Сказки, басни, притчи – в чем сходство и отличия?
Многие люди не видят большого различия между сказками, баснями и притчами, и в этом есть доля правды. Несмотря на схожесть этих фольклорных произведений, они, все же, имеют некоторые различия.
Схожесть заключается, во-первых, в том, что и басни, и сказки, и притчи имеют четкую структуру: зачин, средина (повествование) и концовка (мораль). И, во-вторых, все эти произведения должны содержать какую-то мудрость, благодаря чему читатель извлекает полезный для себя урок.
А теперь давайте рассмотрим эти отличия более конкретно.
Народные (фольклорные сказки)
Русская народная сказка – часть устного творчества народа. В ней повествуется о вымышленных, полных авантюризма и волшебства, событиях.
Но поскольку сказка основывалась на поверьях, преданиях, народных традициях, в ней всегда присутствует не только вымысел, но и реалии. Сказки отражают особенности русского быта и обычаев. Традиционные персонажи сказок – это люди, животные, растения, вещи. А также вымышленные персонажи – Баба-Яга, леший, Кощей Бессмертный.
Классификация сказок
Общепринятыми считаются следующие категории сказок:
О животных
Пожалуй, самый распространённый вид сказок. Говорящие звери, ведущие человеческий образ жизни и совершающие людские поступки – главные действующие персонажи. Довольно часто имена главных героев имеют уменьшительно-ласкательную форму (Зайчик – Попрыгайчик, Лиса-Краса и т. п.)
Волшебные сказки
Сказки, где обязательно присутствует волшебный мир, законы которого не имеют ничего общего с реальным миром. Помимо главного, положительного героя, присутствует отрицательный, но финал один – зло должно быть повержено. Эти сказки особенно нравятся детям.
Бытовые сказки
В них нашли отражение поведенческие особенности человека, в таких сказках показывается, как он ведет себя в разных жизненных ситуациях, высмеиваются отрицательные качества характера (жадность, трусость, лень), и восхваляются положительные – доброта, смелость, ум. В этих произведениях много юмора и иронии.
Помимо животных, в сказках могут присутствовать и другие персонажи. Например, вымышленные существа — демоны (дракон, Баба-Яга, Змей Горыныч), люди мужского и женского пола (Иван — дурак, Марья — Искусница), а также неодушевлённые предметы (Колобок, Терёшечка).
Особенности басен
Басня — более короткая поучительная история, с элементами сатиры, в которой обязательно присутствует мораль. Основное предназначение басни — показать и высмеять людские пороки. Как и сказки, басни делятся на народные и авторские, последние зародились в России в 18 веке.
В современном обществе басня представляется как написанная в стихотворной форме сатирическая история, конечно, благодаря известным русским баснописцам – Сумарокову, Крылову.
Притчи – характерные черты и особенности
Притча – тоже поучительная история, носящая нравственный характер и изначально тесно связанная с религией. Основная тема притчи – человек и его моральные качества, главная задача – привить веру в Бога, жить по божьим канонам. Очень распространены притчи в буддизме и суфизме.
Притчи, как и басни, претерпели трансформацию, и теперь притчей принято считать историю не только с религиозным подтекстом, а любой краткий нравоучительный рассказ.
Заключение
Все равно, какая сказка или басня прочитана, русская народная или авторская, смысл один – донести до человека, что Добро всегда побеждает Зло, основные человеческие ценности, которые сформировались еще в древности, по сей день остаются актуальными. Кроме того, как считают специалисты, сказки оказывают терапевтическое действие, повышают настроение и приучают к размышлениям. Читайте сказки, господа!
О сходствах и различиях сказок, притч и басен рассказала lobasevanatalia.
В чем отличие басни от сказки. Разница между басней и сказкой
Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.
Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название «эзопова языка». Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).
В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.
В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.
В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану. «. Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора «Дяди Степы», возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.
Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.
Следует выделить такие особенности басни :
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.
Вспомните название басен (4 слайда) и героев.
Следующий конкурс поможет нам определить,
кто же лучший знаток басен Крылова.
Прошу вас продолжить отрывки из басен.
Разница между басней и сказкой
Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку необычность происходящего и персонажи этих небольших по объему вымышленных историй имеют много общего. Занимательное содержание и нравоучительный подтекст сближает эти жанры настолько, что их принципиальные различия оказываются очевидными только при детальном анализе содержания и формы.
Басня относится к малым эпическим жанрам, сложившимся как часть мифотворчества в период расцвета античной культуры. Заимствованные из мифов аллегорические образы приобрели в басне новый смысл. Они стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств и пороков, проявляющихся в поступках, отношениях, житейских ситуациях.
Басня представляет собой короткий рассказ дидактического характера, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения, поскольку действуют вопреки правилам общепринятой морали. Оценка их действиям дается в краткой афористичной концовке басни как вывод обобщающего характера или в начале рассказа как нравоучение, требующее сатирической иллюстрации.
Сказка имеет не менее древнюю историю. Считается, что изначально сказочное повествование имело не только развлекательный характер, но, прежде всего, служило предупреждением или поучением, в котором на примере сказочных героев демонстрировались последствия поведения, нарушающего родовое табу или языческий ритуал. Сказка, как и басня, могла иметь нравоучительную концовку в форме пословицы, поговорки или присказки.
При всем сходстве, басня и сказка имеют отличительные жанровые особенности. В басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое. Сюжет сказки не имеет такого деления – он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду.
Большинство персонажей басен заимствованы из мифов и представлены образами животных, наделенных аллегорическими чертами человеческого характера: волк отличается алчностью и жестокостью, лиса – хитростью и корыстолюбием, сова – мудростью, медведь – грубостью, лев – благородством. В сказках о животных эти качества имеют не аллегорическое, а символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, проявляющей эту символику, а на протяжении всего повествования, многократно подтверждая ассоциативную связь образа с ролью, которая отведена ему в сказочном сюжете.
Басня – сатирическое произведение, чаще всего написанное в стихотворной форме. Сказка – традиционно прозаический жанр. Приемы сатиры в ней используются эпизодически и не являются доминантой, за исключением сатирических сказок.
Басня «Лебедь, рак и щука» И. Крылов
Сказка строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор. Повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности.
Разница между басней и сказкой
Главное отличие басни от сказки в том, что У басни обычно есть моральный урок в конце, тогда как сказка по существу для развлечения. Басни и сказки можно отнести к жанрам народной литературы. Это выду
Содержание:
Главное отличие басни от сказки в том, что У басни обычно есть моральный урок в конце, тогда как сказка по существу для развлечения.
Ключевые области покрыты
1. Что такое басня
— определения, символы, примеры
2. Что такое сказка
— определения, символы, примеры
3. В чем сходство басни и сказки
— Краткое описание общих черт
4. В чем разница между басней и сказкой
— Сравнение основных различий
Основные условия
Развлечения, Фантастика, Фольклор, Басни, Сказки
Что такое басня
Басни часто дают ценный моральный урок читателю или аудитории, который даст им советы по социальной и поведенческой морали. Следовательно, они учат аудиторию о достоинствах и недостатках в жизни и о том, как отличить их, чтобы вести плодотворную и добродетельную жизнь.Таким образом, каждая культура имеет свои уникальные басни.
Рисунок 1: Лиса и журавль из басен Эзопа
Что такое сказка
Аспект магии является неотъемлемой частью сказки. У них обычно нет никакого морального сообщения, чтобы быть изученным. Следовательно, они написаны в основном развлекать читателей или слушателей. Однако в сказках часто возникает конфликт между добром и злом. Но у сказок всегда счастливый конец.
Более того, сказки не основаны на элементах реальной жизни, поскольку содержат нереальные и часто невероятные вещи, такие как магические зелья, чары и т. Д. В мире существуют разные сказки в соответствии с различными культурами.
Сходство между басней и сказкой
Разница между басней и сказкой
Определение
Персонажи
Основная цель басен состоит в том, чтобы предоставить развлечение наряду с моральным уроком для аудитории, в то время как главная цель сказок состоит в том, чтобы вывести зрителей в прекрасный мир фантазий, предоставляя развлечения. Это также способствует увеличению творческой силы аудитории.
Примеры
Хорошо известными примерами басен являются коллекции басен Эзопа, буддийские басни, такие как «Панча Тантрайя» и т. Д. Некоторые примеры сказок: «Золушка», «Красавица и чудовище», «Гензель и Гретель», «Принц-лягушка», «Румпельштиль», «Русалочка», лебедь Озеро и др.
Заключение
И басни, и сказки относятся к литературе фольклора. Они доставляют удовольствие всем, независимо от их возраста. Однако сказки специально созданы для детей, и они создают для них целый волшебный мир. В то время как басня обычно имеет моральный урок в конце, сказка по существу для развлечения. В этом разница между басней и сказкой.
Ссылка:
1. «Сказка». Википедия, Фонд Викимедиа, 27 июня 2018 г.,
Басня, как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок.
специалист в области арт-терапии
Тема: Басня, как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок.
Цель: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об басне, познакомить с особенностями басни. Обобщить знания, полученные на предыдущих занятиях (особенности жанра, композиция басен); развивать умение выразительного чтения басен.
Тип урока: урок новых знаний.
МТО: учебник, тексты басен, иллюстрации к басням.
1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока.
Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
Что такое мораль басни?
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.
В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю
Следует выделить такие особенности басни:
б) Аллегорический (иносказательный) смысл;
в) Типичность описываемой ситуации;
д) Осмеяние человеческих пороков и недостатков.
В.А.Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» указал четыре главные особенности басни.
Первая черта басни – особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: «Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение, как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика. «. Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
Третья особенность басни – нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. «Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою», – пишет Жуковский.
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. «На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное.»
Мораль и нравоучения
Олицетворение означает приписывание определенных свойств и характеристик одушевленных предметов неодушевленным. И чаще всего олицетворение относят к изображению природы, которую специально наделяют человеческими чертами. Олицетворение присуще не только басням и иносказанием, оно встречается и в других литературных жанрах.
Юмор определяется, как способность подмечать в разных явлениях их комические стороны, и зачастую это происходит через противоречия окружающего мира. Как средство выражения авторского отношения и как художественный прием, юмор относится не только к басням и иносказаниям, но и ко многим другим литературным формам.
Например, зачастую юмор используют в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и для того, чтобы сатира не выглядела исключительно как нравоучение и проповедь. А сатира представляет собой унизительное обличение явлений при помощи разных комических средств. Это может быть сарказм, гротеск, ирония, гипербола, пародия, аллегория.
Чтение басни детьми.
Беседа по содержанию:
1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)
2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)
3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)
4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)
5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)
6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)
7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?
Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)
Давайте прочитаем басню по ролям.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,