Калмыцкие сказки
В конце 19-го века А. М. Позднеев опубликовал калмыцкие сказки в «Калмыцкой хрестоматии для чтения в старших классах калмыцких народных школ». В 1899 году Найман Бадмаев составил «Сборник калмыцких сказок».
С 2006 по 2020 год Данара Балаева-Кокаева сделала перевод калмыцких сказок с калмыцкого на английский язык. Для перевода были использованы оригинальные тексты сказок на калмыцком языке из сборников «Хальмг туульс», Калмыцкое книжное издательство, 1979 год и «Шоңхр», Калмыцкое книжное издательство, 1975 год.
| |
Бытовые сказки | |
Лотос | |
Смена времени Цагин седклән (на русском и калмыцком языке) | |
О хане Цецене и его мудрой невестке | |
Неприсужденная награда | |
Семьдесят две небылицы | |
Дочь Сяяды | |
Умная невестка | |
Семилетний судья | |
Гелюнг и манджик | |
Злая ворона | |
Жить в согласии | |
Солнцесвет и луносвет | |
Рыбак | |
О глупом старике | |
Сказка о глупом старике | |
Старик Тегтха | |
Старик по имени Ложка-Обжора | |
Как ленивый старик работать стал | |
Младший брат ростом в одну пядь | |
Скупой богач и чужеземец | |
О пастухе Кебюне и премудром сыне хана Зантяджа | |
Охотник и его жена | |
Черт и торговец | |
Субсутай | |
Левый глаз хана | |
Мудрец и гелюнг | |
Три брата | |
Ребро, соль и Перекати-поле | |
Жадное сердце | |
Умный хан | |
Сказки о животных и кумулятивные сказки | |
Хитрая лиса | |
Гусь и журавль | |
Лягушка и муравей | |
Сказка о трусливом зайце | |
Баклан, Лиса и Суслик | |
Не отвергай помощи даже слабого | |
Свирепый Лев | |
Волк и Лиса | |
Братья мыши | |
Лисица, Волк и Медведь | |
Веселый Воробей | |
Лиса и Волк | |
Воробей | |
Человеческое счастье | |
Старик со старухой и петух | |
Серый Воробей, несущийся золотом | |
Сказка о жадном Волке | |
Человек-силач | Добро Пожаловать в Республику Калмыкия! |
Оффлайновые издания калмыцких народных сказок отличаются небольшими тиражами, поэтому народное творчество калмыков будет максимально доступно именно в глобальной сети Интернет.
Калмыцкие сказки
Баклан, Лиса и Суслик
Давным-давно это было. На берегу пруда в тени раскидистого дерева жил-поживал баклан. Однажды баклан отдал свое яйцо лисице, страшно угрожавшей ему: «Дай яйцо, иначе выпью воду из пруда, сгрызу дерево!» …
Бедняк Бош и Тарачи-хан
Жил-был в нутуке Тарачи-хана сирота по имени Бош. Поставил он свою кибитку около озера. И было это озеро величиной с горошину овечьего помета. Стал около него жить-поживать да добра наживать. …
Богатырь Аман Цаган
Давным-давно это было. В одном ханском нутуке жили-были бедные старик со старухой. Были у них трехлетний синий бык и малыш в железной люльке.
Вдруг в ханском албату прошел слух, что …
Богатырь Йилдер
Давным-давно это было. На северной стороне Алтая жил трехлетний Эркин Йилдер, сын Алдар Шулдер-хана. Был он богат скотом и подданными. Как только богатырь родился, он тут же сказал отцу:
Богатырь Найхал, сын Нальхан Цаган-Ээдже
Давно это было. Жил-был Загир Богдо-хан в своем нутуке Азат Така, а булуг-источник у него назывался Алмаст Така. Жила у него в нутуке старуха, и звали ее Нальхан Цаган-ээдже. У …
Богатырь Хорца
Жили-были хан Бээдэ и ханша Герл. Был у них сын Хорца. Табуны хана Бээдэ по двенадцати тропинкам ходили на водопой к Цаган-озеру.
Однажды хан Бээдэ сел на резвого скакуна Хулдачи …
Богатырь Шарада
Братья мыши
Жили-были братья мыши: старший брат и младший. Жили себе поживали мирно, тихо.
Пришли весна, лето, осень настала, незаметно и зима подошла. Мороз трещит, холодно. Забрались братья мыши в норку. Спят, …
Бурдюк имеч-кладенец
Давным-давно в стране Бартис жил один гордый человек, не признавал он никакой над собой власти и ни во что даже хана не ставил, хоть перед ханским могуществом склонялись все.
Весёлый воробей
Веселый воробей
— Чик-чирик! Чик-чирик!- С утра до вечера порхает воробышек. Веселый, неугомонный. Все ему, малому, нипочем. Там зернышко клюнет, здесь червячка …
Вещая свиная голова
Давно это было. Жили-были старик со старухой. Старик никогда не выходил на улицу, потому что боялся всяких насекомых, червей. Как-то старуха вышла на улицу в поисках масла. А когда вернулась, …
Волк и Лиса
Однажды Волк и Лиса бежали вместе по степи и нашли кусочек желтого масла. Решили они меж собой, что поделят его на две части. И каждому в этом случае достанется поровну. …
Волк, Лиса и Заяц
Волшебный камень
В далёкие времена у одного земледельца был сын. Он продал своё поле, купил три сажени полотна и поехал по чужим краям торговать.
Повстречалась ему дорогой толпа ребятишек, которые привязали на …
Воробей
Было это давным-давно. Жил-был один воробей, который, сидя на стебле камыша, укололся об этот камыш. Он отправился к козе просить ее, чтобы она съела камыш. Когда он пришел к козе, …
Калмыцкие сказки
В расовом отношении калмыки относятся к монголоидам.
Говорят на калмыцком языке монгольской ветви алтайской семьи, также употребляется русский язык.
Калмыки проживают в российской Республике Калмыкия и в соседних регионах. Большие группы ойратов находятся в Западном Китае и Западной Монголии. Небольшие группы живут в Средней Азии, например в Киргизии, и на Кавказе. Часть калмыков переселилась в страны «дальнего зарубежья» — США, Францию и другие.
Давным-давно это было. На берегу пруда в тени раскидистого дерева жил-поживал баклан. Однажды баклан отдал свое яйцо лисице, страшно угрожавшей ему: «Дай яйцо, иначе выпью воду из пруда, сгрызу дерево!» Отдал, а сам сел под деревом и стал горько плакать. Так прошло много времени, а он все плакал. Тут.
Жили-были братья мыши: старший брат и младший. Жили себе поживали мирно, тихо. Пришли весна, лето, осень настала, незаметно и зима подошла. Мороз трещит, холодно. Забрались братья мыши в норку. Спят, прижавшись грудью друг к другу. Тепло у них, уютно. Рано утром проснулся меньший брат и вышел наружу.
Однажды Волк и Лиса бежали вместе по степи и нашли кусочек желтого масла. Решили они меж собой, что поделят его на две части. И каждому в этом случае достанется поровну. И вдруг Лиса говорит Волку: «Не будем в этом месте есть кусок масла. Здесь ходит по дороге много народу, и вдруг кто-нибудь увидит.
В далёкие времена у одного земледельца был сын. Он продал своё поле, купил три сажени полотна и поехал по чужим краям торговать. Повстречалась ему дорогой толпа ребятишек, которые привязали на шнурок мышь и бросали её в воду, а потом вытаскивали. Стал он упрашивать детей, чтобы они пожалели мышь и отпустили.
Было это давным-давно. Жил-был один воробей, который, сидя на стебле камыша, укололся об этот камыш. Он отправился к козе просить ее, чтобы она съела камыш. Когда он пришел к козе, та сказала: «Я не буду есть твой камыш, я сама едва не умираю от страха перед волком». Тогда воробей отправился к волку.
У одного калмыка померла мать. Просил калмык гелюнга, чтобы тот отправил своими молитвами душу матери прямо в рай. Взял гелюнг мальчишку-манджика и отправился к кибитке калмыка. Хотелось ему побольше заработать; для этого дела поймал он дорогой степного мышонка, передал манджику и велел: когда запоют.
Однажды гусь, плавая в воде, вдруг стал хвастаться перед другими птицами своими способностями: «Я и по земле хожу, я и в воде плаваю!» А журавль, услышав эти хвалебные слова, говорит гусю: «Как ты глуп! А ты можешь, как сайгак, быстро бегать по степи? Как рыба, плавать в реке? Как орел, летать в вышине?» Тогда.
Бьют-кипят ключи, кричат олени-маралухи, цветы распускаются. Зелень лугов разливается, кукуют тонкоголосые кукушки, колышет ветер деревья сандаловые, что ветвей своих поднять не в силах. Кричат ястребы и беркуты, кустарники меж собой переплетаются, зелёная мурава стоит грядой. Тянется синий дымок, голубь.
В названия годов калмыцкого календаря должен был попасть и верблюд, так как в число пяти видов животных, разводимых монгольскими народами, входит также и это животное. Когда распределяли очередность среди животных и птиц, чтобы назвать годы, должны были начать с верблюда. Но мыши в этой очереди не было.
Некогда на краю кочевьев одного хана жил старик. У него было три дочери; младшая, по имени Кооку, отличалась не только красотою, но и мудростью. Однажды старик вздумал гнать на ханский базар для продажи скот и попросил, чтобы каждая дочь сказала откровенно, какой подарок привезти ей. Две старшие просили.
Давным-давно это было. Однажды лисица, волк и медведь втроем пошли на поиски какой-нибудь добычи. Шли они, шли и поймали одного верблюда. Волк и медведь говорят лисе: «Ну, лиса, пока мы придем, приготовь нам мясо. А мы пойдем опять охотиться». Сказали так волк и медведь и ушли. Лиса тем временем разделала.
Да, идут годы, текут седые века, и никто никогда не удержит их могучего бега. Будто недавно мои сморщенные руки были сильными и молодыми. Была молодой и та, лежащая в храме Тюменя. Молодой и прекрасной, как ранняя весна, была Эрле, дочь Сангаджи. И у многих сердца бились, видя её, и не забывались её.
В давно минувшие времена жил-был некий хан. У хана был единственный сын. Был он дурак дураком. Это очень печалило хана. И хан решил во что бы то ни стало при жизни подыскать сыну-глупцу умную жену. Поехал хан по своим владениям. У одного селения видит: три девушки собирают кизяки. Вдруг полил дождь.
Жили старик и старуха. Был у них только один сын. Жили в нищете. Заболел старик, умер. Не во что старика завернуть схоронить. Жалко сыну отца голым в землю зарыть. Разорвал он бешмет, завернул тело отца, схоронил. Прошло время. Заболела мать-старуха, умерла. Остался он круглым сиротой. Жалко сыну мать.
Это было давным-давно. Однажды слон очень сильно мучился от жажды и долго искал воду. Наконец-то он нашел лужицу. И вдруг он увидел, что в лужице кто-то барахтается, и вытащил его своим хоботом. А это существо оказалось маленькой мышкой. Мышь, спасенная слоном, стряхнула воду, немного высохла и тут же.
Это было давным-давно. В те времена на людей нападал горбатый черный мангас. Тогда Ноган Дара-эке-гегян, которая была такой небывалой красоты, что в сиянии, исходившем от нее, можно было пасти скот и шить, решила избавить людей от гибели. Ноган Дара-эке-гегян узнала о времени, когда прибудет мангас.
Давным-давно, когда калмыцкие ханы монгольского происхождения были еще самостоятельными, жил некий хан Цецен. Этот хан имел многочисленных подданных, много золота и скота, но имел только одного сына, да и тот был полоумный. В надежде, что может быть потомство будет получше его сына, хан Цецен женил.
В далёкие, седые времена жили соседи: петух и павлин. Красив и наряден был петух. Золотистые его перья, ослепительно блестя, переливались под солнечными лучами. Все птицы завидовали петуху. Многие из них, сидя на деревьях, жалобно пели: почему они не имеют такого красивого наряда, как у петуха? Важен.
Давным-давно это было. Жили-были старик со старухой, и у них было двое сыновей. Однажды они играли в степи и около кургана нашли серого воробья. Принесли они птичку домой, спрятали в сундук, улеглись спать. Наутро заглянули в сундук и увидели, что серый воробей снесся золотом. Забрали они себе золото.
Давным-давно это было. Однажды заяц собирал листья под раскидистым деревом. Рядом была большая лужа с водой. Вдруг с дерева сорвался лист и со звуком «чал» упал в воду. Заяц, услышав этот звук, сильно испугался. Он крикнул что было сил: «Кто-то упал в воду, и раздался звук «чал»! Истошно крича, напугавшийся.
Давным-давно в одном нутуке жили-были старик со старухой. Пришло время, когда они съели всю свою скотину и остался у них один-единственный петух. «Давай, старуха, съедим этого петуха»,- предложил старик. А петух услышал слова старика и говорит: «Что за польза будет, если вы съедите меня? Все равно вы.
Давным-давно это случилось. Бежал волк по степи и видит: пасется мирно табун лошадей. Остановился и стал думать, как бы завладеть им. И тут прибежали еще два волка. Стало их трое. Решили они напасть на табун ночью. Так и поступили. Гнались, гнались за лошадьми, но удалось им настичь только одного жеребенка.
Основу традиционного хозяйства составляло кочевое скотоводство. Калмыки разводили овец, курдючных и грубошерстных, лошадей калмыцкой степной породы, отличающихся неприхотливостью. Из крупного рогатого скота калмыки держали коров красной породы, выращиваемых на мясо, коз и верблюдов. Скот содержался на пастбище круглый год, с XIX века стали запасать корма на зиму. Постепенно калмыки стали оседлыми и стали заниматься свиноводством. В Приволжье и на Каспии занимались рыболовством. Немаловажное значение всегда имела охота на сайгаков, волков, лисиц. Земледелие значительной роли не играло. Традиционное общество имело развитую социальную структуру, было разделено на потомственную аристократию, буддийское духовенство и другие сословия.
До начала XX века традиционные поселения, которые назывались «хотоны», имели семейно-родственный характер. Они имели форму круга из переносных жилищ, а в центр загонялся скот. С XIX века стали появляться стационарные поселения, имеющие линейную планировку. Основным жилищем у кочевых калмыков оставалась кибитка.
Калмыцкие сказки
Ребро, соль и Перекати-поле
Жили-были дружно в одном нутуке три друга: Ребро, Соль и Перекати-Поле. Построили они вместе дом. Неожиданно пошел дождь, подул сильный ветер, который мог бы унести их дом, но Перекати-Поле решил …
Рыбак
Давно это было. Жила семья рыбака, и вот несколько лет подряд не было улова. Однажды все-таки собрался рыбак на реку в надежде что-то поймать. И на этот раз он наловил …
Свирепый Лев
Семилетний судья
Давным-давно это было. В одном из нутуков жил-был тушемил (сановник) по имени Зара. Так случилось, что в ханский албату пришло поручение решить три спорных вопроса.
Первый вопрос заключался в следующем: …
Семьдесят две небылицы
Серый Воробей, несущийся золотом
Давным-давно это было. Жили-были старик со старухой, и у них было двое сыновей. Однажды они играли в степи и около кургана нашли серого воробья. Принесли они птичку домой, спрятали в …
Синяя шкура
Жили-были старик со старухой. Жили они бедно-пребедно. Питались они лишь костями и отбросами. Из живности у них был один бык, шкура у него была красного цвета.
Запрягли они как-то быка …
Сказка о глупом старике
Давным-давно это было. Жили-были старик со старухой. Однажды старик решил пойти за топливом. И вдруг в связке дров нашел иголку.
Обрадовался он такой находке и сообщил об этом старухе. А …
Сказка о жадном Волке
Сказка о падчерице
Жили-были старик со старухой. У старухи были две дочери родные и одна неродная. Она заставляла девочку-сироту пасти трех своих коров. Падчерица целыми днями ходила голодная. И одна корова, пожалев ее, …
Сказка о родном крае
Сказка о соплячке Нусха Му
Сказка о трусливом зайце
Давным-давно это было. Однажды заяц собирал листья под раскидистым деревом. Рядом была большая лужа с водой. Вдруг с дерева сорвался лист и со звуком «чал» упал в воду. Заяц, услышав …
Сказка про три чуда
Это случилось в давние времена. Жил на свете стрелок Хеече-Мерген. Однажды он на охоту пошел туда, куда еще никогда не ходил. И вот прекрасное озеро он увидал. Белые лотосы росли …
Скупой богач
Шёл один старик из селения и встретил юношу. Юноша спросил его:
— Чьё это селение? Старик ответил:
— Это селение одного скупого богача. Удивился юноша и спрашивает опять:
Скупой богач и чужеземец
Давным-давно в дальнем уголке степи жил-был богач, прославившийся среди людей своей жадностью. С ним жили одна-единственная дочь и жена.
Что бы ни приготовили вкусное в семье богача, они никого не …
Калмыцкие народные сказки
МАНЖИК-ЗАРЛИК И ЕГО РАБОТНИК (калмыцкая народная сказка)
Это было в старину стародавнюю. Жил тогда богач Монгон Оргоджик. Для его скота не хватало ни травы, ни воды: табунов числом не счесть, кованые сундуки добра полным-полнехоньки. И люди думали, что пожелай Монгон Оргоджик птичье молоко, и оно в его пиалах будет.
Долго жил он со старухою. Девятьсот девяносто девять лунных месяцев Монгон Оргоджик видит, как солнце красное за край степи заходит. Но ни богатства, ни долголетие им утеха в жизни.
— Не болтай пустое. Утешься тем, что имеешь. Люди были бы рады-радешеньки тому, что у нас есть.
— Ну, а кому я передам ногайку отцов, кто закроет нам глаза, когда Эрлик-хан ¹ придет в кибитку. Нет, пусть будет, что будет, но у нас должен быть сын.
— Монгон, на старости ты совсем с ума спятил. Стыдись людей.
— Иду из нутука ³ хана Алтан Оргоджика. Ищу пропажу, да вот заблудился.
— Скажите, в вашем нутуке живет богач Монгон Оргоджик?
— Откуда мне, человеку черной кости, знать? Разве заглянет путник в кибитку к тому, кто копытом теленка воду пьет, к кому от восхода и до захода целый день солнце в кибитку заглядывает?
— Что правда, то правда. Я спрашивал о богаче потому, что о его горе и богатстве давным-давно молва по степи скачет. Все говорят, что он прожил девятьсот девяносто месяцев и до сих пор не слыхал голос плачущего сына. Правда это или нет, не знаю.
— Если у Монгон Оргоджика нет наследника, должно быть, такова уж воля бурханов. Трудно найти камень в омуте, трудно найти и стрелу, если пустить ее в темноту ночи, еще труднее иметь сына, когда ты, будто высохший ковыль.
— Это-то так. Но я мог бы богачу совет подать, если бы он захотел иметь сына.
— У богача Монгон Оргоджика есть два глаза и два уха, он видит и слышит, как и мы с тобою. С умным советом и добрым словом, как говорится, не грех и с левой стороны войти в кибитку. Ну, говори, быть может, я пойду в те места.
— Твои слова я передам, но богач Монгон Оргоджик захочет узнать и твое имя.
— Живу я у хана Домби-Тиби, а звать меня Манжик. Так и скажите. Да вряд ли богач захочет знать имя простолюдина. К чему оно ему?
— На рассвете богач перекинул через плечо аркан, взял кнут и вышел на дорогу. Стал и стоит, по сторонам поглядывает. Видит: бакша едет с манжиками в хурул.
— Эй, бакша! Останови коня, добрую весть узнаешь.
Монгон Оргоджик одарил каждого, самый богатый подарок бакше дал.
Бакша выслушал рассказ богача, «Книгу жизни» полистал, в раковину подул, в колокольчик позвонил и говорит:
— Да будет имя твоему сыну Манжик-Зарлик. Бакша и манжики спрятали дары богача в свои сумки переметные и поехали по дороге в хурул.
— Дай мне денег. Пойду на ханский базар, что-нибудь куплю.
— Зачем тебе ходить туда? У нас разве только птичьего молока не хватает.
— Не отказывай сыну,- вмешалась в разговор жена,- дай ему денег.
Знаменитости Калмыкии
в Республику Калмыкия!
Манжик-Зарлик подошел к этому человеку и спрашивает:
— За что мертвого человека бьешь?
— За то бью, что он умер, а долг мне не вернул. Как я еще могу наказать должника?
— А что тебе за выгода мертвеца бить?
— Если тебе жаль мертвеца, отдай его долг: три десятка тысяч денег.
— На, бери,- сказал Манжик-Зарлик и отсыпал из мешка несколько пригоршней золота и серебра. Снял сын Монгона Оргоджика с себя бешмет, завернул в него мертвеца и закопал его под деревом. На ханском базаре Манжик-Зарлик накупил семьдесят возов разного товара.
— Пойду. А сколько платить будешь?
— В десять раз больше, чем другие платят.
Пришли они к месту, где стоял караван. Манжик-Зарлик и парень сели кушать. Пока хозяин обгрызал баранье ребро, работник съел полбарана. Тогда Манжик-Зарлик выложил работнику в подол рубахи остатки мяса и сказал:
— Ты мне не нужен. Иди своей дорогой.
Работник ушел. Манжик-Зарлик стал искать нового. Повстречался ему Хара-Кевюн в лохмотьях.
— Иди ко мне в работники.
— Была бы работа, будет и забота,- сказал Хара-Кевюн и нанялся к нему. Пришли к месту, где остановился караван сына богача. Хара-Кевюн приготовил мясо и подал хозяину.
— Садись и ты есть. Остановка каравана в трех днях пути.
— Кушайте,- ответил работник.- Перво-наперво надо дело сделать, а поесть всегда успеется.
Манжик-Зарлик взял лучшие куски мяса и отложил для Хара-Кевюна.
— Хозяин,- позвал Хара-Кевюн.- Вон-вон тот курган, о котором говорил ваш отец. Заночуем здесь, что ли?
— Езжай дальше. Проедем черный курган, тогда и заночуем,- ответил Манжик-Зарлик.
— Что ж, распрягай лошадей. Теперь уж что будет,- сказал Манжик-Зарлик.
— Эх, вы! В степи остановились, а рядом кибитка. Пойдемте ко мне ночевать.
— А где же она?- спросил Хара-Кевюн.
— Вон, огонек виднеется.
— Вижу. Вот разбужу хозяина и пойдем на ночевку.
— Приходите, да не задерживайтесь,- сказал горбун старик и пошел к черному кургану. Хара-Кевюн снял сапоги, подоткнул за пояс концы обеих пол бешмета, взял у Манжика-Зарлика черный меч и отправился на огонек. Подошел к кургану, а там и черную кибитку заметил. Видит, внутри кибитки вокруг тагана семь черных стариков сидят, и каждый трубкой дымит, кинжал точит.
— Где же путники?- спросил черный старик с горбатым носом.
— Выйди, посмотри, идут или нет?
Наступило утро. Работник приготовил пищу. Разбудил Манжика-Зарлика, покушали и в путь отправились. Ехали, ехали. Сделали три ночевки.
— Вот и белые пески, о которых говорил ваш батюшка. Время позднее. Давайте здесь заночуем,- предложил Хара-Кевюн.
— Придется здесь ночь коротать,- сказал работник.
— Что ж, распрягай коней, пусти пастись,- согласился Манжик-Зарлик.
— Остановимся, переночуем, пока степь?- спросил работник.
— Что будем делать?- спросил Хара-Кевюн.
— Что это вы под открытым небом ночуете?- спросила она.- Пойдемте к нам.
— А где ваша кибитка?
— Вон, видите, огонек горит?
— Вижу,- ответил работник.
— Вот разбужу хозяина и придем. Шулма с головой лягушки ушла, Хара-Кевюн взял у хозяина черный меч, разулся, подоткнул полы бешмета за пояс и пошел на огонек. Прислонился он к черной кибитке и слушает:
— А где же те, что обещали прийти?- спрашивает шулма с хвостом верблюда вместо косы.
— Что-то долго их нет?- сказала одноглазая.
Хара-Кевюн подошел к стене, смотрит в щель и слушает:
— Вот еще небывалое чудо!
— И как караван мог пройти мимо семи наших отцов и семи матерей?- сказала шулма с верблюжьим хвостом вместо косы.
— Мимо их кибиток путники проехали днем, когда стариков не было дома, но нас они не минут,- вставила в разговор свое слово шулма с головой лягушки.- Надо пойти посмотреть, куда они подевались,- сказала она и направилась к выходу. Хара-Кевюн поднял меч, но опустить, как ни силился, никак не смог.
— Йах! Шулмы, шулмы, подите сюда!- закричала та, что с головой лягушки.
— Что ты, что с тобой?- спрашивали ее остальные.
Ответил он на вопросы шулм, а та, что с хвостом верблюда вместо косы, и говорит:
Он выслушал, уселся на край кошмы, поправил усы и спросил:
— Кто знает, почему на луне пятна?
— Не знаем,- ответили шулмы.
— Это было тогда, когда людей на земле жило совсем мало. Бурхан-бакша создал аршан (живую воду).
— Люди!- звал он,- идите ко мне, пейте аршан, воду вечной молодости.
— Скажите мне, как Араху извести? Люди подумали и так сказали:
— Бурхан-бакша, лети к солнцу. Оно начало начал, оно тебе все и скажет.
День сменял ночь, ночь сменяла день, а он все летел.
Взял он меч и пошел к тому месту, где караван остановился. Приготовил завтрак, разбудил Манжика-Зарлика, покушали и отправились в путь. Когда же солнце над головой было, к ним подъехал Бурул-хан со своими всадниками. Манжик-Зарлик выбрал самые дорогие вещи и преподнес их Бурул-хану. Тот спросил:
— Откуда прибыли? Какого хана подданные?
— Я из нутука хана Алтан Оргоджика, сын богача Монгон Оргоджика. Зовут меня Манжик-Зарлик.
Бурул-хан приказал слугам отвести прибывшим самые почетные места на ярмарке.
Как-то под вечер работник на тулге (тагане) готовил ужин. Подошла ханская кошка и стала куски махана (мяса) выпрашивать.
— Что, у хана мало лопаешь? Хочешь и здесь все сожрать?- проворчала черная собака.
— А ты скупишься даже на объедки?- ответила кошка,- Будешь мне мешать, обернусь ядовитой змеею и укушу твоего хозяина.
— Если не уйдешь отсюда, я скажу Хара-Кевюну, что твоя желчь может вылечить дочь Бурул-хана,- огрызнулся черный пес. Работник услыхал разговор ханской кошки с черной собакой, поймал кошку и вытащил желчь. Во время ужина Манжик-Зарлик стал рассказывать Хара-Кевюну о болезни дочери хана.
— В таком большом нутуке и не нашлось человека, который мог бы ее от недуга избавить?! Я и то мог бы ханскую дочь вылечить!- сказал Хара-Кевюн.
— Хан готов полцарства отдать тому, кто ее вылечит! Ты не вздумай браться за это. Своей неудачей только себя и меня осрамишь,- предупредил Манжик-Зарлик своего работника.
— Дочь хана я вылечить вылечу. Жаль только обо мне вы доложить хану не посмеете.
— Дочь вашу я берусь вылечить.
Вот прошло после свадьбы три года. Он и говорит Манжику-Зарлику:
— Сослужил я тебе службу. В долгу не остался.
— Пришла пора рассказать обо всем. Помните вы за умершего долг заплатили?
— Это был мой брат. Вы отдали за него долг золотом и серебром. Я тогда же нашел вас и стал вашим работником.- И рассказал хозяину и его жене все по порядку.