Сказки ханты и манси рисунки

Сказки

Сказки волшебного сундучка

У северных народов есть добрая традиция: долгими зимними вечерами собираться большими семьями и, греясь у очага, коротать время, рассказывая сказки. У этих волшебных историй свои необычные герои и сюжеты, и югорчане смогут познакомиться с ними после выхода в свет книги «Сказки волшебного сундучка», на издание которой «Новости Югры» открывают сбор средств.

– Сказки наших народов не для каждого слушателя: они кровавые, даже жестокие, – рассказывает Вячеслав Кондин, заведующий сектором музейных программ и проектов «Торум Маа». – Поэтому мы их литературно обрабатываем, чтобы рассказывать можно было и детям, и взрослым. Без ужасов.

– Я ее записал у своей тещи – представительницы лямпинских манси Аксиньи Меровой, – вспоминает Вячеслав. – Переработал, и сказка, как говорится, пошла: стала звучать на экскурсиях, во время визитов в детские сады и школы. Она учит детей послушанию, пониманию того, что запреты нельзя нарушать, иначе это может очень плохо закончиться.

– Моя теща знала много сказок, сейчас ее нет с нами, но она передала их своей дочери – моей жене. Сказки перешли к следующему поколению манси как устное народное творчество, – говорит Вячеслав. – Ведь это один из самых доступных способов сохранить культуру северных народов – рассказывать сказки, легенды и истории детям. Они, как губка, впитывают все, что слышат и видят.

– Сейчас наша мечта – издать книгу по мотивам проекта «Сказки волшебного сундучка», – продолжает Вячеслав. – Мы отобрали пять историй, которые войдут в сборник. По своему опыту скажу, что именно сказки привлекают внимание детей. Только расскажешь им одну, а они уже следующую просят. День и ночь, наверное, готовы слушать. Да мне и самому в детстве такие вечера нравились, когда взрослые рассказывали интересные истории. Поэтому, наверное, и начал сказки писать по мотивам услышанного.

– Для наших народов такие истории – нечто само собой разумеющееся, а вот у представителей других культур вызывают даже небольшой шок, – поясняет наш собеседник.

Сегодня «Сказки волшебного сундучка» – самая массовая образовательная программа музея: за все время ее прослушали более 19 тысяч детей и взрослых, не считая просмотров в интернете, куда во время пандемии выложили свои истории сотрудники «Торум Маа».
И еще больше ребят смогут с ней познакомиться после выхода книги. Но на ее создание нужны средства. Наша редакция предлагает присоединиться к проекту всем жителям Югры, заинтересованным в развитии культуры наших северных народов, и перевести часть своих средств на издание «Сказок волшебного сундучка».
Все вместе мы сможем сохранить эти удивительные истории для наших детей.

Читайте также:  Рассказы о спорте для детей дошкольного возраста советских писателей

Это интересно
По программам этнографического музея под открытым небом «Ласка шагает в сказку» и «Кладовая Совыр Пыгрись» вскоре будет издана книга с дополненной реальностью на средства гранта окружного департамента культуры.
В издании будут собраны рассказы о культуре, этнографии, флоре и фауне Югры. В проект также входит мобильное AR-приложение «По дороге на стойбище».

– Можно будет с помощью смартфона сканировать изображение, и Ласка проведет экскурсию по лекарственным растениям автономного округа, – поясняет Вячеслав Кондин.

Книга будет распространена по школам и детским садам Югры.

Реквизиты
Свой взнос (большой или маленький) вы можете сделать на карту «Сбербанка»: 2202 2014 7769 1477, или по номеру телефона: 8 908 880-77-46 (Вячеслав Кондин). Обязательно укажите назначение платежа.
Мы будем рады любой помощи!

Источник

Сказки народов Ханты-Манси

Как-то вечером сказал старик своей старухе:

— Насуши сухарей. Давно я не охотился. Завтра с утра в лес пойду.

— Незачем ходить. Стар ты стал.

Хочешь, чтобы менквы, лесные духи там тебя съели?!

— Менквы не менквы – всё равно пойду. – И лёг спать.

Утром встал, спрашивает:

— Пойду! – говорит старик.

— Не пойдёшь! – упрямится старуха.

Так полдня и проспорили.

Солнце уже стало на другую половину неба клониться, когда старик из дома вышел. До его лесной избушки, где он смолоду, охотясь, бывало, неделями жил, далеко идти. Солнце село, смеркается. Вскоре совсем стемнело, а он до своей избушки ещё не добрался. Шагает, думает:

«А ведь верно старуха говорила- съедят меня менквы! Лучше бы не ходил».

Такой страх его берёт, что ноги трясутся. Однако идёт. В избушке, думает, не так страшно. Теперь уже близко.

Читайте также:  Портрет тыбурция из рассказа в дурном обществе в цитатах

Ох, страх какой! Сидит у очага два огромных менква с голыми волосатыми ногами. Один сдирает шкуру с красного зверя, другой – с чёрного. Шарахнулся старик от окошка, наступил на берёзовой сук, Кряк! – сук сломался.

— Ой! – вскрикнул один менкв грубым голосом.

— Ай! – подскочил второй.

А старик опять к окошку. Смотрит, слушает.

-Чего это мы так боимся? – спрашивает первый менкв, а сам весь дрожит.

— Не знаю, чего боимся. Разве есть на земле кто-нибудь больше нас? Разве есть кто-нибудь сильнее нас? – И тоже весь дрожит.

— А что это было? – спрашивает первый менкв.

-Видно…- отвечает второй, это берёзовый сук треснул.

— Ох, не говори, у меня сердце от страха лопнет! Ну-ка скажи ещё раз, что это было?

— Сук берёзовый треснул!

— С чего бы ему треснуть?!

Старик за окошком думает: «Неизвестно, кто кого больше боится. А кто сейчас больше испугался-посмотрим!»

Отодрал он кусок бересты, свернул трубкой, к носу приставил. Длинный-предлинный у него нос получился. Потом просунул старик голову в окошко и закричал низким голосом:

— А вот и Берестяной Нос в гости пришёл! У-гу-гу-у!

Вскочили менквы, кинулись к выходу. Дверь из избушки вышибли, бросились бежать. Только топот по ночному лесу раздаётся.

Старик двери назад приладил. В избушку вошёл, спать лёг.

Охотиться не охотился, а шкуру красного зверя- лисы и шкуру чёрного зверя- куницы домой принёс.

Отдал старухе, сказал:

— А ты говорила: не ходи! Эх ты!

Были у отца с матерью сынок и дочка. Однажды мать уплыла в русскую деревню за покупками. А отец поехал поехал на покос. Велели они детям в доме хозяйничать.

Читайте также:  Рассказ почему нужно заниматься спортом

А брат с сестрой целый день в реке купались. Посинели от холода.

Прибежали к дому. Затопил мальчик печку во дворе. Сидят, греются.

А девочке не хочется от тёплой печки уходить, снова в холодную воду лезть. Вспомнила она, что в старину у ханты существовали различные запреты, и говорит:

— В нашем роду женщинам не разрешается рыбачить около дома.

Позвал мальчик соседских детей. Протащили они невод и наловили щук. Мальчик разделил улов поровну, свою долю домой принёс.

— Сестра, выпотроши рыбу. А я за водой сбегаю.

Ленивая девочка отвечает:

— В нашем роду женщинам нельзя щук чистить. Большой грех!

Поставил мальчик на печурку котёл с водой. Сам принялся рыбу чистить и на куски резать. Мелких щучек, потроха да хвосты в другом котле над костром варить подвесил. Чтобы собакам еда не позже, чем людям, готова была.

Наварил мальчик ухи. Тут и отец вернулся. Увидел он – еда готова, собаки сыты, похвалил детей:

— Хорошие хозяева мои сын и дочь!

Мальчик помалкивает. Подал ужин на летнем столике возле дома. Рыбу в берестяную миску выложил, а уху в две кружки налил.

Поглядел отец- дочка губы надула, ворошит прутом дымокур, к столу не идёт. Спрашивает сына:

— Что же ты про сестру забыл?

— В нашем роду женщинам щуку есть запрещено.

Источник

Познавательное и интересное