Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок
Ирина Антонова
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок
Отчет по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств
детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок.»
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньками в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей». Г. Х. Андерсен.
Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т. к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.
Целью моей работы по самообразованию[/b] было изучение влияния русских народных сказок, на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
•Изучение и анализ научной литературы по проблеме использования
русских народных сказок в формировании нравственных качеств у
старших дошкольников;
•Выявление особенности нравственного воспитания в старшем
дошкольном возрасте;
• Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими
народными сказками;
•Разработка диагностических методов и игровых тестов,
направленных на исследование позитивного влияния русских
народных сказок, на воспитание нравственных качеств
дошкольников;
•Определение эффективности использования русских народных
сказок для развития нравственных качеств, в процессе специально организованной деятельности детей.
Изучение психолого-педагогической литературы:
• Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника»
• В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
• Т. А. Шарыгина «Вежливые сказки» А. Ф.
• Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
• О. Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей)
Практический этап
• Подбор художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей
• Разработка конспектов НОД с детьми
• Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций
• обсуждением поступков героев
• Проведение д/игр на материале известных сказок –
• Проведение бесед с детьми на темы хороших и плохих поступков
• Проведение викторины по русским народным сказкам
• Проведение выставки детских работ
• «Мой любимый сказочный герой».
• Работа по предметно-развивающей среде.
• Изготовление героев сказки детьми из пластилина и бумаги
Работа с родителями
Изготовление буклетов «роль сказки в жизни ребенка».
Проведение родительских собраний на темы по нравственному воспитанию «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».
Обобщающий Результат:
• Дети научились понимать смысл сказок
• Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
• Дети стали менее застенчивы, не боясь выбирают любую роль
Ценность сказок закючается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее!
Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок
Наталия Мазина
Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий героев.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
А затем пополнять литературный багаж сказками в соответствии с возрастом детей. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым можно перейти и к сочинению сказок.
В работе со сказкойя использую следующие методы:
— рассказывание;
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качествмы добились следующих результатов:
— у детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, уважительное отношение к взрослым и сверстникам.
Они умеют проявлять сострадание и радость.
Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Провела мониторинг уровня нравственного развития детей. Целью мониторинга было изучение влияния сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста (2 младшая группа). Педагогические наблюдения, беседы в течение года показали, что у детей группы заметно снизился уровень агрессивности в поведении, повысился уровень представлений о вежливости, чуткости, справедливости.
Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций Цель: Формирование национальных традиций у детей младшего школьного возраста. Развивать любовь и уважение к культурным традициям разных.
«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Программа профессионального самообразования на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством.
Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №14 поселения городского типа Шахтёрск Углегорского муниципального района.
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок Слайд. №2 Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению.
Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств посредством художественной литературы В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически.
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры» Изучив литературу следующих авторов: Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Бондаренко А. К., Николаевой Т. А., Новосёловой С. Л., я пришла к выводу,.
Проект «Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Проект:«Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольника» Сказки представляют собой одно из самых древних.
Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок Красноштанова Ирина Николаевна, воспитатель, БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида» Формирование у дошкольников представлений.
«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Татьяна Картузова
«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Программа профессионального самообразования на тему:
«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Индивидуальный план самообразования на год
Воспитатель: Картузова Т. А.
Тема по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
выявить и изучить значимость русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
1. Изучение психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта по проблемам воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
2. Разработка и применение на практике методов и приемов по воспитанию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
3. Самоанализ и систематизация опыта работы по воспитанию нравственных качеств у детей.
Реализация ФГОС дошкольного образования по направлению художественно-эстетического воспитания дошкольников и развития у них нравственных качеств личности посредством русских народных сказок.
Сказка показывает жизнь человека и его социализацию в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в сказках происходит не через какие-то абстрактные понятия, а через действия сказочных персонажей, поведение которых наиболее близко и понятно ребенку. Именно на примере сказки наглядно демонстрируются такие понятия как добро и зло, великодушие, совесть, справедливость, трудолюбие, сопереживание. В детстве идет закладка основ личностных качеств, поэтому так важно воспитывать нравственные качества у детей младшего дошкольного возраста и с этой задачей можно справиться благодаря русскому народному творчеству посредством сказок.
Сказки способствуют воспитанию нравственных качеств, внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, помогают развить чувство сопереживания и сострадания, чувственности, эмоционального восприятия услышанного, развивают фантазию.
В целом воспитание сказкой способствует художественно-эстетическому развитию ребенка, формированию гармонично развитой личности, помогает в доступной форме осуществить передачу опыта предыдущих поколений, патриотическому воспитанию.
В процессе нравственного воспитания у детей развиваются гуманные качества личности, формируются этические представления, вырабатываются навыки социокультурного поведения, уважения к старшим, чувство ответственности, желание дружить, понимание справедливости.
Так как, в наше время в современном обществе зачастую происходит искажение представления о нравственных качествах, о добре, о милосердии, о справедливости, перенасыщение информационными технологиями – то и возникает необходимость воспитания нравственных качеств у детей посредством их приобщения к литературному творчеству.
Для решения этих задач призваны помочь сказки: они обладают способностью формировать основы нравственности, воспитывать слушателя, способного испытывать сострадание, побуждать детей к эмоциональной отзывчивости, помогают понять мотивы поведения героев.
Через восприятие моральных ценностей продемонстрированных в литературном произведении у детей раннего возраста начинает формироваться характер, отношение к миру, к окружающим людям.
Нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективным при использовании сказки, как педагогического средства, если эта работа будет осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Программа рассчитана на 1 год
В результате проведенной работы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок произойдет:
разработка и внедрение на практике методов и приемов воспитания нравственных качеств посредством русских народных сказок;
внедрение технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»;
развитие личностных нравственных качеств у дошкольников: дружеских, партнерских, коммуникативных навыков;
развитие связной речи, обогащение словарного запаса, раскрытие творческих способностей детей (навыки имитации, эмоциональный настрой, проговаривание, мимическая выразительность);
развитие психологических процессов: мышление, память, речь, внимание, сострадание, воображение, фантазия;
Форма отчета по проделанной работе:
Обобщение опыта работы по воспитанию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Основные направления Действия и мероприятия Сроки реализации Предполагаемые результаты
Профессиональное Изучение методической литературы по теме;
Изучить методику Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» и внедрить в образовательный процесс;
Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. Сентябрь-август
Разработка методики по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Психолого-педагогические Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики. постоянно Применение полученных знаний на практике
Методические подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования; Сентябрь-ноябрь Повышение качества воспитательного процесса;
создание методического материала по теме самообразования;
внедрение новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников;
изучение передового педагогического опыта по теме;
систематизация и обобщение опыта по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств в дошкольников.
консультирование родителей о роли художественной литературы в воспитании и развитии детей;
проведение открытого занятия для коллег; Апрель
выступление на педагогическом совете ДОУ с обобщением опыта по теме самообразования Август
Информационно технологические технологии использование ИКТ и внедрение их в учебный процесс.
размещение информации по теме самообразования на персональном сайте. регулярно
Повышение качества учебного процесса
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы работы Задачи Содержание работы
-подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов
(декабрь-февраль) Анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей.
Формирование банка данных об уровне родительской компетенции. Диагностика эффективности проводимых мероприятий в воспитании нравственных качеств у детей;
-выразительное чтение литературных произведений;
— знакомство с инсценировкой сказки;
-формирование у детей интереса, желания участвовать в инсценировке;
-подготовка атрибутов, кукол, костюмов, масок, наглядного материала, презентаций;
— составление конспектов занятий;
— подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами
(июль-август) Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ результатов Оформление и описание результатов работы. Обобщение опыта.
Презентация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к искусству, через познание Русских народных сказок» МБОУ «СШ №1 им. Игоря Прокопенко гор. Гвардейска» СП д/с «Дюймовочка» Калининградская область Автор: воспитатель 1 категории Пунтус Светлана.
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества» Проект «Сказка.
Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №14 поселения городского типа Шахтёрск Углегорского муниципального района.
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок Слайд. №2 Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению.
Конспект занятия по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок «В гостях у бабушки Арины» МБДОУ «Детский сад № 70» Конспект открытого занятия по формированию нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок. «.
Педагогический проект «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских сказок» Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Формирование нравственных качеств посредством русских народных и авторских.
Педагогический проект «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Автор проекта: Цапарина Инесса Викторовна Педагогический проект в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством.
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы все чаще задумываемся над тем, что не.
Сказки для формирования нравственных качеств
Валентина Удодова
Сказки для формирования нравственных качеств
Идея о сказках собственного сочинения, возникла из собственных наблюдений за отношениями между детьми в группе. Сказки помогают легче воспринимать реальность мира, принимать его нормы и правила. Для того чтобы дети не забывали сказки, мы вместе с ними сождали мнемотаблицы, которые помогают в памяти воспроизвести содержание сказок. Иллюстрированный сюжет сказки с мнемотаблицей мы вывешаем на нашем экране «Остров сказок»
Сказка для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи
Жил-был мальчик. Он был еще маленьким, но очень умным. У мальчика было очень много книг, игрушек и вещей. И каких только игрушек не было… Разные машинки, мягкие игрушки, конструктор. Только чем больше у мальчика становилось игрушек, тем меньше он желал их собирать после игры и постоянно ломал. Книги, игрушки, вещи были разбросаны повсюду.
И вот, однажды, когда мальчик уснул, игрушки решили пожаловаться Волшебнику из Страны Добрых дел.
— Я не хочу быть в этом доме, он меня постоянно кидает, откручивает колеса, – сказала машинка
— А меня постоянно ногой пинает и везде меня кидает, – ответил плюшевый мишка.
— А у меня детальки, мои друзья потерялись, – заплакал конструктор.
Игрушки все возмущались и решили и попросили Волшебника забрать в его Страну. А чтобы мальчику не было скучно, позвали Дидюку.
Сказка «Мусорный букет»
По дороге Дидюка собрала для девочки настоящий мусорный букет из оберток от конфет, мокрой бумаги и фантиков шоколадок, и даже из грязных коробок от сока.
Собрав большой букет из мусора, Дидюка с радостью отправилась к девочке.
— Здравствуйте, а кто Вы? – удивилась девочка.
— Ты что? Бери, я специально собирала для тебя, в букете есть и твой фантик от мороженого.
Дидюка положила букет на кровать, собрала все любимые сказки девочки и уже хотела уйти, но вдруг фея из Страны добрых дел, услышав плач девочки, взмахнула крыльями и прилетела в комнату.
— Моя прелестная девочка твой фантик от мороженого, который ты оставила на скамейке, решил к тебе вернуться, да не один, а с друзьями, и Дидюка ему помогла. Мусор живет в своем доме, а дом этот называется мусорное ведро.
Фея подлетела к Дидюке, взмахнула крыльями, и Вредина тотчас же исчезла, оставив после себя книги-сказки, которые хотела забрать.
— Спасибо, тебе фея, что прогнала Дидюку!- отблагодарила девочка.
Фея раскрыла свои красивые, большие крылья, а в них лежала волшебная книга.
— Больше не забывай про мусор, а то Дидюка опять к тебе прилетит с мусорным букетом!
Фея положила книгу на кровать, поцеловала девочку и улетела к себе в страну.
С тех пор девочка не мусорит, а даже убирает мусор за другими.
Сказка «Обиженное дерево»
Однажды детям стало скучно, и они решили поиграть с деревом. Они стали раскачиваться на ветках дерева, так, что слышен был хруст. Дидюка увидала забаву детей и тоже решила вместе с ними поиграть, она очень любит деток, которые ломают деревья.
Но дерево только стонало и ничего не отвечало. Дети заплакали. Тогда волшебник и фея из страны добрых дел, услышав плач детей, прилетели.
— Я не буду ничего делать – отвернулась Дидюка.
Рассердился тогда волшебник, накрыл Дидюку волшебным колпаком и Вредина исчезла.
-Посмотрите на дерево, какое оно красивое, большое и улыбается теперь вам. Берегите деревья, они нужны нам, они дарят нам чистый воздух, плоды, жилье для насекомых, красоту,- сказал волшебник и исчез, а фея подарила книгу добрых дел детям, поцеловала их и улетела к себе в страну.
С тех пор дети никогда не обижали деревья.
Сказка про Дружбу»
Однажды малыши дружно играли вместе, им было весело. Дидюка из страны Вредин увидела, как радуются дети, решила повредничать, помешать игре. Дети начали водить хоровод, как вдруг появилась Дидюка.
И вдруг малыши начали ссориться друг с другом, драться, слабый стал обижать сильного, отбирать у него игрушки. А Дидюка только летала и язык показывала всем.
Все бы так и продолжалось, но Дидюка не заметила на качели одного мальчика, до которого не долетели заколдованные слова вредины.
Мальчишка увидел, как дети стали ссориться, побежал и начал всех мирить, защищать слабых, но его никто не слышал, а только толкали и дразнили. Волшебник из страны добрых дел увидел, что маленькому другу одному не справиться и прилетел к нему на помощь. Волшебник подошел к каждому малышу, накрыл своим синим, большим колпаком и дети замерли на месте. Потом он обратился с просьбой к самой вредине:
— Расколдуй, пожалуйста, малышей или не видать тебе твоего зонтика.
А дети опять начали играть вместе.
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания.
Консультация для воспитателей «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Калинка» «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» В форме технологической ситуации.
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.
Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Представление моего опыта работы на районном августовском совещании. (Слайд № 1) Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами.
Формирование у детей нравственных качеств средствами театральной деятельности Цель: Воспитывать у детей нравственно-эстетические качества, культуру поведения в жизни, доброжелательность, доброжелательное отношение.
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных качеств личности с помощью сказки» В нacтoящее вpемя в пcихoлoгo-педaгoгичеcкoй paбoте ocтaетcя aктуaльным вoпpoc o знaчении вocпpиятия и пеpеживaния cкaзки для пcихичеcкoгo.
Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» цель и задачи опыта. Цель: Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру. Задачи: 1. Создать условия.
Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.
Формирование нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления детей с природой родного края Формирование нравственно качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа с детьми должна.