Сказки. Рассказы. Стихи
Абхазские народные сказки на русском языке. Список произведений
С 1930-х годов началось и научное исследование абхазских сказок. В предвоенные годы появилось несколько интересных статей, посвященных абхазской сказке. Прежде всего здесь следует назвать статью дроф. Н. П. Андреева «Абхазские сказки», предпосланную сборнику «Абхазские сказки» К. С. Шакрыла и X. С. Бгажба. Представляют определенный интерес и статьи В. И. Кукба*, З. М. Мориной** и др. Однако вплоть до самого последнего времени не было специальных обобщающих работ в области абхазского сказковедения. И этот пробел был восполнен работой С. Л. Зухба «Абхазская народная сказка». В исследовании освещаются история собирания и изучения данного жанра абхазского фольклора, поэтика и формы бытования сказки на современном этапе, прослежено взаимоотношение сказки с другими жанрами абхазского фольклора и т. д.
В абхазских сказках, как и в сказках других кавказских горцев, — любимый и популярный жанр народного творчества. В фольклоре абхазов довольно богато представлены все основные жанровые разновидности сказки.
Ядро повествовательного репертуара абхазов составляют волшебные сказки. В количественном отношении за ними следуют бытовые сказки. На последнем месте оказываются сказки о животных.
Абхазские сказки и по своей интернациональной основе, и по своему национальному характеру представляют значительный интерес. Абхазские сказки свидетельствуют о больших творческих силах абхазского народа в области художественного слова. В них представлены мифы и предания, героические сказания о нартах, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.
В сказках о животных есть много типичных образов: хитрая и плутоватая лиса («Медведь и лиса», «Лисий нрав»), жадный и недальновидный волк («Волк и лошадь»), неуклюжий медведь, глупый и доверчивый осел, догадливая свинья, трудолюбивая мышь («Пеструшка и мышь»), хитрый и сообразительный воробей («Лиса и воробей»), гостеприимная зорянка-красногрудка, рассудительный петух («Как петух спас крестьянина от смерти».В абхазских волшебных сказках, несмотря на общность со сказками различных народов, можно увидеть и немало специфических черт, придающих им особый колорит. Характерны, например, упоминаемые в разных сюжетах состязания в меткой стрельбе, разного рода набеги, джигитовка, скачки.
Сказочные герои подчиняют себе волшебные силы и с их помощью становятся непобедимыми. В абхазских волшебных сказках ярко выражена народная мечта о лучшей доле, о свободной жизни без господ и угнетателей. Волшебные сказки свидетельствуют о мудрости народа, о богатстве его фантазии, мечтах и стремлениях.
———————————————
Абхазские народные сказки.
Читаем бесплатно онлайн.
Сказки на абхазском языке
Богата и живописна Абхазия. Высокие горы с белоснежными вершинами уходят в облака, скалистые хребты изрыты глубокими ущельями; в глубине их клокочут бурные потоки. Склоны гор покрыты густыми лесами, а внизу у берега моря радует глаз роскошная субтропическая растительность.
Природа края и ее щедроты очаровывают каждого, кому случается посетить этот уголок земли. Но эти же естественные богатства делали Абхазию лакомым куском для многих незваных пришельцев. История страны хранит не мало страниц, повествующих о чужеземных нашествиях и вторжениях.
При этом огромным подспорьем народной памяти служил фольклор — изустное словесное творчество, заменявшее абхазскому народу литературу до момента возникновения абхазской письменности и продолжавшее позже бытовать в передаче сказителей.
Известный русский фольклорист проф. Н. П. Андреев, изучая абхазский сказочный эпос, пришел к выводу, что «абхазские сказки и по своей интернациональной основе и по своему национальному характеру представляют значительный интерес. Они свидетельствуют о больших творческих силах абхазского народа в области художественного слова».
Великий русский писатель А. М. Горький писал, обращаясь к молодым абхазским литераторам: «Очень советую, — займитесь изучением народной устной поэзии, собирайте и записывайте абхазские песни, сказки, легенды… И это может много дать не только вам персонально, а и ознакомить многих людей с прошлым Абхазии».
Этой-то цели, то есть ознакомлению широких кругов советских читателей с прошлым Абхазии, с неповторимо своеобразными чертами образного мышления абхазского народа, и призван служить настоящий сборник.
В начале книги помещены образцы из героического эпоса, предания и легенды, за ними идут волшебные сказки, сказки о животных и, наконец, обличительные, сатирические рассказы.
Нартские сказания и сказания об Абрскиле составляют героический цикл. Предания о заключенном в пещере и прикованном к скале герое-богоборце Абрскиле, абхазском Прометее, в различных вариантах известны многим кавказским народам. Творцы абхазского народного эпоса, мечтая о том времени, когда народ обретет свободу, сделали Абрскила бессмертным.
Одним из значительных циклов абхазского эпоса является цикл нартских сказаний. Он не был известен дореволюционным собирателям, хотя и представляет замечательное явление эпического творчества.
Рассказы о нартах, героях-богатырях, являются специфическим кавказским жанром, хотя в них используются и традиционные фольклорные мотивы, в том числе и сказочные, известные за пределами Кавказа. В нартских сказаниях нет достаточно ясных указаний на конкретные исторические события, которые могли бы лежать в их основе. Рассказы эти имеют нередко фантастический характер; вероятно, они возникли еще на очень ранних ступенях развития народа и отражают его общие представления о героизме, отличаясь этим от собственно исторических преданий. В абхазском нартском цикле сказаний много преданий о богатыре Сасрыкве, о его чудесном рождении, детстве, о похищении им огня, об одолении стихии и других чудесных подвигах. Сасрыква безупречный богатырь, на и он не всемогущ. Во встрече пахаря и Сасрыквы читатель может увидеть, как явно торжествует трудовое начало пахаря-землепашца.
Огромной привлекательной силой наделены могучие образы вечно юной матери нартов — Сатаней Гуаши, нартского кузнеца Айнара, руки которого служили клещами и молотом, колено — наковальней, а также Гунды Прекрасной — несравненной красавицы со светящимся мизинцем.
К числу преданий, образно передающих нам события, подлинный смысл которых затерян в седой древности, относится сказание об ацанах. Частично сюда же можно отнести и рассказ о лекаре Лукмане, где речь идет о давно минувших временах и о происходивших тогда якобы событиях.
Характерны мифологические сказания, связанные с ранним обожествлением сил природы (такие как «Пастух и дочь Ажвейпша», «Охотник Смел и его сын»), в которых рисуется образ божества охоты и покровителя дичи — Ажвейпша. К таким же мифологическим преданиям следует отнести сказание о Солнце и Месяце, как о живых существах («О том, как разлучилось Солнце с Месяцем»). Своеобразны легенды, рассказывающие о величественных явлениях горной природы, например, «Рождение озера Рица».
В абхазских волшебных сказках, как и в сказках других народов, мы видим чудесных героев, чудесные существа (драконов, великанов), чудесные события (превращения, воскрешения, путешествие в иной мир и пр.), чудесные предметы (ковер-самолет, молоток-атамскуагу и пр.). Эти сказочные «чудеса» являются отражением древних верований, образным воплощением сил природы.
В абхазских волшебных сказках, несмотря на общность со сказками-различных народов, можно увидеть и не мало специфических черт, при-дающих им особый колорит. Характерны, например, упоминаемые в разных сюжетах состязания в меткой стрельбе, разного рода набеги, джигитовка, скачки, прикосновение к груди женщины как знак усыновления и т. д. Нередко дается изображение охоты, подробности охотничьего быта (герой заманивает во двор князя кабана или оленя; костный мозг является излюбленным лакомством, которым кормят самых любимых людей, обычно девушек-красавиц и др.).
Образы фантастических сказок в какой-то мере отражают и реальную действительность. В этих образах мы нередко видим торжество представителей трудового народа: крестьянина-бедняка, батрака, пастуха, охотника, сироты («Хянчкут — сын Лагу», «Джамхух — сын оленя», «Три брата и князь», «Старик и птичка»). Эти народные герои преодолевают всякого рода препятствия, защищают простых людей от злых сил и притеснителей. Герои абхазских сказок — это борцы за справедливость, они обладают большой физической силой, житейской мудростью и находчивостью.
Сказочные герои подчиняют себе волшебные силы и с их помощью становятся непобедимыми. В волшебных сказках ярко выражена народная мечта о лучшей доле, о свободной жизни без господ и угнетателей. Волшебные сказки абхазцев свидетельствуют о мудрости народа, о богатстве его фантазии, мечтах и стремлениях.
В образе животных и их поступках народ воспевает трудолюбие («Пеструшка и мышь»), остроумно высмеивает разные пороки и слабости — жадность, трусость, глупость, неблагодарность.
Очень популярны в народе бытовые, сатирические рассказы, в которых проявляются народный юмор, едкий сарказм, бичующий всевозможных угнетателей абхазского народа: князей, дворян, богачей, представителей духовенства. В этих сказках ярко выражен социальный гнет и социальный протест. Простой крестьянский сын Каршв выступает сметливым, ловким, изобретательным и, в конечном итоге, становится победителем князя («Спесивый Нахарбей»); необычайную мудрость проявляют дочери бедняков («Мудрая сноха», «Судья и дочь бедняка»); батрак одерживает победу над богачом («Спинодрал», «Богач и пастушок»). В общем в этих рассказах мы видим народ — с его обычаями, моральными устоями, с его смехом и гневом. Здесь явственно проступают и реалистические элементы.
Чрезвычайно лаконичные, небольшие новеллы, бытовавшие и по сей день бытующие в толще народа, являющиеся частью его культурного обихода, описывают те или другие жизненные происшествия, поступки людей, в которых сказываются достойные размышления или подражания черты характера и взгляды. Поведение человека в ответственные моменты жизни, в столкновениях с личным врагом, в отношениях с другом, женой, с родственником и т. д. — составляет содержание любой из этих коротеньких историй. При этом характерно то, что поведение человека рассматривается всегда с точки зрения благородства человеческих проявлений. Темы воинской доблести, терпеливости в страданиях, храбрости, выдержки, необходимой суровости и сдержанности в быту, высокого взаимного уважения в дружбе, как и во вражде, в отношении к женщине, проходят, раскрываются в новеллах чрезвычайно выпукло. При всей их поучительности мы не находим в них морализующих сентенций, и это отличает абхазские новеллы от нравоучительных притч.
Сказки на абхазском языке
• Небылицы и анекдоты
• Сведения о текстах
Бгажба Хухут Соломонович
Абхазия — древняя страна. Еще в I — II веках нашей эры в греко-римских письменных источниках упоминается о предках абхазского народа — апсилах и абазгах. До нашей эры сохранились развалины древних храмов и крепостей, свидетельствующие о богатом прошлом этой страны.
Природа края и ее щедроты очаровывают каждого, кому случается посетить этот уголок земли. Но эти же естественные богатства делали Абхазию лакомым куском для многих незваных пришельцев. История страны хранит немало страниц, повествующих о чужеземных нашествиях и вторжениях.
Известный русский фольклорист яроф. Н. П. Андреев, изучая абхазский сказочный эпос, пришел к выводу, что «абхазские сказки и по своей интернациональной основе, и по своему национальному характеру представляют значительный интерес. Они свидетельствуют о больших творческих силах абхазского народа в области художественного слова».
Великий русский писатель А. М. Горький, обращаясь к молодым абхазским литераторам, советовал: «Займитесь изучением народной устной поэзии, собирайте и записывайте абхазские песни, сказки, легенды. И это может много дать не только вам персонально, а и ознакомить многих людей с прошлым Абхазии».
Этой-то цели, то есть ознакомлению широких кругов советских читателей с прошлым Абхазии, с неповторимо своеобразными чертами образного мышления абхазского народа, и призван служить настоящий сбордик, в котором представлены мифы и предания, героические сказания о нартах, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки. К бытовому циклу условно отнесены и абхазские варианты анекдотов о Хуаджа Шардыне. Отдельный раздел составляют т. н. небылицы, имеющие распространение в устном творчестве абхазцев.
Многим кавказским народам известны в различных вариантах предания о заключенном в пещере и прикованном к скале герое-богоборце Абрскиле, абхазском Прометее. Творцы абхазского народного эпоса, мечтая о том времени, когда народ обретет свободу, сделали Абрскила бессмертным.
Нартский эпос — наиболее значительный памятник абхазского фольклора. Нартские сказания не были известны дореволюционным собирателям, хотя и представляют замечательное явление эпического творчества. Рассказы о нартах, героях-богатырях являются специфическим жанром, хотя в них используются и традиционные фольклорные мотивы, в том числе и сказочные, известные за пределами Кавказа. В нартских сказаниях нет достаточно ясных указаний на конкретные исторические события, которые могли бы лежать в их основе. Рассказы эти имеют нередко фантастический характер; вероятно, они возникли еще на очень ранних ступенях развития народа и отражают его общие представления о героизме, отличаясь этим от собственно исторических преданий. В абхазском нартском цикле сказаний много преданий о богатыре Сасрыкве, его чудесном рождении, детстве, о похищении им огня, об одолении стихии и других чудесных подвигах. Сасрыква безупречный богатырь, но и он не всемогущ. Во встрече пахаря и Сасрыквы читатель может увидеть, как явно торжествует трудовое начало пахаря-землепашца.
Огромной привлекательной силой наделены могучие образы вечно юной матери нартов — Сатаней Гуаши, нартского кузнеца Айнара, руки которого служили клещами и молотом, колено — наковальней, а также Гунды Прекрасной — несравненной красавицы со светящимся мизинцем. Интересен образ героя Нарчхеу со стальными усами.
К числу преданий, образно передающих нам события, подлинный смысл которых затерян в седой древности, относится сказание об ацанах. Частично сюда же можно отнести и рассказ о лекаре Лукмане, где речь идет о давно минувших временах и о происходивших тогда якобы событиях.
Характерны мифологические сказания, связанные с ранним обожествлением сил природы («Ажвейпш», «Пастух и дочь Ажвейпша», «Охотник Смел и его сын»), в которых рисуется образ божества охоты и покровителя дичи — Ажвейпша. К таким же мифологическим преданиям следует отнести сказания о Солнце и Месяце, о Луне, о божестве молнии и грома — Афы, как о живых существах («Как разлучились Амра и Амыз», «Почему на луне пятна», «Три брата»).
Своеобразны легенды, рассказывающие о величественных явлениях горной природы, например, «Как образовалось озеро Рица». Обращают на себя внимание мифологические образы богини плодородия (Джаджа), матери воды — русалки (Дзызлан), лесного человека (Абынуавы).
Основную часть сборника составляют сказки — волшебные, бытовые и о животных.
В сказках о животных есть много типичных образов: хитрая и плутоватая лиса («Медведь и лиса», «Лисий нрав»), жадный и недальновидный волк («Волк и лошадь»), неуклюжий медведь, глупый и доверчивый осел, догадливая свинья, трудолюбивая мышь («Пеструшка и мышь»), хитрый и сообразительный воробей («Лиса и воробей»), гостеприимная зорянка-красногрудка, рассудительный петух («Как петух спас крестьянина от смерти»).
В абхазских волшебных сказках, как и в сказках других народов, мы видим чудесных героев, чудесные существа (великана-адау, ведьму Арупап, злого дива аджиныша, сказочного коня-араш, дракона-агульшап и пр.), чудесные события (превращения, воскрешения, путешествие в иной мир и пр.), чудесные предметы (ковер-самолет, молоточек-атамскуагу и пр.). Эти сказочные «чудеса» являются отражением древних верований, образным воплощением сил природы.
В абхазских волшебных сказках, несмотря на общность со сказками различных народов, можно увидеть и немало специфических черт, придающих им особый колорит. Характерны, например, упоминаемые в разных сюжетах состязания в меткой стрельбе, разного рода набеги, джигитовка, скачки, прикосновение к груди женщины как знак усыновления и т. д. Нередко дается изображение охоты, подробности охотничьего быта (герой заманивает во двор князя кабана или оленя; костный мозг является излюбленным лакомством, которым кормят самых любимых людей, обычно девушек-красавиц и др.).
Сказки на абхазском языке
Богата и живописна Абхазия. Высокие горы с белоснежными вершинами уходят в облака, скалистые хребты изрыты глубокими ущельями; в глубине их клокочут бурные потоки. Склоны гор покрыты густыми лесами, а внизу у берега моря радует глаз роскошная субтропическая растительность.
Природа края и ее щедроты очаровывают каждого, кому случается посетить этот уголок земли. Но эти же естественные богатства делали Абхазию лакомым куском для многих незваных пришельцев. История страны хранит не мало страниц, повествующих о чужеземных нашествиях и вторжениях.
При этом огромным подспорьем народной памяти служил фольклор — изустное словесное творчество, заменявшее абхазскому народу литературу до момента возникновения абхазской письменности и продолжавшее позже бытовать в передаче сказителей.
Известный русский фольклорист проф. Н. П. Андреев, изучая абхазский сказочный эпос, пришел к выводу, что «абхазские сказки и по своей интернациональной основе и по своему национальному характеру представляют значительный интерес. Они свидетельствуют о больших творческих силах абхазского народа в области художественного слова».
Великий русский писатель А. М. Горький писал, обращаясь к молодым абхазским литераторам: «Очень советую, — займитесь изучением народной устной поэзии, собирайте и записывайте абхазские песни, сказки, легенды… И это может много дать не только вам персонально, а и ознакомить многих людей с прошлым Абхазии».
Этой-то цели, то есть ознакомлению широких кругов советских читателей с прошлым Абхазии, с неповторимо своеобразными чертами образного мышления абхазского народа, и призван служить настоящий сборник.
В начале книги помещены образцы из героического эпоса, предания и легенды, за ними идут волшебные сказки, сказки о животных и, наконец, обличительные, сатирические рассказы.
Нартские сказания и сказания об Абрскиле составляют героический цикл. Предания о заключенном в пещере и прикованном к скале герое-богоборце Абрскиле, абхазском Прометее, в различных вариантах известны многим кавказским народам. Творцы абхазского народного эпоса, мечтая о том времени, когда народ обретет свободу, сделали Абрскила бессмертным.
Одним из значительных циклов абхазского эпоса является цикл нартских сказаний. Он не был известен дореволюционным собирателям, хотя и представляет замечательное явление эпического творчества.
Рассказы о нартах, героях-богатырях, являются специфическим кавказским жанром, хотя в них используются и традиционные фольклорные мотивы, в том числе и сказочные, известные за пределами Кавказа. В нартских сказаниях нет достаточно ясных указаний на конкретные исторические события, которые могли бы лежать в их основе. Рассказы эти имеют нередко фантастический характер; вероятно, они возникли еще на очень ранних ступенях развития народа и отражают его общие представления о героизме, отличаясь этим от собственно исторических преданий. В абхазском нартском цикле сказаний много преданий о богатыре Сасрыкве, о его чудесном рождении, детстве, о похищении им огня, об одолении стихии и других чудесных подвигах. Сасрыква безупречный богатырь, на и он не всемогущ. Во встрече пахаря и Сасрыквы читатель может увидеть, как явно торжествует трудовое начало пахаря-землепашца.
Огромной привлекательной силой наделены могучие образы вечно юной матери нартов — Сатаней Гуаши, нартского кузнеца Айнара, руки которого служили клещами и молотом, колено — наковальней, а также Гунды Прекрасной — несравненной красавицы со светящимся мизинцем.
К числу преданий, образно передающих нам события, подлинный смысл которых затерян в седой древности, относится сказание об ацанах. Частично сюда же можно отнести и рассказ о лекаре Лукмане, где речь идет о давно минувших временах и о происходивших тогда якобы событиях.
Характерны мифологические сказания, связанные с ранним обожествлением сил природы (такие как «Пастух и дочь Ажвейпша», «Охотник Смел и его сын»), в которых рисуется образ божества охоты и покровителя дичи — Ажвейпша. К таким же мифологическим преданиям следует отнести сказание о Солнце и Месяце, как о живых существах («О том, как разлучилось Солнце с Месяцем»). Своеобразны легенды, рассказывающие о величественных явлениях горной природы, например, «Рождение озера Рица».
В абхазских волшебных сказках, как и в сказках других народов, мы видим чудесных героев, чудесные существа (драконов, великанов), чудесные события (превращения, воскрешения, путешествие в иной мир и пр.), чудесные предметы (ковер-самолет, молоток-атамскуагу и пр.). Эти сказочные «чудеса» являются отражением древних верований, образным воплощением сил природы.
В абхазских волшебных сказках, несмотря на общность со сказками-различных народов, можно увидеть и не мало специфических черт, при-дающих им особый колорит. Характерны, например, упоминаемые в разных сюжетах состязания в меткой стрельбе, разного рода набеги, джигитовка, скачки, прикосновение к груди женщины как знак усыновления и т. д. Нередко дается изображение охоты, подробности охотничьего быта (герой заманивает во двор князя кабана или оленя; костный мозг является излюбленным лакомством, которым кормят самых любимых людей, обычно девушек-красавиц и др.).
Образы фантастических сказок в какой-то мере отражают и реальную действительность. В этих образах мы нередко видим торжество представителей трудового народа: крестьянина-бедняка, батрака, пастуха, охотника, сироты («Хянчкут — сын Лагу», «Джамхух — сын оленя», «Три брата и князь», «Старик и птичка»). Эти народные герои преодолевают всякого рода препятствия, защищают простых людей от злых сил и притеснителей. Герои абхазских сказок — это борцы за справедливость, они обладают большой физической силой, житейской мудростью и находчивостью.
Сказочные герои подчиняют себе волшебные силы и с их помощью становятся непобедимыми. В волшебных сказках ярко выражена народная мечта о лучшей доле, о свободной жизни без господ и угнетателей. Волшебные сказки абхазцев свидетельствуют о мудрости народа, о богатстве его фантазии, мечтах и стремлениях.
В образе животных и их поступках народ воспевает трудолюбие («Пеструшка и мышь»), остроумно высмеивает разные пороки и слабости — жадность, трусость, глупость, неблагодарность.
Очень популярны в народе бытовые, сатирические рассказы, в которых проявляются народный юмор, едкий сарказм, бичующий всевозможных угнетателей абхазского народа: князей, дворян, богачей, представителей духовенства. В этих сказках ярко выражен социальный гнет и социальный протест. Простой крестьянский сын Каршв выступает сметливым, ловким, изобретательным и, в конечном итоге, становится победителем князя («Спесивый Нахарбей»); необычайную мудрость проявляют дочери бедняков («Мудрая сноха», «Судья и дочь бедняка»); батрак одерживает победу над богачом («Спинодрал», «Богач и пастушок»). В общем в этих рассказах мы видим народ — с его обычаями, моральными устоями, с его смехом и гневом. Здесь явственно проступают и реалистические элементы.
Чрезвычайно лаконичные, небольшие новеллы, бытовавшие и по сей день бытующие в толще народа, являющиеся частью его культурного обихода, описывают те или другие жизненные происшествия, поступки людей, в которых сказываются достойные размышления или подражания черты характера и взгляды. Поведение человека в ответственные моменты жизни, в столкновениях с личным врагом, в отношениях с другом, женой, с родственником и т. д. — составляет содержание любой из этих коротеньких историй. При этом характерно то, что поведение человека рассматривается всегда с точки зрения благородства человеческих проявлений. Темы воинской доблести, терпеливости в страданиях, храбрости, выдержки, необходимой суровости и сдержанности в быту, высокого взаимного уважения в дружбе, как и во вражде, в отношении к женщине, проходят, раскрываются в новеллах чрезвычайно выпукло. При всей их поучительности мы не находим в них морализующих сентенций, и это отличает абхазские новеллы от нравоучительных притч.
Абхазские сказки
Верующие — мусульмане-сунниты и православные.
Жили старик со старухой. У них была единственная дочь. Ютились они в тесной хижине. Только одна надежда их утешала, что дочь подрастет и сможет стать им подмогой. Как-то раз старик взял своего осла и пошел в лес за дровами. Лес был далеко от его дома. Старик нагрузил осла хворостом и собрался было.
Жили на свете старик со старухой, и было у них три сына. Жили они не бедно. И вот решили сыновья жениться. Нарядно рделись, повесили через плечо кремневки, сели на коней и поехали искать невест. Долго странствовали братья, но не нашли подходящих невест и повернули обратно. Недалеко от своего дома они.
Заяц стал стыдиться своей трусости. Надоело ему бояться каждого шороха, убегать от охотников, хищных птиц и зверей. Задумал он оставить свое жительство и перебраться в другое место, где он мог бы жить без опаски. Скачет заяц по лужайкам, лесным тропинкам, перепрыгивает кусты. Наконец подбежал к болоту.
Жил на свете один крестьянин. У него была своенравная жена. Однажды она пристала к нему: поедем, да поедем к моим родным. Крестьянину очень не хотелось ехать, потому что был он беден, не имел приличной одежды, не было у него ни коня, ни даже седла. Как показаться на глаза родственникам жены? Да разве.
Я пас в горах стадо коз и овец. В тот год погода стояла плохая: все время ручьем лил дождь. Дикие звери осмелели. Всю ночь напролет в короткой бурке, с алабашей в руках я вынужден был ходить вокруг моего стада. Стоило мне хоть немного вздремнуть, как тотчас медведь или волк набрасывались на стадо. Не.
Жил один старик со своей старухой. Детей у них не было. Однажды старик пошел в лес за дровами. Он собрал охапку дров и сильно устал. Ему захотелось напиться, вымыть лицо и руки. Он подошел к роднику, который протекал недалеко от того места, где он собирал дрова, положил охапку дров на землю, напился.
В одном селе жила вдова. У нее были петух, свинья, коза и осел. На осле вдова возила дрова и кукурузную муку с мельницы, коза давала приплод и молоко, свинья поросилась, а петух множил куриное семейство. Когда цыплята и козлята подрастали, вдова их продавала или резала для себя. Вдова кормила и поила.
Давно когда-то жил добрый человек по имени Чахух. Был у него единственный сын, звали его Хвартыж, но отец не мог им похвалиться: целые дни Хвартыж сидел и ничего не делал. Сильно огорчался Чахух, глядя на сына, и наконец решил образумить его. В то время их край страдал от вражеских набегов. Чахук и.
Традиционные занятия — земледелие и отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные — пчеловодство и охота. Выращивают кукурузу и другие зерновые, табак, хлопок, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах — коз. В годы Советской власти в сельском хозяйстве абхазов культивируются также чай, цитрусовые и др., развивается многоотраслевая промышленность. Традиционные ремёсла — изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, резьба по дереву, инкрустация, вышивка, ткачество.
Для традиционной социальной организации характерны большая патриархальная семья и патронимия, аталычество и др. виды фиктивного родства. Система родства арабского типа. С середины 19 в. преобладали малая семья и соседская община. Сохранялись фамильная экзогамия и др. элементы патриархально-родовой организации. Чрезвычайно разбросанные, протяжённые абхазские селения лишены чёткой планировки, состоят из удалённых друг от друга усадеб хуторского типа. Старинные дома плетёные, круглые или четырёхугольные, со скатной соломенной крышей. В XIX веке появились дощатые жилища (акуаскья) — приподнятые над землёй на столбах, многокомнатные, с крытой дранкой скатной крышей, по фасаду тянулся балкон, украшенный резьбой. В настоящее время абхазы строят каменные или кирпичные, обычно двухэтажные многокомнатные дома.
Традиционная мужская одежда — шерстяные или хлопчатобумажные штаны, рубаха, бешмет, черкеска, наборный пояс и бурка. Головные уборы — главным образом войлочная шляпа или башлык, обувь — чувяки и ноговицы. Женская одежда — шаровары, платья с высоким воротом, бешметы, платки, чувяки или деревянные башмаки. Традиционный костюм носит только старшее поколение по праздникам.
В пище преобладают мамалыга, кислое молоко, сыр, овощи, вареная говядина и жареные куры с приправами (аджика и др.).