Сказки или легенды эвенков

Сказки

Эвенкийские сказки

Как олень эвенку достался

И сотворил для них только одного оленя.

Когда Хэвэки начинал …

Как старый Тока эвенков помирил

Жили три бедных эвенка-пастуха. Жили дружно: в гости ездили друг к другу, в беде выручали друг друга.

Каждый эвенк имел по десять оленей. На каждом олене ставил свою тамгу. Пасли …

Как хитрую лису человек перехитрил

Раньше лису люди хитрой считали. Думала она, что, век так будет. Не тут-то было. Как-то недавно она старые свои проделки вспомнила. Повторить захотела.

Пришла один раз в колхозное оленье стадо. …

Как царь Арсалан стал пастухом

Было это давным-давно. Жил у одной старушки мальчик. Родился он в тайге, вырос там, стал потом сиротой и пришел жить в поселок к старушке.

Однажды просит он у старушки тысячу …

Как эвенк стал богатым

На озеро пришел эвенк. А день-то был жаркий-прежаркий, сслнце горячее-прего-рячее. Эвенк …

Карась и медведь

Однажды карась, греясь на солнышке, задремал в заводи, подле самого берега. В это время спустился к реке из тайги медведь: захотелось ему пить. Увидел медведь карася, ударил по воде лапой, …

Жил один мужик со старушкой матерью и молодой женой. Охотился. Однажды отправился на охоту. Идя по тайге, увидел Кингира-железную птицу. Кингир летит, гремит: «Кингир, кингир!» Подлетел к мужику. Схватил его …

Крылья Лотылько

Лотылько-летающий человек-пришел к человеку по ммени Тэвэнтэй. Лотылько снял свои крылья. Когда стал уходить-крыльев нет. Тэвэнтэй спрятал их. Лотылько стал просить у Тэвэнтэя отдать его крылья и запел Тэвэнтэю:

Кто дал птицам песни

Это было давно. Тогда на нашей земле птицы еще не умели петь, а только кричали и разговаривали человеческим языком. Только один ворон думал, что он умет петь. Кричал: «Кар! Кар! …

Кто дал эвенкам солнце

Кукушка

В древние времена, когда на небе было два солнца и на земле всегда день белый сиял, кукушку считали первой певуньей.

Сядет кукушка на ветку, голову гордо вскинет, хвост расправит и …

Лиса и старичок

Лиса пришла к старичку и говорит ему:

— Дедушка, давай я оленей твоих попасу. Ты старый, дедушка, на холоде замерзаешь, а я молодая. Старичок лису спрашивает:

Лисица и налим

Лисица увидела на берегу речки налима. Налим лежал у камня и не шевелился. Лисица-сказала:

— Налим, ты, говорят, не умеешь бегать? Ты лежишь или спишь?

— Нет, лисица, бегать я …

Маленький Уняны

В одном стойбище много чумов было. В чумах эвенки жили. Дружно, хорошо жили: охотились, рыбу ловили, в свободное время пели, плясали, играли.

Вдруг в один день над тайгой что-то сильно …

Месяц и мальчик

Было у одного богатого хозяина много детей. Да еще был и приемный сын, сиротка. Этого мальчика в семье не любили, обижали. Кормили плохо одевали и того хуже. Работать заставляли с …

Монгун

Жили жены между собою не дружно. Красивая и молодая не …

Источник

Сказки или легенды эвенков

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

«Человек сильнее всех» – эвенкийские народные сказки, предания, загадки, приметы и наставления

Недавно в рамках краевой акции «Перекресток культур» в нашей библиотеке прошел цикл лекций-обзоров «Литературная Россия без границ». Одна из лекций «Писатели, поэты народов Красноярского края» была посвящена таким авторам, как Огдо Егоровна Аксенова, Эльдар Алихасович Ахадов, Любовь Прокопьевна Ненянг, Наталья Марковна Ахпашева, Алитет Николаевич Немтушкин, Роман Харисович Солнцев, Алексей Гучинович Балакаев, а также Николай Константинович Оёгир.


Н. К. Оёгир. Работа Сергея Салаткина

Николай Константинович Оёгир (1926-1988) родился 15 марта 1926 года в стойбище на озере Еромо, которое относилось к Чириндинскому родовому совету. В возрасте 10 лет Коля начал работать приемщиком рыбы, кочевал с оленьими стадами и охотился. В 1955 году Николай Оёгир выучился в колхозной школе на счетовода, и многие годы проработал в этой должности.

Стихи Николай Оёгир начал писать, будучи курсантом колхозной школы. В 1961 году в газете «Советская Эвенкия» было опубликовано его первое стихотворение, а с 1964 года он начал печататься в газете «Красноярский рабочий», журналах «Москва» и «Дальний Восток».

Николай Константинович очень любил писать на эвенкийском языке. Ему, как сыну своего народа, родной язык был очень дорог. Он говорил: «Мне легко писать, когда мысли летят на моем языке…».

«Язык родной! Язык далеких предков,
Как сказочно и мудро ты звучал.
Ты высветил мне прошлое эвенков:
О чем народ мой пел, о чем молчал.

Язык эвенков! Голос твой высокий
По жизни помогает мне идти.
И я живу в трудах, зарубки-строки
На память оставляя по пути».

Переводы его стихотворений на русский язык выполнили Аида Федорова и Вячеслав Пушкин, которым Николай Оёгир всегда был очень признателен.

С детства Николай Оёгир любил слушать сказки, легенды, которые рассказывали старые эвенки, и после встречи с ученым-североведом, доктором исторических наук Василием Николаевичем Увачаном Николай Константинович по-новому взглянул на свое творчество, занялся изучением северной литературы. Материалы по эвенкийскому народному творчеству и фольклору, которые собирал Николай Константинович, позднее стали публиковаться в газетах. Но Николай Оёгир мечтал издать книгу:
«Я хочу их издать. Чувствую в этом свой долг перед земляками. У эвенков есть такая мудрость: человек приходит в мир ни с чем, всё оставляя людям, он должен и уйти. Этой мудрости следую в жизни».

В 1986 году в Красноярске выходит сборник собранных им эвенкийских народных сказок, преданий, загадок, примет, наставлений «Человек сильнее всех» («Илэ упкаттук энгэситмэр»). Они были записаны на эвенкийском языке Николаем Константиновичем Оёгиром и опубликованы в пересказе Виктора Ермакова на русском языке.


Обложка издания 1986 года

Только недавно в 2016 году издательством «Сибирские промыслы» было издано переиздание этой замечательной книги. Книга вышла в красочном оформлении художника Сергея Салаткина. По изданию 1986 года были воспроизведены предисловие Алитета Немтушкина и пересказ Виктора Ермакова.


Обложка издания 2016 года

Николай Константинович Оёгир всю жизнь записывал эвенкийские народные сказки, предания, загадки, приметы и наставления. В его работе над фольклором отражена история эвенков, в частности отголоски вражды с древними аборигенными племенами чулугды, по ним можно судить о том, как складывалось мировоззрение северного народа, основанное на бережливом, уважительном отношении ко всему сущему. Стоит отметить, что это общая черта, свойственная всем сибирякам – уважать жизнь.

Писатель Алитет Немтушкин, говоря о творчестве Николая Оёгира, по достоинству оценил значение его работы:
«Богатый и красочный эвенкийский фольклор еще недостаточно записан и очень слабо изучен. Многое уже потеряно навсегда. Поэтому записи Н. К. Оёгира представляют огромнейший интерес».

Н. К. Оёгир родился и вырос в тайге и потому так тонко чувствовал природу. Он говорил: «У эвенка два родителя: фольклор и родная природа». Вот почему Николай Константинович много времени и сил тратил на сбор и обработку эвенкийский сказок, легенд, пословиц, поговорок и наставлений. В них звучит мудрость народа. Это может почувствовать каждый читатель книги «Человек сильнее всех».

Читайте также:  Почему ионыч это рассказ а не роман

Эвенкийские сказки обычно начинались с вопроса познавательного характера: «Почему гагара по земле ходит», «Почему у кукушки на голове завитые перья» и т. д. Главная тема сказок — борьба со злом. Сказки позволяли детям узнавать, чем питаются животные, в них раскрывались качества и свойства предметов, говорилось о способах их починки, если они ломались. Эвенкийские сказки учат думать о завтрашнем дне, они наполнены любовью к родному краю и природе, к которой человек не должен относиться потребительски, а должен быть бережливым хозяином своей родной земли.

Загадки и наставления, собранные Николаем Оёгиром, отличаются ярким и образным языком, народным колоритом. Загадки тренировали сообразительность: их начинали загадывать детям, когда они осваивали стрельбу из игрушечного лука. Все загадки, как и сказки, начинались с вопроса – «Тар экун?» («Что это?»).

Загадки:
Красную лису в красной норе привязали, и она никак убежать не может. (Язык во рту)
Две собачки в беге соревнуются и визжат, а перегнать одна другую не могут. (Полозья санок)
Два парня соревнуются, один другого никак перегнать, не могут. (Ноги человека)
На горе два сохатых кормятся, за всю жизнь так и не увидят друг друга. (Уши человека)
Белый олень приходит, когда черный олень уходит. (День и ночь)
На гладком льду рыбу покрошили. (На небе звезды)
Собака туда-сюда бегает, визжит и белую строганину выплевывает. (Рубанок и стружка)
Два брата все вокруг видят, а друг друга увидеть не могут. (Глаза)
Под крышей большого чума подошва унтайки висит-сушится. (Луна на небе)
Белая старуха до неба подняться хочет, но не может. (Дым из отверстия чума)
Всю жизнь его кормят, а он не наедается. (Огонь)
Гусь крыльями машет, из воды вылететь хочет, но никак подняться не может. (Лодка с веслами)
Живет невидимкой, а любого богатыря с ног валит и побеждает. (Сон)
Днем бывает голодное, а ночью — сытое. (Одеяло)
Один человек все время есть просит. (Котел)

Наставления:
Рано уходи на охоту — тогда будешь иметь добычу.
Часто не сердись и не дуйся, а то скоро состаришься и заболеешь.
Если ты будешь жадным, то будешь одиноким и тебе никто не поможет.
Не бей оленя, а то дух оленя рассердится, и от тебя уйдут все олени.
Счастливый тот человек, который любит жизнь, работает и никому не завидует.
Не ругай женщину-мать, а то ее ребенок вырастет плохим человеком.
Помоги старому человеку. Радость старого человека осчастливит других людей.
Не ругай и не бей маленького ребенка, а то душа ребенка испугается и улетит от тебя.
Не убивай орла, а то все птицы на тебя обидятся.
Детям нельзя дразнить старых людей. Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми.

Мудрые загадки, сказки и наставления эвенкийского народа, собранные Николаем Константиновичем Оёгиром, содержат в себе культурные и языковые традиции, мотивы и ритмы жизни эвенков. Фольклор эвенков отличается достоверностью, своеобразным видением мира и восприятием окружающей среды. Книга «Человек сильнее всех» понравится всем любителям краеведения.

Источник

Сказки или легенды эвенков

1 Хэвэки — добрый дух, творец жизни, всего доброго и прекрасного
2 Суглан — собрание

КАК ХЭВЭКИ ДАЛ ЛЮДЯМ ПИЩУ

Так было давным-давно, как только Земля образовалась. Тогда на ней еще не было никаких растений, не было еще людей, зверей и птиц, рыб и насекомых, не было озер и рек, даже травы и деревьев не было. Земля была вся голая.
И на небе ни одно облачко не плавало.
Первыми, говорят, Хэвэки создал людей. А что делать дальше — не знал. Тогда он решил подняться в небо и посмотреть сверху на свою работу, увидеть, какими он создал людей, как они будут себя вести.
Когда он поднялся в небо, то оттуда увидел на Земле много людей. Все они бегали, кричали, что-то искали.
Хэвэки догадался, что люди ищут и просят еду, что они скоро умрут от голода. А что делать, чтобы их спасти, он еще не знал. Думал-думал и ничего не мог придумать.
Он долго летал по небу и от бессилия, что людям ничем не может помочь, заплакал.
Слезы Хэвэки полились на Землю. От них появились озера и реки, начали вырастать травы и деревья. Земля зазеленела и ожила. Тогда Хэвэки создал зверей, рыб, птиц.
Люди начали ловить рыбу, охотиться на зверей и птиц, обрабатывать землю и сеять хлеб. Научились говорить и петь песни.
Хэвэки и сам обрадовался, что все так хорошо получилось.
Теперь эвенки говорят, что дождь — это слезы Хэвэки. Он плачет от счастья, а дождь людям и всему на Земле дает жизнь и пищу.
«Злой дух Харги 3 хотел сделать так, чтобы на Земле все вымерло. Но добрый дух Хэвэки сильнее злого. Земля сейчас цветет еще краше. Вечно будут жить люди на Земле»,— так у нас говорят старики.

3 Харги— злой дух, черт

КАК СОБАКА СТАЛА ДОМАШНЕЙ

Это было в давние-давние времена, когда начиналась жизнь на Земле.
Говорят, Хэвэки сначала сотворил Человека, потом Собаку, чтоб она не подпускала близко Харги, который может в любое время подойти и напакостить. Тогда Собака умела говорить по-человечески.
Однажды Хэвэки собрался куда-то по своим небесным делам, Собаке наказал:
— Если придет Харги и будет спрашивать, где я спрятал Человека, ни за что не говори.
Как только Хэвэки улетел, к Собаке пришел Харги и спрашивает:
— Скажи мне, где Хэвэки спрятал Человека? Ничего плохого ему не сделаю. Только посмотрю. Даже не притронусь к нему.
Собака поверила Харги и показала место, где был спрятан Человек.
Харги издали плюнул на Человека и ушел.
Когда Хэвэки возвратился с неба, то сразу увидел, что приходил Харги и Собака ему показала Человека. Хэвэки рассердился на Собаку и говорит:
— Как только Харги плюнул на Человека, с того времени Человек стал смертным. Теперь ты будешь ему служить. Язык у тебя будет длинный, как печень большой щуки. Что Человек даст, то и будешь есть, а воду пить только языком. Лишаю тебя и человеческой речи. Будешь только лаять, скулить и рычать.
С тех пор Собака надежный друг и помощник Человека, она оберегает его и помогает в работе.

КАК ОЛЕНЬ ЭВЕНКУ ДОСТАЛСЯ

Говорят, давным-давно, когда добрый дух Хэвэки заселял Землю, то в этих краях он поселил двух человек: белого — русского, и желтого — эвенка.
И сотворил для них только одного оленя.
Когда Хэвэки начинал лепить оленя, он не знал, кому его отдаст.
Подумал-подумал, но ничего не мог решить.
Потом еще подумал и рассудил так:
— Создам только одного оленя. Даю вам его коленную чашечку. Кто отберет ее, тому и достанется олень,
Русский и эвенк согласились.
— Правильно. Будем коленную чашечку отбирать друг у друга.
Русский и эвенк пальцами взялись за маленькую чашечку, стали тянуть ее каждый к себе, отбирать друг У друга.
У русского человека была огромная сила. Он не рассчитал свою силу и так придавил пальцами, что растянул чашечку и оторвал от нее косточку. Большая часть чашечки осталась в пальцах эвенка. Хэвэки сказал:
— Олень пусть останется эвенку. Он меньше имеет
силы, но крепко держал чашечку и не отрывал косточку. Русскому человеку я создам других животных — больших и высоких, только ему будет под силу с ними справиться.
Хэвэки слепил и вторую чашечку такой же растянутой и с оторванной косточкой, налепил чашечки на колени задних ног оленя и вдохнул в него живой дух.
После этого отдал оленя эвенку.
Оба человека были очень довольны, что Хэвэки рассудил правильно и никого не обидел.
С тех пор эвенки имеют оленей.
У русских оленей не бывает — у них домашние животные другие.

Читайте также:  Рассказы о дрессированных животных дурова читать мои звери

«Человек сильнее всех» Сборник эвенкийских народных сказок, преданий, загадок, примет, наставлений. Записал на эвенкийском языке Николай Оёгир, пересказал на русском языке Виктор Ермаков. Красноярское книжное издательство, 1986.

Источник

Сказания горных ветров. Легенды эвенков Южной Якутии

Перекатываясь, ударяясь о камни, бурлит горная речка с чистейшей ледяной водой, по бездонному ясному небу плывут пушистые облака. Весь мир наполнен ароматом цветущей хвои лиственниц и пьянящим запахом цветов багульника. В этом прекрасном своей первозданной прелестью мире не ощущается время: эти горы, эти деревья, эта река и даже жужжащий над золотыми одуванчиками шмель будто бы растворены в вечности…

Среди этой бесконечной вечности существует тихий уютный мир, где реальность людей и Вселенная сливаются, и в этом удивительном мире живут предания былых времен. В каждом дуновении ветра слышится говор исчезнувшего племени, в каждом шелесте деревьев таятся слова улетевших в даль веков великих народов. Но они здесь, Мать-Земля хранит память обо всех…

Среди эвенков Южной Якутии сохранилась удивительная легенда об источниках минеральных живительных вод, которыми славятся эти края.

«Давным-давно в незапамятные времена в этих местах жил богатый эвенкийский род Нюрмаган. У вождя рода было семь дочерей и не было сыновей. И однажды на закате лет боги даровали ему сына. Но ребенок родился болезненным и покрытым струпьями. Сколько знахарей и шаманов пытались вылечить малыша, вроде бы язвы заживали, но спустя некоторое время опять появлялись. Нюрмаганы кочевали по всей Южной Якутии и однажды во время переезда малыш выпал из люльки. Сначала не заметили, что ребенок выпал, потом услышали веселый смех малыша и плеск воды, и обернулись. Давно не слышали родители звонкий смех своего сыночка, зудящие раны так беспокоили, что малыш все время плакал и капризничал.

А тут сидит мальчик посреди неглубокого родника с теплой ласкающей водой, бьет по воде, плескается и задорно хохочет. На глазах умиленной матери выступили слезы счастья. После этого купания малыш спокойно спал всю ночь, а на утро болячки покрылись корочкой и стали заживать. Род нюрмаган целое лето провел у живительного родника. Каждый день купали малыша в целебном источнике. К зиме мальчик полностью выздоровел. С тех пор эти источники стали почитаться как священные места. Мальчик вырос и стал вождем своего рода, отважным, смелым и сильным. Звали отважного вождя Нахот. И народная молва из уст в уста из века в век стала передавать тайну живительных горных ключей».

Еще до этого рассказанного в распространенной легенде случая о выздоровлении сына вождя рода нюрмаган, были удивительные рассказы охотников, наблюдавших за ранеными оленями и лосями. Окровавленные животные, собрав последние силы, добирались до таинственных горячих ключей, окунались в ручейки и озерца, куда стекалась целебная вода, и раны заживали очень быстро. Их природное чутье знало, что в этих запрятанных в горах ручьях течет особенная вода.

С тех пор великие шаманы древнейших эвенкийских родов нюрмаган, пуэгир и бюлю стали почитать и охранять эти заповедные места, совершали обряды и берегли от чужаков эти дары богов.

Было еще одно прекрасное предание об этих загадочных источниках живой воды. Эта легенда распространена среди амурских эвенков.

«В одном роду, неизвестно в каком, за туманами веков, когда эвенки были могущественны, когда у них были великие князья и в те далекие времена лучшие сыны этого гордого и благородного народа управляли провинциями Поднебесной, жила девушка неописуемой красоты. Днем она сияла подобно солнечным лучам, а лунной ночью она затмевала свет Луны красотой прекрасного лика. И звали красавицу Аэврит. Влюбился в эту юную чарующую красавицу император одной большой провинции Китая. Послал он сватов к родителям девушки, все сделал честь по чести. Престарелые родители Аэврит не могли отказать Его Величеству – наместнику богов на Земле. Соглашение было заключено, калым оплачен, назначена дата свадьбы на осень.

Жарким чудесным летним днем юная Аэврит сидела у прохладного горного ручья, пела серебристым проникновенным голосом песню о красоте родной природы и обрабатывала оленью шкуру. Ее чудесный голос услышал проезжавший мимо молодой отважный охотник Мэндэ. Его так очаровал голос поющей девушки. Он из-за кустов наблюдал за прекрасной певуньей. Спиной к нему сидела девушка с точеным гибким станом, по спине струилась густая длинная цвета воронова крыла коса, и конец роскошной косы, украшенной косоплеткой, лежал на прибрежных камнях. Почувствовав чужой взгляд на себе, красавица обернулась. Юноша Мэндэ оторопел от неземной красоты девушки, словно девственный снег на высоких вершинах гор была белолика, бездонные темные, как омут глаза, были ярче зимних звезд, свежие губы цвета алой утренней зари приоткрыты в удивлении, румянец на девичьих щеках нежнее розового рассвета. Влюбился Мэндэ с первого взгляда в девушку удивительной редкой красоты.

Вышел юноша из своего укрытия к девушке. Юная красавица потупила взор. Мэндэ подошел к девушке и спросил:

— Как тебя зовут, прекрасная дева?

— А тебя как величают отважный юноша?

— Мэндэ нарекли меня мои родители.

Долго гуляли вдоль речки юноша и девушка. В их юных сердцах зародилось удивительное, прекрасное и нежное, как первый подснежник, вобравший в себя весеннюю небесную синь, выросший сквозь лед и снег, чувство.

Юноша обещал осенью вернуться за прекрасной девой и увезти ее далеко-далеко, на свою родину. Юная Аэврит не успела сказать благородному и отважному охотнику, что она уже обручена. Молодой охотник так быстро и ловко сел на учаха-оленя и ускакал.

Аэврит утаила от родителей встречу с молодым охотником, который затронул ее юное девичье сердце.

Наступила осень. Император северной провинции Поднебесной прислал свадебный караван за своей красавицей-невестой. Был проведен обряд проводов невесты, попрощалась прекрасная Аэврит со своими старыми родителями, залилась горючими слезами. Но сказанное слово и произнесенное вслух обещание не нарушимы, суждено было юной Аэврит стать женой императора. Тронулась богатая процессия в дальний путь.

Опоздав лишь на сутки, приехал в стойбище, где жила красавица Аэврит, смелый и храбрый молодой охотник Мэндэ. Юноша узнав, что его возлюбленная уже была обручена, сначала отчаялся. Но любовь к прекрасной Аэврит была настолько сильна, что отважный юноша смог пересилить все свои страхи и сомнения. Отчаянный и бесстрашный Мэндэ решился догнать возлюбленную и выкрасть ее, увезти в дальние дали, скрыться в труднодоступных горах Станового хребта и начать новую счастливую жизнь.

Предания предков не похожи на волшебные сказки, которые читают из ярких и глянцевых книжек. Они особенные, пронизанные запахом тайги, журчаньем горных речек, дымом костра и еще чем-то неуловимо прекрасным и родным, от чего на груди рождается необыкновенно теплая волна, трепетно и медленно распространяется по всему телу, обволакивая сознание ожиданием чуда и безмерного счастья.

Варвара КОРЯКИНА,

член Союза писателей Республики Саха (Якутия).

Источник

Сказки или легенды эвенков

ЭВЕНКИЙСКИЕ СКАЗКИ

Эти сказки эвенкийского народа, были опубликованы 50 лет назад (1956) Иваном Ивановичем Суворовым. Теперь впервые они публикуется в Интернете по брошюре «Народное творчество в Эвенкии» . (Популярный очерк), Красноярск, 1961.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Эвенки не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их удовлетворялась изустной передачей преданий, сказок, загадок, умной шутки, веселого анекдота или тут же на ходу сочиненной песней. Нередко все это сменялось веселыми играми и хороводным танцем, которые длились по два-три вечера подряд.

В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера эвенки любят вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью своих бывших эксплуататоров — купцов и богачей. Они чаше всего рассказывают сказки о животных. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Для этих сказок характерны конкретность и выразительность.

ЛИСА И МЕДВЕДЬ

Было лето. Комаров много было. Медведю от них здорово доставалось. Бегал в чашу, бегал на озеро — не отстают комары. Лису встретил. Она его опрашивает:
– Чего, дедушка, бегаешь?
– Комары заедают. – ответил медведь.
– Побежим на скалу. Там ветерок. Уснем спокойно.
Согласился медведь. На скалу прибежали, спать легли. Лиса на краю обрыва, а медведь рядом. Мишка сразу захрапел. А лиса немного полежала и кричит:
– Ой, Миша! Упаду! Подвинься!
Медведь немного подвинулся и опять заснул. А лиса в это время через, медведя перепрыгнула на другую сторону. Легла возле медведя, полежала еще и опять кричит:
– Ой, упаду! Подвинься еще.
Медведь спросонок двинулся, а там край скалы был. В пропасть полетел. Разбился. А лиса в лес убежала.

Рассказал эвенк Н.А. Кочени, 25 июня 1938 г., ф. Стрелка-Чуня

В сказке «Спор оленей» проводится идея, что человек являешься защитником полезных животных. Это выражается в споре оленей, после которого часть животных ушла к человеку и сохранилась от хищников, а другая часть осталась дикой и беззащитной.

СПОР ОЛЕНЕЙ

Сначала олени все дикими были. Волки давили их. Медведи задирали. Комары кусали. Заступиться некому было. Только ноги спасали.
Собирались они однажды на горе, где ветер комаров сдувает. Спорить стали. Один олень и поворчит:
– Хватит так жить. Надо к человеку идти. У него хорошо будет.
А второй отвечает:
– Нет. Человек работать заставит. Спина заболит.
– Ну что ж. Поработать заставит — отдохнуть даст.
Спи у костра, о комарах, и волках не думай, – возражает первый.
Спорили, спорили, так ни к чему и не пришли. Разбежались. Одни, дикие, в лес, другие к человеку поскакали.
С тех пор у него живут. Много их теперь стало, а диких меньше половины осталось. Прогадали они.

Рассказал И.А. Аюльчин, 24 декабря 1936 г., ф. Чемдальск

КАК ЛИСА КУПЦА ОБМАНУЛА

Давно это было. Жил на Катанге-реке купец. С эвенками торговал. У него много коров было. Купец очень жадный был. Задумала лиса его обмануть. Отправилась в лес. Спилила березу. Отрубила от нее чурбан. Обтесала его, приделала ручку и пошла к купцу.
Вышел купец навстречу, спрашивает:
– Что это у тебя, лисонька?
– O! Это маслобойка! Потрешь по ней палочкой, а из нее масло выходит. Да так много, что и коров не нужно.
Захватила купца жадность:
– А ну, покажи, как масло получается?
Села лиса и давай палочкой по чурбану тереть. Терла, терла и говорит:
– Посмотри-ка, купец. Не могу никак разглядеть какие это птицы над рекой летают?
Купец взглянул на реку, а лиса в это время из кармана кусок масла достала, на чурбан положила да как закричит:
– Смотри! Смотри! Много ли потерла, а масла уже сколько!
Видит купец — и, впрямь масло.
– Продай маслобойку! – уговаривает купец..
– А что дашь?
– Что попросишь, все отдам, – отвечает купец.
– Если отдашь всех коров, продам.
– Ладно. Согласен!
Забрала лиса коров и в тайгу угнала. Там их бедным эвенкам отдала. А купец сел возле чурбана и давай по нему палочкой тереть. Тер день — нет масла. Другой тер — тоже нет, а на третий — догадался. За лисой побежал. Да уж поздно было. Не мог догнать.

Рассказал К.А. Потэ, 29 октября 1940 г., ф. Эконда

Многие сказки являются попытками объяснить происхождение того или иного явления природы и жизни. Например, в сказочке «Медведь и собака» дается ответ на вопрос, почему собачка — друг человека и почему медведь зимою спит в берлоге.

МЕДВЕДЬ И СОБАКА

Медведь и собака пришли к человеку. Медведь просит:
– Человек, дай топор!
– А зачем он тебе?
– Избу рубить.
– А мне лук дай, – говорит собака.
Дал человек им топор и лук. Смотрит, что дальше будет. Посмотрел медведь на собаку с луком и испугался. Стал ее уговаривать:
– Собака, брось лук.
– А ты топор кинь.
– Ладно, брошу. Без дома лучше обойдусь. Лапами берлогу рыть буду.
– Согласна. Я и без лука тебя найду, – отвечает собака.
Понравилась человеку собачка. Говорит ей:
– Оставайся у меня. Будь другом моим.
Та согласилась. С тех пор медведь в берлоге живет, а собака с человеком дружит.

Рассказала Д.В. Пикунова, 6 июня 1938 г., ф. Чемдальск

Источник

Познавательное и интересное