Книга: Михалков С. «Сказки-мультфильмы Сергея Михалкова»
Другие книги автора:
Михалков С.
Сергей Владимирович Михалков
На приёме в Кремле по случаю 57-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (9 мая 2002 года).
Дата рождения:
28 февраля (13 марта) 1913 ( 19130313 ) (96 лет)
проза, поэзия, драматургия
Содержание
Биография
Родился 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1913 года в Москве в семье Владимира Александровича и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой Глебовой).
Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году публикуется первое стихотворение «Дорога» в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону). После окончания школы Сергей Михалков возвращается в Москву и работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник стихов. [1]
В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы — поэма «Дядя Стёпа». В 1936 году происходит событие, изменившее всю жизнь писателя. Он публикует в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. [2] Сергей Михалков становится членом Союза писателей СССР в 1937 году, поступает в Литературный институт (1935—1937). Активно публикуется, выходят сборники стихов и басни. [3]
До того малоизвестный московский писатель становится «выдвиженцем» советской литературы, быстро взлетает на верх литературной иерархии СССР. В 1939 году Михалков получает первый орден Ленина. [4]
Во время Великой Отечественной Войны Михалков корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работает над сценариями к фильмам и мультфильмам. Сценарий к фильму «Фронтовые подруги» был отмечен Государственной премией СССР в 1942 г.
После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. По его сценариям сняты такие известные фильмы как «Большое космическое путешествие» (по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»), «Три плюс два» (по пьесе «Дикари»), «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие. В 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль». Впоследствии активно работает над созданием киножурнала и пишет сценарии для отдельных эпизодов. [5]
С 1960-х годов Сергей Владимирович общественный деятель в области литературы. Секретарь правления Союза писателей СССР, 1-й секретарь правления Московской организации СП РСФСР (1965-70); председатель правления СП РСФСР (с 1970). Был депутатом Верховного Совета СССР 8-11-го созыва. [6]
Член Комиссии по Сталинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР (Постановление Совмина СССР № 5513 от 4 декабря 1949 года). Постановлением Совмина СССР № 605 от 2 августа 1976 года, введён в состав Комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.
После распада СССР Михалков остаётся у руля писательской организации. В 1992—1999 сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов. В 2005 году писатель занимает пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывает по разным оценкам около 300 млн экземпляров. [5]
Семья
Отец Сергея — Владимир Александрович Михалков был потомком дворянского рода. Сергея Михалкова назвали в честь его прадеда. [1]
У Сергея Михалкова было два брата — Михаил и Александр. Михаил Михалков работал в системе НКВД, впоследствии также стал известным советским писателем, печатался под псевдонимами Михаил Андронов и Михаил Луговых.
В 1936 Сергей Михалков женится на Наталии Петровне Кончаловской, дочери художника П. П. Кончаловского, внучке художника В. И. Сурикова. Они прожили в браке 53 года. В 1997 году, после смерти первой жены, Михалков женится на Юлии Валерьевне Субботиной (1961 г. рожд.), физике по профессии, дочери академика РАН В. И. Субботина.
От первого брака у Михалкова два сына — Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков, оба известные кинорежиссёры.
Вклад в литературу и искусство
Работа над гимнами СССР и России
В 1944 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна «Интернационал». Михалков и его соавтор Г. Эль-Регистан стали авторами текста нового гимна, победив на всенародном конкурсе. После смерти Сталина и XX съезда КПСС в 1955—1977 гимн исполнялся без слов, так как содержал в тексте имя Сталина.
В 1977 году, после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создаёт вторую редакцию слов для Государственного Гимна СССР, в которой отсутствует упоминание имени Сталина.
В 2000 началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ», был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова вновь стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь, но решение было принято. [7]
Критика творчества
Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как «Михалковский театр». [9]
Та часть критиков, которые невысоко оценивали вклад Михалкова в мировую литературу, говорили о вторичности, стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Так, например, многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма. Например, пьеса «Балалайкин и компания» (по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина), пьеса «Том Кенти» (по мотивам «Принца и нищего») и другие. Хотя и считалось, что Михалков признанный сатирик, но его произведениям в этом направлении не хватало настоящей остроты и обличения. [4]
Общественное лицо
Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.
Чистый лист бумаги снова На столе передо мной, Я пишу на нём три слова: Слава партии родной Поэма «Миша Корольков» (1938) [10]
«Коммунизм»! Нам это слово Светит ярче маяка. «Будь готов!» — «Всегда готовы!» С нами ленинский ЦК! Стихотворение быль «Будь готов!» (1961) [10]
В автобиографической книге «Я был советским писателем» (1995 г.) Михалков пишет:
Рухнул «Союз нерушимый», похоронив под своими обломками, казалось бы, незыблемые структуры партийно-государственного аппарата с его равнодушной к судьбе человека правоохранительной и карательной системой, прогнившей экономикой, «развитым социализмом» и призрачными коммунистическими идеалами. [1]
Писатель Владимир Тендряков так отзывался о нём:
Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. […] То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Степа», никогда не упускающий случая напомнить о себе. [11]
Неоднократно высказывалось мнение о том, что Михалков приспособленец, который поставил свой талант на службу личному обогащению. Критик Станислав Рассадин писал о нём, что Михалков ещё с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой». [12]
Деятельность Михалкова при сочинении текста гимна СССР и России также вызвала отрицательные отзывы. Критике подвергалась политика следования запросам власти при последовательно трёх разных редакциях гимна. Владимир Войнович писал о том, как
расторопный Сергей Михалков без творческих мук и нравственных усилий по заданию Политбюро ЦК КПСС легко приспособил старое сочинение к новым условиям. [14]
Владимир Буковский, известный советский диссидент, сын писателя и журналиста Константина Буковского, отзывается о Сергее Михалкове как о ярком примере безграничного цинизма и лицемерия:
При всём этом сам Михалков искренне считал свою позицию правильной и никогда не раскаивался в своих поступках. Так, например, он убеждён, что кампания осуждения диссидентов в 1960—1970-х была оправдана тем, что они нарушали советские законы того времени, публикуя свои произведения на русском языке за границей СССР, то есть в неподконтрольной советским писательским и партийным организациям прессе. [18]
Тем не менее существует и иная точка зрения по поводу искренности суждений Сергея Владимировича. Он полностью освоил позицию двойной морали, двуличности: был официозным представителем и сподвижником власти и одноврменно в неофициальной обстановке не чурался критики её же. Неоднократно среди своих близких он достаточно прозрачно намекал, что с циничной и лживой властью можно жить только по её законам, так же цинично и лживо. Вряд ли Сергей Владимирович похож на идеалистического наивного героя, не понимающего происходившего вокруг него. Пожалуй, правильнее всего его гражданскую позицию можно назвать примитивно конъюнктурной. Он всегда принимал посильное участие во всех партийно-писательских мероприятиях.
Книга: Сергей Михалков «Сказки-мультфильмы Сергея Михалкова»
Серия: «Союзмультфильм представляет»
Формат: 60×84/16 (145х200 мм), 240стр. стр.
Другие книги автора:
Сергей Михалков
Сергей Владимирович Михалков
На приёме в Кремле по случаю 57-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (9 мая 2002 года).
Дата рождения:
28 февраля (13 марта) 1913 ( 19130313 ) (96 лет)
проза, поэзия, драматургия
Содержание
Биография
Родился 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1913 года в Москве в семье Владимира Александровича и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой Глебовой).
Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году публикуется первое стихотворение «Дорога» в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону). После окончания школы Сергей Михалков возвращается в Москву и работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник стихов. [1]
В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы — поэма «Дядя Стёпа». В 1936 году происходит событие, изменившее всю жизнь писателя. Он публикует в газете «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось Сталину. [2] Сергей Михалков становится членом Союза писателей СССР в 1937 году, поступает в Литературный институт (1935—1937). Активно публикуется, выходят сборники стихов и басни. [3]
До того малоизвестный московский писатель становится «выдвиженцем» советской литературы, быстро взлетает на верх литературной иерархии СССР. В 1939 году Михалков получает первый орден Ленина. [4]
Во время Великой Отечественной Войны Михалков корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работает над сценариями к фильмам и мультфильмам. Сценарий к фильму «Фронтовые подруги» был отмечен Государственной премией СССР в 1942 г.
После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. По его сценариям сняты такие известные фильмы как «Большое космическое путешествие» (по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»), «Три плюс два» (по пьесе «Дикари»), «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие. В 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль». Впоследствии активно работает над созданием киножурнала и пишет сценарии для отдельных эпизодов. [5]
С 1960-х годов Сергей Владимирович общественный деятель в области литературы. Секретарь правления Союза писателей СССР, 1-й секретарь правления Московской организации СП РСФСР (1965-70); председатель правления СП РСФСР (с 1970). Был депутатом Верховного Совета СССР 8-11-го созыва. [6]
Член Комиссии по Сталинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР (Постановление Совмина СССР № 5513 от 4 декабря 1949 года). Постановлением Совмина СССР № 605 от 2 августа 1976 года, введён в состав Комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.
После распада СССР Михалков остаётся у руля писательской организации. В 1992—1999 сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов. В 2005 году писатель занимает пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывает по разным оценкам около 300 млн экземпляров. [5]
Семья
Отец Сергея — Владимир Александрович Михалков был потомком дворянского рода. Сергея Михалкова назвали в честь его прадеда. [1]
У Сергея Михалкова было два брата — Михаил и Александр. Михаил Михалков работал в системе НКВД, впоследствии также стал известным советским писателем, печатался под псевдонимами Михаил Андронов и Михаил Луговых.
В 1936 Сергей Михалков женится на Наталии Петровне Кончаловской, дочери художника П. П. Кончаловского, внучке художника В. И. Сурикова. Они прожили в браке 53 года. В 1997 году, после смерти первой жены, Михалков женится на Юлии Валерьевне Субботиной (1961 г. рожд.), физике по профессии, дочери академика РАН В. И. Субботина.
От первого брака у Михалкова два сына — Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков, оба известные кинорежиссёры.
Вклад в литературу и искусство
Работа над гимнами СССР и России
В 1944 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна «Интернационал». Михалков и его соавтор Г. Эль-Регистан стали авторами текста нового гимна, победив на всенародном конкурсе. После смерти Сталина и XX съезда КПСС в 1955—1977 гимн исполнялся без слов, так как содержал в тексте имя Сталина.
В 1977 году, после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создаёт вторую редакцию слов для Государственного Гимна СССР, в которой отсутствует упоминание имени Сталина.
В 2000 началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ», был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова вновь стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь, но решение было принято. [7]
Критика творчества
Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как «Дядя Стёпа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как «Михалковский театр». [9]
Та часть критиков, которые невысоко оценивали вклад Михалкова в мировую литературу, говорили о вторичности, стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Так, например, многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма. Например, пьеса «Балалайкин и компания» (по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина), пьеса «Том Кенти» (по мотивам «Принца и нищего») и другие. Хотя и считалось, что Михалков признанный сатирик, но его произведениям в этом направлении не хватало настоящей остроты и обличения. [4]
Общественное лицо
Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.
Чистый лист бумаги снова На столе передо мной, Я пишу на нём три слова: Слава партии родной Поэма «Миша Корольков» (1938) [10]
«Коммунизм»! Нам это слово Светит ярче маяка. «Будь готов!» — «Всегда готовы!» С нами ленинский ЦК! Стихотворение быль «Будь готов!» (1961) [10]
В автобиографической книге «Я был советским писателем» (1995 г.) Михалков пишет:
Рухнул «Союз нерушимый», похоронив под своими обломками, казалось бы, незыблемые структуры партийно-государственного аппарата с его равнодушной к судьбе человека правоохранительной и карательной системой, прогнившей экономикой, «развитым социализмом» и призрачными коммунистическими идеалами. [1]
Писатель Владимир Тендряков так отзывался о нём:
Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. […] То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Степа», никогда не упускающий случая напомнить о себе. [11]
Неоднократно высказывалось мнение о том, что Михалков приспособленец, который поставил свой талант на службу личному обогащению. Критик Станислав Рассадин писал о нём, что Михалков ещё с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой». [12]
Деятельность Михалкова при сочинении текста гимна СССР и России также вызвала отрицательные отзывы. Критике подвергалась политика следования запросам власти при последовательно трёх разных редакциях гимна. Владимир Войнович писал о том, как
расторопный Сергей Михалков без творческих мук и нравственных усилий по заданию Политбюро ЦК КПСС легко приспособил старое сочинение к новым условиям. [14]
Владимир Буковский, известный советский диссидент, сын писателя и журналиста Константина Буковского, отзывается о Сергее Михалкове как о ярком примере безграничного цинизма и лицемерия:
При всём этом сам Михалков искренне считал свою позицию правильной и никогда не раскаивался в своих поступках. Так, например, он убеждён, что кампания осуждения диссидентов в 1960—1970-х была оправдана тем, что они нарушали советские законы того времени, публикуя свои произведения на русском языке за границей СССР, то есть в неподконтрольной советским писательским и партийным организациям прессе. [18]
Тем не менее существует и иная точка зрения по поводу искренности суждений Сергея Владимировича. Он полностью освоил позицию двойной морали, двуличности: был официозным представителем и сподвижником власти и одноврменно в неофициальной обстановке не чурался критики её же. Неоднократно среди своих близких он достаточно прозрачно намекал, что с циничной и лживой властью можно жить только по её законам, так же цинично и лживо. Вряд ли Сергей Владимирович похож на идеалистического наивного героя, не понимающего происходившего вокруг него. Пожалуй, правильнее всего его гражданскую позицию можно назвать примитивно конъюнктурной. Он всегда принимал посильное участие во всех партийно-писательских мероприятиях.