Сказка о родном крае: Сказка
Нет человеку ничего дороже места, где он родился, края, где он вырос, неба, под которым он жил. Да и не только человек — звери и птицы, всё живое под солнцем тоскует по родной земле.
Давным-давно, когда калмыки жили ещё в Китае, привезли китайскому императору в подарок необыкновенную птицу. Она так пела, что солнце в высшей точке неба замедляло свой ход, заслушиваясь её песней.
Приказал император сделать для птицы золотую клетку, постелить ей пух молодого лебедя, кормить её из императорской кухни. Первого своего министра император назначил главным по уходу за птицей. Он сказал своему первому министру:
— Пусть птица здесь чувствует себя так хорошо, как нигде и никогда не чувствовала. И пусть она услаждает наш слух, жаждущий прекрасного.
Всё было сделано согласно приказу грозного повелителя.
Каждое утро император ждал пения птицы. Но она молчала. «Видимо, птице, привыкшей к вольному воздуху, душно во дворце», — подумал император и велел вынести клетку в сад.
Сад императора был единственным в мире по красоте. Могучие деревья шелестели прозрачно-зелеными резными листьями, живительно благоухали редчайшие цветы, земля играла всеми своими красками. Но птица по-прежнему молчала. «Чего же теперь ей недостаёт? — думал император. — Разве ей плохо у меня? Отчего же она не поёт?»
Император пригласил всех своих мудрецов, чтобы выслушать их высокоучёные суждения. Одни говорили, что, может быть, птица заболела и лишилась голоса, другие — что птица не та, третьи — что, вероятно, она вообще не пела. Самый почтенный столетний мудрец предположил, что воздух, выдыхаемый людьми, угнетает птицу и поэтому она не поёт. Внимательно выслушав всех, император повелел вывезти клетку в девственный лес.
Однако и в лесу птица продолжала молчать. Крылья опущены до самого пола, из глаз катятся жемчужинки слёз.
Тогда император приказал привести пленного мудреца.
— Если ты нам дашь хороший совет и птица запоёт, получишь свободу, — сказал ему император.
Неделю думал пленный мудрец и доложил:
— Возите птицу по стране… Может быть, запоёт. Три года кочевал император с птицей по своим владениям. Наконец достигли они одного болотца. Вокруг него рос чахлый кустарник, а дальше простирались унылые жёлтые пески. Смрадные испарения поднимались из болот, роем летела назойливая мошкара. Повесили клетку на сухую ветвь саксаула. Поставили караульного, и все легли спать.
Когда загорелась на небе ясная утренняя заря и багрянец её стал разливаться всё шире и шире, птица вдруг встрепенулась, расправила крылья, торопливо стала чистить клювом каждое пёрышко.
Заметив необычайное поведение птицы, караульный разбудил императора.
А когда вековечное светило показало свой алый гребень, птица стремительно взлетела, ударилась о золотые прутья клетки и упала на пол. Она грустно огляделась вокруг и тихо запела. Сто восемь песен печали пропела она, а когда начала песню радости, тысячи таких же птиц, как она, слетелись со всех сторон и подхватили её песню. Показалось людям, что это не птицы поют под струны лучей восходящего солнца, а поют их души, тоскующие по прекрасному.
— Вот откуда наша птица, это её родной край, — задумчиво промолвил император и вспомнил свой несравненный Пекин, где он не был три года.
— Откройте дверцы клетки и выпустите птицу, — повелел он.
И тогда запели все птицы тысячу песен хвалы родному краю, тысячу и одну песню хвалы свободе.
Вот что значит родная земля и свобода, петь можно лишь там, где ты обрёл жизнь.
Краеведческая мастерская «Сказки и легенды народов Кубани»
Светлана Шафоростова
Краеведческая мастерская «Сказки и легенды народов Кубани»
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Камышеватский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«Сказки и легенды народов Кубани»
Цель: формировать интерес к национальной культуре, к устному народному творчеству народов, приобщать детей к художественному искусству.
• познакомить детей с фольклором Кубани: легендой «Живая вода», сказкой «Заветный колос»;
• обучать детей рисовать иллюстрации к сказкам и легендам.
• развивать наблюдательность, эстетический взгляд, индивидуальные художественно – творческие способности детей на материале краеведения;
• развивать внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику рук и глазомер.
• воспитывать любовь к родному краю и его достопримечательностям;
• воспитывать любовь к художественной литературе; усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование и материалы: презентация «Краснодарский край», ноутбук; простые и цветные карандаши, альбомные листы по количеству детей; кубанские сказки и легенды с иллюстрациями.
Форма проведения мероприятия: краеведческая мастерская.
Воспитатель. Ребята, как называется край, в котором мы живём? (Краснодарский).
Воспитатель. А как ещё называют наш край? (Кубань).
Вот они кубанские просторы
Их и птице трудно облететь.
От Кавказских гор и до Ростова
Протянулась наша чудо степь.
Проводится презентация для дошкольников «Краснодарский край».
Легенда о Кубани.
Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами.
Не осталось на этой земле никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя ее навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка называются с тех пор Кубанью.
Воспитатель. Я сейчас вам расскажу сказку «Живая вода». Она рассказывает о скале «Петушок», что находится в Горячем Ключе. (Показ слайда).
Живая вода.
Давно это было, так давно, что если считать годы, прошедшие с тех пор, как зерна, то не хватит для этого счета всей человеческой жизни. Ровной и гладкой была тогда наша земля, там, где сейчас высятся горы, расстилалась широкая равнина. Так же ласково светило солнце в те давние времена, такой же плодородной была земля.
Было время, когда люди бежали из этих мест. Здесь поселился злой волшебник Коронарт. Он был злой, беспощадный, свирепый. Он добывал волшебную воду из скалы, брызгал на камни и они превращались в страшных воинов, которые все рушили на своем пути.
Воспитатель. А сейчас мы поговорим о кубанских тружениках. О них народ тоже сочинил много сказок и легенд. Я хочу познакомить вас с кубанской сказкой «Заветный колос», которую написал Попов Василий Алексеевич.
Заветный колос.
Хутор наш на самом берегу Кубани-матушки стоит. Весной, когда идет с гор вода, река под самые сады подходит. Тогда яблоньки наши колхозные прямо в воду смотрятся и роняют свой цвет в быстрые кубанские волны.
И вот говорят самые древние деды, что есть у нас где-то на берегу Кубани особенное место. Кто на этом месте спать ляжет, к тому ночью выйдет из реки старик Урожай и подарит заветный колос. А колос этот будто из червонного золота выкован. Такой он большой и тяжелый. Зерна – одно к одному: крупные – чуть поменьше горошины, тугие, со звоном, и в колосе их ровно сотня.
Рассказывают, что когда-то на месте хутора и там, где сейчас поля колхозные раскинулись, шумел лес, такой густой, что через него и пробраться было трудно. И вот пришел на это место казак Батог. Был он самый коренной казак – из Запорожской Сечи пришел. Но пока ходил по Кубани в походы, атаманы да паны всю землю, которую пахать можно было, между собой разделили. Батогу и его товарищам, простым казакам, только и остались терновники да лесная чащоба – бери не надо! Посмотрели казаки на эту дичь да лесную глушь и закручинились: видят, не поднять им эту землю. Кто послабее – к панам в батраки нанялись, кто посмелее – в горы пошел искать свободные земли. А Батог ушел из станицы, пробрался через чащобу к берегу Кубани и решил:
– Здесь останусь! Здесь поле расчищу и курень построю!
Променял он саблю свою добрую на топор и взялся за работу. Целыми днями колючий терн да дубы рубил и корни цепкие корчевал. Оборвался весь, одичал, но, знай, оселедцем трясет и твердит:
– Все равно свое возьму! Будет у меня поле! Расчистил он кусок земли сажен десять в длину и столько же в ширину, глубоко вскопал жирный чернозем и, завершив труд свой тяжелый, лег отдыхать под кустом на берегу Кубани.
Проснулся утром, глядит, а вся его земля снова колючим терном покрылась, будто и не корчевал он его. Удивился казак, почесал потылицу, покрутил усы. А потом нахмурил густые брови, расправил широкие плечи и снова давай корчевать – только корни да кусты в разные стороны полетели. К вечеру опять поляна чистым черноземом дымилась.
А на следующее утро снова не видно стало земли под густым терновником.
– Что за бес мне все дело портит, чтоб ему на ежа сесть, – выругался Батог. – Не бывать тому, чтобы казак бесу уступил! Будет у меня поле!
И снова взялся он за работу. Очистил к вечеру опять всю поляну, а когда солнце зашло, лег под кустом и решил:
– Нет, сего дня я спать не буду! Дождусь, как черти придут на мое поле кусты втыкать, – повяжу проклятых хвостами да на дубу повешу!
Долго ждал казак. Но потом не то с усталости, не то от плеска кубанских волн сморила его дремота. Только стал он носом клевать, вдруг слышит: зашумела вода, будто сом возле берега плещется. Открыл Батог глаза и видит: расступились кубанские волны и выходит на берег старик. Сам грузный, тяжелый, плечи – косая сажень, бронзовая борода до колен спускается, желтые волосы сединой тронуты. Вышел он на берег, зашагал к казаку – земля загудела.
Подошел, поднял хмурые широкие брови и глянул на Батога. А глаза у старика ясные, зоркие, как у сокола.
– Не спишь? – спросил он гулким могучим голосом. – Полюбился ты мне, казаче! Не хотел я тебе сначала свою заповедную землю отдавать… Да вижу, что упорный ты и никакой работы не страшишься. Я таких люблю! Ладно, работай на земле, я тебе помогать буду!
Тут поднял он руку, широкую, как лопата, дернул себя за бороду, вырвал клок и протянул казаку:
– На, возьми, на счастье. Будет у тебя теперь поле богатым да урожайным до тех пор, пока не разгневаешь ты меня ленью своей или еще чем…
Сунул старик что-то колючее в руку Батогу и пошел обратно к воде.
– Кто ты, диду? Как зовут тебя? – крикнул казак.
Зашумели, расступились кубанские волны и скрылся в них старик, только голос его прогремел над рекой:
– А звать меня Урожаем!
Тут заснул Батог так крепко, что ничего больше не слыхал.
Проснулся утром, когда лесные птицы запели, встречая зарю. Глянул на поле свое – лежит оно черное, чистое и парок над ним клубится. Расправил казак руку и видит: лежит на ладони колос, тяжелый, словно золотой, на сто наливных зерен.
В этот же день посеял Батог эти зерна на своей поляне. А когда дали они густые и сочные всходы, еще старательнее стал казак ухаживать за своим полем. Каждую сорную травинку выдергивал, любую птицу, что над всходами кружиться начинала, он отгонял, а в знойную, засушливую пору целыми ночами воду с Кубани носил, поливал пшеницу.
Воспитатель. Ребята, а сейчас мы с вами станем настоящими художниками, которые иллюстрируют детские книги. Выберите, какая кубанская сказка (легенда) вам больше всего запомнилась? Подумайте, какой сюжет вы хотели бы нарисовать, как вы расположите альбомный лист и т. д.
Практическая работа детей.
Выполнение работы – создание иллюстрации к сказке или легенде. Индивидуальная помощь детям.
Подведение итогов работы совместно с детьми.
Воспитатель. Ребята, о чём мы сегодня говорили?
— Кем вы сегодня были на занятии?
— Какими художественными материалами вы рисовали?
— Понравилось рисовать иллюстрацию к сказке, легенде?
«Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный проект для старших дошкольников в Год Японии в России Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный Проект для старших дошкольников в «Год Японии в России». Соавторы: Минчукова.
«Сказки народов Поволжья». Творческий проект с детьми средней группы «Сказки народов Поволжья» творческий проект с детьми средней группы №10долгосрочный срок реализации:1 год Актуальность: В современных.
Фотоотчёт о театрализованной деятельности детей в рамках реализации проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира» Я уже рассказывала о том, что в этом учебном году педагогический коллектив нашего детского сада работает над реализацией познавательно.
Фотоотчёт об участии родителей в работе над проектом «Мудрые и добрые сказки народов мира» Родители наших воспитанников с большим интересом и ответственностью отнеслись к нашей просьбе принять участие в подготовке совместных.
Краеведческая комната в детском саду Недавно у нас в детском саду была организована краеведческая комната. Цель создания: привлечение дошкольников к изучению прошлого и настоящего,.
Легенды о пионе в обработке Надежды Пермяковой Середина июня – у нас это начало цветения пионов. Пион считают королём цветов, потому что это очень красивый, роскошный цветок с тонким.
Легенды о сирени в обработке Надежды Пермяковой Уважаемые коллеги, ознакомившись с публикацией Галины Михальченко «Лето дарит радость детям» и увидев фотографию белой сирени, я вновь.
Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.
Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Проект по сказкам «Мудрые и добрые сказки народов мира». Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта:.
Конспект НОД в подготовительной группе «Легенды родного края»
Наталья Веселова
Конспект НОД в подготовительной группе «Легенды родного края»
«ЛЕГЕНДЫ РОДНОГО КРАЯ»
— познакомить детей с одной из легенд родного края, формировать познавательный интерес к достопримечательностям своего региона, его истории, культуре, воспитывать любовь к родному краю;
-познакомить детей с одной из разновидностей настольного театра (теневого);
-закрепить знания о составе некоторых продуктов, приобщать детей к полезной деятельности;
-развивать общую и мелкую моторику;
-способствовать эффективному взаимопониманию и взаимодействию дошкольников в совместной деятельности.
Оборудование: магнитофон, детская ширма, теневой театр, материалы для продуктивной части, картинки с изображением природы Северного Кавказа
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о замечательном месте, где мы с вами живем. Но сначала я бы хотела спросить вас, знаете ли вы, как называется наша страна? (Россия) Как называется край, в котором мы живем? (Ставропольский) А как называется район в котором мы живем? (Предгорный) Ребята, а в какой части России находится Ставропольский край? (Кавказ)
Что такое Кавказ? Кавказ это совершенно удивительный край. Многие поэты воспевали Кавказ в своих стихах. Кавказ называют жемчужиной России. Мы с вами должны гордиться тем, что Ставропольский край находится на Кавказе. Ведь у нас есть и степи, и поля пшеницы, и быстрые горные реки с водопадами, и голубые озера, и величественные горы. Ведь еще Кавказ называют краем синих гор. Скажите, ребята, а какие горы вы знаете? (Юца, Джуца, Меч, Кольцо, Верблюдка, Машук, Эльбрус, Бештау)
-Ребята, какие необычные названия у этих гор, просто сказочные. И действительно, с этими горами связано очень много древних легенд и сказаний. И сейчас я вам расскажу одну из них.
Дети садятся на стульчики.
Это легенда о Бештау. В незапамятные времена, когда еще не было гор, была здесь степь, где жило гордое племя джигитов-нартов. И жил в этом племени юноша, которого звали Бештау – молодой, красивый, храбрый джигит. А еще в этом племени жила девушка – красавица Машука – добрая, трудолюбивая, скромная. Встретил как-то Бештау красавицу Машуку и сразу влюбился в нее. И Машука тоже полюбила джигита Бештау. Они решили пожениться. А вождем племени нартов был седой красавец Эльбрус. Это был старый, но очень сильный и отважный воин, с сердцем юноши. Он тоже полюбил Машуку и хотел на ней жениться. И чтобы избавиться от молодого соперника Бештау, отправил его на войну, втайне надеясь, что тот погибнет. Но Бештау победил всех своих врагов и с победой вернулся домой. Он узнал о злобном замысле старого Эльбруса и вызвал его на поединок. И вспыхнула битва. Замахнулся Бештау на Эльбруса и рассек ему голову надвое. Собрал последние силы Эльбрус и нанес Бештау пять ножевых ран. Рухнул Бештау и окаменел пятиглавой горой, а красавица Машука с горя ударила себя в бок кинжалом и превратилась в гору. Природа не вынесла трагедии и все животные и предметы вокруг окаменели. Так появились горы – Змейка, Бык, Верблюдка, Кинжал, кольцо. И до сих пор, окаменевшие, они изливаются в виде источников чистой, горячей воды, исцеляя множество людей.
И сегодня, ребята, мы с вами будем делать гору Эльбрус. А чтобы сделать целую гору надо быть сильными, поэтому сейчас выходите на физ. минутку.
Жура-жура-журавель, (дети повторяют движения за воспитателем)
Облетел он сто земель,
Крылья, ноги натрудил
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
И сказал он, пролетая
«Лучше нет родного края!»
А сейчас, как обещала, будем делать гору. Но гора эта необычная, мы её сделаем из печенья. А значит мы будем кондитерами. Кто такие кондитеры? (люди, делающие сладости). А первое правило кондитера – это чистые руки, поэтому одеваем перчатки.
Чтобы сделать торт «Эльбрус»нам понадобятся: печенье и крем из сгущенного молока и масла, а еще кокосовая стружка.
Вы ломаете печенье на маленькие кусочки, а я сбиваю крем. Работаем быстро, как профессионалы.
Каждый кондитер должен знать из чего он готовит:
-из чего сделано печенье? (из муки)
-а мука из чего? (из пшеницы) А пшеница растет на Ставропольских полях.
-а из чего сгущенное молоко?
-а сахар? (из сахарной свеклы) Свеклу выращивают на Ставрополье.
Вот видите, все эти продукты произведены в нашем крае. Видите, какой замечательный у нас край.
Все перемешивают и формируют гору на подносе.
-Мы же говорили, что гора Эльбрус всегда в снегу. А снег мы сделаем из кокосовой стружки.
-Какая замечательная гора у нас получилась. Настоящий Эльбрус. Вы обязательно попробуете свой торт на полдник, угостите друзей. А дома такой торт можно сделать маме на 8 марта.
-С работой кондитера справились? (Да)
-Гора получилась? (Да)
Ребята, с какой легендой вы сегодня познакомились? А названия каких гор вы запомнили? А что вам больше всего понравилось на этом занятии?
-Какие вы молодцы! Как вы умело и старательно справились с работой, дружно отвечали на мои вопросы, мне было очень приятно с вами заниматься, спасибо! За то, что вы молодцы, похлопайте себе.
— познакомить детей с одной из легенд родного края, формировать познавательный интерес к достопримечательностям своего региона, его истории, культуре, воспитывать любовь к родному краю;
-познакомить детей с одной из разновидностей настольного театра (теневого);
-закрепить знания о составе некоторых продуктов, приобщать детей к полезной деятельности;
-развивать общую и мелкую моторику;
-способствовать эффективному взаимопониманию и взаимодействию дошкольников в совместной деятельности.
Оборудование: магнитофон, детская ширма, теневой театр, материалы для продуктивной части, картинки с изображением природы Северного Кавказа
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о замечательном месте, где мы с вами живем. Но сначала я бы хотела спросить вас, знаете ли вы, как называется наша страна? (Россия) Как называется край, в котором мы живем? (Ставропольский) А как называется район в котором мы живем? (Предгорный) Ребята, а в какой части России находится Ставропольский край? (Кавказ)
Что такое Кавказ? Кавказ это совершенно удивительный край. Многие поэты воспевали Кавказ в своих стихах. Кавказ называют жемчужиной России. Мы с вами должны гордиться тем, что Ставропольский край находится на Кавказе. Ведь у нас есть и степи, и поля пшеницы, и быстрые горные реки с водопадами, и голубые озера, и величественные горы. Ведь еще Кавказ называют краем синих гор. Скажите, ребята, а какие горы вы знаете? (Юца, Джуца, Меч, Кольцо, Верблюдка, Машук, Эльбрус, Бештау)
-Ребята, какие необычные названия у этих гор, просто сказочные. И действительно, с этими горами связано очень много древних легенд и сказаний. И сейчас я вам расскажу одну из них.
Дети садятся на стульчики.
Это легенда о Бештау. В незапамятные времена, когда еще не было гор, была здесь степь, где жило гордое племя джигитов-нартов. И жил в этом племени юноша, которого звали Бештау – молодой, красивый, храбрый джигит. А еще в этом племени жила девушка – красавица Машука – добрая, трудолюбивая, скромная. Встретил как-то Бештау красавицу Машуку и сразу влюбился в нее. И Машука тоже полюбила джигита Бештау. Они решили пожениться. А вождем племени нартов был седой красавец Эльбрус. Это был старый, но очень сильный и отважный воин, с сердцем юноши. Он тоже полюбил Машуку и хотел на ней жениться. И чтобы избавиться от молодого соперника Бештау, отправил его на войну, втайне надеясь, что тот погибнет. Но Бештау победил всех своих врагов и с победой вернулся домой. Он узнал о злобном замысле старого Эльбруса и вызвал его на поединок. И вспыхнула битва. Замахнулся Бештау на Эльбруса и рассек ему голову надвое. Собрал последние силы Эльбрус и нанес Бештау пять ножевых ран. Рухнул Бештау и окаменел пятиглавой горой, а красавица Машука с горя ударила себя в бок кинжалом и превратилась в гору. Природа не вынесла трагедии и все животные и предметы вокруг окаменели. Так появились горы – Змейка, Бык, Верблюдка, Кинжал, кольцо. И до сих пор, окаменевшие, они изливаются в виде источников чистой, горячей воды, исцеляя множество людей.
И сегодня, ребята, мы с вами будем делать гору Эльбрус. А чтобы сделать целую гору надо быть сильными, поэтому сейчас выходите на физ. минутку.
Жура-жура-журавель, (дети повторяют движения за воспитателем)
Облетел он сто земель,
Крылья, ноги натрудил
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
И сказал он, пролетая
«Лучше нет родного края!»
А сейчас, как обещала, будем делать гору. Но гора эта необычная, мы её сделаем из печенья. А значит мы будем кондитерами. Кто такие кондитеры? (люди, делающие сладости). А первое правило кондитера – это чистые руки, поэтому одеваем перчатки.
Чтобы сделать торт «Эльбрус»нам понадобятся: печенье и крем из сгущенного молока и масла, а еще кокосовая стружка.
Вы ломаете печенье на маленькие кусочки, а я сбиваю крем. Работаем быстро, как профессионалы.
Каждый кондитер должен знать из чего он готовит:
-из чего сделано печенье? (из муки)
-а мука из чего? (из пшеницы) А пшеница растет на Ставропольских полях.
-а из чего сгущенное молоко?
-а сахар? (из сахарной свеклы) Свеклу выращивают на Ставрополье.
Вот видите, все эти продукты произведены в нашем крае. Видите, какой замечательный у нас край.
Все перемешивают и формируют гору на подносе.
-Мы же говорили, что гора Эльбрус всегда в снегу. А снег мы сделаем из кокосовой стружки.
-Какая замечательная гора у нас получилась. Настоящий Эльбрус. Вы обязательно попробуете свой торт на полдник, угостите друзей. А дома такой торт можно сделать маме на 8 марта.
-С работой кондитера справились? (Да)
-Гора получилась? (Да)
Ребята, с какой легендой вы сегодня познакомились? А названия каких гор вы запомнили? А что вам больше всего понравилось на этом занятии?
-Какие вы молодцы! Как вы умело и старательно справились с работой, дружно отвечали на мои вопросы, мне было очень приятно с вами заниматься, спасибо! За то, что вы молодцы, похлопайте себе.
Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.
Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 1 (начало) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.