Сказки народов поволжья для детей

Сказки

Народные сказки Поволжья

Народные сказки читать

Польза чтения сказок для детей несомненна и известна всем. Сказка открывает перед ребёнком волшебный мир, развивая его фантазию, память, творческие способности. Слушая народные сказки, ребёнок приобщается к культуре своего народа.

Сказки, автор которых не известен, значительно отличаются от авторских, дидактических сказок и произведений в стиле фэнтези. Они воплощают память, традиции и обычаи, присущие целым народностям и нациям. Лучшие народные сказки заключают в себе мудрость, которая выкристаллизовывалась тысячелетиями, и потому заслуживает того, чтобы человек изучил её как можно раньше. Воспитательный аспект в преданиях наших предков проявлен не так ярко, как в дидактических сказках, но ценен своей аутентичностью, народным духом, традиционными ценностями. Темы народных сказок, их сюжеты отражают условия, в которых многие столетия жили люди, и обстоятельства, в которых оказывались чаще всего.

Герои народных сказок воплощают самые яркие черты народного характера и отношение общества к окружающему миру, порой загадочному, но всегда полному открытий, к себе самому и к своим соседям.

Народные сказки для детей – то же самое, что почва для молодых ростков. Чем лучше почва, тем крепче и красивее будет растение. Слушая в детстве о волшебных приключениях сказочных персонажей, ребёнок приобретает нечто большее, чем знание фольклора. Он учится понимать разницу между добром и злом, ценить силу духа, предприимчивость, юмор, умение находить выход из, на первый взгляд, безвыходных ситуаций. Как известно из практики дошкольного и школьного обучения, материал, изученный перед сном, запоминается надолго, поэтому лучший способ оставить сказочные образы в памяти малыша – читать народные сказки на ночь.

В этом сборнике взрослые и юные читатели найдут истории на любой вкус: о зверях и птицах, о героях, о мудрецах, о чудаках и, конечно, о добрых и злых волшебниках.

Читаем народные сказки Поволжья, чтобы расширить кругозор и оставаться открытыми миру в любом возрасте!

Источник

Народные аудиосказки Поволжья

Аудиосказки для детей слушать онлайн

Аудиосказки онлайн – современный формат, особенно удобный для людей, лучше запоминающих информацию на слух. Но это не единственное их преимущество. Если вы заняты домашними делами и хотите создать приятный информационный фон, не включайте телевизор. Гораздо полезнее и увлекательнее для вас и вашего ребёнка включить и слушать сказку онлайн.

И всё же, что лучше, читать, слушать или смотреть, каждый решает для себя сам. Это – дело вкуса и способа восприятия. А вот о том, что народное творчество – уникальный источник знаний и прекрасное развлечение, кажется, спора нет. Роль народных сказок огромна. Они открывают перед ребёнком мир приключений, развивая его фантазию, память и творческие способности. Слушая их, каждый из нас приобщается к культуре своего народа.

Ещё один способ приятно разнообразить свой досуг – скачать сказку в MP3 формате и слушать её на своём мобильном устройстве. Таким образом вы перестаёте зависеть от капризов интернета. Однажды скачанный файл можно хранить в компьютере, ноутбуке или смартфоне и слушать оффлайн столько раз, сколько захочется. А ещё можно немного побыть актёрами: выучить волшебную историю с ребёнком и друзьями по ролям, позвать в гости зрителей-соседей и устроить свой собственный домашний театр. Как известно из практики дошкольного и школьного обучения, материал, изученный перед сном, запоминается надолго, поэтому лучший способ оставить сказочные образы в памяти малыша – читать народные сказки на ночь.

В этом разделе нашего сайта взрослые и юные читатели услышат истории о зверях, птицах, героях, мудрецах, о духах леса и воды и, конечно, о добрых и злых волшебниках. Ещё одно приятное преимущество сайта – тот факт, что можно слушать все аудиосказки онлайн бесплатно.

Вряд ли вы часто слышите звучание языков народов Поволжья – марийского, удмуртского, татарского, чувашского, мордовского – в повседневной жизни. Постепенно они перестают быть частью нашего наследия, а ведь именно благодаря языковому разнообразию национальная культура нашей страны так богата и интересна. Представленная на нашем сайте коллекция сказок озвучена профессиональными актёрами и носителями языка. Благодаря этому вы сможете без труда расслышать каждый звук речи, изучить основы поволжских языков или просто насладиться их мелодией.

Слушаем народные сказки Поволжья, чтобы расширить кругозор и оставаться открытыми миру в любом возрасте!

Источник

«Сказки народов Поволжья». Творческий проект с детьми средней группы

Ольга Чичулина
«Сказки народов Поволжья». Творческий проект с детьми средней группы

«Сказки народов Поволжья»

творческий проект с детьми средней группы №10

срок реализации:1 год

Актуальность:

В современных условиях жизни наблюдается снижение читательского интереса художественных произведений. В результате владение родным языком, развитие игровых способностей и восприятие литературного текста снижается. Для решения данной проблемы я выбрала работу по знакомству дошкольников с сказками народов Поволжья, так как считаю, что народные сказки прочно вошли в детский быт детей, и по своей сущности они вполне отвечают природе маленького человека; близки его мышлению, представлению о культуре своей Родины.

Роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников очень велика. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие идеалы и стремления, формируют личность.

Читайте также:  Про мальчика яшу успенский аудио рассказы

К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о сказках.

Метод проектной деятельности, используемый в работе с детьми среднего возраста, предполагает формирование личности дошкольника, развитие его самостоятельности, инициативности, любознательности, творческого воображения, позволит планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными видами театрализации, сформировать речевые навыки и использовать приобретенные знания в самостоятельной игровой творческой деятельности.

Объект проекта: Формирование творческих навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры.

Предмет проекта: Благотворное воздействие сказок народов Поволжья на развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми и родителями.

Цель проекта: воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с сказками народов Поволжья.

Задачи:

Воспитательные: Воспитание добрых отношений к людям разных национальностей, любви к своей Родине, интереса к сказкам народов Поволжья.

Образовательные: Знакомство детей с народными сказками Поволжья; формирование представлений о культуре народов Поволжья через чтение фольклорных произведений.

Развивающие: Развитие творческих навыков, воображения, самостоятельности, инициативности, пробуждение желаний к театрализованной игре; выстраивание тесных взаимодействий друг с другом.

Источник

Исследовательский проект Сказки народов Поволжья

специалист в области арт-терапии

Региональный конкурс проектов учащихся начальных классов, посвящённый Году литературы

Сказки народов Поволжья

МБОУ «Енабердинская СОШ»

Менделеевского муниципального района РТ

обучающаяся 4 класса

МБОУ «Енабердинская СОШ»

Скворцова Лариса Николаевна

учитель начальных классов

Основная часть стр.4

Список литературы стр.6

Я помню моё прекрасное детство. Помню, как ложилась в кровать и тихим голосом звала свою маму. Она меня всегда слышала и знала, почему я её зову. Она брала книжечку и подходила к моей кровати. Присев, всего лишь на край, она начинала мне читать сказки. Каждый мой вечер заканчивался маминым чтением. Но прошло время. Форма, бантики, цветы, портфель, первый звонок-школа! Сколько было радости! Я не могла представить, что меня там будут учить. Когда я уже научилась читать, то зачитывалась до вечера. Маме даже приходилось отнимать у меня книгу, чтобы я отдохнула.

Любила читать сказки весёлые и грустные, страшные и смешные. Мне известно, что сказки бывают добрые и сердечные, жестокие и злые, бывают поучительные или просто смешные, читая некоторые, хочется улыбаться. В некоторые сказки мы верим, а некоторые бывают такие фантастические, что в них трудно поверить. Неважно, читали ли мы сказку сами или же её нам читали перед сном, – часто нам хотелось просто оказаться в сказке.

Когда мы ходим в детский сад, то чаще всего ещё не осознаём, что мы делаем «плохо» или «хорошо», а делаем так потому, что нам так хочется. Но, когда мы уже ходим в школу, то учимся отличать зло от добра. И решать такую проблему нам помогают книги. Читая сказки, сравнивая их, мы можем понять, о чём «намекают» сказки и какова главная мысль сказок. Каждая сказка несет в себе массу полезного и интересного.

Объект исследования: сказки.

Предмет исследования : русские народные сказки и сказки народов Поволжья.

Цель исследования – выяснить, всегда ли добро побеждает зло на примере народных сказок.

Для исследования этой проблемы, я решила перечитать сказки, собрать информацию о них в разных источниках и поставила перед собой следующие задачи.

1.Узнать, историю возникновения сказок.

2.Исследовать сказки разных видов.

3.Определить сходство сказок;

4.Сравнить русские сказки со сказками народов Поволжья

Гипотеза: я думаю, что русские народные сказки и сказки народов Поволжья имеют много общего и что общей основной мыслью сказок является победа добра над злом.

изучение литературы по теме

сравнительный анализ сказок.

Ёё любят дети и взрослые. Когда мы произносим слово «сказка», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необычным сказочным законам, мир, где действуют необыкновенные фантастические герои, где свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь. Сказку слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить ложью на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые силы и как с ними бороться.

Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.

Мне захотелось сравнить сказки русского народа и сказки народов Поволжья. В этом мне помогли школьная и сельская библиотеки – хранилище различных книг. Я перечитала много сказок и литературы о сказках. Вот что я узнала.

Читайте также:  Рассказы и сказки виталий бианки распечатать

Анализ исследуемых сказок

Сравнение исследуемых сказок

Читая сказки, я заметила, что есть много с казок народов Поволжья, которые по своему сюжету похожи на русские народные сказки. Например, русская народная сказка «Жадная жена», удмуртская сказка «Старик, старуха и берёза» и марийская сказка «Как старухино желание

Сказка – это вымысел; это мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; это высмеивание человеческих недостатков: глупости, жадности, лености; это воспевание любви к своему краю, к отчему дому, к своим родителям. Сказки многих народов учат быть смелыми, добрыми, не искать лёгкой удачи, не бояться любого труда – и счастье обязательно к тебе придёт. При всей непохожести разных стран и народов есть одно общее, что их объединяет: во всём мире люди стремятся к добру и правде, а зло и ложь, в конце концов, терпят поражение.

Прочитав выбранные сказки, я сравнила их основные мысли и черты характеров героев. Я думаю, что не обязательно быть самым сильным, самым умным, а быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым. И самое главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. Практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются. Во всех сказках сильный помогает слабому, ум побеждает хитрость, а добро всегда побеждает зло .

Сказки – это бесценный дар, оставленный нам нашими предками. Результаты исследования доказывают, что основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Все любят читать сказки. В них всё хорошо кончается и становится радостно на душе. А ещё любая сказка учит жить. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Жизнь дана на добрые дела», «За добро добром и платят», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «Делая зло, на добро не надейся». Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без добрых людей и обязательно кто-нибудь поможет. На любую силу найдётся ещё большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый, терпеливый, смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то в конце концов будешь оценён по заслугам своим.

Русские народные сказки и сказки народов Поволжья имеют много общего. Общей основной мыслью сказок является победа добра над злом.

Источник

Сказки народов Поволжья

Тема: День родного языка. Сказки народов Поволжья.

Цели и задачи:

Форма организации: исследование

Ход занятия

1. Чтение отрывка из стихотворения писателя-симбирянина Д.П.Ознобишина «Городок»

(4 чтеца в национальных костюмах)

Ну, садитесь, детки, в ряд!
Сказочку, на новый лад,
Вам сказать хочу я.
Чур же слушать! Ни гуту!
Шум подымете ль, не лгу.
Тотчас замолчу я!

Наверху приволжских гор
Зеленел когда-то бор,
Ветер выл без смены;
Вот, в средине пустыря,
Глядь-поглядь монастыря
Поднялися стены.

Козней дьявола боясь,
Там. от мира затаясь,
Сестры приютились;
Вкруг чуваши и мордва.
Свой ясак платя едва,
Мирно заселились.

Не по дням, а по часам
Городок разросся там.
Ветреный — прозваньем.
Назван был ли так от гор.
Иль по милости сестер,
Смолчано преданьем.

Видел он набег татар.
Пало царство как болгар,
Как в стенах Казани
Грозным юношей-царем
Задан был орде погром
Вместо прежней дани.

Городок был сам в боях;
Охранял он царский стяг,
Жизни не жале…

2. Беседа

О чем стихотворение? (О народах, населявших территорию нашего края в древние времена)

Что вам известно о заселении края? (Первые племена появились здесь 80-100 тысяч лет назад, наиболее известны ильменковцы, буртасы и булгары).

О каких народах упоминается в стихотворении? (Чуваши и мордва. Это одни из первых народов, освоивших территорию нашего края, в 13 веке сюда пришли татары, а в 17 веке осваивать волжские земли пришли русские.

Сколько народов сейчас проживает в нашей области? (Более 120 народностей. Самые многочисленные – русские, татары, чуваши, мордва.)

Наше занятие посвящено Дню родного языка. Скажите, что помогает народу сохранить свой родной язык? (Традиции, культура, народная литература.

3. Целеполагание

Мы с вами уже познакомились с былинами, а сегодня познакомимся со сказками народов нашего края. Какие цели перед собой поставим?

(Сравнить сказки разных народов, выявить в них особенности языка, а также найти сходства между ними.)

4. Работа творческих групп.

Задания:

1 группа. Русские. Сказка «Илья-пророк и Миколай-угодник»

2 группа. Татары. Сказка «Татарская легенда об Алыпе-Великане»

3 группа. Чуваши. Сказка «Как Улып-Великан появился на Волге»

4 группа. Мордва. Сказка «Перя-богатырь»

5. Выступления творческих групп.

1 группа. Московское государство XVI—XVII вв. с юга не граничило с другими государствами. К освоенным обжитым местам примыкало слабо заселенное пространство, называемое в то время «дикое поле».Через это пространство приходили на Русь кочевые народы: татары, монголы, ногаи, нападая на местных жителей, уводя их в плен, разоряя города. Правительство было вынуждено искать наиболее эффективных путей защиты.

Читайте также:  Рассказ история гусеницы борис заходер слушать

Постепенно в государстве были созданы две линии обороны от кочевников

В конце XVI в. начался первый поток колонизации юго-восточной окраины государства. Засечная черта Алатырь — Арзамас не могла долго служить границей русского заселения в Среднем Поволжье. Уже в середине XVII в. правительственная колонизация переходит р. Суру на восток, по ее притокам Бездне и Чилиму к р. Свияге, и на юг, к верховьям рек Суры и Барыша, и от р. Алатыря по р. Инсару к Саранску. Таким образом, заселяется территория между реками Сурой и Свиягой, которая в свою очередь нуждалась в ограждении от возможных нападений с юга.

В 1647 г. строится ряд укрепленных городов в этом районе и первым из них г. Карсун. Руководил этим строительством стольник Богдан Матвеевич Хитрово, один из самых доверенных лиц царя Алексея Михайловича. На строительство этих городов и Карсунской черты посылались служилые люди из соседних понизовых городов — Арзамаса, Курмыша, Алатыря и других.

Сразу же после постройки Карсуна строится г. Симбирск на Волге. По всей линии Карсунско-Симбирской черты па протяжении 92 верст, на некотором расстоянии друг от друга были построены остроги или укрепленные городки Юшанск, Тагай, Уренок, Карсун, Аргаш, Сурск.

Народные русские имена и слова в сказке «Илья-пророк и Миколай-угодник»

Вывод: В русской народной сказке много слов, связанных с земледелием и бытом народа, а также употребляются имена особо чтимых на Руси святых: Ильи-пророка и Николая (просторечное Миколай)-угодника, что свидетельствует об основных занятиях и вере народа.

2 группа. Около рубежа нашей эры на основе ананьинской культуры сформировалась пьяноборская. Потомками пьяноборцев являются финские народы Среднего Поволжья и Прикамья.

Некоторые из этих финских народов были покорены и ассимилированы булгарами — тюркским народом, пришедшим с юга во второй половине I тысячелетия н. э. Еще в степях Поволжья и Приазовья, т. е. до переселения в Прикамье, в состав булгар влилась часть аланов— ираноязычного народа, предками которого считаются сарматы, а потомками современные осетины. Булгаро-аланские племена создали в Прикамье государство, известное под названием Волжской Булгарии. Значительная, если не большая, часть населения Волжской Булгарии являлась потомками местных финских народов. Язык волжских булгар, относящийся к тюркской языковой семье, наиболее близок был, вероятно, к современному чувашскому.

В 1236—1238 гг. Волжская Булгария была разгромлена монголами, которые были известны их соседям под названием татар. Позднее название «татары» стало применяться к тем тюркским народам, которые были покорены монголами и входили в состав монгольских армий. После распада монгольской империи Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, подавляющее большинство населения которой составляли тюркские народы, главным образом кыпчаки (половцы). За ними и закрепилось наименование «татары». Пришельцы стали селиться на булгарских землях, преимущественно в южных местах, постепенно переходя на оседлость и сливаясь с коренным населением, внося в его быт, и особенно в язык, немало своих черт.

Народные татарские имена и слова в сказке «Татарская легенда об Алыпе-Великане»

Вывод: В татарской народной легенде много слов-топонимов, так как речь здесь идет о расселении народа, что позволяет нам лучше узнать историю нашего края (Итиль – древнее название Волги, булгары и буртасы заселяли наш край в 8-13вв), а также упоминается имя мусульманского пророка Яфеса.

Народные чувашские имена и слова в сказке«Как Улып-Великан появился на Волге»

Вывод: В чувашской народной сказке тоже много слов-топонимов, указывающих на территории расселения народа (откуда пришли икуда), только название Волги у чуваш – Атыл, еще мы узнали о чувашском народном празднике Калама и языческом Боге- громовержце Аслати.

К середине XVI века у мордвы сложились этнические группы эрзи и мокши, каждая с особенностями в языке и культуре. В XVII – XVIII вв. в связи с русской колонизацией происходило постепенное движение мордвы в Заволжье на новые земли. С другой стороны, в юго-восточном направлении шло продвижение служилой мордвы, которые строила засечные линии и осваивала незаселённые земли.

К концу XIX века мордва расселилась на большой территории среди русских, чуваш и татар.

Народные мордовские имена и слова в сказке «Перя-богатырь»

Национальные ритуальные блюда: пирог с рыбой, варёные куриные яйца

Вывод: В мордовской народной сказке наряду с именами собственными встречается много диалектных слов, помогающих «услышать» красоту языка, это единственная из представленных сказок, в которой упоминаются названия и традиционных ритуальных блюд.

6. Вывод. Рефлексия.

В результате нашей работы мы пришли к выводам: сказки народов Поволжья имеют много общего. Эти сказки дают представления о фольклорных традициях русских, особенностях языка татар, чувашей и мордвы. Бросается в глаза характерная близость сюжетов, героев и художественных форм, вытекающая из длительных культурных связей народов, издревле живущих на одной земле. Взаимопонимание и уважение, сострадание и теплота сердец, способны объединить наши народы в любых испытаниях и бедах.

7. Заключение. Выступление чтецов

Поволжский край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы
Народы, как одна семья,
Хотя язык их разный.
Но дружбой мы своей сильны
И мы живём прекрасно!

Источник

Познавательное и интересное