Joomla! Open Source Content Management
Nav view search
Навигация
Искать
Что такое краеведение? Краеведение – это любовь к своей земле, к людям, живущим на этой земле, гордость за свой край. Это историческая память. Память ныне живущих о тех, кто оставил след в истории своей малой Родины. Пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений.
Родной край, широки твои степи, мелодичны напевы… Край Донской – это край поэтических преданий, край песенный и сказочный.
Об обычаях, жизненном укладе донских казаков мы узнаем из сказок. Сочиняли их жители донской земли и передавали из поколения в поколение. Главный герой донских сказок – казак. Смел, находчив, хитер он. Слабого надо защитить, достойного наградить, злодея наказать. Всё по казачьим законам. С достоинством держит себя сказочный герой и с любым встречным – поперечным, и с царем, и с царскими вельможами. Никогда не дает он в обиду ни себя, ни тех, кто надеется на его помощь, готов защищать правду до конца. Он не идет ни на какие уступки и сделки, отказывается от выгод и заманчивых царских предложений. И помогает ему не волшебная сила, а собственная смекалка, ловкость и смелость, готовность помочь слабому и беззащитному, будто человек, будто зверь или птица. Он помогает без всякого расчета на награду, а уж потом за доброе дело ему и удача посылается.
А прочитать донские сказки вы сможете в книгах:
АЛМАЗОВ, Б. ХРИСТОВО ВОИНСТВО: казачьи сказки /Б. Алмазов. – Ростов н/Д.: «Ростовкнига», 2013. – 184 с.
В сборнике известного историка и писателя Бориса Алмазова собраны сказки и истории им записанные на территории двадцати казачьих войск, полков и сотен разных времён и народов нашей необъятной страны (Донские, Кубанские, Терские, Астраханские, Оренбургские, Калмыцкие, Якутские и др).
Главными героями являются простые казаки, охраняющие с риском для жизни южные рубежи России, исторические личности (Платов, Бакланов и др.) и животные.
Книжка эта для всей семьи, потому что есть в ней сказки и для детей и для взрослых…
ЛЕБЕДЕНКО, П.В. СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА /П.В. Лебеденко. – Ростов н/д.: «Ростовкнига», 2012. – 96 с.: ил.
Сказки известного донского писателя созданы по мотивам старинных казачьих преданий и легенд. В них выражены свободолюбивый, героический дух народа, стремление к добру и справедливости.
Адресованы сказки детям младшего возраста.
Донские сказки вы можете прочитать на сайтах:
Читать онлайн «Донские сказки»
Автор
В. Головачев, Б. Лащилин
Донские сказки
Как голубь казака спас
Повстречался казак в широкой степи с отрядом турецким. В полон сдаваться казаку позорно, и решил он бой принять. Ударил коня своего доброго плетью, выскочил на курган, стал врагов поджидать. Подъехали турки к кургану, окружили его со всех сторон и кричат:
А казак им отвечает:
— Хоть я и один, а вас много, но не пристало казаку подчиняться врагам. Буду сражаться с вами, пока жив.
Осерчали турки, бросились на казака. Рубился он с ними с раннего утра до полуночи, навалил вокруг кургана гору убитых. Иступилась шашка казачья. Видит казак, — подходит его конец. Но тут темно стало. Отступили турки — побоялись своих же в темноте порубить. Решили они, что до утра казак от них все равно никуда не уйдет.
Утром поднялись турки и на курган кинулись. Глядят — казак лежит, а в головах у него на пригорочке сизый голубь сидит, да воробей прыгает, чирикает.
Диву даются турки: у казака ноги, руки, грудь, голова — не порублены, а он лежит, не ворохнется, лишь ветер усы шевелит. Думают турки — не обманывает ли их казак, не притворился ли мертвым. Выхватили они из ножен шашки, хотят казака рубить. Но и боятся: а что если он и вправду мертвый?
Решили птиц спросить — они не обманут, правду скажут. Спрашивают турки воробья:
— Ты скажи нам, птичка-невеличка, жив он или нет?
Прыгает воробей на одной ножке и чирикает:
А один из турок невзначай к голубю обратился:
— А ты что нам скажешь?
Распустил голубь крыло и загурдел:
Остановились турки в раздумье, не знают, что им делать — кого слушать, воробья или голубя. А казак лежит — не шелохнется, лишь усы по ветру шевелятся. Сели турки на кургане, ноги поджали, сидят и думают. До самого вечера сидели, потом встали и говорят:
— Раз казак лежит — не шелохнется, значит, — он умер. А воробей, поганая птица, нас обмануть хотел.
Сели на коней и уехали. Казак полежал еще немного, потом встал и пошел к себе домой.
С тех пор на Тихом Дону воробья болтуном прозвали. Старые казаки и малые казачата гонят его с крыш своих домов. А голубя, что спас казака от смерти неминучей, к двору приваживают и птенцов его оберегают.
Почему у выхухоли хвост пахучий?
Редкий зверок — хохуля. Водится она на берегах Хопра и Дона. Нигде в других местах у нас хохули не встретишь. Это всем хорошо ведомо, а вот никто не знает, отчего у нее хвост пахучий.
Сказки донских писателей читать
Как голубь казака спас
Повстречался казак в широкой степи с отрядом турецким. В полон сдаваться казаку позорно, и решил он бой принять. Ударил коня своего доброго плетью, выскочил на курган, стал врагов поджидать. Подъехали турки к кургану, окружили его со всех сторон и кричат:
А казак им отвечает:
— Хоть я и один, а вас много, но не пристало казаку подчиняться врагам. Буду сражаться с вами, пока жив.
Осерчали турки, бросились на казака. Рубился он с ними с раннего утра до полуночи, навалил вокруг кургана гору убитых. Иступилась шашка казачья. Видит казак, — подходит его конец. Но тут темно стало. Отступили турки — побоялись своих же в темноте порубить. Решили они, что до утра казак от них все равно никуда не уйдет.
Утром поднялись турки и на курган кинулись. Глядят — казак лежит, а в головах у него на пригорочке сизый голубь сидит, да воробей прыгает, чирикает.
Диву даются турки: у казака ноги, руки, грудь, голова — не порублены, а он лежит, не ворохнется, лишь ветер усы шевелит. Думают турки — не обманывает ли их казак, не притворился ли мертвым. Выхватили они из ножен шашки, хотят казака рубить. Но и боятся: а что если он и вправду мертвый?
Решили птиц спросить — они не обманут, правду скажут. Спрашивают турки воробья:
— Ты скажи нам, птичка-невеличка, жив он или нет?
Прыгает воробей на одной ножке и чирикает:
А один из турок невзначай к голубю обратился:
— А ты что нам скажешь?
Распустил голубь крыло и загурдел:
Остановились турки в раздумье, не знают, что им делать — кого слушать, воробья или голубя. А казак лежит — не шелохнется, лишь усы по ветру шевелятся. Сели турки на кургане, ноги поджали, сидят и думают. До самого вечера сидели, потом встали и говорят:
— Раз казак лежит — не шелохнется, значит, — он умер. А воробей, поганая птица, нас обмануть хотел.
Сели на коней и уехали. Казак полежал еще немного, потом встал и пошел к себе домой.
С тех пор на Тихом Дону воробья болтуном прозвали. Старые казаки и малые казачата гонят его с крыш своих домов. А голубя, что спас казака от смерти неминучей, к двору приваживают и птенцов его оберегают.
Почему у выхухоли хвост пахучий?
Редкий зверок — хохуля. Водится она на берегах Хопра и Дона. Нигде в других местах у нас хохули не встретишь. Это всем хорошо ведомо, а вот никто не знает, отчего у нее хвост пахучий.
А старые да бывалые люди вот что рассказывают. Случилось это давным-давно, брали казаки турецкую крепость. Долго они ее брали, наконец, осилили турок, забрали крепость и стали теснить отступавших врагов. И вот во время рукопашной схватки, возле маленькой речки, у казака коня убили, а самого его тяжело ранили. Лежит казак, ворохнуться не может. Пить ему хочется — страсть! Язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются. А кругом уже ни одной живой души нет.
Глянул казак в небо, видит — черный ворон летит, над его конем кружит. Позвал он его:
— Ворон, великая у меня к тебе просьба: принеси мне студеной воды из речки, а то у меня язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются.
Сел ворон на коня и каркнул:
— Некогда мне тебе воду носить, мне зоб свой надо мясом набивать, пока другие вороны не налетели.
И начал он казачьего коня клевать. Глянул казак в сторону, видит — волк бежит, тоже на его коня зарится. Позвал он его:
— Волк, великая у меня к тебе просьба: принеси мне студеной воды из речки, а то у меня язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются.
Подбежал волк и прорычал:
— Некогда мне тебе воду носить, мне брюхо надо мясом набивать, пока другие волки не набежали.
Онлайн чтение книги Казачьи сказки
ДОНСКИЕ КАЗАЧЬИ СКАЗКИ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
АЛЕША ПОПОВИЧ
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. ДОНЧАК
КРАСНОЩЕКОВ ИВАН МАТВЕЕВИЧ
СТЕПАН РАЗИН
ПОЕДИНОК ПЕТРА-ЦАРЯ С КАЗАКОМ
СУВОРОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
ПЛАТОВ МАТВЕЙ ИВАНОВИЧ
КАК УРУП-КНЯЗЬ В ГРЯЗИ УВЯЗ
ЕРМАК И УЖ
ПОЧЕМУ НА ОСИНЕ ЛИСТ ДРОЖИТ
СТАНИЦА КОТОВСКАЯ
ШАШКА-САМОРУБКА
ДОНСКОЙ ГЕРОЙ ВИХРЬ-АТАМАН ПЛАТОВ
КАЗАНОК
ПРИСТАНСКИЙ ГОРОДОК
КАК ВИХРЬ-АТАМАН ПЛАТОВ ВОЕННОЙ ХИТРОСТИ КАЗАКОВ УЧИЛ
ОДОЛЕНЬ-ТРАВА
ЧТО НА СВЕТЕ ВСЕГО МИЛЕЕ
ЧАЙКА
ДАР ЕРМАКА
КАК СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ РАЗИН УШЕЛ ИЗ ОСТРОГА
ПЕГИЕ КОНИ
ЧУДЕСНЫЙ КОВЕР
ПУТЬ ЧЕРЕЗ ПЕРЕВОЛОКУ
ЗАВЕТНЫЙ КЛАД
АТАМАН НЕПОДКУПЕН
БОЧОНОК И БОЧКА
САМЫЕ БЫСТРЫЕ КОНИ
НЕОБЫЧНЫЕ ЖЕРЕБЕЙ И КАРТЕЧЬ
ПЕТР ПЕРВЫЙ И КУЗНЕЦ
ЦЕНА ХЛЕБА И ЗОЛОТОЙ КАРЕТЫ
БОЯРСКИЙ СЫН ЕВСТРОПИЙ И КАЗАК МИТРОШКА
ПЛАТОВ И АНГЛИЙСКИЙ КОРОЛЬ
КОТЕЛОК СТЕПАНА РАЗИНА
ЦАРСКАЯ ЧЕКА
РЕПКА
КОЗЕЛ – ГРАМОТЕЙ
СМЕКАЛИСТЫЙ ЛЕКАРЬ
ЗЕРКАЛО
ХИТРЫЙ БОГОМАЗ
ГЛУПЫЙ БАРИН И ХИТРОУМНЫЙ КАЗАК
РЯБАЯ БАБА И ЧЕРТЕНОК
КАК КАЗАК В РАИ ЧУТЬ НЕ ПОПАЛ
КАК АТАМАН УЧИЛСЯ ГРАМОТЕ
КАК АТАМАН УЧИЛСЯ ГРАМОТЕ
ПОХОРОНЫ КОЗЛА
КАК СВЯТЫЕ И АПОСТОЛЫ ПОЕЛИ У ПОПА СМЕТАНУ
ОДИН ГОЛУТВЕННЫЙ И ДВА ДОМОВИТЫХ КАЗАКА
БИСЕРИНКА
САМОБОЙНЫЕ КНУТЫ
МЕДВЕДЬ
ПОДДЕЛЬНАЯ БУЛАВА
ЖАЛОБА НА СОВУ
ИВАН СВЕТИЛЬНИК
ПРО СЫНА КУПЦА И ДОЧЬ САПОЖНИКА
ВАНЮША И БАБА-ЯГА
ПРО ЦАРСКУЮ ДОЧЬ И ПАСТУХА
СВАДЕБНЫЙ КАРАВАЙ
ПРО ЦАРСКУЮ ДОЧЬ И КОЗЛЕНКА
ТАНЮША И МАЧЕХА
ЧЕРНАЯ КОРОВУШКА И АННУШКА
КОТ И ЛИСА
КАЗАК И ЛИСА
ГЛУПЕЦ И ЖЕРЕБЕЦ
ЗОЛОТОЙ САД
БОГАТЫЙ БЕДНОМУ НЕ ТОВАРИЩ
Сказки донских писателей читать
Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).
Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).
Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).
Автор(ша) МанРа, какая то гиперозабоченная маньячка. 4 книги и все про многомужество
Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).
Комментируемая часть-К.Педлер и Дж.Дэвиса «Мутант-59»
Данную вещь я так же читал «в сборке» с «Днем Триффидов» (в сборнике). И собственно эту книгу я взял «на перечитку» именно из-за них)) А уж про каких-то там «мутантов», я и не вспомнил (хотя читал лет 10-15 назад).
В итоге после окончания первого романа, я приступил к чтению и комментируемого произведения)) Что сказать? Первые мои впечатления (от чтения «старой фантастики»): это будет явно «не хит», плюс время со дня написания (начало 70-х), а это само по себе «будет не в пользу» (данной части книги). И тем не менее — (слава богу!) тут не пошла речь об очередном «Франкенштейне» (о чем я сперва было бы подумал), а о биологическом оружии (пусть даже и таком, которое прямо не действует на человеческий организм).
Не буду здесь критиковать и «ломать копья» в части возможности или невозможности написанного, но скажу лищь одно — эти обе (вполне самостоятельные вещи) обьединяет, изначальное следствие (причина) краха нашего мира (в виде всяческих научных разработок в разных лабораториях). И если в «Триффидах», в роли данного «фактора» были представленны (не совсем убедительные) растения-убийцы, то тут пойдет речь о вещах намного более произаичнех и привычнех (для всех нас).
Так же прмечательно, что разворачвая сюжет очередной «катастрофы века» (во вполне масштабном голливудском формате), автор(ы) умудряются «втиснуть суда» и семейно-бытовую схему разлада (по типу треугольника) и нравственно-этические соображения (по поводу и без), и даже вполне Metro’строевскую эпопею в части финального спасения «из армагеддона»)). Не буду говорить, насколько это удалось автор(ам), однако «полюбому» для времени написания — эта вещь была суперхитом.
Сейчас же — роман воспринимается, наверное как вполне крепкий «середнячок», который (все же) не хочется захлопнуть «на полкниге»)) А это (для большинства «современников» все же не столь плохой результат!))
Мораль же «сей басни» очень напоминает фразу-поговорку (одного персонажа) из к.ф «Брат-1»: «. жизнь висит на нитке — а думает о прибытке!»)) Так и здесь — нам показали, как из-за одной (вроде бы) пустячной вещи этому миру может прийти вполне глобальный … пушной лис))
Рейтинг: +1 ( 2 за, 1 против).
Отличные обработки и переложения для семиструнки. Некоторые пьесы сделаны для десятиструнной гитары