Кузбасс живописный: село Беково и экомузей «Чолкой»
Новый материал рубрики «Кузбасс живописный» мы посвятили малому народу нашей области – телеутам. И, конечно, также историко-этнографическому музею «Чолкой» в селе Беково Беловского района, где и находится главный центр телеутской культуры. Рассказываем, в чём уникальность музея, а также об обрядах и верованиях малого народа.
Легенды телеутов
Прежде чем знакомиться с музеем, на наш взгляд, нужно познакомиться с народом, которому «Чолкой» посвящён. Легенд у телеутов довольно много, одна из них связана с происхождением народа.
Согласно поверью, в древние времена гора Арча считалась центром Алтая и на ней было стойбище Духа Алтая (хозяина всех горных вершин) и его жены, богини природы Умай. У них было шесть дочерей и два сына. Жила семья дружно, но Злой Дух Земли Дьер Дютпа прознал, что сыновья Хозяина Алтая положат конец всему злому и чёрному на Земле, поэтому решил расправиться с детьми.
Но Хозяин Алтая спрятал души своих любимых сыновей Тода и Кыпа в каменных глыбах на востоке, а четырех старших дочерей превратил в каменные изваяния на западе. Двух младших спасла Умай: она превратилась в реку Катунь, а дочки – в притоки этой реки. Так вот, считается, что телеуты ведут свой род от одной из старших дочерей – Теле-уут.
Есть еще одна легенда, посвящённая князю Шуну, которая рассказывает как телеуты появились в Кузбассе. Согласно ей, жители местного улуса помогли князю переправиться через реку Иня. Тогда он предсказал, что телеутская община здесь будет процветать и оказался прав: некогда кочевой народ «прижился» на территории Кузбасса – сейчас в Кемеровской области проживает чуть более двух тысяч человек.
Музей «Чолкой»
Экспозиции историко-этнографического музея «Чолкой» рассказывают туристам о повседневной жизни, обрядах и верованиях телеутов.
В начале 90-х годов ХХ века мини-музей телеутов расположился в бесхозной комнате в ДК. Директором был назначен председатель Бековского сельского совета Владимир Челухоев, который минимально оснастил музей, чтобы в какой-то мере можно было познакомиться с жизнью и бытом народа.
Строительство же музея в современном виде началось в 1998 году. Изначально ремонт проводили своими силами – денег на реконструкцию не было. Помогали директору музея его сыновья Александр и Владимир. Сейчас стационарный музей занимает около 800 квадратных метров — весь второй этаж ДК.
В 2004 года в посёлке началось строительство музея под открытым небом — чтобы наглядно показать посетителям условия жизни кочевого народа и начало оседлой жизни. На площадке стоят традиционные «чадыр», в которых телеуты жили в тёплое время года, «обо» (ритуальное нагромождение камней, украшенное ленточками) и другие бытовые и обрядовые строения, которые убраны внутри по всем правилам.
«Музей рассказывает о нашем народе с древнейших времён до современности. Каждая экспозиция неповторима – она отвечает определённому периоду, по своему устройству, укладу. И всё это можно увидеть, услышать, потрогать. Поэтому к нам и едут люди», — рассказал директор музея «Чолкой».
А едут, как пояснил директор, не только из разных городов и сёл Кузбасса, но и из соседних регионов и других городов России.
«Приезжают часто из Томской, Новосибирской областей, с Алтайского края и других городов, всех не перечислишь. Недавно вот с Екатеринбурга были. Еще с ближнего и дальнего зарубежья приезжают. А приезжают почему? Потому что у нас интересно. У нас не просто экскурсия, когда с указкой прошли по экспозициям, что-то рассказали. У нас театрализованная экскурсия, все гости становятся её участниками», — продолжил Владимир Челухоев.
Минимальное время, которое занимает экскурсия – два часа. Но чаще, по словам директора, растягивается до трёх. И посетители даже не замечают, как пролетает время.
Чтобы попасть на экскурсию, нужно обязательно заранее записаться по телефону.
«В день мы можем провести две-три экскурсии. Поэтому, чтобы не было хаоса, не было накладок и каждый смог всё посмотреть, нужно обязательно записываться. Запись обычно за 2-3 месяца проводится, по телефону», — поясняет директор.
Музей не стоит на месте: фонд пополняется регулярно. Часто какие-то предметы быта телеутов приносят дети, которые повторно приехали на экскурсии.
«Мы обязательно спрашиваем у родителей, у классного руководителя, действительно ли эту вещь разрешили отдать музею. Если минимум два взрослых подтвердили, тогда принимаем, оформляем. Спрашиваем, где хотели бы разместить и сразу размещаем. Жизнь ведь не стоит на месте и мы тоже, поэтому параллельно с экскурсионной работой и хозяйственной деятельностью не забываем о пополнении фондов. Из последнего – у нас появилась этно-площадка с новым оборудованием, построениями», — продолжил директор.
Мои сказки
Labels
Впервые название «телеут» в русских документах появилось в начале XVII века. Это было связано с тем, что князь родственного телеутам племени еуштинцев Тоян, после разгрома Кучума, поехал в Москву к русскому царю Борису Годунову с челобитной, в которой излагалась просьба о принятии его и его людей в состав Российского государства. В челобитной, датированной 25 марта 1604 года, Тоян не только предлагал в его вотчине построить город на Томи, но и обещал содействие: привести под высокую государеву руку родственных племён таких как татары, киргизы и телеуты.
Согласно приводимому В.В.Радловым телеутского предания в ХVII веке в Кузнецкий округи переселился из Алтая один из телеутских князей в поисках защиты у русских от калмыков. С ним ушла большая часть племени, а меньшая часть осталась на р.Найме. В 1609 г. в Томское телеуты в лице князя Абака шертовали русскому царю. Между Телеутской землицей и Русским государством был заключён первый договор о военно-политическом союзе. Но в XVII в. телеуты не входили в состав Русского государства, они не подчинялись русскому царю и его воеводам. Телеуты установили с русскими военно-политический союз, скреплявшийся клятвой (шертю) телеутских князей, которая не являлась признаком вассальной зависимости их от царя, а была лишь формой договора о союзе, взаимной помощи и о ненападении. На протяжении всего XVII в. телеуты не давали ни ясака, ни аманатов, следовательно, они не были поддаными российской короны.
Русско-телеутские отношения носили противоречивый характер. С одной стороны, телеуты были первыми из алтайских племён, установившими торговые, экономические и политические отношения с русским населением и администрацией Кузнецкого и Томского уездов. Они не только испытывали на себе положительное влияние более передовой культуры русского народа, но приобщали и другие алтайские племена к её достижениям. Уже в начале XVII в.между томской администрацией и телеутской феодально-племенной знатью были установлены торговые, экономические и политические отношения. Первым из телеутских князей, вступивших в такие отношения с русскими, был Абак.
[ По мнению Г.Н.Потанина в имени «Абак» можно видеть кыргизские слова «аб» и «ак», что означает «очень белый». По В.В. Радлову у шорцев есть сеок «аба», а по-алтайски «аба» означает медведь. Этот же сеок имеется и у телеутов. В исторических актах XVII века «инородцы» Кузнецкого уезда именовались все абинцами. Острог, а потом и город назывался местным населением Аба-тура. Название «Аба» носит и речка. Слово «аба» входит в состав древнего названия города Абакан.]
В то же время на протяжении всего XVII в.шла борьба между телеутскими князьями и русскими воеводами за ясак, ясачных людей, угодья, приводившая иногда и к военным стычкам.
Постоянные набеги кочевников наносили огромный ущерб хозяйству русского населения в Кузнецком и Томском уездах. Кроме того, они представляли реальную угрозу истребления малочисленных народностей южной части Западной Сибири. Устав от длительных, тяжёлых и опустошительных войн против чёрных калмыков, киргизов и русских воевод, начиная с 30-х годов XVII в., небольшие группы телеутов добровольно стали принимать русское подданство. Особенно этот процесс усиливается во второй половине века. Документы утверждают, что между 1658 и 1665 годами значительная часть телеутов добровольно переселилась в Кузнцкий и Томский уезды, создав две кочевые колонии, приняв российское подданство. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1658 году телеутские князья Кока и Мачик отправили в Москву своих послов.
Источник: Кацюба Д.В. «Этнография и школа (очерки духовной культуры телеутов)»
КАК ПОЯВИЛИСЬ ТЕЛЕУТЫ В 20 километрах от Белокурихи стоит гора Аарча (можжевеловая). В стародавние времена она считалась центром Алтая. Люди верили, что именно здесь было стойбище Хозяина горных вершин – Духа Алтая и его жены – Богини Природы Умай. Вот какая сказка сохранилась о том, как появились телеуты.
У духа Алтая и его жены – Богини Природы Умай было шесть дочерей и двое сыновей. Крепкая и дружная это была семья. Духи всех горных вершин, которыми управлял Хозяин Алтая, не раз благодарили своего главного бога Ульгеня за доброго и мудрого наставника.
Телеуты — шаманизм, сила цвета и гигантские пельмени
Телеуты ведут историю от племени хуннов, с древности населявшего земли к востоку от Енисея. Смешение традиционных верований, бурханизма и шаманизма, сплав жизненного уклада тюрков, алтайцев, русских, северных народов породили аутентичную и самобытную национальную культуру. В жизни телеутов органично сочетаются охраняющие дом идолы и совпадающий с Троицей весенний праздник «Сомо». А традиционным телеутским блюдом неожиданно стали гигантские пельмени в форме полумесяца с начинкой из конины или баранины.
Где живут, численность
Численность телеутов в России, по переписи 2010 г., составляет 2643 человека. Большая часть представителей народности компактно проживает на юге Кемеровской области — 2520 человек. Небольшие телеутские диаспоры обитают в Республике Алтай.
В период расцвета народ занимал обширные территории, кочуя по обеим сторонам Оби, Верхнего Приобья, Иртыша, предгорий Алтая. С приходом русских и распадом централизованной Телецкой землицы телеутов вытеснили в район современного места расселения и Джунгарию. В Китае народ рассеялся и полностью ассимилировался с местным населением.
История
Название и история телеутов идет от этнонима «теле», связанного с древним сибирским народом динлинов, ведущим происхождение от хуннов. Первые упоминания теле относятся к началу новой эры: народ взаимодействовал с китайскими, ираноязычными, тюркскими племенами. В XIII столетии попал под влияние монголов, после вошел в состав Ойратского ханства.
К XVII веку сложилась так называемая Телеутская землица в юго-западных районах Сибири, которую контролировал кочевой телеутский народ. На протяжении столетия регион выступал в качестве буферной зоны между Российский государством и Джунгарским ханством.
Телеутская феодальная верхушка умудрялась лавировать между сильными соседями, отстаивая собственные интересы. Народ продолжал вести традиционный образ жизни, усиливал влияние за счет захвата соседских племен, члены которых становились рабами. Распад Джунгарского ханства положил конец Телеутской землице: народ рассеялся, откочевав в Джунгарию и регионы сегодняшнего расселения.
Внешность
Антропологически телеуты относятся к монголоидной расе, центрально-азиатскому типу, характеризующемуся смешением признаков различных групп монголов. Наряду с типичными монголоидными признаками, народ имеет более европеизированную внешность, по сравнению с другими народами азиатской ветви. В начале XVII столетия в русских источниках упоминаются белые и черные калмыки: черными называли соседних ойратов, белыми — телеутов за более светлый оттенок кожи.
К характерным особенностям внешности народа относят:
Интерес представляет традиционная телеутская прическа. Мужчины брили головы наголо, оставляя прядь волос на темени, заплетавшуюся в косу. Девушки носили 3 косы и более, декорированные каури и накосниками: число кос обязательно было нечетным. Замужние носили две косы: во время свадебного ритуала невесте меняли прическу, прятали волосы под костюм. Традиционно женщины покрывали голову конической шапкой с кисточкой, по низу отороченной мехом горностая или соболя.
Одежда
Традиционная женская повседневная одежда — шаровары и туникообразное платье кунек с клинообразными вставками. Наряд отличался широкими рукавами, сужающимися к запястью, невысоким воротником-стойкой с декоративной отделкой, поясом из искусно выделанной ткани.
Наряд имел сакральное значение: призван был защищать девушку от злых духов, сохранять и усиливать способность к деторождению. Элементы, открывающие непокрытую кожу — ворот, кромки рукавов, низ платья — с изнанки обшивали красной тканью. Красные оттенки связывались с благодатью, ассоциировались со способностью к деторождению, с началом новой жизни.
Свадебный наряд шили полностью из красной материи, «опасные» зоны с изнанки обшивали синими лентами, символизировавшими верхнее небо, населенное верховными богами. Синей была и кисть на традиционной шапке для торжеств, называвшейся киш порук.
Сакральное значение имели серебро, золото, ткани схожих оттенков. Телеуты верили, что богиня-мать, покровительница женщин Маг-ана для защиты детей использует золотой лук, красоту ей придают серебряные волосы. Верховный бог Бай Ульген, по поверьям народа, обитал на вершине золотой горы, восседая на золотом троне в золотом дворце. Воротник женского платья расшивали серебряными и золотыми нитями, украшали металлическими бляшками ацча (также акча).
Наряды украшали нагрудниками, скроенными из двух соединенных частей, символизировавших женское и мужское начало. Нагрудники делали из бересты, обшивали тканью, декорировали бисером, монетами, вышивкой. Широко использовали серебряные серьги, браслеты, накосники с ракушками каури. Считалось, что каури защищают от дурного сглаза, их также клали в колыбель к младенцам.
Жилище
В центре жилища располагался очаг, предназначавшийся для обогрева, имевший сакральное значение, связанное с верованием в духов-покровителей огня. За очагом размещалась специальная подставка дьаныртык. Сверху ставили кайырчак — деревянный ящик, декорированный искусной резьбой. В кайырчаке хранили семейных идолов — хранителей рода в виде деревянных куколок. Телеуты верили в силу энергии: доверяли вырезать лица куклам лишь шаману. Идолов берегли, раз в год устраивали кормления, передавали хранителей из поколения в поколение.
Жизнь
По роду преобладающих традиционных занятий телеуты делились на две группы:
Скотоводы разводили баранов, крупный рогатый скот, в подсобных хозяйствах держали коз, свиней, особую роль отводили коневодству. Каждый род имел собственное тавро, количеством голов стада определялось социальное положение. Телеуты славились как искусные наездники, знали более десяти способов стреноживания, объезжали диких и непокорных лошадей.
Охота составляла основу повседневного рациона в периоды между забоем скота. Добытые шкуры пушных зверей использовались в торговле, для выплаты ясака. Охотились на волков, медведей, косуль, лосей, рысей, горностаев, колонков, соболей, маралов, ласок, диких коз. Важное место занимал промысел дичи, мелких животных: зайцев, барсуков, кротов, хорьков, сусликов, куропаток, тетеревов, уток, глухарей, рябчиков, перепелок.
Подсобную роль играли собирательство, рыболовство. Собирали луковицы сараны, ягоды, орехи, черемшу. Рыбу ловили в реках сетями, острогами, неводами, удочками. С приходом и усилением влияния русских переняли основы земледелия, огородничества, пасечного пчеловодства.
Традиционные ремесла делились на мужские и женские. К числу первых относились обработка дерева, кож, металлов. Телеуты славились искусством плетения из кожаных ремешков арканов, плеток, предметов конской сбруи. Особо в народе почитались кузнецы: как покровители огня и металла фигурировали в мифологии, пользовались уважением соплеменников. Традиционные занятия женщин — пошив одежды, вышивка, создание украшений, мозаичных покрывал, тканей, войлока, шнуров из шелковых, шерстяных нитей.
Религия
У телеутов существовала сложная модель мира, делившегося на 5 «земель»:
Важную роль в жизни телеутов играли шаманы, дар которым передавался по наследству. Традиционные атрибуты шаманов — колотушка, шапка с перьями птиц, шаманский бубен: прикасаться к последнему простые люди не смели.
Общие моления и обряды проходили в священных местах. Одно из них находилось в Шанде на горе Шаанту: считалось, здесь обитают духи предков. Гору называют Звенящей из-за поверья: встав в одну из впадин и загадав желание, можно услышать необычный звон. Он означает, что желание услышано богами и будет исполнено. Услышанный вместо звона гром считался дурным знаком, предупреждающим о бедах.
С приходом христианства многие традиционные обрядовые праздники слились с православными. Один из них — весенний праздник «Сомо», выпадающий на Троицу. Согласно древним верованиям, наиболее почитаемым богам молились вместе с шаманом в березовой роще. После праздника каждая семья приносила к своей изгороди молодую березку, символизировавшую одного из богов: идолов называли сомо. Березы освящал камланием шаман, после к идолам привязывали красные и белые ленты: традиция сохраняется поныне.
Основу рациона телеутов составляла мясо-молочная пища, преимущественно баранина, конина, дичь. Национальное повседневное блюдо — тутмаш: сваренные с овощами в насыщенном бараньем бульоне куски теста. В пищу использовали все части животных: делали кровяные колбасы, начиняли очищенные кишки субпродуктами с резаным луком, чесноком, специями. Из бараньего и конского молока готовили сыр, сметану, варенец, айран, молочную водку аракы.
С XVI столетия распространение получили модернизированные пельмени. В отличие от традиционных русских, телеутские пельмени лепили в форме полумесяца. Размер изделия в разы больше, сродни небольшому чебуреку. Ежегодно кемеровские телеуты отмечают праздник «Пельменек». В этот день стряпают национальные пельмени с начинкой из конины, баранины, картофеля с салом, ходят друг к другу в гости, поют национальные песни, устраивают народные гулянья.
Видео
Сказки и легенды телеутов
Многие коренные народы Сибири не имели письменности, поэтому их история не отражена в литературных памятниках. Духовная жизнь наиболее ярко отражена в их красочном фольклоре. На протяжении веков фольклор вбирал в себя все самое ценное. В нем, как в зеркале, отражаются истоки духовной жизни народа, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, неповторимое своеобразие мировосприятия. Произведения фольклора оживляют историческую память народа, помогают глубже постичь житейскую мудрость предков, призывают к доброте и человеколюбию [3, с.5].
Одним из любимых жанров фольклора является сказка. Сказка — это желание народа видеть мир вокруг себя прекрасным и добрым. И не только видеть, но и делать его таким! В сказках Правда всегда побеждает Ложь, Добро всегда побеждает Зло. Всем людям хочется, чтобы в реальной жизни происходило все так же [4, с.313]. Это возможно, если не изменять человеческим добродетелям, вытекающим из сказок, легенд, былинных сказаний, пословиц и поговорок и нашего культурного этнического наследия.
Актуальность исследования обусловлена тем, что только знание культурного наследия коренных народов дает возможность лучше узнать историю родного края.
Гипотеза исследования: этнические сказки коренных народов Кузбасса дают возможность начать знакомство с историей родного края с самого раннего возраста и стимулируют дальнейшее ее изучение с использованием разных источников информации.
1. Познакомиться с народными сказками шорцев, телеутов, сибирских татар;
2. Установить связь между содержанием этнических сказок и историей Кузбасса, своеобразием ее природы, особенностями быта, обычаями, традициями коренных жителей региона;
Объект исследования: изучение родного края через чтение этнических сказок коренных народов Кузбасса.
Предмет исследования: шорские, телеутские, татарские народные сказки.
Методы исследования: работа с разными источниками информации (экскурсии в краеведческие музеи, просмотр видеоматериалов, слушание сказок на национальных языках, изучение литературы), ч тение произведений фольклора (сказки, легенды, предания, сказания) коренных народов Кузбасса, системный анализ.
Научная новизна: нами впервые было проведено исследование по изучению содержания этнических сказок Кузбасса и установлению взаимосвязи с имеющейся информацией о коренных жителях Кемеровской области.
1. Этническое разнообразие Кемеровской области
1.1. Коренные народы Кузбасса
Кемеровская область — самая густонаселённая часть Сибири и азиатской части России. Русские составляют более 90% населения. Из малочисленных народов в области проживают шорцы , телеуты и сибирские татары , сохранившие свои культурные традиции [ 10 ].
Одним из самых многочисленных из так называемых «коренных» народов Кузбасса считаются шорцы . Шорцы — тюркоязычный народ, преимущественно проживающий в живописнейших южных районах Кемеровской области в горнотаёжной местности по берегам рек Кондомы, Мрассу, в верховьях Томи, получившим в начале XX века название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по реке Мрассу и ее левому притоку Пызасу. Сегодня численность шорского населения в Кузбассе составляет 10672 человек [12] .
Общим самоназванием всех групп шорцев было «татар-кижи». Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор, название которого, возможно, происходит от реки Шор — левого притока Томи в ее верховьях [2, с. 110]. Это название широко распространилось и было введено как официальное в 20 веке. Русские их называли «кузнецкими людьми или кузнецкими татарами» за умение выплавлять и ковать железо, а землю, на которой они проживали, «Кузнецкой» [3, с. 62].
Шорцы — это лесные оседлые племена, которые мудро приспосабливались к среде, в которой жили. Их основными занятиями были охота, рыболовство, собирательство. Шорцы умели обрабатывать земли, занимались разведением лошадей. Своего государства у шорцев не сложилось. До начала 18 века терпели гнет в виде дани от кыргызских и телеутских князей, пока не оказались в пределах Русского государства.
С древних времен шорцы ощущали единение с живой природой, наделяли душой все, что их окружало: животных, растения, горы. Они верили в духов гор, рек, тайги. Языческие верования (шаманизм) сохранялись вплоть до конца 19 века до утверждения православия на Кузнецкой земле.
Вторым тюркоязычным некогда многочисленным народом Кузбасса являются бачатские телеуты , сохранившие свое этническое самосознание только в пределах нескольких населенных пунктов Беловского и Новокузнецкого районов Кемеровской области (поселки Беково, Заречное, Новобачаты, Черта, Телеут). По данным переписи населения 2010 года в Кемеровской области проживает 2520 телеутов [10].
Татары проживают в городах Прокопьевск, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Юрга и других, в основном, интегрируясь в общую массу городского населения (79%), нигде не образуя этнокварталов. По данным переписи населения 2010 года в Кемеровской области проживает 40229 татар, 21000 из которых называет себя сибирскими.
1.2 Понятия «этнос», «этничность», «этнические сказки»
Этнос (греч. ἔθνος — народ ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность (общность) людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, склад ума и другое [10] .
Этничность можно представить в виде культурных различий, состоящих из тех характеристик, которые сами члены этноса считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка, культуры, религии [10] .
Основным способом передачи новому поколению языка, культуры, традиций является фольклор, неотъемлемой и весомой частью которого являются этнические (народные) сказки.
Этнические сказки коренных народов Кузбасса как завещание, завет, наставление, эстафетная палочка, предание одного поколения другому — это знания о природе, быте, жизни, вере, мудрости народа, накопленные веками об истории родного края. Сказки навсегда сохранили в себе эту информацию и готовы передать ее всем желающим, чтобы сохранить это бесценное сокровище народа.
2. Сказки коренных народов Кузбасса как отражение их быта и культуры
2.1 Шорские народные сказки
Жанр сказки в шорском языке обозначается термином «ныба». Ш орская сказка это — сказание, повествование, но не о богатырях, а о простых людях или животных [8, с. 12 ].
У шорцев представлены все разновидности сказок: сказки о животных, социально-бытовые и волшебные. Шорские сказки издаются чаще телеутских. Есть сборники «Сказки Шапкая», «Шорские сказки, легенды». «Сказки Шапкая» на шорском языке можно прослушать в аудиозаписях.
Герои сказ ок, прежде всего волшебной, выступают как носители иде й Верхнего или Нижнего миров, поэтому Ульгень или Эрлик и их посредники им покровительствуют, помогают достигать цели и спасают в трудную минуту.
В сказках о животных и птицах (Коварные барсуки, Ненасытный баран, Жадность лисы, Как глухарь хотел быть ханом, Совушка-завидушка, Муравей Кмыс, Верная Ку, Гора Пус-Таг, «Сказки Шапкая») прежде всего отражаются черты наблюдения человека первобытного общества за природой и животными. Смысл сказок скорее всего состоял в передаче детям знаний о животном мире.
В шорских сказках ярко выражен культ медведя. Во многих сказках герои — полумедведи [8, с. 144].
Очень тесно со сказками связаны легенды. В некоторых источниках (особенно интернет-источниках) они даже выдаются за сказки или сказки-легенды. Легенды о животных объясняют, например, почему кукушка поёт «ка-кук» («Кукушка»), почему барсук такой жирный («Отчего барсук жирный»), почему Мрас-Су впадает именно в Томь («Мрас-Су и Кара-Том»), почему раздвоена вершина Поднебесного Зуба, почему образовался порог на реке Мрас-Су, почему вершина Мустага белая («Пус-Таг»), почему гора называется Темир-тау («Железный камень»), почему белая береза большая редкость в Горной Шории («Кузук и Казын»). Серия легенд объясняет первобытные представления шорцев о создании мира: «Ульгень и Эрлик», «Забавы Ульгеня», «Посредники между Богом и людьми» [3, с. 6].
Сегодня читать шорские сказки мы можем благодаря таким ученым-фольклористам как Н.П. Дыренкова, А.И. Чудояков, С.С. Тотыш. Эти люди кропотливо и бережно собирали шорский фольклор, обрабатывали его и прилагали все усилия для широкой печати сказок.
2.2. Телеутские народные сказки
Телеутский фольклор изучается уже более 170 лет. Но при этом в количественном соотношении изданных текстов очень мало. Найти телеутские сказки оказалось гораздо сложнее, чем шорские. Удалось найти и прочитать 12 сказок.
Говоря о богатырских и волшебных сказках («Сказка об Алтай-Куучуны») богатырь изображён богатым, вокруг него всё золотое, он сильный. Богатыри борются с чудовищами, или захватчиками. Большое внимание уделяется коню богатыря. Это объясняется кочевым образом жизни, подтверждает значимость лошади при таком образе жизни. Есть сказки, в которые перекочевали сюжеты легенд о происхождении телеутского народа («Танайка», «Шуну»).
Больше всего удалось прочитать бытовых сказок («Эрмен-Чечен, Эркен-Чечен», «Кер-Сагалы», «Золотые шарики», «Лентяй Самтар», «О зависти и жадности», «Жить с собой в согласии и со всеми», «Актандас», «Балкаштан (глиняный ребенок)», «Мертвая невеста»). В сказках «Эрмен-Чечен», «Актандас» показывается мудрость женщин, их умение мыслить образно, умело выходить из сложных ситуаций, расшифровывать подсказки природы и даже вступать в бой и побеждать обидчиков иногда ценой своей жизни. Скорее всего это связано с тем, что мужчины как кочевники-охотники редко находились дома. Женщины с многими задачами по хозяйству справлялись сами, были сильны духом.
Сказки «Золотые шарики», «Кер-Сагалы», «Балкаштан» раскрывают значимость для телеутов семьи, семейных ценностей, показывают любовь родителей к своим детям. Подтверждают происхождение названия их рода.
Бытовые сказки «О зависти и жадности», «Жить с собой в согласии и со всеми», «Лентяй Самтар» показывают, что зависть и жадность губят не только богатых, но и бедных, лень и скупость отвратительны. Бытовые сказки телеутов носят ярко выраженный нравоучительный характер.
К сожалению, нам удалось найти только одну сказку о животных, вернее о птице «Колборко». Эта сказка очень похожа на шорскую легенду «Ульгень и журавель» и рассказывает как люди огонь научились добывать.
Народные телеутские сказки, как правило, записывали исследователи из числа самих телеутов со слов деревенских старожилов. Один из самых известных телеутских фольклористов, просветителей и этнографов – Г. Токмашев.
2.2. Народные сказки сибирских татар
У сибирских татар сказка носит общетюркское название йомак [2, с. 81] . Нам удалось найти 5 сказок, в которых указывается, что они записаны от сибирских татар, проживающих в Кемеровской области: три без названия (Сказки черневыхъ татаръ), Ерселек, Золотая гребёнка. Все сказки бытовые. Бытовые татарские сказки наиболее близко стоят к реальной действительности. В сказке «Ерселек» показана мудрость простого бедного мужичка, который очень любит своих детей и семью. Большое количество сказок носит назидательный характер, мораль высказывается открыто. Так в сказке «Золотая гребенка» (сказки села Теплая речка Ижморского района) паренек понял, что воровство — смертный грех. Одна из сказок «Сказки черневыхъ татаръ» рассказывает, как татары своей мудростью и смелостью избавились от подати монгольских кочевников.
Волшебные сказки и сказки о животных мы нашли в библиотеках города и интернет-источниках, но установить принадлежат ли они сибирским татарам не удалось.
Из всех сказок меньше всего сказок о животных. По объему эти сказки небольшие. В сказках « Шах-Пастух «, «Гороховое войско», «Медведь и Лиса», « Волк и портной», «Портной, бесенок и медведь», «Лисица и журавль» п овадки животных используются для обличения пороков, встречающихся в людях (чванство, высокомерие, бахвальство, лень, нежелание трудиться) . Среди п ерсонажей н аибольшей популярностью пользуется Лиса. Лиса изображается и как коварный и хитрый хищник, обманщик и подхалим так и как умное, находчивое и ловкое животное. В сказке «Соломторхан» лиса приходит на помощь бедному одинокому человеку. В татарских сказках отражён древний обычай — испробовать тотемное мясо для исцеления от недуга и болезни или получения силы (сказки «Золотое перо», «Саран и Юмарт»).
К собиранию фольклора сибирских татар много сил приложил академик В.В.Радлов и фольклорист В. Хвороров.
Мы все должны знать историю своего родного края, ведь человек без истории как дерево без корней. Одним из доступных для детей источников информации об истории родного края выступает фольклор его коренных жителей. Наиболее любимым жанром фольклора являются сказки.
Поэтому в основу нашего исследования были положены этнические сказки шорцев, телеутов, сибирских татар являющихся коренными жителями Кузбасса.
Для знакомства с жизнью шорцев, телеутов, сибирских татар изучали этнографическую литературу, посетили несколько краеведческих музеев.
В ходе исследования для подбора сказок для чтения пользовались библиотечным фондом Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества, Кемеровской областной библиотеки им. В.Д. Федорова, интернет-источниками «Мои сказки.рф», «Писатели Кузбасса — детям», «Мир сказок». В ходе чего столкнулись с такой проблемой как ограниченное количество телеутских и татарских сказок, их полное отсутствие в отдельных сборниках.
В приложениях к работе мы указываем перечень краеведческих музеев, в которых можно найти экспозиции, которые знакомят нас с коренными жителями Кузбасса. А также мы сделали подборку интернет-ссылок, обратившись к которым можно легко найти шорские, телеутские, татарские сказки, посмотреть видеосюжеты о Горной Шории и Телеутской землице, найти этнографическую информацию о коренных народах Кемеровской области.
Тут и сказки конец, а молодец тот, кто читает этнические сказки для изучения родного края.
Список использованных источников и литературы
4. Родной мой край — земля Кузнецкая: легенды, сказы, были, предания/редактор составитель В.М. Мазаев. Кемерово, 2009. 320 с., с ил.
10. Коренное население Кузбасса [Электронный ресурс] https://ako.ru/oblast/obshchaya-informatsiya/indigenous-population.php (Дата обращения — 15.10.2019).
11. Сказки народов России [Электронный ресурс] https://www.metronews.ru/novosti/russia/reviews/bay-bay-erkemay-palamay-vpervye-opublikovany-teleutskie-i-shorskie-kolybelnye-1458621/ (Дата обращения — 15.12.2019).
12. Сайт Администрации Кемеровской области [Электронный ресурс] https://ako.ru/oblast/obshchaya-informatsiya/indigenous-population.php (Дата обращения — 07.10.2019, 16.12.2020, 07.01.2020).
13. Художественный мир Сибири [Электронный ресурс] https://museumsrussian.blogspot.com/2017/02/blog-post_19.html (Дата обращения — 07.10.2019, 07.01.2020).
Список шорских слов, используемых в сказках
аал — селение, поселок, деревня
аббо — возглас радости, неожиданности и удивления
абыртка — напиток из талкана и закваски
Ак — белый, светлый, относящийся к Верхнему миру
Алтын — золотой, относящийся к Верхнему миру
Алтын-Казын — Золотая береза, священное дерево Ульгена
Алтын-Тарак — Золотой Гребень
алыг — глупый, глупец
алып — богатырь
анчи, Анчи — охотник
Аргачи, Аргынак — крепкий, основательный, надежный, стойкий
арака — спиртной напиток, водка
арыг — чистый
ичиги — кожаные сапоги (женские)
к аан, Каан — царь, правитель, хан
кайларить — петь горлом, исполнять героическое сказание
Кара, Каратты — черный, относящийся к Нижнему миру
кижи — человек
киндик — пуп, пуповина
когигежим — гончая, охотничья собака
комус — музыкальный инструмент наподобие балалайки
коче — каша из ячменной муки
куюрчи — изменчивый, нестойкий, извивающийся
Мукалай — Николай
неккер, Неккер — товарищ, друг (традиционное шорское имя)
Ойла — Ольга
оолак, Оолак — мальчик, паренек
Пус-Тас (Мустаг) — Ледяная гора
Сот — какое-то мифическое дерево
сарыг — желтый, светловолосый
сураз — внебрачный ребенок
Таг-ээзи — Дух тайги, покровитель охотников, хозяин диких звере
тайга— высокая гора
талкан— перемолотые жареные зерна ячменя, пища охотника
талым, тал — ива
таскыл — гора, хребет
Темир-тау — Железная гора
тескин-кыс — беглая девушка
той— пир, свадьба
уш-карак — три глаза
чагыс — одинокий, единственный
чакши — хорошо
чаштан — умудренный жизнью (от чашта — жить, прожить)
че — ладно, хорошо
шабур — холщовая верхняя одежда
шор-кижи — шорец
ырызы чок — несчастливый
эзе — да, ну
эль — родная земля и народ, на ней живущий
энэ (эне) — мама, мать
Список телеутских слов, используемых в сказках
аба — отец
абыш — колдовать
абышка — старик, муж после 60 лет
айран — кислое молоко
айу — медведь
алып — великан
бай — младенец
беш паршак — блюдо из коня и пресного теста
каатыш — жена
карши калган — злой
кыс — дочь
от эзи — дух огня
пайат — река
паштык — холщевый мешок
порок — пирог
пычак — нож
семир — толстый, жиреть
сийла — угощать
сса эзи — дух леса
суу эзи — дух воды
табак — тарелка
тайбаш, абаш — дедушка
тайшеш, энеш — бабушка
темчи — рыжий
тепши — деревянная чашка, в которую просеивали муку
туу эзи — дух гор
ус — мастер
чайла — пить чай
чарык — традиционная кожаная обувь
шимекчи — слуга
эмеген — старуха, жена после 60 лет
эне — мать
эркен пулан — лось
эрши — муж
Список татарских слов, используемых в сказках
абый — дядя, всякий старший мужчина
бай — богач (богатый скотовод или землевладелец)
Джинн — злой или добрый дух
див — сказочное существо, чудище
убыр — ведьма, старуха
чапан — богатая одежда
Список краеведческих музеев, национальных парков, эко центров Кемеровской области, в которых можно познакомиться с бытом и культурой коренных народов Кузбасса
1. Кемеровский областной краеведческий музей (отдел истории и отдел природы)
2. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» (Архитектурно-этнографический комплекс «Кезек»)
3. Музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета (Диорама «Хозяйство и быт шорцев», Витрина «Многообразие культур народов Сибири»)
4. Новокузнецкий краеведческий музей
5. Музей этнографии и природы Горной Шории (г. Таштагол)
6. Историко-этнографический музей «Чолкой» ( Беловский район,
с.Беков о)
7. Комната телеутского быта «Салидаганы» (с.Заречное, г.Белово)
8. Шорский национальный парк (Таштагольский район)
9. Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» (Шорская экспозиция)
Список интернет-источников, в которых можно познакомиться с жизнью коренных народов Кузбасса с через художественную литературу, видеоматериалы, научно-исследовательские материалы, журналистские расследования