Сказки калмыцкие на русском языке

Сказки

Калмыцкие сказки

В конце 19-го века А. М. Позднеев опубликовал калмыцкие сказки в «Калмыцкой хрестоматии для чтения в старших классах калмыцких народных школ». В 1899 году Найман Бадмаев составил «Сборник калмыцких сказок».

С 2006 по 2020 год Данара Балаева-Кокаева сделала перевод калмыцких сказок с калмыцкого на английский язык. Для перевода были использованы оригинальные тексты сказок на калмыцком языке из сборников «Хальмг туульс», Калмыцкое книжное издательство, 1979 год и «Шоңхр», Калмыцкое книжное издательство, 1975 год.





Бытовые сказки
Лотос
Смена времени Цагин седклән (на русском и калмыцком языке)
О хане Цецене и его мудрой невестке
Неприсужденная награда
Семьдесят две небылицы
Дочь Сяяды
Умная невестка
Семилетний судья
Гелюнг и манджик
Злая ворона
Жить в согласии
Солнцесвет и луносвет
Рыбак
О глупом старике
Сказка о глупом старике
Старик Тегтха
Старик по имени Ложка-Обжора
Как ленивый старик работать стал
Младший брат ростом в одну пядь
Скупой богач и чужеземец
О пастухе Кебюне и премудром сыне хана Зантяджа
Охотник и его жена
Черт и торговец
Субсутай
Левый глаз хана
Мудрец и гелюнг
Три брата
Ребро, соль и Перекати-поле
Жадное сердце
Умный хан
Сказки о животных и кумулятивные сказки
Хитрая лиса
Гусь и журавль
Лягушка и муравей
Сказка о трусливом зайце
Баклан, Лиса и Суслик
Не отвергай помощи даже слабого
Свирепый Лев
Волк и Лиса
Братья мыши
Лисица, Волк и Медведь
Веселый Воробей
Лиса и Волк
Воробей
Человеческое счастье
Старик со старухой и петух
Серый Воробей, несущийся золотом
Сказка о жадном Волке
Человек-силач

Добро Пожаловать
в Республику Калмыкия!

Оффлайновые издания калмыцких народных сказок отличаются небольшими тиражами, поэтому народное творчество калмыков будет максимально доступно именно в глобальной сети Интернет.

Источник

Калмыцкие сказки

Баклан, Лиса и Суслик

Давным-давно это было. На берегу пруда в тени раскидистого дерева жил-поживал баклан. Однажды баклан отдал свое яйцо лисице, страшно угрожавшей ему: «Дай яйцо, иначе выпью воду из пруда, сгрызу дерево!» …

Бедняк Бош и Тарачи-хан

Жил-был в нутуке Тарачи-хана сирота по имени Бош. Поставил он свою кибитку около озера. И было это озеро величиной с горошину овечьего помета. Стал около него жить-поживать да добра наживать. …

Богатырь Аман Цаган

Давным-давно это было. В одном ханском нутуке жили-были бедные старик со старухой. Были у них трехлетний синий бык и малыш в железной люльке.

Вдруг в ханском албату прошел слух, что …

Богатырь Йилдер

Давным-давно это было. На северной стороне Алтая жил трехлетний Эркин Йилдер, сын Алдар Шулдер-хана. Был он богат скотом и подданными. Как только богатырь родился, он тут же сказал отцу:

Богатырь Найхал, сын Нальхан Цаган-Ээдже

Давно это было. Жил-был Загир Богдо-хан в своем нутуке Азат Така, а булуг-источник у него назывался Алмаст Така. Жила у него в нутуке старуха, и звали ее Нальхан Цаган-ээдже. У …

Богатырь Хорца

Жили-были хан Бээдэ и ханша Герл. Был у них сын Хорца. Табуны хана Бээдэ по двенадцати тропинкам ходили на водопой к Цаган-озеру.

Однажды хан Бээдэ сел на резвого скакуна Хулдачи …

Богатырь Шарада

Братья мыши

Жили-были братья мыши: старший брат и младший. Жили себе поживали мирно, тихо.

Пришли весна, лето, осень настала, незаметно и зима подошла. Мороз трещит, холодно. Забрались братья мыши в норку. Спят, …

Бурдюк имеч-кладенец

Давным-давно в стране Бартис жил один гордый человек, не признавал он никакой над собой власти и ни во что даже хана не ставил, хоть перед ханским могуществом склонялись все.

Весёлый воробей

Веселый воробей

— Чик-чирик! Чик-чирик!- С утра до вечера порхает воробышек. Веселый, неугомонный. Все ему, малому, нипочем. Там зернышко клюнет, здесь червячка …

Вещая свиная голова

Давно это было. Жили-были старик со старухой. Старик никогда не выходил на улицу, потому что боялся всяких насекомых, червей. Как-то старуха вышла на улицу в поисках масла. А когда вернулась, …

Волк и Лиса

Однажды Волк и Лиса бежали вместе по степи и нашли кусочек желтого масла. Решили они меж собой, что поделят его на две части. И каждому в этом случае достанется поровну. …

Волк, Лиса и Заяц

Волшебный камень

В далёкие времена у одного земледельца был сын. Он продал своё поле, купил три сажени полотна и поехал по чужим краям торговать.

Повстречалась ему дорогой толпа ребятишек, которые привязали на …

Воробей

Было это давным-давно. Жил-был один воробей, который, сидя на стебле камыша, укололся об этот камыш. Он отправился к козе просить ее, чтобы она съела камыш. Когда он пришел к козе, …

Источник

Калмыцкие сказки

В расовом отношении калмыки относятся к монголоидам.

Говорят на калмыцком языке монгольской ветви алтайской семьи, также употребляется русский язык.

Калмыки проживают в российской Республике Калмыкия и в соседних регионах. Большие группы ойратов находятся в Западном Китае и Западной Монголии. Небольшие группы живут в Средней Азии, например в Киргизии, и на Кавказе. Часть калмыков переселилась в страны «дальнего зарубежья» — США, Францию и другие.

Давным-давно это было. На берегу пруда в тени раскидистого дерева жил-поживал баклан. Однажды баклан отдал свое яйцо лисице, страшно угрожавшей ему: «Дай яйцо, иначе выпью воду из пруда, сгрызу дерево!» Отдал, а сам сел под деревом и стал горько плакать. Так прошло много времени, а он все плакал. Тут.

Жили-были братья мыши: старший брат и младший. Жили себе поживали мирно, тихо. Пришли весна, лето, осень настала, незаметно и зима подошла. Мороз трещит, холодно. Забрались братья мыши в норку. Спят, прижавшись грудью друг к другу. Тепло у них, уютно. Рано утром проснулся меньший брат и вышел наружу.

Однажды Волк и Лиса бежали вместе по степи и нашли кусочек желтого масла. Решили они меж собой, что поделят его на две части. И каждому в этом случае достанется поровну. И вдруг Лиса говорит Волку: «Не будем в этом месте есть кусок масла. Здесь ходит по дороге много народу, и вдруг кто-нибудь увидит.

В далёкие времена у одного земледельца был сын. Он продал своё поле, купил три сажени полотна и поехал по чужим краям торговать. Повстречалась ему дорогой толпа ребятишек, которые привязали на шнурок мышь и бросали её в воду, а потом вытаскивали. Стал он упрашивать детей, чтобы они пожалели мышь и отпустили.

Было это давным-давно. Жил-был один воробей, который, сидя на стебле камыша, укололся об этот камыш. Он отправился к козе просить ее, чтобы она съела камыш. Когда он пришел к козе, та сказала: «Я не буду есть твой камыш, я сама едва не умираю от страха перед волком». Тогда воробей отправился к волку.

У одного калмыка померла мать. Просил калмык гелюнга, чтобы тот отправил своими молитвами душу матери прямо в рай. Взял гелюнг мальчишку-манджика и отправился к кибитке калмыка. Хотелось ему побольше заработать; для этого дела поймал он дорогой степного мышонка, передал манджику и велел: когда запоют.

Однажды гусь, плавая в воде, вдруг стал хвастаться перед другими птицами своими способностями: «Я и по земле хожу, я и в воде плаваю!» А журавль, услышав эти хвалебные слова, говорит гусю: «Как ты глуп! А ты можешь, как сайгак, быстро бегать по степи? Как рыба, плавать в реке? Как орел, летать в вышине?» Тогда.

Бьют-кипят ключи, кричат олени-маралухи, цветы распускаются. Зелень лугов разливается, кукуют тонкоголосые кукушки, колышет ветер деревья сандаловые, что ветвей своих поднять не в силах. Кричат ястребы и беркуты, кустарники меж собой переплетаются, зелёная мурава стоит грядой. Тянется синий дымок, голубь.

В названия годов калмыцкого календаря должен был попасть и верблюд, так как в число пяти видов животных, разводимых монгольскими народами, входит также и это животное. Когда распределяли очередность среди животных и птиц, чтобы назвать годы, должны были начать с верблюда. Но мыши в этой очереди не было.

Некогда на краю кочевьев одного хана жил старик. У него было три дочери; младшая, по имени Кооку, отличалась не только красотою, но и мудростью. Однажды старик вздумал гнать на ханский базар для продажи скот и попросил, чтобы каждая дочь сказала откровенно, какой подарок привезти ей. Две старшие просили.

Давным-давно это было. Однажды лисица, волк и медведь втроем пошли на поиски какой-нибудь добычи. Шли они, шли и поймали одного верблюда. Волк и медведь говорят лисе: «Ну, лиса, пока мы придем, приготовь нам мясо. А мы пойдем опять охотиться». Сказали так волк и медведь и ушли. Лиса тем временем разделала.

Да, идут годы, текут седые века, и никто никогда не удержит их могучего бега. Будто недавно мои сморщенные руки были сильными и молодыми. Была молодой и та, лежащая в храме Тюменя. Молодой и прекрасной, как ранняя весна, была Эрле, дочь Сангаджи. И у многих сердца бились, видя её, и не забывались её.

В давно минувшие времена жил-был некий хан. У хана был единственный сын. Был он дурак дураком. Это очень печалило хана. И хан решил во что бы то ни стало при жизни подыскать сыну-глупцу умную жену. Поехал хан по своим владениям. У одного селения видит: три девушки собирают кизяки. Вдруг полил дождь.

Жили старик и старуха. Был у них только один сын. Жили в нищете. Заболел старик, умер. Не во что старика завернуть схоронить. Жалко сыну отца голым в землю зарыть. Разорвал он бешмет, завернул тело отца, схоронил. Прошло время. Заболела мать-старуха, умерла. Остался он круглым сиротой. Жалко сыну мать.

Это было давным-давно. Однажды слон очень сильно мучился от жажды и долго искал воду. Наконец-то он нашел лужицу. И вдруг он увидел, что в лужице кто-то барахтается, и вытащил его своим хоботом. А это существо оказалось маленькой мышкой. Мышь, спасенная слоном, стряхнула воду, немного высохла и тут же.

Это было давным-давно. В те времена на людей нападал горбатый черный мангас. Тогда Ноган Дара-эке-гегян, которая была такой небывалой красоты, что в сиянии, исходившем от нее, можно было пасти скот и шить, решила избавить людей от гибели. Ноган Дара-эке-гегян узнала о времени, когда прибудет мангас.

Давным-давно, когда калмыцкие ханы монгольского происхождения были еще самостоятельными, жил некий хан Цецен. Этот хан имел многочисленных подданных, много золота и скота, но имел только одного сына, да и тот был полоумный. В надежде, что может быть потомство будет получше его сына, хан Цецен женил.

В далёкие, седые времена жили соседи: петух и павлин. Красив и наряден был петух. Золотистые его перья, ослепительно блестя, переливались под солнечными лучами. Все птицы завидовали петуху. Многие из них, сидя на деревьях, жалобно пели: почему они не имеют такого красивого наряда, как у петуха? Важен.

Давным-давно это было. Жили-были старик со старухой, и у них было двое сыновей. Однажды они играли в степи и около кургана нашли серого воробья. Принесли они птичку домой, спрятали в сундук, улеглись спать. Наутро заглянули в сундук и увидели, что серый воробей снесся золотом. Забрали они себе золото.

Давным-давно это было. Однажды заяц собирал листья под раскидистым деревом. Рядом была большая лужа с водой. Вдруг с дерева сорвался лист и со звуком «чал» упал в воду. Заяц, услышав этот звук, сильно испугался. Он крикнул что было сил: «Кто-то упал в воду, и раздался звук «чал»! Истошно крича, напугавшийся.

Давным-давно в одном нутуке жили-были старик со старухой. Пришло время, когда они съели всю свою скотину и остался у них один-единственный петух. «Давай, старуха, съедим этого петуха»,- предложил старик. А петух услышал слова старика и говорит: «Что за польза будет, если вы съедите меня? Все равно вы.

Давным-давно это случилось. Бежал волк по степи и видит: пасется мирно табун лошадей. Остановился и стал думать, как бы завладеть им. И тут прибежали еще два волка. Стало их трое. Решили они напасть на табун ночью. Так и поступили. Гнались, гнались за лошадьми, но удалось им настичь только одного жеребенка.

Основу традиционного хозяйства составляло кочевое скотоводство. Калмыки разводили овец, курдючных и грубошерстных, лошадей калмыцкой степной породы, отличающихся неприхотливостью. Из крупного рогатого скота калмыки держали коров красной породы, выращиваемых на мясо, коз и верблюдов. Скот содержался на пастбище круглый год, с XIX века стали запасать корма на зиму. Постепенно калмыки стали оседлыми и стали заниматься свиноводством. В Приволжье и на Каспии занимались рыболовством. Немаловажное значение всегда имела охота на сайгаков, волков, лисиц. Земледелие значительной роли не играло. Традиционное общество имело развитую социальную структуру, было разделено на потомственную аристократию, буддийское духовенство и другие сословия.

До начала XX века традиционные поселения, которые назывались «хотоны», имели семейно-родственный характер. Они имели форму круга из переносных жилищ, а в центр загонялся скот. С XIX века стали появляться стационарные поселения, имеющие линейную планировку. Основным жилищем у кочевых калмыков оставалась кибитка.

Источник

Калмыцкие сказки

Ребро, соль и Перекати-поле

Жили-были дружно в одном нутуке три друга: Ребро, Соль и Перекати-Поле. Построили они вместе дом. Неожиданно пошел дождь, подул сильный ветер, который мог бы унести их дом, но Перекати-Поле решил …

Рыбак

Давно это было. Жила семья рыбака, и вот несколько лет подряд не было улова. Однажды все-таки собрался рыбак на реку в надежде что-то поймать. И на этот раз он наловил …

Свирепый Лев

Семилетний судья

Давным-давно это было. В одном из нутуков жил-был тушемил (сановник) по имени Зара. Так случилось, что в ханский албату пришло поручение решить три спорных вопроса.

Первый вопрос заключался в следующем: …

Семьдесят две небылицы

Серый Воробей, несущийся золотом

Давным-давно это было. Жили-были старик со старухой, и у них было двое сыновей. Однажды они играли в степи и около кургана нашли серого воробья. Принесли они птичку домой, спрятали в …

Синяя шкура

Жили-были старик со старухой. Жили они бедно-пребедно. Питались они лишь костями и отбросами. Из живности у них был один бык, шкура у него была красного цвета.

Запрягли они как-то быка …

Сказка о глупом старике

Давным-давно это было. Жили-были старик со старухой. Однажды старик решил пойти за топливом. И вдруг в связке дров нашел иголку.

Обрадовался он такой находке и сообщил об этом старухе. А …

Сказка о жадном Волке

Сказка о падчерице

Жили-были старик со старухой. У старухи были две дочери родные и одна неродная. Она заставляла девочку-сироту пасти трех своих коров. Падчерица целыми днями ходила голодная. И одна корова, пожалев ее, …

Сказка о родном крае

Сказка о соплячке Нусха Му

Сказка о трусливом зайце

Давным-давно это было. Однажды заяц собирал листья под раскидистым деревом. Рядом была большая лужа с водой. Вдруг с дерева сорвался лист и со звуком «чал» упал в воду. Заяц, услышав …

Сказка про три чуда

Это случилось в давние времена. Жил на свете стрелок Хеече-Мерген. Однажды он на охоту пошел туда, куда еще никогда не ходил. И вот прекрасное озеро он увидал. Белые лотосы росли …

Скупой богач

Шёл один старик из селения и встретил юношу. Юноша спросил его:

— Чьё это селение? Старик ответил:

— Это селение одного скупого богача. Удивился юноша и спрашивает опять:

Скупой богач и чужеземец

Давным-давно в дальнем уголке степи жил-был богач, прославившийся среди людей своей жадностью. С ним жили одна-единственная дочь и жена.

Что бы ни приготовили вкусное в семье богача, они никого не …

Источник

Калмыцкие народные сказки

МАНЖИК-ЗАРЛИК И ЕГО РАБОТНИК (калмыцкая народная сказка)

Это было в старину стародавнюю. Жил тогда богач Монгон Оргоджик. Для его скота не хватало ни травы, ни воды: табунов числом не счесть, кованые сундуки добра полным-полнехоньки. И люди думали, что пожелай Монгон Оргоджик птичье молоко, и оно в его пиалах будет.

Долго жил он со старухою. Девятьсот девяносто девять лунных месяцев Монгон Оргоджик видит, как солнце красное за край степи заходит. Но ни богатства, ни долголетие им утеха в жизни.

— Не болтай пустое. Утешься тем, что имеешь. Люди были бы рады-радешеньки тому, что у нас есть.

— Ну, а кому я передам ногайку отцов, кто закроет нам глаза, когда Эрлик-хан ¹ придет в кибитку. Нет, пусть будет, что будет, но у нас должен быть сын.

— Монгон, на старости ты совсем с ума спятил. Стыдись людей.

— Иду из нутука ³ хана Алтан Оргоджика. Ищу пропажу, да вот заблудился.

— Скажите, в вашем нутуке живет богач Монгон Оргоджик?

— Откуда мне, человеку черной кости, знать? Разве заглянет путник в кибитку к тому, кто копытом теленка воду пьет, к кому от восхода и до захода целый день солнце в кибитку заглядывает?

— Что правда, то правда. Я спрашивал о богаче потому, что о его горе и богатстве давным-давно молва по степи скачет. Все говорят, что он прожил девятьсот девяносто месяцев и до сих пор не слыхал голос плачущего сына. Правда это или нет, не знаю.

— Если у Монгон Оргоджика нет наследника, должно быть, такова уж воля бурханов. Трудно найти камень в омуте, трудно найти и стрелу, если пустить ее в темноту ночи, еще труднее иметь сына, когда ты, будто высохший ковыль.

— Это-то так. Но я мог бы богачу совет подать, если бы он захотел иметь сына.

— У богача Монгон Оргоджика есть два глаза и два уха, он видит и слышит, как и мы с тобою. С умным советом и добрым словом, как говорится, не грех и с левой стороны войти в кибитку. Ну, говори, быть может, я пойду в те места.

— Твои слова я передам, но богач Монгон Оргоджик захочет узнать и твое имя.

— Живу я у хана Домби-Тиби, а звать меня Манжик. Так и скажите. Да вряд ли богач захочет знать имя простолюдина. К чему оно ему?

— На рассвете богач перекинул через плечо аркан, взял кнут и вышел на дорогу. Стал и стоит, по сторонам поглядывает. Видит: бакша едет с манжиками в хурул.

— Эй, бакша! Останови коня, добрую весть узнаешь.

Монгон Оргоджик одарил каждого, самый богатый подарок бакше дал.

Бакша выслушал рассказ богача, «Книгу жизни» полистал, в раковину подул, в колокольчик позвонил и говорит:

— Да будет имя твоему сыну Манжик-Зарлик. Бакша и манжики спрятали дары богача в свои сумки переметные и поехали по дороге в хурул.

— Дай мне денег. Пойду на ханский базар, что-нибудь куплю.

— Зачем тебе ходить туда? У нас разве только птичьего молока не хватает.

— Не отказывай сыну,- вмешалась в разговор жена,- дай ему денег.

Знаменитости Калмыкии Добро Пожаловать
в Республику Калмыкия!

Манжик-Зарлик подошел к этому человеку и спрашивает:

— За что мертвого человека бьешь?

— За то бью, что он умер, а долг мне не вернул. Как я еще могу наказать должника?

— А что тебе за выгода мертвеца бить?

— Если тебе жаль мертвеца, отдай его долг: три десятка тысяч денег.

— На, бери,- сказал Манжик-Зарлик и отсыпал из мешка несколько пригоршней золота и серебра. Снял сын Монгона Оргоджика с себя бешмет, завернул в него мертвеца и закопал его под деревом. На ханском базаре Манжик-Зарлик накупил семьдесят возов разного товара.

— Пойду. А сколько платить будешь?

— В десять раз больше, чем другие платят.

Пришли они к месту, где стоял караван. Манжик-Зарлик и парень сели кушать. Пока хозяин обгрызал баранье ребро, работник съел полбарана. Тогда Манжик-Зарлик выложил работнику в подол рубахи остатки мяса и сказал:

— Ты мне не нужен. Иди своей дорогой.

Работник ушел. Манжик-Зарлик стал искать нового. Повстречался ему Хара-Кевюн в лохмотьях.

— Иди ко мне в работники.

— Была бы работа, будет и забота,- сказал Хара-Кевюн и нанялся к нему. Пришли к месту, где остановился караван сына богача. Хара-Кевюн приготовил мясо и подал хозяину.

— Садись и ты есть. Остановка каравана в трех днях пути.

— Кушайте,- ответил работник.- Перво-наперво надо дело сделать, а поесть всегда успеется.

Манжик-Зарлик взял лучшие куски мяса и отложил для Хара-Кевюна.

— Хозяин,- позвал Хара-Кевюн.- Вон-вон тот курган, о котором говорил ваш отец. Заночуем здесь, что ли?

— Езжай дальше. Проедем черный курган, тогда и заночуем,- ответил Манжик-Зарлик.

— Что ж, распрягай лошадей. Теперь уж что будет,- сказал Манжик-Зарлик.

— Эх, вы! В степи остановились, а рядом кибитка. Пойдемте ко мне ночевать.

— А где же она?- спросил Хара-Кевюн.

— Вон, огонек виднеется.

— Вижу. Вот разбужу хозяина и пойдем на ночевку.

— Приходите, да не задерживайтесь,- сказал горбун старик и пошел к черному кургану. Хара-Кевюн снял сапоги, подоткнул за пояс концы обеих пол бешмета, взял у Манжика-Зарлика черный меч и отправился на огонек. Подошел к кургану, а там и черную кибитку заметил. Видит, внутри кибитки вокруг тагана семь черных стариков сидят, и каждый трубкой дымит, кинжал точит.

— Где же путники?- спросил черный старик с горбатым носом.

— Выйди, посмотри, идут или нет?

Наступило утро. Работник приготовил пищу. Разбудил Манжика-Зарлика, покушали и в путь отправились. Ехали, ехали. Сделали три ночевки.

— Вот и белые пески, о которых говорил ваш батюшка. Время позднее. Давайте здесь заночуем,- предложил Хара-Кевюн.

— Придется здесь ночь коротать,- сказал работник.

— Что ж, распрягай коней, пусти пастись,- согласился Манжик-Зарлик.

— Остановимся, переночуем, пока степь?- спросил работник.

— Что будем делать?- спросил Хара-Кевюн.

— Что это вы под открытым небом ночуете?- спросила она.- Пойдемте к нам.

— А где ваша кибитка?

— Вон, видите, огонек горит?

— Вижу,- ответил работник.

— Вот разбужу хозяина и придем. Шулма с головой лягушки ушла, Хара-Кевюн взял у хозяина черный меч, разулся, подоткнул полы бешмета за пояс и пошел на огонек. Прислонился он к черной кибитке и слушает:

— А где же те, что обещали прийти?- спрашивает шулма с хвостом верблюда вместо косы.

— Что-то долго их нет?- сказала одноглазая.

Хара-Кевюн подошел к стене, смотрит в щель и слушает:

— Вот еще небывалое чудо!

— И как караван мог пройти мимо семи наших отцов и семи матерей?- сказала шулма с верблюжьим хвостом вместо косы.

— Мимо их кибиток путники проехали днем, когда стариков не было дома, но нас они не минут,- вставила в разговор свое слово шулма с головой лягушки.- Надо пойти посмотреть, куда они подевались,- сказала она и направилась к выходу. Хара-Кевюн поднял меч, но опустить, как ни силился, никак не смог.

— Йах! Шулмы, шулмы, подите сюда!- закричала та, что с головой лягушки.

— Что ты, что с тобой?- спрашивали ее остальные.

Ответил он на вопросы шулм, а та, что с хвостом верблюда вместо косы, и говорит:

Он выслушал, уселся на край кошмы, поправил усы и спросил:

— Кто знает, почему на луне пятна?

— Не знаем,- ответили шулмы.

— Это было тогда, когда людей на земле жило совсем мало. Бурхан-бакша создал аршан (живую воду).

— Люди!- звал он,- идите ко мне, пейте аршан, воду вечной молодости.

— Скажите мне, как Араху извести? Люди подумали и так сказали:

— Бурхан-бакша, лети к солнцу. Оно начало начал, оно тебе все и скажет.

День сменял ночь, ночь сменяла день, а он все летел.

Взял он меч и пошел к тому месту, где караван остановился. Приготовил завтрак, разбудил Манжика-Зарлика, покушали и отправились в путь. Когда же солнце над головой было, к ним подъехал Бурул-хан со своими всадниками. Манжик-Зарлик выбрал самые дорогие вещи и преподнес их Бурул-хану. Тот спросил:

— Откуда прибыли? Какого хана подданные?

— Я из нутука хана Алтан Оргоджика, сын богача Монгон Оргоджика. Зовут меня Манжик-Зарлик.

Бурул-хан приказал слугам отвести прибывшим самые почетные места на ярмарке.

Как-то под вечер работник на тулге (тагане) готовил ужин. Подошла ханская кошка и стала куски махана (мяса) выпрашивать.

— Что, у хана мало лопаешь? Хочешь и здесь все сожрать?- проворчала черная собака.

— А ты скупишься даже на объедки?- ответила кошка,- Будешь мне мешать, обернусь ядовитой змеею и укушу твоего хозяина.

— Если не уйдешь отсюда, я скажу Хара-Кевюну, что твоя желчь может вылечить дочь Бурул-хана,- огрызнулся черный пес. Работник услыхал разговор ханской кошки с черной собакой, поймал кошку и вытащил желчь. Во время ужина Манжик-Зарлик стал рассказывать Хара-Кевюну о болезни дочери хана.

— В таком большом нутуке и не нашлось человека, который мог бы ее от недуга избавить?! Я и то мог бы ханскую дочь вылечить!- сказал Хара-Кевюн.

— Хан готов полцарства отдать тому, кто ее вылечит! Ты не вздумай браться за это. Своей неудачей только себя и меня осрамишь,- предупредил Манжик-Зарлик своего работника.

— Дочь хана я вылечить вылечу. Жаль только обо мне вы доложить хану не посмеете.

— Дочь вашу я берусь вылечить.

Вот прошло после свадьбы три года. Он и говорит Манжику-Зарлику:

— Сослужил я тебе службу. В долгу не остался.

— Пришла пора рассказать обо всем. Помните вы за умершего долг заплатили?

— Это был мой брат. Вы отдали за него долг золотом и серебром. Я тогда же нашел вас и стал вашим работником.- И рассказал хозяину и его жене все по порядку.

Источник

Читайте также:  Рассказ мой путь изучения английского языка
Познавательное и интересное