Сказки легенды донских писателей

Сказки

Сказки легенды донских писателей

Как голубь казака спас

Повстречался казак в широкой степи с отрядом турецким. В полон сдаваться казаку позорно, и решил он бой принять. Ударил коня своего доброго плетью, выскочил на курган, стал врагов поджидать. Подъехали турки к кургану, окружили его со всех сторон и кричат:

А казак им отвечает:

— Хоть я и один, а вас много, но не пристало казаку подчиняться врагам. Буду сражаться с вами, пока жив.

Осерчали турки, бросились на казака. Рубился он с ними с раннего утра до полуночи, навалил вокруг кургана гору убитых. Иступилась шашка казачья. Видит казак, — подходит его конец. Но тут темно стало. Отступили турки — побоялись своих же в темноте порубить. Решили они, что до утра казак от них все равно никуда не уйдет.

Утром поднялись турки и на курган кинулись. Глядят — казак лежит, а в головах у него на пригорочке сизый голубь сидит, да воробей прыгает, чирикает.

Диву даются турки: у казака ноги, руки, грудь, голова — не порублены, а он лежит, не ворохнется, лишь ветер усы шевелит. Думают турки — не обманывает ли их казак, не притворился ли мертвым. Выхватили они из ножен шашки, хотят казака рубить. Но и боятся: а что если он и вправду мертвый?

Решили птиц спросить — они не обманут, правду скажут. Спрашивают турки воробья:

— Ты скажи нам, птичка-невеличка, жив он или нет?

Прыгает воробей на одной ножке и чирикает:

А один из турок невзначай к голубю обратился:

— А ты что нам скажешь?

Распустил голубь крыло и загурдел:

Остановились турки в раздумье, не знают, что им делать — кого слушать, воробья или голубя. А казак лежит — не шелохнется, лишь усы по ветру шевелятся. Сели турки на кургане, ноги поджали, сидят и думают. До самого вечера сидели, потом встали и говорят:

— Раз казак лежит — не шелохнется, значит, — он умер. А воробей, поганая птица, нас обмануть хотел.

Сели на коней и уехали. Казак полежал еще немного, потом встал и пошел к себе домой.

С тех пор на Тихом Дону воробья болтуном прозвали. Старые казаки и малые казачата гонят его с крыш своих домов. А голубя, что спас казака от смерти неминучей, к двору приваживают и птенцов его оберегают.

Почему у выхухоли хвост пахучий?

Редкий зверок — хохуля. Водится она на берегах Хопра и Дона. Нигде в других местах у нас хохули не встретишь. Это всем хорошо ведомо, а вот никто не знает, отчего у нее хвост пахучий.

А старые да бывалые люди вот что рассказывают. Случилось это давным-давно, брали казаки турецкую крепость. Долго они ее брали, наконец, осилили турок, забрали крепость и стали теснить отступавших врагов. И вот во время рукопашной схватки, возле маленькой речки, у казака коня убили, а самого его тяжело ранили. Лежит казак, ворохнуться не может. Пить ему хочется — страсть! Язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются. А кругом уже ни одной живой души нет.

Глянул казак в небо, видит — черный ворон летит, над его конем кружит. Позвал он его:

— Ворон, великая у меня к тебе просьба: принеси мне студеной воды из речки, а то у меня язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются.

Сел ворон на коня и каркнул:

— Некогда мне тебе воду носить, мне зоб свой надо мясом набивать, пока другие вороны не налетели.

И начал он казачьего коня клевать. Глянул казак в сторону, видит — волк бежит, тоже на его коня зарится. Позвал он его:

— Волк, великая у меня к тебе просьба: принеси мне студеной воды из речки, а то у меня язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются.

Подбежал волк и прорычал:

— Некогда мне тебе воду носить, мне брюхо надо мясом набивать, пока другие волки не набежали.

Источник

Joomla! Open Source Content Management

Nav view search

Навигация

Искать

Что такое краеведение? Краеведение – это любовь к своей земле, к людям, живущим на этой земле, гордость за свой край. Это историческая память. Память ныне живущих о тех, кто оставил след в истории своей малой Родины. Пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений.
Родной край, широки твои степи, мелодичны напевы… Край Донской – это край поэтических преданий, край песенный и сказочный.
Об обычаях, жизненном укладе донских казаков мы узнаем из сказок. Сочиняли их жители донской земли и передавали из поколения в поколение. Главный герой донских сказок – казак. Смел, находчив, хитер он. Слабого надо защитить, достойного наградить, злодея наказать. Всё по казачьим законам. С достоинством держит себя сказочный герой и с любым встречным – поперечным, и с царем, и с царскими вельможами. Никогда не дает он в обиду ни себя, ни тех, кто надеется на его помощь, готов защищать правду до конца. Он не идет ни на какие уступки и сделки, отказывается от выгод и заманчивых царских предложений. И помогает ему не волшебная сила, а собственная смекалка, ловкость и смелость, готовность помочь слабому и беззащитному, будто человек, будто зверь или птица. Он помогает без всякого расчета на награду, а уж потом за доброе дело ему и удача посылается.
А прочитать донские сказки вы сможете в книгах:

АЛМАЗОВ, Б. ХРИСТОВО ВОИНСТВО: казачьи сказки /Б. Алмазов. – Ростов н/Д.: «Ростовкнига», 2013. – 184 с.
В сборнике известного историка и писателя Бориса Алмазова собраны сказки и истории им записанные на территории двадцати казачьих войск, полков и сотен разных времён и народов нашей необъятной страны (Донские, Кубанские, Терские, Астраханские, Оренбургские, Калмыцкие, Якутские и др).
Главными героями являются простые казаки, охраняющие с риском для жизни южные рубежи России, исторические личности (Платов, Бакланов и др.) и животные.
Книжка эта для всей семьи, потому что есть в ней сказки и для детей и для взрослых…

ЛЕБЕДЕНКО, П.В. СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА /П.В. Лебеденко. – Ростов н/д.: «Ростовкнига», 2012. – 96 с.: ил.
Сказки известного донского писателя созданы по мотивам старинных казачьих преданий и легенд. В них выражены свободолюбивый, героический дух народа, стремление к добру и справедливости.
Адресованы сказки детям младшего возраста.

Донские сказки вы можете прочитать на сайтах:

Источник

Читать онлайн «Донские сказки»

Автор

В. Головачев, Б. Лащилин

Донские сказки

Как голубь казака спас

Повстречался казак в широкой степи с отрядом турецким. В полон сдаваться казаку позорно, и решил он бой принять. Ударил коня своего доброго плетью, выскочил на курган, стал врагов поджидать. Подъехали турки к кургану, окружили его со всех сторон и кричат:

А казак им отвечает:

Читайте также:  Рассказе пермяка как маша стала большой читать

— Хоть я и один, а вас много, но не пристало казаку подчиняться врагам. Буду сражаться с вами, пока жив.

Осерчали турки, бросились на казака. Рубился он с ними с раннего утра до полуночи, навалил вокруг кургана гору убитых. Иступилась шашка казачья. Видит казак, — подходит его конец. Но тут темно стало. Отступили турки — побоялись своих же в темноте порубить. Решили они, что до утра казак от них все равно никуда не уйдет.

Утром поднялись турки и на курган кинулись. Глядят — казак лежит, а в головах у него на пригорочке сизый голубь сидит, да воробей прыгает, чирикает.

Диву даются турки: у казака ноги, руки, грудь, голова — не порублены, а он лежит, не ворохнется, лишь ветер усы шевелит. Думают турки — не обманывает ли их казак, не притворился ли мертвым. Выхватили они из ножен шашки, хотят казака рубить. Но и боятся: а что если он и вправду мертвый?

Решили птиц спросить — они не обманут, правду скажут. Спрашивают турки воробья:

— Ты скажи нам, птичка-невеличка, жив он или нет?

Прыгает воробей на одной ножке и чирикает:

А один из турок невзначай к голубю обратился:

— А ты что нам скажешь?

Распустил голубь крыло и загурдел:

Остановились турки в раздумье, не знают, что им делать — кого слушать, воробья или голубя. А казак лежит — не шелохнется, лишь усы по ветру шевелятся. Сели турки на кургане, ноги поджали, сидят и думают. До самого вечера сидели, потом встали и говорят:

— Раз казак лежит — не шелохнется, значит, — он умер. А воробей, поганая птица, нас обмануть хотел.

Сели на коней и уехали. Казак полежал еще немного, потом встал и пошел к себе домой.

С тех пор на Тихом Дону воробья болтуном прозвали. Старые казаки и малые казачата гонят его с крыш своих домов. А голубя, что спас казака от смерти неминучей, к двору приваживают и птенцов его оберегают.

Почему у выхухоли хвост пахучий?

Редкий зверок — хохуля. Водится она на берегах Хопра и Дона. Нигде в других местах у нас хохули не встретишь. Это всем хорошо ведомо, а вот никто не знает, отчего у нее хвост пахучий.

Источник

Быль и легенды Дона

От Среднерусской возвышенности в Тульской области берет начало древняя река, которая несет свои неспешные воды к Таганрогскому заливу Азовского моря. Ее история полна легенд и загадок, ее тихие волны помнят ладьи князя Святослава и галеры Петра Первого. А носит река гордое имя Дон.

Быль и легенды Дона

(от амазонок до казаков)

Интересно, как река получила свое имя.

Название «Дон» славянского происхождения от слова «дно», у древних славян оно расшифровывалось просто как русло реки или река.

И именно в этих краях жили прославленные в мифах амазонки. Сначала амазонки поселились на южных берегах Черного моря. Если верить мифам, то амазонки отличались жестокостью и были далеки от традиционных женских занятий, предпочитая им лук, стрелы, мечи и верховую езду. Как появились легендарные женщины-воительницы на Донской земле? На этот счет есть несколько версий. Известный древний историк Геродот писал, что греки победили амазонок и возвращались домой, увозя пленниц. Но женщины взбунтовались и убили мужчин. Кораблем, однако, дамы управлять не умели, поэтому он так и несся по морю во власти волн и ветра. Морское течение было милостиво к бывшим пленницам и, наконец, вынесло корабль к Азовским берегам. Женщины сошли на берег, разграбили первый попавшийся табун лошадей и помчались разорять имущество живших на этой земле скифов. По другой версии другого древнего историка, Деодора Сицилийского, у амазонок появилась царица, которая составила войско из одних женщин, подчинила несколько соседних народов. Опьяненная успехом и властью, она продолжила военные походы со своим хорошо обученным женским войском, а мужчинам оставила домашнюю и черную работу. Так она покорила все народы до Танаиса. Царица погибла в бою, но оставила дочь, которая продолжила дело матери и достигла даже больших успехов.

История женщин-воинов окутана туманом тайны, но точно одно: у скифских народов женщины сражались наравне с мужчинами, возможно, именно этот факт и породил множество мифов об амазонках. Наверное, по этим причинам некоторые древние писатели называют Дон Амазонием. Кстати, о том, почему реку стали называть Танаис существует интересная легенда, тоже связанная с племенем женщин-воительниц. Когда-то герой-богатырь Беросса и амазонка Лисиппа полюбили друг друга, от их любви родился мальчик, которому дали имя Танаис. Он вырос сильным и талантливым воином, но ненавидел женщин и поклонялся лишь богу войны Марсу. Тогда богиня любви Венера вселила в его сердце чувства к собственной матери. Страдающий от запретной любви к Лисиппе юноша бросился в реку Амазоний. Так современный Дон и получил свое древнее название Танаис.

Позже живущие по сей день на Дону казаки стали ласково величать реку «Тихий Дон», «Дон-батюшка», «Дон Иванович», выражая так особое отношение к реке и подчеркивая ее значимость.

Кстати, Ивановичем его окрестили не просто так. Раньше истоком Дона считалось озеро Иван.

Существует легенда, что у Иван-озера было два сына, Дон и Шат. Шат был своеволен, отца не слушался. Дон же, напротив, отличался нравом тихим, спокойным. Однажды Шат обманом сбежал от старого отца, но Иван вовремя узнал об этом и наказал непослушного сына. Недалеко убежал Шат, впал он в реку Упу. А Дон за свое послушание и ласку получил награду: стал он, подпитываясь притоками, больше, глубже и дошел до самого Азовского моря.

Русло Дона, то есть та часть реки, где сосредоточена большая часть воды, извилистое, причудливой формы. Правый берег коренной, то есть высокий и крутой, а левый, наоборот, пологий и низменный. Течение реки небыстрое, в основном за это и стал Дон называться тихим.

Не всегда эта древняя река принадлежал нашей стране. Первым из русских князей отстаивать право на Донские берега решил Святослав, разорив укоренившихся здесь хазар. В XI-XII веках на Дону стали появляться уже русские поселения, а русские купцы начинают вести торговлю со странами Востока, со временем значение Дона как торгового пути только растет, и пару веков спустя Дон становится главным торговым путем, ведущим в Крым. До победы Дмитрия Донского в Куликовской битве в этих краях успели погосподствовать и татары Золотой Орды. Чуть позже пятнадцатого века в низовьях Дона строят жилища казаки, вольные люди, нашедшие приют в гостеприимных Донских степях.

При Петре Первом, который всегда мечтал о выходе к Черному морю, в Воронеже появляется первая флотилия. Однако вся река стала принадлежать Российской империи только при Анне Иоановне в 1731 году.

Если сесть в лодку и проплыть вдоль берега Дона, то можно узнать и увидеть много интересного. Но путешествие будет долгим: река растянулась аж на 1870 метров.

Читайте также:  Рассказ про весну и про грачей

Ах ты, степь широкая.

Именно здесь можно понять, что такое невообразимый простор, который нельзя от края до края объять взглядом, насладиться напевом ветра, вдохнуть запах разнотравья. А сколько здесь цветов и растений: вот среди травы розовеет клевер, рядом с подорожником притаилась скромница ромашка. Яркие степные ирисы, тюльпаны, одуванчики создают неповторимый узор степи. Из цветов можно сплести красивый венок или собрать букет для мамы. Есть здесь и лекарственные растения: шалфей, мать-и-мачеха, чистотел, цикорий, тысячелистник и еще много других.

Но что это возвышается над степью?

Но мы поплывем дальше.

На обрывистых Донских берегах уютно примостились древние казачьи станицы. Их очень много: Пухляковская, Мелеховская, Багаевская, Раздорская. Последняя, кстати, является первой казачьей станицей.

Так кто же такие казаки и как они появились в этих краях?

Нетрудно догадаться, что главным занятием казаков была военная служба, поэтому и история казачества связана с непрерывной борьбой на южных рубежах нашей страны.

Казаки бережно хранят и почитают свою историю.

Дон от Ростова до Шолоховской земли

А наша лодка поплывет дальше и возьмет курс на Азов. Когда-то Азов был крепостью, принадлежавшая туркам. Но в 1637 году доблестные казаки захватили его. Азов стал христианским, казаки восстанавливали некогда разрушенные бывшими хозяевами крепости древние православные храмы особенно чтимых ими св. Иоанна Предтечи, считавшегося покровителем города, и святителя Николая. Через Азов стали ходить торговые караваны. Однако турки просто так не сдались. Еще бы! Азов же не простая крепость, а стратегически важный город, дующий выход к Азовскому, а потом и Черному морям. И в 1641 году османы предприняли попытку вернуть свои бывшие владения. Всего пять тысяч донских и запорожских воинов целый год обороняли крепость от огромного турецкого войска. Эта героическая оборона получила название Азовское сидение. Казаки ждали поддержки царственной Москвы, но так ее и не получив, ушли из Азова. Турки праздновали победу.

В Азове каждый год воссоздается картина давних событий взятия казаками Азова. На историческом валу разыгрывается костюмированная битва казаков с османами. Многочисленные туристы приезжают ради этого представления в древний город.

Петр хотел построить морской флот, но гавань Азова оказалась не слишком удобной для этих целей, поэтому было выбрано более удачное место на Таганьем мысу или Таганьем роге, как его еще называют. К нему сейчас и направляется наша лодка.

Здесь в 1698 году и была построена крепость Троицкая, на месте которой и вырос Таганрог.

В стародавние времена это была земля киммерийцев, скифов, сарматов, которых сменили древние славяне. Во второй половине XV века, как и в Азове, здесь господствовали турки. С этого времени история Азова и Таганрога очень схожи. За города постоянно шли сражения. Таганрог несколько раз разрушался, когда переходил к туркам, и снова восстанавливался, присоединяясь к Российской империи.

Сейчас это, с одной стороны, большой порт, с другой, город задумчивых аллей и тихих парков. Его маленькие улочки словно дышат поэтическими строками и навевают вдохновение. И это не случайно. Таганрог долгое время оставался важным культурным центром, единственным провинциальным городом, имевшим итальянскую оперу. Таганрогский театр славился великолепными постановками произведений Островского и Шекспира. Ставили здесь и пьесы Антона Павловича Чехова, чьим родным городом был именно Таганрог. Как ни странно, но не Петр Первый, подарил городу славу, а именно Чехов. Здесь свято хранят память о великом писателе. До сих пор стоит флигель, где родился Антон Павлович, а в гимназии, в которой писатель учился, организован литературный музей.

Но не только Чеховым гордится Таганрог, среди его жителей немало талантливых и выдающихся людей. В известном мультфильме про Малыша и Карлсона импозантная Фрекен-Бок говорит голосом Фаины Раневской. Великая актриса сыграла во многих детских фильмах. Это злая мачеха Золушки, и капризная тетя из советского «Подкидыша» со своей знаменитой фразой: «Муля! Не нервируй меня!». Великая актриса тоже родилась и выросла в Таганроге, где теперь увековечена ее память. Не забывает город и своего основателя, Петра Первого. И сейчас на набережной стоит бронзовый памятник царя и смотрит, конечно, на залив, на приходящие в гавань корабли, которые Петр так любил при жизни.

В IIIв. дон.э.- Vв. н.э. Танаис был греческим городом в устье Дона, в те времена являлся центром земледелия и ремесленного производства, крупным культурным и экономическим центром.

Славься, Дон, и в наши годы.

Много страниц истории знает край Донской. Древняя река видела дни тяжких испытаний, с ней делились радостью, ей доверяли свои мысли цари и полководцы.

Онишкова Анастасия Михайловна

Теперь не мне ты даришь красоту
Но жизнь вполне похожа на мечту
Когда глаза прикроешь, то подряд
Деревья на воде твоей стоят!

Мой тихий Дон. опять разлился ты
Где предков дом,где детские мечты
Мальков косяк на солнечной волне
Сейчас не так,но всё же снится мне!

ДОНСКОЙ. КАЗАК И СИБИРЯЧКА
________________________________

Донской казак и сибирячка.
В любви, плели мечтаний нить
А кареглазую казачку.
Везли в сосняк,чтоб схоронить!

Не уснуть! Душа смутилась
Убегу из хаты прочь.
А на Тихий Дон спустилась
В звёздном сарафане ночь!

Пусть на вечерней зорюшке с казачками сидят
И Дон не знает горюшка и вороны слетят.
Родными подголосками пропитана земля..
В ночное кони просятся хвостами веселя!

Вечер синий у ворот..
Краску розовую льёт
Нагоняя облака.
Дует в гриву и в бока!

Я соседке помогаю
И лошадку оседлаю.
Будем вместе объезжать
Нрав спесивый..покорять!

Но,а вечером опять.
К Дону песни распевать
Сено лошадь будет кушать
Наши подголоски слушать!

Станем до утра кататься
И с соседкой целоваться
Ай..да славная лошадка
Смирная и грива гладка!

Ждёт сыночка ненаглядного
В том платке, что он дарил
Дым стеною непроглядною
И подняться нету ж сил!

С зарёю-прямо на восток.
______________________________

С зарёю-прямо на восток
Пришпорил ты коня..
Твой путь сегодня одинок
Ведь нет с тобой меня!

Лишь только в памяти-маня
Я буду воскресать..
Когда усталого коня
Ты станешь распрягать!

Когда доскачешь ты,казак
И это, не секрет.
Поймёшь,что ты попал впросак
Казачки рядом нет!

Вернись соколик, позови
В далёкий путь с собой
Поскачем в счастье и любви
Дорогою одной!

У Тихого Дона, крутой бережок.
___________________________________

У Тихого Дона крутой бережок
Тебя заждалась Я, любимый дружок
Здесь белый песочек,любовь заметает
Да только родимый,об этом не знает!

Уйду за погост,там сосняк за горой
Зачем попросился ко мне на постой
Ушел на войну по весне, не простясь
Вернись мой желанный,тебя заждалась!

На спящей воде,ярко светит луна
Зеркальные воды ласкает она
На лодке одна- где сидели вдвоём
Мне шепчет камыш,не грусти подождём!

Жду и глаз не спускаю с тропинки
Где ты милый, неужто к другой ускакал
Тихий Дон собирает замёрзшие льдинки
Берега, зимний ветер.. целуя сковал!

Источник

Сказки легенды донских писателей

Как голубь казака спас

Читайте также:  Рассказы тех кто вышел из комы

Повстречался казак в широкой степи с отрядом турецким. В полон сдаваться казаку позорно, и решил он бой принять. Ударил коня своего доброго плетью, выскочил на курган, стал врагов поджидать. Подъехали турки к кургану, окружили его со всех сторон и кричат:

А казак им отвечает:

— Хоть я и один, а вас много, но не пристало казаку подчиняться врагам. Буду сражаться с вами, пока жив.

Осерчали турки, бросились на казака. Рубился он с ними с раннего утра до полуночи, навалил вокруг кургана гору убитых. Иступилась шашка казачья. Видит казак, — подходит его конец. Но тут темно стало. Отступили турки — побоялись своих же в темноте порубить. Решили они, что до утра казак от них все равно никуда не уйдет.

Утром поднялись турки и на курган кинулись. Глядят — казак лежит, а в головах у него на пригорочке сизый голубь сидит, да воробей прыгает, чирикает.

Диву даются турки: у казака ноги, руки, грудь, голова — не порублены, а он лежит, не ворохнется, лишь ветер усы шевелит. Думают турки — не обманывает ли их казак, не притворился ли мертвым. Выхватили они из ножен шашки, хотят казака рубить. Но и боятся: а что если он и вправду мертвый?

Решили птиц спросить — они не обманут, правду скажут. Спрашивают турки воробья:

— Ты скажи нам, птичка-невеличка, жив он или нет?

Прыгает воробей на одной ножке и чирикает:

А один из турок невзначай к голубю обратился:

— А ты что нам скажешь?

Распустил голубь крыло и загурдел:

Остановились турки в раздумье, не знают, что им делать — кого слушать, воробья или голубя. А казак лежит — не шелохнется, лишь усы по ветру шевелятся. Сели турки на кургане, ноги поджали, сидят и думают. До самого вечера сидели, потом встали и говорят:

— Раз казак лежит — не шелохнется, значит, — он умер. А воробей, поганая птица, нас обмануть хотел.

Сели на коней и уехали. Казак полежал еще немного, потом встал и пошел к себе домой.

С тех пор на Тихом Дону воробья болтуном прозвали. Старые казаки и малые казачата гонят его с крыш своих домов. А голубя, что спас казака от смерти неминучей, к двору приваживают и птенцов его оберегают.

Почему у выхухоли хвост пахучий?

Редкий зверок — хохуля. Водится она на берегах Хопра и Дона. Нигде в других местах у нас хохули не встретишь. Это всем хорошо ведомо, а вот никто не знает, отчего у нее хвост пахучий.

А старые да бывалые люди вот что рассказывают. Случилось это давным-давно, брали казаки турецкую крепость. Долго они ее брали, наконец, осилили турок, забрали крепость и стали теснить отступавших врагов. И вот во время рукопашной схватки, возле маленькой речки, у казака коня убили, а самого его тяжело ранили. Лежит казак, ворохнуться не может. Пить ему хочется — страсть! Язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются. А кругом уже ни одной живой души нет.

Глянул казак в небо, видит — черный ворон летит, над его конем кружит. Позвал он его:

— Ворон, великая у меня к тебе просьба: принеси мне студеной воды из речки, а то у меня язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются.

Сел ворон на коня и каркнул:

— Некогда мне тебе воду носить, мне зоб свой надо мясом набивать, пока другие вороны не налетели.

И начал он казачьего коня клевать. Глянул казак в сторону, видит — волк бежит, тоже на его коня зарится. Позвал он его:

— Волк, великая у меня к тебе просьба: принеси мне студеной воды из речки, а то у меня язык к нёбу присох, от жара губы ссыхаются.

Подбежал волк и прорычал:

— Некогда мне тебе воду носить, мне брюхо надо мясом набивать, пока другие волки не набежали.

И начал он казачьего коня зубами драть.

Глянул казак, а возле него хохуля крадется, из-за куста к нему приглядывается. Хотел казак попросить, чтобы она ему воды из речки принесла, да передумал, — слишком мал зверок. А хохуля оглядела казака и сразу куда-то пропала.

Еще сильнее мучит казака жажда. Вдруг чует казак: кто-то его в бок легонько тычет. Глянул он, а это хохуля своим длинным носом его толкает. Промеж лап у нее — кубышка, до самых краев студеною водою налитая.

Слыхала хохуля, как просил казак черного ворона и серого волка, чтобы они над ним сжалились и воды принесли, и решила казаку помочь, прикатила ему целую кубышку с водою. Попил казак воды студеной, стало ему легче, приподнялся он на локоть и говорит:

— Чем же буду я тебя, хохуля, благодарить за твою услугу великую?

А хохуля за кустом стоит, хвостом вертит и еле-еле слышно пищит:

— Ничего мне, казак, не надобно, живи себе на здоровье, поправляйся.

Попались тут казаку под руку цветы ландыша. Хотел он их собрать да хохуле дать, но не было сил сорвать, только руки у него крепким, хорошим духом пропахли. Видит казак, нечего ему хохуле дать, потянулся он к ней, погладить думал, но не достал и лишь хвоста ее рукою чуть-чуть коснулся. От чистого сердца хотел казак отблагодарить зверка за услугу добрую.

С тех пор пропах ландышами у хохули хвост, перешел тот запах на него с казачьей руки. И по сегодня от хохули идет хороший да крепкий дух.

Раньше у зайцев, как и у всех зверей — волков, лис, медведей, горностаев — глаза на своем месте были. Они назад их не косили, к себе за уши не заводили. И до сегодня такими и были бы, да объявился среди них такой заяц, что всего на свете, даже своей тени боялся. От самого малого шороха со всех ног наутек пускался.

Напугавшись, бежал этот заяц до тех пор, пока язык от устали не высунет и где-нибудь в лесу под кустом или в степи под кочкой не свалится.

Больше всего на свете заяц своей тени боялся. Против солнышка сядет и начнет глаза ломать да косить, чтобы ему ловчее было за тенью следить. Страшился он, что тень к нему подкрадется, за длинные уши схватит да за горы высокие, за реки глубокие, нивесть в какие страны далекие утащит.

Весь свой век он все дрожал да глаза назад на свою тень косил, за уши их заводил. Заводил, заводил да так завел, что они навсегда у него косыми и остались.

А от этого косого зайца и развелись по всей земле зайцы трусливые, какие и ныне всего на свете боятся, каждого пустякового шороха страшатся.

Источник

Познавательное и интересное