Роль нервной системы в поведении собак

Собаки

Нервно-физиологические основы поведения собак

Для того чтобы правильно строить отношения с собакой и успешно заниматься дрессировкой, необходимо понимать ее психофизиологические особенности, то есть специфику высшей нервной деятельности.

Высшей нервной деятельностью (ВНД) академик И. П. Павлов называл работу больших полушарий головного мозга по установлению связи организма с окружающей средой.

Физиологической основой высшей нервной деятельности являются индивидуально приобретенные, или условные, рефлексы. Он доказал, что каким бы сложным ни казалось поведение животного, оно имеет вполне определенную материальную причину и является результатом деятельности нервной системы. Учение о высшей нервной деятельности дает возможность разработать научно обоснованную методику дрессировки собак.

Наивысшего развития нервная система достигает у позвоночных животных, особенно у млекопитающих. Их нервная система подразделяется на центральную, периферическую и вегетативную.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система образована разветвлением нервных стволов (нервов), расходящихся от спинного и головного мозга по всему организму. Нервные стволы состоят из чувствительных (центростремительных) и двигательных (центробежных) нервных волокон.

Вегетативная нервная система является частью общей нервной системы и регулирует деятельность внутренних органов.

Характерной особенностью строения нервной системы млекопитающих является то, что у них сильно развиты большие полушария головного мозга.

Сопоставив относительную величину тела и массы мозга у различных позвоночных животных, мы увидим следующее: у рыб это соотношение составляет 1:5668, у земноводных — 1:1321, у птиц — 1:212, а у собаки (представителя млекопитающих) — 1:37. Масса головного мозга собаки колеблется в среднем от 54 до 125 г. В головном мозгу млекопитающих, в том числе и собак, различают следующие основные части (отделы): конечный мозг, промежуточный, средний, задний, состоящий из зрительных бугорков и мозжечка, и продолговатый. Конечный мозг, имеющий вид двух больших полушарий, достигает наивысшего развития только у млекопитающих. У низших позвоночных (рыб, лягушек и т. д.) он развит очень слабо. Степень развития конечного мозга имеет весьма важное значение для поведения животных и их дрессировки.

Главной и основной работой больших полушарий является установление сложных взаимоотношений организма с окружающей средой. При этом особое значение имеет кора головного мозга, расположенная на поверхности больших полушарий.

Большую роль в поведении животных играет промежуточный мозг, Он регулирует все прирожденные действия животного, которые называют инстинктами.

Для того чтобы в процессе дрессировки сознательно воздействовать на поведение собаки и правильно применять те раздражители, благодаря которым вызываются необходимые реакции, дрессировщик должен знать основные законы нервной деятельности собаки.

Проявление определенных реакций у собаки связано со следующими закономерностями нервной деятельности. Чтобы организм реагировал на определенный раздражитель, он должен его воспринять посредством чувствительных нервных окончаний, или рецепторов. Определенный рецептор воспринимает конкретный раздражитель: тепловой, световой, запаховый, механический, звуковой, Рецепторы, воспринимающие изменения внутри организма, расположены во внутренних органах и мышцах.

При восприятии раздражителей осуществляется трансформация энергии внешнего раздражения в нервные импульсы, которые анализируются в определенной зоне коры полушарий головного мозга, где осуществляется более тонкое уточнение раздражителей.

Рецепторы, нервы, проводящие сигнал в кору головного мозга, и зона коры полушарий головного мозга составляют анализатор, то есть орган, обеспечивающий восприятие и различение раздражителей.

В процессе жизнедеятельности в естественных условиях на организм могут оказывать воздействие одновременно многие раздражители. Благодаря анализированию ответная реакция появляется только на жизненно важные в данный момент раздражители. При этом возникает временно господствую щий рефлекс, в то время как другие рефлексы тормозятся.

Итак, раздражения, идущие из окружающей среды, воспринимаются животным с помощью органов чувств и по чувствительным центров стремительным нервам передаются в центральную нервную систему. Здесь они переключаются на двигательные (центробежные) нервы, которые связаны с мышцами и железами, выполняющими определенную работу.

Например, пища, попадающая в рот собаки, раздражает окончания чувствительного вкусового нерва, заложенного во вкусовых сосочках языка (орган чувств), По этому нерву раздражение передается в центральную нервную систему (продолговатый мозг), где переключается на двигательный нерв, связанный со слюнной железой. В ответ на раздражение эта железа начинает усиленно выделять слюну. Ответное действие (реакция) организма на раздражитель, происходящее при участии нервной системы, называется рефлексом (отраженным действием). Рефлекс является своеобразной формой связи организма с внешней средой и всегда обусловлен конкретными причинами. Он протекает без участия зачаточного мышления собаки и всегда биологически полезен, так как направлен на сохранение жизни. Если при восприятии и оценке раздражителя внешней и внутренней среды он был оценен анализатором как несущественный, то ответная реакция затормаживается.

Нервный путь, по которому проходит раздражение от нервных окончаний, находящихся в органе чувств, по чувствительному нерву до ЦНС спинного или головного мозга и от него по двигательному нерву до мышц или желез, называется рефлекторной дугой.

Рефлекс является основным принципом работы нервной системы. Рефлексы следует различать по качеству и сложности. Все рефлексы собаки подразделяются на безусловные и условные.

Безусловными называются врожденные рефлексы, стойко передающиеся по наследству. Они проявляются у каждой собаки (выделение слюны при виде мяса, сосательный рефлекс у щенка, половой рефлекс и пр.).

Условными называются рефлексы, которые приобретаются в процессе жизни, то есть определенные ответные действия организма, выработанные при определенных условиях (узнавание пищи по запаху, выполнение действия по команде и пр.).

Безусловные рефлексы проявляются по определенным закономерностям. Они отличаются большим постоянством. На определенный раздражитель всегда следует определенный безусловный рефлекс. Например, если около глаза собаки взмахнуть рукой, обязательно возникает рефлекс мигания; если слегка наступить на одну лапу собаки, она отдернет ее; если в пасть вложить кусочек мяса, возникает слюнный рефлекс. Таким образом, в основе рефлекторной деятельности лежат потребности, от которых зависит, на какой внешний раздражитель ответит организм, последует ли ответ вообще.

Читайте также:  Порода собаки маленькая черная гладкошерстная

Все эти рефлексы представляют собой одиночные ответы организма на тот или иной раздражитель и являются простыми рефлексами. Для дрессировки собак основное значение имеют сложные безусловные рефлексы, или инстинкты, являющиеся прирожденной основой поведения собаки. В отличие от простых безусловных рефлексов, сложные безусловные рефлексы состоят из цепи простых. В сложном безусловном рефлексе (инстинкте) действие одного рефлекса становится раздражителем для другого, В основе такого поведения лежат различные соотношения нервных и гормональных факторов.

Формы и степень проявления инстинктов зависят как от физиологического состояния организма, так и от влияния внешней среды. Благодаря этому проявление инстинктов у взрослой собаки всегда осложнено приобретенным опытом. Опыт накапливается вследствие подражания щенков поведению взрослых собак, в дальнейшем каждая особь пополняет свой опыт самостоятельно.

В поведении собак различают четыре основных рефлекса, или реакции: ориентировочную, пищевую, оборонительную и половую.

Ориентировочной реакцией называется рефлекс, возникающий в результате действия на собаку новых раздражителей. Благодаря этой реакции собака знакомится с новой обстановкой или незнакомым раздражителем. В процессе приспособления организма к окружающей среде, а также во время дрессировки этот рефлекс усложняется, и животное выполняет усложненные действия (поиск ушедшего хозяина, розыск по следу и т. д.), ориентируясь в определенных условиях. Ориентировочный рефлекс выражается в движении глаз, повороте ушных раковин или всего туловища по направлению к раздражителю, в принюхивании, прислушивании. В зависимости от характера действующего раздражителя ориентировочная реакция сменяется обычно игровым, пищевым, оборонительным рефлексами или (при многократном и продолжительном воздействии неактуального для организма раздражителя) может угаснуть.

Пищевая реакция-рефлекс проявляется у голодной собаки, в особенности при наличии пищевых раздражителей. Она побуждает собаку искать и поедать пищу. Проявление пищевого рефлекса имеет большое практическое значение при дрессировке. На основе этой реакции собак используют для санитарной службы. В период дрессировки для этих целей приучение собаки к необходимым действиям основано на пищевом раздражителе.

Оборонительная реакция-рефлекс служит защитой от неблагоприятных воздействий или нападения и проявляется в двух формах: активно-оборонительной и пассивно-оборонительной. Проявление активно-оборонительной реакции (злобность) обеспечивает использование собак в караульной, сторожевой и розыскной службах.

Пассивно-оборонительная реакция (трусость) отрицательно влияет на дрессировку и работу собак. Трусливая собака медленно привыкает к дрессировщику, ее работоспособность резко снижается под воздействием посторонних незнакомых раздражителей (выстрел, шум).

Половая реакция-рефлекс возникает при половом возбуждении и обеспечивает размножение собак. Половой рефлекс не используется при дрессировке непосредственно, но имеет большое косвенное значение. Специальные исследования и практический опыт показывают, что самки, как правило, поддаются дрессировке несколько легче, чем самцы, однако в процессе работы самцы оказываются более выносливыми. Сильно выраженная половая реакция (особенно у самцов) отрицательно сказывается на дрессировке.

Ориентировочная, оборонительная, пищевая и половая реакции-рефлексы у различных собак проявляются неодинаково и зависят от наследственности, физиологического состояния организма, а также влияния окружающей среды (в том числе и воспитания).

Исследования показали, что оборонительная реакция передается в известной степени по наследству. Однако форма ее проявления (активная или пассивная) зависит от окружающей среды, в частности от воспитания. Установлено, что щенки, воспитанные в условиях изоляции, в отличие от щенков, воспитанных на свободе, при наличии различных раздражителей окружающей среды проявляют характерную трусливость. Становится ясно, какое огромное значение для последующего поведения взрослой собаки имеет воспитание щенков. Проявление сложных реакций-рефлексов зависит также и от общего физиологического состояния собаки (голод, течка, болезнь и пр.). Например, у каждой голодной собаки пищевая реакция более резко выражена, чем у сытой, у щенной суки при наличии щенков оборонительная реакция очень часто проявляется в активной форме, если даже ранее эта собака была пассивной. В данном случае активно-оборонительная реакция направлена на защиту потомства и имеет большое жизненное значение.

Реакция, проявляющаяся у собаки в наиболее сильной степени, называется преобладающей. Постоянные, сильно выраженные преобладающие реакции имеют большое значение для дрессировки собак, от них зависит возможность применения собаки в различных службах и выбор направленности специального курса дрессировки.

Собаку с сильно выраженной активно-оборонительной реакцией (злобностью) лучше всего использовать в караульной службе. Если у собаки преобладает пищевая реакция, которая обычно сопровождается доверчивостью к людям, дающим ей пищу, то ее желательно использовать для служб связи, миннорозыскной, санитарной и пр.

Ориентировочная реакция должна быть хорошо выражена у каждой собаки, предназначенной для служебного использования, однако ее резкое проявление нежелательно, так как оно отвлекает собаку при дрессировке. Сильно выраженная половая реакция также отрицательно влияет на дрессировку.

Источник

Восточноевропейская овчарка \»ВЕО-Служебная собака\»

Восточноевропейская овчарка, Собаки, дрессировка собак, щенки овчарки, электронные ошейники для собак, антилай ошейники для собак

Часовой пояс: UTC + 4 часа

Роль нервной системы в поведении и дрессировке собак

постоялец

Зарегистрирован: 06-09-07, 22:46
Сообщения: 142
Откуда: Москва

Отдельные главы из книги Гельберта М. Д. «Физиологические основы поведения и дрессировки собак»

Для того, чтобы сделаться хорошим дрессировщиком, необходимо ясно и прочно усвоить основные понятии зоорефлексологии. (Дуров В.Л., 1933)
Употребив с умом и толком те способности, которыми одарена собака, человек пользуется от нее значительными услугами. (Мачеварианов П.М,, 1876)

Известно, что собака является древнейшим домашним животным, а потому давно служит спутником и участником человеческой жизни. За длительный период совместного с человеком существования (30-40 тыс. лет) сфера использования собак все более расширялась. В результате выполняемые ими работы условно можно объединить в следующие комплексы: охота, защита и охрана, пастьба животных, военная область, связь, транспорт, розыск, спасание и помощь в повседневной жизни, сценическое искусство. Да и просто собака давно стала членом многих семей, доставляя людям удовольствие и сглаживая разные проявления дискомфорта.

Перечисленные примеры использования собак являются результатом общего воспитания и специального тренинга.
Осуществляется это путем направленного формирования их поведения, основанного на соответствующих врожденных способностях. Например, защитно-караульная служба основана на стремлении к охране собственной территории со всем, что на ней находится. Разыскная работа основана на способности к тонкому различению многих запахов. Использование собак на охоте связано с их стремлением к добыванию корма.

В любом случае воспитание и тренинг заключаются в выработке, поощрении, развитии и закреплении желательного повеления и запрещении, подавлении и исправлении нежелательного. В целом под поведением понимается комплексная влешиевидимая реакция организма на внешние и внутренние воздействия, а различные способы управления поведением путем научения навыкам называются дрессировкой.

Собака служит типичным примером идеального объекта дрессировки благодаря своим природным особенностям. К ним можно отнести следующее:

1. В связи с высокой социализацией собака в большей степени в сравнении с другими домашними животными ориентирована на человека. Сохранив от своих диких предков стайный уклад жизни, собака подчиняется более сильной особи, например, человеку, разумеется, если он поставил себя лидером по отношению к ней.

2. Отличная работа анализаторов и, как следствие, тонкое проявление чувств собакой значительно облегчает общение с ней, в том числе дрессировку.

3. Достаточно высокое развитие нервной системы выражается в относительно быстром формировании связей между нервными центрами, задействованными в процессе дрессировки. Это проявляется, как правило, в адекватных восприятии и выполнении команд.

4. В большинстве случаев указанные нервные связи длительно сохраняются при соблюдении благоприятных условий. Это свидетельствует о хорошей памяти у собак, что повышает эффективность дрессировки и вообще упрощает общение с ними. Но при этом необходимо учитывать, что результаты неблагоприятных условий тоже запоминаются, затрудняя любое общение с собакой.

5. Большое значение имеет и достаточно выраженная эмоциональность ее поведения, которая может играть и положительную, и отрицательную роль в выработке и осуществлении навыков.

В основе перечисленных природных особенностей собак лежат физиологические процессы, в том числе нервная деятельность. В адекватных условиях, т.е. соответствующих нормальному состоянию животного, эти процессы обеспечивают выработку желательного и препятствуют формированию нежелательного поведения и даже позволяют избавиться от последнего, если оно приобрелось раньше.

Однако в неадекватных условиях, т.е. не соответствующих нормальному состоянию животного, физиологические процессы могут затруднять выработку желательного и способствовать формированию нежелательного поведения. И тогда усложняется общение с собакой, в том числе дрессировка, снижается ее эффективность. Кроме того, животное может подвергнуться нервному срыву и даже представлять опасность для других собак и людей. Поэтому знание и правильное использование физиологических основ поведения являются обязательными для нормального общения с собаками, в том числе успешной дрессировки.

Исходя из всего сказанного, рассматриваются физиологические процессы и условия, которые обусловливают желательное и нежелательное поведение, заболевания нервной системы и патологическое поведение собак, а также рассматриваются физиологические механизмы их предупреждения и устранения.

ГЛАВА 1

РОЛЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПОВЕДЕНИИ И ДРЕССИРОВКЕ СОБАК

Известно, что нервная система, управляющая функциями организма, работает по принципу рефлекса, т.е. отражения. Под ним понимают ответ организма на раздражение с участием ее центральных отделов (ЦНС): головного и спинного мозга.

Иными словами, рефлекс является единицей нервной деятельности с ее составляющими: возбуждением и торможением. Материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга — путь прохождения нервного импульса (возбуждения). Она работает следующим образом: чувствительное окончание, рецептор, воспринимает и преобразует раздражение в нервный импульс, который идет по центростремительному (афферентному) нерву в нервный центр (НЦ). В нем полученный сигнал преобразуется в сигнал-команду, который подается по центробежному (эфферентному) нерву в орган-исполнитель, например, в мышцу. Собственные (проприо) рецепторы мышцы воспринимают ее новое состояние как результат ответа на поступившую команду и преобразуют сигналы этого нового состояния тоже в нервный импульс (возбуждения), который по нерву обратной связи приходит в НЦ, сообщая о выполнении его команды (обратная афферентация). По способам и источникам формирования рефлексы бывают врожденными (видовыми, безусловными, БР) и приобретенными (индивидуальными, как результат обучения, условными, УР). Для формирования и выполнения БР достаточны низшие (внекорковые) отделы ЦНС. Для формирования и выполнения УР необходимы ее высшие (корковые) отделы. УР вырабатываются на основе БР следующим образом.

Отсюда следует чисто практическое правило любого воздействия на собаку (поощрение или запрещение и т. д.): оно должно, во-первых, нормально восприниматься ею и, во-вторых, стимулировать ее ответ в нужном для человека направлении. Адекватное (желательное) поведение собаки во всех случаях и видах общения с ней обеспечивается нормальной работой нервной системы как совокупности рефлекторных дуг. Такая работа возможна только при целостности их элементов и полной реализации ими своих способностей. Как частный случай определим, как работает центральная часть рефлекторной дуги, т.е. рассмотрим свойства НЦ. Одновременно приведем примеры наиболее рациональных действий человека в целенаправленном общении с собакой и его эффективности в связи со свойствами НЦ.

2. Облегчение. После каждого прохождения возбуждения в НЦ облегчается прохождение последующего возбуждения. На этом свойстве НЦ основан любой тренинг: эффективность выполнения команды повышается при ее повторении.

3. Трансформация. Очень высокие сила и ритм пришедшего в НЦ возбуждения понижаются до уровня его собственных силы и ритма. Тем самым предохраняется, например, мышца, управляемая этим НЦ, от перегрузки. Очень низкие сила и ритм пришедшего в НЦ возбуждения, наоборот, повышаются. Тем самым поддерживается тонус управляемой им мышцы, т»е. ее постояйное напряжение. В результате в обоих случаях формируются условия для проявления нормальных двигательных реакций.

6. Суммация возбуждений — пространственная (следствие конвергенции) и временная. Возбуждения, приходящие к НЦ по нескольким нервам одновременно или по одному нерву последовательно, суммируются, вызывая усиленный ответ. Например, при подаче собаке одной и той же команды в визуальном, звуковом и тактильном вариантах ее эффективность увеличивается. При подаче одного и того же обучающего сигнала несколько раз последовательно его суммарный эффект тоже повышается.

7. Дивергенция (расхождение) — возбуждение по одному нерву поступает к нескольким НЦ. Например, как по зрительному, так и по слуховому нерву — в четверохолмие (средний мозг) и в таламус (промежуточный мозг). Первая структура обеспечивает ориентировочные зрительный и слуховой рефлексы, вторая — грубую оценку их объекта. Оба действия составляют элемент любого обучения.

8. Окклюзия (запирание, затруднение). Представим, что по нерву А приходит возбуждение в нейроны №1-3 первого НЦ и №4 второго НЦ, а по нерву Б — в нейроны №4-6 второго НЦ и №3 первого НЦ. При поступлении сигналов одновременно в оба НЦ по нервам А и Б сигналы, пришедшие в нейроны №3 и 4, объединяются. В результате на пришедшее возбуждение отвечают 6 нейронов: №1-3 и 4-6. При неодновременном поступлении сигналов в те же НЦ по нервам А и Б на них отвечают 8 нейронов: №1-4 и 3-6, т.е. большее их количество. Например, одновременная подача собаке команды «Сидеть!» и нажим на круп менее эффективны на начальном этапе выработки соответствующего навыка, чем при неодновременном их предъявлении, но, конечно, с таким интервалом, чтобы между слуховым и двигательным НЦ наиболее быстро образовалась связь.

До сих пор говорилось о возможных способах работы отдельных НЦ, которые в целостном организме функционируют совместно. Поэтому упорядоченное, слаженное функционирование ЦНС, как совокупности НЦ, осуществляется путем координации элементов ее деятельности, т.е! процессов возбуждения и торможения. Рассмотрим виды такой координации.

Источник

Роль нервной системы в поведении собак

Нейроны бывают сенсорными (чувствительными), которые проводят нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему; двигательными, передающими импульсы от центральной нервной системы к исполнительным органам, и вставочными (промежуточными), которые связывают между собой два других нейрона.

Нервные волокна отличаются степенью возбуждения и проводимости. Время прохождения нервного импульса от периферии тела к головному мозгу (и обратно) составляет приблизительно 30 миллисекунд.

Центральная нервная система

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного мозга (кора больших полушарий головного мозга, мозжечок, средний, промежуточный, продолговатый мозг), находящегося в черепной коробке, и спинного мозга, расположенного в спинномозговом канале позвоночного столба. ЦНС не только защищена костной тканью, но еще покрыта тремя мозговыми оболочками: твердой, контактирующей с костной тканью, паутинной и мягкой мозговой оболочкой, непосредственно контактирующей с нервной тканью. Эти оболочки, а также гематоэнцефалический барьер между кровью и тканью мозга, препятствующий проникновению в нее антигенов и антител, присутствующих в крови, защищают ЦНС от ударов, внешних воздействий и внутренних агрессий. Такая защита жизненно необходима, так как нейроны не регенерируются и при любом повреждении не восстанавливаются.

Мозжечок отвечает за равновесие и координацию движений.

Периферическая нервная система

Периферическая нервная система состоит из нервных волокон, образующих нервы, которые, симметрично разветвляясь, распределяются по всему телу. Чувствительные нервы передают сенсорную информацию от периферии к интегрирующим центрам ЦНС, а двигательные (моторные) нервы передают нервные импульсы, генерирующиеся в центральной нервной системе, к внутренним органам. Многие нервы содержат одновременно двигательные и чувствительные волокна.

Вегетативная нервная система

Нервная система вовлечена в процессы контроля многих заболеваний и результатов взаимодействия лекарственных веществ. Нарушения бывают весьма разнообразными, и для их понимания требуется очень хорошее знание их связи с нервной системой.

Слух собаки

Собаки слышат в два раза лучше человека. Их ухо способно воспринимать звуки в 2,5 раза более высокой частоты, чем человеческое. Собаки могут даже слышать ультразвуки, чем объясняется эффективность ультразвуковых свистков для подзыва. Они очень хорошо различают звуки, и потому быстро обучаются понимать значения слов, хотя тон голоса и жесты также важны.

Уши собаки

Орган слуха собаки состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха.

Внутреннее ухо разделено на два отдела, каждый из которых выполняет разные функции. Улитка преобразует звуковые волны в нервные импульсы, поступающие в мозг через слуховой нерв. В костных полукружных каналах содержатся чувствительные рецепторы, снабженные волосками, которые реагируют на изменение положения головы и регулируют равновесие тела.

Ушную раковину иннервируют несколько нервов, в том числе блуждающий, который замедляет работу сердца. Когда уши купируют, этот нерв возбуждается, что может вызвать осложнение при проведении анестезии. В настоящее время купирование запрещено во многих странах. Оно уже не считается обязательным требованием стандарта породы и не является необходимым для участия собаки в выставках.

Вкусовое восприятие

Как возникают вкусовые ощущения

Вкус воспринимается благодаря вкусовым сосочкам, расположенным на слизистой оболочке языка, неба и глотки. У собак этих вкусовых рецепторов в пять-шесть раз меньше, чем у человека. Во вкусовых сосочках находятся окончания языкоглоточного и язычного нервов, которые передают нервные импульсы в головной мозг. Механизм появления этих сигналов аналогичен тому, который действует при восприятии запаха: они возникают в результате воздействия растворенных в слюне химических веществ, входящих в состав корма, на вкусовые рецепторы.

Источник

Читайте также:  Последовательность действий при укусе собаки
Познавательное и интересное