Сказки и легенды саратовского края

Сказки

Саратов. Владимир Шатько «Саратовские сказки»

Людмила Никифорова
Саратов. Владимир Шатько «Саратовские сказки»

Хочу предложить вашему вниманию «Саратовские сказки» В. Шатько.

Они похожи на легенды. Было это или не было, но интересны они не только детям но и взрослым.

ВЛАДИМИР ШАТЬКО

Саратовские сказки

СКАЗКА О ТРЕХ ОСЕТРАХ И ТРЕХ СТЕРЛЯДКАХ

Было это очень давно. Подружились как-то три брата-близнеца с тремя сестрами. Три красавца-осетра с тремя миленькими стерлядками. Плавают, друг к другу в гости. То осетры мотыль вкусный отыскали, стерлядок на угощение зовут. То стерлядки салат из устриц состряпали – вкуснота необычайная.

Большая река наша Волга, да облюбовали рыбы место вот здесь, рядом с нашим будущим городом Саратовом. Чудные места! Долины подводные от трав ломятся. Родники прозрачные кожицу ласкают. Пляжи мелководные солнышком прогреваются, песочком отборным золотятся. И в пище недостатка нет. Ну и прижились тут стерлядки и осетры.

Сто лет прошло, а может и больше. Решили свадьбу сыграть.И говорят осетры:

— Дорогие наши стерлядки! Уплываем мы в моря далекие, в глубины черные за вкусными припасами на стол свадебный да за гостями почетными. А вы столы-отмели готовьте, скатертями-перекатами накрывайте да нас поджидайте. – И уплыли.

Плыли-плыли три друга-осетра и доплыли до моря Хвалынского. Месяц по морю ныряли. Полные торбы всякой снеди насобирали.Богатых гостинцев и подарков приготовили: жемчуга всякие, ожерелья коралловые, нахвостники янтарные, на плавнички камушки бирюзовые. Гостей стали созывать.

Долго ждали женихов стерлядки. Скучали одни. … А на ту пору щуки появились. Безобразничают. Напали на сестер. Пасти зубастые разевают – сейчас проглотят. Мечутся по дну стерлядки, на поверхность выпрыгивают, осетров на помощь зовут. А женихи далеко уплыли. Не слышат. Совсем выдохлись рыбки красные, а в зубы щукам не даются. Прижали их хищники к берегу – стерлядкам деваться некуда. Собрали они последние силы – и выскочили из воды. Гордые были. Упали на песок и в камни превратились. Потом люди долгие годы видели три камня, похожие на стерлядок, на берегу волжском. Лежат себе треугольным крестом. А люди в память о верных стерлядках легенды сложили и на гербе изобразили. Тех камней уж нет давно. Берег в бетон оделся. А три стерлядки на саратовском гербе так и красуются.

СКАЗКА О СОКОЛОВОЙ ГОРЕ

Давным-давно на вершине горы рос могучий дуб. Зеленым богатырем высился он над Волгой. А на самой верхушке дуба свили себе гнездо соколы-сапсаны – широкогрудые острокрылые птицы-великаны.

На месте нынешнего Саратова стояло тогда три домика деревянных да лабаз заезжих купцов. Рыбачили, приторговывали помаленьку первые жители. Места богатые. Все больше семей оставалось здесь жить.

И вот резвятся как-то дети на берегу.

— Играем, играем! – закричали остальные.

И мальчик принес угольки из печки. Старый дедушка спал на завалинке и ничего не слышал.

Начали ребятишки угольки с места на место палочками перекидывать. Искрятся угольки. Дымные струйки за ними вьются. Интересно и весело! А женщины на берегу мужей встречают с рыбалки, не видят, что дети огнем забавляются, на дедушку надеются.

Вдруг один уголек упал на домотканую рубашку годовалой Аленушки. Вспыхнуло платьице. Крик. Гам. Испугались малыши. Взрослые с берега услыхали. Обернулись, но не успеть. Только сдавленный стон материнский в волнах захлебнулся.

Неожиданно из-за облаков камнем упал сокол. Схватил горящую девочку. Поднял ее в воздух. Тяжело махая мощными крыльями, понесся к Волге. Он осторожно окунул ее в воду и, срывая крылами пену с волн, устремился с девочкой к людям. Опустил ребенка возле матери и взвился в небо.

И вдруг все увидели, что сокол горит. Шлейф дыма тянется за сильной птицей. Видно огонь переметнулся на перья. Жалость и ужас охватили всех. А сапсан, объятый пламенем, полетел к горе. И все увидели, как он упал огненным клубком в свое гнездо.

Всю ночь полыхал дуб на горе. Лишь печальный треск огнища да женский плач разносились над Волгой.

…Люди в память об отважной птице назвали гору возле Саратова Соколовой.

СКАЗКА О ЗЕЛЕНОМ ОСТРОВЕ

Давно это было. Так давно, что даже солнышко запамятовало, даже песок на волжских берегах не помнит. Только молва народная и хранит память старины. Поди, разбери сейчас, где правда, где выдумка.

Жили-были на Зеленом острове дед да баба. Долго они по свету бродили, пока здесь осели. Избу справили. Скотину завели. Дед рыбу ловит да траву косит. А бабка все по дому хозяйничает. Справно жили, мирно, в труде. Но вот беда – детей нет.

Раз сидят они у печки греются. Дед хмурый, горшки лепит,а бабка за пряжей слезы льет:

— Поймал бы ты дед чебака да плотвичку. Высушила бы я их на теплом солнышке. Нарядила б их, нежила. В красный угол посадила бы. Были б нам за сына и дочку.

— Да, бабка, хорошо при Волге жить, а при детях лучше.

Пошел старик и поймал жене двух рыбешек. Высушила она их, вырядила. Сидят в красном углу и молчат. Целый год молчали.А однажды поутру кА закричат:

— Вставайте, дед и баба! Вставайте, лежебоки!

Вскочили с печки старички. Испугались. Ничего не поймут.

— Мы! Чеба и Плотя! Есть хотим! Есть хотим!

Обрадовались поначалу старики. Суетятся. Не одиноки теперь. Да радость короткая была.

Каждый знает, если рыбу на хвостик поставить, нос у нее всегда кверху будет. Так и у Плоти с Чебой – высокомерия хоть отбавляй. Бились, бились старик со старухой, не хотят слушаться рыбки.Знай себе говорят:

— Мы сами с усами. Хватит нас тыркать. Каша вон сегодня не масляна была. А туда же учить.

Заприметили детишки-рыбишки, что все им с рук сходит, так и здороваться перестали.

— А что с вами здороваться? Не баре. Обойдетесь. Вон в щах намедни мясцу совсем с гулькин нос. А туда же приветствуй их. Еще чего!

А на зеленом острове благодать. И пляжи пуховые, и лес кудряв, и ветерочек ласковый. Лежи, загорай. Гуляй развлекайся. Живи не утруждайся.

— Помираем мы. Все вам оставляем. Живите дружно. Нос к земле опустите.

— Фу! Больно надо! Надоели ваши нравоучения. Все учат, учат!

Хлоп дверью и – на берег забавляться.

Вскоре поели все припасы. Все кладовки подчистили. Все сжевали. От голода еле плавниками шевелили. Старика со старухой вспоминали…

А на острове и сейчас все больше чебак да плотва ловятся. Тоже, видно, кому-то в пасынки просятся. На чьей-то шее посидеть хотят. Да только почему-то чебы и плоти все больше в уху попадают.

СКАЗКА О КУМЫСНОЙ ПОЛЯНЕ

В желтой пустыне за Каспием, среди зыбучих песков и колючих кустов жил Черный ветер. Жестокий и злобный, он копил свою губительную силу до поры до времени. Тайком вырывался он раз в пять лет в приволжские степи и жег все на своем пути. И вот однажды он заспался. Лет пятнадцать он дремал в старых заброшенных колодцах Каракумов. А когда проснулся, то рассвирепел необычайно. Диким неистовым зверем набросился он на житницы и дубравы. Жег и драл из несчастной земли все с корнем. И крушил, крушил, крушил. Хохотал, свистал в голых ветвях. Плясал, обезумевший на пожарищах. Разгуливал на мертвых полях. Злой, бессердечный суховей.

— Я самый сильный! Я властелин! Я! Я! У-ха-ха-ха!

В тот давний год, когда в Саратове было уже три улочки и лавчонка, а у крохотного причала останавливались купеческие баржи, плывущие вниз по Волге, налетел Черный злодей. Сметал он деревянные домики, рвал рыболовные снасти, топил лодки, уносил с корнями молодые всходы ржи. Все леса по холмам пожухли, все огороды засохли. Голод подкрадывался к людям.

Читайте также:  Рассказ про кошку 5 класс по немецкому языку

Воды в Волге стало совсем мало. Ушла рыба. Пустыми возвращались сети. Только раки попадались иногда. Но и они вскоре исчезли. Мор пошел среди людей…

Трое мальчишек пошли в дубняк на холмы. Луки с собой прихватили, силки. Вдруг что подстрелить или поймать удастся. Уж больно есть хочется.

Еле дотащились до леса. В гору особенно трудно подниматься было. Ходили-бродили по рощам, ничего не нашли. Пустой лес. Неживой. Вдруг видят – на поляне табун лошадей.

— Смотрите, смотрите, кони! Побежим скорее! – закричали ребятишки. Но от слабости они еле-еле волочили ноги, пока совсем не упали.

Животные сначала испугались.

— Осторожно! Люди! Берегитесь! – проржал старый гнедой.

— Да что их бояться? – возразила умная бабушка с седою гривой до земли. – Им нужно помочь. Они упали от голода. Эй, каурые! – обратилась она к молодым кобылицам. – Подойдите к двуногим жеребятам и напоите их.

Мальчики увидели, кА две лошади отделились от табуна и поскакали к ним.

Кобылицы били землю копытами, поворачивали огромные добрые глаза на мальцов и разговаривали между собой.

— Пусть едят. Жалко их…

Да, очень они слабенькие. Им жить надо. Нашим жеребятам тоже молока хватит.

Накормили лошади ребят. Прибежали те в городок и взрослым все рассказали. А никто не верит. Не верят и все! А потом пригляделись, а ребята-то сытые. Вон как угорелые носятся. Видно, все, правда!

Утром все пошли в горы. Даже грудных детей с собой взяли. Прихватили туески и бадейки. Вдруг удастся молока добыть.

На той же поляне паслись гордые красавицы, с задорными рыжими жеребятами. Люди замерли, боясь спугнуть животных. Но те не убегали и как будто ждали гостей. Женщины осторожно подошли к кобылицам, и те дали себя подоить. А в это время ребятишки и мужики рвали охапками желтую траву и подкармливали и гладили дрожавших слегка лошадей.

Вот так пришло спасение. Много дней ходили люди на поляну за живительным молоком, делали из него кумыс. Все пили кумыс и хвалили добрых, степных лошадей. Никто больше не голодал. И дети не

умирали. И матери не плакали…

Потом пошли дожди. Ожило все. Зазеленело. Табун умчался в вольные степи. А люди назвали поляну Кумысной. И сейчас так зовут. И это самое красивое место вблизи Саратова.

А Черный ветер и сейчас иногда залетает в Поволжье. Но научились люди бороться с ним и перестали бояться суховея.

А у вас есть что-нибудь подобное о вашем городе или крае? Хотелось бы познакомиться.

Мы с детьми сделали панно к этим сказкам

Ох, уж эти покрышки! Ох, уж эти покрышки! Предлагаю вашему вниманию новую работу наших мастеров из Саратова: «Черепаха» http://www.maam.ru/users/Nikila12111958.

Ранний возраст. Небольшие презентации для детей. Предлагаю презентации для детей раннего возраста. В мою пед. копилку они попали после прохождения курсов повышения квалификации в АППО (.

Источник

Городские легенды: мертвые дети в Саратове

Саратов — живописный город на берегу Волги, где, как известно, выращивают арбузы. Несмотря на кажущуюся безмятежность, его старинные особняки и парки таят немало жутковатых преданий, в том числе и связанных со смертью детей. И, конечно, тут не обходится без привычных историй о призраках, которые никак не могут покинуть «насиженные» места.

Например, странные вещи происходят в здании Музея Радищева по адресу улица Радищева, 39, построенном в 1885 году. Посетители музея иногда во время экскурсий слышат у себя за спиной чьи-то шаги и дыхание, а некоторые рассказывают и о «бродящих» по залам призрачных человеческих силуэтах… Говорят, это призрак бывшего музейного охранника, одинокого мужчины, почти все время проводившего на работе, который продолжает «ходить на службу» и после смерти.

Кое-кто также жалуется, что во время просмотра картин у них кружится голова. Правда, музейный персонал ничего необычного здесь не замечал. Может быть, «хозяев» привидения не беспокоят?

На пересечении улиц Советской и Радищева (Советская, 5) стоит старый трехэтажный дом с колоннами и кариатидами, известный в городе как особняк Яхимовича. Здание построено в начале прошлого столетия, первым его владельцем являлся инженер Вячеслав Яхимович. При его постройке впервые в Саратове были применены разработанные Яхимовичем системы отопления и вентиляции, встроенные в пол и стены.

Сегодня здание признано аварийным и расселено. Тем не менее, обитатели соседних домов не раз слышали доносящийся оттуда детский плач и видели вьющуюся зеленую дымку. А однажды кто-то даже видел возле здания привидение молодой девушки… Как-то дом обследовали специалисты научно-исследовательского объединения «Интеграл-Космопоиск» и обнаружили там мощную геопатогенную зону.

По словам местного экстрасенса Виктории, когда-то в одной из квартир дома Яхимовича жила молодая семья с ребенком. Глава семейства погиб, отравившись бытовым газом, а его жена с маленькой дочкой вскоре умерли от тяжелой болезни… Именно их фантомы и беспокоят соседей.

Между Соборной площадью и улицами Радищева и Волжской расположен центральный городской парк «Липки». Хотя ночью туда не пускают посетителей, ходят упорные слухи о том, что из глубины аллей в темноте порой доносятся какие-то зловещие звуки и возникают загадочные свечения. Согласно легенде, в парке обитает фантом садовника, когда-то здесь работавшего. Он так привязался к месту, что и после кончины не смог его оставить…

Также тут встречается фантом молодого человека с заплаканным лицом. Говорят, он был убит неподалеку от парка в 90-х годах ХХ века — не поделил с соперником любимую девушку. И теперь его душа никак не может успокоиться…

Еще один аномальный парк находится на углу улиц Московская и Соляная. Его называют Парк «Первой учительницы». Разбит он был на месте Спасо-Преображенской церкви. Храм и кладбище при нем уничтожили в 30-х годах прошлого столетия. Хотя парк довольно популярен у горожан как место прогулок, у него слава «нехорошего» места. Там будто бы время от времени появляется странный туман. Кроме того, посетители парка ощущают на себе чей-то взгляд, от которого идет мороз по коже…

Над лесопарком «Кумысная поляна» неоднократно наблюдали неопознанные летающие объекты. Кроме того, там есть целый участок деревьев, стволы у которых выжжены молниями. Водятся тут и духи: как-то саратовец Павел Палаев фотографировал местный пейзаж и запечатлел на кадрах силуэт призрачного незнакомца…

На южном склоне Соколовой горы во время войны располагался один из многочисленных бункеров, предназначенных для Сталина и представителей высшего эшелона власти. Железобетонное сооружение площадью около

10 тысяч квадратных метров было сдано в эксплуатацию в 1942 году, но никогда не использовалось по назначению. После войны бункер засыпали землей. По одной из легенд, внутри устроили винный погреб, где стояли бутылки с коллекционным коньяком для вождя… Однажды несколько смельчаков попытались добраться до него, и одного из них насмерть засыпало землей. Рассказывают, что в подземелье до сих пор бродит его неупокоенный дух. Хотя кто его видел?

На окраине поселка Юбилейный лежит Монаший пруд. Когда-то на берегу пруда стоял монастырь, и если монахине случалось согрешить и произвести на свет младенца, то новорожденного, чтобы покрыть грех, топили в пруду… Теперь в районе пруда можно увидеть призраки убиенных младенцев. По крайней мере, так уверяют местные жители.

На Зеленом острове людям являются хрономиражи, картинки из прошлого и будущего. Местные рыбаки не раз наблюдали здесь фантомы старинных пароходов, которые держались несколько секунд, а затем исчезали. А еще на острове возникают призраки деревьев. Видимо, тех, что когда-то здесь росли…

Читайте также:  Сказки птицы гамаюн светлана бойко

Источник

Что таит в себе наш город?

Саратов является городом, который в свое время воспевался известными поэтами, а его живописные места находили свое отражение на полотнах выдающихся художников. А еще это родина Олега Табакова, Александра Михайлова, Евгения Миронова.

Не любить этот город нельзя, ведь он таит в себе много интересного, вокруг него ходят легенды, а жуткие истории о призраках до сих пор будоражат умы местных жителей.

Самые интересные легенды Саратова

В здании, где расположился музей Радищева, построенный в 1885 году, творятся поистине удивительные вещи. Во время экскурсии посетители слышат шаги, неспешное дыхание кого-то. Есть и те, кто рассказывает о призраках разных эпох, бродящих в стенах здания. Ходит и такая легенда, что здесь обитает фантом музейного охранника, который и после смерти продолжает ходить на работу. Есть и те посетители, которые жалуются, что во время просмотра экспонатов у них начинает кружиться голова.

На улицах Радищева и Советской возведен старый дом из 3 этажей. Он имеет грациозные колонны, величественные кариатиды. Местным жителям знаком этот дом, который является особняком Яхимовича. Удивительное строение возвели в прошлом столетии. Самый первый владелец – это Вячеслав Яхимович, который работал инженером. Сейчас здание относится к аварийным. Но обитатели домов неподалеку слышат детский плач, а также зеленую дымку. Кто-то заметил и призрак девушки. Дом решили обследовать специалисты, после чего обнаружили геопатогенную зону. В квартире Яхимовича проживала молодая семья. Муж погиб, а жена с ребенком вскоре умерли, перенеся тяжелое заболевание.


В парке «Липки», что на пересечении Волжской и Радищева, ходят слухи, что в вечернее время с аллей доносятся душераздирающие звуки, заметно свечение. По легенде, здесь находится дух садовника, который работал здесь когда-то. Привязавшись к ней, он не оставил этого места и по сей день.
Чуть дальше люди встречают молодого человека, лицо которого заплакано. Ходят разговоры, что его убили в 90-х годах при выяснении отношении с соперником. До сих пор душа не в силах успокоиться.
В Саратове есть и еще один парк, в котором происходят аномальные явления. Название «Первой учительницы», находится у Спасо-Преображенской церкви. Кладбище уничтожили в 30-х годах. Но даже учитывая то, что парк считается крайне популярным местом прогулок, он носит название «нехорошего». Иногда жители видят удивительный туман, а потом они ощущают взгляд незнакомца – от него становится жутко.


Над «Кумысной поляной» часто встречают НЛО. В доказательство тому деревья, на которых выжжена молния. Здесь встречаются и духи. Однажды саратовец даже запечатлел на кадре фантом незнакомца.

На Соколовой горе в 1942 году был бункер, который предназначался для Сталина, а также привилегированных лиц. Но по назначению он не применялся, а далее и вовсе засыпали землей. Легенда гласит, что в бункере есть винный погреб. В нем находилось коллекционное вино. Как-то до него пытались добраться смельчаки, которых засыпало землей. Говорят, что там и сейчас бродит дух.

В поселке Юбилейный расположился Монаший пруд. В свое время здесь находился монастырь. Если монахиня согрешила и произвела младенца, то его топили здесь, чтобы спрятать грех. Так здесь видят призраки убитых младенцев.
Не обходят стороной и Зеленый остров, на котором появляются картинки из прошлого, хрономиражи. Очень часто рыбаки лицезрели призраки старинных пароходов, которые держались на воде пару секунд, после чего вновь исчезали. Часто появляются призраки зеленых деревьев.
Саратов – удивительный город, в котором пересекаются яркий колорит и тайны прошлой жизни.

Источник

Легенды Саратовской области

Еще легенды про Саратов можно посмотреть здесь: Неизвестные легенды Саратова

Парад легенд Саратовской земли открывает забытое предание о зарождении здесь древнейшей религии единобожия (Зороастризма) около 10 тысяч лет тому назад. Ранние главы священной книги вендов «Авеста» были сложены самим Зороастром (Заратуштрой), по представлениям современных учёных (М. Бойс, Англия), в Заволжской степи. Наблюдения за древней топонимикой Саратовской области позволяют уверенно полагать, что Заратуштра, предтеча Православия, был связан по жизни с районом земли, получившем название – край Саратов, ныне Саратовская область. Имя города, имя великого мудреца совпадают в своей основной, содержательной части – САРАТов и З(С)АРАТуштра. Слово «САРАТ», в переводе с праславянского означает – «У КОЛЕСА (солнца)». Было и несколько другое толкование, более земное, — «У КОЛЕСА (колесницы), т.е. «КОЛЕСНИЧИЙ». Это должно свидетельствовать о существовании на Саратовской земле колесничего дела, мирного и боевого, много веков тому назад.

Легендарным городом, известным ещё со скифского (сколотского) времени на Саратовской земле, или точнее на земле современного города Саратова, является УВЕК (более древняя форма названия — УКЕК). На языке праславян или скифов это слово означает – «КОНЬ». Данные учёных говорят, что приручение коня человеком имело место в Саратовском Поволжье, около семи тысячелетий тому назад. Это было поистине одним из важнейших достижений в культуре Старого света и Мира, т.к. открыло возможности покорения и освоения земных пространств, вызвало к жизни множество ремёсел, и, вследствие этого, — целого ряда искусств. Темп жизни на земле резко изменился, народы мира стали ближе друг к другу. До сих пор в русском языке слово «УК» означает специально «обученный, прирученный». Живёт это слово и в слове всем нам более знакомом – «ВНУК», которое передаёт освещенную веками традицию обучения через поколения, — от деда к внуку. Город Укек был одним из славнейших городов старого света, и его история смыкается с историей современного города Саратова. Укек известен как золотоордынский город, погибший по неизвестной причине. Городище Укек (Увек), занимающее по площади пространство близкое к размерам исторического центра современного города Саратова, до сих пор системно не исследовано. На Увеке находился древний православный монастырь (у начала собственно реки Увек). По преданию он существовал во времена Золотой Орды. При нем было кладбище (погост), на котором хоронили всех преставившихся православных людей в Орде. Всех умерших ордынцев на Руси хоронили тогда же в Суздале. Таким образом, можно говорить об определенной связи и сопоставимости в древности двух городов – Увека и Суздаля, как неких духовных центров.

Саратовская область занимает особое положение в истории и географии Пугачевского восстания. В Мечетной слободе (позднее город Николаевск, ныне Пугачев) Е.И. Пугачев впервые принял на себя имя царя Петра 111, что и послужило началом возмущения и восстания народа. На территории Саратовского края восстание принимало форму народной войны, отмеченной сражениями с регулярной армией, захватом городов. Со стороны правительства в этих событиях участвовали такие, например, выдающиеся деятели как: А. В. Суворов, Г.Р. Державин, И.И. Михельсон. На Саратовской земле, в Заволжье, был и схвачен руководитель восстания Е.И. Пугачев (село Алтата, Дергачевского района), что и явилось концом Народной войны.

На чистейшей речке с названием Лох, что означает – пропасть и пропащее место, стоит одноименное село. Рядом с ним находятся два достопримечательных места, по народной молве и литературным рассказам связанные со временем Ивана 4 Грозного. Кудеярова Гора и Кудеярова пещера зовутся так в память о знаменитом разбойнике, атамане. Пещера, в которой ведёт вход через древнюю железную дверь, закрыта для посещений с тех давних времён. Словно какой-то запрет лежит на этой пещере, и никто не смеет проникнуть в её тайну. По народному преданию, Кудеяр был разбойным царём, и стал он им по неволе, — ведь во главе Русского царства мог находиться только один человек, — Иван Грозный. Ему же приходился Кудеяр братом-близнецом. По легенде запечатал себя Кудеяр в пещере, после громких разбойных походов, до условного часа. Когда над горой да над пещерой встанут две радуги, выйдет на свет Кудеяр и будет править Русским царством, по справедливости да по милости.

Читайте также:  Рассказ после бала повествует о чем

В названии Соколовой Горы, что главенствует над старинной частью города Саратова, сохраняется память о далёком скифском или сколотском прошлом нашего города. Гора была посвящена Небу или Колу и всем его чудесным жителям и правителям, защитникам Русской земли. Гнездились на Горе и небесные гордые птицы, — соколы, предупреждавшие о нападении врагов. Бились соколы на землю Русскую, выбивая из седла всякого охотника, до не своего добра, хищного да жадного, бессовестного, безобразного по своим замыслам и делам. Держали стражу на Соколовой Горе воины-колобоки. Дружина соколов и колобоков зорко стерегла родные просторы. Днём над дружиной по небу-Колу ходил Колобок-солнце, а с вечерней зари до утренней на Горе Соколовой зажигался Колобог-огонь. На закате да на рассвете дружина вкушала священный круглый хлеб-Колобок, который давал ей всё новые силы. Пока стоит на Горе Соколовой дружина соколиная, — стоять твёрдо и всей земле Русской.

За толстым-претолстым угловым столбом Кукольного театра «Теремок», в Саратове прячется весёлая и беззаботная деревянная кукла. Ростом она – с маленького гимназиста, а видом – мальчишка с длинным деревянным носом. Придумал деревянного сорванца, ещё будучи в младших классах Саратовской гимназии, будущий знаменитый русский писатель Алексей Николаевич Толстой. Иногда можно видеть, как прогуливаются вместе по бывшему гимназическому саду, от зданий бывшей гимназии (ул. Некрасова, № 17) до Кукольного театра гимназист Алёша и создание его фантазии – мальчишка со славным именем Буратино. Если вам повезёт, вы услышите, какие замечательные истории, с приключениями и превращениями, рассказывают они друг другу. Если увидите там саратовского писателя или критика, то это означает, что они по записанному со слов двух мальчишек сочиняют. Из сочинённого выйдет в свет не одна книга, не дона заметка в саратовских газетах. А что не выйдет, то обязательно опустится со временем белым снегом на головы этих самых писателей или критиков. Сочинённое ими когда-то будет шепотом переговариваться, а иногда тихонечко напевать автору весёлую песенку о саратовском гимназисте и его разудалом деревянном друге.

Со времён очень давних, когда былины были вещими, волшебными птицами, сохранятся на нашей земле память о подвигах одного из великих богатырей Руси, — Алёше-Поповиче. Освободил богатырь из полона на реке Саратовке (а ещё называлась эта река Ураславой, то есть Русской) свою родную сестрицу. Это место и по сей час отмечено песней жаворонка, песней соловья, песней русского человека. Приходите, люди добрые, на берег реки Саратовки, разворачивайте меха гармошки Саратовской. Колокольцами берега пробудятся, песнями русскими да заслушаются. Пролетит по небу на коне богатырь, на белым коне в серых яблоках. А в седле, перед ним, — душа-девица, дочь крестьянская. От зари да зари белый свет стоит, от зари до зари звёздная ночь кружит. И всегда-то вместе в памяти былинной на берегу реки Саратовские милые брат и сестра. Не бывать более поруганию — полону вражьему, не кончаться на нашей земле песням славным.

Саратовскую степь во времена ордынские, половецкие просвещенные люди называли весьма поэтично – «Страна яблонь». Здесь, в степи, существовали яблоневые леса, пережившие тысячелетия, но упавшие под «железной пятой» капиталистического прогресса. Яблоневый Сырт, то есть речной водораздел, — вечный памятник древней культуре замечательного плодового дерева и одновременно не менее древний, оставивший глубочайший след в жизни нашего народа и культуре Апполона-Даждия-бога.

По яблоневому Сырту в 1833 году совершил свое путешествие-исследование А.С. Пушкин. По следам возмущения, получившего название Пугачевского бунта, великому поэту, ставшему историческим, оставалось тогда побывать на землях, где началось и закончилось это потрясение основ русской жизни конца 18 века. Неслучайно целая глава «Истории Пугачевского бунта» А.С. Пушкина отведена саратовским материалам. Как очевидец, Пушкин сообщает, что Соколовая гора господствует над городом Саратовом.

Район Саратова можно считать своеобразным мостиком между южной флорой Кавказа, Крыма и Средней Азии. Так, на Увеке каким-то образом сохранились поросли розмарина. Не менее разнообразной была и фауна Саратовской степи.

В Саратовской степи обитал лесной люд – угрофинны, к которым относился таинственный народ буртасы. Где-то рядом с современным Саратовом была их столица – Буртас. Другим угрофинским народом, жившим рядом с ними, была мордва. До середины 20 века на картах Саратова указывалась река Мордова. Сейчас она нам известна под именем Елшанка. Южнее Саратова есть село мордово, которое считается местом существования одного из древнейших городов России.

Говоря о городских древностях в Саратовской степи, невозможно не отметить факта размещения в ней коронных земель Золотой Орды, государства, оставившего огромный след в истории Старого света и России.

Непосредственно на территории современного Саратова (южная окраина) расположено городище (остатки древнего города) Увека, одного из лучших городов Орды. История этого городища малоутешительна, глубоких археологических исследований на нем никогда не проводилось. Существование Увека уверенно относят к 13 столетию. Последние сообщения о нем относятся к 1586 году, за четыре года до основания чисто русского Саратова. В то время город был центром одноименного княжества. Тогда местное войско с московским гарнизоном разбили на земле Увека крупный военный отряд крымских татар, вторгшийся для грабежа и разбоя богатейших рыбных ловель. Таким образом, по времени практически смыкается история Увека и Саратова, и несостоятельной выглядит идея о ранней гибели Увека в конце 14 столетия (поход Тамерлана, 1395 г)

В начале 17 века, перед появлением у берегов волги многочисленного народа (калмыки), пришедшего и Монголии, район молодого города Саратова был в самой гуще бытования башкиров. После прихода калмыков башкиры в подавляющем большинстве ушли к Южному Уралу, а ногайские татары оказались на Северном Кавказе. Сам Саратов сделался на многие годы центром Калмыкского края. После отхода калмыков, в места их нынешнего обитания, ближайшая к городу Саратову степь стала развиваться хозяйственно, культурно, как часть традиционно русского государства.

По свидетельству писателя Г.В. Геракова, в это время Саратов уже выгодно отличался других губернских городов.

После крестьянской реформы Саратовская степь вышла на дорогу капиталистического развития (торговля, железнодорожный транспорт, издательское дело, производство цемента). К началу революции 1917 года и Гражданской войны, Саратов стал одним из культурных центров России. Университет, другие вузы, значительный уровень среднего образования, практически полная грамотность, художественный музей, консерватория, саратовские театры по своей режиссуре, уровню исполнительского искусства (драма, опера) вошли в ряд лучших. А саратовская художественная школа (начало XX века) стала фактором мирового искусства. (В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. кузнецов, А.Т. Матвеев, П.К. Петров-Водкин)

О важности Саратова в первый период Великой Отечественной войны красноречиво говорит план немецко-фашистской армии – захватить город уже в начале августа 1941 года. Сразу же после Победы в 1945 году американская армия всерьез планировала уничтожение Саратова (сбрасывание атомной бомбы), причем в списке приговоренных советских городов Саратов был седьмым по счету, впереди Ленинграда- второго города страны.

В последующие десятилетия Саратов по своей инфраструктуре был отнесен к городам столичного типа. Саратовская степь становится близкой к Космосу (полеты Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова). Саратов же стал «электронной» столицей Советского Союза, а Саратовская область – мощным полем мелиорации сельского хозяйства.

Источник

Познавательное и интересное