Сказки леса 1 4 классы

Сказки

Сказка леса. Час загадок для учащихся 1-4 классов

специалист в области арт-терапии

Цель : в игровой форме напомнить детям, какие звери и птицы обитают в лесу, какие растения в нем растут, каково значение леса в жизни человека и как его нужно охранять.

Форма: беседа с элементами игры.

От загадки до отгадки

Триста тридцать три версты.

Если голова в порядке,

Этот путь пройдешь и ты!

Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте угадать, чему будет посвящена наша встреча: Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Чудеса увидишь в нем!

Правильно, мы сегодня будем говорить о лесе, о том, кто в нем живет, и что в этом лесу растет.

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Итак, сначала давайте вспомним, кто в лесу живет.

1 . Рыжий, маленький зверек,

С ветки – прыг, на ветку – скок.

Ребята, кто из вас знает, зачем белке хвост?

Ответ: Главное его предназначение – рулить при прыжках с ветки на ветку, с дерева на дерево. Что-то вроде хвостового оперения у самолета. Одну из белок так и прозвали – летяга. Она даже спланировать может с верхушки ели на нижние ветви, а «крыльями» ей служат две меховые складочки, натянутые с боков между передними и задними лапками.

( показать рисунок белки, желательно, в полете )

2. Сероватый, зубоватый,

Посмотрите, ребята, кто-то перепутал все части текста.

Подумайте, как правильно надо прочитать сказку С.Я. Маршака «Волк и лиса».

( текст сказки разрезан на несколько частей, нужно правильно их сложить)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

Сыт ли, милый куманек?

3. Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Ребята, знакома ли вам ситуация, когда кто-то не может что-либо доказать собеседнику, то в отчаянии говорит: « Это и ежу понятно ». Как вы думаете, почему?

Ответ : Чтобы научить ежа открывать и закрывать дверцу в ящике или сворачиваться и разворачиваться по команде, нужно ангельское терпение. Бестолковое это существо! Размеры полушарий его головного мозга невелики. Лучше всего развит там обонятельный отдел, различающий запахи. Ну, а им много не посоображаешь. Вот и напоминают спорщику: «Ну и бестолочь ты, ничего не соображаешь!» Есть у нашего ежа близкий родственник на африканском острове Магадаскар. Танреком его зовут. Так его тоже пытались обучить избегать удара слабым электрическим током. С этой задачкой легко справляются и кошки, и голуби, и мыши. Но танреки не проявили абсолютно никакой способности к обучению.

4. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

5 . Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызет морковку.

А чем отличаются друг от друга заяц и кролик? Может быть, это одно и то же?

Послушайте стихотворный ответ на этот вопрос:

Заяц Кролику сказал:

«Я от Зебры услыхал,

Будто мы с тобой похожи.

Значит, мы одно и то же».

Спорит Кролик: «Знаю я

То, что мы с тобой родня.

Но есть разница, косой,

Я – домашний, ты – лесной».

Ребята, кто знает, зачем зайцу большие уши?

а) чтобы лучше слышать

б) чтобы не перегреться

в) для торможения на поворотах

Ответ: Совсем не для того, чтобы подслушивать. А для того, чтобы ими … потеть. Сидит в летний зной заяц под кустом, и ему совсем пить не хочется. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов. Каждый квадратный сантиметр уха излучает до 10 калорий тепла в час. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

6 . Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

Вы, конечно, знаете, ребята, что медведи выступают в цирке. Они танцуют, жонглируют. Этому их можно научить. А можно ли медведя научить быть вежливым?

Вот как об этом говорит в стихотворении «Правила приличия» С.Я. Маршак:

Медведя лет пяти – шести

Учили как себя вести:

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь.

В туман и гололедицу

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

7. Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Игра «Кого хочет поймать лиса?»

Отгадали? Посчитайте, сколько их.

Всё к нему жильцы несут:

И травинку, и хвоинку,

Есть в том доме сторожа –

Чутко усики дрожат.

А знаете ли вы, ребята, как достается в лесу муравейникам!

Придет кабан, разбросает муравьиную кучу, еще и уляжется сверху, как на перину.

Медведь подкосолапит к муравейнику да зараз и свезет полбока!

А то зеленый дятел дыру на боку пророет.

Но муравьишки не унывают: их громят, а они снова отстраиваются.

А что им остается делать?

Ребята, кто из вас знает, как муравьи предсказывают погоду?

Ответ : Если во время хорошей погоды большая часть ходов муравейника

закрыта плотно – к скорому ненастью.

Вот мы с вами и вспомнили, какие звери и насекомые живут в лесу. А кто еще живет в лесу? ( птицы )

Источник

Сказки леса. 1-4 классы

Содержание страницы

В книги этой серии вошли замечательные сказки, стихи, истории, художественная ценность и занимательность которых не вызывают сомнений. Чем раньше взрослые начнут приобщать ребёнка к книге, тем гармоничнее будет развиваться малыш. Не теряйте времени и начинайте знакомить ребёнка с лучшими прозаическими и стихотворными произведениями, написанными для маленьких детей российскими и зарубежными писателями.
Читайте вашим детям хорошие книги!
Для дошкольного возраста.

Отзывы о книге » Сказки леса. 1-4 классы» в интернете

отличное издание для дошколят и младших школьников ))

Просто восхитительная книга. Очень красочная и интересная! Открываешь её и начинается путешествие в настоящую сказку.

«Ждёт тебя дремучий лес,

Полный сказочных чудес.

Леший дом свой стережёт,

Читайте также:  План рассказа любовь к родине или путешествие воробья

Тайны строго бережёт.

Чтобы другом лесу стать,

Нужно многое узнать.

И не зря щебечут птицы:

«Поскорей прочти страницы!»

После этого вступления уже быстрее хочется приступить к чтению. погулять по лесным тропинкам в разное время года.

При входе в лес даже есть табличка с правилами поведения в лесу. ну чем не настоящее путешествие?

Первое путешествие окунает в мир весны. После конечно же лето, осень и зима. Много рассказов о птицах, зверях, деревьях, цветах и травах.

Книга очень интересная, красочная, смело покупайте, и на подарок можно.

Книга очень хорошая и красивая.Хотела вмагазине найти,такую для сравнения,не нашла.Спасибо!

Книга очень понравилась.Купила для сына 3х лет.Теперь после прогулки по лесу мы приходим домой и в книге находим те цветы,что мы увидели в лесу,и читаем про них.Сын часто спрашивает как называется тот или иной цветочек и книга мне очень помогает ответить на его многочисленные вопросы.Книга очень интересно оформлена,красочные картинки.Покупкой остались очень довольны.

По содержанию книга разбита на четыре части: по временам года. К каждой части во весь разворот иллюстрация-заставка. Заставки взяты из «Атласа «Времена года» (ID 100172). Иллюстрации красивые, живые, их очень много, так что читать не соскучишся. В каждом разделе небольшие рассказы-описания растений, насекомых, животных, птиц, которых можно наблюдать в данное время года, а так же сказки и стихи. Книга может служить прекрасным дополнением по «Окружающему миру». Моему второкласснику очень нравится, покупкой довольны.

Замечательное издание. Моему малышу 1,5 годика, но он с большим удовольствием рассатривает лесных зверей. В книге представлены замечательные иллюстрации, прекрасно подобрана информация о растениях и животных.

Эта книга нам очень понравилась, отличная полиграфия, рисунки, текст. Автор мне лично не известен, но написаны рассказы отлично, можно сравнить со Сладковым и Бианки. Книгу приятно взять в руки, в ней много полезной и интересной информации для учеников, и в то же время читать ее легко и интересно, кроме сказок и рассказов есть еще неплохие стихи.

Замечательная книга. Можно сказать энциклопедия леса. Я покупала ее для старшего сына(он первоклассник) как дополнительный материал к предмету Окружающий мир. И очень она нам пригодилась. Книга разбита на 4 части: весна, лето, зима, осень. В ней есть все, что надо знать о жизни леса: про зверей, про птиц, про насекомых, про растения, про явления природы. Иллюстрации на каждой странице, к каждой букашечке-таракашечке, к каждому листочку и деревцу. Иноформация о каждом лесном жителе или растении дается краткая, полезнаяя и интересная. Шрифт крупный, так что ребенку не составит труда читать эту книгу самостоятельно. Да и для себя я тоже узнала много полезного. Еще в книге есть сказки, загадги, стихи и задания.А младшего сынишку (1г.5м.) очень заинтересовали картинки, он с интересом перелистывает книгу по нескольку раз в день и указывает пальчикон на уже знакомых ему зверюшек. Очень советую мамочкам у которых детки в начальной школе, да и малышам она тоже будет интересна.

Формат книги А4, обложка глянцевая, хорошее качество печати, 190 страниц.

Фото из книги

Об авторах книги » Сказки леса. 1-4 классы»

На этой вкладке вы найдете информацию об авторе (или авторах) книги » Сказки леса. 1-4 классы». Это может быть подробная биография писателя или только какие-то отдельные факты из его жизни. К сожалению, о некоторых авторах (как правило, молодых) нам известно очень мало или совсем ничего не известно.

Особое внимание мы уделили поиску фотографий писателей, ведь всегда интересно увидеть человека, который создал понравившееся (или не понравившееся 🙂 вам произведение или написал книгу, о приобретении которой вы сейчас размышляете.

Тихонов Александр Васильевич

Тихонов Александр Васильевич, доктор биологических наук, старший научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных. Профессиональная работа связана с исследованием биоакустики и этологии птиц. А.В. Тихонов установил, что пол цыплят можно определить по характеристикам их звуковых сигналов ещё до вылупления из яиц, что имело существенное практическое значение. В 1982 г. за цикл работ по этой теме удостоен премии Ленинского комсомола. За период 1990—2005 гг. получил 11 авторских свидетельств по локации и определению индивидуальных характеристик голосов птиц и млекопитающих (включая человека).

Первую книгу рассказов о живой природе А.В. Тихонов опубликовал в 1996 г. Увлечение «вторым призванием» Александр Васильевич связывает с тем известным психологическим фактом, что в душе каждого взрослого человека по-прежнему живёт ребёнок, но он в разной мере проявляется. У самого Тихонова, по его словам (интервью) ребёнок проявлен в максимальной степени, и этим объясняется феноменальная плодовитость Александра Васильевича как литератора. К настоящему времени он – автор 34 книг для детей и юношества. В 2004 и 2006 гг. стал лауреатом Всероссийских конкурсов в области детской литературы. Интерес к природе родной страны имеет и патриотические истоки. Тихонов, кроме литературного творчества по теме «Живая природа», имеет ещё одно «хобби» – увлечён историей России и этнографией. Оба увлечения пересекаются в только что реализованном им проекте – Александр Васильевич завершил работу над рукописью «Библия природы», которую теперь предстоит опубликовать.

Рассказы Тихонова о природе для детей сочетают прозу и поэзию, мы должны вновь подчеркнуть лейтмотивы мудрости природы (биософии) и доброты, уже звучавшие в произведениях других биологов-литераторов. Верой в торжество добра проникнуты, например, стихотворные строки из книги «Тропа следопыта» (М.: Русский фонд «Природа отечества». 1997):

На этой вкладке мы стараемся собирать различную полезную информацию из интернета о книге Сказки леса. 1-4 классы». Например о том, где эту книгу можно почитать бесплатно онлайн: причем это может быть ссылка на чтение самой книги, или на какое-то произведение, опубликованное в этой книге, или на другое издание этой книги.

Также мы стараемся находить и публиковать ссылки о том, где ее можно скачать бесплатно и в хорошем качестве на компьютер, планшет, смартфон, iPhone, iPad или другое устройство. Мы стараемся также выкладывать здесь ссылки на подробные обзоры книги (если таковые имеются) и на какую-то другую интересную информацию о ней.

Источник

Сказки Доброго леса

Если идти всё время на юг, а потом у большого пня повернуть на запад и пройти до высокого дуба, можно найти Добрый лес. Его ещё называют Дружным.
Это другие леса бывают нелюдимыми, пытаются ухватить нежданных гостей корявыми ветками, а Добрый лес хоть зимой, хоть летом рад любому, будь то зверь, птица или человек.
В Добром лесу все живут дружно – волки не гоняются за зайцами, медведи не пугают никого рёвом, а птицы – резким криком. Нет места злобе, зависти и печали в Добром лесу.

Знакомство

За ягодами

Ежонок

Школа

Всю осень и зиму учились зверята в лесной школе, и не раз было, что кто-то не понимал учителя с первого раза. Но, помня о поступке Медвежонка и, особенно, о словах Волка, никто больше не стеснялся задавать вопросы учителю и переспрашивать, если что-то было непонятно. У Ежонка, например, действительно плохо получалось варить варенье, но с этим – не без помощи Белочки, Лисички и Зайки – ему удалось справиться.
Зверята полюбили школу за то, что она давала им новые знания, и с каждым днём благодаря ей они чувствовали себя более уверенно. Скоро во всем Добром лесу для них почти не осталось тайн. А что касается игр, то времени после школы у зверят оставалось достаточно: они быстро делали домашние задания и собирались на своей любимой полянке, чтобы порезвиться. Изменились не только сами зверята, но и их игры – теперь они были не просто веселыми, но и полезными, помогали лучше запомнить то, что рассказывали в школе.
За занятиями в школе и забавами незаметно пришла весна. Она принесла зверятам новые сюрпризы…

Читайте также:  Рассказ свирского рыжик краткое содержание

Братишки и сестрёнки

На полянке зайчатам встретился Волчонок. Он тоже был растерян. На вопрос друзей, что же случилось, он ответил, что у него теперь есть младшая сестра, которая без конца плачет.
— Ох и намучаются же все с ней! Такая рёва-корова, что аж смотреть противно! – сказал Волчонок.

— Но ведь родители теперь нас меньше любить будут! – воскликнул Зайчонок. Видно было, что его больше всего волнует именно этот вопрос.
— Вот у тебя есть сестра – Зайка. Тебя из-за этого мама с папой меньше любят? – поинтересовалась Лисичка.
— Нет, нас любят одинаково. Мы же оба мамины и папины дети! – ответил Зайчонок и сам понял, что зря боялся. Он – мамин и папин, и сколько бы ещё не появилось в их норке зайчат, любовь родителей не уменьшится. Наоборот, с каждым новым обитателем этой любви будет становиться всё больше
Зверята ещё немного поговорили, а потом принялись играть. И каждый думал о том, что уже летом к их играм смогут присоединиться младшие братишки и сестрёнки. Как весело будет их учить всему-всему! Пусть пока они маленькие, пусть они кричат, но они всё-таки – самые лучшие и близкие друзья, хотя пока об этом и не догадываются!

Источник

Литературное чтение «Н. Никонов «Сказки леса»»

специалист в области арт-терапии

Методическая разработка урока внеклассного чтения

«Николай Григорьевич Никонов. «Сказки леса»

для учащихся 3-х классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Учитель: Патрушева Нэлли Николаевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Предмет: Литературное чтение

Домашний адрес: 624130 Новоуральский городской округ, ул. Советская 21-23,

План-конспект урока внеклассного чтения

Тема: «Николай Григорьевич Никонов. «Сказки леса».

Цель: Создать условия для формирования читательской культуры, подвести к осмыслению того, что знания произведений уральских писателей помогут создать чувственное настроение, которое приобщит ребенка к авторским идеалам.

1. Помочь детям осмыслить, что произведения уральских писателей разных поколений учат добру, дружбе, бережному отношению к природе.

Раскрыть своеобразие литературных сказок Н.Г.Никонова.

Раскрыть умение понимать авторский замысел сказок.

Развивать творческое воображение.
Материал к уроку:

Карта Урала (Приложение 4).

Карточки с названиями населённых пунктов, посещенных учащимися во время экскурсий: Новоуральск, Екатеринбург, Невьянск, В-Тагил, с. Таволги. (Приложение 5).

Портреты уральских писателей. (Приложение 1-3,7).

Выставка материалов, собранных во время экскурсий.

Фотовыставка «Путешествуем по Уралу».

«Новоуральск в картинках» (фотографии г. Новоуральска). (Приложение 6).

Карточки с названиями сказок Н.Никонова. (Приложение 8).

Маркеры, цветная бумага.

Заготовки кадров диафильма (1 группа). (Приложение 10).

Карточки с заданиями к текстам (1-3 группы). (Приложение 9).

Пословицы и поговорки о дружбе (2 группа). (Приложение 11).

Вступительное слово учителя

— На наших предыдущих уроках-путешествиях мы познакомились с творчеством уральских писателей П.П. Бажова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Ершова, совершили путешествия (очно и заочно) по тем местам, где они жили и творили.

Учитель обращает внимание детей на выставку книг уральских писателей, подготовленную группой учащихся.

Беседа-путешествие по карте Урала

— Вспомним, где мы уже с вами побывали (учащиеся называют города и посёлки, показывают их на карте Урала, вывешивают (прикрепляют к ней) карточки с названиями посещённых мест).

Учитель обращает внимание детей на фотовыставку «Мы путешествуем по Уралу».

— С какой целью мы путешествовали?

— Путешествуя по Уралу, мы изучали родной край, знакомились с творчеством уральских писателей.

Учитель обращает внимание детей на выставку материалов, собранных во время экскурсий.

— Да, Урал гордится своей природой, славится своими городами, людьми, которые жили, живут и пишут об Урале.

IV . Работа над новым материалом
Знакомство с биографией писателя

— Начнем наше путешествие со знакомства с биографией Н.Г. Никонова.

Работа над произведениями Н.Г.Никонова

— Мы познакомимся с тремя произведениями Н.Г.Никонова, которые входят в сборник «Сказки леса», посвящённого детям: «Про храбрых дроздов», «Гриб красивый и некрасивый», «Муравьиная хитрость». (Учитель вывешивает карточки с названиями сказок Н.Никонова).

И работаем мы сегодня в группах (класс заранее разделен на 3 группы). Каждая группа получает задания на карточках.

— Ребята, Вспомним правила работы в группе.

— все внимательно слушаем говорящего, не перебивая,

— для вступления в разговор вне очереди поднимаем руку,

— говорим откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент,

— никого не оскорбляем: оцениваем только поступок, а не человека.

— Чтобы выполнить задание, вам необходимо четко соблюдать инструкцию, которая предложена на карточке.

Учитель раздает задания на карточках.

— Мы представляем вам диафильм по сказке «Муравьиная хитрость»….

— Мы подготовили чтение по ролям сказки «Про храбрых дроздов»….

— Подобрали пословицы о дружбе: Один за всех, и все за одного, Сам погибай, а товарища – выручай, Не имей сто рублей, а имей сто друзей…

VII . Подведение итогов урока
Выводы по теме

— В сказках Н.Никонова рассказывается о жизни леса и его обитателях. Автор описывает реальные истории из жизни птиц, насекомых, растений, но заставляет думать и говорить по-человечески. Мы прочитали произведения уральских писателей разных поколений, но все они одинаково учат добру, дружбе и бережному отношению к природе. Мы продолжим наше путешествие на следующих уроках.

1. Воронова Н.О., Ильчук Н.Г. и др. Писатели нашего детства (биографический словарь в трех частях). – Москва, 1999г.

3. М.А.Литовская, Е.К.Созина. Хрестоматия по литературе Урала для начальных классов. – Екатеринбург, У-Фактория, 2002г.

4. Г.К. Селевко, Современные образовательные технологии. – Москва, 1998г.

5. Л.А. Ефросинина, М.И. Омарокова. Литературное чтение (Начальная школа XXI века). – Москва, 2005г.

Источник

Сказки леса 1 4 классы

Составление и перевод: В. А. Акцорина

Литературная обработка: А. С. Крупнякова

Художник: 3. Ф. Лаврентьев

Когда-то давным-давно Лиса и Перепелка были хорошими друзьями.

Как-то пожаловалась Лиса пернатой подружке:

— Выручай, Перепелочка. Три дня росинки в рот не брала. Может, найдешь что поесть?

Читайте также:  Рассказы для итогового сочинения по литературе короткие 2020 2021

— Хорошо, — отвечает Перепелка. — Я тебе помогу, кумушка моя.

В это время на базар шла богатая торговка.

Лиса спряталась в кустах, а Перепелка выскочила на дорогу перед торговкой, крикнула: «Пульдрик!» — и побежала вперед.

Торговка задумала поймать Перепелку и продать на базаре. Поставила она корзину и побежала за Перепелкой.

А Лиса выскочила из кустов, схватила корзину и была такова.

Перепелка заманила торговку в лес, крикнула еще раз: «Пульдрик!» — и улетела к Лисе.

Открыли они корзину. Чего только там не было! Масло, яички, жареный гусь. Наелись они, напились, и говорит Лиса Перепелке:

— Никогда за свою жизнь не ела столько вкусного! Большое спасибо тебе, подруженька! А теперь рассмеши меня. Может, забаву какую придумаешь?

Пришли они к реке. А на берегу в это время купцы отдыхали.

Перепелка подлетела к ним, села одному купцу на голову и крикнула: «Пульдрик!»

А Перепелка села на голову другого купца и снова крикнула: «Пульдрик!»

Третий купец размахнулся и тоже сгоряча не попал по Перепелке, а только оглушил другого купца. И тот покатился с берега…

Так передрались купцы и угодили в реку.

А Лиса, наблюдая эту сцену, покатывалась от хохота.

Перепелка подлетела к Лисе, а та от смеха не может слово сказать. Долго хохотала Лиса, схватившись за живот. Наконец утихла и снова просит Перепелку:

— Ой, насмешила, подруженька, насмешила! Спасибо… Теперь придумай, как бы напугать меня, да так, чтобы скучно не было.

Видит Перепелка, что нет конца просьбам Лисы, и решила проучить ее.

Подумала она, подумала и сказала:

— Хорошо. Я выполню твою просьбу. Иди ты, кума, на опушку, на зеленую лужайку. Там увидишь стадо. Вот ты и жди меня там.

Прибежала Лиса на опушку и катается по травке.

Вскоре к Лисе подлетела Перепелка и крикнула: «Пульдрик!» На крик сбежались собаки, стерегущие стадо. Перепелке что, спряталась она в траву, а Лиса еле вырвалась и добежала до своей норки. Сидит и дрожит от страха.

Вскоре подлетела к норке Лисы Перепелка и спрашивает :

— Кумушка Лиса, выходи! Собаки давно уже убежали! Да что ты притихла? Жива ли?

Лиса выползла из норки, дрожит вся.

— Я-то жива, но душа-то у меня в пятках от страха. Спасибо тебе, подруженька! Есть хотела — накормила. Посмеяться хотела — нахохоталась. Испугаться хотела — напустила ты на меня такого страху, что чуть жива осталась.

Лиса уселась штопать свой ободранный хвост, а Перепелка улетела.

Говорят, что потому и перестали дружить Лиса и Перепелка.

ПОЧЕМУ У ЗАЙЦА ГУБА РАССЕЧЕНА

— Бабушка, бабушка, расскажи мне, а кто это Зайчишке губу рассек?

— Слушай, внучек, а я пока тесто растворю… Жил-был в лесу Зайчишка, робкий такой, трусливый. И очень ему захотелось разузнать, кто же сильнее всех. Поскакал он вдоль быстрой речки, встретил соломинку и спрашивает:

— Послушай, соломинка, ты сильная?

— Сильная, а тебе что, косой, надобно?

— Прыгни в воду, а я перейду по тебе на другой берег.

Прыгнула легкая соломинка в реку, подхватило ее течением и унесло.

Огорчился Заяц, да делать нечего. Поскакал он дальше. Увидел головешку в костре. Черная, дымит…

— Эй! — крикнул он и громко чихнул от дыма. — Сила у тебя какая?

— Ты не думай, что я обуглилась. Внутри у меня огня много. Могу весь этот лес спалить, речку в пар превратить.

— Да-а, — восхищенно протянул Заяц и снова чихнул. Обрадовался косой, что наконец перейдет на ту сторону реки, и просит головешку: — Прыгни в воду и испари ее…

Хвастливая головешка, не долго думая, прыгнула в реку, зашипела и потухла.

Вдруг Заяц услышал с берега громкий хохот.

«Охотники», — успел подумать он и хотел пуститься наутек, да не тут-то было — окаменел Зайчишка со страху.

А на берегу стоит и хохочет-заливается волынка.

Увидел ее косой, хочет слово молвить, да язык не слушается. Наконец кое-как робко, заикаясь, спросил :

— К-к-кто т-ты т-такая? П-почему см-меешься?

— Я волынка. Когда хочу, тогда и хохочу.

— Конечно, а ты и не знал? Ха-ха-ха-ха… Я могу всех плясать заставить, плакать, смеяться… — И опять зашлась хохотом, да так сильно, что лопнула.

Наступила зима. Опять прискакал Заяц к реке. Видит, что заковал ее лед в блестящую броню. «Вот, — думает Заяц, — кто самый сильный». Прыгнул он на лед, спрашивает:

— Лед, лед, ты, наверное, самый сильный?

— Да-а!—самодовольно, глухо загудел лед да крякнул так, что у косого душа в пятки… Выскочил он на берег, а в это время выглянуло солнце, распустило свои золотые лучи, растопило лед, охорашивается…

— Ну, теперь видишь, косой, кто самый сильный…

Но что это? Вдруг солнце испуганно вобрало свои лучи и спряталось за облако.

А случилось это потому… На реке женщина стирала, жарко ей стало и погрозила она солнцу вальком.

Увидел это Заяц и тоже припустил со всех ног… Отдышался в лесу, смекнул, что, видно, это женщина и есть самая сильная, раз ее даже солнце боится.

Осмелел он (любопытство верх взяло), прискакал к избе этой женщины и крикнул:

— Тетушка, тетушка, ты ведь самая сильная на свете, да?

А той и ответить-то некогда: коман мелна [1] печет да еще дитя в люльке качает. Известное дело, хозяйка никогда сложа руки не сидит.

— Ах ты, куцехвостый бездельник! Не приставай с глупыми вопросами, не мешай работать. Вот тебе блин, скачи себе в лес.

Но Заяц не унимается, опять спрашивает.

Рассердилась женщина да и ударила его сковород ником по губе.

С тех пор Заяц с рассеченной губой и бегает.

ДИКАЯ ГУСЫНЯ И ЛИСА

Свила Гусыня гнездо у реки и захотела вывести гусят. Но как только снесет яйцо, так его кто-то сворует.

Пришла она к кузнецу и просит его:

— Построй мне, добрый человек, железный дом, а то кто-то из гнезда мои яички крадет.

Кузнец пожалел Гусыню, смастерил ей крепкий железный дом. Поставила она его поближе к реке, переселилась в новое жилище, заперлась на засов. Больше Гусыне никто не докучал, и она вывела гусят.

Однажды подошла к ее дому Лиса и крикнула:

— Кумушка Гусыня, дома ли ты?

— Дома, — отвечает Гусыня.

— Не пущу! Ты моих гусят съешь.

— Тогда пеняй на себя, — рассердилась Лиса, — Я твой дом в реку столкну.

Но дом кузнец сколотил на совесть, и сколько ни тужилась Лиса, не смогла его сдвинуть с места. Так и ушла ни с чем.

Источник

Познавательное и интересное