Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я
Георгий Науменко, 2019
Книга о необыкновенных существах, призраках, духах, богах древних славян; персонажах народных сказок, смешилок, быличек, страшилок – таинственных, фантастических жильцах лесов, болот, рек, полей, сельских дворов и изб, а также героях, противостоявших тёмным, зловещим силам. Рассказал о них собиратель фольклора и писатель Георгий Маркович Науменко. Читая книгу, невольно переносишься в необыкновенный фантастический мир, перед которым меркнут все диковинки обыденной жизни. Для среднего школьного возраста.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Оригинал-макет, ООО Издательство «Родничок», 2019
© ООО «Издательство АСТ», 2019
Чудесная птица, жительница Ирия — мифологического славянского рая. Лик у неё женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь.
На море-океане, на острове Буяне, в саду царском, на дереве райском сидит чудесная птица Алконо́ст. Лик у неё женский, красоты небесной. Голос у птицы сладок, когда воспевает, нежностью пленяет, радостью и счастьем наполняет. Кто слушает песню, всё на свете забывает.
Алконоста услышал Злодеище-Лиходеище. Думает: «Пусть птица только мне воспевает, своим нежным голосом пленяет». Решил чудесную птицу поймать и в своём саду к дереву приковать. Поймал Злодеище-Лиходеище Алконоста и увёз к себе домой.
На землю богиня Лада прилетела лебедицей. Увидала цепью прикованного к дереву Алконоста. Услышала мольбы о помощи. Велела покровительнице цветов Луговице найти одолень-траву и освободить чудесную птицу.
Луговица пообещала исполнить поручение.
Из светлого заоблачного царства по радуге сошла на землю Луговица. Сотканная из утренних лучей и цветочной пыльцы принялась прозрачным облачком порхать над полем. Пролетает она над цветком, любуется им и тут же даёт ему название. От её крыльев веет лёгкий ветерок. Коснулся он круглой пушистой головки одного цветка — и полетели по воздуху белые пушинки, словно снежинки.
— Какой чувствительный цветок, — удивилась Луговица. — Ты будешь называться «одуванчик».
Она устала порхать над полем и прилегла на траву-мураву. Неожиданно почувствовала ласковое прикосновение к себе какого-то цветка. Увидела нежные бархатные соцветия. Они были похожи на кошачьи лапки. Луговица промолвила:
— Ты, розоватый цветок в густой щитовидной метёлке, будешь теперь называться «кошачья лапка».
Луговица задремала. Разбудил её своим звонким голосом какой-то цветок. На тонком ветвистом стебельке, на голубом венчике сидел мотылёк и раскачивал его из стороны в сторону, а цветок так заливисто, звонко смеялся, что Луговица сказала:
— Назову тебя «колокольчик». Только он имеет такой звонкий серебристый голос.
Всем цветам Луговица дала имена, никого не обидела. Уже собралась вернуться по радуге на небо. Вдруг слышит за спиной слабый голосок:
— Не забудь меня, Луговица! Дай мне какое-нибудь имя!
Оглянулась она и никого не увидела. Стала уходить. Чуть слышный голосок повторил:
— Не забудь меня! Не забудь меня!
И тут только Луговица заметила в разнотравье, в луговом цветном узо́рочье, голубую капельку, словно бусинку. Маленький голубой цветок просил: «Не забудь!»
— Хорошо, — сказала Луговица, — будь «незабудка»!
Только Луговица произнесла это слово, как вспомнила, что она пришла на землю отыскать одолень-траву. Нашла она пучок этой травы, вырвала из земли и бросила в ручей. Поплыла одолень-трава вместе с ручьём. Потом попала в реку. Принесла река одолень-траву в бурный горный поток. Дух лёгкого ветерка Догода подхватил одолень-траву и принёс к Злодеищу-Лиходеищу в сад. Прикоснулся Догода волшебной травой к цепи, и она словно нитка порвалась. Освободилась чудесная птица Алконост. Взмахнула крыльями, поднялась выше леса стоячего под облака ходячие и улетела. Впереди была свобода.
Добрый дух, охраняющий в амбаре [1] зерновой хлеб и муку от мышей и не пускающий нечистую силу.
Лихоман семь лет в глубокой норе лежал, в чёрной дыре не спал, глаз не смыкал. Сырость вдыхал, гнильё-плесень жевал — силу набирал. Потом встал, на белый свет вылезал.
Идёт-бредёт Лихоман по сырым борам. Из густой чащи кричит Леший:
— Кто тут ходит пеший?
Испугался Леший. Спрятался в бурелом под ракитовым кустом.
Лихоман пробирается через гнилое болото. Из трясины кричит Болотник:
— Кто крадётся как разбойник?
Испугался Болотник. Спрятался под кочку и просидел всю ночку.
Лихоман идёт через поле. Перевалил через горку. Пришёл к реке. Стал переходить вброд, где воды по самый рот. Из омута кричит Водяной:
— Кто тут ходит босой?
Испугался Водяной. Спрятался под корягу, просидел три дня кряду.
Лихоман пришёл в селение. Хочет к людям в дома пробраться, лихим делом заняться.
Укрылся от белого дня в амбаре. Затаился, дожидается ночи. Увидел его в щель старый дух — Амба́рник. Заскрипел, закряхтел, обернулся житным снопом. Спрашивает:
— Зачем пришёл, непрошеный гость — одна кожа да кость?
Я — страшный Лихоман,
Принёс с болезнями дурман.
Станут люди умирать,
Разозлился Амбарник, думает: «Станут люди умирать, некому будет в амбаре зерно держать». Надумал Амбарник злодея прогнать, принялся к себе помощников призывать:
— Мы жнём в поле от зари и до зари.
— Мы косим на лугах покосы.
— Мы в овине [4] молотим снопы.
— Мы сено в стог сгребали и потеряли силу.
— Я в печи вся раскалилась от огня, и у меня заболела нога.
— Мы таскаем чугуны и не пойдём из хаты.
— Рубим мы в лесу стволы.
Отвечают колья спросонья:
— Надоело нам плетень подпирать изо дня в день. На дело мы пойдём и злодея побьём!
Колья вылезли из плетня. Набросились на непрошеного гостя. Лихоман заворчал, его колья били по плечам.
Побежал он по тропинке, а его колья — по спинке. Полез по грядкам, его били по пяткам. Забрался под пень, его колья колотили целый день.
Вырвался Лихоман и подальше в глухой лес убежал. Спрятался в бурьян. Больше в селение не приходил и людей болезнями не морил.
Маленький чертёнок с короткими кривыми рожками и с длинным, закрученным в петлю хвостом. Живёт то в воздухе, то в воде и мгновенно отзывается на упоминание своего имени.
Мальчик идёт по улице. Вдруг дорогу перебегает чёрная кошка. Мальчик не свернул с пути, пошёл дальше. Наступил на камень, споткнулся и сказал:
— Я здесь! Ты звал меня? — послышался голос.
Мальчик поглядел вокруг. Рядом нет никого. Спрашивает:
— Кто со мной говорит?
— А где ты? Я тебя не вижу.
Мальчик посмотрел на забор. И увидел чёртика, нарисованного угольком. Стал смеяться, тыкать в чёртика пальцем. А потом стал стирать его рукой. Чёртик закричал:
— Не стирай меня! Пожалеешь! Ну, берегись!
Мальчик пошёл дальше. Видит — впереди глубокая яма. Разбежался и прыгнул через неё. Не перескочил, упал в яму. Вот вниз летит, летит, падает, падает. Думает: «Когда же дно будет?» Забегали чёртики перед глазами. Закричали:
— Ага! Гость в пекло к нам пожаловал!
Мальчик страшно испугался. Один чёртик подскочил и говорит:
— Будет кого в горячую смолу опускать!
Другой чёртик сказал:
— Будет с кого кожу сдирать!
— Будет кого в огне на сковороде поджаривать!
Вдруг подскочил чёртик, вымазанный угольком, ущипнул мальчика и кричит:
— Пришёл Анчутка! Будет жутко! Отдайте его мне! Я ему пинка дам!
И чёртик пнул мальчика, да так сильно, что он полетел обратно наверх. Вылетел из ямы и плюхнулся у забора на землю. Смотрит — нарисованный угольком чёртик на заборе улыбается. Испугался мальчик, вскочил на ноги и скорей домой побежал.
Дух леса. Живёт зимой в избушке, проконопаченной золотым мхом, а летом, прячась от жарких лучей солнца, забирается в сырую яму. Любит морочить голову человеку в летнем лесу — отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведёт в глушь или бурелом.
Девочка и мальчик пришли в лес. Стали ягоды собирать. Набрала девочка полное лукошко [5] морошки, уморилась. Села она на опушке под деревом и говорит мальчику:
— Гляди, далеко за ягодами не уходи, на мой голос откликайся.
Мальчик ягоды рвёт, одну ягодку в лукошко кладёт, а две другие — в роток да в роток. Зашёл за бугорок, потом за кусток, за пенёк. Девочка его зовёт:
Вдруг в овражище, в сырой ямище, под листьём-прутьём, под хворостом Ау́ка пробудился, зашевелился. Вылез на белый свет. Аука маленький, пузатенький, с надутыми щеками, зелёными глазами, уши как два лопуха, борода из мха. На медвежью лапу Аука опирается и ругается:
— Кто-кто мне спать не даёт? Кто-кто в моём лесу аукает — меня зовёт?
Надул Аука щёки, как мехи, губы трубочкой сложил — загудел-завыл. Поднял по земле хороводом листву — тропинки-дорожки закрыл, по полянам туман напустил, по лесу эхо пустил.
Мальчик по лесу идёт, ягоды рвёт. Где услышит голос, что аукает-зовёт, — туда и идёт. А это Аука его к себе ведёт, эхом откликается. Зашёл мальчик в такое место, откуда самому и не выбраться.
Сорока летит и говорит:
— Мальчик, берегись! За тобой Аука идёт, голос подаёт. В чащобищу, в буреломище заведёт и убьёт. Остановись, прижми ухо к земле.
Мальчик не послушал сороку и дальше пошёл.
Старая сосна стоит, листьём-витьём шумит и говорит:
— Мальчик, берегись! За тобой Аука идёт, голос подаёт. В чащобищу, в буреломище заведёт и убьёт. Остановись, прижми ухо к земле.
Мальчик не послушал и дальше пошёл.
Ручей бежит, плещется, звенит и говорит:
— Мальчик, берегись! За тобой Аука идёт, голос подаёт. В чащобищу, в буреломище тебя заведёт и убьёт. Остановись, прижми ухо к земле.
Мальчик послушал ручей и прижал ухо к земле. Слышит, как девочка его аукает-зовёт. И пошёл на её голос. На опушке под деревом нашёл девочку. Взялись они за руки и из леса домой побежали.
Сказочное существо, безобидное и очень пугливое, живёт в гороховом стручке.
— Берегись, Ахоха! Не ходи далёко!
Не послушался коротышка. Пришёл к краю поля. Увидал его Полевичок, спрашивает:
— Берегись, Ахоха! Не ходи далёко!
Не послушался коротышка. Пошёл дальше. На пути чучело гороховое стоит, кричит:
— Эй, Ахоха, не уходи из гороха. Вокруг враги, себя побереги!
Не послушался Ахоха, сделал один шаг из гороха. Вдруг из дуплища прилетела совища, выпучила глазищи, крыльями захлопала, ушками задёргала. Увидал Ахоха — у совы крючочком нос — и от страха в землю врос. Боится дальше идти: стоит враг на пути. Говорит Ахоха:
— Останусь-ка в горохе, тут жить не плохо. Буду на меже сидеть, в стручок дудеть, с Межевичком играть, по земле горошину катать.
Книга «Боги и люди» Славянские мифы и легенды для больших и маленьких
В ней каждый найдёт своё. Малыш — захватывающие приключения, подросток — историю любви, а взрослый — мудрый жизненный совет. Эта книга была первой совместной работой издательства «Северная сказка» и Ольги Бояновой. Успех дивных сказок быстро привёл к тому, что тираж закончился невероятно быстро. Получив такую народную поддержку, Ольга Боянова поделилась другими своими сказками, а издательство стало расширять серию книг со славянскими мифами и легендами. И следующие книги тоже покоряют сердца больших и маленьких своими сюжетами, героями и духовными уроками. Но вот незадача! Уж два года нет книги «Боги и Люди» в продаже, а её почти каждый день настойчиво спрашивают! Печалятся даже те, у которых эта книга уже есть — они говорят нам, что хотели бы подарить эту книгу своим близким. Даже вот что пишут в издательство:
На самом деле волшебная книга! Знакомство с ней начинается с обложки. Хочется взять и скорее открыть. Но я медлю и разглядываю её со всех сторон: какие-то древние письмена, перепелёт шероховатый, тёмный, как будто кожаный, истёртый сотнями рук. И вот моему терпению пришёл конец, и я раскрываю этот чудесный мир сказок. Страницы плотные, с налётом пыли веков, красивые рисунки, традиционные для мезенской росписи, а содержание…. Я погружаюсь в него с головой, переживаю, смеюсь и плачу вместе с героями — людьми и богами.
Удивительно, я никогда не подозревала, что славянские мифы и легенды можно пересказать так интересно и увлекательно! Оказывается, Боги бывают завистливые и мстительные, а люди — наоборот, благородные и мудрые. И не важно, Бог ты, или человек, главное — это способность любить, помогать и сострадать. Героев этих 16 сказок ждёт множество опасных испытаний, искушения и приключения. И в конце, конечно же, добро всегда побеждает зло. Ведь это сказка, иначе и быть не может. Кстати, Баба Яга и Кощей Бессмертный вовсе не такие, какими мы знаем их изначально! Но я не стану ничего рассказывать, вам лучше прочитать об этом самостоятельно.
Будет ли это интересно детям? — Несомненно. Хоть книга и написана для ребят от 8 лет и старше, но сказки внимательно слушает мой двухлетний сынок и пятилетняя дочка. А племянники, девяти и одиннадцати лет, никак не вернут мой второй экземпляр, пусть он останется у них!
Славянские мифы и легенды — огромный таинственный мир, наполненный мудростью наших Предков. Там можно найти ответы на все вопросы: утешение в беде, поддержку в радости, совет, как поступить, и какую дорогу выбрать.
Пожалуй, эта книга создана, чтобы стать моей семейной традицией: книгой, передаваемой от матери к дочери, от бабушки к внукам…. Она будет хранить тепло наших рук и впитывать свет наших улыбок. Она укрепит нашу семью и вернёт нам немного забытые, но не потерянные, славянские корни. Недаром на титуле этой книги написано: истории о человечных Богах и благородных Людях!
Тепла, уюта и любви вашим семьям!
Татьяна, Северная сказка.