Народные сказки Поволжья
Народные сказки читать
Польза чтения сказок для детей несомненна и известна всем. Сказка открывает перед ребёнком волшебный мир, развивая его фантазию, память, творческие способности. Слушая народные сказки, ребёнок приобщается к культуре своего народа.
Сказки, автор которых не известен, значительно отличаются от авторских, дидактических сказок и произведений в стиле фэнтези. Они воплощают память, традиции и обычаи, присущие целым народностям и нациям. Лучшие народные сказки заключают в себе мудрость, которая выкристаллизовывалась тысячелетиями, и потому заслуживает того, чтобы человек изучил её как можно раньше. Воспитательный аспект в преданиях наших предков проявлен не так ярко, как в дидактических сказках, но ценен своей аутентичностью, народным духом, традиционными ценностями. Темы народных сказок, их сюжеты отражают условия, в которых многие столетия жили люди, и обстоятельства, в которых оказывались чаще всего.
Герои народных сказок воплощают самые яркие черты народного характера и отношение общества к окружающему миру, порой загадочному, но всегда полному открытий, к себе самому и к своим соседям.
Народные сказки для детей – то же самое, что почва для молодых ростков. Чем лучше почва, тем крепче и красивее будет растение. Слушая в детстве о волшебных приключениях сказочных персонажей, ребёнок приобретает нечто большее, чем знание фольклора. Он учится понимать разницу между добром и злом, ценить силу духа, предприимчивость, юмор, умение находить выход из, на первый взгляд, безвыходных ситуаций. Как известно из практики дошкольного и школьного обучения, материал, изученный перед сном, запоминается надолго, поэтому лучший способ оставить сказочные образы в памяти малыша – читать народные сказки на ночь.
В этом сборнике взрослые и юные читатели найдут истории на любой вкус: о зверях и птицах, о героях, о мудрецах, о чудаках и, конечно, о добрых и злых волшебниках.
Читаем народные сказки Поволжья, чтобы расширить кругозор и оставаться открытыми миру в любом возрасте!
Дорогое яичко (Саратовская обл.) Русский вариант сказки «Курочка Ряба»
Дорогое яичко (Саратовская обл.)
Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147–148).
Русская сказка «Дорогое яичко» была записана собирателями русского фольклора в Саратовской области и в ней «курочка рябушечка стара старушечка» снесла старику со старухой обыкновенное яичко! Мы с вами помним, что у старых курочек весьма хрупкая скорлупа яиц. Про мышиный хвостик здесь вообще ничего не говорится, но мышка яичко разбила. Однако горе в результате разбитого яйца оказалось всеобщим! Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб листочки посшибал. Дочь попадьи вёдра и коромысло разбила. Попадья с горя покидала пироги за окошко. Поп ударился об косяк и его стали хоронить, поминки справлять.
Постоянная повторяемость событий позволяет ребенку, прослушивающему сказку, формировать память и навыки логики и мышления. Народная сказка активно использует таких «героев» как «поп», «попадья», их дочь. Мы видим, что «творцы сказки» иронизируют над ними, что подрывало авторитет служителей церкви.
Смысл сказки здесь, как мы видим, принципиально иной, чем в классическом, всем известном варианте сказки – нельзя переживать так сильно из-за не столь неважного, незначительного события, которое «выеденного яйца не стоит»!
Саратов. Владимир Шатько «Саратовские сказки»
Людмила Никифорова
Саратов. Владимир Шатько «Саратовские сказки»
Хочу предложить вашему вниманию «Саратовские сказки» В. Шатько.
Они похожи на легенды. Было это или не было, но интересны они не только детям но и взрослым.
ВЛАДИМИР ШАТЬКО
Саратовские сказки
СКАЗКА О ТРЕХ ОСЕТРАХ И ТРЕХ СТЕРЛЯДКАХ
Было это очень давно. Подружились как-то три брата-близнеца с тремя сестрами. Три красавца-осетра с тремя миленькими стерлядками. Плавают, друг к другу в гости. То осетры мотыль вкусный отыскали, стерлядок на угощение зовут. То стерлядки салат из устриц состряпали – вкуснота необычайная.
Большая река наша Волга, да облюбовали рыбы место вот здесь, рядом с нашим будущим городом Саратовом. Чудные места! Долины подводные от трав ломятся. Родники прозрачные кожицу ласкают. Пляжи мелководные солнышком прогреваются, песочком отборным золотятся. И в пище недостатка нет. Ну и прижились тут стерлядки и осетры.
Сто лет прошло, а может и больше. Решили свадьбу сыграть.И говорят осетры:
— Дорогие наши стерлядки! Уплываем мы в моря далекие, в глубины черные за вкусными припасами на стол свадебный да за гостями почетными. А вы столы-отмели готовьте, скатертями-перекатами накрывайте да нас поджидайте. – И уплыли.
Плыли-плыли три друга-осетра и доплыли до моря Хвалынского. Месяц по морю ныряли. Полные торбы всякой снеди насобирали.Богатых гостинцев и подарков приготовили: жемчуга всякие, ожерелья коралловые, нахвостники янтарные, на плавнички камушки бирюзовые. Гостей стали созывать.
Долго ждали женихов стерлядки. Скучали одни. … А на ту пору щуки появились. Безобразничают. Напали на сестер. Пасти зубастые разевают – сейчас проглотят. Мечутся по дну стерлядки, на поверхность выпрыгивают, осетров на помощь зовут. А женихи далеко уплыли. Не слышат. Совсем выдохлись рыбки красные, а в зубы щукам не даются. Прижали их хищники к берегу – стерлядкам деваться некуда. Собрали они последние силы – и выскочили из воды. Гордые были. Упали на песок и в камни превратились. Потом люди долгие годы видели три камня, похожие на стерлядок, на берегу волжском. Лежат себе треугольным крестом. А люди в память о верных стерлядках легенды сложили и на гербе изобразили. Тех камней уж нет давно. Берег в бетон оделся. А три стерлядки на саратовском гербе так и красуются.
СКАЗКА О СОКОЛОВОЙ ГОРЕ
Давным-давно на вершине горы рос могучий дуб. Зеленым богатырем высился он над Волгой. А на самой верхушке дуба свили себе гнездо соколы-сапсаны – широкогрудые острокрылые птицы-великаны.
На месте нынешнего Саратова стояло тогда три домика деревянных да лабаз заезжих купцов. Рыбачили, приторговывали помаленьку первые жители. Места богатые. Все больше семей оставалось здесь жить.
И вот резвятся как-то дети на берегу.
— Играем, играем! – закричали остальные.
И мальчик принес угольки из печки. Старый дедушка спал на завалинке и ничего не слышал.
Начали ребятишки угольки с места на место палочками перекидывать. Искрятся угольки. Дымные струйки за ними вьются. Интересно и весело! А женщины на берегу мужей встречают с рыбалки, не видят, что дети огнем забавляются, на дедушку надеются.
Вдруг один уголек упал на домотканую рубашку годовалой Аленушки. Вспыхнуло платьице. Крик. Гам. Испугались малыши. Взрослые с берега услыхали. Обернулись, но не успеть. Только сдавленный стон материнский в волнах захлебнулся.
Неожиданно из-за облаков камнем упал сокол. Схватил горящую девочку. Поднял ее в воздух. Тяжело махая мощными крыльями, понесся к Волге. Он осторожно окунул ее в воду и, срывая крылами пену с волн, устремился с девочкой к людям. Опустил ребенка возле матери и взвился в небо.
И вдруг все увидели, что сокол горит. Шлейф дыма тянется за сильной птицей. Видно огонь переметнулся на перья. Жалость и ужас охватили всех. А сапсан, объятый пламенем, полетел к горе. И все увидели, как он упал огненным клубком в свое гнездо.
Всю ночь полыхал дуб на горе. Лишь печальный треск огнища да женский плач разносились над Волгой.
…Люди в память об отважной птице назвали гору возле Саратова Соколовой.
СКАЗКА О ЗЕЛЕНОМ ОСТРОВЕ
Давно это было. Так давно, что даже солнышко запамятовало, даже песок на волжских берегах не помнит. Только молва народная и хранит память старины. Поди, разбери сейчас, где правда, где выдумка.
Жили-были на Зеленом острове дед да баба. Долго они по свету бродили, пока здесь осели. Избу справили. Скотину завели. Дед рыбу ловит да траву косит. А бабка все по дому хозяйничает. Справно жили, мирно, в труде. Но вот беда – детей нет.
Раз сидят они у печки греются. Дед хмурый, горшки лепит,а бабка за пряжей слезы льет:
— Поймал бы ты дед чебака да плотвичку. Высушила бы я их на теплом солнышке. Нарядила б их, нежила. В красный угол посадила бы. Были б нам за сына и дочку.
— Да, бабка, хорошо при Волге жить, а при детях лучше.
Пошел старик и поймал жене двух рыбешек. Высушила она их, вырядила. Сидят в красном углу и молчат. Целый год молчали.А однажды поутру кА закричат:
— Вставайте, дед и баба! Вставайте, лежебоки!
Вскочили с печки старички. Испугались. Ничего не поймут.
— Мы! Чеба и Плотя! Есть хотим! Есть хотим!
Обрадовались поначалу старики. Суетятся. Не одиноки теперь. Да радость короткая была.
Каждый знает, если рыбу на хвостик поставить, нос у нее всегда кверху будет. Так и у Плоти с Чебой – высокомерия хоть отбавляй. Бились, бились старик со старухой, не хотят слушаться рыбки.Знай себе говорят:
— Мы сами с усами. Хватит нас тыркать. Каша вон сегодня не масляна была. А туда же учить.
Заприметили детишки-рыбишки, что все им с рук сходит, так и здороваться перестали.
— А что с вами здороваться? Не баре. Обойдетесь. Вон в щах намедни мясцу совсем с гулькин нос. А туда же приветствуй их. Еще чего!
А на зеленом острове благодать. И пляжи пуховые, и лес кудряв, и ветерочек ласковый. Лежи, загорай. Гуляй развлекайся. Живи не утруждайся.
— Помираем мы. Все вам оставляем. Живите дружно. Нос к земле опустите.
— Фу! Больно надо! Надоели ваши нравоучения. Все учат, учат!
Хлоп дверью и – на берег забавляться.
Вскоре поели все припасы. Все кладовки подчистили. Все сжевали. От голода еле плавниками шевелили. Старика со старухой вспоминали…
А на острове и сейчас все больше чебак да плотва ловятся. Тоже, видно, кому-то в пасынки просятся. На чьей-то шее посидеть хотят. Да только почему-то чебы и плоти все больше в уху попадают.
СКАЗКА О КУМЫСНОЙ ПОЛЯНЕ
В желтой пустыне за Каспием, среди зыбучих песков и колючих кустов жил Черный ветер. Жестокий и злобный, он копил свою губительную силу до поры до времени. Тайком вырывался он раз в пять лет в приволжские степи и жег все на своем пути. И вот однажды он заспался. Лет пятнадцать он дремал в старых заброшенных колодцах Каракумов. А когда проснулся, то рассвирепел необычайно. Диким неистовым зверем набросился он на житницы и дубравы. Жег и драл из несчастной земли все с корнем. И крушил, крушил, крушил. Хохотал, свистал в голых ветвях. Плясал, обезумевший на пожарищах. Разгуливал на мертвых полях. Злой, бессердечный суховей.
— Я самый сильный! Я властелин! Я! Я! У-ха-ха-ха!
В тот давний год, когда в Саратове было уже три улочки и лавчонка, а у крохотного причала останавливались купеческие баржи, плывущие вниз по Волге, налетел Черный злодей. Сметал он деревянные домики, рвал рыболовные снасти, топил лодки, уносил с корнями молодые всходы ржи. Все леса по холмам пожухли, все огороды засохли. Голод подкрадывался к людям.
Воды в Волге стало совсем мало. Ушла рыба. Пустыми возвращались сети. Только раки попадались иногда. Но и они вскоре исчезли. Мор пошел среди людей…
Трое мальчишек пошли в дубняк на холмы. Луки с собой прихватили, силки. Вдруг что подстрелить или поймать удастся. Уж больно есть хочется.
Еле дотащились до леса. В гору особенно трудно подниматься было. Ходили-бродили по рощам, ничего не нашли. Пустой лес. Неживой. Вдруг видят – на поляне табун лошадей.
— Смотрите, смотрите, кони! Побежим скорее! – закричали ребятишки. Но от слабости они еле-еле волочили ноги, пока совсем не упали.
Животные сначала испугались.
— Осторожно! Люди! Берегитесь! – проржал старый гнедой.
— Да что их бояться? – возразила умная бабушка с седою гривой до земли. – Им нужно помочь. Они упали от голода. Эй, каурые! – обратилась она к молодым кобылицам. – Подойдите к двуногим жеребятам и напоите их.
Мальчики увидели, кА две лошади отделились от табуна и поскакали к ним.
Кобылицы били землю копытами, поворачивали огромные добрые глаза на мальцов и разговаривали между собой.
— Пусть едят. Жалко их…
Да, очень они слабенькие. Им жить надо. Нашим жеребятам тоже молока хватит.
Накормили лошади ребят. Прибежали те в городок и взрослым все рассказали. А никто не верит. Не верят и все! А потом пригляделись, а ребята-то сытые. Вон как угорелые носятся. Видно, все, правда!
Утром все пошли в горы. Даже грудных детей с собой взяли. Прихватили туески и бадейки. Вдруг удастся молока добыть.
На той же поляне паслись гордые красавицы, с задорными рыжими жеребятами. Люди замерли, боясь спугнуть животных. Но те не убегали и как будто ждали гостей. Женщины осторожно подошли к кобылицам, и те дали себя подоить. А в это время ребятишки и мужики рвали охапками желтую траву и подкармливали и гладили дрожавших слегка лошадей.
Вот так пришло спасение. Много дней ходили люди на поляну за живительным молоком, делали из него кумыс. Все пили кумыс и хвалили добрых, степных лошадей. Никто больше не голодал. И дети не
умирали. И матери не плакали…
Потом пошли дожди. Ожило все. Зазеленело. Табун умчался в вольные степи. А люди назвали поляну Кумысной. И сейчас так зовут. И это самое красивое место вблизи Саратова.
А Черный ветер и сейчас иногда залетает в Поволжье. Но научились люди бороться с ним и перестали бояться суховея.
А у вас есть что-нибудь подобное о вашем городе или крае? Хотелось бы познакомиться.
Мы с детьми сделали панно к этим сказкам
Ох, уж эти покрышки! Ох, уж эти покрышки! Предлагаю вашему вниманию новую работу наших мастеров из Саратова: «Черепаха» http://www.maam.ru/users/Nikila12111958.
Ранний возраст. Небольшие презентации для детей. Предлагаю презентации для детей раннего возраста. В мою пед. копилку они попали после прохождения курсов повышения квалификации в АППО (.
Легенды Саратовской области
Еще легенды про Саратов можно посмотреть здесь: Неизвестные легенды Саратова
Парад легенд Саратовской земли открывает забытое предание о зарождении здесь древнейшей религии единобожия (Зороастризма) около 10 тысяч лет тому назад. Ранние главы священной книги вендов «Авеста» были сложены самим Зороастром (Заратуштрой), по представлениям современных учёных (М. Бойс, Англия), в Заволжской степи. Наблюдения за древней топонимикой Саратовской области позволяют уверенно полагать, что Заратуштра, предтеча Православия, был связан по жизни с районом земли, получившем название – край Саратов, ныне Саратовская область. Имя города, имя великого мудреца совпадают в своей основной, содержательной части – САРАТов и З(С)АРАТуштра. Слово «САРАТ», в переводе с праславянского означает – «У КОЛЕСА (солнца)». Было и несколько другое толкование, более земное, — «У КОЛЕСА (колесницы), т.е. «КОЛЕСНИЧИЙ». Это должно свидетельствовать о существовании на Саратовской земле колесничего дела, мирного и боевого, много веков тому назад.
Легендарным городом, известным ещё со скифского (сколотского) времени на Саратовской земле, или точнее на земле современного города Саратова, является УВЕК (более древняя форма названия — УКЕК). На языке праславян или скифов это слово означает – «КОНЬ». Данные учёных говорят, что приручение коня человеком имело место в Саратовском Поволжье, около семи тысячелетий тому назад. Это было поистине одним из важнейших достижений в культуре Старого света и Мира, т.к. открыло возможности покорения и освоения земных пространств, вызвало к жизни множество ремёсел, и, вследствие этого, — целого ряда искусств. Темп жизни на земле резко изменился, народы мира стали ближе друг к другу. До сих пор в русском языке слово «УК» означает специально «обученный, прирученный». Живёт это слово и в слове всем нам более знакомом – «ВНУК», которое передаёт освещенную веками традицию обучения через поколения, — от деда к внуку. Город Укек был одним из славнейших городов старого света, и его история смыкается с историей современного города Саратова. Укек известен как золотоордынский город, погибший по неизвестной причине. Городище Укек (Увек), занимающее по площади пространство близкое к размерам исторического центра современного города Саратова, до сих пор системно не исследовано. На Увеке находился древний православный монастырь (у начала собственно реки Увек). По преданию он существовал во времена Золотой Орды. При нем было кладбище (погост), на котором хоронили всех преставившихся православных людей в Орде. Всех умерших ордынцев на Руси хоронили тогда же в Суздале. Таким образом, можно говорить об определенной связи и сопоставимости в древности двух городов – Увека и Суздаля, как неких духовных центров.
Саратовская область занимает особое положение в истории и географии Пугачевского восстания. В Мечетной слободе (позднее город Николаевск, ныне Пугачев) Е.И. Пугачев впервые принял на себя имя царя Петра 111, что и послужило началом возмущения и восстания народа. На территории Саратовского края восстание принимало форму народной войны, отмеченной сражениями с регулярной армией, захватом городов. Со стороны правительства в этих событиях участвовали такие, например, выдающиеся деятели как: А. В. Суворов, Г.Р. Державин, И.И. Михельсон. На Саратовской земле, в Заволжье, был и схвачен руководитель восстания Е.И. Пугачев (село Алтата, Дергачевского района), что и явилось концом Народной войны.
На чистейшей речке с названием Лох, что означает – пропасть и пропащее место, стоит одноименное село. Рядом с ним находятся два достопримечательных места, по народной молве и литературным рассказам связанные со временем Ивана 4 Грозного. Кудеярова Гора и Кудеярова пещера зовутся так в память о знаменитом разбойнике, атамане. Пещера, в которой ведёт вход через древнюю железную дверь, закрыта для посещений с тех давних времён. Словно какой-то запрет лежит на этой пещере, и никто не смеет проникнуть в её тайну. По народному преданию, Кудеяр был разбойным царём, и стал он им по неволе, — ведь во главе Русского царства мог находиться только один человек, — Иван Грозный. Ему же приходился Кудеяр братом-близнецом. По легенде запечатал себя Кудеяр в пещере, после громких разбойных походов, до условного часа. Когда над горой да над пещерой встанут две радуги, выйдет на свет Кудеяр и будет править Русским царством, по справедливости да по милости.
В названии Соколовой Горы, что главенствует над старинной частью города Саратова, сохраняется память о далёком скифском или сколотском прошлом нашего города. Гора была посвящена Небу или Колу и всем его чудесным жителям и правителям, защитникам Русской земли. Гнездились на Горе и небесные гордые птицы, — соколы, предупреждавшие о нападении врагов. Бились соколы на землю Русскую, выбивая из седла всякого охотника, до не своего добра, хищного да жадного, бессовестного, безобразного по своим замыслам и делам. Держали стражу на Соколовой Горе воины-колобоки. Дружина соколов и колобоков зорко стерегла родные просторы. Днём над дружиной по небу-Колу ходил Колобок-солнце, а с вечерней зари до утренней на Горе Соколовой зажигался Колобог-огонь. На закате да на рассвете дружина вкушала священный круглый хлеб-Колобок, который давал ей всё новые силы. Пока стоит на Горе Соколовой дружина соколиная, — стоять твёрдо и всей земле Русской.
За толстым-претолстым угловым столбом Кукольного театра «Теремок», в Саратове прячется весёлая и беззаботная деревянная кукла. Ростом она – с маленького гимназиста, а видом – мальчишка с длинным деревянным носом. Придумал деревянного сорванца, ещё будучи в младших классах Саратовской гимназии, будущий знаменитый русский писатель Алексей Николаевич Толстой. Иногда можно видеть, как прогуливаются вместе по бывшему гимназическому саду, от зданий бывшей гимназии (ул. Некрасова, № 17) до Кукольного театра гимназист Алёша и создание его фантазии – мальчишка со славным именем Буратино. Если вам повезёт, вы услышите, какие замечательные истории, с приключениями и превращениями, рассказывают они друг другу. Если увидите там саратовского писателя или критика, то это означает, что они по записанному со слов двух мальчишек сочиняют. Из сочинённого выйдет в свет не одна книга, не дона заметка в саратовских газетах. А что не выйдет, то обязательно опустится со временем белым снегом на головы этих самых писателей или критиков. Сочинённое ими когда-то будет шепотом переговариваться, а иногда тихонечко напевать автору весёлую песенку о саратовском гимназисте и его разудалом деревянном друге.
Со времён очень давних, когда былины были вещими, волшебными птицами, сохранятся на нашей земле память о подвигах одного из великих богатырей Руси, — Алёше-Поповиче. Освободил богатырь из полона на реке Саратовке (а ещё называлась эта река Ураславой, то есть Русской) свою родную сестрицу. Это место и по сей час отмечено песней жаворонка, песней соловья, песней русского человека. Приходите, люди добрые, на берег реки Саратовки, разворачивайте меха гармошки Саратовской. Колокольцами берега пробудятся, песнями русскими да заслушаются. Пролетит по небу на коне богатырь, на белым коне в серых яблоках. А в седле, перед ним, — душа-девица, дочь крестьянская. От зари да зари белый свет стоит, от зари до зари звёздная ночь кружит. И всегда-то вместе в памяти былинной на берегу реки Саратовские милые брат и сестра. Не бывать более поруганию — полону вражьему, не кончаться на нашей земле песням славным.
Саратовскую степь во времена ордынские, половецкие просвещенные люди называли весьма поэтично – «Страна яблонь». Здесь, в степи, существовали яблоневые леса, пережившие тысячелетия, но упавшие под «железной пятой» капиталистического прогресса. Яблоневый Сырт, то есть речной водораздел, — вечный памятник древней культуре замечательного плодового дерева и одновременно не менее древний, оставивший глубочайший след в жизни нашего народа и культуре Апполона-Даждия-бога.
По яблоневому Сырту в 1833 году совершил свое путешествие-исследование А.С. Пушкин. По следам возмущения, получившего название Пугачевского бунта, великому поэту, ставшему историческим, оставалось тогда побывать на землях, где началось и закончилось это потрясение основ русской жизни конца 18 века. Неслучайно целая глава «Истории Пугачевского бунта» А.С. Пушкина отведена саратовским материалам. Как очевидец, Пушкин сообщает, что Соколовая гора господствует над городом Саратовом.
Район Саратова можно считать своеобразным мостиком между южной флорой Кавказа, Крыма и Средней Азии. Так, на Увеке каким-то образом сохранились поросли розмарина. Не менее разнообразной была и фауна Саратовской степи.
В Саратовской степи обитал лесной люд – угрофинны, к которым относился таинственный народ буртасы. Где-то рядом с современным Саратовом была их столица – Буртас. Другим угрофинским народом, жившим рядом с ними, была мордва. До середины 20 века на картах Саратова указывалась река Мордова. Сейчас она нам известна под именем Елшанка. Южнее Саратова есть село мордово, которое считается местом существования одного из древнейших городов России.
Говоря о городских древностях в Саратовской степи, невозможно не отметить факта размещения в ней коронных земель Золотой Орды, государства, оставившего огромный след в истории Старого света и России.
Непосредственно на территории современного Саратова (южная окраина) расположено городище (остатки древнего города) Увека, одного из лучших городов Орды. История этого городища малоутешительна, глубоких археологических исследований на нем никогда не проводилось. Существование Увека уверенно относят к 13 столетию. Последние сообщения о нем относятся к 1586 году, за четыре года до основания чисто русского Саратова. В то время город был центром одноименного княжества. Тогда местное войско с московским гарнизоном разбили на земле Увека крупный военный отряд крымских татар, вторгшийся для грабежа и разбоя богатейших рыбных ловель. Таким образом, по времени практически смыкается история Увека и Саратова, и несостоятельной выглядит идея о ранней гибели Увека в конце 14 столетия (поход Тамерлана, 1395 г)
В начале 17 века, перед появлением у берегов волги многочисленного народа (калмыки), пришедшего и Монголии, район молодого города Саратова был в самой гуще бытования башкиров. После прихода калмыков башкиры в подавляющем большинстве ушли к Южному Уралу, а ногайские татары оказались на Северном Кавказе. Сам Саратов сделался на многие годы центром Калмыкского края. После отхода калмыков, в места их нынешнего обитания, ближайшая к городу Саратову степь стала развиваться хозяйственно, культурно, как часть традиционно русского государства.
По свидетельству писателя Г.В. Геракова, в это время Саратов уже выгодно отличался других губернских городов.
После крестьянской реформы Саратовская степь вышла на дорогу капиталистического развития (торговля, железнодорожный транспорт, издательское дело, производство цемента). К началу революции 1917 года и Гражданской войны, Саратов стал одним из культурных центров России. Университет, другие вузы, значительный уровень среднего образования, практически полная грамотность, художественный музей, консерватория, саратовские театры по своей режиссуре, уровню исполнительского искусства (драма, опера) вошли в ряд лучших. А саратовская художественная школа (начало XX века) стала фактором мирового искусства. (В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. кузнецов, А.Т. Матвеев, П.К. Петров-Водкин)
О важности Саратова в первый период Великой Отечественной войны красноречиво говорит план немецко-фашистской армии – захватить город уже в начале августа 1941 года. Сразу же после Победы в 1945 году американская армия всерьез планировала уничтожение Саратова (сбрасывание атомной бомбы), причем в списке приговоренных советских городов Саратов был седьмым по счету, впереди Ленинграда- второго города страны.
В последующие десятилетия Саратов по своей инфраструктуре был отнесен к городам столичного типа. Саратовская степь становится близкой к Космосу (полеты Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова). Саратов же стал «электронной» столицей Советского Союза, а Саратовская область – мощным полем мелиорации сельского хозяйства.