Сказки эвенков о животных
Тамга Ленина
Кочевали в тайге эвенки. Учан, Атан, Умун. Хорошо промышляли зверя. Но всегда были голодны. В рваных чумах жили. Отбирал у них все злой хозяин.
Плохо было эвенкам. Умирали дети. Падали олени и собаки. Горько плакали эвенки. На жизнь худую жаловались.
Однажды сошлись Учан, Атан и Умун. Стали спорить, кто на земле самый счастливый. Учан говорит:
— Хозяин неба — солнце!
— Хозяин тайги — дедушка медведь!
— Хозяин реки — зубастая щука!
Решили счастливых спросить, как счастье добыли. Пошли к солнцу. Спрашивают:
— Счастливый! Всегда ты веселый, горящий?
В это время туча закрыла солнце. Потускнело солнце. Опечалилось. Ушли эвенки.
Пришли к хозяину тайги, к дедушке медведю.
— Дедушка, ты счастливый. Все тебя боятся. Всегда ты сыт?
Медведь не отвечает. Катается по траве. Лапами землю роет. Видят эвенки: около медведя колода валяется, из нее туча пчел вылетает. Облепили пчелы медведя, жалят.
Убежали эвенки. Пришли к реке. Сеть большую забросили. Щуку зубастую поймали. Спрашивают:
— Ты всегда жирная, сытая. Все рыбы тебя боятся. Ты — счастливая.
Смотрят эвенки: щука корчится, бьется, умирает она. Спрашивают эвенки у рыб, что с зубастой щукой случилось. Налим насмешливо отвечает:
— Жадная щука пасть разинула. Не заметила — и колючую рыбу проглотила. Рыба та распорола ей брюхо острыми перьями.
Опечалились эвенки. Пошли.
Собрались в большом чуме. Стали думать, как отыскать счастливого. Решили пойти к Ленину.
Долго собирались. Еще дольше шли. Пришли к Ленину. Шапки сняли. Поклонились. Говорят:
— Ум твой потревожим. Немножко тебя спросим: помоги найти счастливого на земле…
Ленин эвенков спрашивает:
— Долго ли искали счастливого?
— Всю жизнь искали прадеды, деды, отцы. Нам и детям нашим наказали искать!
— Не нашли счастливого?
— Плохо, эвенки, искали. Загляните в свои чумы! Эвенки посмотрели друг на друга. Улыбнулись. Каждый думает: «Не я ли самый счастливый?»
Поклонились эвенки Ленину. Обратно в тайгу пошли. Приходят в стойбище. Узнать его не могут. Всюду новые чумы стоят. Олени жирные пасутся. Жены и дети веселые песни поют. Собаки от голода не воют. Лежат сытые, на солнце. Заходит Учан в свой чум. Его встречает мать:
— Учан, радость в твоем чуме: жена сына родила… Учан выбежал из чума. Кричит на все стойбище:
— Я — счастливый! Сын у меня в новом чуме родился! Вошел Атан в свой чум. Его встречает отец:
— Атан, счастье в твоем чуме: все оленихи с оленятами стали! Стадо твое удвоилось!
Выбежал из чума Атан. Радуется, всем кричит:
— Я — счастливый! Стадо мое удвоилось! Вошел Умун в свой чум. Его встретил сын:
— Отец, радость в твоем чуме: жену я привел, красавицу Алачар. Внук скоро у тебя будет.
Выбежал из чума Умун. Радуется, кричит, чтоб все его слышали:
— Я — счастливый! Внук у меня скоро будет! Собрались Учан, Атан и Умун в большом чуме. Гостей позвали. Веселятся. Жирное мясо едят. Песни веселые поют. Повеселились. Притихли. Задумались. Умун говорит:
— Счастливые мы, но ненадолго… Время добычу нести злому хозяину. Опять горе: дети наши умрут, олени и собаки падут!
А гости громко смеются:
— Добыче своей вы хозяева. Злого хозяина нет теперь. Эвенки пошли на него войной. Из тайги выгнали.
— Кто же в тайге теперь хозяин?
Опять громко засмеялись гости. Позвали сына пастуха Патамы. Сказали:
— Счастливую грамоту прочитай Учану, Атану и Умуну. Они в долгой дороге были. Грамоты счастливой еще не знают…
Сын пастуха Патамы прочитал счастливую грамоту. Умун спрашивает:
Умун, Атан и Учан от радости пляшут, песни веселые поют. Ленина в тех песнях славят…
Литературная обработка Г. Кунгурова.
Кто дал эвенкам солнце
В тайге живут эвенки, много трудятся, промышляя зверя. В мороз, в пургу ходят по тайге, на деревья глядят — белку ищут, на снег глядят — следы росомахи, рыси, колонка рассматривают.
Однажды собрались эвенки, юрту большую сделали, ельник наломали, ружья, луки к лабазу поставили — сели отдыхать. Жарили глухарей, о жизни разговаривали.
Вдруг смотрят — поднимается мох ягель, а из-под него олень выходит. У оленя грива золотая, а рога серебряные. Сидит на этом олене богатырь Куладай Мэргэн. Эвенки и говорят:
— Деды наши жили, отцы жили, а такого не видели!
Куладай Мэргэн ловко на олене сидит, лук в руках держит, за поясом у него стрелы. Унты бисером расшиты, одежда из тонкой замши блестит, золотом переливается.
Говорит Куладай эвенкам:
— Зверя и пушнины добываете в тайге много, а жилы ваши сохнут. Худо живете.
— Правда, — отвечают эвенки.
— Оленей плодите, стараетесь, а стада ваши маленькие…
— Верно, — отвечают эвенки.
— Зимой холодно вам, летом гнус заедает, дети ваши болеют, умирают, темно кругом.
— Совсем темно, — плачут эвенки.
— Есть на свете большое солнце! Кто поверит, тот счастливо по тайге кочевать будет, жизнь новая наступит.
Обрадовались эвенки, но скоро совсем почернело небо, опустился мох ягель: нет оленя с золотой гривой, нет богатыря Куладай Мэргэна.
Поехали эвенки по стойбищам, сородичам своим рассказали, что видели.
— Какое такое солнце?
Все друг друга спрашивают, никто не верит. Злые шуленги-старосты смеются:
— Сон это был, спали вы, во сне видели. Никакого солнца нет!
Так жили эвенки семьдесят, еще семьдесят да еще семьдесят лет. Плохо жили: весной, летом, осенью — темно, зимой — холодно.
Сказки эвенков о животных
Кочевали в тайге эвенки. Учан, Атан, Умун. Хорошо промышляли зверя. Но всегда были голодны. В рваных чумах жили. Отбирал у них все злой хозяин.
Плохо было эвенкам. Умирали дети. Падали олени и собаки. Горько плакали эвенки. На жизнь худую жаловались.
Однажды сошлись Учан, Атан и Умун. Стали спорить, кто на земле самый счастливый. Учан говорит:
— Хозяин неба — солнце!
— Хозяин тайги — дедушка медведь!
— Хозяин реки — зубастая щука!
Решили счастливых спросить, как счастье добыли. Пошли к солнцу. Спрашивают:
— Счастливый! Всегда ты веселый, горящий?
В это время туча закрыла солнце. Потускнело солнце. Опечалилось. Ушли эвенки.
Пришли к хозяину тайги, к дедушке медведю.
— Дедушка, ты счастливый. Все тебя боятся. Всегда ты сыт?
Медведь не отвечает. Катается по траве. Лапами землю роет. Видят эвенки: около медведя колода валяется, из нее туча пчел вылетает. Облепили пчелы медведя, жалят.
Убежали эвенки. Пришли к реке. Сеть большую забросили. Щуку зубастую поймали. Спрашивают:
— Ты всегда жирная, сытая. Все рыбы тебя боятся. Ты — счастливая.
Смотрят эвенки: щука корчится, бьется, умирает она. Спрашивают эвенки у рыб, что с зубастой щукой случилось. Налим насмешливо отвечает:
— Жадная щука пасть разинула. Не заметила — и колючую рыбу проглотила. Рыба та распорола ей брюхо острыми перьями.
Опечалились эвенки. Пошли.
Собрались в большом чуме. Стали думать, как отыскать счастливого. Решили пойти к Ленину.
Долго собирались. Еще дольше шли. Пришли к Ленину. Шапки сняли. Поклонились. Говорят:
— Ум твой потревожим. Немножко тебя спросим: помоги найти счастливого на земле…
Ленин эвенков спрашивает:
— Долго ли искали счастливого?
— Всю жизнь искали прадеды, деды, отцы. Нам и детям нашим наказали искать!
— Не нашли счастливого?
— Плохо, эвенки, искали. Загляните в свои чумы! Эвенки посмотрели друг на друга. Улыбнулись. Каждый думает: «Не я ли самый счастливый?»
Поклонились эвенки Ленину. Обратно в тайгу пошли. Приходят в стойбище. Узнать его не могут. Всюду новые чумы стоят. Олени жирные пасутся. Жены и дети веселые песни поют. Собаки от голода не воют. Лежат сытые, на солнце. Заходит Учан в свой чум. Его встречает мать:
— Учан, радость в твоем чуме: жена сына родила… Учан выбежал из чума. Кричит на все стойбище:
— Я — счастливый! Сын у меня в новом чуме родился! Вошел Атан в свой чум. Его встречает отец:
— Атан, счастье в твоем чуме: все оленихи с оленятами стали! Стадо твое удвоилось!
Выбежал из чума Атан. Радуется, всем кричит:
— Я — счастливый! Стадо мое удвоилось! Вошел Умун в свой чум. Его встретил сын:
— Отец, радость в твоем чуме: жену я привел, красавицу Алачар. Внук скоро у тебя будет.
Выбежал из чума Умун. Радуется, кричит, чтоб все его слышали:
— Я — счастливый! Внук у меня скоро будет! Собрались Учан, Атан и Умун в большом чуме. Гостей позвали. Веселятся. Жирное мясо едят. Песни веселые поют. Повеселились. Притихли. Задумались. Умун говорит:
— Счастливые мы, но ненадолго… Время добычу нести злому хозяину. Опять горе: дети наши умрут, олени и собаки падут!
А гости громко смеются:
— Добыче своей вы хозяева. Злого хозяина нет теперь. Эвенки пошли на него войной. Из тайги выгнали.
— Кто же в тайге теперь хозяин?
Опять громко засмеялись гости. Позвали сына пастуха Патамы. Сказали:
— Счастливую грамоту прочитай Учану, Атану и Умуну. Они в долгой дороге были. Грамоты счастливой еще не знают…
Сын пастуха Патамы прочитал счастливую грамоту. Умун спрашивает:
— Какая под счастливой грамотой тамга[1]? Сын пастуха Патамы отвечает:
Умун, Атан и Учан от радости пляшут, песни веселые поют. Ленина в тех песнях славят…
Кто дал эвенкам солнце
В тайге живут эвенки, много трудятся, промышляя зверя. В мороз, в пургу ходят по тайге, на деревья глядят — белку ищут, на снег глядят — следы росомахи, рыси, колонка рассматривают.
Однажды собрались эвенки, юрту большую сделали, ельник наломали, ружья, луки к лабазу поставили — сели отдыхать. Жарили глухарей, о жизни разговаривали.
Вдруг смотрят — поднимается мох ягель, а из-под него олень выходит. У оленя грива золотая, а рога серебряные. Сидит на этом олене богатырь Куладай Мэргэн. Эвенки и говорят:
— Деды наши жили, отцы жили, а такого не видели!
Куладай Мэргэн ловко на олене сидит, лук в руках держит, за поясом у него стрелы. Унты бисером расшиты, одежда из тонкой замши блестит, золотом переливается.
Говорит Куладай эвенкам:
— Зверя и пушнины добываете в тайге много, а жилы ваши сохнут. Худо живете.
— Правда, — отвечают эвенки.
— Оленей плодите, стараетесь, а стада ваши маленькие…
— Верно, — отвечают эвенки.
— Зимой холодно вам, летом гнус заедает, дети ваши болеют, умирают, темно кругом.
— Совсем темно, — плачут эвенки.
— Есть на свете большое солнце! Кто поверит, тот счастливо по тайге кочевать будет, жизнь новая наступит.
Обрадовались эвенки, но скоро совсем почернело небо, опустился мох ягель: нет оленя с золотой гривой, нет богатыря Куладай Мэргэна.
Поехали эвенки по стойбищам, сородичам своим рассказали, что видели.
— Какое такое солнце?
Все друг друга спрашивают, никто не верит. Злые шуленги-старосты смеются:
— Сон это был, спали вы, во сне видели. Никакого солнца нет!
Так жили эвенки семьдесят, еще семьдесят да еще семьдесят лет. Плохо жили: весной, летом, осенью — темно, зимой — холодно.
Пришел Чакулай к лабазу, громко крикнул:
— Есть солнце! Искать его надо! Тяжело эвенкам дышать, совсем темно — сердце сохнет, умирают эвенки…
Раздвинулся мох, вышел олень — грива золотая, рога серебряные. Сидит на нем богатырь Куладай Мэргэн. Смело подошел к нему Чакулай.
Куладай Мэргэн сказал:
— Знаю я, Чакулай, силу ты большую имеешь, эвенки любят тебя, о храбрости твоей говорят. Ты веришь — есть большое солнце! Сплети коробочку из волос. Ко мне смело приходи. Солнце добывать будем!
Опять исчез Куладай Мэргэн.
Идет Чакулай, смотрит — пожар в тайге, лисята горят. Схватил он лисят, спас.
— И мы тебе поможем, — сказали они.
Идет Чакулай, торопится, видит — волчата горят. Спас он волчат.
— И мы тебе поможем, — сказали они.
Подходит к большому озеру — карась лежит, задыхается. Столкнул он карася в воду, спас.
— Я тебе помогу! — крикнул карась.
Стал Чакулай волосы собирать, коробочку плести. Долго плел — семьдесят лет! Идет он к лабазу, на пути гора, до самого неба.
— Как перейти гору? — остановился Чакулай.
Прибежали лисята, о землю ударились — оленями стали.
Сел на переднего оленя Чакулай, через гору переехал.
Идет дальше. Стоит тайга страшная. Болота, колодник, камни — не пройти.
Прибежали волчата, о землю ударились — орлами стали, понесли на крыльях Чакулая. Через лес перенесли, опустили на широкую поляну.
Идет по долине, озеро большое разлилось — берега другого не видно.
— Как пойду? — задумался Чакулай.
Выплыл карась, перевез Чакулая через озеро.
На пригорке лабаз стоит. Смотрит Чакулай — мох поднимается, выходит олень с золотой гривой, с серебряными рогами, а на нем — богатырь Куладай Мэргэн. Посадил он Чакулая на своего оленя и повез по дремучей тайге к солнцу. Три года ехали — достигли солнца. Отломился кусочек солнца, в коробочку Чакулая упал.
Культура, история русского Севера
религия, быт, промыслы, фольклор…
Эвенкийские сказки
Сделаем небольшой перерыв в подробном описании экспедиции Федора Розмыслова и опубликуем три сказки из сборника М. И. Ошарова, 1936 г. Сказки 18+, т. к. присутствуют жестокость и убийство.
Богатырь и клей
Был давно один богатырь. Ходил он по земле и на всем пробовал свою силу. За что ни возьмется, то и поломает и искрошит. Он хвастался силой. Все люди боялись его. Но нашелся один смелый человек и сказал богатырю:
— Говорят, ты очень сильный. Но я знаю рыбий клей, которого ты, однако, не одолеешь!
— Какой такой клей? — спросил богатырь.
— Хочешь его испытать?
Богатырь согласился. Он лег, смеясь, на облитую клеем каменную плиту и долго лежал на ней неподвижно. Когда высох клей, человек сказал богатырю:
— Пробуй-ка, вставай помаленьку.
Богатырь хотел пошевелить плечами, спиной, но ни плечи, ни спина не шевелятся. Уперся ногами в плиту и не смог приподняться. Осердился. Ударил изо всей силы в камень ногой и пополам разорвался. С тех пор и не стало на земле страшного богатыря.
Собрано и обработано М. Ошаровым
Июнь 1928 г., Байкит, рассказал Сакура
Примечание. Эвенки делают клей из плавательного пузыря осетра и из кожи налима. Лучшим считается осетровый клей. Он служит для склеивания луков, им смазывают тетиву, используют в изготовлении лыж и т. д.
Волк и лисица
Холодно волку. Голодный он. Идет заячьей тропинкой, хочет зайца добыть. Встретился с лисицей. Думает — съем. А лисица и говорит:
— Волк, мне холодно. Давай будем греться и повеселимся.
— Как?
— Ты мне свяжи ноги и я стану прыгать, кувыркаться, а ты смейся.
Волк связал ноги лисице, и она начала падать, перевертываться. Волку смешно. Повеселила лисица волка и говорит ему:
— Я устала. Развяжи мне ноги да повесели меня. Мне теперь тепло. Давай я свяжу тебе ноги. Ты поиграешь, потом опять свяжешь.
Волк согласился. Лисица крепко связала ему ноги. Лежит, встает, падает, крутится волк, а лисица хохочет над ним. Устал волк забавлять лисицу и просит ее развязать ноги.
— Играй! — сказала ему лисица, а сама — в лес.
Лежит волк. Подлетела к нему белая птичка.
— Птичка, развяжи мне ноги. За это я накормлю тебя мясом и кишками.
Птичка скривила себе лапки об узел, но ноги волка развязала. Задавил волк оленя, напился крови, разорвал ему брюхо и оставил птичке оленя. Залезла она в разорванное брюхо оленя, выпачкала белые перышки кровью и пошли от нее с тех пор красногрудые птички — клесты.
Волк шел по следу лисицы. Нашел мерзлый конский шевяк (прим. навоз), который грызла лисица. Об него она сломала свой клык. Идет волк следом дальше, ищет лисицу. Смотрит — в лесу горит огонь, а кругом него сидит много лисиц.
— Это они на суглан собрались, — подумал волк и сел с лисицами в круг.
Сидит волк тихонько, поглядывает на лисиц, а лисицу-обманщицу найти среди них не может. Все они рыжие, как одна. Как ее узнаешь?
Посидел, посидел волк, вспомнил о сломанном зубе, подскочил к огню и давай бить хвостом по костру. Хвост горит, а лисицы смеются. Тогда увидел волк беззубую лисицу, подсел к ней и говорит:
— Из обожженного хвоста все вши перебежали ко мне на голову. Ты поищи их маленько.
Лисица покусала вшей в голове волка и говорит ему:
— Хорошо, я поискала у тебя вшей, теперь ты поищи у меня в голове.
Волк стал кусать вшей у лисицы. Кусает и спрашивает лисицу, где поискать.
— За ухом, за ухом зудит. Там покусай хорошенько.
Волк так куснул свою обманщицу-лисицу, что она сразу издохла.
Собрано и обработано М. Ошаровым
Июль 1923 г., Катанга, рассказал Тагача
Заяц-шаман
Давно, в старину это было. Один заяц нашел в лесу лопаточную кость, взял ее и объявил себя большим шаманом. Услышали об этом зайцы, обрадовались и пошли все шаманить к своему шаману. Одни пришли к нему подлечиться, другие — узнать о своей судьбе. Большой шаман знает все!
Собрались. Зажгли костер, сели кругом и ждут, когда начнет шаманить заяц-шаман. Ударил шаман лапкой в свой бубен — костяную лопаточку, вытянулся, запел:
«В горелом лесу — боов!
Дорога моя торная — поов. »
Подпрыгнул, потоптался, ударил в кость, запел:
«В горелом лесу — боов!
Дорога моя торная — поов. »
Кувыркнулся через голову и то же:
«В горелом лесу — боов!
Дорога моя торная — поов!
В горелом лесу — боов. »
Бубнит да поет, поет да бубнит:
«В горелом лесу — боов. »
Ждали, ждали зайцы, когда заяц-шаман шаманить начнет, да так и ушли от него ни с чем. С тех пор и живет в тайге великая слава о большом хвастуне — зайце-шамане.
Собрано и обработано М. Ошаровым
Июнь 1925 г., Ерабо, рассказал старик Калтан
Сказки эвенков о животных
ЭВЕНКИЙСКИЕ СКАЗКИ
Эти сказки эвенкийского народа, были опубликованы 50 лет назад (1956) Иваном Ивановичем Суворовым. Теперь впервые они публикуется в Интернете по брошюре «Народное творчество в Эвенкии» . (Популярный очерк), Красноярск, 1961.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Эвенки не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их удовлетворялась изустной передачей преданий, сказок, загадок, умной шутки, веселого анекдота или тут же на ходу сочиненной песней. Нередко все это сменялось веселыми играми и хороводным танцем, которые длились по два-три вечера подряд.
В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера эвенки любят вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью своих бывших эксплуататоров — купцов и богачей. Они чаше всего рассказывают сказки о животных. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Для этих сказок характерны конкретность и выразительность.
ЛИСА И МЕДВЕДЬ
Было лето. Комаров много было. Медведю от них здорово доставалось. Бегал в чашу, бегал на озеро — не отстают комары. Лису встретил. Она его опрашивает:
– Чего, дедушка, бегаешь?
– Комары заедают. – ответил медведь.
– Побежим на скалу. Там ветерок. Уснем спокойно.
Согласился медведь. На скалу прибежали, спать легли. Лиса на краю обрыва, а медведь рядом. Мишка сразу захрапел. А лиса немного полежала и кричит:
– Ой, Миша! Упаду! Подвинься!
Медведь немного подвинулся и опять заснул. А лиса в это время через, медведя перепрыгнула на другую сторону. Легла возле медведя, полежала еще и опять кричит:
– Ой, упаду! Подвинься еще.
Медведь спросонок двинулся, а там край скалы был. В пропасть полетел. Разбился. А лиса в лес убежала.
Рассказал эвенк Н.А. Кочени, 25 июня 1938 г., ф. Стрелка-Чуня
В сказке «Спор оленей» проводится идея, что человек являешься защитником полезных животных. Это выражается в споре оленей, после которого часть животных ушла к человеку и сохранилась от хищников, а другая часть осталась дикой и беззащитной.
СПОР ОЛЕНЕЙ
Сначала олени все дикими были. Волки давили их. Медведи задирали. Комары кусали. Заступиться некому было. Только ноги спасали.
Собирались они однажды на горе, где ветер комаров сдувает. Спорить стали. Один олень и поворчит:
– Хватит так жить. Надо к человеку идти. У него хорошо будет.
А второй отвечает:
– Нет. Человек работать заставит. Спина заболит.
– Ну что ж. Поработать заставит — отдохнуть даст.
Спи у костра, о комарах, и волках не думай, – возражает первый.
Спорили, спорили, так ни к чему и не пришли. Разбежались. Одни, дикие, в лес, другие к человеку поскакали.
С тех пор у него живут. Много их теперь стало, а диких меньше половины осталось. Прогадали они.
Рассказал И.А. Аюльчин, 24 декабря 1936 г., ф. Чемдальск
КАК ЛИСА КУПЦА ОБМАНУЛА
Давно это было. Жил на Катанге-реке купец. С эвенками торговал. У него много коров было. Купец очень жадный был. Задумала лиса его обмануть. Отправилась в лес. Спилила березу. Отрубила от нее чурбан. Обтесала его, приделала ручку и пошла к купцу.
Вышел купец навстречу, спрашивает:
– Что это у тебя, лисонька?
– O! Это маслобойка! Потрешь по ней палочкой, а из нее масло выходит. Да так много, что и коров не нужно.
Захватила купца жадность:
– А ну, покажи, как масло получается?
Села лиса и давай палочкой по чурбану тереть. Терла, терла и говорит:
– Посмотри-ка, купец. Не могу никак разглядеть какие это птицы над рекой летают?
Купец взглянул на реку, а лиса в это время из кармана кусок масла достала, на чурбан положила да как закричит:
– Смотри! Смотри! Много ли потерла, а масла уже сколько!
Видит купец — и, впрямь масло.
– Продай маслобойку! – уговаривает купец..
– А что дашь?
– Что попросишь, все отдам, – отвечает купец.
– Если отдашь всех коров, продам.
– Ладно. Согласен!
Забрала лиса коров и в тайгу угнала. Там их бедным эвенкам отдала. А купец сел возле чурбана и давай по нему палочкой тереть. Тер день — нет масла. Другой тер — тоже нет, а на третий — догадался. За лисой побежал. Да уж поздно было. Не мог догнать.
Рассказал К.А. Потэ, 29 октября 1940 г., ф. Эконда
Многие сказки являются попытками объяснить происхождение того или иного явления природы и жизни. Например, в сказочке «Медведь и собака» дается ответ на вопрос, почему собачка — друг человека и почему медведь зимою спит в берлоге.
МЕДВЕДЬ И СОБАКА
Медведь и собака пришли к человеку. Медведь просит:
– Человек, дай топор!
– А зачем он тебе?
– Избу рубить.
– А мне лук дай, – говорит собака.
Дал человек им топор и лук. Смотрит, что дальше будет. Посмотрел медведь на собаку с луком и испугался. Стал ее уговаривать:
– Собака, брось лук.
– А ты топор кинь.
– Ладно, брошу. Без дома лучше обойдусь. Лапами берлогу рыть буду.
– Согласна. Я и без лука тебя найду, – отвечает собака.
Понравилась человеку собачка. Говорит ей:
– Оставайся у меня. Будь другом моим.
Та согласилась. С тех пор медведь в берлоге живет, а собака с человеком дружит.
Рассказала Д.В. Пикунова, 6 июня 1938 г., ф. Чемдальск
Сказки эвенков о животных
Кочевали в тайге эвенки. Учан, Атан, Умун. Хорошо промышляли зверя. Но всегда были голодны. В рваных чумах жили. Отбирал у них все злой хозяин.
Плохо было эвенкам. Умирали дети. Падали олени и собаки. Горько плакали эвенки. На жизнь худую жаловались.
Однажды сошлись Учан, Атан и Умун. Стали спорить, кто на земле самый счастливый. Учан говорит:
— Хозяин неба — солнце!
— Хозяин тайги — дедушка медведь!
— Хозяин реки — зубастая щука!
Решили счастливых спросить, как счастье добыли. Пошли к солнцу. Спрашивают:
— Счастливый! Всегда ты веселый, горящий?
В это время туча закрыла солнце. Потускнело солнце. Опечалилось. Ушли эвенки.
Пришли к хозяину тайги, к дедушке медведю.
— Дедушка, ты счастливый. Все тебя боятся. Всегда ты сыт?
Медведь не отвечает. Катается по траве. Лапами землю роет. Видят эвенки: около медведя колода валяется, из нее туча пчел вылетает. Облепили пчелы медведя, жалят.
Убежали эвенки. Пришли к реке. Сеть большую забросили. Щуку зубастую поймали. Спрашивают:
— Ты всегда жирная, сытая. Все рыбы тебя боятся. Ты — счастливая.
Смотрят эвенки: щука корчится, бьется, умирает она. Спрашивают эвенки у рыб, что с зубастой щукой случилось. Налим насмешливо отвечает:
— Жадная щука пасть разинула. Не заметила — и колючую рыбу проглотила. Рыба та распорола ей брюхо острыми перьями.
Опечалились эвенки. Пошли.
Собрались в большом чуме. Стали думать, как отыскать счастливого. Решили пойти к Ленину.
Долго собирались. Еще дольше шли. Пришли к Ленину. Шапки сняли. Поклонились. Говорят:
— Ум твой потревожим. Немножко тебя спросим: помоги найти счастливого на земле…
Ленин эвенков спрашивает:
— Долго ли искали счастливого?
— Всю жизнь искали прадеды, деды, отцы. Нам и детям нашим наказали искать!
— Не нашли счастливого?
— Плохо, эвенки, искали. Загляните в свои чумы! Эвенки посмотрели друг на друга. Улыбнулись. Каждый думает: «Не я ли самый счастливый?»
Поклонились эвенки Ленину. Обратно в тайгу пошли. Приходят в стойбище. Узнать его не могут. Всюду новые чумы стоят. Олени жирные пасутся. Жены и дети веселые песни поют. Собаки от голода не воют. Лежат сытые, на солнце. Заходит Учан в свой чум. Его встречает мать:
— Учан, радость в твоем чуме: жена сына родила… Учан выбежал из чума. Кричит на все стойбище:
— Я — счастливый! Сын у меня в новом чуме родился! Вошел Атан в свой чум. Его встречает отец:
— Атан, счастье в твоем чуме: все оленихи с оленятами стали! Стадо твое удвоилось!
Выбежал из чума Атан. Радуется, всем кричит:
— Я — счастливый! Стадо мое удвоилось! Вошел Умун в свой чум. Его встретил сын:
— Отец, радость в твоем чуме: жену я привел, красавицу Алачар. Внук скоро у тебя будет.
Выбежал из чума Умун. Радуется, кричит, чтоб все его слышали:
— Я — счастливый! Внук у меня скоро будет! Собрались Учан, Атан и Умун в большом чуме. Гостей позвали. Веселятся. Жирное мясо едят. Песни веселые поют. Повеселились. Притихли. Задумались. Умун говорит:
— Счастливые мы, но ненадолго… Время добычу нести злому хозяину. Опять горе: дети наши умрут, олени и собаки падут!
А гости громко смеются:
— Добыче своей вы хозяева. Злого хозяина нет теперь. Эвенки пошли на него войной. Из тайги выгнали.
— Кто же в тайге теперь хозяин?
Опять громко засмеялись гости. Позвали сына пастуха Патамы. Сказали:
— Счастливую грамоту прочитай Учану, Атану и Умуну. Они в долгой дороге были. Грамоты счастливой еще не знают…
Сын пастуха Патамы прочитал счастливую грамоту. Умун спрашивает:
— Какая под счастливой грамотой тамга[1]? Сын пастуха Патамы отвечает:
Умун, Атан и Учан от радости пляшут, песни веселые поют. Ленина в тех песнях славят…
Литературная обработка Г. Кунгурова.
Кто дал эвенкам солнце
В тайге живут эвенки, много трудятся, промышляя зверя. В мороз, в пургу ходят по тайге, на деревья глядят — белку ищут, на снег глядят — следы росомахи, рыси, колонка рассматривают.
Однажды собрались эвенки, юрту большую сделали, ельник наломали, ружья, луки к лабазу поставили — сели отдыхать. Жарили глухарей, о жизни разговаривали.
Вдруг смотрят — поднимается мох ягель, а из-под него олень выходит. У оленя грива золотая, а рога серебряные. Сидит на этом олене богатырь Куладай Мэргэн. Эвенки и говорят:
— Деды наши жили, отцы жили, а такого не видели!
Куладай Мэргэн ловко на олене сидит, лук в руках держит, за поясом у него стрелы. Унты бисером расшиты, одежда из тонкой замши блестит, золотом переливается.
Говорит Куладай эвенкам:
— Зверя и пушнины добываете в тайге много, а жилы ваши сохнут. Худо живете.
— Правда, — отвечают эвенки.
— Оленей плодите, стараетесь, а стада ваши маленькие…
— Верно, — отвечают эвенки.
— Зимой холодно вам, летом гнус заедает, дети ваши болеют, умирают, темно кругом.
— Совсем темно, — плачут эвенки.
— Есть на свете большое солнце! Кто поверит, тот счастливо по тайге кочевать будет, жизнь новая наступит.
Обрадовались эвенки, но скоро совсем почернело небо, опустился мох ягель: нет оленя с золотой гривой, нет богатыря Куладай Мэргэна.
Поехали эвенки по стойбищам, сородичам своим рассказали, что видели.
— Какое такое солнце?
Все друг друга спрашивают, никто не верит. Злые шуленги-старосты смеются:
— Сон это был, спали вы, во сне видели. Никакого солнца нет!
Так жили эвенки семьдесят, еще семьдесят да еще семьдесят лет. Плохо жили: весной, летом, осенью — темно, зимой — холодно.
Пришел Чакулай к лабазу, громко крикнул:
— Есть солнце! Искать его надо! Тяжело эвенкам дышать, совсем темно — сердце сохнет, умирают эвенки…
Раздвинулся мох, вышел олень — грива золотая, рога серебряные. Сидит на нем богатырь Куладай Мэргэн. Смело подошел к нему Чакулай.
Куладай Мэргэн сказал:
— Знаю я, Чакулай, силу ты большую имеешь, эвенки любят тебя, о храбрости твоей говорят. Ты веришь — есть большое солнце! Сплети коробочку из волос. Ко мне смело приходи. Солнце добывать будем!
Опять исчез Куладай Мэргэн.
Идет Чакулай, смотрит — пожар в тайге, лисята горят. Схватил он лисят, спас.
— И мы тебе поможем, — сказали они.
Идет Чакулай, торопится, видит — волчата горят. Спас он волчат.
— И мы тебе поможем, — сказали они.
Подходит к большому озеру — карась лежит, задыхается. Столкнул он карася в воду, спас.
— Я тебе помогу! — крикнул карась.
Стал Чакулай волосы собирать, коробочку плести. Долго плел — семьдесят лет! Идет он к лабазу, на пути гора, до самого неба.
— Как перейти гору? — остановился Чакулай.
Прибежали лисята, о землю ударились — оленями стали.
Сел на переднего оленя Чакулай, через гору переехал.
Идет дальше. Стоит тайга страшная. Болота, колодник, камни — не пройти.
Прибежали волчата, о землю ударились — орлами стали, понесли на крыльях Чакулая. Через лес перенесли, опустили на широкую поляну.
Идет по долине, озеро большое разлилось — берега другого не видно.
— Как пойду? — задумался Чакулай.
Выплыл карась, перевез Чакулая через озеро.
На пригорке лабаз стоит. Смотрит Чакулай — мох поднимается, выходит олень с золотой гривой, с серебряными рогами, а на нем — богатырь Куладай Мэргэн. Посадил он Чакулая на своего оленя и повез по дремучей тайге к солнцу. Три года ехали — достигли солнца. Отломился кусочек солнца, в коробочку Чакулая упал.