Сказки лечат и учат

Сказки

Консультация для родителей «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»

Людмила Дрогачева
Консультация для родителей «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»

То, что сказка лечит, сегодня уже не надо доказывать ни педагогам, ни роди-телям.

Прежде всего, сказка способна извлечь ребёнка дошкольника от эмоциональ-ных нарушений поведения.

От каких именно? А таких, как агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт и эмоциональная неустойчивость личности. Попробуем рассмотреть проблемы нашего ребёнка с позиции любви и уважения к нему. Эмоциональная неустойчивость личности ребёнка связанна, прежде всего, с неумением распо-знать эмоции у тех, с кем он общается. Понять эмоциональное состояние другого человека – значит обеспечить успех общение с ним.

В дошкольном возрасте поведении ребёнка чаще всего характеризуется им-пульсивностью, несдержанностью, необдуманностью. А то те самые качества, ко-торые затрудняет ребёнку в общении с окружающим миром.

А при чём тут сказка, спросите вы?

Однако самым, пожалуй, доступным и любимым детьми средствами коррек-ционно-эмоциональными нарушениями является сказка. Лечение сказками. Разве это возможно?

Корней Иванович Чуковский писал так: «По-моему, цель сказочника заклю-чается в том, чтобы какою угодно ценой воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться успехами другого, переживать чужую судьбу, как свою.

Именно в сказках чувствуется не похожесть языка, сказочных ситуаций, чувств, вложенных в текст автором. Из таких сказок дети черпают первые пред-ставления о справедливости к несправедливости.

Сказа заставляет ребёнка сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Накапливается опыт жизненных коллекций и путей их разрешения творческое воображение. Именно воображение в сочетании с памятью даёт ребёнку возможность в крайний срок выбрать наибо-лее правильное и эффективное решение.

А сказка это и есть жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героя до абсурда, по закладывающим в память и сознание ребёнка самое главное: выход из трудной порой кажущейся безвыходной ситуации – всё равно есть!

Просто человек часто оказывается не готов к выходу из них.

Часто родителей беспокоит надоумленными вопросами «Почему ребёнок из-водит нас какими-то маловажными вопросами?»

Почему заставляет рисовать по содержанию сказки или помогать ему в соз-дании рисунка. Почему идёт за мной хвостиком, заставляя прочитать сказку ещё раз, говоря при этом «Мне там нужно подумать».

Всё конечно это не спроста. Ребёнок интуитивно почувствовал, что в сказке затрагивается важная для него жизненная проблема, которую он ещё не смог сформулировать либо понять в силу возраста, которая тревожит, заставляет пере-живать и тогда он просит прочитать сказку вновь, а ещё лучше, если родители начнут разговор на тревожащую ребёнка тему между собой.

Вот почему сказки, прежде всего, адресованы для семейного чтения. Не пе-ред сном, сидя у ребёнка на кровати, а возле стола, за чашкой чая.

Заинтересованный разговор по проблеме, затронутой в сказке, даст ребёнку осознание его сомнений и способов их разрешения.

Родители могут проводить сеанс сказкотерапии через некоторое время спус-тя после предположительно травмирующей ситуацией, когда ребёнок успокоился и способен взглянуть на прошедшее со стороны, через призму сказочной реально-сти. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.

«В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять,что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место дейст-вия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребен-ку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказ-ке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращения, например, коврик перед кроватью или специально огороженная кубиками конструктора площадка.

Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель также может выбрать сам. Он может рассказывать сказку,за-давая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты ду-маешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты по-ступил на его месте? Родитель может предложить ребенку сочинять сказку вме-сте, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще од-ним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание извест-ной сказки от лица различных персонажей.

У родителей должна присутствовать ориентация на жизнь. Иными словами, взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность быть счастливым, чувство юмора, которые на-прямую связаны с проблемами психического здоровья.

Авторская сказка для детей среднего возраста «Сказка о елочке» Сказка о новогодней Ёлочке В одном дремучем лесу росла громадная чудесная Ель. Ей было уже почти сто лет. Она много повидала на своём веку,.

Консультация для родителей «Чтобы сказка не кончалась…» Консультация для родителей «Что бы сказка не кончалась…» Маленькие воспоминания из раннего детства – первые книжки с яркими картинками,.

Читайте также:  Развлечение путешествие по сказкам во второй младшей группе

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» Сказка в жизни ребенка. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, что бы войти в действительность новыми путями, может.

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» Сказка в жизни ребенка. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. Сухомлинский Сказка.

Консультация для родителей «Какой должна быть сказка» Какой должна быть сказка? Мир сказки пластичен, он позволяет в считанные секунды строить и разрушать, стать на миг мудрым правителем или.

Консультация для родителей «Матрёшка-сказка» Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.

Психокоррекционная сказка для детей старшего дошкольного возраста «Сказка о злом принце» Сказка о злом принце Жил-был принц. Самый обычный маленький принц. Красивый, умный, смелый. Но злой. Он обижал всех придворных, прислугу.

Сказка для старших дошкольников «Сказка о том, как Ослик выучил названия месяцев» Сказка о том, как Ослик выучил названия месяцев (Материал для старших дошкольников) Жил-был маленький Ослик. Он был очень умненький и.

Консультация для родителей «Сказка как способ общения с детьми» В настоящее время в психологии часто практикуется одно из направлений арт-терапии — «сказкотерапия». Сказкотерапия – это направление практической.

Источник

Влияние сказок на детей дошкольного возраста или о том, как сказка учит, лечит и помогает жить

Валентина Маслакова
Влияние сказок на детей дошкольного возраста или о том, как сказка учит, лечит и помогает жить

Предлагаю поговорить о том как сказки влияют на ребёнка и что же с ними можно ещё делать, кроме того как читать и пересказывать.

При помощи старых добрых сказок можно решить многие поведенческие проблемы детей, разрешить их внутренние конфликты и направить кипящую энергию в нужное русло.

Что же делают сказки? Самое главное, что они формирует веру в то, что все будет хорошо, что через все препятствие можно пройти. Сказки задают модель того, что жизнь сложна, и что всё не будет так просто, но ты старайся, прикладывай усилия и сможешь всё преодолеть.

Современным детям мало читают сказки, и не у них не закладывается внутренняя вера и модели как справиться с ситуациями, и поэтому они психологически не подготовлены. Так как через сказки малыши узнают о серьезных вещах на базовом уровне. К примеру, сказка «Колобок»говорит малышу: «Ты будешь сталкиваться, по жизни, с разными личностями. Будут и те которые хитрят и всякими ласковыми речами захотят тебя обмануть, но ты должен быть внимательным, иначе получиться как с главным героем». Множество сюжетов иллюстрируют малышам ценности настоящей дружбы и любви, ценности стремления к жизни и позитиву, как строить отношения с детьми, родителями и т. д.

Люди сочиняли и рассказывали сказки с самых давних времен, и делали это они не просто так. Современные психологи доказали, что сказки оказывают большое воспитательное влияние на детей: с их помощью родители передают малышам знания о правилах поведения, говорят о взаимоотношениях между людьми. Эта необычная особенность народного творчества позволила специалистам создать новое психотерапевтическое направление – сказкотерапию. Так называют воспитание, а иногда и исправление недостатков детского поведения с помощью иносказания, которое на бессознательном уровне влияет на эмоции и чувства.

Для развития у старших дошкольников коммуникативной компетенции возможно использование таких приемов сказкотерапии как:

— чтение и обсуждение сказок;

рассказывание сказки;

— характеристика героев с формулированием своего отношения;

— продолжение известной сказки;

— изменение конца сказки;

— сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок;

— включение в сказку персонажа из другой сказки;

— мини-сочинения «Письмо герою»;

— придумывание вопросов, адресованных сказочным персонажам;

— словесное рисование (подробное описание места действия, облика

— сочинение сказок;

— суд над персонажем;

рассказывание сказки наоборот;

— прием диалогического рассказывания историй;

— работа с «картами Проппа» (например, создание сказки на основе случайно выбранных функций с необычными героями и в необычной области).

И это, конечно, не все приёмы, ваша фантазия может изменить их и дополнить.

Взгляните на сказку под новым углом и удачи вам с вашими детьми!

Фотоотчет о спортивном развлечения «Нам сказка помогает спортом заниматься» для групп среднего возраста Ход мероприятия Дети входят в спортивный зал и садятся на гимнастические скамейки. Инструктор: сегодня мы с вами совершим необыкновенное.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга Скандинавских сказок» Хочу представить вашему вниманию нашу работу по знакомству детей со сказками Скандинавских авторов, проходящую в рамках районного конкурса.

Психокоррекционная сказка для детей старшего дошкольного возраста «Сказка о злом принце» Сказка о злом принце Жил-был принц. Самый обычный маленький принц. Красивый, умный, смелый. Но злой. Он обижал всех придворных, прислугу.

Читайте также:  Рассказ девушка с зелеными глазами

Сценарий развлечения «Давайте жить дружно» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения «Давайте жить дружно» Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Действующие лица: Солнышко, Ветер, Тучка,.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «По страницам любимых сказок» Хочу поделиться информацией о работе проводимой в нашем детском саду. В связи с графиком проведения новогодних утренников в нашей группе.

Влияние исследовательской деятельности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Цель: через участие в спектакле создать условия.

Источник

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

Читайте также:  Рассказы для автоматизации звука р для дошкольников

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Источник

Познавательное и интересное