиновая лодка паустовский вопросы к рассказу

Сказки

6 класс. Изложение на дистанционном обучении по рассказу Паустовского «Резиновая лодка». Карточка для самоподготовки

Внимательно прочитайте текст и подготовьтесь к изложению

Но больше всего Мурзик изводил нас попытками сгрызть все, что ему попадалось под руку.

Грыз Мурзик молча и долго. Изгрызенные и заму­соленные вещи он всегда сносил в чулан, где мы их и находили.

Так он сгрыз книжку стихов Веры Инбер, подтяж­ки Рувима и замечательный поплавок из иглы дико­браза.

Наконец Мурзик добрался и до резиновой лодки.

Он долго пытался ухватить ее за борт, но лодка была очень туго надута, и зубы скользили. Ухватить было не за что.

Мы в это время пили в саду чай, и не подозревали ничего плохого.

Мурзик лег, зажал пробку между лапами и завор­чал — пробка ему начинала нравиться.

Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он ее разгрыз, и тогда случилась совершенно страшная и невероятная вещь.

Густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапа­на, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапи­вы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряс­лись и худели на глазах.

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался тяжелым галопом через сад и прыгнул на березу. Оттуда он долго смотрел, как буль­кала странная лодка, выплевывая толчками послед­ний воздух.

После этого случая Мурзика наказали.

Задание: напишите изложение данного текста, начиная с абзаца «Наконец Мурзик добрался и до резиновой лодки»

Подготовка. Ответьте устно на вопросы:

Почему рассказ называется «Резиновая лодка»

О ком идет речь в рассказе?

Какие еще есть герои в этом рассказе? (Рувим Фраерман – писатель, друг К.Г.Паустовского. Написал повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви – известное произведение»

Как автор описывает поведение Мурзика? Сердятся люди на щенка?

Почему щенок изгрыз клапан лодки? Ответьте словами из текста.

Как описан этот процесс? Перечитайте и перескажите.

Что произошло, когда клапан был изгрызен? Перечитайте и перескажите.

Какой прием использует автор при описании случившегося: «лодка свистела, рычала…»?

С каким чувством описывает автор щенка?

Читали ли вы этот рассказ? Как Мурзик был наказан? (Прочитайте, узнайте)

Составьте план своего изложения.

Перечитайте еще раз, обращая внимание на пунктуацию и орфографию.

Перескажите текст два раза.

Проверьте, пользуясь орфографическим словарем.

Источник

Викторина по произведениям Паустовского с ответами, 3-4 класс

Литературная викторина для младших школьников. Рассказы К. Г. Паустовского

Вопросы

1. Назовите деревню, где жил Филька с бабкой из рассказа «Теплый хлеб». (Бережки.)

2. Назовите любимое выражение Фильки из рассказа «Теплый хлеб». («Да ну тебя!»)

3. Отчего наступил такой внезапный лютый мороз в рассказе «Теплый хлеб»? (Злорадный окрик Фильки, наотмашь ударил коня.)

4. Какое спасение от стужи придумал Филька, чтобы снять с себя вину, в рассказе «Теплый хлеб»? (Прорубить с ребятами лед у лотка мельницы, а значит, будут и мука, и вода, и всеобщее спасение.)

5. Назовите внучку деда Кузьмы из рассказа «Стальное колечко». (Варюша.)

6. Какое чудо принесет перстенек, если носить его на среднем пальце руки, из рассказа «Стальное колечко»? (Здоровье всем.)

7. Как звали старого воробья, живущего в избе Кузьмы, из рассказа «Стальное колечко»? (Сидор.)

8. За что низко поклонился Петя деревьям, шмелям, реке, птицам, рыбам и бобрам в рассказе «Дремучий медведь»? (Защитили Петю и телят от голодного медведя.)

9. Что подарил папа Маши маме в рассказе «Растрепанный воробей»? (Маленький букет цветов из тонкого стекла.)

10. Назовите разбойницу, воровавшую всё, что попадалось на глаза, из рассказа «Растрепанный воробей». (Седая ворона.)

11. Назовите имя растрепанного воробья из рассказа. (Пашка.)

12. В каком спектакле впервые танцевала мама Маши в рассказе «Растрепанный воробей»? («Золушка».)

13. Какой героический поступок совершил жук из рассказа «Похождения жука-носорога» в сражении с немцами? (Жук с налета ударил в глаз немца, стрелявшего в Петра, чем спас ему жизнь.)

14. Запах какой еды, жарившейся на сковороде, так привлек барсука, что он забыл про осторожность и обжег свой нос, в рассказе «Барсучий нос»? (Жареная картошка.)

15. Природное лекарство для обожженного носа барсука из рассказа «Барсучий нос». (Гнилой сосновый пень.)

16. Почему ласточки из рассказа «Сивый мерин», увидев человека на лугах, часами могут за ним летать? (Человек спугивает кузнечиков и жуков, и ласточки кормятся без всякой заботы.)

17. Из чего плетут лески для ловли рыбы местные жители из рассказа «Сивый мерин»? (Из конского волоса.)

18. Почему дед Ларион Малявин из рассказа «Заячьи лапы» так дорожит зайцем? (Заяц спас деда от лесного пожара.)

19. Сколько ребятам понадобилось времени, чтобы выследить рыжего кота, в рассказе «Кот-ворюга»? (Месяц.)

20. Какой приманкой Ленька, сын деревенского сапожника, вытащил кота из-под дома в рассказе «Кот-ворюга»? (Плотицей.)

21. Какой благородный и неожиданный поступок совершил рыжий кот, переставший воровать, в рассказе «Кот-ворюга»? (Негодовал, когда куры влезали на стол и воровали еду с тарелок; отучил кур воровать.)

22. Единственное, что мог сжевать в резиновой лодке Мурзик из рассказа «Резиновая лодка». (Резиновую пробку.)

23. Назовите цветок, который выделяет тепло и защищает растения от холода, из рассказа «Заботливый цветок». (Кипрей.)

25. Назовите кривоногую таксу из Москвы в рассказе «Жильцы старого дома». (Фунтик.)

26. Твердые привычки кота Степана из рассказа «Жильцы старого дома». (По утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц, точить когти на сгнившей скамье.)

27. Сварливый голенастый петух, которого Фунтик обходил стороной, из рассказа «Жильцы старого дома». (Горлач.)

28. Какими способностями обладала черная курица из рассказа «Жильцы старого дома»? (Летала, как ворона, дралась, по несколько часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать.)

29. Что так сильно привлекало лягушку, что она могла часами сидеть и приходилось щекотать ее палкой, чтобы очнулась и ушла, в рассказе «Жильцы старого дома»? (Яркий огонь керосиновой лампы.)

30. Каким узором были разрисованы ходики из рассказа «Жильцы старого дома»? (Пышными розанами и трилистниками.)

31. Назовите мастера музыкальной шкатулки из рассказа «Жильцы старого дома». (Гальвестон.)

Источник

Детский час

для детей и родителей

Отзыв о рассказе Паустовского «Резиновая лодка»

Главный герой рассказа Константина Паустовского «Резиновая лодка» — деревенский пес по кличке Мурзик. Летом Мурзик жил у городских рыбаков. У Мурзика были две вредные привычки – лаять на все непонятное для него и грызть вещи. Мурзик лаял на самовар, на часы-ходики, на примус и на кота по кличке Степан, который не обращал на Мурзика никакого внимания.

Читайте также:  Рассказ православный поучительный читать для детей

Вещи рыбаков Мурзик грыз всегда молча. Изгрызенные до основания предметы он стаскивал в чулан, где рыбаки потом их и находили. Проказы Мурзика оставались безнаказанными до тех пор, пока он не добрался до большой резиновой лодки.

Пока рыбаки пили чай в доме, Мурзик тщетно пытался ухватить лодку зубами за туго надутый борт. Зубы соскакивали с борта, и тогда Мурзик залез в лодку, где обнаружил резиновую пробку, которая удерживала воздух в лодке.

Мурзик молча принялся грызть эту пробку. Рыбаки пили в доме чай и не догадывались об опасности, угрожавшей лодке. Где-то через час пробка была разгрызена и тогда из лодки вырвалась тугая струя воздуха, которая подбросила Мурзика в воздух и швырнула его в кусты крапивы.

Шум выходящего из лодки воздуха напугал куриц, гуляющих по двору, и кота Степана, который от страха запрыгнул на дерево. Рыбаки наказали Мурзика за порчу лодки и, отправляясь на рыбалку, оставили его дома, привязанным веревкой к дереву. Пес долго извинялся за свой проступок. Он подметал хвостом землю и заглядывал людям в глаза, но на рыбалку его брать не стали.

Рыбаки отправились на дальнее озеро, за двадцать километров от деревни. А на третий день к ним прибежал Мурзик, волоча за собой обгрызенную веревку. Он радостно облизывал лица рыбаков и продолжал извиняться, виляя хвостом.

Пораженные тем, что собака сумела найти их по следам и преодолела при этом огромное расстояние, рыбаки простили пса и накормили его тушенкой. Домой они возвращались на лодке, и Мурзик плыл вместе с ними. Он сидел в лодке тихо, но изредка ворчал, боясь, что клапан опять ударит его воздухом.

Со временем Мурзик привык к лодке и приспособился в ней спать. А когда кот Степан тоже вознамерился забраться в лодку, Мурзик бесстрашно на него бросился, и кот больше к лодке не подходил.

Когда рыбаки в конце лета собрались возвращаться в город, они подарили Мурзика внуку лесника. Они так поступили, потому что Мурзик был деревенской собакой и не смог бы жить в городе.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Паустовского «Резиновая лодка» заключается в том, что преданней собаки нет существа. Двадцать километров — это не преграда настоящему псу. Но стоит иметь ввиду, что проказничать не надо и любые проказы рано или поздно заканчиваются наказанием. Пес Мурзик наказал себя сам, когда разгрыз пробку в надутой резиновой лодке. Струя воздуха была настолько сильной, что отбросила пса в заросли крапивы. Хороший перелет, но болезненный.

Рассказ Паустовского «Резиновая лодка» учит быть осторожным в обращении с опасными предметами. Пес Мурзик не знал, что резиновая лодка представляет для него опасность и поэтому он стал грызть ее. Но после того, как лодка ударила его воздухом, а рыбаки привязали напроказившего пса к дереву, Мурзик больше не пытался причинить вред лодке и даже охранял ее от кота Степана.

В рассказе мне понравился главный герой, настойчивый пес Мурзик, перегрызший веревку, которой он был привязан к дереву и пробежавший двадцать километров по лесу, чтобы вновь быть с рыбаками.

Какие пословицы подходят к рассказу Паустовского «Резиновая лодка»?

Всю ночь собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знает.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Была вина, да прощена.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Литературная викторина по произведениям К.Г. Паустовского

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской

области «Красносулинская школа-интернат №1»

КОНСТАНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА ПАУСТОВСКОГО

Литературная интеллектуально-познавательная викторина

по произведениям К.Г. Паустовского.

Цель: развитие познавательной и творческой активности воспитанников.

обобщить знания детей по произведениям К.Г. Паустовского.

развивать интеллектуальные способности воспитанников.

воспитывать в детях нравственные качества, милосердие и благодарность; умение наблюдать и восхищаться окружающей нас природой.

Чтение рассказов и сказок К. Паустовского, героями которых являются животные и люди («Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Барсучий нос», «Теплый хлеб», «Квакша», «Похождение жука-носорога», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Подарок»).

Рисование иллюстраций к произведениям К. Паустовского.

На занятиях внеклассного чтения мы с вами познакомились с выдающимся писателем, жившем в XX веке, которого нередко называют «певцом русской природы». (Слайд 1)

Догадались, о ком идет речь?

— Константин Георгиевич Паустовский… Творчество этого автора никого не оставляет равнодушным. Как вы думаете, почему?

— в своих произведениях он сердечно, просто, с большой теплотой изображал не только нашу природу, но и наш народ, нашу историю. Паустовского уже нет с нами, но его произведения по-прежнему интересны людям.

Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную викторину, которая поможет нам вспомнить талантливого человека, его самые лучшие, любимые многими произведения, и определить имена знатоков его жизни и творчества.

На литературной интеллектуально-познавательной викторине вас ждет много интересных конкурсов. За правильный ответ вы будете получать жетон. В нашей викторине победит тот, кто получит больше всего жетонов. Победителя ждет награда-сюрприз.

Прежде чем начать нашу интеллектуально-познавательную викторину я напомню правила поведения на ней.

Правила поведения на литературной интеллектуально-познавательной викторине:

• Вопросы надо слушать внимательно.

• Не перебивать друг друга.

• Если готов ответ, подними руку.

Ну, что готовы? Итак, начнем!

I конкурс «Лучший знаток биографии К.Г. Паустовского».

В каком городе родился К. Паустовский? (Москва)

Какой любимый учебный предмет был у К. Паустовского в гимназии? (география)

Какие профессии сменил К. Паустовский, прежде чем стать писателем? (вожатый трамвая, санитар, учитель, журналист)

Назовите основные темы произведений К.Г. Паустовского? Кто герои его рассказов и сказок? (писал о природе, животных, людях, о Родине)

Назовите 6 известных вам произведений (сказок и рассказов), написанных К.Г. Паустовским? («Стальное колечко», «Похождение жука-носорога», «Теплый хлеб», «Дремучий медведь», «Квакша», «Растрепанный воробей», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Подарок», «Резиновая лодка», «Заячьи лапы», «Грач в троллейбусе»)

Назовите имя друга К. Паустовского, о котором автор упоминает в своих рассказах? (Рувим Фраерман)

Читайте также:  Рассказ про симпсонов на английском 5 класс с переводом

II конкурс «Узнай произведение»

(зачитываются отрывки из произведений, по которым участники узнают и называют произведения)

Какой-то человек в грязном зеленом мундире прицелился в Петра из винтовки, но он с налета ударил этого человека в глаз. Человек пошатнулся, выронил винтовку и убежал. Он полетел следом за Петром, вцепился ему в плечи и слез в сумку только тогда, когда Пётр упал на землю…

На другой день Варюща поймала Сидора, завернула в платок и понесла в лес. Из-под снега торчал только самый кончик еловой ветки. Варюша посадила на ветку Сидора и попросила: ты поищи, поройся! Может, найдешь!

Звери часто видели, как он осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу. Один раз он даже попробовал лапой воду и заворчал. Вода была холодная и он раздумал переплывать реку. Не хотелось ему мочить…

Мы уверены были, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

— Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш – специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

III конкурс “Самый внимательный читатель»

(выбрать из 3 вариантов правильный ответ)

Вопросы к произведению «Похождения жука-носорога».

Источник

Резиновая лодка паустовский вопросы к рассказу

Цели:

В скобках приводятся ответы учащихся, обобщенных библиотекарем.

Ход занятия

Организационный момент.

Вступительная беседа библиотекаря.

Мы с вами познакомились с произведениями одного автора: «Воробушек», «Кот-ворюга», «Заботливый цветок», «Заячьи лапы». Помните, кто автор этих рассказов?

Что объединяет эти рассказы, о чём они? Паустовский удивительный писатель, он помогает нам лучше видеть, глубже понять, что происходит в душе другого. А этим «другим» может быть и человек, и птица, и зверь, и даже растение. Сегодня мы познакомимся с рассказом К. Паустовского «Резиновая лодка». (О природе: о птице, растениях, коте, зайце).

Какие задачи стоят перед нами, когда мы приступаем к чтению любого произведения?

(Понять героев: их характеры, настроение, взаимоотношения и понять отношение автора к своим героям).

Наш рассказ называется «Резиновая лодка». Можете догадаться по названию рассказа, о ком он и о чём он будет? (Действие будет разворачиваться вокруг резиновой лодки).

Чем резиновая лодка отличается от обычной? (Резиновую лодку можно надуть и закрыть отверстие пробкой).

Библиотекарь читает первую часть рассказа.

Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.

Купили мы ее еще зимой в Москве, но с тех пор не знали покоя. Больше всех волновался Рувим. Ему казалось, что за всю его жизнь не было такой затяжной и скучной весны, что снег нарочно тает очень медленно и что лето будет холодным и ненастным.

Рувим хватался за голову и жаловался на дурные сны. То ему снилось, что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру и лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным бульканьем; то снился пронзительный разбойничий свист – это из лодки, распоротой корягой, стремительно выходил воздух, и Рувим, спасаясь, суетливо плыл к берегу и держал в зубах коробку с папиросами.

Страхи прошли только летом, когда мы привезли лодку в деревню и испытали ее на мелком месте, около Чертова моста.

Десятки мальчишек плавали около лодки, свистели, хохотали и ныряли, чтобы увидеть лодку снизу.

Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.

Белый мохнатый щенок с черными ушами – Мурзик – лаял на нее с берега и рыл задними лапами песок.

С какими героями знакомит нас автор?

– Каким вы представляете себе друга автора Рувима, где он живёт? Что любит?( Он живет в деревне, любит природу, добродушным, ворчливым, мечтательным).

– Прочитайте его страхи и опасения.

– Как реагировали на появление лодки деревенские мальчишки? Прочитайте об этом.

– Чем могла испугать резиновая лодка Мурзика? (Незнакомая вещь, «серая и толстая, похожая на черепаху»).

– Как вы думаете, что будет дальше?

Чтение 2 части рассказа библиотекарем.

Это значило, что Мурзик разлаялся не меньше, чем на час. Коровы на лугу подняли головы и все, как по команде, перестали жевать.

Бабы шли через Чертов мост с кошелками. Они увидели резиновую лодку, завизжали и заругались на нас.

– Ишь, шалые, что придумали! Народ зря мутится!

После испытания дед, по прозвищу «Десять процентов”, щупал лодку корявыми пальцами, нюхал ее, ковырял, хлопал по надутым бортам и сказал с уважением:

– Воздуходувная вещь!

После этих слов лодка была признана всем населением деревни, а рыбаки нам даже завидовали.

Но страхи не прошли. У лодки появился новый враг – Мурзик.

Почему бабы завизжали и заругались, увидев лодку? (Всё новое пугает)

– Как назвал лодку Дед? Прочитайте.

Какие ещё выражения вызвали у вас улыбку?

– Прочитайте предложение которое указывает на дальнейшее развитие событий. («У лодки появился новый враг Мурзик»).

Чтение 3 части.

Мурзик был недогадлив, и потому с ним всегда случались несчастья: то его жалила оса, и он валялся с визгом по земле и мял траву, то ему отдавливали лапу, то он, воруя мед, измазывал им мохнатую морду до самых ушей, к морде прилипали листья и куриный пух, – и нашему мальчику приходилось отмывать Мурзика теплой водой.

Но больше всего Мурзик изводил нас лаем и попытками сгрызть все, что ему попадалось под руку.

Лаял он преимущественно на непонятные вещи: на черного кота Степана, на самовар, на часы-ходики.

Кот сидел на окне, тщательно мылся и делал вид, что не слышит назойливого лая. Только одно ухо у него странно дрожало от ненависти к Мурзику. Иногда кот взглядывал на щенка скучающими наглыми глазами, как будто говорил Мурзику:

Читайте также:  Рассказ о новогодних чудесах 2 класс

– Отвяжись, а то так тебя двину.

Тогда Мурзик отскакивал и уже не лаял, а визжал, закрыв глаза. Кот поворачивался к Мурзику спиной и громко зевал. Мурзик не унимался.

Грыз Мурзик молча и долго. Изгрызенные и замусоленные вещи он всегда сносил в чулан, где мы их и находили.

Какую характеристику даёт автор Мурзику? (Недогадливый)

– Как вы думаете, почему Мурзик был недогадлив?(Он маленький, неопытный)

– Прочитайте, к чему приводила его неопытность.

– В чём проявляется любопытство щенка? (Попытка сгрызть, попробовать «на зуб» всё, что ему попадалось)

– Какие отношения были у Мурзика с котом Степаном?

– Сравните характеры кота и щенка. (Щенок – любопытный, озорной, всё время лающий. Кот степенный, спокойный, только дрожащим ухом выражающий свою ненависть к Мурзику.)

Чтение 4 части.

Наконец Мурзик добрался и до резиновой лодки. Он долго пытался ухватить ее за борт, но лодка была очень туго надута, и зубы скользили. Ухватить было не за что. Тогда Мурзик полез в лодку и нашел там единственную вещь, которую можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух.

Мы в это время пили в саду чай и не подозревали ничего плохого. Мурзик лег, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.

Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он ее разгрыз, и тогда случилась совершенно страшная и невероятная вещь. Густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух.

Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах. Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался тяжелым галопом через сад и прыгнул на березу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплевывая толчками последний воздух.

Расскажите, как Мурзик расправился с резиновой лодкой и что из этого вышло?

– Прочитайте описание этой «страшной и невероятной вещи», которая произошла с лодкой и Мурзиком?

– Как по вашему поступят с Мурзиком хозяева лодки? (Накажут)

Чтение 5 части.

После этого случая Мурзика наказали. Рувим нашлепал его и привязал к забору.

Мурзик извинялся. Завидев кого-нибудь из нас, он начинал подметать хвостом пыль около забора и виновато поглядывать в глаза. Но мы были непреклонны – хулиганская выходка требовала наказания.

Мы скоро ушли за двадцать километров, на Глухое озеро, но Мурзика не взяли. Когда мы уходили, он долго визжал и плакал на своей веревке около забора. Нашему мальчику было жаль Мурзика, но он крепился.

На Глухом озере мы пробыли четыре дня.

На третий день ночью я проснулся оттого, что кто-то горячим и шершавым языком вылизывал мои щеки.

Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слез Мурзикину морду.

Как наказали Мурзика? (Привязали к забору)

– Что чувствовал щенок? (Свою вину)

– В чём это выражалось? Прочитайте.

– Докажите, что Мурзик не только недогадливый, любопытный, умный, но и преданный пёсик?

– Прочитайте, что чувствовал он, добежав до рыбаков. (Усталость и потрясение)

Чтение 6 части.

Я разбудил всех. Мальчик засмеялся, потом заплакал и опять засмеялся. Мурзик подполз к Рувиму и лизнул его в пятку – в последний раз попросил прощения. Тогда Рувим раскупорил банку тушеной говядины и накормил Мурзика. Мурзик сглотал мясо в несколько секунд. Потом он лег рядом с мальчиком, засунул морду к нему под мышку, вздохнул и засвистел носом. Мальчик укрыл Мурзика своим пальто. Во сне Мурзик тяжело вздыхал от усталости и потрясения.

Я думал о том, как, должно быть, страшно было, такому маленькому щенку бежать через ночные леса, вынюхивая наши следы, сбиваться с пути, скулить, поджав лапу.

Когда мы возвращались с Глухого озера, мы посадили Мурзика в резиновую лодку. Он сидел тихо, расставив лапы, искоса посматривал на клапан, вилял самым кончиком хвоста, но на всякий случай тихо ворчал. Он боялся, что клапан опять выкинет с ним какую-нибудь зверскую штуку.

После этого случая Мурзик быстро привык к лодке и всегда спал в ней.

Однажды кот Степан залез в лодку и тоже решил там поспать. Мурзик храбро бросился на кота. Кот со страшным шипом, вылетел из лодки, больше к ней не подходил, хотя ему иногда и очень хотелось поспать в ней. Кот только смотрел на лодку и Мурзика из зарослей лопухов завистливыми глазами.

Лодка дожила до конца лета. Она не лопнула и ни разу не напоролась на корягу.

Что ещё вы узнали о Мурзике из этой части? (О храбрости щенка)

– О каких чувствах пишет автор? (Радость, нежность, любовь к маленькому живому существу)

– Какие чувства испытал мальчик, если он «засмеялся, потом заплакал и опять засмеялся»?

– Чем закончилась история Мурзика и резиновой лодки?

– Прочитайте, как Мурзик привыкал к лодке.

– Как он защищал своё право на лодку?

Рассказы учащихся с опорой на иллюстрации

Какой эпизод вам больше всего понравился?

– А что показалась смешным?

– Давайте ещё раз прочитаем слова, характеризующие героев.

(Данный словарь вывешивался в течение занятия по мере выявления черт характера героя).

Рувим: добродушный, ворчливый, боязливый.

Мальчишки: весёлые, любопытные, смелые.

Мурзик: недогадливый, любопытный. Умный, храбрый, смелый, преданный.

Степан: степенный, спокойный.

– А кто увидел все эти душевные качества героев? (Автор)

– С каким чувством относится Паустовский к своим героям? (С чувством доброты, юмора и любви)

– Давайте прочитаем, что советует нам автор, чтобы мы с добротой относились ко всему живому.

(Чтение учащимися высказывания Паустовского).

«В каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее. А подчас и поэтическое. Всё вокруг нас полно поэзии. Ищите её». К. Паустовский.

И своим произведением Паустовский помогает нам, читателям, понять и полюбить всё живое и вырастить в своём сердце доброту, видеть поэзию жизни.

Источник

Познавательное и интересное