Сказки ненецкие для детей

Сказки

Ненецкие сказки

Белый медведь и бурый медведь

Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого …

Два брата

У развилки реки чум стоял. Жила в том чуме женщина с двумя маленькими сыновьями. Однажды ушла женщина пропитание добывать и не вернулась. Что с ней сталось, неведомо. Может, медведь задрал, …

Два брата и великан

Жил мальчик

В царском городе жил мальчик, по имени Коленька. Утром если он поест, вечером есть нечего; вечером если поест, утром есть нечего. Жил он в домишке, похожем на баню. Одежда вся …

Как медведь хвост потерял

Жила когда-то лиса, а рядом в лесочке медведь жил. Часто они встречались, жили дружно, как родные братья. В те времена у медведя хвост пушистый да длинный был.

Однажды лиса говорит …

Как могучий орёл вернул ненцам солнце

Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с неба. Озера и реки тогда, словно вода в котле, кипели, столько в них было рыбы. …

Как храбрый Вай море победил

Жил храбрый Вай на самом краю земли, в тундре, у моря. А море страшное было: большое, широкое, волны по нему ходили, под волнами морские звери жили.

Выйдут охотники на промысел, …

Лисица, птичка и ворон

На дереве в гнезде сидела птичка. В гнезде четыре птенчика было. Бежала мимо лиса, увидела птичку и говорит:

Олешек и мышка

Бежала куда-то мышка. Долго ли, коротко ли бежала, повстречала олешка. Мышка спросила:

— Друг олешек, куда и откуда идёшь?

При таких словах олешек поднял голову и говорит:

Пичужка

Пичужка-жених на вершине тонкой березки сидит. Мышка-невеста около дверей своего земляного чума разгуливает. Металлические украшения на косе у нее позванивают, голову мышки назад оттягивают.

— Полетел пичужка-жених в свой чум. …

Почему совы не видят солнечного света?

Жил старик-сова со своей старухой, и был у них один-единственный сын.

Пришло время сына женить. Сказал тогда старик-сова своей старухе:

— Надо женить нашего сына. Не знаешь ли ты для …

Три сына

Жила бедная женщина. Было у нее трое сыновей. Выросли сыновья. Стали сильными, крепкими, а мать состарилась. Вот сказала однажды мать своим сыновьям:

— Теперь пора вам самим счастье себе искать. …

Харючи

— После отца, после матери …

Ягодка голубика

Жила однажды девушка. Была она такая маленькая, что могла легко спрятаться за кочку, за карликовую березку. Потому прозвали ее Лынзермя.

Сидела как-то Лынзермя одна у себя в чуме и шила. …

Источник

Ненецкие сказки

Жили мы только вдвоем с сестрою у самого устья Харючи Яга. И фамилия наша была Харючи. Я был холостой, она […]

На правом берегу Оби жили два брата. Оба они были богатырями. Летом братья ловили рыбу, а зимой охотились. Однажды осенью […]

В царском городе жил мальчик, по имени Коленька. Утром если он поест, вечером есть нечего; вечером если поест, утром есть […]

Жил старик-сова со своей старухой, и был у них единственный сын. Пришло время сыну жениться. Сказал тогда старик-сова своей старухе: […]

Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на […]

У русского старика три сына. Младший из них дурачок. Старик болеет. Дурачок всегда на печи сидит. Однажды отец сказал: — […]

I. Когда-то собака в лесу жила одна. И стало ей скучно одной жить. Пошла она по лесу искать себе товарища. […]

Бежала куда то мышка. Долго ли, коротко ли бежала, повстречала олешка. Мышка спросила: — Друг олешек, куда и откуда идешь? […]

Пичужка жених на вершине тонкой березки сидит. Мышка невеста около дверей своего земляного чума разгуливает. Металлические украшения на косе у […]

Жили два брата. Бедно жили. Вот однажды и говорит один брат другому: — Придется одному из нас идти в работники […]

Читайте также:  Рассказ носова телефон ответы на вопросы

Жила на свете бедная женщина. И было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с […]

Жила когда то лиса, а рядом в лесочке медведь жил. Часто они встречались, жили дружно, как родные братья. В те […]

Жила однажды девушка. Была она такая маленькая, что могла легко спрятаться за кочку, за карликовую березку. Потому прозвали ее Лынзермя. […]

В одном стойбище жил старик с тремя дочерьми. Бедно они жили. Чум дырявый, плохой, одежды теплой нет. В большие морозы […]

Жил храбрый Вай на самом краю земли, в тундре, у моря. А море страшное было: Большое, широкое, волны по нему […]

Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с неба. Озера и реки тогда, […]

Лисица нашла два чума. В одном из них жили медведь, волк и росомаха, в другом — корова и чайка. — […]

Жила бедная женщина. Было у нее трое сыновей. Выросли сыновья. Стали сильными, крепкими, а мать состарилась. Вот сказала однажды мать […]

На дереве в гнезде сидела птичка. В гнезде четыре птенчика было. Бежала мимо лиса, увидела птичку и говорит: — Дай […]

Живут старик и старуха. Детей у них нет. Старик ходит к царскому городу. Делает деревянную сетку. Однажды идет по каменистому […]

Жил старик сова со, своей старухой, и был у них один единственный сын. Пришло время сына женить. Сказал тогда старик […]

Источник

Ненецкие народные сказки

Кратко о народе

НЕНЦЫ (устаревшее — самоеды, юраки) — это народ в Российской Федерации, коренное население Ненецкого округа Архангельской области (7,7 тыс. чел.), Ямало-Ненецкого округа Тюменской области (26 тыс. чел.), Долгано-Ненецкого округа Красноярского края (3 тыс. чел.). Ненцы занимают обширную территорию Российского Севера и Западной Сибири от реки Мезени на западе до низовьев Енисея на востоке. Общая численность ненцев в России 41 тысяча человек. Ненецкий язык относится к самодийской группе уральских языков. Его признают родным 75% ненцев. Письменность существует с 1932 года на основе латинской, а с 1937 года — кириллической графики. Название ненцы было введено в официальное употребление в 1930 году. Западные ненцы называют себя хасова, восточные — ненэй ненэць (настоящие ненцы). Верующие — православные, часть придерживается традиционных верований.

По хозяйственно-культурному типу ненцы делятся на три группы. Основную группу (90%) составляют тундровые ненцы, главное занятие которых — оленеводство. Лесные ненцы населяют таежные части Обско-Енисейского водораздела, занимаются в основном охотой, рыболовством, разводят вьючных оленей. Они говорят на особом диалекте ненецкого языка. Третья группа — колвинцы — образовалась на Русском Севере в районе реки Колвы в 19 веке в результате браков мужчин-ненцев и женщин-коми. Колвинцы говорят на ижемском диалекте языка коми.

Традиционное занятие ненцев — оленеводство. У ненцев широко распространен санный способ езды на оленях. Они применяют легковые и грузовые нарты. В легковые нарты запрягают «веером» от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Олень питается мхом-ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. Помимо выпаса оленей зимой ненцы охотились на пушного зверя и дикого северного оленя. Рыбу ловили, в основном, летом.

К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное конусообразное жилище — чум. Зимой чум покрывают в два слоя нюками (шкуры оленя), летом — берестой. В центре чума разжигали костер, позднее стали использовать железные печи. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны очага располагались спальные места, а напротив входа — предметы языческого культа, иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирали и перевозили на специальных санях.

Читайте также:  Рассказ л толстого косточка читать с картинками

Ненки занимались выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок. Одежды и утварь они богато украшали меховой мозаикой, плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.

Основная пища ненцев — мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток — чай, который, как и металлическую утварь, ненцы выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду — миски, чашки, ложки — изготовляли сами. Для ненцев был характерен патриархальный род (еркар). При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэсы) — объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины — к разным. Обычно вопрос о женитьбе сына решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию похищения (умыкания) невесты.

Источник

О ненецких сказках и Вадако Ларе

В ненецком фольклоре представлено несколько видов этого жанра: сюдбабц (героические сказания о подвигах богатырей) и вадако, лаханако (так сказать, «обычные» сказки о людях и животных).

Художественные средства ненецких сказок, в сущности, такие же, как у русских: сюжет мифологического характера, фантастические элементы (наличие чудесных помощников и волшебных предметов), волшебные превращения и заклинания, гиперболизация, повторы и пр. Чудесными помощниками, как в сказках у всех народов, являются звери и птицы.

Народных сказителей, хранителей национального фольклора всегда очень ценили в народе. Собиралось много людей (часто на праздники ставили просторные двойные чумы сложной конструкции), и сказание произносилось, нередко, несколько дней подряд с перерывом на ночь. Слушатели подбадривали сказителя одобрительными возгласами: «Тарем, тарем. ».
Иногда у сказителя имелся помощник, который, в такт, повторял некоторые фразы, фактически, подпитывая его своей энергией.

Примечательно, что в ненецком фольклоре имеется необычный герой сказок, который ни у одного народа не встречается – это Слово-песня: «Слово-песня село на уложенные шесты чума на утосе – последней нарте аргиша – санного поезда, проходившего мимо сопки с плоской вершиной…. Слово-песня услышало, слово-песня увидело: впереди аргиша идет Ясовэй, на лыжах идет, на лыжах идет, потому что Ясовэй – великан, ни одна нарта его не выдержит, ни одна упряжка оленей его с места не стронет. Ясовэй на лыжах не спеша идет, ему торопиться некуда, оленей упряжных тяжелой работой не нагружает. Малые ребята спокойно упряжки в аргише ведут, ребята постарше на своих легковых нартах стадо оленье позади аргиша погоняют, только черные собачки бегают вокруг стада, высунув алые язычки» (Вадако” ЛАРЬ «Белый чум»).

Таков зачин сюдбабц. Слово-песня – выступает как хранитель всего фольклора, это, пожалуй, своеобразный помощник во входе в ненецкий сегмент Информационного поля. Классический европейский Пегас – только носитель Поэта, Муза – вдохновительница. Ненецкое Слово-песня – свидетель действия, оно знает всё и наблюдает действие легенды со стороны, тем самым придавая ему известную материализацию. Слово-песня умеет проникать в иное пространство и время.

Произведения фольклора передавались столетиями из уст в уста в неизменном виде. Однако в XXI веке в Нарьян-Маре появился сказитель-импровизатор Вадако” Ларь. Приняв лад и ритм старинных героических сказаний, он начал создавать неповторимые авторские эпические песни.

Сильными художественными средствами сюдбабц являются заклинания. Заклинание – магическое слово героя, помогающее совершению подвига. Это хорошо знакомо и по русским сказкам.

Не обойтись в сказаниях без волшебных превращений. Например, Вартыкоця появился из мизинца своей матери, небесной жительницы, а его дед – земной великан, которого Вартыкоця спас, едва успев появиться на свет в нашем Срединном мире. И в тот же день ему пришлось, по воле судьбы, расстаться и с матерью (она ушла жить на небо) и с дедом:

«Как только мужчины поели, дед-великан поднялся и сказал Вартыкоця:
— Пойдем, у меня к тебе слово есть.
Мужчины вышли из чума и слово-песня за ними вышло.
— Вартыкоця, теперь моё время пришло, не горюй, не печалься. Теперь ты живи в Среднем мире, всё, что тебе надо – своим трудом заработаешь. А я идолом стану, на пути кочующих стану, мимо меня проходите: в конце зимы – на север, в конце лета – на юг. Я стану знаком на пути других ясовэев. Вот и все мое слово.
Дед-великан повернулся и исчез, на его месте появился камень большой, выше чума» (Вадако” ЛАРЬ «Белый чум»).

Читайте также:  Сказки пушкина детям дошкольного возраста

Угасания эпоса в современном мире нет. Ненецкие сказания, прежде передававшиеся изустно (многие из них, по моему мнению, носят отпечаток древнейших легенд чуди-сихиртя, особенно когда речь идёт о летающих людях и медных доспехах, как в «Сив Ноэця») записаны от сказителей, переведены на русский язык и изданы (на двух языках) как в Ненецком, так и в Ямало-Ненецком автономных округах.
Современный сказитель Вадако” ЛАРЬ в Нарьян-Маре талантливо создаёт эпические по своей сути сюдбабц – сказания о богатырях.

Источник

Олешек и мышка

Бежала куда-то мышка. Долго ли, коротко ли бежала, повстречала олешка. Мышка спросила:

— Друг олешек, куда и откуда идёшь?

При таких словах олешек поднял голову и говорит:

— Разве не видишь? За четырьмя ногами своими я гоняюсь.

Тогда мышка сказала:

— Ты тоже, оказывается, неизвестно куда идёшь. Пойдём-ка вместе!

— Ну что же, пойдём вместе.

Дружно вместе пошли. Олешек во время ходьбы голову набок наклоняет, зубами поскрипывает, глаза у него прищурены. Мышка рядом бежит. За оленем едва поспевает.

Долго ли, коротко ли так шли, много раз терял олешек из виду мышку, только по писку её находил:

— Ах, друг мой, хороший друг, ты тут, оказывается! Через некоторое время мышка первая заговорила:

— Олешек, давай играть в прятки! Олешек словно и ждал этих слов, сказал:

— Давай, давай играть в прятки. Мышка спросила:

— Кто же из нас будет первым прятаться? Олешек сразу ответил:

— Ты маленькая ростом. Закрой глаза, я спрячусь. При таких словах мышка шмыгнула в мышиную норку. Олешек побежал. Улёгся во впадину высохшего ручья. Вот начала мышка искать олешка. Долго ли, коротко ли искала она олешка, найти не могла. Совсем из сил выбилась. Тут подумала: «Этого великана я хитростью возьму». Закричала мышка во весь голос:

— Олешек! Ты спрятался, а рога у тебя видны! Услышав это, олешек подумал: «Эх, как же это забыл я спрятать свои рога? Плохо!»

Вышел олешек из ложбины. Пошёл по направлению к мышке.

Увидев его, мышка сказала:

— Теперь моя очередь. Теперь я спрячусь.

Разве может мышка далеко уйти? Тут же под ногами спряталась.

Стал олешек искать мышку. Долго её искал. Да разве мышку найдёшь? Пока искал олешек мышку, устал, есть захотел. Начал олешек есть ягель возле того места, где спряталась мышка. Вместе с ягелем проглотил он и спрятавшуюся мышку.

Поел олешек и отдыхать улёгся. Прогрызла мышка дырочку между ребрами олешка, вышла и говорит:

— Эх, олешек, хоть и велик ты ростом, а глуп. Вот я маленькая, а сильнее тебя оказалась. Этого мяса теперь и детям моих детей хватит.

Хотела мышка снять шкуру с олешка, но куда ни ткнётся носом, повсюду шерсть.

Позвала мышка чайку:

— Чайка, чайка! Я добыла олешка. Сними с него шкуру. Начала чайка снимать шкуру с олешка, не смогла. Позвала мышка ворона:

— Ворон, ворон! Я добыла олешка. Иди-ка сними с него шкуру.

Прилетел ворон. Хотел было снимать шкуру с олешка, да не смог, только глаза выклевал.

Задумалась мышка: «Кто же снимет с олешка шкуру?» Смотрит, идут лисица и волк.

Лисица сразу заговорила:

— Молодец, мышка! Какого хорошего оленя добыла. Ты, наверное, очень устала. Ступай-ка, поспи. Мы с волком вдвоём шкуру снимем. Как будет готово, разбудим тебя.

Услышав ласковые слова лисички, подложила мышка под голову переднюю лапку и заснула.

Вот через некоторое время лисичка закричала:

— Мышка, вставай! Мясо готово! Кушай! Вскочила мышка, подбежала к тому месту, где олень лежал. И что же? Остались от оленя только рога да копыта, а лисички и волка, и след простыл. Рассердилась мышь. Стала хиреть-хиреть и вскоре умерла.

Источник

Познавательное и интересное