Сказки хантыйские для дошкольников

Сказки

Сказки народов Ханты-Манси

Как-то вечером сказал старик своей старухе:

— Насуши сухарей. Давно я не охотился. Завтра с утра в лес пойду.

— Незачем ходить. Стар ты стал.

Хочешь, чтобы менквы, лесные духи там тебя съели?!

— Менквы не менквы – всё равно пойду. – И лёг спать.

Утром встал, спрашивает:

— Пойду! – говорит старик.

— Не пойдёшь! – упрямится старуха.

Так полдня и проспорили.

Солнце уже стало на другую половину неба клониться, когда старик из дома вышел. До его лесной избушки, где он смолоду, охотясь, бывало, неделями жил, далеко идти. Солнце село, смеркается. Вскоре совсем стемнело, а он до своей избушки ещё не добрался. Шагает, думает:

«А ведь верно старуха говорила- съедят меня менквы! Лучше бы не ходил».

Такой страх его берёт, что ноги трясутся. Однако идёт. В избушке, думает, не так страшно. Теперь уже близко.

Ох, страх какой! Сидит у очага два огромных менква с голыми волосатыми ногами. Один сдирает шкуру с красного зверя, другой – с чёрного. Шарахнулся старик от окошка, наступил на берёзовой сук, Кряк! – сук сломался.

— Ой! – вскрикнул один менкв грубым голосом.

— Ай! – подскочил второй.

А старик опять к окошку. Смотрит, слушает.

-Чего это мы так боимся? – спрашивает первый менкв, а сам весь дрожит.

— Не знаю, чего боимся. Разве есть на земле кто-нибудь больше нас? Разве есть кто-нибудь сильнее нас? – И тоже весь дрожит.

— А что это было? – спрашивает первый менкв.

-Видно…- отвечает второй, это берёзовый сук треснул.

— Ох, не говори, у меня сердце от страха лопнет! Ну-ка скажи ещё раз, что это было?

— Сук берёзовый треснул!

— С чего бы ему треснуть?!

Старик за окошком думает: «Неизвестно, кто кого больше боится. А кто сейчас больше испугался-посмотрим!»

Отодрал он кусок бересты, свернул трубкой, к носу приставил. Длинный-предлинный у него нос получился. Потом просунул старик голову в окошко и закричал низким голосом:

— А вот и Берестяной Нос в гости пришёл! У-гу-гу-у!

Вскочили менквы, кинулись к выходу. Дверь из избушки вышибли, бросились бежать. Только топот по ночному лесу раздаётся.

Старик двери назад приладил. В избушку вошёл, спать лёг.

Охотиться не охотился, а шкуру красного зверя- лисы и шкуру чёрного зверя- куницы домой принёс.

Отдал старухе, сказал:

— А ты говорила: не ходи! Эх ты!

Были у отца с матерью сынок и дочка. Однажды мать уплыла в русскую деревню за покупками. А отец поехал поехал на покос. Велели они детям в доме хозяйничать.

А брат с сестрой целый день в реке купались. Посинели от холода.

Прибежали к дому. Затопил мальчик печку во дворе. Сидят, греются.

А девочке не хочется от тёплой печки уходить, снова в холодную воду лезть. Вспомнила она, что в старину у ханты существовали различные запреты, и говорит:

— В нашем роду женщинам не разрешается рыбачить около дома.

Позвал мальчик соседских детей. Протащили они невод и наловили щук. Мальчик разделил улов поровну, свою долю домой принёс.

— Сестра, выпотроши рыбу. А я за водой сбегаю.

Ленивая девочка отвечает:

— В нашем роду женщинам нельзя щук чистить. Большой грех!

Поставил мальчик на печурку котёл с водой. Сам принялся рыбу чистить и на куски резать. Мелких щучек, потроха да хвосты в другом котле над костром варить подвесил. Чтобы собакам еда не позже, чем людям, готова была.

Наварил мальчик ухи. Тут и отец вернулся. Увидел он – еда готова, собаки сыты, похвалил детей:

— Хорошие хозяева мои сын и дочь!

Мальчик помалкивает. Подал ужин на летнем столике возле дома. Рыбу в берестяную миску выложил, а уху в две кружки налил.

Поглядел отец- дочка губы надула, ворошит прутом дымокур, к столу не идёт. Спрашивает сына:

— Что же ты про сестру забыл?

— В нашем роду женщинам щуку есть запрещено.

Читайте также:  Рассказы о боге человеке и природе

Источник

Тексты хантыйских и мансийских сказок

Тексты хантыйских и мансийских сказок

ЛИСА И ГУСИ.

На берегу речки лиса увидела гусей и говорит:

— Я вас съем. Гуси отвечают:

— Ты, лиса, хорошая лиса, не ешь нас.

— Лиса, перед смертью мы тебе одну песню споем. Когда песня кончится, тогда ешь нас. Первый гусь запел:-

Потом второй запел:

— Га-га-га! Га-га-га!
Затем третий запел:

-Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!

— Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!

Затем все вместе запели:

Так они до сих пор поют.

ЗАЙЧИШКА

Зайчишка ел осоку и порезал себе губу.

Пошёл он к огню. Говорит зай­чишка огню:

— В чём осока виновата (букв.: какое зло осока сделала)?

— Когда я ел осоку, губу поре­зал!

— Это твоя собачья жадность!

Пошёл зайчишка к воде. Говорит он воде:

— В чём огонь виноват?

— В чём осока виновата?

— Когда я ел траву-осоку, губу порезал.

— Это твоя собачья жадность!

Зайчишка пошёл к большому бобру и сказал:

— В чём вода виновата?

— Вода огонь не гасит.

— В чём виноват огонь?

— Огонь осоку не зажигает.

— В чём виновата осока?

— Когда я ел осоку, губу себе порезал.

— Это твоя собачья жадность!

Зайчишка побежал к мужчинам, у которых были

луки и стрелы. Го­ворит:

— Убейте большого бобра!

— В чём виноват бобёр?

— Большой бобёр воду не пьёт.

— В чём вода виновата?

— Вода огонь не тушит.

— В чём огонь виноват?

— Огонь не поджигает осоку.

— В чём осока виновата?

— Когда я ел осоку, порезал губу.

Зайчишка к мышам побежал. Мыши его пожалели,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ДЕТСКИЙ САД № 9 «МЕТЕЛИЦА»

Тексты хантыйских и мансийских сказок

Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было. Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, глади­ли, самой вкусной едой кормили. Однажды пригласили они в гос­ти Рябчика с внуками. Смотрит Рябчик, как Заяц с Зайчихой с чужими

детьми хорошо обращают­ся, говорит:

— Заяц с Зайчихой, у вас бу­дет сын.

И правда вскоре у Зайца с Зай­чихой родился Зайчонок Снежинка.

Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, по ночам не спит, берестяную люльку качает, поёт. Сынок быстро растёт — лесные звери ему ноги подарили, из тёп­лых краев прилетевшие птицы язык ему принесли. Одно горе — малыш не играет, не ест, всё вре­мя плачет и что ни увидит — кри­чит:

Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит:

Мать сына уговаривала, пока не обессилела, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки со­бирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится,

— Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.

Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает:

Отец другие вкусные листочки приносит, даёт сыну:

— На, сынок, это самые вкус­ные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими.

Зайчонок только погрызёт, це­ликом не съест и снова кричит:

Наконец отец говорит:

— Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, пойди поиграй с лес­ными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится.

Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:

— Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!

Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усме­хается, хвостом играет: туда обо­рачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает.

Снежинка увидел лисий хвост — плач прекратился. Стоит и на пу­шистый лисий хвост смотрит. Смот­рел-смотрел,

с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:

— Это что же, мои отец с ма­терью без хвостов?

И, чтобы на свой хвост посмот­реть, стал

вокруг себя кружиться. Кружился-кружился — хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик-комочек схватил и закричал:

Читайте также:  Рассказы для детей 8 лет смешные про зиму

— Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!

Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:

Лиса подошла к нему и говорит:

— Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю. Старый, ободранный хвост при­несла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила, тихонько уда­рила его, потом толкнула и гово­рит:

— Побегай, новым хвостом похвастайся.

Снежинка с места, где стоял, сошёл, то от матери с отцом убе­жит, то к матери с отцом подбе­жит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился — хвостом по­играл и в лес с радостным криком побежал:

— Ну-ка, звери, посмотрите, ка­кой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели! Звери только смеются. Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мель­кает. Орёл его сверху увидел, вниз спустился, схватил Снежинку за хвост и потащил его домой, чтобы съесть.

— Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несёшь? Зайчонок лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит:

— Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.

Источник

Сказки хантыйские для дошкольников

Сказки народов Севера

Книга, которую ты держишь в руках,сборник сказок. Это сказки разных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на огромной территории от западных до восточных границ Советского Союза, от Кольского полуострова до Чукотки.

Забитые и отсталые в прошлом, в нашей стране народы Севера окружены вниманием и заботой. Они создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки.

Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.

Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы (ненецкая сказка «Хозяин и работник», удэгейская — «Гадазами», эвенская — «Находчивый стрелок» и другие).

Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных (мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши», нанайская — «Как медведь и бурундук дружить перестали», эскимосская — «Как ворон и сова друг друга покрасили»), рассказывают о взаимопомощи человека и зверя (мансийская сказка «Гордый олень», долганская — «Старик рыбак и ворон», нивхская — «Охотник и тигр»).

Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Дорогой друг! Читай эту книгу вдумчиво, не торопясь. Прочитаешь сказку — подумай, о чём она, чему учит. Как писал поэт Владимир Маяковский: «Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки вывод». Вот ты и подумай, какой же вывод можно сделать из каждой прочитанной тобою сказки.

В книге ты встретишь слова, которые могут быть тебе неизвестны. Они отмечены звёздочкой, объяснение их ты найдёшь в конце книги. Это в основном названия предметов быта, домашней утвари, одежды различных народов Севера.

Читай сказки не спеша, так, как будто ты рассказываешь их своим друзьям или младшим братьям и сестрам.

Внимательно рассмотри иллюстрации к сказкам. Подумай, к какому эпизоду сказки они относятся, какой рисунок нарисовал бы ты к той или иной сказке. Обрати внимание на орнамент, одежду, предметы быта разных народов.

Желаем тебе успехов!

Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум[1], целые сугробы снега на пимах[2] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:

Читайте также:  Прием контраста в рассказе толстого после бала как средство раскрытия конфликта

— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.

Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:

— Я без пимов. Другой говорит:

— Я без шапки. Третий говорит:

А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:

— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу[3] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.

Закричал тогда старший брат:

— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!

Побежали дети за матерью, кричат ей:

— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.

Младший сынок кричит:

— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!

Отвечает мать издалека:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

ТАЛА-МЕДВЕДЬ И ВЕЛИКИЙ КОЛДУН

Повадился вокруг стойбища[4] Тала-медведь ночью шататься. Ходит тихо, голоса не подаёт, за камнями таится — выжидает: глупый ли оленёнок от стада отобьётся, щенок ли за стойбище выскочит, ребёнок ли.

Однако как ни таись, а следы на снегу остаются. Увидали матери те следы, сказали детям:

— Не катайтесь поздно при луне с горки! Тала-медведь близко. Схватит, в свою тупу [5] унесёт, на обед задерёт.

Луна взошла, а непослушные дети всё с горки катаются.

Вылез из-за камня Тала-медведь, раскрыл свой мешок — кису, поперёк дороги поставил, а сам подальше залёг.

Покатились ребята с горки да в медвежью суму влетели!

Схватил Тала суму, на плечи взвалил, идёт домой, радуется: «Полную кису ребят несу! Вкусно поем!»

Шёл, шёл, устал, повесил суму на еловый сучок, сам под ёлкой лёг и захрапел.

Висят ребятишки в суме, шепчутся:

— Что делать будем? Тала нас съест! Один, самый маленький, мальчик спрашивает:

— Есть ли у кого нитки-иголки?

— Есть, есть, у девчонок есть! — отвечают ему.

— Живо камни таскайте, в суму кидайте! Натаскали ребята камней, в суму накидали, и мальчик туда же залез. Велит:

— Теперь зашивайте и домой бегите! Зашили дети суму и домой побежали. Проснулся Тала-медведь, потянулся, спрашивает:

— Все ли вы там в моей кисе живы?

— Все, все живы! — отвечает мальчик. Взвалил Тала кису на плечи да так и сел:

— Ох, тяжело! Зато хватит вкусного мяса надолго!

Едва дотащил Тала кису до дома. Залез на земляную крышу, кричит в дымовую дыру своей хозяйке-медведице: жена моя Талахке голодная, сынок мой Талашка в люльке спит голодный!

— Что ж, — говорит мальчик, — это можно. Тащи большой медный котёл, тащи хворост, огонь разжигай!

Побежал Тала за медным котлом, побежала Талахке за хворостом. А мальчик камни из дома выкинул, один только себе оставил, выхватил из очага головешку, в тряпку завернул да поверх Талашки в люльку положил. Сидит, люльку качает. Прибежал Тала — принёс котёл, прибежала Талахке — принесла хворост.

Источник

Познавательное и интересное