Сказки для формирования нравственных качеств
Валентина Удодова
Сказки для формирования нравственных качеств
Идея о сказках собственного сочинения, возникла из собственных наблюдений за отношениями между детьми в группе. Сказки помогают легче воспринимать реальность мира, принимать его нормы и правила. Для того чтобы дети не забывали сказки, мы вместе с ними сождали мнемотаблицы, которые помогают в памяти воспроизвести содержание сказок. Иллюстрированный сюжет сказки с мнемотаблицей мы вывешаем на нашем экране «Остров сказок»
Сказка для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи
Жил-был мальчик. Он был еще маленьким, но очень умным. У мальчика было очень много книг, игрушек и вещей. И каких только игрушек не было… Разные машинки, мягкие игрушки, конструктор. Только чем больше у мальчика становилось игрушек, тем меньше он желал их собирать после игры и постоянно ломал. Книги, игрушки, вещи были разбросаны повсюду.
И вот, однажды, когда мальчик уснул, игрушки решили пожаловаться Волшебнику из Страны Добрых дел.
— Я не хочу быть в этом доме, он меня постоянно кидает, откручивает колеса, – сказала машинка
— А меня постоянно ногой пинает и везде меня кидает, – ответил плюшевый мишка.
— А у меня детальки, мои друзья потерялись, – заплакал конструктор.
Игрушки все возмущались и решили и попросили Волшебника забрать в его Страну. А чтобы мальчику не было скучно, позвали Дидюку.
Сказка «Мусорный букет»
По дороге Дидюка собрала для девочки настоящий мусорный букет из оберток от конфет, мокрой бумаги и фантиков шоколадок, и даже из грязных коробок от сока.
Собрав большой букет из мусора, Дидюка с радостью отправилась к девочке.
— Здравствуйте, а кто Вы? – удивилась девочка.
— Ты что? Бери, я специально собирала для тебя, в букете есть и твой фантик от мороженого.
Дидюка положила букет на кровать, собрала все любимые сказки девочки и уже хотела уйти, но вдруг фея из Страны добрых дел, услышав плач девочки, взмахнула крыльями и прилетела в комнату.
— Моя прелестная девочка твой фантик от мороженого, который ты оставила на скамейке, решил к тебе вернуться, да не один, а с друзьями, и Дидюка ему помогла. Мусор живет в своем доме, а дом этот называется мусорное ведро.
Фея подлетела к Дидюке, взмахнула крыльями, и Вредина тотчас же исчезла, оставив после себя книги-сказки, которые хотела забрать.
— Спасибо, тебе фея, что прогнала Дидюку!- отблагодарила девочка.
Фея раскрыла свои красивые, большие крылья, а в них лежала волшебная книга.
— Больше не забывай про мусор, а то Дидюка опять к тебе прилетит с мусорным букетом!
Фея положила книгу на кровать, поцеловала девочку и улетела к себе в страну.
С тех пор девочка не мусорит, а даже убирает мусор за другими.
Сказка «Обиженное дерево»
Однажды детям стало скучно, и они решили поиграть с деревом. Они стали раскачиваться на ветках дерева, так, что слышен был хруст. Дидюка увидала забаву детей и тоже решила вместе с ними поиграть, она очень любит деток, которые ломают деревья.
Но дерево только стонало и ничего не отвечало. Дети заплакали. Тогда волшебник и фея из страны добрых дел, услышав плач детей, прилетели.
— Я не буду ничего делать – отвернулась Дидюка.
Рассердился тогда волшебник, накрыл Дидюку волшебным колпаком и Вредина исчезла.
-Посмотрите на дерево, какое оно красивое, большое и улыбается теперь вам. Берегите деревья, они нужны нам, они дарят нам чистый воздух, плоды, жилье для насекомых, красоту,- сказал волшебник и исчез, а фея подарила книгу добрых дел детям, поцеловала их и улетела к себе в страну.
С тех пор дети никогда не обижали деревья.
Сказка про Дружбу»
Однажды малыши дружно играли вместе, им было весело. Дидюка из страны Вредин увидела, как радуются дети, решила повредничать, помешать игре. Дети начали водить хоровод, как вдруг появилась Дидюка.
И вдруг малыши начали ссориться друг с другом, драться, слабый стал обижать сильного, отбирать у него игрушки. А Дидюка только летала и язык показывала всем.
Все бы так и продолжалось, но Дидюка не заметила на качели одного мальчика, до которого не долетели заколдованные слова вредины.
Мальчишка увидел, как дети стали ссориться, побежал и начал всех мирить, защищать слабых, но его никто не слышал, а только толкали и дразнили. Волшебник из страны добрых дел увидел, что маленькому другу одному не справиться и прилетел к нему на помощь. Волшебник подошел к каждому малышу, накрыл своим синим, большим колпаком и дети замерли на месте. Потом он обратился с просьбой к самой вредине:
— Расколдуй, пожалуйста, малышей или не видать тебе твоего зонтика.
А дети опять начали играть вместе.
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания.
Консультация для воспитателей «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Калинка» «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» В форме технологической ситуации.
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.
Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Представление моего опыта работы на районном августовском совещании. (Слайд № 1) Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами.
Формирование у детей нравственных качеств средствами театральной деятельности Цель: Воспитывать у детей нравственно-эстетические качества, культуру поведения в жизни, доброжелательность, доброжелательное отношение.
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных качеств личности с помощью сказки» В нacтoящее вpемя в пcихoлoгo-педaгoгичеcкoй paбoте ocтaетcя aктуaльным вoпpoc o знaчении вocпpиятия и пеpеживaния cкaзки для пcихичеcкoгo.
Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» цель и задачи опыта. Цель: Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру. Задачи: 1. Создать условия.
Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.
Формирование нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления детей с природой родного края Формирование нравственно качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа с детьми должна.
Нравственное воспитание детей с помощью сказки
Татьяна Васильева
Нравственное воспитание детей с помощью сказки
Сегодня мы будем говорить о сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.
Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
1 Задание педагогам
Какие нравственные качества по вашему мнению формируются у дошкольника в процессе работы со сказками?
На этом слайде вы видите нравственные качества формирующиеся в процессе работы со сказкой.
2 Задание педагогам работа с карточками
Педагоги получают карточки, на которых указано то или иное личностное качество. Педагоги должны объяснить, в чём это качество выражается, и назвать сказку, в которых оно описывается.
Качество личности Выражение качества сказка
Вежливость Умение здороваться и прощаться;употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините» Морозко
Уважительность Умение уступать место, пропускать вперёд, открывать и придерживать двери; не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать.
Честность Умение говорить правду про себя в любой ситуации
Совестливость Способность испытывать чувство стыда за свои поступки
Сострадательность Умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно В. Катаев «Цветик – семицветик»
Дружелюбие Позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку Сказки «Теремок», «Рукавичка».
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Начиная с 6 лет, ребенок «примеряет на себя»роли человеческих персонажей: идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
7 слайд представлены этапы работы со сказкой
Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
8 слайд а сейчас я предлагаю вам поиграть
ИГРА 1 «Сочини новое продолжение сказки».
Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» со сказками
— сказка «Репка»: «не смогли вытащить репку,
побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»).
В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказкисобытия разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.
сказка «Козлята и волк». «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький зайчик.Зайчик говорит: («Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его (капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане, а козлята … (весело прыгали).
О чем получилась эта сказка?
ИГРА 2 «Волшебные слова»
Игрокам даётся задание: придумать сообща 5-7 волшебных слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках, а затем придумать сказку с этими словами.
ИГРА 3 «Встреча героев из разных сказок».
Группам воспитателей задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. (сказать, из какой он сказки, рассказать о нём). После этого рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
ИГРА4 «Сказка шиворот – навыворт»
Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом (по группам).Задание: рассказать эту сказку так, чтобы в ней было всё наоборот.
Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки
Светлана Челнокова
Нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области»
Нравственное воспитание младших дошкольников через сказку
Челнокова С. В., воспитатель
МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»
г. Ртищево Саратовской области»
Поговорка «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь» точно и емко отражает роль жизненных впечатлений, которые ребенок получает в детстве. Раннее детство и дошкольный возраст – это те периоды развития маленького человека, когда закладываются нравственные установки, ценностные ориентации, формируется характер. Опасны для духовно-нравственного развития детей игрушки, компьютерные игры, телепередачи, которые снабжают их ложными представлениями об окружающем мире и перегружены сценами насилия, агрессии. Ведь, как подчеркивал К. Д. Ушинский, дитя мыслит образами. Поэтому необходимо питать его душу только из чистых источников.
Я считаю, что ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература, а именно сказка.
С помощью сказки у детей воспитывается:
Воля— сложное и многогранное качество личности.
Вера в себя — умение противостоять неудачам.
Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
Обязательность — умение держать слово.
Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
Доброта и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений.
С помощью сказкиу ребенка развивается:
• умение сравнивать, сопоставлять;
• умение мыслить словами;
• мимика лица и жесты;
Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Через сказку малыш познает свое место в этом мире, каждая сказка даёт первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
В своей работе при ознакомлении со сказкойя использую несколько методов и приемов: чтение, рассказывание, дидактические игры на материале знакомых сказок, драматизация, беседа по сказке, сюжетно-ролевые игры по сюжету сказки, проектный метод.
В течение 2016-2017 учебного года в нашей группе реализуется проект «В гостях у сказки».Цель которого: формирование социально – нравственных качеств младших дошкольников через художественное слово и сказки. В рамках этого проекта я знакомлю воспитанников с русскими народными сказками и сказками В. Г. Сутеева, направленными на воспитание у детей милосердия, сострадания, терпимого отношения к окружающим, а также помогающим детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Сказки В. Г. Сутеева воздействуют на эмоциональный мир ребенка, затрагивая сложные педагогические проблемы. В сказках писателя нет моральных поучений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который постепенно воспринимают и усваивают дети. В сказке «Мешок яблок» дети получают уроки добра, сострадания, щедрости, ответственности, настойчивости, взаимной выручки, дружбы. Главной темой произведения «Под грибом» являются коллективные отношения, умение дружить, вовремя оказать помощь. В небольшой по объему сказке «Цыпленок и Утенок» автор подметил характерную для детского возраста черту – подражательность и основанное на ней поведение. Через образ Цыпленка В. Г. Сутеев учит ребенка нести ответственность за свои поступки, умению критически посмотреть на себя. На решение проблемы преодоления эгоизма направлена сказка «Яблоко».
В соответствии с планом реализации проекта, каждая сказкарассматривается 2 недели: несколько раз выразительно читается или пересказывается воспитателем, рассматриваются иллюстрации, обыгрывается с помощью пальчикового или кукольного театра, организуется художественно-эстетическая деятельность по сюжету сказки (рисование, лепка, аппликация, разучивание песенок, сюжетно-ролевые игры по сюжету сказки, проводятся дидактические игры (например, «Назови добрых/злых героев», «Опиши героя», «Придумай другой конец сказки» и др.). Часто в гости к малышам приходят старшие дошкольники и показывают драматизации по сказкам.
Важной ступенькой реализации проекта является работа с родителями, которые помогают изготовлять маски и костюмы, кукол пальчикового театра. В группе организован уголок для родителей, где размещается информация о том, какие сказки входят в круг чтения детей, советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, а еще сказки-подсказки (психокоррекционные сказки) для родителей, направленные на решение социально-нравственных проблем детей: затянутое расставание с мамой после прихода в детский сад утром, болезненное переживание ребенком проигрыша, избалованность ребенка и другие.
Сегодня я хочу показать вам отрывок …мастер-класс.
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в нем верх над злыми.
Духовно-нравственное воспитание детей посредством взаимодействия с родителями » Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями» 1сл. Здравствуйте! Вас приветствует МДОУ д/с №8»Сказка» 2сл.
Духовное и нравственное воспитание дошкольников Семья — эта та привычная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. Сухомлинский). Основной целью духовно-нравственного воспитания.
Доклад на педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Доклад на педсовет по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». Подготовила воспитатель Асадуллина Гузалия Мидехатовна «Мы.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать.
Оздоровление младших дошкольников посредством фитбол-гимнастики Уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет представлена презентация на тему: «Оздоровление младших дошкольников, посредством фитбол – гимнастики».
Из опыта работы. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Евгения пономарева
Из опыта работы. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Современные требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования предусматривают реализацию образовательной программы ДОУ по освоению детьми образовательных областей «Социально-коммуникативная» и «Художественно-эстетическое».
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В своей практике я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с младшего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Я считаю,что решением данной проблемы является тема: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок».
Актуальность этой темы:
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.
Я выбрала эту тему так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Исходя из этого поставила перед собой цель вы видите еёна экране:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила,следующие задачи посмотрите на экран:
1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
— Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
— Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира.
— Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
-Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
— Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
— Деятельность отношения к труду.
— Ответственность за свои дела и поступки.
В старшей группе я целенаправленно проводила работу по ознакомлению детей со сказками с использованием наиболее результативных методов формирования духовно-нравственных качеств:
1. Знакомство детей с содержанием сказки;
2. Привлечение детей к активной деятельности (изобразительная деятельность по мотивам сказок, выставки рисунков, поделок)
3. Инсценирование сказки.
Наш детский сад работает по программе «Детство». Свою работу я начала с того, что занялась изучением методической литературы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, о роли народной сказки в системе воспитания дошкольника. Литературу вы видите на экране
— Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»
— О. В. Акулова, Л. М. Гурович «Образовательная область «Чтение художественной литературы»»
— А. Г. Гогоберидзе, О. В. Акулова «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Сказка- это могучее средство, действенное средство в нравственном воспитании детей.
Методы и приемы ознакомления со сказкой
Изучая методическую литературу, я выделила методы ознакомления со сказкой. Одним из самых распространенных методов ознакомления со сказкой считаю – чтение сказки воспитателем. Многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. Сказочные произведения большего объёма я читаю по книге. Необходимо также в момент чтения упомянуть о бережном и аккуратном обращение с книгой.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.
Выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.
Беседа по сказке. Это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.
Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок.
Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Например, игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие.
Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.
На основании изученного материала, при составлении рабочей программы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» я включала в перспективное тематическое планирование знакомство детей со сказками, которые предполагают духовно – нравственное воспитание детей.
Это такие сказки как: сказка «О мертвой царевне и семи богатырях», Айога, Кукушка, Василиса Прекрасная и т. д.
Низкий уровень – 13человек (54%)
Средний уровень – 7 человек (30%)
Высокий уровень – 4 человека (16%
Данные показатели дают представление того, что у половины диагностированных детей наблюдался минимально низкий уровень духовно-нравственного развития. В ответах дети находились в затруднении, а именно, ответы детей были односложными «да» или «нет». Вторая половина продолжала истории, не умея дать оценку поступкам и, соответственно, не умея объяснить свой выбор в оценке.
Для реализации запланированной работыбыли созданы условия:
Я чётко убеждена, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок, был действенным, так как в группе была создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный уголок с подбором той самой необходимой литературы, а именно сказок и уголок театрализованной деятельности для самостоятельной деятельности детей, где они играют в кукольный театр, пальчиковый театр, настольный театр и т. д.
2. Работа с родителями
Следующим этапом моей работы над темой стала совместная работа с родителями, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям.
Первым делом провела анкетирование среди родителей на тему «Место книги в вашей семье», «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка». По результатам анкетирования, а также из бесед с родителями я сделала вывод, что они представляют место сказки в жизни ребенка, стараются чаще читать сказки, прекрасно понимают и тот факт, что русская народная сказка способствует нравственному развитию ребёнка, хотя подавляющий процент детей предпочитает сказки мультфильмам.
Используя интернет-ресурсы, провела родительское собрание «Ребёнок в семье и детском саду». Целью собрания стало раскрытие содержания духовно-нравственного воспитания детей, как в детском саду, так и в семье, «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании» с целью активизировать педагогические умения родителей в развитии ребенка в семье. В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.
Периодически я обновляю информацию в уголке для родителей «Для вас, родители!»,в которой родители могут ознакомиться с советами и пожеланиями как возможно организовать совместное чтение в домашних условиях под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?», «Читаем снова и снова…», а также консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» с подбором игр с ребёнком в домашних условиях.
Немаловажная роль в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей.
Так, работая над данной темой, мною была организована тематическая
выставка «Сказки Пушкина».
Проводила досуги на литературные темы: «В гостях у сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк…», что способствует единению родителя и ребёнка.
3. Работа с социумом:
Посещали детскую библиотеку, где знакомились со сказками, играли в игры.Проводили тематический досуг на тему: «Герои сказок».
Тесно работала с Самарской СОШ №1.Проводили КВН на тему: «Сказка – лучший друг». Рисовали совместно со школьниками рисунки по сказкам.
Ходили в школу искусств на театральные представления «Золотой ключик» и «Дюймовочка».
Участвовала на МААМ. RU во всероссийском детском творческом конкурсе.Направление: конкурс декоративно- прикладного творчества «Любимая сказка»,
всероссийский конкурс «Педагогика сотрудничества», предоставляла конкурсную работу «Поможем бабушке Федоре» (НОД)
Заключительная диагностика моей работы выявила рост уровня духовно-нравственного воспитания.
Низкий уровень – 3 человека (12%)
Средний уровень – 14 человек (58%)
Высокий уровень – 7 человек (30%)
Дошкольники более уверенно продолжали ситуативную историю с точки зрения духовно-нравственных норм, верно давая оценку поведению детей в ситуациях.
Результат моей работывы видите на экране :
— Дети научились понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.