Сказки или былины короткие

Сказки

Русские богатыри. Былины. Героические сказки

На высоких холмах стоит Киев город. В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы. С зелёных холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные сёла, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи…

Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по за́водям пасли пастухи круторогий скот.

За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров – быков рогатых – и мелкого зверя видимо невидимо. Читать далее.

Вольга Всеславьевич

Микула Селянинович

Святогор богатырь

Алёша Попович и Тугарин Змеевич

Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча

Добрыня Никитич в отъезде

Как Илья из Мурома богатырём стал

Первый бой Ильи Муромца

Илья Муромец и Соловей разбойник

Как Илья от Святогора меч получил

Илья избавляет Царьград от Идолища

На заставе богатырской

Три поездки Ильи Муромца

Как Илья поссорился с князем Владимиром

Илья Муромец и Калин царь

Про Василису Микулишну

Соловей Будимирович

Садко в подводном царстве

Как Михайло Казаринов от татарского плена девушку спас

Старик Данило и молодой Михайло

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские сёла кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтоб беречь от них землю Русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости.

Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завёл. И Добрыня, и Алёша, и Дунай Иванович – всё в степи да в чистом поле правили службу воинскую.

Изредка собирались они к князю Владимиру на двор – отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.

Коль тревожно время, нужны богатыри воины, с честью встречает их Владимир князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне – гостиной горнице – для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, мёду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.

Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нём, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую…

Зато в чёрных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги – о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

Слава, слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины!

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина океан моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки омуты Днепровские,

Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Источник

Библиотека для детей

Русские былины. Былины о русских богатырях

Собрание былин о русских богатырях. Полный список.

Былины об Алеше Поповиче

Былины о Добрыне Никитиче

Былины об Илье Муромце

Былины о русских богатырях

Что такое былина

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

Классификация былин

По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

Былины и историческая действительность

Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

Читайте также:  Про доброту и добрые поступки рассказы

Собирательство былин

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

————————————————————————————-
[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.
[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.
[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.
Читать все русские былины
Перейти в раздел «Русские народные сказки»

Источник

Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе И. В. Карнауховой

Зачин

На высо­ких хол­мах стоит Киев-город.

В ста­рину опо­я­сы­вал его зем­ля­ной вал, окру­жали рвы.

С зелё­ных хол­мов киев­ских далеко было видно. Видны были при­го­роды и мно­го­люд­ные сёла, туч­ные земли пахот­ные, синяя лента Дне­пра, золо­тые пески на левом берегу, сос­но­вые рощи…

Пахали под Кие­вом землю пахари. По бере­гам реки стро­или уме­лые кора­бель­щики лёг­кие ладьи, дол­били челны дубо­вые. В лугах и по заво­дям пасли пас­тухи кру­то­ро­гий скот.

За при­го­ро­дами и сёлами тяну­лись леса дре­му­чие. Бро­дили по ним охот­ники, добы­вали мед­ве­дей, вол­ков, туров — быков рога­тых, и мел­кого зверя видимо-невидимо.

А за лесами рас­ки­ну­лись степи без конца и края. Шло из этих сте­пей на Русь много горюшка: Нале­тали из них на рус­ские сёла кочев­ники — жгли и гра­били, уво­дили рус­ских людей в полон.

Чтобы беречь от них землю рус­скую, раз­бро­са­лись по краю степи заставы бога­тыр­ские, малень­кие кре­по­сти. Обе­ре­гали они путь на Киев, защи­щали от вра­гов, от чужих людей.

А по сте­пям без устали разъ­ез­жали бога­тыри на могу­чих конях, зорко всмат­ри­ва­лись в даль, не видать ли вра­же­ских кост­ров, не слы­хать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, деся­ти­ле­тия обе­ре­гал землю род­ную Илья Муро­мец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Доб­рыня, и Алёша, и Дунай Ива­но­вич — всё в степи да в чистом поле пра­вили службу воин­скую. Изредка соби­ра­лись они к князю Вла­ди­миру на двор — отдох­нуть, попи­ро­вать, гус­ля­ров послу­шать, друг о друге узнать.

Коль тре­вожно время, нужны бога­тыри-воины, с честью встре­чает их Вла­ди­мир-князь с кня­ги­ней Апрак­сией. Для них печи топятся, в гридне — гости­ной гор­нице — для них столы ломятся от пиро­гов, кала­чей, жаре­ных лебе­дей, от вина, браги, мёду слад­кого. Для них на лав­ках бар­совы шкуры лежат, мед­ве­жьи на сте­нах развешаны.

Но есть у князя Вла­ди­мира и погреба глу­бо­кие, и замки желез­ные, и клети камен­ные. Чуть что не по нём, не вспом­нит князь о рат­ных подви­гах, не посмот­рит на честь богатырскую…

Зато в чёр­ных избах по всей Руси про­стой народ бога­ты­рей любит, сла­вит и чествует. Ржа­ным хле­бом с ним делится, в крас­ный угол сажает и поёт песни про слав­ные подвиги — о том, как бере­гут, защи­щают бога­тыри род­ную Русь!

Слава, слава и в наши дни бога­ты­рям-защит­ни­кам Родины!

Высока высота поднебесная,
Глу­бока глу­бина океан-моря,
Широко раз­до­лье по всей земле.
Глу­боки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.

А и силь­ные, могу­чие бога­тыри на слав­ной Руси!

Вольга Всеславьевич

Зака­ти­лось крас­ное сол­нышко за горы высо­кие, рас­сы­па­лись по небу частые звёз­дочки, родился в ту пору на матушке-Руси моло­дой бога­тырь — Вольга Все­сла­вье­вич. Запе­ле­нала его мать в крас­ные пелёнки, завя­зала золо­тыми поя­сами, поло­жила в рез­ную колы­бель, стала над ним песни петь.

Только час про­спал Вольга, проснулся, потя­нулся — лоп­нули золо­тые пояса, разо­рва­лись крас­ные пелёнки, у рез­ной колы­бели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и гово­рит матери:

— Суда­рыня матушка, не пеле­най ты меня, не сви­вай ты меня, а одень меня в латы креп­кие, в шлем позо­ло­чен­ный да дай мне в пра­вую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.

Испу­га­лась мать, а Вольга рас­тёт не по дням, не по часам, а по минуточкам.

Вот под­рос Вольга до пяти годов. Дру­гие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга научился уже гра­моте — писать и счи­тать и книги читать. Как испол­ни­лось ему шесть лет, пошёл он по земле гулять. От его шагов земля зако­ле­ба­лась. Услы­хали звери и птицы его бога­тыр­скую поступь, испу­га­лись, попря­та­лись. Туры-олени в горы убе­жали, соболя-куницы в норы залегли, мел­кие звери в чащу заби­лись, спря­та­лись рыбы в глу­бо­кие места.

Стал Вольга Все­сла­вье­вич обу­чаться вся­ким хитростям.

Научился он соко­лом по небу летать, научился серым вол­ком обёр­ты­ваться, оле­нем по горам скакать.

Вот испол­ни­лось Вольге пят­на­дцать лет. Стал он соби­рать себе това­ри­щей. Набрал дру­жину в два­дцать девять чело­век, — сам Вольга в дру­жине трид­ца­тый. Всем молод­цам по пят­на­дцати лет, все могу­чие бога­тыри. У них кони быст­рые, стрелы мет­кие, мечи острые.

Читайте также:  Рассказ гаврош краткое содержание для читательского дневника

Собрал свою дру­жину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широ­кую степь. Не скри­пят за ними возы с покла­жей, не везут за ними ни посте­лей пухо­вых, ни одеял мехо­вых, не бегут за ними слуги, столь­ники, поварники…

Для них пери­ной — сухая земля, подуш­кой — седло чер­кас­ское, еды в степи, в лесах много-был бы стрел запас да кре­мень и огниво.

Вот рас­ки­нули молодцы в степи стан, раз­вели костры, накор­мили коней. Посы­лает Вольга млад­ших дру­жин­ни­ков в дре­му­чие леса:

— Берите вы сети шел­ко­вые, ставьте их в тём­ном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, чёр­ных собо­лей, будем дру­жине шубы запасать.

Раз­бре­лись дру­жин­ники по лесам. Ждёт их Вольга день, ждёт дру­гой, тре­тий день к вечеру кло­нится. Тут при­е­хали дру­жин­ники неве­селы: о корни ноги сбили, о колючки пла­тье обо­рвали, а вер­ну­лись в стан с пустыми руками. Не попа­лась им в сети ни одна зверушка.

— Эх вы, охот­нички! Воз­вра­щай­тесь в лес, ста­но­ви­тесь к сетям да смот­рите, молодцы, в оба.

Уда­рился Вольга оземь, обер­нулся серым вол­ком, побе­жал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валеж­ника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и собо­лей. Он и мел­ким зверь­ком не побрез­го­вал, нало­вил к ужину серых заюшек.

Воро­ти­лись дру­жин­ники с бога­той добычей.

Накор­мил-напоил дру­жину Вольга, да ещё и обул, одел. Носят дру­жин­ники доро­гие шубы собо­ли­ные, на пере­мену у них есть и шубы бар­со­вые. Не нахва­лятся Воль­гой, не налюбуются.

Вот время идёт да идёт, посы­лает Вольга сред­них дружинников:

— Наставьте вы сил­ков в лесу на высо­ких дубах, нало­вите гусей, лебе­дей, серых уточек.

Рас­сы­па­лись бога­тыри по лесу, наста­вили сил­ков, думали с бога­той добы­чей домой прийти, а не пой­мали даже серого воробья.

Вер­ну­лись они в стан неве­селы, ниже плеч буйны головы пове­сили. От Вольги глаза пря­чут, отво­ра­чи­ва­ются. А Вольга над ними посмеивается:

— Что без добычи вер­ну­лись, охот­нички? Ну ладно, будет вам чем попи­ро­вать. Идите к сил­кам да смот­рите зорко.

Источник

Былины о русских богатырях и их герои

Короткие былины о русских богатырях

Много столетий былины не хранились в письменной форме. Их передавали из уст в уста. Основное их отличие от сказок – напевный мотив. Через несколько веков даже в Российском государстве крестьяне, выполняя рутинную работу, напевали множество историй о подвигах богатырей. Дети сидели около взрослых и учились напевам. Подвиги и слава героев древней Руси сохранилась в памяти людей до наших дней.

Маленькие былины подходят для чтения детям. Они позволяют детям понять историю своего народа в самом раннем возрасте. Трёхлетней ребенок не может воспринимать материал из учебника по древней истории. Короткие былины преподносят историю в доступной сказочной форме и увлекают ребенка. Он с большим удовольствием будет слушать рассказы про русских богатырей: Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Святогоре и др.

В младших классах на прочтении маленькой былины ребенку потребуется не более 15 минут, а на пересказ – менее 3 минут.

Былина о русском богатыре Илье Муромце

Киево-Печерская лавра хранит в своих пещерах мощи Ильи Муромца, которого церковь причислила к святым. В старческом возрасте он постригся в монахи. Известно, что в бою его руку пробили копьем и что был он огромного роста. Из преданий, дошедших до наших дней, стало известно, что святой Илья Муромец является богатырем древней Руси.

История началась в селе Карачарова, что под древним Муромом. Родился мальчик, высокий и крепкий. Его нарекли Ильей. Рос он на радость родителям и сельчан. Однако в семью пришла беда – мальчик заболел неведомой болезнью и не смог самостоятельно передвигаться, онемели руки. Ни травы, ни долгие молитвы матери не могли помочь ребенку. Прошло много лет. Илья стал красивым юношам, но неподвижным. Ему было тяжело осознавать свое положение: он не мог помогать пожилым родителям. Что бы не одолела его печаль, Илья стал молиться Богу. В праздничный день Преображение, когда отец и мать ушли в церковь, в дом Ильи постучали странники и попросили впустить их. Но Илья ответил, что не может отворить дверь, так как уже много лет неподвижен. Но странник настаивал на своем и повторял как заклинание: «Встань, Илья». Сила слов оказалась велика. Илья встал и отворил дверь. Он понял, что за чудо произошло.

Кто же такой Илья Муромец? Русский народ сложил про него наибольшее количество былин. Он был могуч и справедлив, был старшим среди богатырей.

Былина о Добрыне Никитиче

Братом по оружию Ильи Муромца был Добрыня Никитич. Он обладает огромной силой и неограниченной храбростью. В настоящем богатыре древней Руси должна быть не только одна сила. Человек должен обладать чувством долга и чести, быть верным другом, патриотом своей Родины и готовым сложить голову ради ее благополучия.

Однако не только в богатырском деле прославился Добрыня. Он способен одним нырком реку переплыть, точно стреляет из лука, хорошо поет и знает церковные тексты. Богатырь даже соревновался игре на гуслях на пиру и получил высшую похвалу.

Вмести с силой в нем сочетаются миролюбие, душевная чистота, простота и кротость. Добрыня хорошо образован и разносторонне одарен. В былинах часто подчеркивается его хорошие манеры и воспитание. Богатыря зовут для решения деликатного спора или стать важным посланником. Он незаменим в переговорах с иностранными послами, где представляет всю Киевскую Русь. Добрыню Никитича по праву можно назвать самым достойным представителем Руси.

Как и его братья по оружию, Алеша Попович и Илья Муромец, Добрыня мужественен, храбр, а единственный смысл его жизни заключается в защите своей родины. Основным подвигом Добрыни считается спасение племянницы князя Забавы Путятичной от змея Горыныча.

Историки считают, что прообразом богатыря стал Добрыня, дядя князя Киевской Руси Владимира Святославича. В исторических летописях часто упоминается его участия во многих важных событий того времени.

Былины о русских богатырях презентация

Былины – являются фольклорной эпической песней. В основе былины лежат героические события. Основные герои – богатыри. Они являются эталоном мужчины того времени, руководствуются принципами справедливости и патриотизма. Богатырей разделяют на:

старшие, обладающие стихийными силами (Святогор, Дунай Иван и т.д.);

младшие – смертные люди с минимальными мифологическими чертами (Илья Муромец, Алеша Попович и т.д.).

Древнерусские богатыри воплотили понятия народа о нравственности истинного героя.

Кроме богатырей в былинах часто присутствуют калики – странники-слепцы, постоянно поющие духовные песни. Калика не был искалеченным человекам, как может подумать современный слушатель былин. В древних время так называли людей, которые много путешествовали и посещали многие святые места.

В былинах воспевается любовь к Родине, беззаветная и доблестная храбрость, бескорыстие и верность. Подвиги русских богатырей были направлены на освобождения родных земель от врагов. Могучие люди восстанавливали справедливость, уничтожая зло. Герои Древней Руси многое сделали для процветания своего края, поэтому мы запомним их имена, пришедшие к нам через десятки столетий, навсегда.

Читайте также:  Рассказ что любит мишка автор драгунский

АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ

ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА И ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА

КАК ИЛЬЯ ИЗ МУРОМА БОГАТЫРЕМ СТАЛ

ПЕРВЫЙ БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОИНИК

ИЛЬЯ ИЗБАВЛЯЕТ ЦАРЬГРАД ОТ ИДОЛИЩА

НА ЗАСТАВЕ БОГАТЫРСКОЙ

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА

КАК ИЛЬЯ ПОССОРИЛСЯ С КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН-ЦАРЬ

ПРО ПРЕКРАСНУЮ ВАСИЛИСУ МИКУЛИШНУ

Источник

Все лучшее детям

Русские былины. Былины о русских богатырях

Былины об Алеше Поповиче

Былины о Добрыне Никитиче

Былины об Илье Муромце

Былины о русских богатырях

Что такое былина.
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

Классификация.
По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

Былины и историческая действительность.
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].

Собирательство.
На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

————————————————————————————-
[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.
[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.
[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

Источник

Познавательное и интересное