Сказки кощей бессмертный автор сказки

Сказки

Кто написал сказку » Кощей бессмертный», автор?

Кто написал сказку кощей бессмертный, автор?

Сказки и сказания складываются в устном народном творчестве, передаются из уст в уста: от матери к дочке, от бабушки к внучке.

Образ сказочного героя во многих русских сказках, но и атворы его используют в своих творениях. Первоисточник всегда русская народная речь, сказка, попытка выразить в пересказах борьбу добра и зла, плохого и доброго, светлого и нечисти.

Кощей Бессмертный в русских народных сказках наиболее устрашающая загадочная фигура. Его еще называют Кощей. Такие сказания придумал народ, это устное народное творчество.

Опасный Кощей играючи похищает молодых красавиц. Зловредный вездесущий старик уносит молодых девиц в свое царство. Кощей –мифологический образ зимней природы, которая замерзла, застыла и окостенела от сурового мороза. В народных сказаниях предстает этот зловредный Демон зимы.

Почему девица-краса в народных сказках становится его жертвой? Чтобы делать плохие дела, Кощею нужна молодая энергия. Поэтому Кощей пытается забрать жизненные силы у молодой красавицы-Весны.

Образ Кощея Бессмертного появляется в русских сказках с 18 века.

Так что, автор не известен. В этих случаях авторство приписывается народу.

Так что, Кощей Бессмертный это отрицательный герой, рожденный «коллективным бессознательным» русского народа.

Когда автор сказки не известен, то обычно о таких сказках, или сказочных персонажах из сказок (в данном случае это Кощей Бессмертный) принято называть «народными».

Народ автор, ибо автор (первоисточник) не известен.

Замечательная сказка «Заколдованная королевна» относится к русским народным сказкам, коих до нашего времени дошло великое множество. К досадному сожалению имена авторов огромного количества русских сказок неизвестны. Опять таки, сказки при многочисленных пересказах, порой в корне могут изменяться. Та же сказка «Морозко» которую все видели на экранах «оживлена» великом режиссёром А.Роу. Так и сказка «Заколдованная королевна» является НАРОДНОЙ сказкой (Автор- НАРОД). В наше время наиболее известный пересказ этой сказки А.Н.Афанасьева, который выпустил целый сборник русских народных сказок.

Замечательная сказка на мой взгляд, автором сказки является Гаршин (Всеволод Михайлович).

Он не только писатель российский, он же ещё и поэт.

К сожалению жизнь прожил очень короткую (на день смерти ему было всего 33 года).

Я посмотрела с внучками фильм 2019 года. Нам всем очень понравилось.Внучкам обаятельные герои и трогательный сюжет, а мне созданная виртуальная реальность. Мое восхищение авторам.

Мне тоже стало интересно что это за сказка и кто ее автор. Я поискала и вот что обнаружила.

Предварительно написанной сказки не было.

Был сценарий, который написал Томас Диш в 1988 году, а Линда Вулвертон целый год его подправляла.

Снятый по сценарию про львенка Симбо в 1994 году мультфильм получил два Оскара и остается самым кассовым рисованным мультфильмом.

Режиссер Джон Фавро снял римейк знаменитого мультфильма. Фильм снят в современной технике в виртуальной реальности. Герои смотрятся как настоящие. В конце июля в России фильм «Король лев» был самым кассовым.

Раньше, когда печи топили дровами, когда заготавливали эти дрова самостоятельно, зиму боялись из-за стужи, морозов и метелей. Трудно жилось и людям, и зверям. В сказке люди показали, что вместе, дружно можно перезимовать, и даже лютые холода не такие уж страшные.

И если в русской народной сказке неизвестно, откуда взялись все животные, то Алексей Толстой нам рассказал, что они жили у старухи со стариком, а те хотели их по очереди зарезать. Вот звери от них и убежали, чтобы себе жизнь спасти.

Источник

Кощей бессмертный

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный. Старший сын и просит у отца благословенье искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал. Середний сын пождал-пождал, тоже выпросился у отца, уехал, – и тот без вести пропал. Малый сын, Иван-царевич, говорит отцу: “Батюшка! Благословляй меня искать матушку”. Отец не отпускает, говорит: “Тех нет братовей, да и ты уедешь: я с кручины умру!” – “Нет, батюшка, благословишь – поеду, и не благословишь – поеду”. Отец благословил.

Иван-царевич пошел выбирать себе коня: на которого руку положит, тот и падет; не мог выбрать себе коня, идет дорогой по городу, повесил голову. Неоткуда взялась старуха, спрашивает: “Что, Иван-царевич, повесил голову?” – “Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну – мокренько будет”. Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит: “Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову?” Он и думает: “Что же старуха меня спрашивает? Не поможет ли мне она?” И говорит ей: “Вот, баушка, не могу найти себе доброго коня”. – “Дурашка, мучишься, а старухе не кучишься! – отвечает старуха. – Пойдем со мной”. Привела его к горе, указала место: “Скапывай эту землю”. Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю: тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал забился, все двенадцать цепей порвал. Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал: “Благословляй и прощай, баушка!” Сам сел и поехал.

Долго ездил, наконец доехал до горы; пребольшущая гора, крутая, взъехать на нее никак нельзя. Тут и братья его ездят возле горы; поздоровались, поехали вместе; доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет. Старшие братовья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил на гору – и тотчас в горе показалась лестница. Он оставил коня, наточил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит: “Ежели в стакане кровь почернеет, не ждите меня: значит – я умру!” Простился и пошел. Зашел на гору; чего он не насмотрелся! Всяки тут леса, всяки ягоды, всяки птицы!

Долго шел Иван-царевич, дошел до дому: огромный дом! В нем жила царска дочь, утащена Кошом Бессмертным. Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон, кричит ему: “Тут, смотри, у ограды есть щель, потронь ее мизинцем, и будут двери”. Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел доставать мать от Коша Бессмертного. Девица говорит ему на это: “Трудно доступать мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный – убьет тебя. Ко мне он часто ездит… вон у него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!” Иван-царевич не только поднял меч, еще бросил кверху; сам пошел дальше,

Взяли они, Иван-царевич с матерью, что было нужно, пошли на родиму сторону: по пути зашли за царской дочерью, к которой Иван-царевич заходил вперед, взяли и ее с собой; пошли дальше, доходят до горы, где братья Ивана-царевича все ждут. Девица говорит: “Иван-царевич! Воротись ко мне в дом; я забыла подвенечно платье, брильянтовый перстень и нешитые башмаки”. Между тем он спустил мать и царску дочь, с коей они условились дома обвенчаться; братья приняли их, да взяли спуск и перерезали, чтобы Ивану-царевичу нельзя было спуститься, мать и девицу как-то угрозами уговорили, чтобы дома про Ивана-царевича не сказывали. Прибыли в свое царство; отец обрадовался детям и жене, только печалился об одном Иване-царевиче.

Читайте также:  Рассказ о своем брате на английском

А Иван-царевич воротился в дом своей невесты, взял обручальный перстень, подвенечно платье и нешитые башмаки; при-ходит на гору, метнул с руки на руку перстень. Явилось двенадцать молодцов, спрашивают: “Что прикажете?” – “Перенесите меня вот с этой горы”. Молодцы тотчас его спустили. Иван-царевич надел перстень – их не стало; пошел в свое царство, приходит в тот город, где жил его отец и братья, остановился у одной старушки и спрашивает: “Что, баушка, нового в вашем царстве?” – “Да чего, дитятко! Вот наша царица была в тлену у Коша Бессмертного; ее искали три сына, двое нашли и воротились, а третьего, Ивана-царевича, нет, и не знают, где. Царь кручинится об нем. А эти царевичи с матерью привезли какую-то царску дочь, большак жениться на ней хочет, да она посылает наперед куда-то за обручальным перстнем или велит сделать такое же кольцо, какое ей надо; колдася уж кличут клич, да никто не выискивается”. – “Ступай, баушка, скажи царю, что ты сделаешь; а я пособлю”, – говорит Иван-царевич.

Старуха в кою пору скрутилась, побежала к царю и говорит: “Ваше царско величество! Обручальный перстень я сделаю”. – “Сделай, сделай, баушка! Мы таким людям рады, – говорит царь, – а если не сделаешь, то голову на плаху”. Старуха перепугалась, пришла домой, заставляет Ивана-царевича делать перстень, а Иван-царевич спит, мало думает; перстень готов. Он шутит над старухой, а старуха трясется вся, плачет, ругает его: “Вот ты, – говорит, – сам-от в стороне, а меня, дуру, подвел под смерть”. Плакала, плакала старуха и уснула. Иван-царевич встал поутру рано, будит старуху: “Вставай, баушка, да ступай понеси перстень, да смотри: больше одного червонца за него не бери. Если спросят, кто сделал перстень, скажи: сама; на меня не сказывай!” Старуха обрадовалась, снесла перстень; невесте понравился: “Такой, – говорит, – и надо!” Вынесла ей полно блюдо золота; она взяла один только червонец. Царь говорит: “Что, баушка, мало берешь?” – “На что мне много-то, ваше царско величество! После понадобятся – ты же мне дашь”. Пробаяла это старуха и ушла.

Прошло там сколько время – вести носятся, что невеста посылает жениха за подвенечным платьем или велит сшить такое же, како ей надо. Старуха и тут успела (Иван-царевич помог), снесла подвенечное платье. После снесла нешитые башмаки, а червонцев брала по одному и сказывала: эти вещи сама делает. Слышат люди, что у царя в такой-то день свадьба; дождались и того дня. А Иван-царевич старухе заказал: “Смотри, баушка, как невесту привезут под венец, ты скажи мне”. Старуха время не пропустила. Иван-царевич тотчас оделся в царское платье, выходит: “Вот, баушка, я какой!” Старуха в ноги ему. “Батюшка, прости, я тебя ругала!” – “Бог простит”. Приходит в церковь. Брата его еще не было. Он стал в ряд с невестой; их обвенчали и повели во дворец. На дороге попадается навстречу жених, большой брат, увидал, что невесту ведут с Иваном-царевичем, ступай-ка со стыдом обратно. Отец обрадовался Ивану-царевичу, узнал о лукавстве братьев и, как отпировали свадьбу, больших сыновей разослал в ссылку, а Ивана-царевича сделал наследником.

Источник

Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»

Читательский дневник по русской народной сказке «Кощей Бессмертный»

Название: «Кощей Бессмертный».

Жанр произведения: волшебная сказка.

Главные герои: Иван-царевич, старший и средний братья, Царевна, Кощей Бессмертный.

Второстепенные герои: Старушка, царь, царица.

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — Сильный и смелый. Умело расправился с лиходеем.

Не опустил руки и добился правды, когда братья его обманули.

Старший и средний братья — ленивые и важные.

Обманули родного брата и присвоили себе чужие заслуги.

Кощей — могучий, злой и сильный.

Царевна — молодая красавица. Не хотела выходить за нелюбимого.

Характеристика второстепенных героев:

Старушка — добрая и отзывчивая.

Всё принимает близко к сердцу.

Помогла Ивану вернуть свою возлюбленную.

Царь с женою — честные, справедливые.

Краткое содержание сказки «Кощей Бессмертный»

Кощей похитил царицу.

Старшие братья поехали её искать, но пропали.

Отправился на поиски Иван.

Встретил в лесу старушку, помогла она ему коня найти.

Нашёл Иван братьев, взобрался на гору высокую и царевну встретил.

Дала царевна Ивану меч и к матери отправила.

Братья бросили Ивана на горе, но волшебством тот вернулся в город.

Разоблачил козни братьев и женился на царевне.

План сказки:

1. Старшие братья едут на поиски.

3. Встреча с братьями.

6. Мать и тайна Кощея.

9. Предательство братьев.

10. Перстень царевны.

11. Разоблачение братьев.

Основная мысль сказки «Кощей Бессмертный»

Главная мысль сказки в том, что добро всегда побеждает зло, а справедливость торжествует.

Основная идея сказки в том, что богатырю трудности не страшны.

Чему учит сказка

Сказка учит нас тому, что нельзя обманывать и приписывать себе заслуги чужих людей.

Сказка учит нас верить в добро, поступать правильно и справедливо, не сдаваться.

Краткий отзыв о сказке «Кощей Бессмертный» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что настойчивость и упорство способно преодолеть любые горы.

Иван был не только богатырём, но и упорным человеком.

Он не отступал и победил.

Это интересная и местами поучительная сказка.

В ней говорится о том, как три брата искали мать, но удача улыбнулась младшему.

А старшие предали Ивана и были наказаны.

Мне понравился Иван-царевич за свою решительность, вежливость и находчивость.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что предательством себе счастья не добудешь.

Пословицы к сказке

Птицу кормом, а человека словом обманывают.

Справедливость у человека нигде не пропадёт.

Мир не без добрых людей.

Богатырская рука один раз бьёт.

Как аукнется, так и откликнется.

Словарь неизвестных слов

Кручина — тоска, скука.

Отрывок, поразивший больше всего:

А Иван-царевич старухе приказал: «Смотри, бабушка, как невесту привезут под венец, ты скажи мне».

Старуха время не пропустила, Иван-царевич тотчас оделся в царское платье, выходит: «Вот, бабушка, я какой!»

Старуха в ноги ему: «Батюшка, прости, я тебя ругала!» — «Бог простит!»

Источник

Кощей Бессмертный

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный. Старший сын и просит у отца благословенье искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал. Середний сын пождал-пождал, тоже выпросился у отца, уехал, — и тот без вести пропал. Малый сын, Иван-царевич, говорит отцу: «Батюшка! Благословляй меня искать матушку». Отец не отпускает, говорит: «Тех нет братовей, да и ты уедешь: я с кручины умру!» — «Нет, батюшка, благословишь — поеду, и не благословишь — поеду». Отец благословил.

Читайте также:  Сказки и рассказы про масленицу

Иван-царевич пошел выбирать себе коня: на которого руку положит, тот и падет; не мог выбрать себе коня, идет дорогой по городу, повесил голову. Неоткуда взялась старуха, спрашивает: «Что, Иван-царевич, повесил голову?» — «Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет». Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову?» Он и думает: «Что же старуха меня спрашивает? Не поможет ли мне она?» И говорит ей: «Вот, баушка, не могу найти себе доброго коня». — «Дурашка, мучишься, а старухе не кучишься! [1]— отвечает старуха. — Пойдем со мной». Привела его к горе, указала место: «Скапывай эту землю». Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю: тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал. Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал: «Благословляй и прощай, баушка!» Сам сел и поехал.

Долго ездил, наконец доехал до горы; пребольшущая гора, крутая, взъехать на нее никак нельзя. Тут и братья его ездят возле горы; поздоровались, поехали вместе; доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет. Старшие братовья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил на гору — и тотчас в горе показалась лестница. Он оставил коня, наточил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит: «Ежели в стакане кровь почернеет, не ждите меня: значит — я умру!» Простился и пошел. Зашел на гору; чего он не насмотрелся! Всяки тут леса, всяки ягоды, всяки птицы!

Долго шел Иван-царевич, дошел до дому: огромный дом! В нем жила царска дочь, утащена Кошом Бессмертным. Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон, кричит ему: «Тут, смотри, у ограды есть щель, потронь ее мизинцем, и будут двери». Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел доставать мать от Коша Бессмертного. Девица говорит ему на это: «Трудно доступать мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный — убьет тебя. Ко мне он часто ездит… вон у него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!» Иван-царевич не только поднял меч, еще бросил кверху; сам пошел дальше.

Взяли они, Иван-царевич с матерью, что было нужно, пошли на родиму сторону: по пути зашли за царской дочерью, к которой Иван-царевич заходил вперед, взяли и ее с собой; пошли дальше, доходят до горы, где братья Ивана-царевича все ждут. Девица говорит: «Иван-царевич! Воротись ко мне в дом; я забыла подвенечно платье, брильянтовый перстень и нешитые башмаки». Между тем он спустил мать и царску дочь, с коей они условились дома обвенчаться; братья приняли их, да взяли спуск и перерезали, чтобы Ивану-царевичу нельзя было спуститься, мать и девицу как-то угрозами уговорили, чтобы дома про Ивана-царевича не сказывали. Прибыли в свое царство; отец обрадовался детям и жене, только печалился об одном Иване-царевиче.

А Иван-царевич воротился в дом своей невесты, взял обручальный перстень, подвенечное платье и нешитые башмаки; приходит на гору, метнул с руки на руку перстень. Явилось двенадцать молодцов, спрашивают: «Что прикажете?» — «Перенесите меня вот с этой горы». Молодцы тотчас его спустили. Иван-царевич надел перстень — их не стало; пошел в свое царство, приходит в тот город, где жил его отец и братья, остановился у одной старушки и спрашивает: «Что, баушка, нового в вашем царстве?» — «Да чего, дитятко! Вот наша царица была в плену у Коша Бессмертного; ее искали три сына, двое нашли и воротились, а третьего, Ивана-царевича, нет, и не знат, где. Царь кручинится об нем. А эти царевичи с матерью привезли какую-то царску дочь, большак жениться на ней хочет, да она посылает наперед куда-то за обручальным перстнем или велит сделать такое же кольцо, какое ей надо; колдася [5] уж кличут клич, да никто не выискивается». — «Ступай, баушка, скажи царю, что ты сделаешь; а я пособлю», — говорит Иван-царевич.

Старуха в кою пору скрутилась [6], побежала к царю и говорит: «Ваше царско величество! Обручальный перстень я сделаю». — «Сделай, сделай, баушка! Мы таким людям рады, — говорит царь, — а если не сделаешь, то голову на плаху». Старуха перепугалась, пришла домой, заставляет Ивана-царевича делать перстень, а Иван-царевич спит, мало думает; перстень готов. Он шутит над старухой, а старуха трясется вся, плачет, ругат его: «Вот ты, — говорит, — сам-от в стороне, а меня, дуру, подвел под смерть». Плакала-плакала старуха и уснула. Иван-царевич встал поутру рано, будит старуху: «Вставай, баушка, да ступай понеси перстень, да смотри: больше одного червонца за него не бери. Если спросят, кто сделал перстень, скажи: сама; на меня не сказывай!» Старуха обрадовалась, снесла перстень; невесте понравился: «Такой, — говорит, — и надо!» Вынесла ей полно блюдо золота; она взяла один только червонец. Царь говорит: «Что, баушка, мало берешь?» — «На что мне много-то, ваше царско величество! После понадобятся — ты же мне дашь». Пробаяла это старуха и ушла.

Прошло там сколько время — вести носятся, что невеста посылает жениха за подвенечным платьем или велит сшить такое же, како ей надо. Старуха и тут успела (Иван-царевич помог), снесла подвенечное платье. После снесла нешитые башмаки, а червонцев брала по одному и сказывала: эти вещи сама делает. Слышат люди, что у царя в такой-то день свадьба; дождались и того дня. А Иван-царевич старухе заказал: «Смотри, баушка, как невесту привезут под венец, ты скажи мне». Старуха время не пропустила. Иван-царевич тотчас оделся в царское платье, выходит: «Вот, баушка, я какой!» Старуха в ноги ему. «Батюшка, прости, я тебя ругала!» — «Бог простит». Приходит в церковь. Брата его еще не было. Он стал в ряд с невестой; их обвенчали и повели во дворец. На дороге попадается навстречу жених, большой брат, увидал, что невесту ведут с Иваном-царевичем, ступай-ка со стыдом обратно. Отец обрадовался Ивану-царевичу, узнал о лукавстве братьев и, как отпировали свадьбу, больших сыновей разослал в ссылку, а Ивана-царевича сделал наследником.

Источник

Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! (15 фото)

Премьера фильма «Кащей Бессмертный» состоялась на Алтае 9 мая 1945 года.

Как и Кощея, и сказку, и съемочную группу занесло в те годы на Алтай?

Александр Роу к началу войну был уже известен как киносказочник. В 1941 году он заканчивал работу над фильмом «Конек-горбунок».

Александр Роу был наполовину ирландец, наполовину грек. Но именно он стал главным русским киносказочником…

Читайте также:  Продолжение сказки дикие лебеди после предложения как перенести ее за море

Хотя Роу был наполовину ирландец, а наполовину грек, но он понимал, что идет война Добра со Злом – та самая, которая и составляет суть настоящей серьезной сказки. В воспоминаниях Роу говорится: «И вот, в затемненной Москве собрались мы, киносказочники со студии «Союздетфильм», и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа; о сильномгучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней».

Но скоро немцы были под Москвой, киношников эвакуировали в Среднюю Азию. Роу работал над боевыми киносборниками, однако про фильм не забывал. В производство его запустили в 1942 году, но по причине военного времени оргпроцесс затянулся. Да и встал вопрос – где снимать?

По легенде, тут кто-то рассказал Роу об Алтае: в его таежной красоте, о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папортника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне». В общем, Роу не устоял.

В 1944 году Роу приехал в Озерки. Актеров с ним было немного – Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, Галина Григорьева (Марья Моревна) и Иван Рыжов.

Кадр из фильма. Сергей Столяров, кумир женской половины СССР, на фоне алтайских березок.

Александру Дмитриевичу Журавлеву было в те дни 17 лет. В съемках он не участвовал, но видел и Роу, и Столярова, как говорится, вблизи.

Александру Журавлеву во время съемок было 17 лет. Роу и Столяров приходили в его дом обедать.

В июле 1944 года в краевой газете «Алтайская правда» было опубликовано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста». Возможно, кто-то приезжал на съемки, например, из Барнаула, но большинство исполнителей на роли и эпизоды были жители станции и села Озерки. К сожалению, ихрассказы стали записывать лишь недавно. Так что теперь каждый факт, каждое имя – на вес золота.

– Была построена целая деревня. Правда, дома имели три стены. На одной фотографии видна даже церковь.

— Когда сожгли поле ржи, говорили, что кто-то написал жалобу в Москву. Ведь хлеб! – вспоминает Галина Михайловна Мартыненко. – Но оттуда ответили: «Кино себя окупит». В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…»

Галина Мартыненко, участница съемок: «В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…»

В сказке Никита Кожемяка разговаривает с жабой и она пророчит ему беду. Спецэффектов и компьютерной графики тогда не было. Жаба, да такая, чтобы колективный Станиславский прокричал «Верю!», нужна была живьем.

— А тогда у многих жабы были в погребах – жабу и в молоко бросали, чтобы молоко не скисало, такую жабу называли «холодушка»… припоминает Галина Михайловна. – И вот понесли «холодушек» режиссеру. Он какую-то выбрал. За нее деньги платили, но сколько, не помню… На нашем озере были лилии, но киношники еще сделали свои, искусственные, очень красивые…

Голубей, требовавшихся для фильма, покупали после предварительного «кастинга», о котром 4 июля 1944 года объявлено было опять же через «Алтайскую правду»: «Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования «Киноэкспедиции „Союздетфильм“».

А еще требовался медведь. Медведей в погребах никто, понятно, не держал, и в лесу наловить – дураков не было. Поэтому в медвежью шкуру обрядился кто-то из местных рабочих.

В титрах записано, что Старика-сам-с-перст, который дарит Никите Кожемяке шапку-невидимку, сыграл Георгий Милляр.

Кощей. Этот образ Георгий Милляр «списал» с третьего всадника Апокалипсиса с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». При этом, самой первой ролью Милляра на сцене была… Золушка! Это уже потом он сыграл много всякой нечисти – Кощея, Бабу-Ягу и даже черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». На Алтае Милляр не был – эпизоды с ним снимали в Средней Азии.

Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.

Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.

Как это работает, мы видели своими глазами. Школьники, которые пришли в музей, оказавшись в зале, вертели головами, рассматривали Кощея. На вопрос, знают ли они про Кощея, дети закричали «Да. », и на вопрос, смотрели ли про него сказку – то же «Да!!».

Это свойство настоящих сказок – дети их все равно знают, даже если по телевизору целый день показывают про эльфов…

Директор Тальменского музея, автор гранта ««Веселый сказочник тьмы. Александр Роу» Людмила Смирнова: «Дети, вы знаете, кто такой Кощей Бессмертный?»-«Да. »

Каким может и должно стать не сказочное, а реальное продолжение этой истории?

А еще это могут быть лавки ремесленников, сувениры, экскурсии по местам событий, этнографические концерты, впечатления и эмоции – все то, ради чего люди готовы ехать за тридевять земель в тридесятое царство – то есть, в сказку…

Источник

Познавательное и интересное