Сказки коренных народов красноярского края

Сказки

Сказки о Красноярском крае

Наталия Валериевна Лобко
Сказки о Красноярском крае

СКАЗКА

«Битва на Лысой горе»

Вокруг селения горы, леса, поля пшеничные. А на той горе жило чудовище лесное. Народ боялся его. Рычал он по ночам! Гремел по утрам! И решил добрый молодец помочь честному народу. Надел своё лучшее снаряжение, взял мечь – кладенец и отправился на гору. А на горе той лес непроходимый, скалы острые. Преодолевая препятствия, дошёл Геркулес до логова чудовища. Разозлилось чудовище и накинулось на молодца!

Вернулся в село с победой молодец, а народ благодарил его, подарками одаривал. А когда посмотрели они на гору, где сражались Геркулес с чудовищем, то увидели, что гора – то «лысая»! Деревья все повалены!

С тех пор прозвали гору «Лысая». И по сей день в селе том есть «Лысая» гора.

СКАЗКА

Жили – были в деревне Красноярского края дед, бабка и внучок Егорка.

Жили они на берегу реки Енисей.

Однажды, внучок Егорка попросил бабушку пожарить рыбу. Бабушка сказала ему:

«- Внучок, а рыбы – то у нас нет! Возьми надувную лодку и вместе с дедом плывите по Енисею и так вы наловите рыбы».

Дед и Егорка взяли лодку, удочки и поплыли на середину реки. Доплыли, достали свои удочки, а про червяков – забыли.Дед говорит Егорке:

«- Не переживай, мы сейчас доплывём до берега и накопаем червяков».

В этот день дедушка с Егоркой наловили много рыбы: хариуса, ельца.

Вечером бабушка приготовила целую сковороду жареной рыбы.

Все были сыты и счастливы!

После ужина они пошли к Енисею поклонились и сказали «СПАСИБО»!

СКАЗКА

Жил был принц. И жил он на левом берегу реки Енисей г. Красноярска.

Узнал он, что на правом берегу живет красивая принцесса. Решил он на ней жениться. Но как добраться до принцессы?

Не было в его царстве мастера, который мог бы построить мост. И отправился он в другое царство- Южное.

Ехал он 5 дней. И тут навстречу ему выскочил злодей! Он хотел узнать, где живет принцесса и как до неё добраться. Принц не хотел, чтоб злодей нашел принцессу, достал меч, и стали они воевать. Принц его победил! И поехал дальше.

Приехал он в другое царство, нашел там мастера, который умел все делать и попросил его построить мост. Тот с радостью согласился. Через 8 дней мост был готов.

Принц заказал торт, купил кольцо и отправился к невесте по новому красивому мосту через реку Енисей. Принцессе понравился мост и кольцо, и она влюбилась в принца. Они поженились и жили долго и счастливо!

Так появился Коммунальный мост!

«Сказка в двери к нам стучится…». Присказки к сказкам «Как не в море-океане, Не на острове Буяне Стоит терем-теремок, На дверях висит замок. Мы замочек отопрем – Сказку в гости позовем Слушай.

Огород на окне Огород на подоконнике В некотором царстве, В некотором государстве, Да в детском садике Алёнушка, да во второй младшей группе, Живут славные.

Источник

Литературное путешествие по Красноярскому краю. 3-й класс. «Устное народное творчество. Сказки»

Класс: 3

Тема: «Устное народное творчество. Сказки».

I. Оргмомент

II. Беседа

– В этом учебном году мы отправились в путешествие по литературной стран Красноярского края, знакомились с литературным творчеством писателей и поэтов Красноярского края. Мы с вами живем на территории Красноярского края в Таймырском (Долгано-Ненецком)муниципальном районе. (Раньше он назывался автономным округом).

III. Выступления учащихся

2. Таймырский (Долгано-Ненецкий ) автономный округ был бразован 10 декабря 1930 года. Он расположен за Полярным кругом. Общая площадь около девятисот тысяч квадратных
километров. Таймырская земля занимает 40% территории Красноярского края.

3. На Таймыре дружно живут малочисленные народы Севера: долганы,ненцы,нганасаны,энцы,эвенки. Они похожи друг на друга своим образом жизни,жилищем,одеждой, пи щей, средствами передвижения.

4. У каждого народа,даже самого маленького существовал фольклор- устное народное творчество. В фольклоре отражены история,обычаи,традиции-образ жизн народа,культура.

IV. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы будем говорим об УНТ или фольклоре.
– Кто скажет,а какие есть жанрыУНТ?
– Приведите примеры.
– Для чего нужен был фольклор?
– Давайте уточним знания о фольклоре. Вы знаете, что любимый северный цветок – ромашка. Давайте соберем ромашку из названий жанровУНТ. Итак, что такое: загадка, пословица, поговорка, оберег, песня,миф. Какая красивая получилась ромашка! Молодцы!
– Скажите, а какой жанр не вошел в нашу ромашку? (Сказка)

Учитель читает стихотворение:

Известны сказки с древних пор,
Не верь, тому кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже,
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай-
Они всему научат.

– Что такое сказка?
– Для чего они нужны?
– Как люди их сочиняли?
– Какие бывают сказки?

V. Работа по сказке

Учитель: Перед вами выставка детских рисунков. Скажите, какой вид сказки на них изображен? Почему так думаете? Докажите?

(Вывешивается картинка с изображением зайца).

– Кто пришел к нам на урок?

VI. Физминутка

VII. Иучение нового материала

1. Постановка целей и задач.

– Мы познакомимся сегодня с долганской сказкой «Старик и зайцы».Поговорим о ее содержании, выполним ряд заданий.
Подумайте как вели себя зайцы?

3. Чтение сказки учителем

4. Беседа по прочитанному

– Кто является героем сказки?
– О чем она?
– А какой характер у зайчиков в сказке?
– Когда была написана сказка? (Давно)
– Почему все слушались старика? (Был умный, жил долго,много знал)
– Сколько в стойбище было чумов?
– Сколько семей жило в них? (3)
– Почему решили охотиться на зайцев?
– Сколько голов оленей было? (5)
– Хотели ли жители тундры обидеть зайцев? (Нет, это голод их заставил)
– Какие зайцы попадались в ловушки? (Невнимательные, шустрые)
– Какие русские народные сказки вы знаете?
– Давайте сравним зайчиков из этих сказок.
– Что придает сказкам волшебные черты?

Вывод: в сказках добро побеждает зло.

– Вспомните загадки, пословицы о зайчиках.
– Перевести трафарет на лист бумаги,
– Разукрасить.

Читайте также:  Портрет васи и валька из рассказа в дурном обществе

6. Вопросы во время работы:

– Какие ушки у зайцев?
– Когда меняет он свою шубку и почему?

VIII. Итог урока

– С каким настроением вы заканчиваете путешествие в сказочный мир животных?
– О каком фольклорном жанре говорили!

IX. Домашнее задание

– Придумайте и запишите сюжет, где одним из героев твоей сказки будет зайчик.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Цитатник

Подарки на новый год http://stranamasterov.ru/node/652769 Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

легенды Красноярского края

Легенды Сибири

Источник:

Легенды Сибири — и древние, и современные — по большей части связаны с удивительной природой здешних мест. Причудливые скалы, в которых видятся живые существа со своим характером и настроением, любвеобильный молодец Енисей, сопки, в которых скрыты тайные озера, — их все ищут, да мало кто находит.

Куренги и живые лыжи

В горах Хонгорая когда-то обитали сказочные таежные охотники куренги (букв, коричневые), т. е. существа одного происхождения с горными духами. Иногда они приходили к промысловикам и совместно охотились. Куренги были похожи на наших людей, но только очень смуглые, с красными глазами и волосатые. Куренги были прекрасными охотниками. Они имели живые лыжи, подбитые лосиными камусами, которые сами рождались. Не было никаких сил на земле, чтобы опередить такие лыжи. В старину куренги зачастую охотились совместно с нашими охотниками.

Ночью охотник увидел, что у куренга глаза закатились, видны одни белки. Тогда он вышел из балагана, надел лыжи и дал команду «ююк». Лыжи сами побежали по тайге. Куренг проснулся и не обнаружил ни охотника, ни своих лыж. Он надел лыжи охотника, но сколько ни свистел, лыжи не двинулись с места.

Куренгов сейчас нет в тайге, ибо их замуровал в Саянских горах Верховный творец. Воспоминанием о них в Хонгорае служат теперь цветы жарки, красный цвет которых одинаков с цветом глаз куренгов.

На хакасских скалах выбиты многочисленные изображения охотников на чудо-лыжах. Считается, что если приложить руку к такому изображению, то обретешь невероятную силу и выносливость.

Уже само происхождение огромных скал причудливой формы, невесть откуда появившихся посреди тайги, — загадка. Научная версия: столбы — сиенитовые породы, проступившие из земли миллионы лет назад. А дальше — ветра, снега, дожди, сейсмические явления придали им схожесть с людьми, животными, птицами. Отсюда и названия — Дед, Бабка, Гриф, Ворон, Беркут, Верблюд.

Древние легенды объясняют появление Столбов по-своему. По одной из них, своенравный царь Енисей, разгневавшись на ослушавшихся его дочек и их возлюбленных, превратил Базаиху и Лалетину в речки, а их женихов-князей вместе со всей дружиной — в скалы.

Есть и версия о некоем древнем городе мертвых, якобы существовавшем в этих местах. И вроде бы Столбы — то ли его руины, а то ли сами обитатели города мертвых, дождавшиеся своего часа и восставшие из-под земли.

Как бы то ни было, все сходятся в одном: столбы — место особое, влияющее на людей, вступающее с ними в некие отношения, принимающее или не принимающее их. Рассказывают, например, что в конце XIX века собиравшиеся здесь участники революционных сходок — маёвок — написали на Втором Столбе слово «Свобода», а блюстители закона так и не смогли туда подобраться, чтоб его стереть (хотя и революционеры, конечно, не были профессиональными альпинистами). А вот современные энтузиасты надпись время от времени подновляют — и ничего, никаких препятствий на своем пути не встречают.

— Мне приходилось слышать, как некоторые столбисты говорят: «Скала его к себе не взяла, погубила». Касалось это опытнейшего человека, который все скалы не по разу прошел. И вдруг на одной, далеко не самой сложной, разбился. И в то же время знаю множество новичков, которые наобум лезли в самые опасные места, казалось бы, на верную гибель, а им всё как с гуся вода.
Леонид Аверкин, краевед

Черная сопка

Черная сопка, она же спящий вулкан Кара-Даг, — верхняя точка (500 м) Торгашинского хребта, который тянется по правому берегу Енисея и фактически является южной границей Красноярска. Она и правда черная — из-за курумника, темных каменных осыпей, поросших темным же мхом.

Говорят, что внутри Кара-Дага спрятано подземное озеро, образовавшееся из слез знатной девушки, родственники которой убили ее жениха — простого пастуха. Говорят еще, что девушка эта до сих пор скрывается там, в горах, да только мало кому дано ее увидеть.

А еще рассказывают, что после Второй мировой войны пленные японцы (в Красноярск их ссылали сотнями) сделали Черную сопку предметом почитания. Очень уж она напоминала им Фудзияму… Если решитесь подняться на Кара-Даг (а дело это непростое), обязательно пройдите через Яхонтовую поляну (она вблизи от восточного склона), а там почешите пузо скале Верблюд (тоже из столбов). Тогда путешествие в обе стороны будет удачным.

Поисками легендарной подземной страны Агарти — духовного центра Вселенной, совершенной цивилизации, существующей без войн, зла и насилия, — за последнее тысячелетие кто только не занимался. Священники, правители, историки, туристы… Искали везде — в Индии, Монголии, на Дальнем Востоке. А нашли вроде бы у нас, на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна.

— По версии польского ученого Антона Оссендоевского, беседовавшего с буддийскими жрецами, анализировавшего рукописи, в которых упоминались различные географические названия, примерные описания координат подземной страны, Агарти находится как раз на территории Западного Саяна, там, где хребет Ергаки. Позже его гипотезу поддержал и развил итальянец Туэло.
Василий Месхиев, историк

Где же находятся ворота в чудесную подземную страну, в которой люди укрываются от земных бедствий, где не знают о горе, где процветают науки и искусства? Говорить об этом запрещено, как и рассказывать о виденных в Агарти чудесах (а поговаривают, что кое-кому все-таки удавалось до нее добраться). А тому, кто проговорится, несдобровать.

Читайте также:  Сказки про белочек для детей

А это тувинская легенда. Говорят, что высоко в горах, в верховьях Енисея, в одном из самых труднодоступных мест, находится удивительная бронзовая чаша. Высота ее — метра три, не меньше, стоит она на окаменевшем помосте, а на стенки ее нанесены непонятные знаки и письмена. И лучше ее никому не пытаться найти, потому что с теми, кто хоть раз случайно ее увидел, случается беда.

— У нас говорят, что было несколько охотников, которые в те места ненарочно забредали и видели эту чашу. Так вот, после этого кто заболел и умер, кто с ума сошел, кто в аварию попал, кто запил… Причем последний случай недавно был, тот мужчина до сих пор вроде в реанимации лежит — так усох. В общем, лучше никому эту чашу и не видеть.
Ирина Хомушку, жительница Тувы

Что это за чаша и откуда она взялась? Разное говорят. Если отбросить совсем уж неправдоподобные, мистические и вовсе потусторонние гипотезы, то это либо бывшее место сбора шаманов, либо еще скифское творение — такие предположения строят местные жители.

Есть и еще одна версия. Чаша указывает на место захоронения Чингисхана. Вроде бы совсем неправдоподобно, но ведь могила великого воина до сих пор так и не найдена, так почему бы ей не оказаться в Туве? Тем более происходил он из рода, жившего в этих местах, и его сыновья здесь не раз бывали.

Говорят еще, что подобных чаш, только меньшего размера, в Туве было несколько. Но две из них ушли под землю, не выдержав соседства с современной цивилизацией.

Источник

Сказки народов Сибири

Агды-гром

Жил на земле Крылатый. Летал, как птица, и пожирал людей. Никто не мог победить Крылатого.

Однажды среди людей родился мальчик, которому дали имя Агды. Вырос Агды и сказал людям, что …

Аморгол

В древнее, старое время жила-была красавица Аморгол. Не сыскать было такой красавицы во всем свете. Буряты со всей земли съезжались к ней свататься, но ни за кого она не хотела …

Ангарские бусы

Кто в глубокую старину считался самым славным и могучим богатырем, которого все боялись, но и почитали? Седой Байкал, грозный великан.

А славился он еще и несметными, бесценными богатствами, которые стекались …

Асаткан

— Пригони, не сходя с места, всех моих …

Батор

По левому берегу Иркута, близко к Саянам, есть место, которое называется Батор. Откуда взялось такое название, я вам сейчас расскажу.

Лет с полтысячи тому назад около Саян жил великий богатырь …

Богатырь Байкал

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Красивее ее не было на земле.

Богатырь Хоридой

Не так далеко от Байкала, где теперь живут эхириты, раньше, когда еще не было ни коров, ни коней, жили-были три брата: Булагат, Эхирит и Хоридой, сыновья старого охотника Бурядая.

Вечные люди и живая вода

В прежнее время по краю нашей земли ходил один человек. Увидел большое болото, через которое зверь не переходил, птица не перелетала.

Волшебные рога Огайло

В одном бурятском улусе Подлеморья жили два брата-близнеца Гамбо и Бадма. С ними находилась и мать Аюна. И пятистенная юрта внутри вся была украшена рогами сохатых, козерогов и северных оленей. …

Горы-быки

Пониже села Гужиры есть местность Далхай. В этой местности есть гора, которая называется Бычьей. Дело было так.

Из Монголии вышли два огромных быка. В Монголии они выпили все реки и …

Дружба

Енисей и шаман

Было это давным-давно. В Саянских горах жил один страшный и злой шаман. Все было ему подвластно. Птицы и звери ему подчинялись, лес не шумел, когда он молился, кукушка переставала куковать, …

Жена Хордея

Жил когда-то вблизи Саянских гор бедняк Хордей. Он пас у одного богача скот. Хозяин был очень скуп. Когда минул год, он заплатил Хордею за его верную службу всего три монетки. …

Как буряты с тунгусами породнились

Жил старик. Он был богатырь, этот старик. У него были сыновья: Данилушка, Гаврилушка и Ванюшка-дурак. А он не дурак, только рожденный так. Он лучше всех был. Вот отец и говорит …

Кто ты?

Сказывают, жил в лесу славный охотник. Не было для него тайн в родных лесах: знал он всех птиц, всех зверей, какие только водились. И вот однажды повстречал он на охоте …

Источник

Проект по литературе Красноярского края

В статье предложен проект на тему: «Сами сочиняем северные сказки», созданный усилиями учащихся 3 класса И школы 145 г. Красноярска, при участии и содействии их родителей. Моя роль, классного руководителя, в процессе проектирования заключалась в создании таких условий, при которых возникает у детей интерес к поиску и исследованию, а также в оказании помощи в планировании процесса исследования, систематизации полученных результатов и оформлении презентации проекта.

Далее необходимо пояснить, почему выбрана такая тема исследования.

Начну с того, что Законодательным собранием Красноярского края 20 декабря 2005 г. был принят Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае.

Закон устанавливает основную цель краевого компонента: формирование у обучающихся целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края. В связи с этим в начальной школе введены учебные предметы: «Литература Красноярского края», «Художественная культура Красноярского края», «Природа и экология Красноярского края».

Проект, о котором идет речь в статье, создан на основе исследования особенностей быта, природы, сказок эвенков – коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Его появление мотивировано изучением раздела «Устное народное творчество» «Литературы Красноярского края», и направлено на достижение целей изучения этого предмета:

А поскольку программа по НРК приветствует нестандартные формы изучения предметов и нацеливает педагога на то, что особое внимание на уроках должно быть уделено созданию творческих работ (сочинения, сочинения-миниатюры, написание стихотворений) обучающимися, в которых отражается собственное видение, то, проект оказался наиболее интересной формой творческой работы.

Читайте также:  Сказки про семью для дошкольников

Тема проекта: «Сами сочиняем северные сказки»

Цель: создание книги северных сказок, которые сочинили мы сами.

Задачи:

Актуальность:

Тема фольклора северных народов для нас стала важной, потому, что Красноярский край – наша малая Родина. Каждый человек должен знать культуру и историю своей Родины, потому, что именно из такого знания вырастает гордость за землю, где живет народ, к которому ты принадлежишь.

Практическая ценность проекта заключается в том, что данные наших исследований, сказки, ребусы, толковый словарь можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира по теме краеведения.

Комментарии к презентации проекта

В презентации (см. Приложение 1) проекта использована информация по истории, культуре и природе Эвенкии, собранная детьми и их родителями. Особенности эвенкийских сказок, изученные ребятами в ходе исследования, послужили основой для написания их собственных сочинений, в стиле северных сказок.

Результатом исследования и систематизации материала стала «Книга северных сказок». В ней три раздела:

Анимация, введенная на некоторые слайды, служит для акцентирования внимания зрителей на важной информации.

Сказки озвучены – свою сказку автор читает сам.

Уважаемые педагоги, родители, ребята, здравствуйте, мы представляем Вашему вниманию проект на тему: «Сами сочиняем северные сказки». Мы – это ученики 3 класса И 145 школы г. Красноярска.

Тема фольклора северных народов для нас стала важной потому, что Красноярский край – наша малая Родина. Каждый человек должен знать культуру и историю своей Родины, потому, что именно из такого знания вырастает гордость за землю, где живет народ, к которому ты принадлежишь.

Цель нашего проекта: создание книги северных сказок, которые сочинили мы сами.

Для того, чтобы самим научиться сочинять сказки, нам предстояло пройти по такому маршруту:

Работая в проекте сначала мы прочитали авторские и народные северные сказки. Изучив их особенности, поняли, что в них отражена жизнь народа, связанная с природой, бытом и занятиями.

Для того, чтобы самим написать сказки, мы пришли к выводу о том, что нужно более подробно изучить особенности северной природы, узнать о занятиях народов севера и их традициях.

Наибольший интерес у нас вызвала история Эвенкии. Эвенкия – одна из северных территорий Красноярского края. Столица Эвенкии – поселок Тура. Название это не случайно. Год у эвенков начинался с весны. Первый весенний месяц март называется ТУРАН.

Коренные жители Эвенкии – эвенки. Но на ее территории проживают и представители других малочисленных народов севера: селькупы, кеты, долганы, нганасаны.

Жизнь эвенкийского народа настолько тесно связана с природой и древними обычаями, что даже на гербе и флаге Эвенкии отражены особенности национальных традиций и быта. Герб Эвенкийского автономного округа представляет собой схематическое изображение ритуального шаманского бубна, в центре которого помещена мифическая птица – белая гагара. В центре флага бело-красное изображение „кумалана“ c восемью спицами. „Кумалан“ — национальный эвенкийский коврик.

Эвенкия расположена на плоскогорье, которое называется плато Путорана. Плоскогорье – это горы, у которых вершины не острые, а плоские, покатые. Считается, что на озере Виви, расположен географический центр России.

Природа Эвенкии очень красивая, хотя и суровая. Здесь растут и лиственницы и карликовые березы. Лиственницы растут далеко друг от друга, а между ними моховые ковры, усыпанные голубикой,

В эвенкийской тайге много ценного пушного зверя. Но особая гордость края, его своеобразная визитная карточка – это северный олень.

В последние годы на территории Эвенкии обнаружены запасы нефти и газа. Побродить по просторам Эвенкии – мечта каждого путешественника. Здесь можно насобирать коллекцию минералов: голубовато-серый агат, графит – с детства знакомый карандашный камень, ярко-пеструю яшму.

Эвенки – кочевой народ. Они занимаются оленеводством, поэтому им приходится перекочевывать с места на место за оленями, которые передвигаются по тундре в поисках пищи. А питаются они мхом – ягелем. Сама природа дала эвенкам и своеобразную внешность: невысокий рост, смуглый цвет кожи, узкие глаза, темные волосы, чтобы им было легче выживать в зимние ветра и яркое летнее солнце. Живут оленеводы в чумах. Основой чума являются жерди. Их накрывают оленьими шкурами. Посреди чума разводят костер, а дым выходит из отверстия, которое делают сверху

До сих пор эвенки чтят свои древние традиции. Есть у них свои шаманы, которые обращаются к духам, чтобы рыбалка и охота была удачной. Духи были злые и добрые. Так добрый дух Хэвэки всегда помогал человеку и животным, а злой дух Харги чинил препятствия в охоте и рыбалке, напускал болезни. А шаман налаживал отношения между людьми и духами.

Так, изучая особенности сказок, традиций, традиционных занятий, мы заметили, что в речи много национальных слов. И они наиболее часто встречаются в сказках, и подчеркивают их национальный характер. Для того, чтобы мы могли и в наших сказках использовать такие слова, нам надо было знать их значение. Мы составили толковый словарь северных слов и поместили его в свою книгу. Теперь и читатели могут узнать значение тех слов, которые мы употребляли в текстах своих сказок.

И, наконец, мы представляем вашему вниманию сказки, которые сочинили сами.

Для самых любознательных в нашей книге есть раздел «Проверь себя». В этом разделе представлены ребусы. В ребусах зашифрованы северные слова. Попробуйте разгадать их.

И, в заключении, надо сказать, что, работая в проекте, мы исследовали особенности северных сказок. Поняли, что эти сказки о природе, традициях, быте людей – северян.

Для того, чтобы самим сочинить сказки в стиле сказок северных мы исследовали особенности северной природы, познакомились с традициями, составили словарь северных слов.

Используя данные исследования, создали свою книгу сказок, которая состоит из трех частей: толкового словаря, сказок и ребусов.

Практическая ценность проекта заключается в том, что данные наших исследований, сказки, ребусы, толковый словарь можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира по теме краеведения.

Приложение 1: Презентация «Народы Севера»

Литература:

Источник

Познавательное и интересное