Конспект урока в 5 классе «Отличие народной сказки от литературной»
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по литературе в 5 классе
Тема: «Отличие литературной сказки от народной»
Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
-организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;
— выявить различия авторской сказки от народной
— создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
— создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности
— создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.
— вступительное слово учителя (2 мин)
— работа с таблицей (25 мин)
— подведение итогов (4 мин)
— домашнее задание (2мин)
Здравствуйте, ребята. Мир литературы в 5 классе мы начинали открывать для себя со знакомства с народными сказками. А недавно мы познакомились с творчеством писателей, которые также работали в жанре сказок. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Попробуйте сами сформулировать цели урока.
(Дадим определение сказки; покажем отличия авторской сказки от народной).
Вспомните, какие сказки мы с вами уже прочитали? (Называют сказки)
(Авторской. У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ).
Правильно. В этом и заключено первое отличие народной сказки от литературной. В какой форме существовала сказка народная? Почему?
Правильно. Это второе отличие. Из этого вытекает следующее: когда появилась возможность напечатать текст, он стал неизменяемым. А каков был в этом плане текст народной сказки?
(Народная сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась, поэтому текс ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. )
Хорошо. Запишите третье отличие. Можно ли определить дату «создания» народной сказки, когда она появилась? А литературной?
(Нет. А дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение )
Хорошо. Это ещё одно отличие. Запишите его в таблицу.
Правильно. Это следующее отличие. Теперь обратимся к внутреннему содержанию сказок. Вспомните, как начинаются народные сказки?
( В некотором царстве, в некотором государстве…)
Можем ли мы точно определить место и время действия?
(Точное место и время определить невозможно ).
(В литературной сказке автор называет место и время, а если нет, то оно угадывается. Например, в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» точно указано и время, и место событий ).
Правильно. Какие сказки вам кажутся более волшебными? Почему?
(Действие происходит будто бы в нереальном месте и пространстве, поэтому и события кажутся более волшебными, фантастическими. А события литературной сказки привязаны к действительности, которая нам близка).
Кроме этого, ребята, каждую литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения художественной задачи. Таким образом, мы выявили следующие отличия:
Небольшая по объему
Неопределенное пространство и время
Пространство и время определено
События более волшебные
События приближены к реальности
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по теме: « За что я люблю сказки?»
Урок по литературе на тему «Народная и литературная сказка» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Тема: Народная и литературная сказка.
И.С.Красота, учитель русского языка и литературы
Организовать учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению народной сказки с литературной сказкой.
Показать им (через сопоставление народных сказок и сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»), что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
В ходе работы подвести их к выводу, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее общечеловеческие ценности.
Оборудование: компьютер, медиапроектор
Форма: коллективная, парная, индивидуальная.
Опережающее задание : учащиеся повторяют изученные ранее понятия «сказка», «композиция сказки», «роды и жанры литературы». Индивидуально: объяснить новые слова (гипотеза, лубок, лубочное повествование).
Организационный момент. Запись темы урока.
Учитель: В литературе существует множество аналогов народным сказкам. Вот некоторые из них:
— Как вы думаете, почему писатели обратились к жанру литературной сказки?
Определение последовательности действий.
— Сегодня я предлагаю вам провести исследование, то есть научную работу, по данной проблеме. Прежде всего, давайте определимся с целью нашего урока. Как мы будем действовать в рамках темы «Народная и литературная сказка»? (сравнить )
— В любом исследовании есть гипотеза. Что это такое?
— За гипотезу возьмем слова детского писателя Самуила Яковлевича Маршака.
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной». Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.
— Какие формы работы с материалом вы знаете? (кластер, графическая разметка текста, таблица З-Х-У, таблица, двухчастный дневник) Какая форма работы более всего приемлема при сравнении? (таблица)
4. Исследовательская работа (сопоставительный анализ)
Учитель: Из скольких граф будет состоять таблица? (из трёх) Почему? Как бы вы назвали части таблицы? (признаки, народная сказка, литературная сказка)
— На каком материале мы будем работать? (русские народные волшебные сказки и сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» )
(работа с макетом таблицы на доске, заполнение графы «Признаки»; принимаются все варианты, ранжируются по общему и отличному)
Пространство и время
Сказочные формулы (магические цифры, постоянные эпитеты и т.д.)
5. Работа (в парах) с информационными источниками.
— Мы использовали наши знания по сказке народной. Решена ли проблема? (Нет, нужно использовать дополнительную информацию).
(работа с текстом статьи «Фольклорные традиции в литературной сказке», заполнение таблицы по отличиям народной и литературной сказки)
Пространство и время
Сказочные формулы (магические цифры, постоянные эпитеты и т.д.)
описание места, события, внешнего облика
Обладают характером; есть новые герои
Выражено авторское понимание жизни
Учитель. Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале урока нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
– Согласны вы с этой гипотезой?
– Как вы думаете, ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)
— Прочитайте определение литературной сказки, данное исследователем Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет сюжетообразующую роль, помогает охарактеризовать персонажей».
— Насколько плодотворна оказалась наша работа? Какие признаки литературной сказки мы определили?
7. Контроль: Прочитайте отрывки из сказок, определите, литературная она или народная.
8. Домашнее задание: на основе таблицы создать и записать в тетради своё определение литературной сказки.
Конспект урока «Литературная сказка»
специалист в области арт-терапии
Тема: Понятие о литературной сказке, её отличие от народной сказки
— дать понятие «литературная сказка»;
— сравнить народную сказку с литературной сказкой, найти отличия;
— раскрыть «секреты» сказок;
— воспитывать в детях интерес к чтению.
— книжная экспозиция «Литературные сказки»;
Эпиграф: «Волшебно оживает сказка…»
Тип урока: комбинированный
— наглядные (метод иллюстраций);
— практические (словарная работа);
— репродуктивные (восприятие и запоминание информации);
— проблемно-поисковые (чем литературная сказка отличается
— методы самостоятельной работы;
— методы устного контроля и др.
І. Организационный момент:
1. Вступительное слово учителя.
Все вы любите читать и слушать сказки. Вы знаете, что в сказках происходят необыкновенные чудеса, волшебники и кудесники творят таинственные дела, герои со сказочной нечистью борются. Сегодня мы будем говорить о сказках, узнаем мы и секреты, которые сказку сказкой делают. А начнём мы разговор о сказках стихотворением Юрия Корнакова «Расскажи мне, мама, сказку!». А вы внимательно слушайте, может быть, узнаете какую-нибудь сказку, о которой в стихотворении говорится.
2. Чтение ученицей стихотворения Ю.Корнакова «Расскажи мне, мама,
Расскажи мне, мама, сказку,
Что приснилась ночью мне.
В чистом поле Синеглазка
На серебряном коне.
Про Царевну про Лягушку,
Мама, сказку расскажи
И со мною на подушке
Ты подольше полежи.
Мимо нашего окошка
И считает лапой кошка
Дорогих своих котят.
Где ты, друг мой Сивка-Бурка,
Где, скажи, гуляешь ты?
Приходи ко мне, каурка,
На подковах золотых.
Мама, может, это снится:
И держу в руках Жар-птицу,
Птицу счастья сберегу.
Расскажи ещё немножко
И тогда моя ладошка
Пусть уснёт в твоей руке.
Учитель: какие сказки вы узнали? Назовите их.
II. Актуализация знаний:
1. Конкурс «Знатоки народных сказок»
— какое произведение мы называем сказкой?
— расскажите, как и кем создавались народные сказки?
— как они смогли дойти до современных читателей?
— какие типы сказок вы знаете?
— приведите примеры волшебных, бытовых сказок, сказок о животных.
— как называются такие выражения «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»?
— приведите ещё примеры сказочных зачинов, концовок.
(В некотором царстве, в некотором государстве…
Жили-были старик со старухой…
За тридевять земель, в тридесятом царстве…
И стали жить-поживать, добра наживать…
И я там был, мёд-пиво пил…
Вот вам, детки, такая сказочка, а мне бубликов вязочка…»)
— назовите героев, чаще всего встречающихся в русских народных сказках.
(Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Емеля, Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и др.)
Задание 1: назовите предметы-помощники, которые встречаются в сказках.
(Ступа, метла, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебный клубок, зеркальце, узелок, блюдо, яблоко и др.)
Задание 2: вспомните обороты речи, которые часто встречаются в сказках
(Добрый молодец, красна девица;
Встань передо мной, как лист перед травой…
Долго ли коротко ли…
Далеко ли близко ли…
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
Утро вечера мудренее…
Рос не по дням, а по часам…)
Подведение итогов аукциона, определение победителя конкурса.
— как называются детали женской одежды, в которых помещались и реки, и озёра, и лебеди? (Рукава)
— как называется сказка о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? («Колобок»)
III. Работа по теме урока:
Многое мы уже о народной сказке знаем, настало время познакомиться со сказкой литературной, а многие из вас, я думаю, о литературной сказке слышали уже, да и сами читали…
2. Запись в тетрадь определения литературной сказки:
— какие произведения называют литературными сказками?
— какие литературные сказки вы читали? Назовите их авторов.
— назовите типы литературных сказок, приведите примеры.
— обращается внимание учащихся на книжную экспозицию.
— есть и современные авторы, которые пишут сказки. Назовите их.
(Джоан Роулинг, например).
— конкурс «Угадай сказку» (показ иллюстраций, ученики отгадывают сказки).
5. Постановка проблемного вопроса
«Чем отличаются народная и литературная сказки?»
— заполнение учащимися таблицы при помощи ключевых слов:
— проблемный вопрос « А есть ли у народной и литературной сказки общее?»
( Да, художественный вымысел, развлекательность; сказочные герои, как правило, наделены особенными качествами, происходят чудесные превращения и другое волшебство).
— интервью: «А вы согласны с тем, что сказка нужна не только детям, но и взрослым?»
IV. Подведение итогов урока.
1. Беседа с учащимися.
Как вы думаете, легко ли написать сказку? Да, сказку написать нелегко, у сказочников много секретов. Вот, например, оцените такую сказку: « В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он по какой-то дорожке, нашёл чего-то, встретил кого-то и отдал ему некоторую часть найденного.» Понравилась ли вам эта история? Почему? Чего в ней не хватает? Не хватает сказочных секретов. Каковы же секреты сказок?
Присутствие в них ярких событий, смелых героев, их волшебных помощников, коварных врагов.
Особые художественные приёмы: троекратные повторы, путешествия героя, его испытания.
V. Домашнее задание: написать сказку, оформить её в виде книжечки (по желанию добавить иллюстрации, обложку). Демонстрация учителем книжечек-сказок других учеников.
Оцениваются учащиеся, которые активно участвовали в конкурсе «Знатоки народных сказок», в аукционе и в других видах работы.
Номер материала: ДВ-378414
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы
Время чтения: 2 минуты
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Выплаты и льготы для студентов в 2021 году
Время чтения: 14 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока литературного чтения по теме «Авторские и народные сказки. Путешествие по сказкам» (1 класс)
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«Авторские и народные сказки. Путешествие по сказкам»
Разработала: учитель начальных классов
Работая много лет с детьми младшего школьного возраста, убедилась в том, что необходим поисково-творческий подход к процессу обучения и воспитания. Личностно ориентированное обучение предполагает следующее: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ученику работать в присущем ему темпе; обязательную успешность деятельности; обучение в зоне ближайшего развития; создание условий для реализации творческих возможностей индивида; демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся. Это возможно лишь тогда, когда на уроках реализуются различные виды и формы деятельности, в которых принимают участие все ученики.
Нестандартные уроки или уроки с применением различных игровых моментов (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-практикумы, уроки-праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию творческого и системного мышления, создают атмосферу поиска при решении различных образовательных задач. Особенно детям нравятся уроки-путешествия, уроки-сказки. Сказка по ее форме и содержанию близка детям. С раннего возраста они слышат сказки в детском саду и дома. Вся практика педагогической деятельности доказала высокую ценность и важность включения народных сказок в детские книги и школьные программы.
С помощью сказки у детей вырабатываются первичные представления о «правильном» устройстве мира, они определяются с тем, что такое добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо.
Удачно проведенные нестандартные уроки или использованные интересные методы и приемы средствами самой внутренней своей структуры побуждают интерес у учащихся к учению. Именно интерес часто становится тем рычагом, с помощью которого поднимается уровень развития ребенка, что позволяет ему осознать важность обучения в школе, делает растущего человека любознательным, придает учебным занятиям увлекательность.
Основное назначение таких уроков – в интересной для детей форме организовать учебно-поисковую деятельность с целью решения поставленных учебных задач, развития системного и творческого мышления, создать условия для формирования у детей различных личностных качеств.
Представляю урок литературного чтения в первом классе в форме урока-путешествия.
Тема: «Авторские и народные сказки. Путешествие по сказкам»
Цели деятельности учителя:
создавать условия для определения учащимися своих достижений и успехов за курс обучения в первом классе;
способствовать осознанию необходимости новых знаний.
обогащение и активизация словаря учащихся;
расширение круга детского чтения и кругозора младших школьников;
воспитание интереса детей к народному творчеству, литературе, становлению их читательской самостоятельности;
воспитание любви к чтению книг;
побуждение и формирование интереса к самостоятельному чтению книг;
формирование умения выразительного чтения;
развитие устной речи учащихся.
Тип урока: рефлексия.
Материалы к уроку: карта-схема Города Сказок, рисунки с изображением сказочных героев, карточки-задания, сборники сказок, фишки-звездочки.
понимать содержание прочитанного;
пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
отвечать на вопросы по содержанию текста;
называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора;
выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы
пересказывать небольшие по объему тексты;
оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
положительное отношение к уроку литературного чтения;
эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
чувство любви к чтению произведений различных жанров;
проявление знания основных моральных норм поведения;
основы для развития творческого воображения.
Метапредметные универсальные учебные действия:
осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
понимать фактическое содержание текста;
выделять события, видеть их последовательность в произведении;
выделять в тексте основные части;
выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;
пользоваться словарными пояснениями учебника.
использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников;
понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости;
принимать участие в обсуждении прочитанного произведения.
Методы и формы обучения: частично-поисковая; индивидуальная, фронтальная.
Организационная структура урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Психологический настрой на урок.
— Ребята, сегодня у нас обобщающий урок литературного чтения. Каждый день вы узнавали что-то новое. Вы пришли в первый класс и даже не все умели читать, а сейчас вы сочиняете собственные сказки, рассказы и даже стихи.
Сегодня необычный урок – путешествие. А чтобы мы были готовы, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. С хорошим настроением и учиться интересней.
— Ребята, нам предстоит путешествие по Городу Сказок. Каждый из вас во время путешествия будет получать фишку-звездочку от сказочных героев за каждый правильный ответ. Королева Города Сказок по количеству фишек-звездочек проверит, кто из вас может стать почетным жителем ее города.
Добраться до города не трудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолете далеко-далеко, через моря и океаны, леса и горы. Вот он опускается все ниже и ниже и, наконец-то, мы стоим на главной площади Города Сказок. В этом городе много улиц и на каждой сказочной улице живут известные вам сказочные герои, которые рады встрече с вами. Каждый из них придумал для вас интересные вопросы и задания.
— Наше путешествие начнем по улице «Теремок».
— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Мышка-норушка приготовила вам следующие вопросы и задания:
1. Перечисли животных, которые часто встречаются в русских народных сказках.
2.Этих животных называют в сказках постоянными, только им подходящими прозвищами. Распутайте:
Лягушка по горке скок
Комар золотой гребешок
Медведь зубами щёлк
Коза ни головы, ни ножек
(дети соединяют названия животных и их прозвища стрелочками).
3.Похожи ли животные, которые изображаются в сказках на обычных зайца, медведя, лису?
— Наше путешествие продолжается. Шагаем по улице «Заюшкина избушка».
— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Заяц приготовил вам следующие вопросы и задания:
1.Подумайте, почему к животным в сказках обращаются как к людям: кум, кума, сестричка, братец. Почему их часто называют по имени – отчеству: Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч, Котофей Иванович?
2.Недаром появились такие характеристики людей, которые сравнивают их с животными. Прочитай и припомни с какими:
хитрый как … голодный как …
грязный как … неуклюжий как …
упрямый как … трусливый как …
3.Чему учат сказки? Какие качества ценятся в героях сказок? Приведи примеры (смелость, доброта, честность, настойчивость, трудолюбие, преданность).
— Идем дальше и попадаем на улицу «Волк и семеро козлят».
— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Волк приготовил вам следующие вопросы и задания:
1.Какие слова здесь о лисе, а какие обо мне: хитрый, простодушный, проворный, бесхитростный, ловкий, глупый, простак, коварный, изворотливый, невезучий, лукавый, бестолковый?
2.От лица Красной Шапочки расскажите о том, что с тобой случилось.
3.Вспомните и назовите русские народные сказки, где девочке приходится идти в лес.
(Поднять большой палец правой руки вверх.)
(Выполнить ходьбу на месте.)
(Выполнить бег на месте.)
(Прижать руки к груди.)
(Вытянуть руки вверх.)
(Выполнить наклоны туловища влево и вправо.)
(Поднять указательный палец правой руки вверх.)
(Поднять большой палец правой руки вверх.)
— Молодцы! Хорошо живете!
— Пришли на улицу «Репка».
— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Внучка приготовила вам следующие вопросы и задания:
1.Прочитайте этот текст напевно, выделяя голосом ласковые слова:
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал
2.В каких сказках встречаются сказочные числа, например, три, семь …
3.Вспомните и подсчитайте, сколько хитростей придумала лиса в сказке Лисичка-сестричка и Волк.
— Продолжаем наше путешествие и приходим на улицу «Маша и Медведь».
— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Маша приготовила вам следующие вопросы и задания:
1.Какие цвета встречаются в сказках чаще всего? Что в сказках бывает золотое, а что красное?
2.Дополните заголовки сказок. Выясните, какую из них можно назвать народной.
3.Назовите по одной сказке каждого из авторов: Шарля Перро, Братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена.
— Продолжаем наше путешествие по улице «Лиса и Журавль».
— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Журавль приготовил вам следующие вопросы и задания:
1.Прочитайте объявление. Подумайте, кто из авторов объявлений является героем народной сказки. Из каких сказок остальные герои и кто их придумал?