Казахские сказки
Говорят на казахском языке, входящем в тюркскую группу алтайской языковой семьи. Письменность основана на русской графике.
Верующие казахи в основном мусульмане-сунниты.
В давние времена жил батыр Боран. У него был друг Каскарау, с которым он был в ссоре. У Каскарау была невеста из рода Ногай. Как-то раз ногайцы откочевали в другое место и увезли с собой девушку. Каскарау не поехал за ней, а собрал своих людей и спросил у них: как ему поступить? Место, куда перекочевали.
У дочери одного хана были гусь с гусыней и четыре гусенка. Как-то раз случился пожар, и золотой дворец, где жила дочь хана, сгорел. Во время пожара гусь улетел, а гусыня, защищая детей, сгорела. Узнала об этом дочь хана и сказала отцу, что она никогда не выйдет замуж. В соседнем ауле жил другой хан.
Жил некогда жигит Дуйсень. Он пас своих коз. Однажды Дуйсень отправился с козами в степь, намаялся, устал и уснул подле стада. Пробегали мимо волки и угнали все стадо. Когда Дуйсень проснулся, то не нашел ни одной козы. Загоревал он: что делать? Подумал и решил идти куда глаза глядят. Долго он скитался.
В давние времена жил один богатый казах. Детей у него не было. Как-то раз хан отдавал свою дочь замуж и по этому поводу устроил большой той. На этот той он пригласил только семейных. Бездетным не велено было приезжать на праздник. Вот стали съезжаться гости. Приехал на празднество и казах, у которого.
Жил смелый человек по имени Жаныдыль. У него была красавица сестра. В эту девицу был влюблен хан. Хан несколько раз просил брата отдать за него замуж сестру, но тот не соглашался. Девушке тоже нравился хан. И вот она притворилась больной. Брат был очень огорчен и не знал, что делать. Хан позвал к себе.
Добр был к людям Зенги-баба, покровитель рогатого скота. Многие хитрецы в былые времена пользовались из корысти его простотой и щедростью. Ведь если Зенги-баба на кого взглянет, тот сразу сделается богачом. Вот и лезли к нему на глаза толпами без всякой совести разные проходимцы. Зенги-баба рассердился.
В старину жил один бедный человек. У него было девять сыновей и одна дочь. Старшие братья ничем не выделялись, а у младшего были золотые волосы. Звали его Тотамбай. Была у них на всех одна кобылица. Жеребилась она каждый год, но каждый раз спускалось с неба чёрное облако и похищало жеребёнка. Братья.
Жили-были пять братьев. Они засеяли полдесятины пшеницы около одного большого дерева. Когда пшеница выспела, братья стали замечать, что кто-то по ночам приходит и ест ее. И вот они стали караулить пшеницу. Первым остался караулить старший брат, но он никого не видел. Затем стали караулить другие три.
Давно когда-то в степи жил богатый казах Едельбай. У него было три сына. Двух старших он женил. Пришла очередь младшего, Жандаулета. Для самостоятельной жизни нужны сообразительность и изворотливость. Чтобы испытать сына, Едельбай приказал ему погнать на базар сорок козлов и, не продавая этих козлов.
Жил когда-то Знаменитый человек, имени которого теперь уже никто не помнит. Славился он своей красавицей дочерью. Многие хотели взять её в жёны, но старик ни за что не желал расставаться с ней. Однажды девушку похитили. Знаменитого человека охватило отчаяние. Не зная, что предпринять, чтобы найти дочь.
В старину жил один бедный сапожник. У него было много детей. Сапожник работал от зари до зари, не разгибая спины, но его заработка хватало лишь на то, чтобы один раз покормить своих детей. Когда не было работы в ауле, сапожник брал на плечи свой ящичек с шилом и гвоздями и отправлялся в соседние аулы. Шел.
Один хан задумал проверить, как народ исполняет его повеления. Он приказал своим визирям объявить, чтоб его подданные ничего не делали и не зажигали по ночам огней. Визири доложили хану, что приказ объявлен и народ точно выполняет его. Хан переоделся нищим и отправился ночью по городу. Вот идет он по.
В древние времена жил один богатый человек Абдулла. Он имел единственного сына красавца. Настало время юноше жениться, отправился он искать себе жену. Три года путешествовал юноша по разным землям и нигде не мог встретить женщину, которая бы ему понравилась. Потеряв всякую надежду, он уже возвращался.
Жил в одном ауле безбородый хитрец Алдар-Косе. Глаза у него были острые, ноги быстрые, руки проворные, а ум ещё проворнее. Любил Алдар-Косе пошутить и посмеяться, особенно над глупцами и скрягами. Богатства у него не было, но хитростью он не раз добывал себе на обед жирного барана. Жатыр-бай был человеком.
Давным-давно у богатого бая был единственный сын — надежда отца, его счастье, его настоящее и будущее. Но как на беду, только мальчик немного подрос, стал ему сниться каждую ночь один и теп же сон: будто гонится за ним.
Жили некогда два друга бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын его надежда. В одну из весен, когда.
Однажды Щедрый и Скупой вздумали вместе идти на поклонение. Скупой всю дорогу пользовался хлебом и водой Щедрого. Наконец у Щедрого все запасы истощились. Он стал просить у Скупого, но тот ему сказал, что не желает оказаться в таком же положении и поэтому ничего не даст. Щедрый не мог следовать дальше.
Традиционное занятие казахов —кочевое и полукочевое скотоводство. Они издавна разводили овец, преимущественно грубошёрстных курдючных пород, а также крупный рогатый скот, коз, занимались коневодством и верблюдоводством. Радиус перекочевок превышал тысячу километров. Каждая кочевая группа закрепляла за собой строго определенные пастбища и пути. Пастбищные угодья делились в зависимости от сезона. Поливное земледелие носило для казахов вспомогательный характер, что изменилось в связи с переходом к оседлости и взаимодействии с соседними народами, в частности с русским.
Традиционно женскими ремеслами являются прядение верблюжьей и овечьей шерсти, изготовление войлоков и ковров, вышивание, шитье бисером и золотом, изготовление циновок. Мужскими занятиями были ювелирное дело, резьба по дереву и кости, обработка металла, тиснение кожи.
Традиционное поселение казахов — аул. Основной вид жилища — юрта, перевозившаяся при кочевках во вьюках в разобранном виде. Зимние жилища были постоянными, строились из камня, дерева, плетня, дерна, камыша, бытовали землянки.
Традиционная одежда у мужчин состоит из штанов, рубахи, бешмета — наплечной узкой одежды до колен со стоячим воротником. Сверху надевался халат. Непременная часть костюма — кожаный пояс. Голову покрывали тюбетейкой, поверх которой надевали войлочную шляпу, башлык или тымак, зимнюю шапку, подбитую мехомю.Традиционная женская одежда состояла из рубахи-платья, штанов, хлопчатобумажного платья, безрукавки. Молодых женщин выделял нагрудник из ткани, расшитый разнообразными украшениями. Женские головные уборы разнообразны, они различались в зависимости от возраста, семейного положения, племенной принадлежности. Женщины носили медные, серебряные, стеклянные украшения.
Основой традиционного питания с весны и до осени было молоко, преимущественно сквашенное (катык, айран, кумыс), сыр. Начиная с ноября, на столе появляются мясные и растительные продукты.
Сборник Казахские народные сказки
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Информация о книге
Описание
Произведение Казахские народные сказки полностью
Другие произведения автора
Поучение – церковный жанр устной речи. Оно произносилось на обычном, живом языке сразу после литургии. Князь, благословленный церковью, имел право, как писать, так и произносить Поучение.
На рубеже 11 – 12 веков, киевский князь Владимир Мономах был самой видной политической фигурой Руси. Только одних походов, в основном на половцев, ему довелось совершить 83, не считая мелких стычек и столкновений с соседними княжествами. Главное заботой Владимира Мономаха было объединение разрозненных славянских племен в одно государство.
Основное содержание заключается в сказаниях о победе Беовульфа над страшными чудовищами Гренделем (др.-англ. Grendel) и его матерью, и над опустошавшим страну драконом, к чему прибавлено несколько побочных эпизодов.
Действие происходит в Скандинавии (Дания и юг нынешней Швеции). В блистательном чертоге славного конунга Хродгара под названием Хеорот пировали дружинные воины из племени данов (датчан). Однако вот уже 12 зим на Хеорот нападает страшное чудовище по имени Грендель, истребляя лучших и знатнейших воинов. Знатный гётский военачальник Беовульф, известный своей силой и воинскими умениями, отправляется морем с дружиной на помощь Хродгару, помня о гостеприимстве, оказанном его отцу конунгом, когда он вынужден был уйти из своих земель как изгнанник. В одиночку он побеждает Гренделя в ночном единоборстве, оторвав ему руку, и тот умирает в своем логове. Чтобы отомстить за него, из морской пучины поднимается ещё более жуткий враг — мать Гренделя. Чтобы одолеть её, Беовульфу приходится спуститься в её морское логово.
Во второй части поэмы Беовульф — к тому времени уже конунг гётов — вступает в поединок с драконом, который мстит людям за посягательство на охраняемый им клад. Дракон убит, но и Беовульф получает смертельную рану. Автор не рассматривает это как трагедию, скорее как достойный венец героической жизни. Дружина во главе с доблестным Виглавом торжественно сжигает Беовульфа и клад дракона на погребальном костре.
Как и в других произведениях древнегерманского эпоса, наряду с действиями героев большое внимание уделяется их речам, в которых раскрываются характеры, ум и ценности героев, служащие идеалами своей эпохи и авторов, а также использующиеся для изложения дополнительных сюжетных линий, предыстории и других сведений.
Похожее
Современный последователь «Приключений барона Мюнхаузена», роман 13 ½ жизней капитана по имени Синий Медведь» чрезвычайно популярен не только на своей родине в Германии, где он стал культовым, но и во всем мире.
Капитан Синий Медведь рассказывает о приключениях первой половины своей жизни, проведенных в путешествиях по загадочному сказочному континенту Замония, где интеллект считается инфекционным заболеванием, вода течет вверх, и опасности подстерегают буквально на каждом шагу.
Казахские сказки
Атумтай и Нашарван
Батыр Боран
В давние времена жил батыр Боран. У него был друг Каскарау, с которым он был в ссоре. У Каскарау была невеста из рода Ногай. Как-то раз ногайцы откочевали в другое …
Дочь визиря
Был хан. Он много слышал о женской неверности и потому не решался жениться. Через каждые три дня он брал девицу, а потом убивал ее.
Однажды очередь дошла до дочери одного …
Дочь хана и визирь
У дочери одного хана были гусь с гусыней и четыре гусенка. Как-то раз случился пожар, и золотой дворец, где жила дочь хана, сгорел. Во время пожара гусь улетел, а гусыня, …
Дуйсень и дяу
Жил некогда жигит Дуйсень. Он пас своих коз. Однажды Дуйсень отправился с козами в степь, намаялся, устал и уснул подле стада. Пробегали мимо волки и угнали все стадо. Когда Дуйсень …
Ермагамбет
В давние времена жил один богатый казах. Детей у него не было. Как-то раз хан отдавал свою дочь замуж и по этому поводу устроил большой той. На этот той он …
Жайык и Едиль
Жаныдыль
Жил смелый человек по имени Жаныдыль. У него была красавица сестра. В эту девицу был влюблен хан. Хан несколько раз просил брата отдать за него замуж сестру, но тот не …
Жезтырнаки, пери и Мамай
В давно прошедшие времена три жигита отправились в далёкий путь. В дороге они встретили пастуха.
— Чей это аул виднеется вдали?- спросили они.
— Это аул батыра Мамая,- ответил пастух. …
Женщина-жумсаук
Давным-давно жила женщина-жумсаук. Она доставляла много беспокойства людям, хитростью заставляя их работать на себя.
Жигит и богач
В давние времена жили старик со старухой. У них было три сына и пять коз. Вот старший сын решил отправиться в чужие края на промысел да поучиться различным ремеслам. Зарезал …
Зенги-баба
Добр был к людям Зенги-баба, покровитель рогатого скота. Многие хитрецы в былые времена пользовались из корысти его простотой и щедростью. Ведь если Зенги-баба на кого взглянет, тот сразу сделается богачом. …
Золотоволосый Тотамбай
В старину жил один бедный человек. У него было девять сыновей и одна дочь. Старшие братья ничем не выделялись, а у младшего были золотые волосы. Звали его Тотамбай. Была у …
Золотой нож
Искусство Егельмана
Караглыш
Жили-были пять братьев. Они засеяли полдесятины пшеницы около одного большого дерева. Когда пшеница выспела, братья стали замечать, что кто-то по ночам приходит и ест ее. И вот они стали караулить …
Степные легенды: семь трагичных историй о великой любви
Проходят столетия, и в потоке истории забываются детали, краски и лица. Но по бескрайним степям казахской земли развеваются сказы о трагических судьбах и самоотверженной любви.
В камнях и в водах, в воздухе и наскальных рисунках застыли легенды воинственного степного народа. Sputnik Казахстан расскажет читателю о легендарных историях влюбленных, их бездонных чувствах и о тех местах, что согласно преданиям стали последним пристанищем любящих сердец.
Мавзолей Козы Корпеш − Баян Сулу (V-VII век, Восточно-Казахстанская область, Аягузский район)
История любви Козы Корпеш и Баян Сулу навечно застыла в камнях гробницы. Величественный мазар высотой 11,65 метров воздвиг дядя Козы Корпеш — Тайлак би. По степи еще разносятся напевы трагической легенды, в которой до сих пор слышны клятвы Сарыбая и Карабая поженить еще не рожденных Козы и Баян. После смерти Сарыбая на охоте, Карабай, забыв обещания, решает отдать свою дочь местному борцу Кодару. Ревнивый палуан убивает возлюбленного будущей супруги. Опечаленная Баян мстит за Козы и оставляет умирать Кодара в колодце. А после вонзает острый клинок себе в сердце на могиле любимого.
Скала Жумбактас (озеро Бурабай, Акмолинская область)
Сотни влюбленных со всех уголков страны держат свой путь в Кокшетау, чтобы своими глазами увидеть великолепие загадочного камня «Жумбактас». На каменной скале с одной стороны можно заметить девушку с развевающимися на ветру волосами, с другой — лодку. По легенде дочь богатого бая сбежала с возлюбленным, бедным акыном, от своего отца. Но спрятаться молодым не удалось. Сыновья бая своими стрелами убили безродного джигита. Опечаленная горем девушка молит бога превратить ее в камень. С тех пор она навечно соединилась с природой в тихой глади озера Бурабай в виде каменного изваяния.
Мавзолей Енлик-Кебек (XVIII век, Восточно-Казахстанская область, Абайский район)
Две надгробные плиты с надписями «Енлик − Кебек» молчаливо хранят в себе память о жестокости, бессмысленной семейной вражде и трагической любви. Как шекспировские Ромео и Джульетта, так и батыр Кебек и красавица Енлик стали жертвой междоусобиц двух родов. Плодом их всеобъемлющей любви стал сын, но счастье сердец длилось недолго. Степной авторитет Кенгирбай би решает казнить пару. Енлик и Кебек умерли жестокой смертью: их привязали к хвосту лошади, а обезображенные трупы бросили в могилу. Их сына, которому было всего 4 месяца, оставили на произвол судьбы.
«Шайтанколь» («Чертово озеро», Карагандинская область, город Каркаралинск)
История озера глубиной 1200 метров с устрашающим названием наполнена мраком. Легенды степи гласят, что именовать его «Шайтанколь» стали после того, как таинственные воды погубили три молодые жизни. В далекие времена дочь богача Сулушаш полюбила Алтая, сына бедняка и служанки. Не получив благословения строптивого отца, влюбленные вместе с общим другом Кайсаром бежали из родного дома. Свои дни молодые проводили возле Каркаралинска, охотясь на животных и птиц. Но в один трагический день Алтай срывается со скалы и разбивается насмерть, а Сулушаш тонет в озере, пытаясь спастись от свирепого льва. Убитый горем Кайсар бросается с обрыва.
Народная песня «Кусни-Корлан»
Трагические мотивы народной песни «Кусни-Корлан» заставляют сердца слушателей трепетать и переживать за тех, кто больше никогда не сможет воссоединиться. Так могут любить только вольные народы бескрайних степей — один раз и навсегда. Кусни и Корлан — имена дочерей богатого бая, в которых были влюблены все джигиты степи. Народный любимчик и певец Естай всем сердцем был восхищен красотой Корлан, но влюбленным быть вместе было не суждено. Корлан вышла замуж не по своей воле за богача и родила четырех детей. Естай всю свою жизнь хранил подаренное ею кольцо, которое осталось при нем даже после смерти.
Мавзолей Айша биби (XII век, город Тараз)
Мавзолей Айша биби по праву считается музеем-хранилищем орнаментальных сокровищ Центральной Азии. Массивные колонны длиной 3,4 м украшены красивейшими узорами и арабской вязью. » Осень… Тучи… Земля прекрасна», — такие слова высечены на одной из них. Гробница была воздвигнута батыром Караханом, который влюбился в дочь своего заклятого врага. По древней легенде Айша биби и Карахан, не получив благословения, бежали из родного аула, но жестокие стражники хитростью подложили в головной убор Айша биби ядовитую гадюку, которая укусила девушку. Перед смертью батыр понес невесту в ближайший аул к мулле и поклялся любить ее вечно. Рассказывают, что до самой смерти батыр Карахан, облачившись в белые одеяния, охранял могилу Айша биби.
Озеро Балхаш (юго-восток Казахстана, Балхаш-Алакольская котловина)
В чистых водах Балхаша, крупнейшего солёного озера в стране, погибли два любящих сердца, которые не смогли жить друг без друга. По древней казахской легенде, юная красавица по имени Балхаш из богатой семьи полюбила джигита-бедняка. Узнав об этом, в порыве злобы и ярости родной отец решает насильно выдать дочь замуж за другого и приказывает утопить возлюбленного Балхаш в озере. Узнав о жестокости отца, девушка накануне свадьбы решает прыгнуть в объятия волн и умереть вслед за любимым.
Легенды Восточного Казахстана
«Легенда о происхождении названия реки Иртыш»
О происхождении кыпчаков имеется такая легенда. Правитель одного из ногайских народов умер, и ему наследовали два сына. Старший сын оказался сильнее, захватил страну, а младшего назначил принцем-шадом. Шад очень сильно завидовал старшему брату и однажды совершил покушение на его жизнь. Покушение не удалось, и младший брат бежал, прихватив с собой одну из женщин-рабынь. Долго они скитались по степи, пока не дошли до многоводной реки, в которой было много рыбы, а в лесах вокруг много дичи. Здесь они расположились, добывая себе пищу охотой. Через некоторое время слухи об удачливом охотнике дошли до их дальних родственников из числа ногаев, и к Шаду присоединились семь человек, которых звали Ими, Имек, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад. Шад был свободным человеком, а эти семеро служили на своих хозяев-гуннов, пасли их скот. Скота было так много, что животные съели всю траву, и табунщики перешли на ту сторону реки, где обитал Шад со своим семейством. Когда мужчины подъехапли к дому Шада, женщина вышла им навстречу и сказала: “Ер, тус!” «Остановитесь, люди, если вы пришли с миром!» Так река получила свое название, «Ертис», в написании на русском языке «Иртыш».
«Легенда о реке Алкабек»
Еще один приток Иртыша – река Алкабек. Давным-давно, когда в утреннем небе всходило 7 солнц, и не было на земле холода, жили в этих краях девушка Уласты и юноша Алкабек. Славилась красотой Уласты. Восхищались люди ее легкой походкой. Говорили: она ходит так, что даже трава не мнется под ногами. Про Алкабека ходила молва как о смелом, решительном джигите. Однажды случайно на цветущем лугу, где чабан Алкабек пас отару овец, девушка и юноша встретились. Статный, величавый джигит покорил сердце гордой Уласты. Но Алкабек не заметил ее любви. Долго таила Уласты свое чувство. Когда наступила весна и долина расцвела в ласковых лучах семи солнц, дрогнуло сердце прекрасной девушки. Решилась она открыться возлюбленному. Поднялась в горы Уласты, протянула юноше алый цветок – пламенный символ любви. Только отказался джигит от девичьего дара. Он отвернулся и ушел, ни разу не оглянувшись на опечаленную девушку. Взмахнула тогда руками красавица Уласты и взлетела в воздух, превратившись в птицу – золотистую щурку. А не принявший ее любви Алкабек обернулся холодной рекой. Улетела прочь в далекие края за высокие горы птица. Но каждую весну золотистая щурка возвращается сюда. Говорят, это гордая красавица Уласты появляется, чтобы бросить хотя бы один взгляд на любимого Алкабека.
«Легенда о реке Катунь и горе Бобырган»
У хана Алтая была прекрасная дочь Катунь. Безумно любил ее своенравный отец. Понимал он, что рано или поздно придется девушку отдать замуж, придется расстаться с ненаглядной дочерью. Но хотел он как можно дольше удержать свою Катунь дома. Чтобы никто не видел ее красоты, хан построил для нее замок высоко в горах.
Одиноко жила красавица Катунь в своем прекрасном, неприступном замке. Никто не мог попасть в эти места, потому что не было туда никаких дорог. Но птицы, прилетавшие с востока, пели для Катунь песни о красоте и уме парня по имени Бий, который живет далеко в степях.
Ветра, пролетавшие мимо гордо стоявшего в своем одиночестве замка, шептали красавице о любви Бия к Катунь. Разгорались в мыслях девушки прекрасные мечты о счастье с любимым человеком. И вот однажды, наслушавшись щебетанья птиц и шороха ветра, Катунь решила сбежать из заточения и встретиться с долгожданной любовью.
Подкараулила смелая девушка, когда уснет ее могучий отец, спрыгнула с высокой скалы и побежала навстречу любимому. Проснувшись, хан Алтай не нашел своей дочери. Поняв, что любимая дочь покинула его навсегда, он послал вдогонку самых ловких и сильных богатырей с приказом догнать беглянку и вернуть назад.
Но ни один из воинов хана не смог настичь Катунь, которая, ловко прыгая с камня на камень, петляя между скалами, стремительно бежала все дальше и дальше. Самым быстрым и проворным оказался богатырь по имени Бобырган. Он уже ухватил Катунь за рукав платья, но она, рванувшись, оторвала рукав и устремилась дальше.
Так и не догнали богатыри красавицу Катунь, которая встретилась со своим любимым Бием, и они побежали дальше вместе, слившись в одно целое – реку Обь.
С тех пор эти влюбленные неразлучны. А грозный хан Алтай в жестоком гневе своем и в слепой ярости превратил богатырей в камни. Так и стоят они каменными громадами: Сартыкпай, Сарлык и Бабырган, который стал последней горой Северного Алтая.
«Легенда о священной пещере «Коныр Аулие»
Великие духи охраняют степные земли. Великие люди жили здесь и продолжают жить. Мы, живя в вечном цейтноте, редко поднимаем глаза к небу. А ведь есть в Казахстане другой мир и другая жизнь. Это мир священных мест, паломников, шыракши – хранителей святых мест – деревьев, источников, пещер и могил великих предков. Они зажигают огни, читают молитвы и знают все степные легенды. Или почти все…
Жил на свете великий полководец, Чингисхан. Он завоевал полмира и обхитрил весь мир – никто так и не нашел его могилу. Степь полна легенд о месте его захоронения. Одно из них – пещера Коныр-Аулие в Восточно-Казахстанской области на территории бывшей Семипалатинской области. Ақ тас — по-казахски белый камень. Здесь, в пещере, под холодным горным озером, якобы похоронен великий воин. Рассказывают, что глубоко под водой, на глубине пятнадцати метров, находится затопленный склеп, в котором покоится великий Чингисхан. Полностью пещера так до сих пор не исследована.
«Легенда об Аблайките»
Около 350 лет назад джунгарский хан Аблай построил у скалы недалеко от озера буддийский храм со стенами толщиной в три с половиной локтя! Святилище было украшено мозаиками с изображениями многоликих и многоруких божеств, статуями Будды, в нем была богатейшая библиотека. Службы несли тибетские ламы. По всей округе разнеслась молва о сказочной неприступной крепости. И тогда враги Аблая решили во что бы то ни стало покорить крепость. Много дней хан Галдан осаждал неприступные стены, а затем взял их штурмом.
Говорят, во время боя Аблай велел утопить в озере статую золотого Будды в человеческий рост. За это все его ламы были убиты, их жилища сожжены, а библиотеку и святилище враги оставили на расправу времени и вандалам. 200 лет назад известный путешественник Миллер оставил записи о найденных им в Аблайките свитках в таком количестве, что не увезти и на десяти лошадях. Но до наших дней не сохранилось ни одной рукописи.
«Легенда об огненных джинах»
Когда-то давно, много тысяч лет назад, когда на Земле людей еще не было, на ней развивалась цивилизация огненных джиннов. Джиннов было четыре вида: верхние и нижние джинны, и джинны темных и светлых начал творения, и они вносили свою лепту в эволюцию до человеческой жизни на нашей планете. Джинны разных видов проживали в разных областях Земли, но в этой местности они жили рядом.
Поначалу все джинны на Земле жили мирно, но прошли тысячи лет, появились причины, и они начали череду междоусобных войн.
Здесь в районе этих нынешних островов, два города верхних и нижних джиннов были построены практически рядом друг с другом. На Земле нигде города двух разных видов джиннов не стояли столь близко друг от друга, как здесь, и конечно джины тоже не могли сохранять мир.
Готовясь к войне, джинны поставили скалы перед своими городами вертикально и потянули каждый к своему городу землю, от чего ее поверхность лопнула, и по трещине потекла вода, образовавшая реку Иртыш.
Одновременно джинны двух городов понимали, что война между ними несет опасность всей планете, так как если бы они на таком расстоянии и в таком ограниченном пространстве начали полномасштабно применять свои магические силы, то она раскололась бы на множество мелких осколков, что уничтожило бы все живое, включая их самих. И правители городов, которых звали Хорс и Цлав, на переговорах решили обратиться в свой Верховный небесный суд.
На небесах жизнью всех джиннов управлял верховный полубог, который был для них главным судьей и законодателем. И когда Хорс и Цлав предстали перед ним, полубог постановил всем джиннам покинуть эти города и эту местность, оставив их нетронутыми, и переселиться на разные континенты, чтобы не нарушить земного баланса сил. Для того, чтобы его решение было выполнено неукоснительно, он наложил свою печать, прожегши на вершине соседней горы, ныне соседнего острова, сквозную пещеру, через которую удалил из городов всех джиннов, и через которую впредь был обязан пройти каждый верхний или нижний джинн, решивший вернуться назад в свои города. Гора стала именоваться «Дыроватка», и только те джинны, в которых отсутствовало желание продолжать войны, могли пройти через ее пещеру, других же ее сила переносила в иные миры, из которых джиннам нет пути назад. Поэтому за все прошедшие десятки тысяч лет сюда не смог вернуться ни один верхний или нижний джинн.
При определенных условиях город верхних джиннов могут видеть люди, только для этого нужно в полночь смотреть с берега через пещеру на небо.
«Легенда по возникновению названия посёлка Аблакетка»
Был у казахов когда- то злой и жадный хан Аблай. Понравилась ему эта речушка. «Но почему она несет свою воду неизвестно кому, – подумал он, – прикажу ее перегородить, и тогда только один я да мой скот будем пить ее чистую воду». И велел он своим воинам носить большие камни и бросать их в реку. Долго сопротивлялась она, – ревела, бурлила, уносила камни в Иртыш. Но люди победили реку. И тогда взбежал хан на плотину: «Видишь, какой я сильный! Теперь ты в моей власти. Захочу – один твою воду выпью!» Не вытерпела этого река, собрала свои последние силы и прорвала плотину. И вместе с камнями унесла в Иртыш и жадного хана. «Аблай кетты», – закричали стоявшие на берегу люди. С тех пор и называется речка Аблакетка.
«Легенда о Белой Чуди»
Алтай населяла легендарная чудь, древний загадочный народ, о котором не известно ничего, кроме бытующих в народе легенд.
В древние времена жила на Алтае белоглазая чудь, селилась в ямах в лесу, прятала под землей клады. Искусна была чудь во многих ремеслах, умела железо уговаривать, с серебром-золотом дружить. Но вот зацвело по Алтаю небывалое дерево — белая береза, и пришел к ним Белый царь войну воевать. Не захотела чудь остаться под Белым царем; ушла под землю и завалила проходы каменьями. До сих пор можно видеть их бывшие входы. А чтобы никто следом за ней не отправился, оставила чудь у проходов каменных волшебных сторожей. Над копями чудскими караулит змея-огневка, красная, как огонь, и ядом на пять метров брызжущая. От нее даже всаднику не уйти – метнется языком огненным. Огромным прыжком любого догонит. А в старых рудниках живет огромный змей-полоз; увидеть его трудно, а следы часто встречаются – словно бревно по пыли протащили. Охраняет тот полоз самые дальние проходы, что к сердцу земли ведут.
Говорят, что не навсегда ушла чудь. Когда придут люди из Беловодья и дадут всему народу великое знание, тогда вернется чудь, со всеми добытыми под землей сокровищами.
«Первая легенда об озере Маркаколь»
Марка – по-казахски осенний ягненок, то есть что прошлой весной народился и к осени подрос. Самое знатное мясо для бесбармака. Коль – озеро. Стало быть, озеро полугодовалого барашка, так следует понимать. А почему такое название, интересно?
Прикочевал в Чумек один казах, крепко богатый. Табуны лошадей у него, стада баранов тысячные. Словом, бай. Дочь у него выросла красавица. Пора замуж, а – не отдает. Не хочет расставаться. Всем разнаилучшим женихам от ворот поворот.
Но однажды-таки доняли они его. Съехались со всех сторон в урочище, белые юрты поставили. Говорит бай женихам: «Ладно, отдам дочь замуж, и вдобавок половину моего скота получит жених. Но одно условие: он должен обежать Маркаколь на коне, пока мясо марки варится».
Заохали женихи – виданное ли дело! Где ж обежать кругом, больно далеко, а мясо барашка нежное, быстро варится, но делать нечего. Сели на коней, уже наизготовке.
Тут подходит к баю простой пастух: «Разреши, и я побегу вокруг озера!» Рассерчал бай: «Куда тебе тягаться с лучшими джигитами! Твое дело овец пасти». Но мурзы, которых судьями выбрали, вступились. Пришлось баю разрешить. А был у того чабана жеребенок-трехлетка, хороший скакун. На него и надеялся. Сел он на своего третьяка и поскакал вместе со всеми.
Ну, бегут они, за увалом скрылись с глаз, а повара начали барашка колоть. Заложили в казан. Гостей собралось много со всей округи, сидят кружком, кумыс пьют. Час, другой ждут. Солнце по небу катится, в котле мясо булькает, а никого не видать.
Спрашивает бай поваров: «Скоро ли марка поспеет?» – «Еще сыроват». За чабана, друга своего, стало быть, переживают. Дотянули до пяти вечера, вот-вот солнце зайдет. Снова бай спрашивает: «Эй, чего вы там дурака валяете! Сварился марка?»- «Нет еще, сейчас дойдет»,- отвечают повара, а сами на притор поглядывают. А там, на приторе, что-то уж чернеет – не чабан ли? Добрый у него трехлетка-то! Глядь, действительно он, погоняет своего коня.
Прибежал чабан, намного всех обогнал. Тут повара и говорят: поспело мясо. Шум, крик поднялся: победил бедняк всех богатых женихов! Бай хмурый сидит: дело назад не поворотишь слово дано. Чабан радостный, счастливый, очень уж он любил красавицу байскую дочь.
Большой той начался! Пришлось баю отдать дочь за чабана и половину скота отдать.
А конь-то третьяк что? Не выдержал. Добежал только – и пал на месте…
«Перевал Батыра Кушикбая»
По пути в аул великого поэта Абая в Семипалатинских степях есть перевал Кушикбая. Зимой через этот перевал особенно трудно перебраться. Всю зиму там дует холодный ветер или идет снег, и все вокруг заметает. А когда на перевале буран, люди обычно говорят: «Батыр Кушикбай сердится!»
Как говорят в народе, в давние времена жил здесь батыр Кушикбай. Он был такой храбрый и мужественный, что второго такого человека, равного ему по смелости, найти нельзя. Сильно боялись его враги, и аулы, которые находились под защитой Кушикбая, обходили стороной, даже не приближаясь к ним.
И вот однажды Кушикбай сильно заболел и слег в постель. Давно точившие на него зубы враги узнали об этом, решили напасть и уничтожить его аул. А заодно, если удастся, погубить и самого ненавистного батыра. И вот вражеский отряд напал на беззащитных жителей аула. В бессильной ярости, что из-за болезни не может подняться, Кушикбай лежал и ожидал самого худшего…
И вот враги появились уже в самом центре аула, бесчинствуя и истребляя людей. Увидев своими глазами бедствие, в котором оказался его народ, Кушикбай рассердился на себя, на свою болезнь, потом на всех вместе, а прежде всего – на безжалостных врагов, встал с постели, и в одной исподней рубашке, едва накинув на плечи полушубок, вскочил на коня. Враги, увидев, что Кушикбай выступил против них, сильно испугались, бросились бежать, но не тут-то было… Сильно разгневался Кушикбай, бросился разить и рубить ненавистное вражеское войско. За несколько перевалов прогнал врагов Кушикбай.
После сражения почувствовал батыр себя плохо и решил прилечь на одном из перевалов. С той поры он так и лежит на том месте, не поднимаясь, болезнь унесла его.
А тот перевал носит его имя, и в знак его крутого характера в буранные дни люди так и говорят: «Снова Кушикбай сердится!»
Сердится, злится на врагов, не дающих батыру покоя.
«Прялка великанши»
В горах Тарбагатая, на южной стороне горы Калба есть светлая долина, которая называется Сардала – Рыжая степь. Посередине этой степи стоит одинокая высокая гора. А на вершине горы лежат несколько больших камней, сваленные как попало. Люди говорят, что эти камни лежат там с той поры, когда в этой местности проживали шаманы, которые затевали здесь свои камлания. А о происхождении одинокой горы рассказывают такую легенду.
Одна женщина-великанша пасла в горах Тарбагатая несколько коз. Из шерсти этих коз она пряла пряжу. Женщина эта была очень большая. Когда она сидела на самой горе Тарбагатай, ноги ее достигали Малого Тарбагатая.
Вот сидела эта великанша и пряла свою пряжу, пасла коз и вдруг видит: одну из ее любимых козочек утащил волк. В досаде женщина бросила в убегающего волка то, что было у нее в руках – прялку-веретелку, и эта ее прялка долетела до Рыжей степи, упала там и превратилась в гору.
«Рахман и исцеленный зверь»
В сердце древнего Алтая, там, где величественные горы, вековые кедры и звенящие водопады хранят удивительную легенду о живой воде, произошла эта история. Молодой охотник Рахман преследовал раненного марала. Ища спасения, животное неожиданно вывело человека к сокрытому высоко в горах чудесному озеру. Воды его были гладки, от них шел белый густой пар. Смертельно раненный марал стоял в теплой воде так глубоко, что лишь его могучие рога виднелись в тумане. Как только Рахман решил приблизиться к нему, животное, будто исцеленное божественным чудом, легко ускакало прочь. Об этом диве узнали люди, и с тех пор тысячи паломников идут по стопам легендарного охотника, чтобы вернуть силы, испробовать на себе чудодейственные лечебные свойства живой воды, названной с той поры Рахмановскими ключами…