Сказки и былины картинки

Сказки

Открыток с рисунками Николая Кочергина выпускалось при его жизни много. Они были по одной сказке (Сивка-Бурка, Конек-горбунок), по нескольким сказкам одного автора (Бажов), либо по русским (и не только русским) сказкам в общем. Открытки выходили как комплектом (в папочке), так и, судя по всему, россыпью, штучно. Иногда рисунки создавались специально под открытки, иногда перерабатывались уже существующие книжные рисунки, а иногда на открытки уходило то, что по той или иной причине не пошло в книгу.

Сборных комплектов по сказкам было минимум три (картинки из интернета):

Эти открытки издавались только один раз, хотя что-то из них может быть знакомо: в последние годы иногда отдельные рисунки использовались в книгах. Но было очень жаль, что большая часть этих рисунков неиздаваема в книгах, а значит их вообще никто не увидит. И даже любители старых открыток не могут увидеть эти рисунки в надлежащем качестве, поскольку напечатаны они были тогда не слишком хорошо. И мы взяли на себя смелость собрать комплект открыток из сохранившихся оригиналов. Он не повторяет полностью ранее выходившие, поскольку полностью ни один из ранее выходивших наборов не сохранился.

Вот, комплект открыток «Герои русских сказок и былин»
Художник Николай Кочергин
Издательство «Речь», 2016
Тираж 4000 экз.
ISBN 978-5-9268-2115-1
Размер 110*155 мм

В комплекте 15 открыток на сказки:
1. Сказка «Марья Моревна»
2. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
3. Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
4. Былина «Садко в подводном царстве»
5. Былина «Святогор-богатырь»
6. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
7. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
8. Сказка «Баба-яга»
9. Сказка «Коза-дереза»
10. Сказка «Коза-дереза»
11. Сказка «Колобок»
12. Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»
13. Сказка «Царевна-лягушка»
14. Сказка «По щучьему веленью»
15. Сказка «Морозко»

Оборот сделан с учетом тех, кто занимается пост-кроссингом

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Источник

Картинки про былины (40 фото)

Под былиной понимается древнерусская эпическая песнь о героических поступках и событиях истории XI—XVI веков. Благодаря картине художника В.М. Васнецова мы знаем о трех богатырях: Алеше Поповиче, Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Это реальные исторические персонажи, каждый из своей эпохи.

В.М. Васнецов. Картина «Три богатыря».

Белка с изумрудными орешками.

Богатырь на гнедой лошади.

Богатырь на белой лошади.

Обложка книги о богатырях.

Богатshm держит отрубленную голову.

Обложка книги «Русские былины».

Зеленая обложка книги «Былины».

Больше двух дней Вольга….

Богатырь и баба Яга.

Богатырь в схватке с врагами.

Обложка книги о былинах.

Финист. Рисунок карандашом.

Обложка книги «Былины сего времени».

Обложка книги о русских былинах и сказаниях.

Былины — это русские народные….

Обложка книги о былинах.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. Рисунок Ермолова.

Древнерусские былины, повести…

Целый мир русской жизни открывается в былинах…

Обложка иллюстрированной книги о русских былинах.

Богатырь с луком, стреляет.

Садко и другие былины.

Детский рисунок про богатыря.

Могучий, седовласый богатырь.

(

Источник

Детская Книга

«Былины» Рисунки П. Соколова-Скаля (Гос издательство художественной литературы 1955 г.)

«Былины»
Рисунки П. Соколова-Скаля
Государственное издательство художественной литературы, 1955 год

Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве. но об этом в конце, сначала посмотрите.

«Говорит Вольга таковы слова:
«Божья помощь, оратаюшко!»
Орать, да пахать, да крестьяновати»

«Брал-то он сошку одной рукой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст..»

«А втепоры Волх, он догадлив был,
Со всей дружиною хороброю
Ко славному царству Индейскому
Тут же с ними во поход пошел»

«Наливаю чарочку питьица медвяного,
Подносят-то Илье Муромцу. »

Читайте также:  Пример гротеска в сказке как один мужик двух генералов прокормил

«И поехали они к Северным горам,
И наехали путем-дорогую на великий гроб,
На том гробу подпись подписана:
«Кому суждено в гробу лежать,
Тот в него и ляжет»

«Ай ты, старый казак,
Старый казак Илья Муромец!
Не спускай-ка Соловья боле на свою волю!»

«Убил в поле трех татаринов,
Трех собак, наездников,
И сестру родную у них выручил,
Молоду Марфу Петровичну»

«И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,
И привязал к добру коню,
И привез в Киев на княжецкий двор,
Бросил середи двора княжецкого.»

«Пошла она в вишенье, в орешенье,
Во свой во хорош, во зеленый сад»

«Пришел Дюк в церковь соборную,
Крест кладет по-писаному,
Поклон ведет по-ученому.»

«Рассержалось у Илейки сердце богатырское,
Расходились плечи могучие»

«От славного от города от Киева,
За три версты за мерные
Стояла застава великая:
Во-первых, стоял старый казак Илья Муромец,
Во-вторых, Добрынюшка Никитинич,
В-третьих, Михайло Потык сын Иванович.
Да стояло семь братцев Грядовичев. »

«И вскочил Михайлы на добра коня,
И поехал под войско нечестивое,
И начал он рубить с одного края»

«Кто бы сходил во Киев-град,
Снес письмо ко князю Владимиру,
Чтобы отдал стольный Киев-град
Без бою, без драки великая,
Без большого кровопролития?»

«И заходит Владимир князь в погреба во глубокие,
И сидит старый казак Илья Муромец,
Сидит-то за дубовым столом
И читает книгу Евангелье.»

«Срубил ей по плеч буйну голову,
Рассек-разрубил тело женское
И куски разметал по чисту полю
Серым волкам на съедение»

«Больше мне в гусельки не игрывати.
Али взять мне гусли с собой во сине море?»

«Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во сине море.»

«Поминает жена Садка со дружиной во сине море:
«Не бывать Садку со синя моря!»

«Побежал Василий по Новугороду,
По тем по широким улицам;
Стоит тут старей Пилигримище,
На могучих плечах держит колокол,
А весом тот колокол во триста пуд.»

В качестве примера оформления текста отсканировал начало одной из былин. Все остальные оформлены в таком же ключе. Все иллюстрации на отдельных листах.

Источник

Герои былин в русской живописи

Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники, откуда пошла мода на изображение былинных героев и как менялись богатыри со временем

Подготовила Дарья Борисенко

В середине XIX века русские былины начали активно публиковать и исследовать. Художественная среда живо отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.

Садко. Картина Ильи Репина. 1876 год © Google Cultural Institute

Богатырская эстафета началась в Париже. В 1874 году Илья Репин побывал на первой крупной выставке импрессионистов в мастерской фотографа Надара. Воспитанный передвижниками, художник негодовал: приятная форма вкупе с полным отсутствием смысла. А незадолго до этого Репин задумал картину на сюжет былины о Садко.

«Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко — богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя».

Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В 1876 году тот наконец приехал, и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Как Садко предпочитает самым экзотичным невестам неприметную русскую девицу Чернаву в глубине картины, так и он, золотой медалист Академии художеств, отправленный на шесть лет за границу на полном пансионе, сохраняет верность родной культуре.

Читайте также:  Пираты карибского моря мертвецы не рассказывают сказки зона

В том же году Репин безуспешно выставил «Садко» в Парижском салоне. Но соотечественники работу оценили. Картину купил будущий император Александр III, а художнику присвоили звание академика.

В эти дни в своей парижской мастерской Василий Поленов обсуждал с Васнецовым картину Репина. Учитель Репина Павел Чистяков прислал Поленову письмо, в котором просил передать ученику, что тот слишком сосредоточился на красоте подводного царства и совсем забыл о духе былины, который и должен задавать картине тон. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.

Параллельно — с начала 1870-х — Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году. Третья, окончательная версия «Витязя» появляется только в 1882-м, Васнецов пишет ее для мецената Саввы Мамонтова.

«На камне написано: „Как пряму ехати — живу не бывати: нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному“. Следуемые далее надписи: „Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти“ — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

Конечно, символическое лишение витязя возможности жениться и разбогатеть ― еще один романтический симптом. Никакого распутья для русского богатыря нет: только вперед, на бой со смертью.

В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Романтическая тоска тут остается разве что в пасмурном небе, сулящем трем богатырям опасные испытания. Сам же Илья Муромец становится воплощением жизненной силы и физической мощи и явно превосходит в этом и хмурого Добрыню Никитича по правую руку, и лукавого Алешу Поповича по левую. Неслучайно лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.

В 1914 году Васнецов пишет Илью Муромца еще раз — и опять по-новому. Динамичный, напоминающий агитационный плакат «Богатырский скок» представляет богатыря не мощной живой глыбой, а ловким бравым воином, рвущимся в бой. Учитывая, когда написана картина, такая разительная перемена в образе легко объяснима.

Одновременно с «Богатырями» свою версию образа Ильи Муромца представляет Михаил Врубель. На контрасте с его приземистым, будто сделанным из камня и глины «мужичищем-деревенщиной» витязи Васнецова выглядят до предела реалистичными. Из картин же самого Врубеля «Богатырь» больше всего напоминает написанного в следующем году «Пана»: Илья Муромец такой же лесной, сказочный, курчавый, и даже цветовая гамма обеих картин создает впечатление, будто они принадлежат к одной серии работ, хотя это не так. При этом гиперболизация физической силы богатыря стала скорее недостатком картины Врубеля в глазах критиков:

«Лошадь у него больше в ширину, чем в длину».

В то же время сам Врубель совсем был не намерен смеяться над Ильей Муромцем:

«Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада».

Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками, и поэтому, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.

Читайте также:  Сказки полная версия 1001 ночь

Самой же оригинальной остается билибинская серия «Богатыри» 1902 года, где лубочные элементы соединяются с визуальным языком французских плакатов в духе ар-нуво. Главная отличительная черта богатырей Билибина ― минимум идеологии.

Противоположный подход был у Николая Рериха. Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. С Рерихом все поменялось. Сам Рерих поначалу не обожествлял богатырей, хотя с юности писал проникновенные былины о возрождении святой Руси. Так, в 1909–1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Здесь на первом плане — все еще декоративная составляющая, как у Билибина. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.

Микула Селянинович и Вольга Всеславьевич. Камин по эскизу Михаила Врубеля. 1899 год © Игорь Кленовый / Wikimedia Commons

Но чем дальше Рерих углубляется в эзотерику, тем меньше его богатыри похожи на то, что делали предшественники. Ближе ко Второй мировой он снова увлекается былинными героями. Так появляются, к примеру, восточный мудрец Святогор в рассветных Гималаях и азиатская валькирия Настасья Микулична. Новые богатыри Рериха не просто древние защитники традиционных русских ценностей. Они существуют вне времени и ждут своего часа, чтобы восстать и продемонстрировать остальному миру святорусскую мощь. И за Рерихом эту тему подхватит советский художник Константин Васильев и другие поборники мистического русского возрождения во второй половине XX века. Кульминацией богатырской эзотерики Рериха можно назвать картину «Богатыри проснулись» 1940 года. И никто не объяснит, зачем в русской живописи появились богатыри, лучше, чем Рерих сделал это в статье «Великому народу русскому»:

«„Богатыри проснулись“ сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину „Как перевелись богатыри на Руси“, но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. Вот народные богатыри город строят.

Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула зачал новую пашню. А Настасья Микулична многих перегнала. По поднебесью летает на страх злым. А зависти-то сколько за морями! За морями — земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать».

Источник

Познавательное и интересное