Сказка как средство развития речи дошкольников
Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Востребована сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста, поскольку ее можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать.
Активная и пассивная роль сказки в развитии речи дошкольников
Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и пр), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.
Звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3-летний малыш склонен повторять «В тридевятом царстве…», «опечалился добрый молодец», «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим, пассивно, — важные для формирования речи функции:
Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
Развитие связной речи дошкольников посредством сказки
Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.
Дошкольник может включаться в перипетии сюжета неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй.
Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебное действо, из третьей запомнилось рифмованное заклинание. И вот уже детская фантазия выдает новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.
Пересказ
Частично пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут упустить значительную часть событий, но обязательно употребляют самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий. Даже такой поверхностный пересказ способствует развитию речи в 3-4 года.
Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения.
Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают сказку своими словами. Они испытывают непосредственное эмоциональное отношение к персонажам и описываемым событиям. Их понимание происходящего опирается на сопереживание героям. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.
В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская только те эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно. Для более связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы:
Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали. Но активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению.
Сочинение сказочных историй
Сочинения являются эффективным методом, развивающим речь. Но сложным. Дети постарше не все справляются с подобными заданиями, что уж говорить о дошкольниках. Тем не менее «сочинять сказочки» можно и с маленькими детьми.
В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.
4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».
В сочинительстве малышей важен не завершенный сюжет, а непосредственный процесс придумывания истории и составление предложений со смыслом.
Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок. Придумывая свои сказочные истории, дети берут за основу те мотивы, которые им известны по знакомым сказкам. То они заколдовывают-расколдовывают, то придумывают задания, которые нужно выполнить за одну ночь, то наделяют волшебством отдельные предметы.
Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями. Например, можно предложить ребенку придумать главного героя и сочинить о нем сказку по основным элементам:
Эти опорные элементы используются во многих сказках. Дошкольники по аналогии придумывают свои истории. Сходство с известными произведениями помогает автору больше направлять внимание на формулировки, на речевое выражение содержания.
Использование формата сказки для развития речи дошкольников
Сказка может служить привычным форматом и для целенаправленных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
1)Например, интересно формировать волшебный поезд, который тронется в путь только при выполнении важного условия. А условие состоит в том, чтобы в каждый вагончик сел соответствующий пассажир. Соответствия могут быть разными:
2)Восприятию буквенно-звукового состава слова поможет расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
Консультация «Сказка как средство развития речи дошкольников»
Елена Гавриш Гавриш
Консультация «Сказка как средство развития речи дошкольников»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка»
Забайкальский край г. Борзя
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель: Гавриш Е. В.
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитие детей, в том числе на развитие речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни ребенка, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно ставить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Определить роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.
1.Образовательные: развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, расширять словарный запас; учить связно пересказывать небольшие сказки; учить воспитанников высказывать небольшие сказки; учить детей высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать беседу; обучать детей играм-драматизациям по сказкам.
2.Воспитательные: прививать детям любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам; воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.
3. Развивающие: развивать у детей память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности детей старшего дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ НА 2018-2019 УЧ. ГОД
РАЗДЕЛ СРОКИ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ
(КОНСУЛЬТАЦИИ,НОД, ПАПКИ-ПЕРЕДВИЖКИ)
Изучение методической литературы Сентябрь-май 1. Постановка проблемы и определение актуальности выбранной темы самообразования.
2. Изучение методической литературы по теме самообразования; разработка методов работы по развитию речи сказкотерапией.
3. Сомоанализ по теме самообразования. Составление библиографии по теме самообразования.
Работа с детьми Октябрь Чтение русских народных сказок: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Журавль и цапля».
Сказкотерапия: «Зайка-зазнайка».
Паномимический этюд: «Хвастовство».
Тренинг по сказкам:
«Листочек и ворона» Инсценировка сказок «Репка», «Колобок».
Ноябрь Тематические занятия: «Рисование сказочной страны», «Сказочное путешествие».
Настольно-печатные игры: «Угадай сказку», «Сказочные герои».
Сказкотерапия: «Зайка-зазнайка».
Пантомимический этюд: «Испуг»
Тренинг по сказкам: «Как лиса еже перехитрить хотела». Составление картотеки дидактических игр по теме самообразования.
Консультация для воспитателей: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста».
«Вгостях у сказки».
Чтение и заучивание считалок, потешек.
Сказкотерапия:
Тренинг по сказкам:
«Снежная баба».Конкурс рисунков детей и родителей:
«Моя любимая сказка».
«Сказкотерапия».
Январь Беседы по сказкам:
«По щучьему веленью»,
«Пузырь, соломинка и лапоть».
Просмотр мультфильмов по сказкам.
Сказкотерапия:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Тренинг по сказкам: «Горка» Пополнение предметно-развивающей среды в группе (дидактические игры).
Февраль Сказкотерапия:
Игры: «Угадай по ритму», «Угадай по музыке».
Тренинг по сказкам:
Настольный театр по выбору детей. Составление картотеки театрализованных игр.
Март Сказкотерапия:
Пантомимический этюд: «Печаль».
Тренинг по сказкам: «Как сугроб в лесу зиму встречал».
«Сказка в нарисованной стране», «Сказки на песке».
Настольно печатные игры: «Угадай сказку», «Сказочные герои». Составление картотеки русских народных сказок.
Пополнение детский библиотеки.
Апрель Чтение сказокзарубежных писателей:
Пантомимический этюд: «Страх».
Тренинг по сказкам:
«Как зима из леса не хотела уходить»,
Рассказывание сказок по мнемотаблицам. Составление картотеки сказок зарубежных писателей.
НОД для воспитателей по развитию речи.
Май Беседа с детьми:
О любимых сказках и сказочных героях.
Рассказывание сказок по иллюстрациям, по мнемотаблицам, отгадывание загадок о сказочных героях.
Игры с разными видами театров (по выбору детей).
Тренинг по сказкам «Клумба».Викторина: «В гостях у сказки».
Отчет работы по теме самообразования.
Работа с родителями. Октябрь Консультация:
«Роль сказки в развитии детей».Папка-передвижка:
«Сказка для ребенка».
Ноябрь Познакомить с методическим пособием Т. А. Куликовская «Тренинги по сказкам по формированию связной речи детей» Составление для родителей списка русских скакзочников.
Декабрь Консультация:
«Роль фольклора в познавательном развитии детей».
Совместно с родителями заучивание потешек, считалок, песенок. Конкурс-выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Январь Информация по теме: «Сказкотерапия».
Пополнение предметно-развивающей среды (дидактические игры, костюмы, атрибуты костюмов, кукольный театр). Картотека дидактических игр.
Февраль Консультация:
«Театр в жизни ребенка».
«Сказкотерапия». Папка-передвижка
«Книги каких русских писателей-сказочников есть у вас дома?».
Подобрать мнемотаблицы по теме самообразования.
Апрель Беседа: «Что читать ребенку дома?»,
Пополнение предметно-развивающей среды
(кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр).Подобрать список литературы для родителей: «Читаем дома».
Май Рекомендации по использованию дидактических игр по теме «Сказки». Фото выставка для родителей.
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения.
Театрализация как средство развития речи дошкольников «Театрализация как средство развития речи дошкольников» Уважаемые коллеги! У меня появилась возможность поделиться своими педагогическими.
Биоэнергопластика — инновационное средство развития речи дошкольников В настоящее время наблюдается тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. С чем это связано? Ответ на этот вопрос неоднозначен,.
Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Театрализованная деятельность в детском саду позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Благодаря театру ребенок познает мир.
Консультация для родителей от 3–7 лет ДОУ «Сказкотерапия — как средство развития речи дошкольников» Консультация для родителей от 3–7 лет ДОУ на тему: «Сказкотерапия – как средство развития речи дошкольников». Подготовила учитель-логопед.
Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников» Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», рассказывать. Талантливые сказочники в народе.
Мультимедийная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников Важным моментом в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста является умение самостоятельно сочинять сказки. Самостоятельное.
Отчет по самообразованию «Сказка, как средство развития речи дошкольника» Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей.
Сказка как средство развития речи дошкольников Сказка как средство развития речи дошкольников Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского.
Сказка как средство развития связной речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной.
Статья на тему: «Сказки, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
специалист в области арт-терапии
Антясова Л.А. воспитатель
«Сказки, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
В мире нет ничего,что не может быть поучительным,
— нет и сказок, которые не заключали бы в себе
материал «дидактики», поучения.
В современном мире, где ребенку книгу заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса, особенно остро стоит вопрос развития речи дошкольников.
Слушая взрослых, дети запоминают многие слова, выражения, способ их использования и таким путем обогащают свой язык.Одной из задач чтения и рассказывания является обогащение словаря ребенка.
Психологи утверждают, что дошкольный возраст-сензитивный период, который является самым благоприятным для развития речи, а так же, формирования культуры речевого общения малыша.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.Выготский,А.С.Леонтьев, Е.И. Тихеева, О. И. Соловьева.
Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.
Практика же показывает, что развитие речи детей дошкольного возраста является очень трудоемким и ответственным процессом, который требует определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее действенных методов и приемов обучения. А учитывая то, что ребенок практически целый день находится в дошкольной организации, то главным ответственным лицом является воспитатель.
Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша.
Опираясь на наш опыт работы в детском саду, мы выяснили с помощью анкетирования и индивидуальных опросов родителей, что в семье взрослые не читают детям сказки, а занимаются своими делами, детей же отвлекают телевизором или игрой на планшете, сотовом телефоне. Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, дети насыщаются ненужной информацией, от того становятся гиперактивными, неусидчивыми, не умеют друг с другом договариваться, мало общаются. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что малыши плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.
Взрослое поколение понимает огромную значимость речи, которая помогает маленькому дошкольнику познавать окружающий мир, делиться своими знаниями, рассказывать о своих переживаниях. Малый, имеющий в своем активном словаре скудный запас лишен такой возможности. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды деятельности при работе с детьми в детском саду и использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов существенно влияют на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.
Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров дал следующее определение: «Сказки-это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».
«Сказки-это блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст их родителей». Конечно же, любой воспитательный процесс идет совместно с родителями, которые принимают активное участие в развитии речи своего любимого чада. В связи с этим, мы бы рекомендовали им:
-чтение народных сказок с меняющимся голосом и интонацией;
-совместные настольные игры по сказкам;
-совместное изготовление книжек – малышек для обогащения библиотеки группы;
-дни без гаджета (отключение на целый день телевизоров, телефонов и компьютеров);
-постановка и инсценировка сказки родителями совместно с детьми.
Современная методика развития речи включает в себя различные приемы совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.
Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Профессиональное использование различных педагогических средств, приемов и методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.
Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:
Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.
Моделирование сказок. Использование геометрических, форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок.
Использование мнемотехники для детей дошкольников становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана+схема делают сказки четкими,связными и последовательными.
Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»)
Музыкальное сопровождение (фрагменты классических произведений:А.И.Хачатурян «Танец с саблями», П.И.Чайковский «Вальс цветов»)
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия в воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.
Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р. И. Жуковская
Хочется закончить статью словами Шалвы Аманашвили:
«Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки – умные, мудрые с невероятными и обычными событиями фантастическими и обычными героями,- они постигают правду жизни. Сказки крисстализуют душу ребенка и очищают душу взрослого».
В нашем садике ведется плодотворная работа по развитию речи детей дошкольного возраста. Все педагоги используют в своей работе чтение и инсценировки различных сказок и многие другие формы и методы, способствующие всестороннему развитию детей.
Список используемой литературы
Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
Аникин В.П. Русская народная сказка.- М., 1977г
Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.// Успехи современного естествознания.- 2010.-№6
Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание//.- 2005.- №5.