Грамматическая сказка о роде имён существительных
Просмотр содержимого документа
«Грамматическая сказка о роде имён существительных»
Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.
Из этой сказки вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали.
А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён».
В этой прекрасной стране была самая замечательная школа на земле, в которую ходили исключительно одни умники и умницы. В одном классе учились только мальчики, которые вырастали и превращались в сильных и смелых мужчин. А в другом классе учились только девочки, которые после окончания учёбы превращались в прекрасных женщин.
И решили ученики этой школы попытать счастья, ведь вознаграждением являлось дальнейшее обучение в самом престижном Университете этой сказочной страны.
Прибыли они ко двору королевы. С жаром принялись за работу. Для начала решили поделить все слова между собой.
Слов-то много. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Много времени потратили на это занятие. Мальчики и девочки постоянно ссорились из-за того, что никак не удаётся им выполнить это задание. Очень сильно они расстроились, даже перестали ходить в школу и делать уроки! А работы оставалось ещё очень много, ведь не все слова были поделены.
Королева была умна и мудра. Она решила покончить со всеми распрями и следующее: «Те слова, которые забрали себе будущие мужчины, пусть будут мужского рода (в эту группу попали стул и стол, дом и мир, луч и свет, сон и звон, и много других). Те слова, которые взяли себе будущие женщины, будут женского рода (это были слова земля, луна, страна, весна и многие другие). А те, что остались ничьи, иначе говоря, неопределёнными, пусть будут среднего рода (так и стали слова солнце, море, небо, яблоко и другие существительные среднего рода)».
Так появился род у имён существительных. Дети были очень довольны таким исходом. Они с радостью приняли решение правительницы. Школа вновь наполнилась их голосами, радостным смехом. Каждый ученик был горд тем, что внёс свой маленький вклад в решение правительницы по поводу определения рода имён существительных. С той поры королева и все жители сказочной страны перестали путать существительные друг с другом. Им был известен секрет, благодаря которому все могли определять род существительных и даже сочинили маленькое стихотворение:
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу моя:
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род — оно, моё:
Сказка, как у существительных род появился.
Имена существительные бывают:
мужской род женский род средний род
он, мой она, моя оно, мое
дядя Миша земля, дочь
Женский род запомню я
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, мое!
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
— Что с тобой? – спрашивают друзья.
— Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.
— По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.
— Ну что вы! – возмутилась существительное
Значить мужской род. Ученица – она. Значит, женский род.
— Так ведь это одушевленные существительное со значением лица. А как бы с такими, частями речи, как бассейн, море?
— Здесь смотрите на окончания!
— И ничего не решают! – затараторило местоимение. – У стола, около стола – ж.рода.
Тут существительное потеряло терпение:
— Послушай! – воскликнули Прилагательные и Местоимение (как будто подслушали его мысли.) –
— Не грусти! Мы можем тебе помочь.
Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род:
Интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род:
Мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся работать при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира.
Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом:
Большая грязнуля, большой грязнуля; эта задира и этот задира.
Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде»
Морфологический разбор слова «сказки»
Морфологический разбор «сказки»:
«Сказки»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Морфологический разбор слова «сказки»
Фонетический разбор слова «сказки»
Значение слова «сказки»
Синонимы «сказки»
Разбор по составу слова «сказки»
Карточка «сказки»
Предложения со словом «сказки»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Род имен существительных
Каникулы со смыслом в Skysmart для детей 4-17 лет
Особенности категории рода существительных
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.
Род существительных— постоянный грамматический признак. Школьники изучают его с 3 класса.
Категория рода имен существительных — грамматический признак, который дает нам информацию о родовой принадлежности предмета, живого существа, явления, либо ее отсутствии.
Три рода имен существительных:
Примеры существительных мужского рода: брат, стол, папа, орел.
Примеры существительных женского рода: тетя, день, груша, пустыня.
Примеры существительных среднего рода: серебро, солнце, озеро.
Отдельно выделим класс слов общего рода. Существительные общего рода в зависимости от контекста могут употребляться в виде мужского и женского рода.
Примеры: зануда, неженка, плакса, тихоня, заводила, непоседа, почемучка, зазнайка, сладкоежка.
Определение рода имен существительных
Род имени существительного можно определить по грамматической форме прилагательного, которое с ним связано. Вот так:
У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица:
Род имен существительных можно определить по характерному окончанию в начальной форме. Таблица для проверки:
Правильно говорить: существительное мужского/женского/среднего рода.
А вот так — неправильно: в мужском/женском/среднем роде. Дело в том, что «в» означает непостоянный признак. А у существительного всегда есть число, падеж, и оно всегда определенного рода.
Род несклоняемых существительных
Несклоняемые имена существительные — это заимствованные из других языков слова, у которых на русском одна и та же грамматическая форма во всех падежах.
Чтобы определить род несклоняемого существительного, нужно учитывать значение слова и категорию одушевлённости/неодушевлённости.
Одушевленные существительные, которые называют человека по признаку пола, имеют категорию мужского или женского рода в соответствии со значением:
Иностранные слова, которые называют птиц и животных, имеют категорию мужского рода, если в контексте не указана самка:
Узнать все тонкости русского языка, еще и в увлекательной форме — помогут уроки в современной школе Skysmart. Ученики в интерактивном формате занимаются по индивидуальной программе, отслеживают прогресс в личном кабинете и чувствуют себя увереннее после каждого занятия.
Запишите ребенка на бесплатный вводный урок по русскому: расскажем, как все устроено и вдохновим на учебу!
В русском языке заимствованные слова сохраняют тот же род, что был в иностранном варианте. Это объясняет то, что в современном русском языке слова «рояль», «кофе», «кенгуру» относятся к мужскому роду. «Сальто», «шасси», «домино» — к среднему роду, а «шаль» — к женскому.
У неодушевленных существительных чаще всего средний род:
У некоторых неодушевленных существительных род определяется по опорному слову:
В географических названиях нужно понять, о каком объекте идет речь и определять род по нему:
Род аббревиатур можно определить по главному слову. Но, прежде, аббревиатуру нужно расшифровывать:
В каждом правиле есть исключения. Иногда аббревиатура может склоняться как обычное слово. Например:
Чтобы сделать, чтобы не запутаться? Все просто: проверить род слова в словаре.
Тема урока «Род имен существительных»
Цели урока:
Ход урока:
I. Организационный момент.
– Что такое имя существительное?
– Что могут обозначать имена существительные?
– Какие существительные называют одушевленными или неодушевленными?
– Как могут изменятся имена существительные?
II. Сообщение темы и цели урока.
– Вы сегодня узнаете, на какие еще группы и по какому признаку делятся имена существительные.
III. Наблюдение.
1. Прочитайте имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?
Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, прабабушка.
Мужчина | Женщина |
Вывод: В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода.
– В какой столбик ты записал слова мужского рода, а в какой женского?
– Как ты это определил? Какими словами подсказками можно воспользоваться?
Мужской род | Женский род |
он, мой | она, моя |
2. Прочитайте слова. Выпиши в 1-й столбик существительные мужского рода, а во второй – женского рода.
–Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?
– Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?
Проблемный вопрос.
– Запишите их в третий столбик. Это имена существительные среднегорода.
Сказка, как у существительных род появился.
Имена существительные бывают:
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, мое!
Это правило твое!
Проблемный вопрос:
– Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?
– Ученик с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода.
Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.)
– Как вы это объясните? (Это разные слова. Они однокоренные.)
Медведь – медведица
Волк – волчица
Заяц – зайчиха
Голубь – голубка
По родам существительные не изменяются.
Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.
IV. Первичное закрепление.
Прочитай те строки из стихотворения Фета.
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
Напишите род каждого существительного.
– Какое слово вызвало у вас затруднение в определении рода? (Птицы.)
– Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе:
Имена – имя, фамилии – фамилия
2. Определи род имен существительных.
Бананы, яблоки, груши, арбузы, огурцы.
V. Сказка «Друзья спешат на помощь»
Поставь прилагательное в нужную форму и запиши. Определи род.
3. Определение рода имени существительного.
От чего зависит выбор формы имени прилагательного?
Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставится в той же форме, что и имя существительное.
Холодный ветер (м.р.)
Веселая добрая улыбка (ж.р.)
Ласковое солнце (ср.р.)
Как определить род имени существительного.
1. Замени существительное одним из слов –
Он, мой мальчик
Она, моя девочка
Оно, мое небо
2. Подбери подходящее по смыслу имя прилагательное
Смелый мальчик (м.р.)
Умная девочка ( ж.р.)
Голубое небо (ср.р.)
VI. Игровой момент.
Впиши подходящее по смыслу имена существительные, определи род.
Душистая … Субботний … Красное … | Верный … Железная … Топленное … | Хмурое … Добрая … Смелый … |
VII. Проблемная задача.
1. Определи род выделенных имен существительных.
Я видел в зоопарке кенгуру.
На завтрак я люблю пить кофе или какао.
Не хочу шампунь, лучше вымою голову детским мылом!
– Почему из предложений, которые составил ученик, неясно, какого рода имена существительные: кенгуру, кофе, какао, шампунь?
– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти слова? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, новый шампунь.)
2. Род неизменяемых имен существительных надо запоминать.
В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю.
Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.
Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе – мужского рода.
3. Кто быстрее. «Цепочка»
– Поставь слова в нужную форму и запиши сочетания слов. Определи род неизменяемых имен существительных.
Образец: быстрое такси (ср. р.)
Розов… фламинго (…)
Широк… шоссе (…)
Грустн… шимпанзе (…)
Вкусн… эскимо (…)
Горяч… какао (…)
Нов… пианино (…)
Интересн… кино (…)
VIII. Итог урока.
– Что узнали о роде имен существительных?
– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»?
– Род каких имен существительных нужно запомнить? Почему?
Рефлексия.
– Кто из вас все еще испытывает затруднение при определении рода и числа имен существительных?
Урок русского языка по теме «Род имён существительных»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
Прогнозируемые результаты
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Воспитательные: Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу
Оборудование:
Ход урока
1. Мотивация
Слайд 1
— На экране изображенодва фразеологизма. Попробуйте их назвать. (спустя рукава, засучив рукава) Слайд 1.1
— Определите их значение.
— Правильно, ребята! Слайд 1.2
В Древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами. Со спущенными длинными рукавами работать было неудобно, так как они очень мешали. Отсюда и возник фразеологизм спустя рукава.
— И перед работой надо было подвернуть рукава, по-другому, засучить рукава. И можно было «усердно приниматься за дело».)
— Какой фразеологизм вы выберите для успешной работы на сегодняшнем уроке?
— А как мы не будем работать на уроке? (работать спустя рукава).
— В каком разделе русского языка мы работали на прошлых уроках? (морфологии)
— Что изучает морфология? (части речи)
— На какие группы их можно разделить? (самостоятельные и служебные)
— Какие вы уже знаете самостоятельные части речи? Служебные?
— С какой частью речи мы начали подробно знакомиться? (имя существительное)
— Что мы уже знаем об имени существительном? (Часть речи, отвечает на вопросы Кто? Что?)
— Что обозначает? (предметы, явления природы, живые существа, абстрактные понятия, процесс, действие, события).
— Что мы ещё знаем о сущ-х? (одуш. и неодуш, собств. и нариц., изменяются по числам) Слайд 2
— Какие это признаки сущ-х?
— Сегодня мы продолжим знакомство с именем существительным и узнаем что-то новое.
— У каждого из вас на партах есть листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать после выполнения каждого задания. И наше первое задание.
2. Актуализация
Слайд 3
— Прочитайте слова. [к а л’и к т’ и ф ][д’ и р’ э в н’ а][в а с к р’ис’эн’й’э]
Проверьте себя.
3. Самоопределение к деятельности
Постановка темы и цели урока.
— Что общего у этих слов? (имена сущ., ед.ч., неодуш., нариц.)
— А чем они отличаются друг от друга, мы сможем сказать, посмотрев небольшую сказку.
Сказка
(включается презентация на интерактивной доске)
— В моей стране живут имена существительные. И они настолько похожи друг на друга, что я их постоянно путаю.
— Объявляю, что награжу по-королевски того, кто придумает, как различать все эти имена существительные!
Услышали про это дед и баба в королевстве.
Дед набрал себе много слов и сказал:
— Пусть эти слова будут мои, мужского рода.
А баба схватила много слов себе и сказала:
— А эти слова будут мои, женского рода.
— Ребята, а вы можете помочь королеве? Как можно определить к какому роду относятся существительные? (ответы детей)
Женский род запомню я
И скажу: Она, моя.
Я запомню род мужской,
И опять скажу: Он, мой.
Дед и баба:
Средний род: Оно, моё –
Это правило твоё.
— Чем же отличаются наши словарные слова? (родом) Слайд 3
— Какова тема нашего урока? (Род имён существительных) Слайд 4
— Чему мы будем учиться? (учиться определять род имён существительных) Слайд 4
4. Открытие нового знания
— Давайте определим род этих существительных. Слайд 5.
— Какие слова нам помогут определить род имён существительных?
— Чтобы определить род у имени существительного, нужно заменить существительное подходящим по смыслу местоимением. Если можно заменить местоимением он, то это существительное мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода. (на кластере открываю карточки)
Это слова-помощники. Кластер на доске.
— >Молодцы. Но у меня возник ещё один вопрос.
— Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?
— Тогда к какому признаку можно отнести род имён существительных? (Постоянному)
Физминутка
Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.
(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)
5. Работа с учебником
— Итак, мы открыли новое знание, а сейчас мы должны потренироваться и закрепить наше новое знание.
— Откройте учебники на 19 странице, упр.№412.
— У кого всё правильно? У кого есть ошибки? Почему?
— Умницы! Даю еще два слова: ручки, ножницы.
Чтобы узнать род имени существительного в форме множественного числа, надо поставить его в форму единственного числа.
Слово«ножницы».
— Не можем определить род.
— Почему? (ответы детей)
Не имеют рода сущ-е в форме мн.ч.
В русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме мн.ч. у них нет формы единственного числа.У таких существительных род определить нельзя.
6. Работа в парах
— Определите род существительных в стихотворении. Вспомните правила работы в группе и парах!
Включить проектор с интерактивной презентацией для групповой работы.
— Пока все будут работать в парах, одна группа будет работать у доски.
6.1. Творческая работа.
Одна группа работает у доски.
— Вам надо составить из пазлов пословицу, определить род имён существительных. Объяснить ее значение.
Труд кормит, а лень портит.
(выполняется на интерактивной доске) Проверка.
— Поставьте себе в лист самооценки +
7. Игра «Кто быстрее?»
Каждый ряд получает лист с существительными. Чей ряд быстрее определит род имён существительных, выигрывает. За каждый правильный ответ получаете балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
Подведение итогов. Отлично!
8. Рефлексия
— Давайте подведём итог и расскажем, что нового мы сегодня узнали об имени существительном. Слайд
(существительные бывают м.р., ж.р. и ср.р.)
— Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?Как вы считаете, мы достигли её?
— Как мы уже много знаем о существительном.(на слайде).
Но что-то нам ещё предстоит узнать. Об этом мы поговорим на следующих уроках.
— Кто доволен своей работой на уроке?
— Что у вас получалось сегодня лучше всего?
— Что было интересней всего?
— Кому было трудно и ещё нужна помощь?
— В чём испытали затруднения?
— Проверьте листы самооценки. (на слайде).
Домашнее задание.