Сказки о добре и зле
Добро всегда побеждает зло, но на пути к победе его ждем море препятствий и испытаний. Злые силы не дремлют и постоянно обрушиваются на землю новыми угрозами. То Змей Горыныч украдет прекрасных девиц, то Баба Яга состроит козни, то родные братья начнут со свету сживать. Однако же светлые чары всегда сильнее и луч света всегда пробьётся даже через непроглядную тьму! Читайте сказки о добре и зле на сайте Мишкины книжки и сами в этом убедитесь!
Снежная королева
Ганс Христ. Андерсен
Снежная королева — одна и самых известных сказок Ганса Христиана Андерсена о любви, которая способна преодолеть любые испытание и растопить даже ледяное сердце! Снежная королева читать История первая, в которой рассказывается о зеркале и его…
Кошкин дом
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Кошка; Два котенка; Кот Василий; Грачи; Козел; Бобры; Коза; Поросята; Петух; Баран; Курица; Овца; Свинья; Рассказчик. Хор Бим-бом! Тили-бом! На дворе — высокий дом. Ставенки резные, Окна расписные. А на лестнице ковер…
Бычок-чёрный бочок, белые копытца
Сказка про девочку Нюрочку, которая попала к Бабе Яге. Баран и козел пытались спасти девочку, но старуха их нагоняла. Только храбром бычку удалось вернуть Нюрочку домой… Бычок – чёрный бочок, белые копытца читать Жили-были муж…
Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди создана на основе народной сказки «Чудесные сыновья». Александр Сергеевич Пушкин обогатил народное произведение новыми сюжетными поворотами,…
Гуси-лебеди
русская народная сказка
Гуси-лебеди — сказка о том, как мальчика унесли гуси-лебеди и сестричка отправилась его искать. Печка, яблонька и речка помогли девочке спасти брата. Читайте сказку в обработке А.Н. Толстого. Гуси-лебеди читать Жили мужик да баба. У…
Подарки феи
Сказка про двух сестер. Старшая была грубая и заносчивая, а младшая добрая и прекрасная. Каждую из них фея наградила по заслугам. Теперь каждое слово младшей дочери превращалось в розу или драгоценность, а старшая дочь роняла…
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Сказка рассказывает о прекрасной девушке, мать которой умирает сразу после родов. Царь-отец женится на красивой, но коварной мачехе. У новой королевны есть волшебное зеркальце, которое может разговаривать. Она задает ему один и тот же вопрос:…
Волшебное кольцо
Волшебное кольцо – сказка о добром юноше Мартынке, который место того, чтобы купить хлеб, спас кота и собаку, а топом и красну девицу, получив от её отца в подарок волшебное кольцо. Когда в дом к…
Царевна-лягушка
русская народная сказка
Царевна-лягушка — русская народная сказка, где главный герой, Иван-царевич женился на лягушке по воле судьбы. Иван не догадывался, что его жена — Василиса Премудрая, обращенная Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру и пришлось…
Сказки про Добро и о Добре
В каких сказках добро побеждает зло? Практическая каждая легенда заканчивается счастливым концом. Например, известная на весь мир «Золушка» или «Красавица и чудовище». Их читают не только бабушки и дедушки на ночь детям, но и снимают полнометражные фильмы и мультики. Погружаясь в эти сюжеты, ребенок познает, что такое любовь не только к ближнему, но и ко всему окружающему миру.
В детском саду, нянечки и воспитателя также работают с малышами, направляя их внимание и сознание в положительное русло, прививая деткам доброту и сострадание. Поэтому и в яслях и более старших группах читают сказки о добре и зле.
В далекие-далекие времена жила в небольшой деревеньке бедная вдова с двумя дочерьми и сыном. Дочки во всем помогали матери, вместе с ней трудились от зари до зари, чтобы заработать семье на пропитание. Сын же рос и озорником и бездельником. А когда мать стала его совестить да увещевать Взяться за дело.
Добродетели с Пороками исстари во вражде были. Пороки жили весело и ловко свои дела обделывали; а Добродетели жили посерее, но зато во всех азбуках и хрестоматиях как пример для подражания приводились. А втихомолку между тем думали: «Вот кабы и нам, подобно Порокам, удалось хорошенькое дельце обделать!».
Когда-то давным-давно жил в одной деревне больной человек. Был он настолько болен, что уже не мог принимать пищу и совсем пал духом. Какие только лекарства он не пил, к каким врачам не обращался, а здоровье его день ото дня становилось все хуже и хуже. Пришел однажды его навестить приятель и рассказал.
Жил на свете бедный крестьянин. Была у него всего лишь одна полоска земли. Крестьянин на ней просо сеял. На полоске росло дерево, а на том дереве жаворонок гнездо себе свил. Посеял бедняк просо на своей полоске, и просо росло-вырастало, цвело-расцветало, вот уж и зерном налилось. Поспело просо, жаворонок.
Бьют-кипят ключи, кричат олени-маралухи, цветы распускаются. Зелень лугов разливается, кукуют тонкоголосые кукушки, колышет ветер деревья сандаловые, что ветвей своих поднять не в силах. Кричат ястребы и беркуты, кустарники меж собой переплетаются, зелёная мурава стоит грядой. Тянется синий дымок, голубь.
В те времена, о которых пойдёт речь, женщины ещё ходили в длинных платьях, а мужчины — в сюртуках и фраках. Люди ездили на лошадях, только-только начали изобретать первые автомобили и ещё не изобрели самолётов. И, как и всегда, были среди людей богатые и бедные, умные и не очень, добрые и забывшие о доброте. И вот, у самых обычных родителей родился необычный мальчик.
Во времена давние жил на Земле певец и сказочник. Звали его Баян. Даже имя его словно говорящим было, ибо происходило оно от древнего слова «баять», что значит «рассказывать». Во многих народах это имя в старину известно было. И значило оно везде: несущий истину, говорящий правду, ясно излагающий мудрость.
Ребятня, слушая чарующие приключения, учатся видеть даже в темных закоулках мрачных персонажей свет и любовь. Они совместно с героями переживают напасти, радость и ликование, когда все заканчивается хорошо. «Ларец сказок» открывает и взрослым, и маленьким почти безграничные возможности по изучению русской и зарубежной литературы.
Кстати, результаты многочисленных психологических исследований показали, что сказки про добро – это замечательный пример для подражания. Ведь почти каждый человек в детстве хотел быть похожем на любимого принца, волшебника или богатыря. Поведение каждого участника и общий настрой помогают в развитии и в поисках верных решений.
Стоит также отметить и басни о животных, где маленькие зверьки находятся под защитой сильных. Так, очень часто медведь представляет собой символ леса, и он оберегает каждого живущего в чащобе – маленького зайчишку-хвастунишку, муравья-трудоголика, и даже лисицу-сестрицу берет под контроль. Все эти существа, люди и общая атмосфера ведут чадо в фантазийную страну, где все преграды, как и в жизни, преодолеваются только с благими намерениями наряду с силой духа и отважным сердцем.
Добрые сказки для детей — читаем на сайте «Сказочка Онлайн»
Эти добрые сказки созданы для вас автором сайта Юлией Лавренченко. Они обладают целительным эффектом. Ведь в каждой истории ваш ребенок не только познает добро, но и научится решать свои задачи в этом прекрасном мире. Читайте эти сказки перед сном, когда ваши детки максимально расслаблены и готовы к восприятию полезных знаний через сказочные образы. Приятного и продуктивного вам чтения!
Добрые авторские сказки Юлии Лавренченко
Добрая сказка на ночь про страх неодобрения и критики
Автор: Юлия Лавренченко
Заинька-бездельник
Жил-был на свете заинька, который целыми днями ничего не делал. Не потому, что ничего не хотел, а потому, что очень сильно боялся критики и неодобрения со стороны окружающих зверей. Но другие-то об этом не знали, поэтому нашего героя так и прозвали — бездельник.
— И не надоело тебе целыми днями ничего не делать? — поинтересовалась мимо пролетающая пчелка.
— Не надоело, — отвечал ей заинька.
— А, может, поможешь мне за детками приглядеть, пока я на работе?
— Не могу, вдруг что не так сделаю.
И продолжал заинька дальше сидеть без дела. Вдруг он услышал громкий крик, раздававшийся поблизости:
Обернулся наш герой и увидел, как огромный орел схватил полевую мышь в свои цепкие лапы.
— Если я сейчас быстро подпрыгну и схвачу мышку, то, возможно, мне удастся ее спасти, а если я ничего не сделаю, никто меня не осудит, но и мышка тогда погибнет.
Заинька снова услышал мышиный писк о помощи и что есть мочи подпрыгнул вверх, схватился за мышку и больно укусил орла за лапу. Тот от неожиданности разжал лапы и выпустил свою добычу. Пока орел отвлекался на свою боль, мышка с заинькой быстро убежали и спрятались от хищника.
— Спасибо тебе, ты спас меня! Ты настоящий герой! — восхищенно воскликнула мышка.
— Я очень рад, что смог тебе помочь. А если бы у меня не получилось это сделать, ты бы осуждала меня? — поинтересовался заинька.
— Нет, конечно! Не стоит бояться что-то сделать только потому, что кто-то тебя осудит или будет критиковать. Каждому свойственно ошибаться, и каждый имеет право на свое мнение. Поэтому глупо ничего не делать в угоду своим страхам. Тем более, ведь кто-то может критиковать тебя за то, что ты целыми днями ничего не делаешь, разве ты не думал об этом.
— Мне это даже в голову не приходило, спасибо тебе, мышка, что открыла мне глаза.
— Была рада тебе помочь! Запомни главное: ты не можешь повлиять на чье-то мнение, но ты можешь не обращать внимания на него, если не согласен с ним. А еще ты вправе ошибаться и иметь свое мнение, поэтому не следует расстраиваться всякий раз, когда кто-то тебя критикует.
Послушал заинька мудрые слова своего нового друга и с тех пор решил больше не тратить свою жизнь на безделье. Теперь он спокойно относился к чужому мнению, поэтому перестал бояться критики и неодобрения со стороны окружающих зверей. А те лишь удивлялись переменам в заиньке, которого раньше считали бездельником.
Вопросы к сказке на ночь для развития эмоционального интеллекта ребенка:
Добрая сказка с хорошим концом о том, как сбрасывать эмоциональное напряжение
Автор: Юлия Лавренченко
Как воробышки
Жили-были на свете два брата Костя и Сева. Костя был постарше, поэтому часто задирал младшего Севу. А еще мальчишки не решали спорные вопросы мирным путем, потому что каждый хотел показать свою силу. Если один в чем-то побеждал, то другой всегда злился, и наоборот. От этого братья становились еще агрессивнее по отношению друг к другу.
Однажды маме надоело смотреть, как конфликтуют ее сыновья, и она сказала им:
— Мои хорошие, я вас обоих люблю, но мне не нравится, когда вы друг на друга выплескиваете свой гнев. Я понимаю, что, возможно, вы очень устали, поэтому не хотите мирно решать вопросы, но давайте попробуем поступить иначе.
— Как? — в один голос спросили мальчишки.
— Давайте представим, что вы превратились в воробышков. Сядьте на корточки, обхватите руками свои колени и начните подпрыгивать и толкать друг друга, как воробышки, но рук при этом разжимать нельзя. Кто не удержится, должен снова крепко обхватить руками свои колени и продолжить бой.
Братьям так понравилась эта затея, что они не заметили, как во время «воробьиного» боя из их тел ушли напряжение и злость. Костя и Сева от души повеселились.
Им так понравилось превращаться в воробышков, что теперь они решили играть в «воробьиные» бои всякий раз, когда им захочется подраться. Такое упражнение помогало им не только снимать гнев и напряжение в теле, но и учиться решать спорные вопросы мирным путем. Ведь после «воробьиных» боев братьям больше не хотелось обижать друг друга.
Вопросы к сказке с хорошим концом для развития эмоционального интеллекта ребенка:
Сказка о добром мышонке, который не обращал внимания на завистников
Автор: Юлия Лавренченко
Добро равно победа
Жил-был на свете маленький добрый мышонок, который ко всему на свете относился хорошо и тепло. Ни одно живое существо и ни один случай в его жизни не могли вывести нашего героя из доброго расположения духа. Поэтому многие звери завидовали его доброте.
Однажды большая серая кошка-завистница решила одержать над мышонком победу и доказать ему, что побеждает не добро, а тот, кто сильнее. Предложила она нашему герою сдвинуть неподъемный для его веса камень.
— Давай, кто сдвинет камень, тот и победит, — предложила кошка.
— Договорились! А кто не победит, тот пусть не злится ни на кого,- поддержал ее мышонок.
— Хорошо! Я первая начну!
Кошка, окрыленная мыслями о своей предстоящей победе, решила одной лапой пнуть камень, чтобы сдвинуть его с места. К ее удивлению, у нее ничего не вышло… Она попробовала снова, и снова ничего. Тогда кошка сильно разозлилась и двумя лапами стала изо всех сил толкать камень. Но тот оказался неподъемен и непоколебим.
Когда подошла очередь мышонка, завистница во весь голос расхохоталась:
— Можешь даже не стараться, если у меня ничего не вышло, то у тебя и подавно не получится камень сдвинуть!
Тогда мышонок подошел к камню, ласково погладил его и шепнул:
— Пожалуйста, подвиньтесь немного, господин камень, под вами гибнет трава, на которой вы сейчас лежите.
К ее удивлению, камень послушал мышонка и перекатился на асфальт. Кошка разозлилась еще сильнее, а камень лишь сообщил ей:
— Ты меня гневом пыталась взять, а мышонок — добром. Вот я и прислушался к нему.
А наш герой тем временем напомнил кошке об их договоренности.
— Мы договаривались, что проигравший не злится ни на кого, — сказал мышонок.
Кошке пришлось выполнять договоренность, она перестала злиться на себя, камень и мышонка. Ей так понравилось пребывать в добром расположении духа, что с тех пор она решила не завидовать мышонку, а учиться у него доброму отношению к окружающему миру.
Вопросы к сказке про доброго мышонка для развития эмоционального интеллекта ребенка:
Юлия Лавренченко
Мама дочки и сыночка. Создатель уникальных терапевтических сказок. Пишу сказки на заказ. Творю с любовью и на радость детям!
День доброты
Рассказы и сказки, пословицы и поговорки о доброте
“Добро в человеке надо растить, это всеобщий долг всех людей всех поколений”. (Чингиз Айтматов)
Во все века у всех народов мира ценилась доброта. Это одно из лучших качеств человека. Не зря же люди,приглашая в свой дом говорили:” Добро пожаловать, заходите, люди добрые!”
Пословицы и поговорки о доброте
О доброте народ сложил много пословиц и поговорок:
– Тот не человек, кто добра не делал.
– У доброго человека нет злобы.
– Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
– Доброму человеку и чужое горе – печаль.
– Добрый человек добру и учит.
– Доброе слово и кошке приятно.
– Хочешь себе добра – не причиняй другому зла.
– Человек рождён, чтобы творить добро.
– Доброе имя дороже всех сокровищ мира.
Во многих любимых нами сказках главным героем был ДОБРЫЙ молодец. За свои добрые дела, доброе отношение к окружающим людям и зверям герой сказки достигал успеха в своих делах и часто получал вознаграждение за это, а тот, кто делал зло – наказывался. Вспомните такие сказки, как “Морозко “, “Сивка – Бурка”, “Падчерица и мачехина дочка”, “Госпожа Метелица” Братьев Гримм, “Сказку о царе Салтане и о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче,и о прекрасной царевне-лебеди” А. С.Пушкина:
“Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе все не горе.
Отплачу тебе ДОБРОМ…
И вот в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина:
Как взмолится золотая рыбка:
“Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь!”
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
“Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.”
Этот старик был добрым человеком, отпустил золотую рыбку, да ещё сказал ей на прощанье доброе слово.
А какие добрые, вежливые слова вы знаете? Правильно, это такие слова,как:
СПАСИБО!
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ПОЖАЛУЙСТА!
ИЗВИНИТЕ!
БУДЬТЕ ДОБРЫ!
ДО СВИДАНИЯ! и многие другие.
И если ты будешь использовать эти добрые слова-ключики, то они помогут тебе решать многие проблемы, так как нет таких сердец, которые не открылись бы перед добрым, вежливым, воспитанным человеком. А ещё тебе помогут эти добрые,вежливые стихи:
“Добрый вечер! – так встречаю
Всех,домой спешащих к чаю.
“Ах, какая приятная встреча!
Добрый вечер, мой друг, добрый вечер!”
Только эти слова я сказал
И немного добрей сразу стал.
За что мы говорим спасибо?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать!
И что обещал, забывать.
Но, если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
Добрый день! – тебе сказали,
Добрый день! – ответил ты,
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Эти слова вам известны давно,
Видишь, они и просты и не новы,
Но я еще повторю все равно:
– Добрые люди, будьте здоровы!
– Будьте добры –
Это я говорю по секрету,
– Будьте добры –
И не ждите за это конфету.
– Будьте добры –
Без игры и во время игры,
Если сумеете,
Будьте скорее добры.
Волшебные слова
Живут в стране повсюду,
Волшебные слова,
Я вас не позабуду.
Чем больше добрых слов
Мы дарим в жизни людям,
Тем лучше и добрей,
Друзья,мы с вами будем.
(Из песни “О вежливых словах”)
Поучительные рассказы для детей
Предлагаем вам прочесть рассказ Осеевой В.А. “Волшебное слово” о том, как мальчик Павлик узнал волшебное слово,с помощью которого смог добиться того, чего ему очень хотелось.
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь,- сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет!- крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю:
– Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берет тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре.
Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
– Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
-Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
“Волшебник! Волшебник!” – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.
Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты,путешественник! Ну ладно, собирайся!
“Помогло! Опять помогло!”
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начертанные зонтиком непонятные знаки.
А теперь подумайте и ответьте на такие вопросы :
1) Павлик вел себя грубо, требовательно, неуважительно. Как на это реагировали его сестра, бабушка, брат?
2) Какое волшебное слово прошептал Павлику добрый старик и как его нужно говорить?
3) Поменялось ли отношение сестры Лены к Павлику после того, как он попросил её дать ему краску, добавив волшебное слово?
4) Почему так засияли глаза бабушки и она улыбнулась Павлику, когда он обратился к ней с волшебным словом?
5) Помогло ли Павлику волшебное слово, когда он попросил брата взять его с собой покататься на лодке?
6) Лучше или хуже стало Павлику после того, как он вежливо, по доброму, уважительно стал обращаться к членам своей семьи?
А замечали ли вы, что добрыми могут быть не только люди но и звери? Об этом вы сможете узнать, прочитав поучительный рассказ К. Д. Ушинского “Играющие собаки”. Этот рассказ о доброй, умной большой собаке.
ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.
Но мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
-Видишь ли, – сказал Володе отец. – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем,что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Василий Александрович Сухомлинскй родился в Кировоградской области в семье деревенского плотника. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Кировоградской области.
Сухомлинский – участник Великой отечественной войны. В 1942 году тяжело ранен под сердце. Награжден за боевые заслуги Орденом Красной Звезды.
Работал директором школы, а с 1944 года – заведующим Онуфриевского районного отдела народного образования. С 1948 года и до последних дней жизни – директором средней школы в Кировоградской области.
В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию. В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.
Василий Сухомлинский автор 30 книг и 500 статей. Книга его жизни “Сердце отдаю детям”.
В. А. Сухомлинский был членом-корреспондентом Академии педагогических наук,кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем школы, Героем социалистического труда.
Предлагаем вам прочитать несколько рассказов В. А. Сухомлинского о чуткости, доброте и зле.
Рассказы для детей
ЯБЛОНЬКА ОЖИВАЕТ
Первоклассник Мишко бегал по двору и сломал маленькую яблоньку.
– Мишко яблоньку сломал! Мишко яблоньку сломал! – закричали дети, побежали к учительнице и рассказали ей, как всё было.
Мишко стал молчаливый и задумчивый. Он приходил в школу задолго до уроков, смотрел на зелёный рядочек яблонь.
Сломанная Яблонька стояла сухая, покалеченная. Мишке было тяжело смотреть на неё.
Однажды учительница повела класс в сад.
– Дети, – сказала она, – давайте посчитаем, сколько в нашем молодом саду яблонек, груш, вишен.
– Яблонька оживает! – сказал он взволнованно учительнице. Учительница подошла к сухому деревцу.
– Да, яблонька оживает, – обрадовалась она. – Это будет твоя яблонька. Хорошо,Мишко?
– Хорошо!- воскликнул Мишко, и глаза его сияли. Он побежал к колодцу.
– Куда же ты побежал, Мишко? – спросила учительница.
– Полью свою яблоньку.
КОНЬ УБЕЖАЛ
В четвертом классе на уроке математики учитель дал задачи для самостоятельной работы. Все склонились над
тетрадями и сосредоточенно писали.
На последней парте сидел Витя. Он заканчивал решать задачу, как вдруг на парту упала записка.
“Это опять, наверное, от Петрика, – подумал Витя. – Опять просит коньки. Что же я ему все время буду давать свои коньки?”
– Иван Петрович, – поднялся Витя, – мне кто-то записку бросил… Разве можно на уроке записки писать?
– Записки на уроке писать нельзя, – сказал Иван Петрович. – Но если уж тебе кто-то написал записку, то рассказывать о ней учителю – нехорошо, Витя. Записка – это же тайна, которая должна быть известна только тебе и твоему товарищу. А ты раскрываешь эту тайну. Возьми записку, спрячь, на перемене прочтешь…
Витя покраснел. В классе воцарилась тишина. Время от времени некоторые мальчики поднимали голову, смотрели на Витю, и в их взглядах он видел удивление и возмущение.
Витя развернул записку и прочитал. “Витя,- писал Петрик,- я нарисовал тебе огнегривого коня. Если хочешь, дам тебе”.
На перемене Витя подошел к Петрику.
– Давай коня,- сказал Витя.
УГОСТИЛИСЬ ЯБЛОКАМИ
У старенькой бабушки возле хаты растет большая яблоня. Густо уродились яблоки в этом году. Даже ветки гнутся.
Пришла осень. Дозрели яблоки. Шли из школы три весёлых мальчика – Петр, Николай и Иван. Видят, на яблоне яблоки висят, ароматные, краснобокие.
– Давайте попросим у бабушки яблок.
Попросили. Бабушка приглашает ребят.
– Идите, дети, нарвите себе яблок, ешьте.
Нарвали мальчики полное ведро яблок. Сели, едят. А огрызки бросают возле хаты.
Наелись, встали и пошли домой. Забыли поблагодарить, а об огрызках и говорить нечего: лежат под хатой.
Встала старенькая бабушка, вздохнула и пошла огрызки собирать. Собрала и отдала козе.
Неблагодарность за добро – это уродливо.
КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ
В одной семье случилось большое горе – умер отец. Похоронили отца.
Возвратился юноша домой, а в это время приходит к нему товарищ и говорит:
– Сегодня футбольные соревнования. Мы играем с командой из соседнего села. А ведь ты – лучший наш игрок. Надо идти играть.
– Ну,что ж – пойду, поиграю,- сказал юноша.
И он играл в футбол. Как будто ничего не случилось дома, как будто и не умер отец, как будто и не было похорон…
Это человек с жестким, каменным сердцем. Как мог вырасти такой страшный,бездушный, бессердечный человек?
Этот юноша жил только собственными желаниями. Ничего и никогда не делал он доброго для людей. И вырос человеком с каменным сердцем.
БАБУШКА ОТДЫХАЕТ
Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.
Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
Галинка пригрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо,Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В её глазах светилась радость.
КРАСИВЫЕ СЛОВА И КРАСИВЫЕ ДЕЛА
Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик..
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Прочтите и эту интересную народную сказку о добром молодце, который уважительно, вежливо относится к старикам, помогает им во всём и добивается своей цели в жизни.
Сказка о доброте
ЖИВАЯ ВОДА И МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОКИ
Жил-был царь, у него было три сына. Сыновья повзрослели, а царь состарился и заболел неизвестной болезнью. Позвали самых лучших врачей, откуда только можно, ничем не смогли они помочь царю, здоровье его становилось все хуже и хуже. Привели во дворец знахарей. Осмотрели знахари царя и говорят:
– Помочь могут только живая вода и молодильные яблоки. Все это находится в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Как туда попасть, никто не знает, вот там-то есть колодец с живой водой и растет яблоня с молодильными яблоками.
Призвал царь к себе своих сынов и говорит:
– Кто из вас добудет для меня живой воды и молодильных яблок, тому отдам полцарства при моей жизни, а когда помру, то и все ему достанется.
– Я первым буду испытывать свое счастье, – сказал старший сын. – Если у меня ничего не получится, тогда на поиск отправится средний брат, а если и у него не выйдет, тогда младший, Иван-царевич, отправится в путь.
Приказал царь снарядить корабль и отправил старшего сына на поиск. Сутки плывет корабль, вторые, а на третьи вдруг корабль полетел, как птица. Что ни делали моряки: спускали паруса, бросали якоря – ничто не могло удержать его, пока на четвертые сутки приплыли они к какому-то острову. Сошел царевич на берег, а там такая красота, что и описать трудно. Везде цветы диковенные цветут, на деревьях плоды необычные растут и птицы красивые поют, а между деревьями ручей весело журчит. Ходил-бродил царевич по острову и дивился его красе, как вдруг увидел маленькую птичку. Она так красиво пела, что царевич захотел ее поймать. Только подкрадется к ней, а она перелетает с одного куста на другой. Так охотился царевич много времени, пока не наступила ночь и птичка пропала куда-то. Оглянулся царевич и понял, что заблудился, и не понятно,как к кораблю вернуться. Стал пристальнее смотреть по сторонам и увидел еле заметную тропинку. Пошел по этой тропинке и видит, стоит старая хижина. Зашел он в хижину, а в ней сидит старик с большой седой бородой.
– Здравствуй, добрый молодец! С чем пожаловал? – приветствовал его старик.
– Ах ты, старый хрыч! Я царевич, и ты должен меня накормить и напоить, а потом, если я позволю, можешь всякие вопросы задавать.
Старик посмотрел на царевича сурово, встал, и вся его невзрачная одежда превратилась в шитый золотом царский кафтан, на голове засверкала драгоценными камнями царская корона, а хижина стала дворцом.
– Эй! Стража! Этот молодой человек неуважительно относится к старикам, взять его!- громким голосом приказал старик.
Не понятно откуда выскочившие стражники схватили царевича и бросили его в темницу.
Три дня команда корабля искала царевича. Весь остров обошли, все деревья и кусты осмотрели, нет нигде царевича, как сквозь землю провалился. Поплыл корабль назад.
Очень огорчился царь-батюшка, узнав о пропаже своего старшего сына, и еще сильнее заболел.
Пришел средний сын к отцу и просит его отпустить в путь-дорогу.
Жаль было царю отпускать среднего сына, но делать нечего. Снарядили корабль, и поплыл он по воле волн. Опять два дня плыл спокойно, а на третий – полетел стрелой и ничто не могло его остановить.
На четвертый день, как и прежде, пристал корабль к острову, спустился царевич на берег и опять произошла та же история, что и со старшим братом.
Десять дней команда искала царевича. Обыскали всё, а царевич как сквозь землю провалился. Так ни с чем корабль вернулся назад.
Совсем слег царь-батюшка, узнав печальную новость. Спустя некоторое время призывает он к себе младшего сына и говорит:
– Знаю я, что и ты хочешь по примеру своих старших братьев отправиться за живой водой и молодильными яблоками, но я тебе велю не делать этого, судя по всему, мне недолго осталось жить и я об одном прошу, отыщи своих старших братьев, хочу перед смертью посмотреть на них в последний раз, а живой воды и молодильных яблок мне не надо, видать не судьба.
Снарядили корабль в третий раз. И в третий раз повторилась история, но не вся…
Вошел царевич в хижину, увидел старика, поклонился ему и говорит:
– Здравствуй, дедушка! Что же ты сидишь впотьмах, да и печь не топлена, а сам, поди, голоден. Ну, ничего, я сейчас нарублю дров, растоплю печь и что-нибудь приготовлю на ужин.
С этими словами он снял с себя кафтан, взял топор, и закипела работа. Вскоре в хижине стало тепло и светло. Старик с гостем сидели за столом, пили чай и вели неторопливую беседу. Старик спрашивал, а юноша ему рассказывал
себе. Потом они легли спать.
Утром царевич проснулся и диву дается: все вокруг изменилось. Вчерашняя хижина превратилась в царский дворец, жесткая лавка, на которой он спал,- в мягкую кровать.
Подошел к окну и видит за окном чудесный сад. Вышел царевич в сад, а навстречу ему идет девица необычной красоты.
– Здравствуй, красавица!- поклонился ей царевич,- меня зовут Иван-царевич, где я нахожусь и кто ты?
– Здравствуй, Иван-царевич, зовут меня Елена Прекрасная, я единственная дочь царя-волшебника. Батюшка мой решил выдать меня замуж и ищет мне жениха, – заманивает на волшебный остров царевичей и испытывает их. Тех, кто не проходит его испытаний, он сажает в темницу, и ты у него во дворце.
– И много ли царевичей в темнице сидит?
– Пока только двое, но если ты не пройдешь испытания, то и тебя посадит, грустно ответила царевна.
– А где же сейчас твой отец?
– Он сейчас занят и велел мне, чтобы я встретила тебя и показала дворец и сад, так что, если ты хочешь, пойдем со мной.
С этими словами Елена Прекрасная взяла Ивана-царевича за руку и повела его по садовой аллее. Долго ли, коротко ли гуляли молодые люди по саду, но полюбили друг друга так, что Иван-царевич забыл зачем он здесь. Так прошло несколько дней. Как-то приснился Ивану-царевичу царь-отец и вроде бы он говорит:
– Совсем мне худо, и нет возле меня моих сыновей, видать, так и помру, не попрощавшись.
Наутро Иван-царевич говорит Елене Прекрасной:
– Пора мне домой, но прежде, чем уехать, я хотел бы поговорить с твоим батюшкой, отведи меня к нему.
– Что ты хочешь, или тебе надоело быть у меня в гостях, или какая забота гонит, или просьба у тебя есть?
Отвечай, чем могу помочь – помогу, – говорит приветливо царь.
– Твоя правда! Есть у меня к тебе просьба, да не одна, а целых две. Отец мой помирает, хочет попрощаться со своими детьми, поэтому прошу отпустить меня и моих братьев к отцу.
Нахмурился царь, сердито посмотрел на Ивана-царевича и говорит:
– Не этого ждал я от тебя. Ну а какая твоя вторая просьба?
– А еще я прошу тебя, отдай за меня замуж свою дочь Елену Прекрасную. Не представляю себе свою жизнь без нее.
– Нравится мне, что ты сперва о других думаешь, а потом о себе. Ладно, так и быть, отпущу я тебя и передам твоему отцу живой воды и молодильных яблок. Ступай на корабль и плыви к своему батюшке.
– А как же мои братья? – спрашивает Иван-Царевич.
– Братья? – снова нахмурился царь, не хочу отпускать я твоих братьев, плохие они люди, да и тебе навредят. Чувствую я, быть беде! На коленях умолял Иван-царевич отпустить братьев и в конце концов добился своего.
В это время Елена Прекрасная, почувствовав неладное, пришла к отцу и уговорила его превратить её в чайку.
Набрала чайка в клюв живой воды из колодца и полетела искать любимого Ивана-царевича. Пять дней и ночей летела чайка. Очень ей хотелось есть, а еще больше мучила жажда, но чайка не могла ни есть, ни пить, так как в клюве у нее была живая вода, которую она берегла для Ивана-царевича.
На шестой день обессиленная чайка перелетела море и подлетела к Ивану-царевичу. Села птица ему на грудь и осторожно вылила живую воду ему на губы, а сама упала бездыханно. Иван-царевич вздрогнул и открыл глаза, увидел мертвую птицу и все понял, взял чайку в руки, поцеловал ее в клюв, и она превратилась в Елену Прекрасную.
Каково было удивление старших братьев, когда они увидели входящих во дворец Ивана-царевича, живого и невредимого и Елену Прекрасную. Пали они к ногам младшего брата, стали его умолять не губить их. Иван-царевич подошел к отцу и все ему рассказал. Велик был гнев царя-батюшки, хотел он навеки посадить старших братьев в темницу, но Иван-царевич уговорил его этого не делать. Тогда велел царь изгнать старших братьев навсегда из царства и благословил Ивана-царевича и Елену Прекрасную.
Вскоре сыграли всем царством свадьбу, и стали Иван-царевич и Елена прекрасная жить-поживать да добра наживать.
1) На поиски чего отправился старший царский сын на корабле?
2) Как встретил царевича старик в хижине?
3) Вежливо ли отвечал старику царевич и что с ним затем произошло?
4) О чем просил своего младшего сына Ивана-царевича царь?
5) Как вел себя Иван-царевич в хижине старика, что он увидел утром?
6) Что понравилось царю-волшебнику в просьбах Ивана-царевича?
7) Добром ли отплатили старшие братья Ивану-царевичу за свое освобождение из темницы?
8) Какой ценой вернула Ивана-царевича к жизни Елена Прекрасная?
9) Восторжествовало ли добро над злом в этой сказке?
10) Приведи примеры добра и зла из других сказок.
11) Подумай и объясни, что значит быть добрым человеком?
12) Как ты думаешь, почему народы мира решили проводить Международный день доброты?
Песня о доброте
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
не зависит доброта от цвета,
доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей.
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта живёт на свете,
Радуются взрослые и дети.