Читательский дневник сказки дядюшки римуса краткое содержание. Джоэль харрис — сказки дядюшки римуса
Рассказчик
Как уже понятно из названия, повествует эти мини-рассказы дядюшка Римус. Но кто это и кому их рассказывает? Это старый афроамериканец, а его внимательный слушатель – внук его хозяев. Мальчику, который ежедневно по вечерам пропадал, внимательно слушая пожилого дядюшку, звали Джоэль.
Сказки дядюшки Римуса представляют собой сборник небольших рассказов, которые отличаются от обычных привычных нам сказок. Как правило, повествуется всего одна история, содержащая небольшую предысторию, сам рассказ и концовку, которая всегда и поучительная, и счастливая. Вот так незатейливо строит свое повествование Д. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса» — это бесконечная и увлекательная сага.
Выход в свет
Очень интересны рассказы этого цикла и поучительны. Но кто же создал это творение? Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» создавал на протяжении долгих лет, на промежутке с тысяча восемьсот восьмидесятого года до тысяча девятьсот сорок восьмого. Оригинал представляет собой целый комплекс сборников, а сами они заимствованы из негритянского фольклора.
До нас они дошли в тысяча девятьсот тридцать шестом году. Сказки дядюшки Римуса стали нам известны благодаря Гершензону, который их перевел и пересказал. После этого они много раз переиздавались.
Герои
Еще одна черта, отличающая «Сказки дядюшки Римуса», заключается в том, что все персонажи без исключения – это животные. Они наделены человеческими качествами, могут говорить, думать, многие их действия схожи с поступками людей. Они так же хитры и предприимчивы.
Хитрый Кролик и Лис — главные герои произведений, которые написал Харрис. «Сказки дядюшки Римуса» в основном повествуют о том, что Братец Лис хочет поймать Братца Кролика, но второй настолько хитер и умен, что Лису никак не удается достичь желаемого.
История создания
Начав работать в газете «Atlanta Constitution», замещая другого редактора, Харрис стал писать отдельные истории про дядюшку Римуса в газетной колонке с целью, как он сам говорил:
сохранить в неизменной форме те забавные моменты времени, которые, несомненно, будут печально искажены историками будущего |
Оригинальный текст (англ.)
preserve in permanent shape those curious mementoes of a period that will no doubt be sadly misrepresented by historians of the future.
Смоляное Чучелко
20 июля 1879 года, Харрис опубликовал «Историю г-н Кролика и мистера Фокса, как её рассказал дядюшка Римус» в «Atlanta Constitution». Это была первая из 34 басен плантации, которые будут потом собраны в книге. Истории, в основном собранные непосредственно из афро-американского фольклора, были революционными в использовании диалектов, животных персонажей, и описании пейзажей[1].
Харрис не собирался продолжать писать сказки дядюшки Римуса, но когда прежний редактор вновь покинул газету, Харрис продолжил. Он понял, что значение историй, услышанных им от рабов на плантации, достаточно велико. Харрис принялся записывать истории, эта работа оказалось для него непростым занятием, учитывая профессиональные обязанности, то, что он был городским жителем, его расу и его славу[2].
Персонаж сказок Братец Кролик является трикстером, использующим свой ум против невзгод, хотя это ему не всегда удается. Братец Кролик является прямой интерпретацией Зайца из религии йоруба (англ.)русск., хотя некоторые исследователи отмечают также влияние мифологии индейцев (образ зайца-трикстера Манабозо)[3][4]. Братца Кролика окружают друзья и враги, такие, как Братец Лис, Братец Медведь, Братец Волк и другие. Эти истории очень не похожи на сказки в западной традиции: вместо единичного события в отдельной истории, рассказывается сага о существах, работающих на плантации с незапамятных времён[5].
Харрис говорил, что «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу стала книгой, повлиявшей на выбор персонажей — рассказчика дядюшку Римуса и маленького мальчика. Когда он прочитал его в 1862 году, он сказал, что роман «оставил самые яркие впечатления в моей памяти, по сравнению со всем, что я когда-либо читал»[6].
Первая книга со сказками дядюшки Римуса была издана в конце 1880 года[7]. С тех пор были изданы другие книги. Последние три книги были опубликованы после смерти Харриса.
Смоляное чучело
Рассказы, которые слушает Джоэль каждый вечер, вызывают у него очень сильный живой интерес. Он искренне переживает за героев из цикла «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание им даже не нужно, ведь они настолько короткие и интересные, что читаются на одном дыхании.
Некоторые рассказы вызывают недоумение, как так, сказка закончилась, а главный герой остался в беде? Например, как в «Смоляное чучело». Это и разжигало интерес мальчика, так он снова и снова, каждый вечер приходил слушать дядюшку Римуса.
О чем же эта сказка? Хитрый Лис слепил из смолы чучело, чтобы поймать Братца Кролика, который так ловко от него ускользнул и посадил его возле дороги, а сам спрятался. Кролик шел мимо и поздоровался с ним, чучело не ответило, и кролик его решил проучить. Так и прилип он. На этом сказка и кончилась.
Джоэль Чандлер Харрис: Сказки дядюшки Римуса
Писатель Джоэль Харрис в молодые годы (когда был еще подростком) долгое время работал у богатого американского плантатора Джозефа Тёрнера в штате Джорджия. Здесь он познакомился с чернокожей прислугой и близко с ней подружился. Для середины 19 века такая дружба была чем-то исключительным. Еще не было отменено рабство, и большинство черного населения США были рабами, которых можно жестоко наказывать, продавать и менять. Чернокожих не считали полноценными людьми, и они не имели никаких гражданских прав. Но дружба белого мальчика с афроамериканской прислугой дала свои результаты. Чернокожие обитатели плантации принимали его как своего, рассказывали интересные сказки и весёлые истории. Эти истории, в которых африканский фольклор тесно переплетается с американской реальностью и стали основой для самой известной книги Джоэля Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Сразу после выхода, книга стала очень популярной. Она и сегодня входит в список самых читаемых детских сказок. Кто в детстве не зачитывался приключениями хитрого Братца Кролика и не смеялся над неудачами злого Братца Лиса? Эти герои стали для нас почти что своими, несмотря на то, что они появились так давно и так далеко.
Издательство «Стрекоза» выпустило новое издание «Сказок дядюшки Римуса» с классическими иллюстрациями знаменитой английской художницы Рене Клок. Чернокожий старик дядюшка Римус рассказывает белому мальчику сказки о Братце Кролике, Братце Лисе и их друзьях. В 19 веке в США афроамериканцы часто выступали в качестве слуг и нянек для детей белых господ. Дядюшка Римус учит мальчика правильно поступать, не шалить, быть хорошим человеком. Книга состоит из простых и веселых историй, в которых главный герой, Братец Кролик, «оставляет с носом» Братца Лиса, а также Братцев Волка, Медведя, Опоссума, Сарыча и других. Только медленный и спокойный Братец Черепаха еще хитрее Братца Кролика и способен потягаться с ним в проделках. Особенно, конечно, достаётся злому Братцу Лису. В «Сказках дядюшки Римуса» хитрый Лис всегда оказывается побежденным ловким и умным Кроликом. Братец Кролик видит насквозь все его хитрости и способен найти выход из самого безвыходного положения. Даже когда Братец Лис заманивает его в ловушку со «Смоляным Чучелком» и кажется, что Братца Кролика уже ничего не спасёт, он находит остроумный способ обмануть Лиса. Сначала может показаться странным, что в сказке простой Кролик оказывается хитрее Лиса. Ведь обычно в сказках самым хитрым является Лиса или Лис. Но в Сказках Джоэля Харриса Братец Кролик олицетворяет простого беззащитного человека. Не случайно, сказки о Братце Кролике родились среди чернокожего населения США. Можно сказать, что Братец Кролик— обычный афроамериканец, который прикидывается «простачком», чтобы выжить в, пропитанной расизмом, Америке 19 века. Ум, хитрость и ловкость всегда помогают ему в этом. Поэтому Братцу Кролику не страшны никакие хищные Лисы, Медведи и Волки, которые любят поживиться за чужой счёт. Заметно, что «Сказки дядюшки Римуса» родились среди чернокожего населения США. В них много американского — чувствуются некоторые африканские черты, но уже нет прославления простоты и осуждения богатства. Ведь простые и бедные тоже могут быть плохими: как трусливый Братец Опоссум или сплетник Братец Воробушек. Главное, что выделяет двух положительных персонажей «Сказок» Братца Кролика и Братца Черепаху—смелость и ум. Именно эти качества оказываются главным богатством в их жизни.
«Сказки дядюшки Римуса» очень весёлые. О проделках Кролика и Черепахи будет интересно читать и маленьким, и взрослым. Некоторые истории удивят неожиданным поворотом сюжета, а некоторые покажутся знакомыми по русским народным сказкам. Но во всех историях дядюшки Римуса есть своё обаяние, которое заставит читать сказки с удовольствием и интересом. Ну а Братец Кролик, после «Сказок дядюшки Римуса», навсегда стал главным героем американского фольклора и превратился в знаменитого Багза Банни.
Книга Джоэля Харриса «Сказки дядюшки Римуса» вышла в издательстве «Стрекоза» в серии «100 лучших книг». Книга в твердой лакированной обложке с цветным рисунком ; белая качественная офсетная бумага; четкий крупный шрифт, который будет детям легко читать. «Сказки дядюшки Римуса» напечатаны в классическом пересказе на русский язык Михаила Гершензона и Ирины Чистяковой, которые известны уже многим поколениям русских читателей.
Книга рекомендована для детей дошкольного и младшего школьного возраста (без ограничений по возрасту) от 5-6 до 10-11 лет и для всех, кто любит хорошие детские сказки в качественном издании.
Дмитрий Мацюк специально для Букландии
Джоэль Чандлер Харрис: Сказки дядюшки Римуса Художник: Рене Клок Издательство: Стрекоза, 2020 г.
Лабиринт My-shop Book24 Читай-город Буквоед
Опоссум
Есть и другие персонажи, которые встречаются в рассказах сборника «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание одной из них рассмотрим прямо сейчас.
Сейчас речь пойдет об одном закадычном друге Кролика – Братце Опоссуме, который очень сильно хотел есть. Кролик, конечно, подсказал ему, где можно полакомиться отличными финиками. Это место оказалось садом Братца Медведя. Как уже говорилось, сказки дядюшки Римуса – это не бездумный вымысел, каждая имеет свой глубокий смысл. Так этот рассказ показывает то, что за чужие проступки иногда приходится отвечать тебе. Заманив своего друга в сад, он поднял крик, который услышал Медведь и оставил воришку с лысым хвостом.
Краткое содержание «Братец лис и братец кролик» Харриса
Сколько чарующей притягательной силы в «Сказках дядюшки Римуса»! Недаром 16-летний подросток Джоэль Харрис (1848–1908) заслушивался историями, которые рассказывали негры на кухне, чтобы скоротать время и позабавиться. Он тогда и сам работал «мальчиком на посылках» на плантации за кров и хлеб, а по вечерам впитывал побасенки тех чернокожих рабов, которых позже в своих сказках назовет дядюшкой Римусом и матушкой Мидоуз.
Как сказки вошли в американскую литературу
Через десять лет, будучи литератором, Харрис начнет ездить и собирать
истории про хитрого Братца Кролика и его семейство, про коварного Лиса, который никак не может поймать и съесть очень умного зайца. Но прежде он поработает наборщиком в типографии, затем журналистом и, наконец, редактором в различных газетах. Он будет писать очерки, юморески, серьезные политические статьи. Вместе с семьей переедет в Атланту и начнет воспроизводить то, что с наслаждением слушал в юности. Его истории будут перепечатывать все газеты. Этот фольклор южных штатов напечатают не в одной книге. Его правдоподобные и вызывающие восхищение и умиление животные изменят отношение к детским книгам.
Это будет литература в том числе и для взрослых. А многочисленные клоны, которые появятся в англоязычных странах, например Винни Пух, и все герои мультфильмов и кинофильмов – это заслуга Джоэля Харриса, чья «Сказка про Братца Кролика и Братца Лиса» дала толчок развитию этого направления. Все сборники писателя переведены на многие языки мира. В России с ними познакомились в тридцатых годах прошлого века. Их можно найти на полках общественных и домашних библиотек. Эти издания зачитаны до дыр.
Как-то вечерком мама искала своего сына и случайно заглянула в окошко ветхой хижины. Она увидела старого черного добродушного дядюшку Римуса, рядом с которым удобно устроился ее малыш и внимательно слушает, как ловко, слово за слово, складывает рассказ этот чернокожий старичок. Мама и сама заслушалась. Это была сказка про Лиса и Кролика. Мама услышала, как гонялся Лис за Кроликом и всячески исхитрялся, чтобы его поймать. А Кролик старался от него убежать. Пути зверей внезапно встретились на дороге. Стоят они напротив друг друга. Кролик толстенький, гладенький, и так его хочет Лис съесть, что придумывает такую хитрость. Он уверяет, что братец Медведь советует им помириться. Кролик и отвечает: «А приходи ко мне, Братец Лис, завтра. Мы вместе пообедаем». Лис, конечно, согласился. И Кролик, огорченный, поскакал домой. Грустно рассказал наш герой Матушке Крольчихе, что завтра к обеду надо ждать Братца Лиса.
Рано встали все в доме у братца Кролика и стали готовиться встретить рыжего гостя. Сделали обед из вкусных овощей, и вдруг бежит их крольчонок и сообщает, что к ним идет визитер. Но Лис к ним не решился зайти. Он притворился больным и через Братца Ежика послал приглашение на обед к нему. На следующий день братец Кролик подошел к дому пушистого хитрого хозяина и стал расспрашивать, не курочка ли у него приготовлена. «Конечно», — согласился Лис, а братец Кролик под тем предлогом, что в курочку не положили укропа, дал стрекача и быстрехонько убежал. Так и не удалось Лису его поймать.
Дядюшка Римус рассказал мальчугану историю под названием «Сказка про Лиса и лягушек». Старик забавно проквакал, как это делают земноводные, которые соблазнили рыжего зверя нырнуть в пруд за черепахой. Смотрит Лис в воду, видит в ней свое отражение, принятое за собрата, и смело ныряет. Потом он опомнился и быстренько, пока Братец Черепаха не утащил его на дно, выбрался на берег.
Еще одна сказка про Лиса
У дядюшки Римуса в запасе всегда много неожиданного. Вот, например, история про смоляное чучело. Это сказка про Лиса, который чуть не поймал Братца Кролика. Слепил из липкой смолы рыжий зверь человечка, посадил его на дорогу, а сам спрятался и подглядывает, что из этого получится. Бежит Братец Кролик и вежливо здоровается с чучелом, а оно молчит.
Рассердился он на невежу и решил его проучить: ударил чучело лапкой. Она прилипла. Тогда Кролик осерчал еще сильнее и стал бить негодное чучело не только всеми лапками, но и головой. Совсем увяз братец Кролик в смоле. Тут выскочил Братец Лис и давай насмехаться над пойманным рассерженным ушастиком и говорить, что они славно сегодня пообедают. Вдруг замолчал дядюшка Римус. Сказка про Лиса и смоляное чучело закончилась. С тревогой вопрошает его маленький слушатель: «Что же дальше?» «Может, Братец Медведь пришел и спас безобидного Братца Кролика?» – хитро предполагает дядюшка Римус и отправляет малыша домой.
Много сказок написал Джоэль Харрис. В русских переводах только не нашлась «Сказка про семью Лисов».
Остальные все имеются. Это сказки про Сарыча, Братца Волка, маленьких крольчат. Всего набралось сто восемьдесят пять историй. Это 5 сборников сказок дядюшки Римуса. Все они живы и любимы, хотя прошло с последней прижизненной публикации автора более ста лет.
Хитрая черепаха
Рассмотрим еще одно произведение из цикла «Сказки дядюшки Римуса». Краткое содержание рассказа про то, как Черепаха смогла перехитрить очень находчивого Братца Кролика.
Как же обстояло дело? Завели они спор, кто из них быстрее, пригласили судей и поставили деньги на кон. Давайте теперь разберем, как же самое медленное существо на земле смогло прийти первым в забеге, обогнав шустрого и быстрого Кролика? Братец Черепаха совсем не готовился, все время лежал и отдыхал, а наш работяга, не покладая шустрых лапок, готовился.
Все дело в том, что детки Черепахи были как капля воды похожи на него, они-то ему и помогли обхитрить умного Кролика. Глубокий смысл скрыл в своих рассказах Харрис. «Сказки дядюшки Римуса» учат нас тому, что обман часто встречается в нашей жизни. Как бы ни был человек хитер и изворотлив, найдется тот, который обойдет его. Нельзя верить всему и всем, надо быть начеку всегда.
Эти короткие рассказы сильно любят дети, ими нельзя утомить, так как все очень веселые и увлекательные. Их хорошо читать малышам на ночь, только не стоит забывать о том, как их рассказывал дядюшка Римус. Он не утомлял Джоэля непрерывным чтением, а вызывал в нем интерес.
Харрис Джоэль сказка «Братец Лис и Братец Кролик»
Читательский дневник по сказке Джоэля Харриса «Братец Лис и братец Кролик»
Автор: Джоэль Харрис.
Название произведения: «Братец Лис и братец Кролик».
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Лис, Кролик.
Второстепенные герои: Матушка Крольчиха, Ёж, Джоэль, дядя Римус.
Характеристика главных героев:
Лис — хитрый и коварный.
Всё время хотел обмануть.
Кролик — трусливый, но изобретательный.
Характеристика второстепенных героев:
Римус — старый дядя. Умный, знает много историй.
Джоэль — мальчик. Любит слушать рассказы дяди.
Крольчиха — добрая, послушная супруга.
Ёж — солидный, умный, спокойный.
Краткое содержание сказки «Братец Лис и братец Кролик»
В тот вечер мама услышала, как Римус рассказывает Джоэлю сказку про то, как Лис никак не может поймать Кролика.
Лис говорил, что медведь приказал жить дружно и хотел помириться.
Он напросился в гости к братцу.
Кролик ждал гостя, но тот не шёл.
Только его хвост торчал из-за угла.
Ёж сказал, что Лис приглашает Кролика на обед.
Кролик увидел, что на столе пусто и понял, чего добивается хитрый зверь.
Выскочил братец, а следом за ним и Лис, но так и не смог его поймать.
План сказки:
1. Дядюшка Римус читает сказку.
2. Встреча и погоня.
3. Приглашение на обед.
5. Ёж передаёт просьбу.
6. Кролик отправляется в гости к братцу.
8. Неудачная погоня.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Братец Лис и братец Кролик»
Главная мысль сказки в том, что смелость и ум всегда побеждают хитрость.
Основная идея произведения в том, что необязательно быть сильным, чтобы победить своего соперника.
Чему учит сказки
Сказка учит быть осторожными и не верить слепо словам чужих людей.
Учит, что нельзя считать себя лучше всех.
Учит не бояться врагов, а находить способ их побеждать.
Краткий отзыв по сказке «Братец Лис и братец Кролик» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что каждый человек хитёр по-своему.
И каждый пользуется своим умом для достижения каких-либо целей.
Но некоторые используют свои способности на зло, а другие — на доброе дело.
Вот и Лис из этой сказки пытался хитростью поймать добычу.
Но Кролик оказался умнее.
Это интересная и смешная сказка.
Автору удалось придумать мир, в котором звери живут совсем как люди.
Мне понравился хитрый и находчивый Кролик, который боялся опасного зверя, но всё равно придумывал способ над ним подшутить.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что хитрить иногда надо, но не пользоваться этим умением для плохих дел.
Пословицы:
Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
На каждого хитреца найдётся свой мудрец.
Хитрость и смекалка — родные сёстры.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихонечку.
Смотрит — из-за угла торчит самый кончик хвоста.
Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:
— Если миску уронить — Разобьётся миска.
Если близко лисий хвост — Значит, близко Лиска.
Сказки дядюшки римуса все герои
Вы не знаете биографии дядюшки Римуса? Того, кто рассказывал свои сказки мальчику Джоэлю? Сказки про Братца Кролика, Братца Лиса, Сестрицу Лягушку, тётушку Мидоус с дочерьми? Об этом вы обязательно узнаете!
Дядюшка Римус — это собирательный образ, придуманный американским писателем, журналистом Джоэлем Чандлером Харрисом (1848−1908). Харрис собрал и издал забавные сказки, которые сам слышал на плантациях американского Юга от потомков чёрных невольников, привезённых из Африки.
Смешные истории про Лиса и Кролика рассказывает пожилой негр — дядюшка Римус, неутомимый выдумщик, проницательный и по-детски наивный, суеверный и простодушный человек, который почтительно относится к своим хозяевам, но между тем сохраняет чувство собственного достоинства.
Харрис писал, что своим появлением дядюшка Римус был обязан многим людям: пел он точь-в-точь как Большой Сэм, а рассказывал, как тётушка Крисси, но больше всего был похож на старого Джорджа, который вечно чинил всем башмаки, плёл корзины, мастерил что-то у себя в хижине, старый Джордж был большим другом всех мальчишек. Человека по имени Римус на плантации не было, зато в городке был садовник, которого так и звали — дядюшка Римус. Наверное, это имя понравилось Харрису и он решил именно так назвать своего героя.
Джоэль Чандлер Харрис родился в 1848 году в маленьком американском городке штата Джорджия. Семья была неполной, мальчик не знал, кто его отец. Жилось им с мамой трудно, помогала бабушка с маминой стороны и живущий по соседству доктор. Джоэлю нужно было самому начинать трудиться, чтобы содержать своих близких. Подростком он нанялся работником в типографию к издателю газеты «Соотечественник» и одновременно владельцу плантации хлопка Дж. Тернеру.
Хозяин жил за городом в двухэтажном доме, а неподалёку располагались хижины рабов. Часто после работы Джоэль вместе с сыновьями Тернера ходил в эти хижины, чтобы поболтать с неграми и послушать их необычные весёлые истории про животных.
Постепенно Джоэль стал писать небольшие статьи, печатать рецензии. Потихоньку составлял книгу, которую знает теперь весь мир, — «Сказки дядюшки Римуса». Появилась она в 1880 году. И Братец Кролик начал путешествие по всем странам!
Харрис стал профессиональным журналистом, был главным редактором газеты в столице штата Джорджия — Атланте. Собирание и изучение фольклора стало делом его жизни. Харрис записал и напечатал огромное количество негритянских сказок и песен. К нашим читателям эти сказки и песенки пришли в первой половине XX века, в 1936 году, перевёл их на русский язык известный советский переводчик Михаил Абрамович Гершензон (1900-1942).
В Африке были широко распространены сказки про слонов и гиен, крокодилов и ящериц, антилоп и черепах. Сильнее и умнее всех животных оказывался заяц. У него не было когтей и острых зубов, бивней, крепкого панциря, и только хитрость и смекалка выручали его из беды. Маленький слабый заяц побеждал и слона, и гиену, и льва.
В Америке африканские сказки о хитреце и обманщике Зайце рассказывали рабы, привезённые из самых разных мест, говорившие на своих языках. После изнурительного рабочего дня на плантации они вспоминали хитрого зверя, который умел ловко выпутаться из любой ситуации.
Зайцы в Америке не водились. Слона, гиену, антилопу здесь тоже никто не видел. Вот и вышло, что родившийся под африканским солнцем заяц стал Братцем Кроликом и начал испытывать свои проказы на местных зверях: Лисе, Волке, Медведе, Опоссуме, Сарыче — и завоевал Новый Свет, Бразилию, Мексику, Кубу. Братец Кролик сделался частью фольклора, «воплощением «американского духа» с его изобретательностью, любовью к свободе и умением отстаивать свою независимость».
Белые хозяева редко прислушивались к негритянским сказкам. Что там интересного? Зато любознательным деткам было очень интересно. Вечерами, принося с собой вкусные коржики или большие куски слоёного пирога, они оказывались в бедных хижинах и отправлялись домой спать только после очередной сказки. Вероятно, именно так узнал о приключениях Братца Кролика и Братца Лиса будущий писатель.
Откроем книгу «Сказки дядюшки Римуса» и сразу окажемся в гуще невероятных событий: от проделок Братца Кролика у всех зверей голова кругом идёт. Чего-чего он только не придумывал: притворился мёртвым и у Братца Лиса всю рыбу украл, масло съел, а всё свалил на Братца Опоссума, горох у Братца Лиса воровал, а когда попался, вместо себя в ловушку Братца Медведя посадил, всем наговорил, что Братец Лис у его папаши тридцать лет верховой лошадью служил.
Правда, однажды попался: сам вляпался в смоляное чучелко, но только Братец Лис его схватил, как Кролик принялся жалобно просить, чтобы его наказали, но не бросали в терновый куст. И добился-таки своего — полетел в куст, тем и спасся. Долго гонялся за гладким толстым Кроликом Лис, мог изловчиться и поймать, да удержать никогда не удавалось.
Находчивость неунывающего шутника и проказника Братца Кролика не знает границ. Слабый и беззащитный с виду, он умеет перехитрить любого врага: то обманет Братца Волка, то посмеётся над одураченным Лисом, то выставит глупцом Медведя. Только с Братцем Черепахой он может соперничать в уме и сообразительности. Братец Сарыч, Сестрица Лягушка тоже способны при случае заткнуть за пояс хищных хозяев леса.
Каждая сказка строится однотипно: мальчик задаёт вопросы дядюшке Римусу, слушает очередную историю, прерывает её своими замечаниями и непременно просит продолжения. Да и сам старик иногда недоговаривает свои басенки до конца и ждёт следующего раза, чтобы продолжить. Кольцевая композиция сказки всякий раз размыкается и устремляется новым витком к следующему событию. Вот почему интерес не теряется!
Чем бы ни был занят старик, он с удовольствием общается с Джоэлем, иногда сетует на его поведение и ворчит, когда тот не откликается на зов матери, гоняет кур, стреляет из рогатки, бросает на крышу хижины камни, науськивает собаку на поросёнка, ябедничает на младшего брата. Своими проделками и непослушанием он очень похож на Братца Кролика, который всегда выходит сухим из воды.
Хорошо, что у дядюшки Римуса есть такой внимательный слушатель, как Джоэль. Дружба мальчика и старика символична: мудрая старость и беззаботное детство одинаково увлечены волшебным вымыслом. Истории содержат своеобразную жизненную философию: в них не всегда торжествуют справедливость и честность, вежливость и благородство. Старик со вздохом объясняет, что в жизни некоторым людям приходится страдать за грехи других, терпеть упрёки и обиды, поэтому так важны ум и находчивость, которые помогают преодолеть бесправное положение, выжить в борьбе за существование.
Сказочник заставляет нас поверить, что Братец Кролик курит трубку, Братец Лис укрывается байковым одеяльцем, Братец Медведь стережёт финиковый сад, а при встрече они чинно здороваются. Герои — добрые соседи: вместе чинят крышу, возделывают новый участок поля, приходят в гости, справляются о здоровье, подшучивают друг над другом, соревнуются, бьются об заклад, ставя на кон по пятьдесят долларов.
В сказках много бытовых деталей, которые придают достоверность фантастическому повествованию, усиливают комический эффект. Умело Харрис передаёт непосредственность устной речи, сочный юмор, своеобразие афроамериканского диалекта.
Литература
1. Биография писателя на сайте http://fantlab.ru/autor10431
2. Детская литература англоязычных стран: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей педколледжей / Автор-составитель: Т.Ю. Егорова. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.
3. Перехвальская Е. Приключения неутомимого братца Кролика / Костер. — 1986. — № 8.
4. Санина Т. Вы любите чудеса? / Сказки дядюшки Римуса. — М.: Правда, 1990.