Сборник Казахские народные сказки
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Информация о книге
Описание
Произведение Казахские народные сказки полностью
Другие произведения автора
Поучение – церковный жанр устной речи. Оно произносилось на обычном, живом языке сразу после литургии. Князь, благословленный церковью, имел право, как писать, так и произносить Поучение.
На рубеже 11 – 12 веков, киевский князь Владимир Мономах был самой видной политической фигурой Руси. Только одних походов, в основном на половцев, ему довелось совершить 83, не считая мелких стычек и столкновений с соседними княжествами. Главное заботой Владимира Мономаха было объединение разрозненных славянских племен в одно государство.
Основное содержание заключается в сказаниях о победе Беовульфа над страшными чудовищами Гренделем (др.-англ. Grendel) и его матерью, и над опустошавшим страну драконом, к чему прибавлено несколько побочных эпизодов.
Действие происходит в Скандинавии (Дания и юг нынешней Швеции). В блистательном чертоге славного конунга Хродгара под названием Хеорот пировали дружинные воины из племени данов (датчан). Однако вот уже 12 зим на Хеорот нападает страшное чудовище по имени Грендель, истребляя лучших и знатнейших воинов. Знатный гётский военачальник Беовульф, известный своей силой и воинскими умениями, отправляется морем с дружиной на помощь Хродгару, помня о гостеприимстве, оказанном его отцу конунгом, когда он вынужден был уйти из своих земель как изгнанник. В одиночку он побеждает Гренделя в ночном единоборстве, оторвав ему руку, и тот умирает в своем логове. Чтобы отомстить за него, из морской пучины поднимается ещё более жуткий враг — мать Гренделя. Чтобы одолеть её, Беовульфу приходится спуститься в её морское логово.
Во второй части поэмы Беовульф — к тому времени уже конунг гётов — вступает в поединок с драконом, который мстит людям за посягательство на охраняемый им клад. Дракон убит, но и Беовульф получает смертельную рану. Автор не рассматривает это как трагедию, скорее как достойный венец героической жизни. Дружина во главе с доблестным Виглавом торжественно сжигает Беовульфа и клад дракона на погребальном костре.
Как и в других произведениях древнегерманского эпоса, наряду с действиями героев большое внимание уделяется их речам, в которых раскрываются характеры, ум и ценности героев, служащие идеалами своей эпохи и авторов, а также использующиеся для изложения дополнительных сюжетных линий, предыстории и других сведений.
Похожее
Современный последователь «Приключений барона Мюнхаузена», роман 13 ½ жизней капитана по имени Синий Медведь» чрезвычайно популярен не только на своей родине в Германии, где он стал культовым, но и во всем мире.
Капитан Синий Медведь рассказывает о приключениях первой половины своей жизни, проведенных в путешествиях по загадочному сказочному континенту Замония, где интеллект считается инфекционным заболеванием, вода течет вверх, и опасности подстерегают буквально на каждом шагу.
Казахские сказки
Говорят на казахском языке, входящем в тюркскую группу алтайской языковой семьи. Письменность основана на русской графике.
Верующие казахи в основном мусульмане-сунниты.
В давние времена жил батыр Боран. У него был друг Каскарау, с которым он был в ссоре. У Каскарау была невеста из рода Ногай. Как-то раз ногайцы откочевали в другое место и увезли с собой девушку. Каскарау не поехал за ней, а собрал своих людей и спросил у них: как ему поступить? Место, куда перекочевали.
У дочери одного хана были гусь с гусыней и четыре гусенка. Как-то раз случился пожар, и золотой дворец, где жила дочь хана, сгорел. Во время пожара гусь улетел, а гусыня, защищая детей, сгорела. Узнала об этом дочь хана и сказала отцу, что она никогда не выйдет замуж. В соседнем ауле жил другой хан.
Жил некогда жигит Дуйсень. Он пас своих коз. Однажды Дуйсень отправился с козами в степь, намаялся, устал и уснул подле стада. Пробегали мимо волки и угнали все стадо. Когда Дуйсень проснулся, то не нашел ни одной козы. Загоревал он: что делать? Подумал и решил идти куда глаза глядят. Долго он скитался.
В давние времена жил один богатый казах. Детей у него не было. Как-то раз хан отдавал свою дочь замуж и по этому поводу устроил большой той. На этот той он пригласил только семейных. Бездетным не велено было приезжать на праздник. Вот стали съезжаться гости. Приехал на празднество и казах, у которого.
Жил смелый человек по имени Жаныдыль. У него была красавица сестра. В эту девицу был влюблен хан. Хан несколько раз просил брата отдать за него замуж сестру, но тот не соглашался. Девушке тоже нравился хан. И вот она притворилась больной. Брат был очень огорчен и не знал, что делать. Хан позвал к себе.
Добр был к людям Зенги-баба, покровитель рогатого скота. Многие хитрецы в былые времена пользовались из корысти его простотой и щедростью. Ведь если Зенги-баба на кого взглянет, тот сразу сделается богачом. Вот и лезли к нему на глаза толпами без всякой совести разные проходимцы. Зенги-баба рассердился.
В старину жил один бедный человек. У него было девять сыновей и одна дочь. Старшие братья ничем не выделялись, а у младшего были золотые волосы. Звали его Тотамбай. Была у них на всех одна кобылица. Жеребилась она каждый год, но каждый раз спускалось с неба чёрное облако и похищало жеребёнка. Братья.
Жили-были пять братьев. Они засеяли полдесятины пшеницы около одного большого дерева. Когда пшеница выспела, братья стали замечать, что кто-то по ночам приходит и ест ее. И вот они стали караулить пшеницу. Первым остался караулить старший брат, но он никого не видел. Затем стали караулить другие три.
Давно когда-то в степи жил богатый казах Едельбай. У него было три сына. Двух старших он женил. Пришла очередь младшего, Жандаулета. Для самостоятельной жизни нужны сообразительность и изворотливость. Чтобы испытать сына, Едельбай приказал ему погнать на базар сорок козлов и, не продавая этих козлов.
Жил когда-то Знаменитый человек, имени которого теперь уже никто не помнит. Славился он своей красавицей дочерью. Многие хотели взять её в жёны, но старик ни за что не желал расставаться с ней. Однажды девушку похитили. Знаменитого человека охватило отчаяние. Не зная, что предпринять, чтобы найти дочь.
В старину жил один бедный сапожник. У него было много детей. Сапожник работал от зари до зари, не разгибая спины, но его заработка хватало лишь на то, чтобы один раз покормить своих детей. Когда не было работы в ауле, сапожник брал на плечи свой ящичек с шилом и гвоздями и отправлялся в соседние аулы. Шел.
Один хан задумал проверить, как народ исполняет его повеления. Он приказал своим визирям объявить, чтоб его подданные ничего не делали и не зажигали по ночам огней. Визири доложили хану, что приказ объявлен и народ точно выполняет его. Хан переоделся нищим и отправился ночью по городу. Вот идет он по.
В древние времена жил один богатый человек Абдулла. Он имел единственного сына красавца. Настало время юноше жениться, отправился он искать себе жену. Три года путешествовал юноша по разным землям и нигде не мог встретить женщину, которая бы ему понравилась. Потеряв всякую надежду, он уже возвращался.
Жил в одном ауле безбородый хитрец Алдар-Косе. Глаза у него были острые, ноги быстрые, руки проворные, а ум ещё проворнее. Любил Алдар-Косе пошутить и посмеяться, особенно над глупцами и скрягами. Богатства у него не было, но хитростью он не раз добывал себе на обед жирного барана. Жатыр-бай был человеком.
Давным-давно у богатого бая был единственный сын — надежда отца, его счастье, его настоящее и будущее. Но как на беду, только мальчик немного подрос, стал ему сниться каждую ночь один и теп же сон: будто гонится за ним.
Жили некогда два друга бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын его надежда. В одну из весен, когда.
Однажды Щедрый и Скупой вздумали вместе идти на поклонение. Скупой всю дорогу пользовался хлебом и водой Щедрого. Наконец у Щедрого все запасы истощились. Он стал просить у Скупого, но тот ему сказал, что не желает оказаться в таком же положении и поэтому ничего не даст. Щедрый не мог следовать дальше.
Традиционное занятие казахов —кочевое и полукочевое скотоводство. Они издавна разводили овец, преимущественно грубошёрстных курдючных пород, а также крупный рогатый скот, коз, занимались коневодством и верблюдоводством. Радиус перекочевок превышал тысячу километров. Каждая кочевая группа закрепляла за собой строго определенные пастбища и пути. Пастбищные угодья делились в зависимости от сезона. Поливное земледелие носило для казахов вспомогательный характер, что изменилось в связи с переходом к оседлости и взаимодействии с соседними народами, в частности с русским.
Традиционно женскими ремеслами являются прядение верблюжьей и овечьей шерсти, изготовление войлоков и ковров, вышивание, шитье бисером и золотом, изготовление циновок. Мужскими занятиями были ювелирное дело, резьба по дереву и кости, обработка металла, тиснение кожи.
Традиционное поселение казахов — аул. Основной вид жилища — юрта, перевозившаяся при кочевках во вьюках в разобранном виде. Зимние жилища были постоянными, строились из камня, дерева, плетня, дерна, камыша, бытовали землянки.
Традиционная одежда у мужчин состоит из штанов, рубахи, бешмета — наплечной узкой одежды до колен со стоячим воротником. Сверху надевался халат. Непременная часть костюма — кожаный пояс. Голову покрывали тюбетейкой, поверх которой надевали войлочную шляпу, башлык или тымак, зимнюю шапку, подбитую мехомю.Традиционная женская одежда состояла из рубахи-платья, штанов, хлопчатобумажного платья, безрукавки. Молодых женщин выделял нагрудник из ткани, расшитый разнообразными украшениями. Женские головные уборы разнообразны, они различались в зависимости от возраста, семейного положения, племенной принадлежности. Женщины носили медные, серебряные, стеклянные украшения.
Основой традиционного питания с весны и до осени было молоко, преимущественно сквашенное (катык, айран, кумыс), сыр. Начиная с ноября, на столе появляются мясные и растительные продукты.
Казахские сказки
Атумтай и Нашарван
Батыр Боран
В давние времена жил батыр Боран. У него был друг Каскарау, с которым он был в ссоре. У Каскарау была невеста из рода Ногай. Как-то раз ногайцы откочевали в другое …
Дочь визиря
Был хан. Он много слышал о женской неверности и потому не решался жениться. Через каждые три дня он брал девицу, а потом убивал ее.
Однажды очередь дошла до дочери одного …
Дочь хана и визирь
У дочери одного хана были гусь с гусыней и четыре гусенка. Как-то раз случился пожар, и золотой дворец, где жила дочь хана, сгорел. Во время пожара гусь улетел, а гусыня, …
Дуйсень и дяу
Жил некогда жигит Дуйсень. Он пас своих коз. Однажды Дуйсень отправился с козами в степь, намаялся, устал и уснул подле стада. Пробегали мимо волки и угнали все стадо. Когда Дуйсень …
Ермагамбет
В давние времена жил один богатый казах. Детей у него не было. Как-то раз хан отдавал свою дочь замуж и по этому поводу устроил большой той. На этот той он …
Жайык и Едиль
Жаныдыль
Жил смелый человек по имени Жаныдыль. У него была красавица сестра. В эту девицу был влюблен хан. Хан несколько раз просил брата отдать за него замуж сестру, но тот не …
Жезтырнаки, пери и Мамай
В давно прошедшие времена три жигита отправились в далёкий путь. В дороге они встретили пастуха.
— Чей это аул виднеется вдали?- спросили они.
— Это аул батыра Мамая,- ответил пастух. …
Женщина-жумсаук
Давным-давно жила женщина-жумсаук. Она доставляла много беспокойства людям, хитростью заставляя их работать на себя.
Жигит и богач
В давние времена жили старик со старухой. У них было три сына и пять коз. Вот старший сын решил отправиться в чужие края на промысел да поучиться различным ремеслам. Зарезал …
Зенги-баба
Добр был к людям Зенги-баба, покровитель рогатого скота. Многие хитрецы в былые времена пользовались из корысти его простотой и щедростью. Ведь если Зенги-баба на кого взглянет, тот сразу сделается богачом. …
Золотоволосый Тотамбай
В старину жил один бедный человек. У него было девять сыновей и одна дочь. Старшие братья ничем не выделялись, а у младшего были золотые волосы. Звали его Тотамбай. Была у …
Золотой нож
Искусство Егельмана
Караглыш
Жили-были пять братьев. Они засеяли полдесятины пшеницы около одного большого дерева. Когда пшеница выспела, братья стали замечать, что кто-то по ночам приходит и ест ее. И вот они стали караулить …
Казахские сказки, стр. 1
БАРАНЫ ВОЛКОВ ПУГАЮТ ва барана нашли в поле волчью голову. Понесли ее домой. По дороге им попалась юрта. Положили бараны находку у порога и вошли в юрту, а в ней — волки.
ПОЧЕМУ ВЕРБЛЮД ОГЛЯДЫВАЕТСЯ,
ПОЧЕМУ У ПЕРЕПЕЛА ХВОСТ КОРОТКИЙ
ЛИСА, МЕДВЕДЬ И ПАСТУХ
ЛИСА, ЧЕРЕПАХА И КЛЕЩ
ПОЧЕМУ У ЛИСЫ ДЛИННЫЙ хвост, А У ЗАЙЦА КОРОТКИЙ
КОЛОДЦАХ АДАМ КЫРЫЛГАН
УРОЧИЩЕ ЧОМ КАЛГАН
КАК АСАН КАЙГЫ ИСКАЛ ЖЕР-УЮК
СКАЗОЧНАЯ СТРАНА БАРСА-КЕЛЬМЕС25
КОБЛАН-СИЛАЧ И ДВА МЕШКА
ЗОЛОТАЯ ОСЛИЦА И ВОЛШЕБНЫЙ ЗАЯЦ
СТАРИК И ЕГО ДОЧКА
ЖАДНЫЙ БАЙ И АЛДАР КОСЕ
АЛДАР-КОСЕ И СКУПОЙ ДРУГ
ПОКА НЕ ВЫРАСТЕТ ХВОСТ У КОНЯ
КОМУ КОРОВУ КОРМИТЬ
АЛДАР-КОСЕ И ПАХАРЬ
КАКТАЗША ДВУХ ХАНОВ ПРИМИРИЛ
КАК ЖИГИТ МУЛЛУ УГОЩАЛ
РАССКАЗЧИК И МУЛЛА
КАК БЕЗБОРОДЫЙ СЪЕЛ ЛЕБЕДЯ ОДИН
далекие годы жил на свете скотовод Ерна-зар. Счастливо жил старик. Имел он восемь сыновей, восемь помощников.
Прошло двенадцать месяцев. Не вернулись сыновья к отцу и никаких известий о себе не прислали. Кончился запас пищи у Ерназара. Стал голодать он со старухой. Сильно ослабели они. Едва держались на ногах.
Вот встала однажды вечером старуха с постели, открыла тундук. Посмотрел Ерназар и увидел: висит на веревочке лошадиный тостЙк. Обрадовался старик, го- 1 ших братьев.
Уже хотел было Тостик вернуться назад в родительский дом, как вдруг заметил высокий зеленый холм. С трудом поднялся он на него. Открылась перед ним цветущая долина. Увидел он многочисленные табуны лошадей, а за табунами громадный аул.
Направился Тостик к нему. На пути попалась ему одинокая юрта. Вошел он передохнуть и видит: стоит на очаге большой котел с вареным мясом. Наелся Тостик досыта и быстро дошел до аула.
Много здесь было народу. Собрались казахи на поминки. Стал Тостик разыскивать среди них своих братьев. Вдруг слышит крик:
— Подавать восьми ерназаровским! Подавать восьми ерназаровским!
С этими словами внесли подавальщики в большую белую юрту блюда с кушаньями.
Насторожился Тостик. Захотел посмотреть на восемь ерназаровских. Устремился он за подавальщиками.
— Куда лезешь?— закричали они на него, схватили за шиворот и оттолкнули прочь.
Казахские народные сказки
Кратко о стране и народе
КАЗАХИ живут в основном в Казахстане (8 млн. человек), а также в Китае (1,35 млн.), Узбекистане (1,5 млн.), в России (650 тыс.). Общая численность казахов в мире около 12 млн. человек. До 1925 года казахов называли киргиз-кайсаками, киргиз-казаками или просто киргизами, перенося на них самоназвание соседнего народа — собственно киргизов. Казахский язык относится к кипчакской группе тюркских языков. Верующие казахи — мусульмане-сунниты. В прошлом у казахов большую роль играли шаманизм и культ предков.
В составе казахской народности исторически сложились три группы жузов (племён), каждый из которых был спаян общими интересами кочевого хозяйства и обособлен территориально.
Старший жуз (Улы жуз, Семиречье) включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншкылы, сары-уйсин.
Средний жуз (Орта жуз, степные районы Центрального Казахстана, долины рек Сырдарьи, Ишима, Тобола) — в основном племена аргын, найман, кипчак, керей, конграт.
Младший жуз (Киши жуз, Западный Казахстан) состоял из племенных объединений алим-улы, бай-улы (роды адай, алчын, жаппас) и жети-ру (роды жагал-байлы, кер-дери). Из Младшего жуза в начале 19 века выделилась и ушла за реку Урал Внутренняя, или Букеевская, орда.
Основным занятием казахов до присоединения к России, которое завершилось в 1860-х годах, было кочевое скотоводство, и лишь в некоторых районах они возделывали пашню на поливных землях. С конца 18 века под влиянием русских переселенцев земледелие у казахов получило дальнейшее развитие. Во второй половине 19 века оно уже сопровождалось постепенным переходом на осёдлость. Казахи занимались также домашними промыслами, рыболовством и охотой. Русская культура оказала большое влияние на формирование современной казахской культуры. В 20 веке культура и быт казахов претерпели коренные изменения: кочевники перешли к оседлости, была ликвидирована неграмотность, сформировалась национальная интеллигенция.
Части современного Казахстана в древности входили в различные государства и были населены племенами разного происхождения. Наиболее древним очагом цивилизации является Семиречье. В 1213 г. оно было присоединено к империи Чингисхана, в 1224 г. вошло в выделившийся из Орды Чагатайский улус. Города были разрушены, население истреблено, небольшая часть обращена в рабство.
В конце 14 — начале 15 века большинство тюркоязычных племен (кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы, кереиты) входили в состав Ногайской орды и Узбекского ханства. В середине 15 века из Узбекской орды выделилось около 200 тыс. кочевников. К концу века они контролировали почти всю территорию нынешнего Казахстана. Так возникло Казахское ханство, что стало рубежом в процессе формирования казахской этнической общности. Этнический термин «казах» с 1620—30-х годов стал применяться ко всему населению степей, входивших ранее в Узбекское ханство, и расположенных к востоку от него. В середине 16 века этнический состав пополнился племенами, прикочевавшими из-за реки Урал (после распада Ногайской Орды), из Сибири, Восточного Семиречья. Казахское ханство, делившееся на жузы, существовало вплоть до 1716 года.
В 18 веке Младший и Средний жузы, а в 60-е годы 19 века и Старший жуз, приняли российское подданство. В 1918 г. на территории Казахстана установлена советская власть. В 1920 г. образована Киргизская (с 1925 года — Казахская) АССР в составе РСФСР. В 1924—25 гг. в результате национально-государственного размежевания оформились современные границы Казахстана.
Освоение целины в 1956—59 гг. доставило Казахстану роль «всесоюзной житницы», но валовой сбор достигался только за счет огромных посевных площадей. Распашка целины подорвала традиционное пастбищное животноводство, которому и так был нанесен урон реформами и коллективизацией. С 1959 по 1986 гг. первым секретарем ЦК компартии Казахстана был Д. Кунаев. Его отставка в 1986 году вызвала массовые беспорядки в Алма-Ате — первые беспорядки на национальной почве в период «перестройки».
В октябре 1990 года принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. После распада СССР в 1991 г. провозглашена независимость, и принято современное название Республики. Президентом был избран бывший Первый секретарь ЦК КПКазССР Н. Назарбаев, которому удалось добиться стабильности.
Национальный праздник — День республики (25 октября).
Вся жизнь казахов с давних времен связана с разведением домашнего скота. Вместе со стадами они кочевали по степи. Из шерсти верблюдов и овец валяли войлок для юрт — в недалеком прошлом основного жилища казахов. Воду из колодцев доставали в больших бадьях из сыромятной кожи. Молоко, кумыс (напиток из кислого кобыльего молока) хранили в кожаной посуде. В высушенных овечьих желудках держали масло, в сосудах из брюшины — сметану. Одежду, обувь, головные уборы шили из шерсти и кожи. Шёлковые, хлопковые ткани привозили из Средней Азии, а позже — из России. В 19 веке казахи переняли у русских полушубки, валенки, сапоги.