Сказки народов севера кукушка ненецкая

Сказки

Сказка Кукушка — Ненецкие сказки

Сказка Кукушка

Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать — суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:

— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

— Я без пимов. Другой говорит:

— Я без шапки. Третий говорит:

А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать:

— Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть — заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.

И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.

Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

— Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:

— Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали:

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Сказка Кукушка — Ненецкие сказки: 1 комментарий

Интересная сказка, я ее впервые прочитал и она у меня создала в общем положительное впечатление. Только не понятно почему автор назвал ее кукушка и начинает свой рассказ о женщине с детьми.

Источник

Сказка о кукушке

Кукушка (ненецкая сказка)

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

Народная ненецкая сказка с картинками. Иллюстрации Гусаров

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, воды мне дайте… Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов.

Другой говорит:
— Я без шапки.

Третий говорит:
— Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.

Обыкновенная кукушка, рисунок картинка клипарт
Сказала тогда мать:
— Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу.

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть — заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын:
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мы тебе водички принесли!

Отвечает им мать:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я…

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали:
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

LiveInternetLiveInternet

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Асмик Аракелян
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

— учить детей оценивать поступки героев произведения;

-развивать связную речь;

— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель:Дети, в какой стране мы живем? Расскажите о России. Наша Родина какая?

Дети: Наша Родина большая, красивая, богатая.

Воспитатель:Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?

Воспитатель. Как можно попасть на Север мгновенно?

Дети. С помощью волшебства.

Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза.

-Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)

Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой.

Ответьте на вопрос, почему сказка называется народной?

Воспитатель: Да, правильно сказка народная т. к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова

Читайте также:  Рассказы на татарском языке о природе

В поисках корма для своих оленей часто переходят — кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Воспитатель. (показывает презентацию). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?

Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами

На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Сейчас немножко отдохнем.

Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,

Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»

По лесу летают, вокруг столов)

Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)

Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)

(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки)

Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю сказку, которая называется «Кукушка».

Воспитатель читает произведение.

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Воспитатель:Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Как заканчивается эта сказка?

Дети. Грустно заканчивается.

Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку!

Дети. Дети не дали воды.

2. Почему мама не вернулась к детям?

Дети. Она очень обиделась.

Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?

Дети: всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.

3. Чему учит эта народная сказка?

Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.

Воспитатель. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное — здоровы.

Как нарисовать кукушку.

Вы когда-нибудь видали кукушку?

Я сама и не видала такую птицу, и настоящее кукование никогда не слышала. Вот взялась писать про рисование кукушки статью и думаю: представление о многих животных и птицах у нынешних людей совершенно теоретические. Для меня кукушка ничуть не более реальна, чем динозавр: чистая теория. Википедия рассказывает, что кукушки распространены повсеместно в нашей стране, но они очень скрытны и малозаметны – знаменитое ку-ку можно услышать лишь в пору поиска партнёров… Чуть не написала – гнездования…

Ну, с гнёздами у них сложно обстоят дела – кукушки яйца подкидывают другим птицам, причём зачастую очень мелким – типа трясогузки, зяблика или королька. При этом кукушка забирает из кладки одно родное яйцо – для ровного счёта. Но иногда бывает, что несколько кукушек, облюбовав одно и то же гнёздышко, откладывают туда свои яйца и маленькие приёмные родители получают полчище прожорливых приёмышей.

Кстати о кормах – я было собралась удивить всех тем фактом, что кукушки едят колорадских жуков! Да только выяснилось, что их и воробьи и вороны тоже, едят этих несъедобных полосатиков только так. Ну… вот и пусть!

Сравнение сказок народов севера, имеющих с одинаковое название «Кукушка»

Выполнила: ученица 5 А класса Селина Лиза Сравнение сказок народов севера, имеющих с одинаковое название «Кукушка»

кукушка Трудно представить лес без кукушки. Кукушка –птица осторожная и скрытная. Питается различными насекомыми, которых поедает почти весь день в больших количествах. Она не строит гнёзд, а подкладывает свои яйца в чужие гнёзда.

ОБРАЗ КУКУШКИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Кукушка — один из самых поэтических мифологических персонажей. С образом кукушки связывают целый ряд обрядов, поверий и представлений. В литературном аспекте кукушка, в первую очередь связана с мотивом одиночества. Кукушка всегда одна, у неё нет пары. Кукушка не только не имеет пары, но ещё и подкидывает свои яйца другим птицам.

Сравнение сказок Кетская сказка Эвенкийская сказка Вид сказки В олшебная О животных герои люди птицы тема Легенда о возникновении речек Елогуй и Келлог. Объяснение, почему кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. идея Материнская любовь спасает от бед, мать всегда со своими детьми. Мать печалится о своих детях. символы Мать превращается в кукушку, которая летает над своими детьми – реками. Символ материнской любви, одиночества. Кукушка – мать, «о детях своих печалится, о них стонет, жалобно кукует». Символ материнской любви, одиночества. Изобразительно – выразительные средства Олицетворение, обилие глаголов. Олицетворение, эпитеты Сказочные приемы — Троекратность действия

Источник

Как мы по-разному читаем сказки

Кукушка
Ненецкая сказка

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега натащат на пимах, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Тяжело было матери. Одна она и рыбу на реке ловила. Дети ей не помогали. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать.
Лежит она в чуме, детей зовёт, просит их: «Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: «Я без пимов»; другой говорит: «Я без шапки»; третий кричит: «Я без одёжи». А четвёртый и совсем не отвечает.
— Близко от нас река, — говорит мать, — и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу, детки.
Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум и не заглядывали. Но вот захотел старший есть — вошёл в чум, а мать встала и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась.
Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска — хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын:
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама! Мы тебе водички принесли! Отвечает им мать: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!»
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Меньшой сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я». Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка.
И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Читайте также:  Рассказ на английском про здоровый образ жизни 5 класс

Эту сказку я помню всю свою жизнь.
Мы с братом просили маму почитать, и однажды она прочитала сказку «Кукушка».
Мы рыдали в два голоса.Мама плакала тоже.
Только там говорилось, что крылья мама сделала из старого сундука.
Несколько раз мы просили прочитать эту же сказку в темной кладовке (были такие в старых квартирах.
Там стоял бабушкин сундук.
Мы садились сверху, мама напротив на стул.
Читали и плакали все. А мы ещё и крепко держались руками за сундук, чтобы мама не сделала себе крылья, и не улетела.
Как мы её любили! Это было своего рода очищение.
Потом мы внимательно прислушивались к себе: не затаилась ли в нас лень подмести пол, вымыть посуду, сделать что-нибудь, чтобы порадовать родителей.

Сегодня события напомнили об этой сказке и я решила найти её в интернете.
Нашла.
Попутно поисковик выдал в «Живом журнале» страницу под названием
Сказки бл..н: «Кукушка»
(автор****)

Возмущена я до предела!! Это что же получается, перед тем как что-то читать ребенку, надо самой всё от и до проштудировать. Жуть, ну и методы воспитания и восприятия себя, своих детей и своей и их ответственностей.

ЗюЫю: сори за нецензурщину, но никак без неё родимой не получилось
_____________

Источник

Онлайн чтение книги Танчами. Сказки народов севера
Кукушка. Кетская сказка

Жила на берегу реки старуха Тама с двумя детьми: сыном и дочерью. Мужа у нее не было — на охоте медведь задрал. И оленей у них не было, жили охотой и рыбалкой.

Недалеко от их чума богатое стойбище стояло. Жил в том стойбище молодой шаман. Был он маленький и горбатый, по имел очень большую колдовскую силу и мог так заколдовать, что никакие десять шаманов расколдовать не могли. Этот шаман хотел жениться, но за него никто не отдавал своих дочерей — все его боялись.

Вот однажды этот молодой шаман со своими работниками поплыл вниз по реке — посмотреть другие стойбища, жену себе поискать.

Плывут, плывут и видят: от реки девушка воду несет, очень красивая девушка.

Шаман спрашивает своих людей:

— Сроду не видел такую красивую! Чья?

— Старуха Тама здесь живет. Ее дочка. Очень бедно живут, — говорит работник.

Шаман сразу захотел жениться на этой девушке.

Причалили к берегу и пошли к Старухе. Заходят в чум. Люди шамана говорят:

— Наш молодой шаман жениться хочет на твоей дочке. Оленей за дочку даст, сколько захочешь. Он очень богатый.

Старуха знала, что этот шаман — жестокий колдун. Не хочется ей отдавать за него свою дочку. Сватам шамана она говорит:

— Сын вернется с охоты. С ним посоветуюсь.

Люди шамана достали свое мясо и сели есть. У старухи для еды оленьего мяса не было.

Вот сидят, едят, парня с охоты ждут.

Старуха незаметно вышла из чума, позвала свою дочь Елогуй, говорит ей:

— Прибыл шаман соседнего стойбища. Он — злой колдун. Он хочет на тебе жениться. Так он только говорит. Он нас всех забрать хочет и плохое сделать. Беги навстречу брату. Как увидишь, скажи ему все. И скорее уходите из этих мест. День идите и ночь идите, чтобы шаман вас догнать не смог. Беги скорей. Я здесь останусь, задержу их.

Елогуй убежала, а старуха и чум зашла.

Гости уже спали, только шаман сидел. Он спросил старуху :

— Куда так долго ходила?

— Дочку послала за сыном. На охоту он уходит на два-три дня. Звать домой брата пошла, — говорит старуха.

Шаман пригрозил ей:

— Смотри, не обманывай! Я все вижу и слышу.

— К вечеру, наверно, вдвоем прибудут, — говорит старуха.

И вот еще ждут… Уже вечер наступил…

А тем временем Елогуй недалеко от чума встретила брата Келлога, все рассказала: «В чуме нас ждет шаман из соседнего стойбища. С ним его люди. Он пришел взять меня в жены. Мать велела нам убегать». — «Нужно уходить», — сказал Келлог… И они начали убегать… Бежали, бежали, вот устали. И ночь уже наступила. Они остановились и сели отдохнуть…

Шаман все ждет их… Надоело ему ждать, говорит старухе:

— Куда они подевались? Долго не идут! И ночь уже. Пойду на улицу, встречу их.

Старуха ничего ему не сказала.

Шаман вышел из чума, понюхал воздух, ничего не учуял, и догадался, что старуха его обманула. Вернулся в чум, разбудил своих людей, закричал:

— Вставайте! Эта старуха нас обманула! Догонять будем! Они далеко уже ушли. Я никакого запаха не учуял. Тебя, старуха, чтобы никогда не обманывала, в кукушку превращаю!

И на месте старухи оказалась птица Кукушка.

А шаман со своими людьми бросился в погоню. Бежали по тайге, бежали, вдруг шаман остановился, потянул носом воздух, говорит:

— Здесь они, недалеко!

Келлог и Елогуй сидели под деревом. Они услышали шум на дороге и увидели подбегающего шамана. От неожиданности они вскочили и бросились в разные стороны.

Шаман растерялся: кого ловить не знает…

— Будьте речками! Зимой замерзать, а летом мелеть будете! — вслед им со злости сказал.

И на земле появились две речки, разбегающиеся в разные стороны — Елогуй и Келлог.

Так и сейчас кеты зовут эти речки — Келлог и Елогуй. Текут и текут по земле эти две речки, далеко куда-то убегают. Зимой они замерзают, но летом не очень мелеют. Люди ловят в них рыбу, олени воду пьют.

Читайте также:  Про микробов сказка для детей слушать

А в тихую и теплую погоду над речками — в том месте, где они разбегаются — всегда летает Кукушка и кричит: «Кох-хыб, кох-хунь!»

Это старуха Тама летает кукушкой и детей своих зовет — Елогуй и Келлога..

Источник

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Асмик Аракелян
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

— учить детей оценивать поступки героев произведения;

-развивать связную речь;

— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель:Дети, в какой стране мы живем? Расскажите о России. Наша Родина какая?

Дети: Наша Родина большая, красивая, богатая.

Воспитатель:Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?

Воспитатель. Как можно попасть на Север мгновенно?

Дети. С помощью волшебства.

Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза.

-Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)

Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой.

Ответьте на вопрос, почему сказка называется народной?

Воспитатель: Да, правильно сказка народная т. к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова

Воспитатель. (показывает презентацию). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?

Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами

На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить.У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Сейчас немножко отдохнем.

Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,

Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»

По лесу летают, вокруг столов)

Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)

Там не тронет их никто. («Прячутся»— закрывают голову ручками)

(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки)

Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю сказку, которая называется «Кукушка».

Воспитатель читает произведение.

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет,просит: «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Тут побежали дети за матерью.

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Воспитатель:Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Как заканчивается эта сказка?

Дети. Грустно заканчивается.

Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку!

Дети. Дети не дали воды.

2. Почему мама не вернулась к детям?

Дети. Она очень обиделась.

Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?

Дети: всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.

3. Чему учит эта народная сказка?

Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха» Задачи: • Показать особенность стихотворного текста, раскрыть многообразие литературного.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Конспект занятий по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в страну сказок» Цель: Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказок, используя игру. Формировать умения выполнять задания в соответствии.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка» Цель: Познакомить с рассказом В. Сутеева «Три котёнка». Задачи: 1. Формироватьэмоционально-образное восприятие рассказа. 2. Учить отвечать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Три медведя» Тема: Рассказывание русской народной сказкой «Три медведя» Цели: • продолжать знакомить детей с русской народной культурой; • вызвать.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку» (старшая группа) Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку» (старшая группа) Программное содержание: Уточнить представления.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Кто-кто в теремочке живёт?» Программное содержание: 1. Учить детей узнавать знакомые произведения по иллюстрациям в книгах. 2. Закреплять умение, слушая сказку, следить.

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению старших дошкольников с детской литературой Возрастная группа: Старший дошкольный возраст. Форма организации: подгрупповая, индивидуальная. Образовательные области: «Социально-коммуникативное.

Источник

Познавательное и интересное