Литературное чтение. 1 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 1 класс
Урок 63. «С. Михалков. «Трезор». Р. Сеф. «Кто любит собак»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Ответственность; забота; любовь к животным.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
— Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс, авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В
Цели: познакомиться с произведениями С. Михалков. «Трезор». Р. Сеф. «Кто любит собак».
Задачи: обучиться правильному, выразительному чтению; развить умения понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; тренировать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать ответственность и внимательное отношение к животным.
Ожидаемые результаты: на уроке мы научимся выразительно читать произведение, отражая его настроение; сможем высказывать свое мнение о прочитанном; определять главную мысль текста; узнаем, как важно любить и ценить своих домашних питомцев; научимся внимательно относиться к своим переживаниям, вызванным восприятием окружающего мира и мира животных; сформируем представления о добре и зле.
Основное содержание урока
Сегодня мы продолжим изучать черты характера, в частности, о любви к животным. Первое стихотворение написано Сергеем Михалковым и называется «Трезор». Давайте прочитаем его:
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора.
И поэтому щенок
Перепортил всё, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного!
Как интересно автор описал поведение щенка, оставленного дома одного! Если у Вас когда-нибудь был маленький щенок, Вы согласитесь, что щенки точь-в-точь такие, как в стихотворении: шалуны и милые разбойники. Но самое главное, что мы можем понять из этого произведения – конечно же, чувства хозяев щенка. Как они переживают! Ощущается, что они даже чувствуют свою вину за то, что оставили такого малыша дома одного. Это показывает глубокое чувство ответственности хозяев за своего питомца. Ведь когда мы берем в свой дом животных, мы становимся не просто владельцами, которые должны лишь вовремя кормить и выводить на прогулку зверушку. Мы становимся их друзьями! Почти что родителями, особенно если это еще совсем крохотный детеныш. Мы отвечаем за его здоровье, благополучие и комфорт в нашем доме. Поэтому оставляя по необходимости такого малыша одного, мы обязаны проследить, чтобы в его окружении не оставалось никаких опасных предметов – острых ножей, бытовой химии, вредных растений. И конечно же нужно проконтролировать, чтобы у него всегда была еда и вода. Вся эта забота и предусмотрительность и называется ответственностью за своего домашнего любимца.
Второе стихотворение принадлежит писателю Роману Сефу и называется «Кто любит собак»:
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может
Любить
И козла, и осла,
Вовек не сделает зла.
В своем произведении автор утверждает, что те люди, которые любят животных, сами по себе добрые. С такой позицией трудно не согласиться. Ведь когда мы искренне любим, заботимся и желаем добра всем тем, кто меньше и слабее нас, будь то маленький котенок, букашка или же даже ребенок, мы обогащаем свой внутренний мир, становимся чуткими, ответственными, внимательными и духовно очень сильными!
Берегите и цените животных, ведь чувство любви к ним делает вас Человеком!
Проект «Мой питомец»
Подготовьте проект о своем домашнем питомце или любимом животном. Запишите тему своего проекта, загрузите картинку или фотографию питомца и напишите о нем маленькое стихотворение.
Тема проекта: ______________________________
Изображение и стихотворение:
Разбор типового тренировочного задания
Книги Романа Сефа
Книжка-картинка включает стихотворение Романа Сефа «Человечек в коробке», проиллюстрированное художницей Никой Гольц. Для детей дошкольного возраста.
Красочно иллюстрированная книжка содержит стихи Романа Сефа. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Большая книга своеобразных стихов талантливого автора. Например: Вначале не было слова, // Вначале не было Бога, // Не было никакого // Ослепительного чертога, // А просто стоял подрамник, // На нем был натянут холст, // И гениальный художник //
Увлекательный рассказ о двенадцати животных, которые пришли к Будде и в итоге стали символизировать названия определенного года? Год Быка, Год Дракона. Книжка-игрушка с окошками и двигающимся колесом зверей.
В книгу включены сборник стихов «Алло, это море?», «Необычный пешеход», «Ну и ну!», пересказы и переводы с чешского, албанского, английского. Издание содержит огромное количество иллюстраций.
В издании представлены стихи для детей на русском и английском языках. Стихотворения сопровождаются нотами (музыка И.Катаева, М.Минкова).
Цветная книжка-альбом, заполняя которую, ребенок учится саморефлексии, учится наблюдать за собой и другими, развивает навыки и умения.
Книжка с веселыми стишками для детей младшего школьного возраста.
Прекрасно иллюстрированное издание. Для чтения взрослыми детям.
Стихи. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Художник В.Малинковский.
Рассказы о герое гражданской войны Григории Котовском.
?Кто вечно хнычет И скучает, Тот ничего не замечает??
Для детей дошкольного возраста предлагается красочно иллюстрированная книжка-игрушка со звуковым модулем. В ней можно не только прочитать увлекательные стихи и посмотреть яркие рисунки, но и послушать народную песенку «Водичка». Книга с вырубкой. Книжка-игрушка работает от 1 батарейки напряжением 3V типа CR2032 (входит в комплект).
Стихи для чтения взрослыми детям.
В этой уникальной книге собраны самые известные сказки Маршака, Чуковского и Сефа с авторскими иллюстрациями легендарного художника и дизайнера книжек-игрушек Лии Майоровой. Приятным сюрпризом для малышей станут объёмные 3D-картинки в начале и в конце книги. Почти шестьдесят лет назад книги Лии Майоровой перевернули издательский мир и распахнули двери в сказочный театр книги детям всего мира. Книж.
Сеф роман кто любит собак
Роман (Роальд) Семенович СЕФ родился 6 октября 1931 года в Москве, на Сивцевом Вражке. Родители Сефа стали жертвами сталинских репрессий. В 1937 году отца расстреляли, мать десять лет провела в лагерях. В 19 лет Сеф был арестован, год пробыл в одиночке, потом его отправили в Казахстан, где он провел 5 лет за колючей проволокой, чудом выжил.
Роман Семенович окончил Литературный факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Первая книжка собственных стихов для детей – «Шагают великаны» вышла в 1962 году. К.И. Чуковский написал о ней: «Роман Сеф – человек талантливый, наделенный тонким и изыскательным вкусом. Трудно себе представить, чтобы у него под пером появился неуклюжий, корявый или путаный стих: все звонко, и ловко, и лаконично, и складно. И сама ткань его стихов чрезвычайно добротная».
За годы творчества Романа Семеновича были изданы книги: «Речной трамвай», «Ключ от сказки», «Храбрый цветок», «Я сам», «Карнавал».
Написаны пьесы-сказки «Емелино счастье», «Две бабы Яги», «Апчхи!». И создан сценарий четырех серийного мультфильма «Мюнхгаузен».
Переводы со словацкого М. Валека, К. Бендевой, с английского Дж. Чиарди занимали значительное место в творчестве поэта. Роман Семенович писал и «взрослые» стихи. В 1999 году увидел свет сборник «Турусы на колесах».
Два года Роман Семенович Сеф вел на телевидении передачу «Спокойной ночи малыши». В одной из них он поцеловал поросенка Хрюшу в пятачок. И этим, может быть, покорил сердца самых «непокоряемых» малышей.
В книгу «Шоколадный поезд», изданную в 2008 году, Р.С. Сеф включил лучшие стихи, написанные за долгую творческую жизнь. В них «…союз строгой дидактики и чистой радости, разумности и фантазии».
Роман Семенович с грустью вспоминал ушедших друзей: Ю. Никулина, С.В. Михалкова, Б. Окуджава и многих других и тепло упоминал о тех, кто в его трудной жизни был рядом – А. Демидовой, И. Токмаковой, А. Баталове – всех невозможно перечесть.
Часто на семинарах он рассказывал о лагерной жизни, о том, что помогло выжить там, не сломаться. «Главное, – говорил он, – нужно было оставаться человеком: следить за собой, не позволять себе ходить на лагерную работу небритым. Находить в себе силы поддерживать друзей».
Друзья Романа Семенович звали его «Грустный Винни-Пух». 20 февраля 2009 года Грустного Винни-Пуха не стало. Слушатели творческого семинара потеряли большого мастера, настоящего учителя – строгого и доброжелательного, преданного своим ученикам.
В одном из интервью, бывший ректор Литературного института им. А.М. Горького Сергей Есин сказал о Р.С. Сефе: «Он был человек молчаливого и тихого мужества».
Ученица Р.С.Сефа – Валентина Симакова.
План-конспект урока по литературному чтению на тему Г. Глушнёв «Соседский щенок» Р. Сеф «Кто любит собак…» (2 класс)
План-конспект урока по литературному чтению
Тема: Тема: Г. Глушнёв «Соседский щенок» Р. Сеф «Кто любит собак…».
Образовательная: познакомить детей со стихотворениями о животных , совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения;
Развивающая: развивать речевые умения, творческие способности, память,
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: иллюстрации животных, альбомные листы, карандаши.
1) Форма подготовки: вступительная беседа по теме.
На доске висит стихотворение:
У него четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
А плохих людей кусает!
Он бывает забияка!
Это кто у нас? Собака!
— Ребята, а вы любите собак? Может быть у кого-то дома живёт маленький щенок или взрослый пёс? Опишите.
— А сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Соседский щенок».
5. Первичное восприятие и проверка первичного восприятия.
1) Способ организации: выразительное чтение учителя.
2) Вопросы для проверки первичного восприятия:
Понравился ли вам рассказ?
Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
В какой момент вы это почувствовали?
6. Подготовка к повторному чтению.
1) Чтение слов отличающихся одной буквой:
2) Предварительное чтение слов с дополнительными пометами:
3) Чтение пирамидки:
7. Повторное чтение и анализ произведения.
1) Вид повторного чтения: выразительное чтение вслух.
— Постарайтесь при чтении стихотворения передать чувства поэта, своё отношение к щенку и к тому, что произошло.
2) Беседа-размышление о прочитанном.
Как начинается стихотворение? (Зачитайте)
Почему, если через год подойти к щенку, он сможет разорвать?
Как привязали щенка?
Что значит, цепь коротка?
Как вы думаете, зачем щенок лижет руки мальчику, который подошёл?
Какое чувство у мальчика к щенку?
Как щенок выражает желание освободиться от цепи? (Зачитайте)
Почему мальчик отвёл глаза? А когда человек отводит глаза?
Что «ответил» мальчик щенку?
В каком настроении уходит мальчик домой?
Какая у мальчика мечта?
Почему мальчик хотел стать именно великаном?
9. Первичное восприятие и проверка первичного восприятия.
— А сейчас послушайте еще одно стихотворение, которое написал Роман Сеф «Кто любит собак».
— Ребята, почему автор считает, что такой человек не принесёт зла?
11. Повторное чтение.
1) Вид повторного чтения: чтение по цепочке.
12. Заключительная беседа по произведениям.
— Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?
2) Выявление главной мысли.
— Как вы думаете чему учат эти стихотворения?
— Что хотели донести нам авторы?
(Что нельзя обижать собак, не сажать их на цепь. Нужно любить и заботиться о них и вообще о всех животных.) Маленьких щенков сажают на цепь только тогда, когда их готовят быть сторожевыми собаками.
13. Творческая деятельность по следам прочитанного.
анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на ней героев.
— Давайте рассмотрим иллюстрации, которые висят на доске.
— Какое настроение у вас вызывают эти картинки?
— Каких животных вы узнали?
— К какому стихотворению подходят эти картинки?
устное словесное рисование.
— Давайте нарисуем будку. Как она выглядит? (Маленький домик)
— Где находится собака? (В будке)
— Нарисуем собаку. Как она выглядит? (Плачет)
— Давайте нарисуем цепь.
— Что мы можем нарисовать возле будки? (Деревья)
Закройте глазки и представьте целую картину. (На доске появляется картина с начертанием)
Теперь давайте раскрасим нашу картину.
— Каким цветом раскрасим будку?
— Какого цвета у нас будет собака?
— Какие цвета вы будете использовать для деревьев?
Теперь снова закроем глазки и представим картину цветной.
14. Подведение итогов урока.
— С какими произведениями мы сегодня познакомились? Как нужно обращаться с собаками?
15. Домашнее задание.
— Научитесь выразительно читать.
Привязали на цепь щенка.
Цепь холодная коротка…
Говорят, уже через год
А сейчас он тихонько плачет.
Грустный хвостик под лапы прячет.
Стоит мне подойти поближе,
Торопливо мне руки лижет.
Грустный, я ухожу домой.
Если б я великаном был –
Я тогда бы все цепи разбил!
Или прочих животных,
И щенков беззаботных,
Номер материала: ДБ-191667
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока чтения С. МИХАЛКОВ «ТРЕЗОР». Р. СЕФ «КТО ЛЮБИТ СОБАК…»
Урок 33. С. Михалков «Трезор».
Р. Сеф «Кто любит собак…»
Цели деятельности педагога: совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение находить смысл названия произведения и объяснять его связь с содержанием, находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, составлять рассказ на заданную тему, опираясь на личные впечатления.
Личностные: умение внимательно относиться к своим переживаниям, вызванным восприятием окружающего мира и мира животных; представления о добре и зле; нравственное сознание и чувство сопереживания к «братьям нашим меньшим».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, работать с кроссвордом, понимать символы, знаки.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные: умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение партнёра, работая в паре; умение участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: ребусы; изображения животных; энциклопедия о животных; кроссворд; загадки о животных; пословицы о книге.
I. Актуализация знаний.
– Разгадайт е ребус ы:
– Как связаны между собой слова «книга» и «друг»?
С книгой жить лучший друг
С книгой поведешься век не тужить
Хорошая книга пробьет дорогу везде
Книга подобна воде ума наберешься
– Что объединяет эти пословицы?
– Объясните их значение.
– Почему книга может быть хорошим другом?
II. Постановка цели урока.
– Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел.
– Разгадайте кроссворд, прочтите ключевое слово и вы узнаете, о ком мы будем читать в произведениях этого раздела.
1. Иголки лежали, лежали
Да к нам прибежали.
В деревне кур крадёт.
3. Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?
4. Трав копытами касаясь, 5. Сделал дыру,
Ходит по лесу красавец, Вырыл нору,
Ходит смело и легко, Солнце сияет,
Рога раскинув широко. А он и не знает.
6. Кто на своей голове лес носит?
7. Маленький рост, 8. Он в берлоге спит зимой
Длинный хвост, Под большущею сосной,
Серенькая шубка, А когда придет весна,
Остренькие зубки. Просыпается от сна.
– Прочтите название раздела.
– Почему животных называют «нашими меньшими братьями»?
III . Изучение нового материала.
1. Речевая минутк а.
Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях у галчат,
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
Галдят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
2. Чтение вступительной статьи Н. Сладков а.
Учащиеся читают статью вслух по цепочке.
3. Беседа после чтени я.
– Кто автор этой статьи?
– Каких животных перечисляет автор в статье?
– Кто втрое выше нас?
– Кто летает без самолётов?
– Кто пересекает моря без пароходов?
4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Трезор».
– Прочтите название произведения.
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
без при-смот-ра – без присмотра
не за-хлеб-нул-ся – не захлебнулся
Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Трезор».
5. Анализ произведени я.
– С кем остался щенок?
– Почему Трезор начал шалить?
– Что перепортил Трезор?
– Прочтите отрывок стихотворения, в котором говорится о шалостях щенка.
– Чем закончились шалости Трезора?
– Как поступили хозяева, когда вернулись домой?
– Любят ли они Трезора?
– Прочтите строки, в которых говорится, какое решение приняли дети.
– Почему в конце этого предложения стоит восклицательный знак? С какой интонацией надо прочитать это предложение?
– Прочтите выразительно это стихотворение, соблюдая знаки препинания.
Скок-поскок, скок-поскок, Лапки вверх, лапки вниз,
Зайка прыгнул на пенёк. На носочки поднимись.
В барабан он громко бьёт, Лапки ставим на бочок,
В чехарду играть зовёт. На носочках скок-скок-скок.
Зайцу холодно сидеть, А затем вприсядку,
Нужно лапочки погреть. Чтоб не мёрзли лапки.
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Чтение стихотворения Р. Сефа «Кто любит собак…».
– Разгадайт е ребус ы:
– Как назвать одним словом отгадки?
– Какое слово среди них лишнее? Почему?
– Есть ли у вас домашние животные?
– Прочтите название стихотворения.
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
– Прочтите самостоятельно стихотворение.
2. Анализ произведени я.
– О каких животных рассказал автор?
– Объясните значение выражения «прочих животных».
– Кто, по мнению автора, не сделает людям зла? Почему?
– Составьте по иллюстрации рассказ.
– Кого держит мальчик?
– Расскажите о своих домашних любимцах. Какие «приключения» с ними происходили?
– Прочтите выразительно стихотворение Р. Сефа, соблюдая знаки препинания.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Объясните название раздела «О братьях наших меньших».
– Как надо относиться ко всему живому?
– С какими произведениями мы познакомились?
– Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но за братьев наших меньших».
Внеурочная деятельность: выразительное чтение стихотворений; подготовить рисунки о домашних животных.
Дополнительный материал к уроку
Николай Иванович Сладков (1920–1996) продолжает в детской литературе традиции В. Бианки, М. Пришвина; его первая книга «Серебряный хвост» вышла в 1953 году. М. Пришвин писал о ней: «Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, это прежде всего свой глаз, открывающий новое что-то в природе и как бы еще небывалое».
Н. И. Сладков – автор сказок, рассказов, новелл, повестей, зарисовок с натуры. Книги писателя – это поиск ответов, это образы Природы, Человека, всматривающихся друг в друга. Н. Сладков – «лирик, влюбленный в природу, тонко, музыкально передающий эту влюблённость детям. Цель писателя – пробудить благородные чувства путём общения с природой, защитить, уберечь природу в наш атомный век.