Рецензии на книгу «Сказки дядюшки Римуса» Джоэль Харрис
Сказки без морали. Забавно, но именно персонаж-ребенок все время поправляет рассказчика, спрашивая его – а не слишком ли плохи поступки персонажей? Почему Братец Кролик безнаказанно всех обманывает?
Настоящая классика, вдохновлявшая Киплинга и Ричарда Адамса (в Обитателях холмов «Сказки дядюшки Римуса» названы прямо как один из источников), не стареет. Читать о проделках Кролика и забавно, и интересно.
Но меня, как всегда, интересует восприятие. Иллюстратор Владимир Любарский сделал Братца Лиса и Братца Кролика довольно похожими на жителей Дикого Запада, вероятно, именно такой он представлял себе Америку. Но книга-то о Юге США, о местах, где было укоренившееся хлопковое хозяйство, основанное на рабском труде негров.
А вот иллюстрация А.Б. Фроста из американского издания 1895 года. Насколько другой здесь Братец Кролик!
«Сказки дядюшки Римуса» произвели революцию в американской литературе, наравне с «Приключениями Гекльберри Финна» Марка Твена. Причиной этого стали опора на народную традицию (причём негритянскую), использование местного диалекта и очеловеченных животных. Его сказки очень сильно отличались от традиционных западных сказок. У современников и особенно внуков первых читателей сказок они встретили неоднозначный приём и продолжают вызывать противоречивое отношение в американском обществе. Некоторые современники Хэрриса полагали, что его авторский вклад пренебрежимо мал, а сам он просто записывал народные сказки. Для ряда чернокожих писателей обработки автора выглядят посягательством на чужую культуру. Кроме того, идиллические отношения между старым негром-рабом и мальчиком из семьи плантатора, которому он рассказывает свои сказки, объявляются некоторыми авторами попыткой оправдать рабство. Современные американские фольклористы отдают Х. должное как одному из пионеров литературной записи негритянского фольклора южных штатов, много сделавшему для того, чтобы сохранить местный диалект для истории культуры. Влияние Х. на детскую литературу трудно переоценить – своим учителем его признавали Киплинг, Милн, Поттер и другие, менее известные писатели. Сейчас это трудно представить, но до Хэрриса подобной литературы в современном смысле слова не существовало. Президент Теодор Рузвельт сказал: «Президенты приходят и уходят, а дядюшка Римус остаётся». На русском языке «Сказки дядюшки Римуса» были впервые опубликованы в 1936 г. в пересказе М.А. Гершензона.
Все вышесказанное я знаю сейчас. Когда же в 1942 году читал эти сказки, то я этого, естественно, не знал и об этом не задумывался. Перед моими глазами вставали забавные приключения хитроумного Братца Кролика, Братца Лиса, братца Волка и других зверей, о которых ласковой интонацией рассказывает мальчику старый негр дядюшка Римус. Озорные выходки братца Кролика и компании не оставили равнодушными и моих детей, которым я читал эти сказки. В этих сказках ненавязчиво подсказывается «что такое хорошо, и что такое плохо».
А вы знали, что живет себе на свете ушастый ловкач Братец Кролик? Вы знали, что Братец Лис и Братец Волк, в полной мере ощутившие всю силу его хитрости, тем не менее, прекрасно уживаются все вместе в одном лесном государстве? Вы знали, что на самом деле за титул самого хитрого вполне может побороться Братец Черепаха? Вы знали, что. Уверена, вы знали. Как оказалось, я тоже знала. Правда, из мультиков. А вот книга, к сожалению, в мое детство не попала. Восполнила пробел сейчас.
Это не совсем авторское произведение, конечно, а в большей мере фольклор. И фольклор далекий от русского. Однако, Сказки довольно милые. Они погружают нас в мир детства. И каждый раз ты бежишь вместе с Джоэлем к дядюшке Римусу, чтобы послушать очередную историю про Братцев и Матушек Зверушек. Отчетливо вижу старика Римуса. Ласковое морщинистое лицо, побелевшие от седины волосы. Он печет в золе картошку и рассказывает свои чудесные сказки.
Коржики – они, конечно, лучше на вкус, чем на слух…
С этим трудно не согласиться.
Это та книга, которая была в детстве зачитана мною до дыр. Именно поэтому в ней – особое очарование, всё неожиданно знакомо до буковки, всё такое нежно и прекрасно родное!
Братец Кролик и Братец Лис, Матушка Мидоус, Братец Медведь и Братец Черепаха…все как один хитрецы и выдумщики! То смоляное чучелко слепят, то надумают корову подоить. А уж как не хотят, чтобы бросили в тот терновый куст.
Читайте, улыбайтесь и объясняйте деткам, что такое хорошо, а что такое плохо!
Так часто бывает на свете: один натворит бед, а другой за них отвечает.
Знакомые с детства персонажи. Братец Кролик и Братец Лис.
Я помню, что раньше все эти подшучивания кролика над не самым сообразительным лисом казались мне забавными и даже смешными. Но теперь внезапно возникает осознание того, что кролик это какой-то садист или маньяк, а бедняга лис только и делает, что страдает и вляпывается в неприятности из-за него. И ооочень эта расстановка сил напоминает мне Тома и Джерри. Или даже того Койота, который гонялся за странной птичкой. В общем, непонятно, почему хищники все врем огребают и все время остаются ни с чем.
Президент Теодор Рузвельт сказал: «Президенты приходят и уходят, а дядюшка Римус остаётся».
Кто-то предпочитает пахнущие свежей краской, красочные детские книги. Кто-то старается избавляться от старых книг, предпочитая видеть у себя на книжных полках яркие блестящие обложки. А ведь как необычно читать старые пахнущие временем книги! Не одно поколение у нас знакомилось с приключениями Братца Кролика и Братца Лиса по книге 1959 года издания с наивными, монохромными рисунками, дающими такой простор для собственной фантазии. А сам дядюшка Римус с его добродушными поучительными историями! А смоляное чучелко и терновый куст! Ум, находчивость, смекалка – здесь есть все для занимательного чтения, где поучительность не на виду, а сами истории такие остроумные и запоминающиеся.
Харрис Джоэль сказка «Братец Лис и Братец Кролик»
Читательский дневник по сказке Джоэля Харриса «Братец Лис и братец Кролик»
Автор: Джоэль Харрис.
Название произведения: «Братец Лис и братец Кролик».
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Лис, Кролик.
Второстепенные герои: Матушка Крольчиха, Ёж, Джоэль, дядя Римус.
Характеристика главных героев:
Лис — хитрый и коварный.
Всё время хотел обмануть.
Кролик — трусливый, но изобретательный.
Характеристика второстепенных героев:
Римус — старый дядя. Умный, знает много историй.
Джоэль — мальчик. Любит слушать рассказы дяди.
Крольчиха — добрая, послушная супруга.
Ёж — солидный, умный, спокойный.
Краткое содержание сказки «Братец Лис и братец Кролик»
В тот вечер мама услышала, как Римус рассказывает Джоэлю сказку про то, как Лис никак не может поймать Кролика.
Лис говорил, что медведь приказал жить дружно и хотел помириться.
Он напросился в гости к братцу.
Кролик ждал гостя, но тот не шёл.
Только его хвост торчал из-за угла.
Ёж сказал, что Лис приглашает Кролика на обед.
Кролик увидел, что на столе пусто и понял, чего добивается хитрый зверь.
Выскочил братец, а следом за ним и Лис, но так и не смог его поймать.
План сказки:
1. Дядюшка Римус читает сказку.
2. Встреча и погоня.
3. Приглашение на обед.
5. Ёж передаёт просьбу.
6. Кролик отправляется в гости к братцу.
8. Неудачная погоня.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Братец Лис и братец Кролик»
Главная мысль сказки в том, что смелость и ум всегда побеждают хитрость.
Основная идея произведения в том, что необязательно быть сильным, чтобы победить своего соперника.
Чему учит сказки
Сказка учит быть осторожными и не верить слепо словам чужих людей.
Учит, что нельзя считать себя лучше всех.
Учит не бояться врагов, а находить способ их побеждать.
Краткий отзыв по сказке «Братец Лис и братец Кролик» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что каждый человек хитёр по-своему.
И каждый пользуется своим умом для достижения каких-либо целей.
Но некоторые используют свои способности на зло, а другие — на доброе дело.
Вот и Лис из этой сказки пытался хитростью поймать добычу.
Но Кролик оказался умнее.
Это интересная и смешная сказка.
Автору удалось придумать мир, в котором звери живут совсем как люди.
Мне понравился хитрый и находчивый Кролик, который боялся опасного зверя, но всё равно придумывал способ над ним подшутить.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что хитрить иногда надо, но не пользоваться этим умением для плохих дел.
Пословицы:
Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
На каждого хитреца найдётся свой мудрец.
Хитрость и смекалка — родные сёстры.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихонечку.
Смотрит — из-за угла торчит самый кончик хвоста.
Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:
— Если миску уронить — Разобьётся миска.
Если близко лисий хвост — Значит, близко Лиска.
Краткое содержание Сказки дядюшки Римуса Харриса для читательского дневника
Год: 1948 Жанр: сказка
Главные герои: умный Кролик и глупый Лис
Вечерами, один мальчик, по имени – Джоэль, бежит послушать увлекательные истории о приключениях Братца Лиса и Братца кролика к одному старику – Римусу. Добродушный дядюшка мило приветствует мальчугана и, устроившись поудобнее, начинает свой рассказ. Сказки мудрого человека – это не просто развлечение для слушателя, а глубокий смысл, который дает возможность подумать и поразмышлять над той или иной ситуацией. На основе этих сказок можно понять, как необходимо вести себя в той или иной ситуации.
Случается, так, что мальчик совершает иногда не очень хороший поступок и бежит за помощью к дядюшке. После некоторых упреков, Римус находит подходящую к ситуации сказку и учит не делать впредь такого. Мальчик старается, и, это приносит свои положительные результаты.
В цикл этих сказок включены преимущественно приключения Лиса и Кролика, которые уже на протяжении долгого времени никак не могут поладить друг с другом. Лис постоянно придумывает различные хитрости, чтобы поймать «соседа», но тот шустрый и не глупый, и, просто так не сдастся.
Порой случается так, что кролик может выставить Лиса на посмешище перед всеми, что очень сильно злит «рыжего плута». И, даже, прибегнув к помощи других зверей, все равно, не получается у Лиса заманить Братца Кролика в ловушку.
Так что, кролик не так прост, как кажется со стороны. Он и тетушку корову обманул, и тетушку черепаху, и, даже волк теперь к нему ни на километр подходить не хочет.
Все эти небольшие истории на живых примерах показывают и доказывают то, что нужно быть справедливым, не обманывать, не поддаваться страху в неожиданных ситуациях, а собраться с духом и сделать все правильно, чтобы не пострадать от чего-либо, что может нанести вред.
Иногда, кажется, будто этим сказкам нет ни конца, ни края, и, постоянно хочется, чтобы дядюшка Римус выбрал самую длинную. А, если история была в нескольких частях, то Джоэль никак не мог дождаться следующего вечера-продолжения.
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
На главного героя произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Конец Чертопханова» обрушиваются одно несчастье за другим. От мужчины ушла любимая Маша. Чуть позже героя настигла новая беда. Умер его друг
Миша Буланин, ребенок выросший в замечательном доме, отличался хорошими манерами и доверчивым характером. Родители решили отправить мальчика на учебу в кадетскую школу, в которой негласно были установлены жестокие и варварские правила.
Середина 20 века. Орасио Оливейра, мужчина средних лет аргентинского происхождения, проживает в Париже.
Молодая девушка Виви Уоррен, долгое время обучающаяся в лучших закрытых пансионах Англии, приезжает домой повидаться с матерью. Ее мать, миссис Уоррен, совладелица нескольких домов терпимости в Европе, никогда не жалела денег на учебу дочери
Действие происходит в Лондоне. У детектива Шерлока Холмса нет заказов. Он рассказывает про свой метод доктору Ватсону. Шерлок уверен, что благодаря логическим выводам можно многое доказать.
Урок внеклассного чтения по книге Дж. Харриса «Сказки Дядюшки Римуса»
Презентация к уроку
В нашей школе традиционными стали уроки внеклассного чтения, на которых учащиеся знакомятся с произведениями англоязычных авторов. Всем известно, что немало способствует воспитанию человека работа с книгой. Уроки внеклассного чтения при изучении иностранных языков приобрели дополнительную ценность в развитии межкультурной компетенции учащихся. Эта программа направлена на формирование у учащихся навыков чтения художественных произведений известнейших английских и американских писателей приключенческой направленности.
Актуальность данной программы заключается в том, что она на основе художественных текстов позволяет углубить и обобщить знания учащихся о Великобритании и Америке, их традициях и обычаях и в контексте диалога культур создает условия для изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры. Актуальность данной программы также состоит в том, что познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников, поэтому она направлена на привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по английскому языку; развитие индивидуальных наклонностей и творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду.
В реализации данной программы участвуют учащиеся с 1 по 11 класс. Занятия проводятся один раз в четверть.
На данных занятиях учитель имеет возможность применять проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Учитель и ученик выступают как уважающие друг друга партнеры педагогического общения, обогащая каждую из участвующих сторон.
Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. На уроках используется презентация. Это позволяет повысить мотивацию учащихся за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.
Значительными возможностями обладает использование элементов драматизации. Ребёнок должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка; развивается эмоциональная сфера, развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Цель: Формировать социокультурную и коммуникативную компетенции у учащихся младших классов с помощью приобщения к лучшим образцам мировой культуры.
Ход беседы (слайд 1)
И он очень любил весёлые сказки про животных. Уж так он любил эти сказки, а также старого негра, дядюшку Римуса, который их рассказывал, что не удержался, вырос, издал книгу и назвал её «Сказки Дядюшки Римуса», где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. (слайд 4)
Говорят, было в судьбе Джоэля Харриса, автора книги, кое-что важное, что повлияло на его сказочных героев. На самом деле, был маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями. Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.
? Как вы думаете, сам он работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.)
? А кто такие рабы? (Люди, которых привозили из других стран (в основном, из Африки (слайд 5) насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.
(слайд 6) Жили они в старых хижинах, работали по 14 часов под палящим солнцем, не имели достаточно еды. Если они убегали от жестокого хозяина, их возвращали и наказывали. Иногда даже убивали. (слайд 7)
? А какие сказки называют народными? (Дети отвечают.)
Давайте вспомним главных героев его сказок: (ученики называют всех героев, учитель записывает на доску) Братец Лис, Братец Кролик, Братец Медведь, Братец Опоссум, Братец Енот, Братец Сарыч, Братец Бык, Братец Черепаха, Братец Волк, Братец Воробушек, Матушка Мидоус, Матушка Корова, Сестрица Лягушка. (слайд 8)
Попробуйте ответить на вопрос, который прозвучал в самом начале нашей беседы: на кого похожи герои сказок дядюшки Римуса? Докажите. (Герои сказок похожи на настоящих людей, с которыми общался Джоэль; на негров, которые хотели стать свободными. Сказочные герои ходят, говорят как люди, обладают качествами человеческого характера.)
Итак, мы перечислили всех героев. Посмотрите на экран. Здесь написаны качества характеров героев. Какого героя можно так назвать? Кому подходит такое описание? (слайд 10)
Слова: смекалистый, глуповатый, рассудительный, мудрый, изворотливый, хвастливый, мстительный, хитрец, лентяй, спокойный, трусоватый, плут, неторопливый, пройдоха. Учащиеся подбирают героев сказки с соответствующим характером.
? А бывают люди с таким же характером? (Да) Значит, действительно в сказочных героях отражены настоящие люди.
Теперь давайте вспомним наиболее интересные моменты сказок.
Но и сам Братец Кролик попадал впросак. Братец Лис его чуть три раза не поймал. Расскажите, как это происходило. (Ребята показывают инсценированные эпизоды глав «Смоляное Чучелко», «Как Братец Кролик лишился хвоста», «Неудача Братца Волка».) (слайд 11)
Всегда хитрец выпутывался! Но, как говорил сам дядюшка Римус, был у них один братец похитрее Кролика. Кто это? (Братец Черепаха) (слайд 12) Расскажите об этом поподробнее (глава о том, как Братец Черепаха прибежал быстрее Братца Кролика).
? А кто ваши любимые герои? Почему?
Мы с вами уже говорили, что в русских народных сказках тоже встречаются животные.
Что ж, мы с вами заканчиваем нашу беседу подведением итогов. А самый главный итог, вывод их прочитанных сказок таков: никогда не сдавайся, ищи выход из любой сложной ситуации.
«Братец Лис и Братец Кролик»: какова главная мысль?
Главная мысль сказки Джоэля Харриса «Братец Лис и братец Кролик» такова:
Сказка «Братец Лис и братец Кролик» очень забавная, местами смешная.
Братец Лис все время хочет заманить братца Кролика в ловушку, но каждый раз у него ничего из этого не выходит, Лис остается в дураках. Проворный и изворотливый кролик все время находит способ, чтобы обмануть простоватого Лиса, Кролик выставляет его на посмешище, чем злит Лиса еще больше.
Главная мысль сказки: не нужно считать себя умнее других, ведь другие тоже могут оказаться неглупыми людьми и тогда ты в глазах других будешь выглядеть посмешищем. Сила не всегда помогает в нашей жизни, а вот ум и природная смекалка позволят обвести вокруг пальца даже самого сильного врага.
Эту сказку я помню с раннего детства, особенно запомнилось про терновый куст. В то время эти слова часто в шутку мы говорили друг другу, когда были детьми.
В сказке писателя Джоэля Харриса «Братец Лис и братец Кролик» Лис упорно стремится поймать Кролика, видимо чисто в гастрономических интересах, а Кролик упорно не желает быть пойманным. Для осуществления своей цели Лис идет на хитрость, он напрашивается в гости к Кролику, но из этого ничего не выходит. И тогда Лис приглашает Кролика к себе на обед. Однако и в этот раз Кролик убегает, да еще и смеется над Лисом напоследок.
Главная мысль сказки «Братец Лис и братец Кролик» в том, что на каждого хитреца найдется другой хитрец, еще хитрее. Также эта сказка учит нас с осторожностью относится к словам тех, кого мы вправе подозревать в нечестных намерениях.
Сказка «Братец Лис и братец Кролик» одна из моих самых любимых сказок. Главная мысль сказки в том, что смекалка и ум иногда бывают сильнее, чем физическая сила. Что не стоит унывать и можно найти выход из любой сложившейся ситуации. Надо быть по жизни оптимистом, тогда все будет получаться.
При этом, сказка учит и тому, что не всем надо верить и доверять. Встречаются в жизни и плохие люди с злыми намерениями.
Главной мыслью данного произведения являются то, что необязательно быть сильным, чтобы преодолеть кого-то, важно уметь пользоваться смекалкой, быть сообразительным. Не всегда сила означает победу, в жизни прежде всего необходимо быть умным и сообразительным, чтобы с лёгкостью уметь выходить из сложных ситуаций и не попадать в неприятности.
Стоит повнимательнее посмотреть на главных героев этой сказки, чтобы понять, что это так.
Сказка Харриса «Братец Лис и братец Кролик» описывает приключения двух вечных оппонентов из дикой природы. Лис идет на всевозможные ухищрения, что бы поймать Кролика, но тот не так прост. Главная мысль сказки состоит в том, что на каждую хитрость можно найти аналогичные ответ. Нужно быть изобретательным, не теряться и не сдаваться.
Могу добавить к списку еще несколько распространенных перлов:
Из списка в вопросе:
Сомнения вызывает пунт 6. Выражение «самый лучший» означает «наилучший». Никакой нелепости в этом выражении не вижу.
И пункт 11. Есть два глагола «ехать» и «поехать». В повелительном наклонении глагол означает действие в виде приказа, просьбы или совета. Я заканчивала школу в советские времена и нас учили говорить «езжай» в повелительном наклонении, в виде приказа (в смысле «езжай сейчас»). Слово ПОезжай предусматривает повелительное наклонение, но в виде просьбы или совета. Так что оба слова имеют право на существование. Это тоже самое, что слова «иди» и «пойди». Вы же не будете оспаривать, что все советские учителя русского языка учили нас неправильно?
Ну а от словечка «ихний» и выражения «займи мне денег» меня всегда передергивало.