Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Елена Ананьина
Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников через приобщение их к искусству, которое является мерилом человеческих ценностей. Художественно-эстетическое воспитание является целенаправленным процессом формирования творчески активной личности ребенка, который способен с эстетической точки зрения понимать прекрасное давать ему оценку.
Н. Варкин отмечает, что процесс воспитания эстетических чувств дошкольников носит деятельностный и созидательный характер.Его сущность определяется следующим образом:
1. процесс целенаправленного воспитания эстетических чувств, в том числе, чувства прекрасного;
2. формирование способности к восприятию, пониманию, видению красоты в жизни и искусстве, умение давать ей оценку;
3. задачей воспитания эстетических чувств является, в том числе и формирование художественного вкуса дошкольника;
4. развитие у ребенка способности и стремления к самостоятельным видам творчества и созданию прекрасного вокруг себя, развитие умения творческого создания продуктов художественного творчества [6, с. 58].
Развитие эстетических чувств у старших дошкольников осуществляется через формирование эстетического отношения к миру в процессе приобщения к литературе, театрализованной и изобразительной деятельности, через музыкальное развитие.
З. А. Гриценко считает, что особое место в формировании эстетических чувств принадлежит искусству слова, которое отражает окружающую действительность через разнообразные художественные образы, осмысливает и обобщает реальные жизненные факты. Именно художественные произведения разнообразных жанров раскрывают перед ребенком внутренний мир героев, что помогает ему познавать реальные отношения людей, формирует отношение к окружающим. Именно произведения литературы заставляют детей выказывать сильные эстетические чувства и эмоции: они переживают за героев, радуются вместе с ними, принимают как свои их радости и неудачи [12, с. 92].
Детский сад способствует знакомству дошкольников с лучшими произведениями для детей. Это становится основой для решения целого комплекса взаимосвязанных задач по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию старших дошкольников, ведь именно этот возраст наиболее значим и благоприятен для воспитания эстетических чувств детей. Старшие дошкольники начинают демонстрировать нравственные качества, могут объяснить свое восприятие и те оценки, которые они дают окружающей действительности и людям. Положительные воспитательные результаты достигаются во многом благодаря использованию фольклора, который своей мудростью воздействует на эмоциональное состояние ребенка, на формирование его эстетических чувств.
Народная сказка, которая относится к одному из видов фольклора, является эффективным средством воспитания эстетических чувств дошкольников. Она обладает мощным воспитательным потенциалом, помогает ребенку определить свое место в обществе, раскрывает перед дошкольником особенности взаимоотношений людей. Приключения сказочных героев завораживают детей, способствуя формированию сильных и глубоких эстетических чувств: радости, сопереживания, беспокойства за любимых героев. Народная сказка формирует в сознании детей образцы нравственного поведения конкретных героев в конкретных ситуациях поведения. Сказки с первых слов вводят ребенка в свой неповторимый волшебный мир,мир удивления и радости: разговоры зверей, понимание людьми их языка, опасные испытания героев и заслуженная награда [5, с. 114].
Яркие сказочные образы будят фантазию ребенка, стимулируют развитие эстетических чувств, помогают разобраться в сложнейших категориях «прекрасное-безобразное», формируют умение ценить и беречь прекрасное.
Русские народные сказки являются ценным материалом для воспитания эстетических чувств дошкольников, так как дают детям образцы духовного богатства, приобщают к культурному наследию, создаваемому многими поколениями. Именно в русских народных сказках нашли отражение моральные нормы жизни каждого человека, которые вырабатывались многими поколениями в повседневной и трудовой жизни. Такие сказки как «Волшебная амфора», «Муж да жена» помогают воспитывать у детей общечеловеческие ценности, формировать дружественные отношения между разными народами, включают в себя огромный пласт информации, связывают между собой прошлое, настоящее и будущее. Развитию эстетических чувств дошкольников способствует и особый язык русских народных сказок: особая интонационная окраска, использование универсальных языковых выразительных средств (сравнений, эпитетов, метафор). Язык сказок очень метко и эмоционально передает отношение народа к определенным предметам, явлениям, событиям, способствуя тем самым оживлению и обогащению речи детей, усилению ее экспрессивной окраски при передаче эмоциональных ощущений [1, с. 134].
Народные сказки, с которыми знакомятся дошкольники, не просто воспитывают у них эстетические чувства, но и оказывают значительное влияние на формирование у них чувства прекрасного.
Значение сказки для развития эстетических чувств определяется также тем, что она опирается на жизненный опыт ребенка, учит его навыкам правильного поведения, помогает разграничить понятия «хорошо» и «плохо», научиться радоваться за положительный результат как своей, так и чужой деятельности. Общение с народной сказкой способствует воспитанию культуру эстетического восприятия у дошкольников, развивает чувствительность к красоте и образности художественного слова, способствует пониманию его яркости и поэтичности, приобщает ребенка к духовным ценностям народа[42, с. 120].
Народные сказки несут в себе огромный воспитательный потенциал, они помогают формировать личность ребенка на основе увлекательного творческого процесса, также эффективно воздействуют на развитие эстетических чувств дошкольников через эстетическое восприятие фольклорных произведений, эстетическое видение окружающей действительности.
Именно народная сказка позволяет ребенку реализовать свои мысли, чувства, эмоции, эстетические чувства в созидательной деятельности.
Таким образом, народные сказки являются наиболее эффективным средством развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста, так как оказывают мощное воздействие на восприятие ребенка, формируют его умение чувствовать, помогают научиться различать прекрасное и безобразное как в самой художественной литературе, так и в жизни. Следовательно, при организации процесса развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста воспитателям необходимо учитывать широкие дидактические и методические возможности народной сказки.
1. Акулова О. В., Сомкова О. Н., Солнцева О. В., Гурович Л. М. Теории и
Игрушка как средство воспитания чувств у детей дошкольного возраста Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все развитие детей также проходит через игру, через действия.
Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – начальный этап формирования.
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.
Реализация проекта «Лэпбук как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» «Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического.
Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности.
Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.
Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год. Группа «А» общеразвивающей направленности для детей от 5.
Влияние семьи на формирование у детей дошкольного возраста нравственных и эстетических чувств Развитие общества сопровождается постоянными изменения, в том числе и в духовно-нравственной сфере. В настоящее время больше всего это сказывается.
Воспитание эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Дата публикации: 05.08.2015
Статья просмотрена: 1600 раз
Библиографическое описание:
Довгополая, Т. В. Воспитание эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки / Т. В. Довгополая. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8626/ (дата обращения: 12.06.2021).
В статье рассматривается проблема воспитания эстетических чувств средствами народной сказки у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема эстетического воспитания детей является предметом исследования многих ученых: О. С. Богдановой, Я. А. Коменского, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, И В. Павлова, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Л. А. Харитоновой, И. Ф. Харламова, Л. С. Ульяницкой, М. И. Шиловой.
В частности методика воспитания эстетических чувств освещена в трудах P. C. Буре, H. A. Ветлугиной, А. М. Виноградовой, Н. В. Дуровой, М. М. Кониной, В. Г. Нечаевой, Л. Ф. Островской, Л. П. Стрелковой, А. М. Счастной, А. П. Усовой, М. И. Шаровой и др.
Однако проблема воспитания эстетических чувств детей дошкольного возраста средствами народной сказки исследована недостаточно, что и обосновывает актуальность нашего исследования.
Целью статьи является определение дидактических и методических возможностей народной сказки в воспитании эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Изложение основного материала. Эстетические чувства — это чувства, вызываемые у человека красотой или безобразием воспринимаемых объектов (произведений искусства, людей, а также их поступков и действий, явлений природы) [6, с. 260].
Эстетическое воспитание определяется в педагогике как развитие способности чувствовать, воспринимать, видеть прекрасное в жизни и в искусстве, а также как воспитание стремления человека участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [6, с. 258].
Таким образом, оно является целенаправленным постоянным воздействием на человека с целью его эстетического развития, то есть формирования у него восприятия прекрасного, чувств, вкусов, эстетического сознания, правильного понимания высокого в действительности и в искусстве; развитие эстетических интересов и потребностей, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.
По мнению большинства ученых, наиболее значимым и благоприятным периодом в воспитании эстетических чувств является старший дошкольный возраст детей. Именно в этот период закладываются основы нравственных качеств, восприятия и оценки окружающей действительности. Немаловажное значение в достижении положительных воспитательных результатов имеет использование фольклора, мудрость которого напрямую воздействует на эмоциональное состояние ребенка.
«Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества». М. Горький
Одним из наиболее эффективных средств эстетического воспитания дошкольников, на наш взгляд, является такой жанр фольклора, как народная сказка. Она не утрачивает своего значения и обладает мощным воспитательным потенциалом. «Это первые и лучшие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа», — отмечал в свое время К. Д. Ушинский [5, с.114].
Народные сказки демонстрируют нахождение личности в обществе, особенности человеческих взаимоотношений. Передача образцов нравственного поведения в них происходит через действия конкретных героев, на поведение которых ребенок обращает особое внимание. Так как с первых слов сказки вводят в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, а люди понимают их язык, герои отправляются в далекие путешествия, где они подвергаются опасным испытаниям — одолевают чудовищ. И всегда добро побеждает зло!
«Слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!» А. С. Пушкин.
У каждого народа имеются свои аутентичные национальные сказки, связанные между собой. Исследователь русских народных сказок В. Я. Пропп писал: «Сказка — это символ народного единения. Народы понимают друг друга именно сказках. Независимо от языковых, территориальных или государственных границ, они широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство» [3, с.25].
Следует отметить, что в дошкольных учреждениях нашего региона актуальным становится изучение сказок народов Крыма. Такие сказки являются доступными и полезными для воспитания детей дошкольного возраста. Кроме того, крымские сказки знакомят детей дошкольного возраста с особенностями культуры как своего народа, так и народов-соседей, наряду с обучением воспринимать прекрасное, уже с раннего детства воспитывают толерантное отношение к ближнему.
Например, познавательными и увлекательными могут стать сказки крымских татар, среди которых «Заяц-слуга», «Сказка о мудром ишаке» и др. Они возбуждают и развивают фантазию ребенка, помогают усвоить красоту сказочной речи, народных выражений, знакомят с нормами поведения, вызывают оценочные суждения, что является важным условием воспитания эстетических чувств.
Образцом духовного богатства, культурного наследия, создаваемого многими поколениями, являются русские народные сказки. В них отражены моральные нормы человечества, выработанные в обыденной трудовой деятельности. Такие сказки как «Волшебная амфора», «Муж да жена» и др. способствует воспитанию в детях общечеловеческих ценностей, дружественных отношений между представителями разных народов, включают в себя огромный пласт информации, связывают между собой прошлое, настоящее и будущее.
Благодаря особой интонационной окраске, использованию универсальных языковых выразительных средств, таких как сравнения, эпитеты, метафоры, сказки передают отношение народа к определенному предмету, явлению, событию. Изобразительные средства в народных сказках метки, эмоциональны и обладают эффектом оживления речи, возбуждения у детей эмоциональных ощущений [1, с. 134].
Использование в процессе воспитания эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста народных сказок оказывает существенное влияние на формирование у них чувства прекрасного.
Определяя значение сказки в эстетическом воспитании, необходимо также подчеркнуть, что сказка опирается на жизненный опыт ребенка, учит навыкам правильного поведения, разграничению понятий «хорошо» — «плохо».
Следовательно, выбор текстов художественной литературы, доступных для понимания является средством повышения эффективности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В результате общения с народной сказкой у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, к духовным ценностям [2, с.120].
Выводы. Народные сказки, имея огромный воспитательный потенциал, способствуют организации процесса воспитания в детском саду как наиболее увлекательный творческий процесс. Наряду с этим, способствуют эффективному воздействию на воспитание эстетических чувств детей, развитие эстетического восприятия фольклорных произведений, эстетического видения окружающей действительности с ранних лет.
Таким образом, одним из самых благоприятных периодов в процессе воспитания эстетических чувств личности является старший дошкольный возраст. Наиболее эффективным средством воспитания представляются народные сказки, оказывающие мощное воздействие на восприятие, умение чувствовать, различать прекрасное в жизни и в художественной литературе. Следовательно, при организации процесса формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста воспитателям необходимо учитывать широкие дидактические и методические возможности народной сказки.
1. Лихачев Д. Б. «Теория эстетического воспитания — М.: Педагогика. — 2002, 183с.
2. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1980. –183с.
3. Пропп В. Я. Русская сказка. Л.: ЛГУ,1991. — 335 с.
4. Сидорова Л. А. О возможностях народной сказки в воспитании ребенка-дошкольника //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 8. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. С. 196–202.
5. Ушинский К. Д. Педагогические приложения глав о чувствах. Собр. соч.: В 11т. Т. 10. М.; Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. –540 с.
Развитие нравственно-эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки
Елена Ананьина
Развитие нравственно-эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки
Разрешите представиться – я, Ананьина Елена Федоровна, воспитатель детского сада «Малышок».
Представляю вашему вниманию презентацию практических достижений своей профессиональной деятельности «Развитие нравственно-эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки»
Свое выступление я хочу начать со слов выдающегося педагога
«Сказка-это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений (В. А. Сухомлинский)
Процессы модернизации, происходящие в российском образовании ориентированы не только на процесс усвоения обучающимися определенной суммы знаний, но также направлены на развитие личности дошкольников, формирование их познавательных интересов, нравственных и эстетических чувств.
В современных условиях развития страны и общества все большее значение приобретает нравственно-эстетическое начало, охватывающее как искусство, так и отношение к природе, личностные взаимоотношения людей, эстетику труда и производства, быта и поведения. Современное общество расширило границы нравственно-эстетического восприятия, следовательно, сформировался социальный заказ на нравственно-эстетическое воспитание детей через развитие их эстетических чувств.
Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие основано на ценностно-смысловом восприятии и понимании произведений различных видов искусства (музыкального, словесного, изобразительного, а также мира природы; сформированность эстетических чувств к окружающей действительности; формирование представлений о основных видах искусства через процесс восприятия музыки, фольклора, художественной литературы; стимулирование процесса сопереживания различным персонажам художественных произведений; процесс реализации самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной, изобразительной, музыкальной)
Способность воспринимать окружающий мир с эстетической стороны, творчески проявлять свои умения и навыки способствует воспитанию целостностной личности. Эстетические чувства, которые развиваются у дошкольников, активно воздействуют на его нравственные взгляды и убеждения.
Ученые, которые изучали вопросы эстетических чувств у дошкольников, (А. В. Антонова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, О. С. Ушакова) подчеркивали необходимость их формирования во взаимосвязи ознакомления с различными видами искусства, в том числе и литературы.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Целью моей работы является развитие нравственно-эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки
Для реализации цели перед собой я поставила следующие задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с народными сказками.
2. Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
Мною была выдвинута гипотеза: Народная сказка будет выступать как средство развития нравственно – эстетических чувств старших дошкольников,если:
1. при работе с народной сказкой проводить продуктивную деятельность с дошкольниками, основанную на разнообразном иллюстративном материале;
2. применять театрализованную деятельность как средство развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста;
3. приобщать дошкольников к различным видам искусства
В реализации данной темы используются различные методы и
приемы, формы организации детских видов деятельности, которые позволяют интегрировать задачи развития нравственно – эстетических чувств средствами народной сказки с задачами других образовательных областей.Например:
1. Сказка – это мощное средство речевого развития (поэтические особенности сказки, своеобразие языка, словаря, построение сказочных фабул вносит неоценимый вклад в языковое развитие дошкольников.
(Образовательная область: речевое развитие,
2. Сказка – это свод представлений об окружающем мире, о людях, отношениях, т. е. средство познавательного развития. (Образовательная область: познавательное развитие).
3. Сказка – это также вид искусства, который в синтезе с музыкой, изобразительным творчеством, театром помогает освоить представления о мире в художественно – эстетическом контексте. (Образовательная область:
художественно – эстетическое развитие).
4. Сказка неоценима и в социально – коммуникативном развитии детей, развитии их представлений о нормах и ценностях, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становлении самостоятельности,
развитии эмоциональной отзывчивости, формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества. В сказках также предлагаются модели общения и взаимоотношений между людьми. (Образовательная область:
социально – коммуникативное развитие).
Работа со сказкойимеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ, их обсуждение, театрализованное исполнение сказок, творческие выставки детских работ по мотивам сказок и многое другое.Образовательный процесс можно осуществлять:
2. В ходе режимных моментов
3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми
4. При организации самостоятельной детской деятельности
Развитие нравственно-эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказкипроходит в следующих направлениях:
• Через формирование развивающей среды:
— в книжный уголок – были внесены русские народные сказки, альбом с иллюстрациями по сказкам;
— изготовление и постепенное внесение разных видов театров;
— в игровую зону реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов героев сказок, маски, русские сарафаны, косоворотки;
— в зону изобразительной деятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
• Через приобщение к прекрасному в природе, которая к тому же в сказках зачастую сильно влияет на характер и облик героев. Природа гармонична в своей красоте, процессы, происходящие в ней наглядны.
•Через приобщение к различным видам искусства: музыку, живопись, литературу, театр. (в группе имеется фонотека с народными песнями, позволяющие озвучить те или иные сказочные сюжеты)
• Через художественную деятельность, как организованную в рамках ООД, так и самостоятельную творческую деятельность.
Для развития нравственно-эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Отбирая сказки, всегда анализирую их, продумываю, как сказка может повлиять на ребенка. Какие чувства вызовет. Поэтому стараюсь подобрать такие произведения героями, которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей.
В течение года с детьми проводится работа по отобранным сказкам. В первых числах месяца знакомлю детей со сказками, обсуждаем их, разбираем особенности характеров главных героев, их поступки. Затем по каждой сказке мы проводим организованную образовательную деятельность по рисованию, аппликации или лепке, оформляем выставку работ, или поделок; далее знакомимся с мультипликационными или художественными фильмами по предложенным сказкам, рассматриваем картины, слушаем подходящую музыку. Эти формы работы вызывают у детей живой интерес и массу эмоций, ведь они могут сами в соответствии со своими представлениями продемонстрировать свои эстетические чувства: показать героев сказки, подобрать краски, костюмы для создания того или иного образа. Также детям очень нравится рассматривать работы товарищей и отмечать в них удачные моменты. Как правило, работа со сказкой заканчивается театрализацией, которая проводится или для родителей, или для детей более младших групп. Театрализация по сказкам является для детей целым событием. Дети стараются не просто выучить роль, они пытаются передать характер своих героев. Массу эстетических чувств у детейвызывает само выступление: радость за хорошо выполненную работу, радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.
В своей работе учитываю основные принципы дошкольного образования, отмеченные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Народная сказка не должна представляться как временное явление в развитии ребенка.Мною используются следующие виды работы с родителями:
• Тематические родительские собрания.
• Дни открытых дверей.
• Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них.
• Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера.
• Участие в тематических конкурсах.
• Участие в проектной деятельности.
Наглядная информация. Так в уголке для родителей представлена информация в виде списка литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.
Также помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Провожу индивидуальное консультирование и беседы с родителями. Таким образом, всю работу по развитию нравственно – эстетических чувств средствами народной сказки провожу совместно с родителями.
Подводя итог можно сделать выводы: народная сказка является одним из самых доступных средств для развития нравственно – эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста. Эффективность проделанной работы выражается в том,что дети стали:
• положительно эмоционально отзываться на проявления прекрасного;
• испытывают чувство радости, как от своих достижений, так и от успехов других людей, сочувствуют, сопереживают не только героям сказок, но и людям;
• у них формируется чувство прекрасного;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей ребенка действительности;
• осознают первоначальные эстетические качества в произведениях искусства;
• сами придумывают загадки, сочиняют сказки
В конце своего выступления хотелось бы добавить:
Сказка – это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они.Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка!». И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.