Сказки на пластинках фото

Сказки

Наши любимые пластинки со сказками

Когда мы были маленькими, каждый черный диск в разноцветной обложке был отдельным праздником и самым гарантированным средством занять любого непоседу на весь вечер. Лучших детских аудиокниг с тех пор создано еще не было!

30 фото пластинок из детства via

2. “Муха-цокотуха и другие смешные сказки для ребят-трулялят” (1969)

Рассказывают сказки Чуковского и Успенского, поют песенки на музыку Шаинского два “мастера хорового быстрочтения”, два замечательных Александра, Лившиц и Левенбук. Ага, те самые, которые из “Радионяни”. И, надо сказать, они делают это абсолютно волшебно.

3. “Питер Пэн и Венди” (1983)

Сказка о волшебном острове Небывалом, где жили пропавшие мальчишки, выпавшие когда-то из колясок, а также индейцы, феи, пираты – одна из наших любимых историй. Слушая ее, мы клятвенно обещали себе, что не станем скучными взрослыми никогда. Никогда-никогда.

Музыка Эдварда Грига, голоса Марии Бабановой и Ростислава Плятта – по настоящему идеальное сочетание. Классическая сказка Андерсена о гноме с чудесным разноцветным зонтиком, который приносит хорошим детям сны.

5. “Приключения Пифа” (1973)

“Впервые Пиф появился на страницах газеты французских коммунистов «Юманите»”, – сообщала обложка. А мы слушали истории этого симпатяги-пса в пересказе Елены Жуковской. “Хоть я не дорос до взрослой собаки, Пифа во Франции знает всякий!” – хвастался Пиф смешным тонким голоском Вицина.

6. “Приключения Чиполлино” (1977)

Некоторые овощи – очень даже люди! Бывает и наоборот, но не будем развивать тему… Лучше будем переслушивать историю, случившуюся в фантастической Огородно-Фруктовой стране на луковой окраине, заново сопереживать добрым корнеплодам и презирать подлых.

7. “Приключения Незнайки” (1961)

“В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие!”. Похождения Незнайки и его друзей, музыканта Гусли, технарей Винтика со Шпунтиком, умника Знайки, художника Тюбика и других развеселых (и далеко не всегда идеально ведущих себя) малявок – вечная детская классика!

8. “Приключения Буратино” (1969)

У плодовитой “Мелодии” имелось сразу несколько вариантов этой знаменитой сказки Алексея Толстого. В одной из версий (той, где все роли исполнял один артист – Николай Литвинов) Буратино попадал в счастливую страну, под названием СССР. Вот такой поворот. Мы тогда ему не особенно удивлялись.

9. “Кот в сапогах” (1971)

Сказку Шарля Перро для советских детишек в стихотворном виде пересказал поэт Давид Самойлов, актер и режиссер Николай Литвинов намурлыкал за хитроумного главного героя, а Волшебника-Людоеда колоритно изобразил Ростислав Плятт.

10. “Сказка про зайца с чудесными ушами” (1980)

Необычные уши у нашего Зайца, просто волшебные! Мало того, что они всё в лесу знают и наперед предсказывают, так еще и удобно пристегиваются серебряными пуговками и отстегиваются, когда нужно. Очень мы мечтали о таком крутом аксессуаре!

Добрая история по мотивам английской сказки про славную старушку – маленькую лесную прачку, которая стирает, чинит и гладит одежду всех зверушек и птиц. А заодно и учит девочку Люси всяким полезным вещам.

12. “Жили-были ежики” (1976)

Фантазия на темы сказок братьев Гримм в прочтении Вениамина Смехова (он же – исполнитель роли Ежа). Очаровательная ежиная семья очень напоминает нашу человеческую – особенно веселые ежиные детки, не желающие “после ужина ёжедневно спать”!

13. “Голубой щенок” (1977)

Это сейчас от фразы “Голубой-голубой, не хотим играть с тобой” вы хихикаете. А в детстве наверняка плакали! Музыкальная сказка от творцов “Бременских музыкантов” Юрия Энтина и Геннадия Гладкова, с такими звездами как Миронов, Боярский, Фрейндлих.

14. “Маша и Витя против “Диких гитар” (1962)

Самая музыкальная на свете сказочная история с самыми продвинутыми персонажами (Леший бренчит на гитаре, Баба Яга – стучит по барабанам…) в исполнении Абдулова, Боярского, Градского, Гладкова. А Кот Матвей – самый харизматичный антигерой нашего детства!

15. “Волшебник Изумрудного города” (1965)

Замечательная аудиоверсия любимой сказки Волкова о приключениях девочки Элли и необычной компании ее друзей. Безупречный аудиоспектакль – с Гудвиным-Вициным, Дровосеком-Папановым, Львом-Пляттом и музыкой замечательного композитора Геннадия Гладкова.

16. “Златовласка” (1968)

Чешская сказка о принцессе с золотыми волосами и веселом Иржике, ловком слуге злого короля – еще один девчачий маст-хэв. Впрочем, не только девчонки, но и мальчишки весело цитировали: “Могу я передумать или не могу – король я или не король?!”

17. “Дюймовочка” (1977 и 1980)

Перед трогательностью и романтичностью этой сказки не могла устоять ни одна советская девочка. В любом из вариантов – в “сольном” исполнении Марии Бабановой или в “многоголосой” версии.

Сказка Успенского о “неизвестном науке звере” и его друзьях вспоминается нам, прежде всего, в виде доброго мультика для малышей. Но мультики-то по телевизору показывали нечасто, а пластинку можно было ставить сколько угодно!

19. “В мире много сказок” (Клара Румянова) (1983)

Клара Румянова – актриса, озвучившая своим самым узнаваемым на свете голосом явно не меньше миллиона мультиков – поет песенки из них: “Ну, погоди”, “Песню мамонтенка”, “Улыбку”, “Прости, мой край”, “Кто же такие птички”. Такая пластинка имелась у каждого!

20. “Знаменитый утенок Тим” (1965)

Самый знаменитый из всего животного мира – вовсе не лев, а маленький утенок-непоседа по имени Тим. Братья и сестры у Тима обыкновенные, а вот он сам – особенный. Утенок вечно попадает во всякие истории – но они, конечно, обязательно заканчиваются хорошо, к общему удовольствию малышни.

Читайте также:  Ребята и утята иллюстрация к рассказу пришвина

21. “Как братец Кролик перехитрил братца Лиса” (1970)

“Сказки дядюшки Римуса” Джоэля Харриса можно слушать бесконечно – и всегда искренне радоваться тому, что ушастый хитрюга братец Кролик “непременно улизнет, да еще оставит Старого Лиса в дураках”!

22. “Волк и семеро козлят на новый лад” (1979)

Веселый мюзикл от Гарри Бардина с песнями на музыку Алексея Рыбникова, в котором козлята нейтрализовали волка одной только силой искусства: “Умирать – так с музыкой! Запевайте, братцы!”. Был и мультик такой, но в аудио-версии тоже здорово.

23. “Приключения кузнечика Кузи” (1983-1989)

Музыкальная сказка в четырех частях с песенками Юрия Антонова на стихи Михаила Пляцковского. Главный герой, дружелюбный и любопытный кузнечик Кузя, в исполнении Георгия Вицина просто неподражаем.

24. “Музыкальный магазинчик” (1977)

Чудная польская сказка о необычных жителях старинного городка – сверчках-торговцах, которые обеспечивают музыкальными инструментами весь животный мир. Одной только противной мухе и ее бестолковым сыночкам угодить не могут.

25. “Карлик Нос” (1980)

Морские свинки и белки, обутые вместо башмаков в ореховые скорлупки, таинственные пахучие травки-приправки, зловещее: “Отведай, Яков, этого супа”… Еще одна сказка Гауфа о небольшом человеке и его злоключениях, только немного более таинственная и пугающая. Или правильнее сказать – атмосферная?

26. “Маленький Мук” (1971)

Поучительная песенка из этой сказки: “Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!” – запомнилась надолго. Мы и не против были, в общем-то! Да и вообще очень сопереживали “маленькому уродливому человечку с большим и добрым сердцем”.

27. “Волшебная лампа Аладдина” (1984)

“Не всегда цела одежда, но всегда жива надежда, что не позже, чем к обеду, образуется обед…”. Очередной восточно-сказочный шедевр “Мелодии” – с Пляттом, Джигарханяном и Весником. “Кажется, что это не пластинка, а кино. Цветное, широкоэкранное. И у нас самые удобные места, с чаем и конфетами”, – так было написано на обложке. Соглашаемся без всяких возражений.

28. “Али-Баба и сорок разбойников” (1972)

Табаков, Юрский, Джигарханян, Филатов – фантастическое созвездие актеров! А песни Берковского и Никитина?! Спорим на что угодно – подпевать: “Очень жарко!”, “Старые раны…”, “Съешь апельсин!”, да и все остальное – будете наизусть!

29. “Алиса в Стране чудес” (1976)

Еще один бессмертный шедевр с остроумными диалогами, идеальным подбором актеров (Кэрролл, Додо, Чеширский кот, Гусеница – Александр Абдулов; Мышь, Ореховая соня, Поросенок – Клара Румянова), но самое главное – гениальными песнями Высоцкого. “А! Э! Так-то дружок! В этом-то все и дело…”.

30. И конечно же “Бременские музыканты” (1969)

Василий Ливанов, Юрий Энтин и Геннадий Гладков заслуживают за этот супер-хит нашего детства, как минимум, шоколадного памятника в натуральную величину. А Олегу Анофриеву, который озвучил вообще всех (кроме разве что принцессы) – полагается, наверное, целый монумент.

Самая-самая любимая детская пластинка!

Как сейчас помню, как в детстве ждал очередного выпуска весёлых картинок с такими плстинками

А как же наше всё у врунов.

Моя любимая была вот эта.
А какой состав исполнителей!
Ю. Никулин, Г. Вицин, Е. Моргунов, К. Румянова, В. Абдулов, Г. Лямпе, Л. Шимелов, Г. Дудник, К. Смирнова, Л. Каневский, Ю. Гарин

Моя тоже!
До сих пор помню:

Пусть даже зубы выпадааают!
Пускай испорчен апетит,
Но в бочку меда чашку чааая
Никто нам класть не запретит.

Точно помню приключения Кузи 🙂
а еще был Голубой щенок:

У меня вот такая была про Кузю. обратите внимание на звездолёт ))))

Родителям было нужно оставить своего ребёнка на пол-часика.
Сиделки у них не было. Они и говорят ему:
— Солнышко, мы сейчас с папой пойдём погулям, а чтобы скучно не было, мы тебе поставим послушать сказку.
Так они и сделали. Приходят через 30 минут и видят такую картину: их сынишка бъётся головой об стенку и говорит:
— Хочу! Хочу! Хочу.
Ну, родители, конечно же в шоке. Подходят к сыну, одевают наушники и слушают:
— Хочешь, я расскажу тебе сказку? крх.
Хочешь, я расскажу тебе сказку? крх.
Хочешь, я расскажу тебе сказку? крх.
Хочешь, я расскажу тебе сказку.

Источник

Лучшие детские советские пластинки

“Бременские музыканты” (1969)

Информация о пластинке:

Фантазия В.Ливанова и Ю.Энтина на тему сказки братьев Гримм
Музыка Г.Гладкова
Стихи Ю.Энтина

“Алиса в Стране чудес” (1976)

Информация о пластинке:

Культовый дискоспектакль на музыку Владимира Высоцкого по мотивам одноимённой сказки Льюиса Кэрролла.
Редактор проекта Лозинская пишет об отношении Высоцкого к проекту:
Владимир Высоцкий очень серьёзно, взволнованно и трепетно относился к записи этой пластинки — ведь это было его первое легальное появление как автора в таком государственном издании, каким являлась грампластинка. Несмотря на то что его песни были слышны практически из каждого окна, официально Высоцкого как автора не существовало, а он очень хотел увидеть свое имя на обложке книги или пластинки.

Читайте также:  Рассказ на немецком языке о любимом животном кошке с переводом 5 класс

Режиссёр — Герасимов, Олег Георгиевич
Перевод — Нина Демурова
Слова и мелодии песен — Владимир Высоцкий
Музыка и аранжировка — Евгений Геворгян
Дирижёр — М. Нерсесян
Оркестр — Камерный оркестр кинематографии СССР под управлением М.Нерсесяна
Соло на скрипке — Г. Кемлин
Звукорежиссёр — Эдуард Шахназарян
Редактор — Евгения Лозинская

“Приключения Незнайки” (1961)

Информация о пластинке:

“Волшебник Изумрудного города” (1965)

Информация о пластинке:

Культовый аудиоспектакль по культовому произведению – с Гудвиным-Вициным, Дровосеком-Папановым, Львом-Пляттом. Музыка композитора Геннадия Гладкова.

“Али-Баба и сорок разбойников” (1972)

Информация о пластинке:

Культовый советский музыкальный спектакль по мотивам персидской сказки «Али-Баба и сорок разбойников» со стихами Вениамина Смехова на музыку Сергея Никитина и Виктора Берковского.

“Маша и Витя против “Диких гитар” (1962)

Информация о пластинке:

Музыка Г. Гладкова
Аранжировка А. Зубова
Сценарий В. Лугового и П. Финна
Стихи В. Лугового

“Чебурашка” (1975)

Информация о пластинке:

Описание:
Автор_________________В. Володин
Режиссер______________М.Розовский
Инструментальный ансамбль п/у В.Шаинского.
Редактор______________И.Якушенко

“Приключения Пифа” (1973)

Информация о пластинке:

Инсценировка Е.Жуковской и М.Астрахана
Композитор З.Левина

Пиф – Георгий Вицин
Геркулес – Борис Левинсон
Дядя Цезарь – Ростислав Плятт
Тетя Агата – Елена Понсова
Дуду – Марина Архипова
Розали – Вероника Васильева
Медор – Юрий Хржановский

Оркестр п/у Бориса Шермана

“Приключения кузнечика Кузи” (1983-1989)

Информация о пластинке:

Веселая добрая история по мотивам сказки Михаила Пляцковского «Дневник Кузнечика Кузи». Песни Юрия Антонова.

Автор: М. Пляцковский
Исполнители: Г.Вицин, Е.Весник, К.Румянова, В.Винокур, З. Нарышкина, Ю. Антонов, А. Очеревянский, Е. Непомнящая, Л. Разоренова, В. Абдулов, О. Анофриев, Ю. Волынцев, Ю. Яковлев, Е. Шанина

“Приключения Буратино” (1969)

Информация о пластинке:

Музыка: Алексей Рыбников
Тексты песен: Булат Окуджава, Юрий Энтин
Режиссёр: Н. Субботин
Вокальный ансамбль
Оркестр Госкино под управлением Георгия Гараняна
Звукорежиссёр: Н. Данилин

“Голубой щенок” (1977)

Информация о пластинке:

Действующие лица и исполнители:
Ведущая, Голубой щенок – Алиса Фрейндлих
Кот – Андрей Миронов
Пират – Михаил Боярский
Моряк, Рыба-пила – Александр Градский

Композитор Геннадий Гладков, автор текста Юрий Энтин
Режиссёр – Ефим Гамбург
Квартет «Улыбка»
Инструментальный ансамбль «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна

“Дюймовочка” (1977 и 1980)

Информация о пластинке:

Перевод А. Ганзен
Инсценировка С. Богомазова
Музыка Э. Грига и Ю. Никольского

“В мире много сказок” (1983)

“Волк и семеро козлят на новый лад” (1979)

Информация о пластинке:

Старая сказка на новый лад Ю.Энтина
музыка А.Рыбникова
Г.Бардин
Т.Дасковская
вокальный квартет «Улыбка»

Геннадий Гладков сказал о пластинке следующее: ««Волк и семеро козлят на новый лад» — пластинка для всех.
Остроумная, пронизанная современными ритмами и интонациями музыка моего коллеги — композитора Алексея Рыбникова, думаю, не оставит равнодушной молодежь.
Сюжет заинтересует малышей.
А всегда неожиданное у поэта Юрия Энтина введение в фольклорную ткань сказки современных выражений и оборотов наверняка вызовет улыбку взрослого.
Несколько слов об исполнителях. Гарри Бардин, с которым в свое время я работал как с литератором, продемонстрировал на этот раз свои режиссерские и актерские способности.
Татьяна Дасковская — талантливая лирическая певица — исполнила острохарактерную роль, проявив мастерство перевоплощения.
Очень трудно авторам самим определить, «получилось» или «не получилось». Как человек со стороны, могу утверждать — получилось!»

Источник

Сказки в СССР: история «детского» винила

Сохранить и прочитать потом —

Приятное потрескивание из динамиков и завораживающий голос Николая Литвинова:

«Когда я был маленький, очень-очень давно, я читал одну книжку. Она называлась «Пиноккио, или похождения деревянной куклы». Деревянная кукла по-итальянски — Буратино. Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, о занимательных приключениях Буратино. Но, так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, которых в книге совсем и не было. »

Так начинается аудиопостановка «Приключения Буратино» от легендарной «Мелодии». В эпоху цифровых носителей и интернета о детских сказках на виниле в основном говорят только с точки зрения ностальгии и «тёплых ламповых» воспоминаний. Тем не менее, этот формат детского аудио стал очень важной вехой для нескольких поколений детей и взрослых. О том, как записывали самые любимые «виниловые сказки», расскажем далее.

Мюзикл в СССР

Стоит сразу оговориться, что «виниловые сказки» — это скорее условное название, так как выпускался этот продукт не только на виниле, но и на гибких пластинках.

В этих «виниловых сказках», несомненно, музыка играет очень важную, чуть ли не главную роль: через песни главных героев слушатель узнаёт об их характере, царящей в спектакле атмосфере, перипетиях сюжета и общем настроении. Если оставить только текст рассказчика, то из повествования уйдёт весь шарм.

Хотя конечно, так было не всегда: сначала аудиоспектакли на виниле были просто хорошими постановками, рассказанными одним актёром — такие вещи были больше похожи на радиосказки (например, тот же «Буратино»).

Однажды автор книги о нелепом волшебнике, старике Хоттабыче, Лазарь Лагин, увидел фильм «Оливер Твист». Как рассказывала его дочь Наталья, они с отцом удивились, насколько гармонично песни, которые исполняют герои Диккенса, вплетены в повествование. Если хоть одну из этих песен убрать — то выпадет важная часть сюжета. Тогда Лагин задумался о том, как здорово было бы и «Хоттабыча» исполнить в такой манере.

Читайте также:  Рассказ о жизни лисы зимой в лесу

«Это особый жанр, — заметил отец. — Называется он «мюзикл», от английского слова «музыкальный». Вот если бы Хоттабыча в такой спектакль! Интересно было бы, правда?»

Спустя почти сорок лет с момента выхода книги (она была написана в 1938 году) началась работа над смешной, ироничной и необычной версией сказки под названием «Хоттабыч!». За музыкой обратились к гениальному Геннадию Гладкову, автору музыкальной части «Бременских музыкантов», а стихи для этих песен напишет Юрий Энтин. Вокруг талантливых создателей собирается целая плеяда громких имён: Михаил Боярский, Людмила Гурченко, Роксана Бабаян и многие другие звёзды СССР, а сказка-мюзикл выходит в 1979 году.

Целая эпоха

Вряд ли правильно сравнивать «виниловые сказки» середины XX века с современными аудиокнигами: то, что многие из нас слушали в детстве с пластинок, можно выделить в отдельный музыкальный жанр. К озвучке привлекались именитые звёзды эстрады СССР: Владимир Высоцкий, Всеволод Абдулов и многие другие.

В некоторых постановках помимо традиционного веселья и сказочных посылов, которые так нравились детям, были и сатирические диалоги, и ироничные подтексты, и даже отсылки и пародии, которые предназначались для более взрослой аудитории.

Все песни, диалоги и музыка писались отдельно, поэтому «виниловые сказки» — это не озвучивание книг или пьес, это самобытные, новые и переосмысленные произведения, которые, в том числе благодаря таланту и харизме известных актёров и музыкантов СССР, расходились миллионными тиражами.

Так, например, Зиновий Гердт, описывая сказку «Али-Баба и 40 разбойников», говорит, что сочиняли её «дилетанты» — слова написал актёр Вениамин Смехов, музыку — научные сотрудники Виктор Берковский и Сергей Никитин. А «звёздный» актёрский состав обеспечил ей вечное долголетие: Табаков, Джигарханян, Юрский… всё лучшее — детям.

«Это был итог моих разгильдяйских капустников и пародия на скучнейшую Шахерезаду» — говорил тогда сам Смехов.

В итоге сомнительная, по мнению «Мелодии» версия «Шахерезады» («зачем писать восточную сказку, если у нас много своих?») разошлась в три миллиона экземпляров.

Музыку к этой пластинке предлагали писать даже Шнитке, но хороший друг Смехова Юрий Визбор посоветовал «не мучить актёров», и обратиться к людям, которые могут написать лёгкие мелодии.

Так выбор и пал на кандидатов естественных наук с хорошим чувством юмора Берковского и Никитина. («Съешь апельсин» — это настолько забавно, гениально и просто, что люди до сих пор напевают песню Калыма).

Философия, странности, цензура и Высоцкий

Бессмертную сказку Кэрролла просто невозможно было сделать по-другому. Как и у многих проектов этого жанра, у «Алисы в стране чудес» довольно непростая, но интересная история создания. В итоге получилось нечто сюрреалистичное, а кто-то видел в этой версии сказки диссидентские настроения.

«Работа над «Алисой» — это невероятно мучительное, безумно мучительное, сладострастно мучительное счастье» — говорил Олег Герасимов, с подачи которого и началась работа над проектом.

Он тогда преподавал у Высоцкого во МХАТе, и, прочитав книгу, загорелся идеей записать пластинку со спектаклем. Высоцкий сам написал все песни для этого аудиоспектакля, но исполнять их не хотел, желая остаться только автором. Тем не менее некоторые из песен были настолько сложны, что Герасимову удалось переубедить музыканта.

Проект чуть было не задавила цензурная машина СССР — на худсовете студию грамзаписи обвинили в «развращении детей песнями Высоцкого», ответственного редактора «Мелодии» Евгению Лозинскую уволили.

«Профессиональные композиторы и поэты прослушали часть готового материала и сказали: «Да вы что? С ума сошли? Мы — взрослые — ничего не поняли. А они хотят, чтобы это дети слушали… Закрыть немедленно». И такое повторялось несколько раз» — рассказывал Всеволод Абдулов.

Стоит признать, что в сказке действительно присутствовала жёсткая социальная сатира, например в песне про королевское шествие Высоцкий пишет вот такие строки:

Нет-нет, у народа не трудная роль:
Упасть на колени — какая проблема?
За всё отвечает король,
А коль не король, ну тогда — королева!

Но сказку после вердикта художественного совета спасла Белла Ахмадулина, которую Высоцкий смог поймать буквально перед отлётом за границу. Музыкант рассказал ей о ситуации, Ахмадулина написала об «Алисе» в имеющей тогда огромный вес «Литературной газете», и в итоге пластинка вышла в 1976 году.

В этой «виниловой сказке» тоже собрались самые громкие имена: Галина Иванова, Клара Румянова, Всеволод Абдулов, Всеволод Шиловский, даже Высоцкий, помимо песен, озвучил две роли.

Так звучало детство

В одном материале просто невозможно вспомнить все самые любимые сказки на пластинках: были и нетленные «Бременские музыканты», и детская рок-опера «Маша и Витя против Диких Гитар», и «Происшествие в стране Мульти-Пульти», которое перевернуло с ног на голову традиционное представление о детских сказках, и много, много чего ещё.

За созданием каждой сказки стояла история творческого порыва взрослых, талантливых людей, которые не просто хотели сделать что-то для детей, но которые сами хотели ненадолго стать детьми.

А какие вы помните сказки на пластинках из своего детства? У кого-то из вас остались эти пластинки?

Источник

Познавательное и интересное