Рассказы Виталия Бианки
Детям свойственно поражаться всему новому и находить волшебство в самых, казалось бы, обычных вещах – встрече с диким зверьком, жизни муравейника или росту растений. С возрастом ощущение волшебства может пропасть. Но писатель Виталий Бианка, читать которого любит уже несколько поколений, смог сохранить этот детский взгляд на окружающий мир на всю жизнь. Его книги о природе немного наивные и очень искренние написаны в жанре, который сам писатель называл «сказка-несказка».
Название | Автор | Популярность |
---|---|---|
Музыкальная канарейка | Бианки Виталий Валентинович | 11132 |
Аришка-Трусишка | Виталий Бианки | 3508 |
Тайна ночного леса | Бианки Виталий Валентинович | 1367 |
Музыкант | Бианки Виталий Валентинович | 1043 |
Чей нос лучше | Виталий Бианки | 1030 |
Водолюб в лесу | Бианки Виталий Валентинович | 875 |
Лис и мышонок | Виталий Бианки | 717 |
Как муравьишка домой спешил | Виталий Бианки | 620 |
Первая охота | Виталий Бианки | 593 |
Мышонок Пик | Виталий Бианки | 530 |
Сова | Бианки В.В. | 434 |
Хитрый Лис и умная Уточка | Бианки В.В. | 419 |
Кукушонок | Бианки В.В. | 374 |
Оранжевое горлышко | Бианки В.В. | 352 |
Чьи это ноги | Бианки В.В. | 280 |
Cиничкин календарь | 75 |
Рассказы Виталия Бианка для детей переведены на многие иностранные языки, и в этом нет ничего удивительного: увлекательное изложение, живой язык и точно подмеченные детали мира дикой природы способно заинтересовать ребенка из любой страны мира.
Рассматривать красочные иллюстрации, пока мама читает вслух – особенное удовольствие для самых маленьких. Поэтому книги Бианки оформляли лучшие детские художники, бережно перенося на рисунок настроение рассказов и показывая, как выглядят герои прочитанных рассказов.
Когда Виталий Бианки начал писать для малышей, он взял за основу собственные записи многолетней давности и превратил короткие заметки в сказочные истории. Ему удалось найти правильные интонации, которые увлекают детей и побуждают читать все больше и больше.
Увлечение Бианки биологией – во многом заслуга отца, ученого-орнитолога. Валентин Бианки растил детей в окружении животных: в их квартире постоянно жили и кошки с собаками, и ежи, и птицы, а летом вся семья уезжала в деревню. И именно отец научил будущего писателя вести дневник наблюдений – и за домашним «зоопарком», и о встречах с лесными обитателями. Собственно, из этого дневника впоследствии выросли почти все его произведения, которые сейчас можно найти на нашем сайте и читать онлайн.
Рассказы Виталия Бианки
Виталий Бианки – волшебник. Каждый его рассказ наполнен магией. Хотите заглянуть в мир леса, подсмотреть тайны природы, увидеть чудеса в простых вещах? Следуйте за писателем. Написаны рассказы Виталия Бианки легким и красочным языком – можно без труда представит обстановку. Но за ярким описанием – знания биолога и натуралиста. Мягко и бережно Бианки подталкивает к исследованию окружающего мира.
Рассказы Бианки читать
Название | Время | Рейтинг |
Как муравьишка домой спешил | 08:40 | 33510 |
Мышонок Пик | 35:00 | 27700 |
Первая охота | 03:25 | 25360 |
Чей нос лучше | 04:05 | 13630 |
Для детворы всех возрастов
Бианки подарил людям около трехсот рассказов. Он умел наблюдать мир глазами детей. Благодаря этому дару юные читатели легко подключают воображение, слушая его сказки. В числе его читателей и самые маленькие дети. Для них – миниатюрные юмористические рассказы. В основе – любопытные поучительные приключения. Целый цикл рассказов объединен под общим названием «Мой хитрый сынишка». В центре историй – неугомонный мальчишка, постигающий тайны природы во время прогулок по лесу с отцом.
Детям постарше интересны рассказы Бианки о животных. Все они основаны на лесных «путешествиях». В детстве родители возили Виталия в деревню Лебяжье, где рядом был лес. Сделав свои первые шаги в этой стране, он стал ее преданным поклонником на всю жизнь. Отец научил делать заметки – сохранять наблюдения. Через годы из них получились лесные истории. «Мышонок Пик», «Кто о чем поет» – в каждом мысли о важности знаний о природе.
Хотя считается, что написаны рассказы Бианки для детей, писатель не забыл и о взрослых. В предисловии к одному из изданий он обратился именно к ним. «Я стремился писать таким образом, чтобы сказки были интересны и взрослым. Но сейчас осознал, что творил для взрослых, которые сохранили в душе ребенка». Опытный взгляд разглядит в рассказах Бианки меткие описания и факты. Он часто ездил в научные экспедиции по Центральной России, Северу – поэтому ему было, что сказать.
Сказки-несказки
Есть у Бианки произведения, которые он назвал необычно: сказки-несказки. Никаких фей, скатерти-самобранки и волшебниц в них нет. Но чудес в них даже больше. С обычным задирой-воробьем писатель знакомит так, что читатели лишь удивляются: птичка непростая. Эти рассказы Бианки читать – одно удовольствие. Он переосмысливает сказки. Вместо колобка у него катится по тропинке ежик – колючий бочок.
Писал рассказы Бианки короткие и длинные. Но все они объединены любовью к природе. Этот писатель-анималист создал целое направление в литературе, которое продолжает развиваться. Читатели ответили ему тем же – в прибрежной полосе Финского залива создали природный ландшафт «Поляна Бианки».
Последний выстрел
Выстрел раздался неожиданно, как гром из чистого неба.
Пробитый пулей котелок выпал у Мартемьяна из рук и кувырнулся в костер. Остроухая Белка с лаем ринулась в темноту.
— Сюды! — крикнул Маркелл.
Мартемьян, подхватив с земли винтовку, в два скачка очутился рядом с братом. И как раз вовремя: вторая пуля щелкнула по стволу и с визгом умчалась в темноту.
— Огонь… подь он к чомору! — выругался Маркелл, трудно переводя дыхание.
Костер, залитый было выплеснувшейся из котелка сухарницей, вспыхнул с новой силой. Огонь добрался до сухих сучьев и охватил их высоким бездымным пламенем.
А оттуда, из черного брюха ночи, освещенная елань была как на ладони, и чьи-то глаза следили за каждым их движением.
Но Мартемьян сказал совсем спокойно:
— Однако ништо. Белка скажет, откуда он заходить станет. Вокруг лесины отуряться [3] — не достанет.
В этих немногих словах было всё: и признание опасности и точное указание, как ее избегнуть.
— Цел? — спросил Маркелл.
— В казанок [4] угодила, — просто ответил Мартемьян.
Больше они не сказали друг другу ни слова. Неподвижно стояли, вплотную прижавшись к жесткой коре дерева, и вслушивались в удаляющийся лай собаки.
Эти два человека и сроду не были болтливы, — они стыдились лишних слов. В тайге они родились, в тайге прожили вдвоем всю свою долгую жизнь. Старшему шел уже седьмой десяток, младшему — шестой. Кто бы сказал это, глядя на их прямые плечи, крепкие спины? Громадные, с волосатыми лицами, они стояли у темного кедра, как два поднявшихся на дыбы зверя.
Нападение не требовало объяснения: в руках у братьев было сокровище.
На плече у Мартемьяна висел кожаный мешок. Мешок был из толстой, грубой кожи, заскорузлый и грязный. Но лежало в нем то, что считалось дороже золота: тщательно снятые, высушенные и вывернутые блестящей шерсткой внутрь шкурки застреленных ими соболей.
Слишком трудно дается осторожный зверек добытчику, слишком часто в тайге лихие люди пытались отнять у промышленника его драгоценную добычу. Братья носили мешок на себе поочередно, ни на минуту с ним не расставаясь.
Враг умудрился застать их врасплох. Оставалось только прятаться от его невидимой руки, пока сам собой не потухнет костер.
И оба молчали, потому что знали, каждый думает так же.
Лай Белки подвигался вправо; они, хоронясь за стволом, переступали влево.
Слышно было, как собака настигла скрытого тьмой человека, кинулась на него.
«Дура… застрелит!» — подумал Мартемьян. И от этой мысли у него сразу похолодели ноги.
Внезапно лай оборвался придушенным хрипом. В разом наступившей тишине раздался глухой шум падения тела и сейчас же — шуршанье судорожно скребущих землю лап.
— Шайтан… Белку! — вскрикнул Мартемьян и уже на бегу крикнул брату. — Стой!
Маркелл во всем привык слушаться старшего брата. Так повелось с детских лет, так осталось и до старости.
Он с тревогой следил, как брат перебегает предательски освещенную елань.
Когда Мартемьян был уже у самой стены деревьев, за ней вспыхнул огонек и громыхнул выстрел.
Мартемьян выронил винтовку, споткнулся и упал.
— Бежи! — крикнул он брату. — Белку.
Маркелл понял с полуслова: брат хотел сказать, что стрелявший пришел не за кожаным мешком, а за собакой, и что собаку надо отбить во что бы то ни стало. Маркелл выскочил из-за прикрытия и широкими прыжками кинулся через елань.
Выстрелов больше не было, но, когда Маркелл добежал до деревьев, он услышал впереди треск сучьев: кто-то тяжело убегал по тайге.
Скоро чаща преградила охотнику путь. Острый сучок полоснул его по щеке, чуть не задев глаза.
Маркелл остановился. В черном мраке впереди не видать было даже стволов деревьев, и шаги бегущего смолкли.
Маркелл сунул винтовку в чащу и, не целясь, выпалил прямо перед собой — в темноту.
Прислушался. Сзади спокойно потрескивал костер.
Маркелл вернулся к брату.
Пуля пробила Мартемьяну правую руку и чиркнула по ребрам. Рана не опасная, но крови шло много.
Согнув больную руку в локте, Маркелл туго прикрутил ее к груди брата. Кровь удалось остановить.
Братья потушили костер, улеглись на земле и молча, не смыкая глаз, стали дожидаться рассвета.
Думали о своей Белке и как ее отбить. Дороже самой драгоценной добычи охотнику его верный друг — собака.
Лучше б им лишиться кожаного мешка, чем Белки: была б собака, настреляли бы еще соболей. Теперь братья были не только ограблены, — разорены.
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире» БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1894–1959)
Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». Главный лесной учитель брал сына с собой на охоту и на прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полёту, зверя – по следу и – самое главное – научил сына записывать свои наблюдения. К двадцати семи годам жизни у Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы ожить всех этих птиц и зверей. Все его заметки о животных и природе преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Дом в Бийске писателя-натуралиста Виталия Бианки. Здесь он написал знаменитую «Лесную газету».
Виталий Бианки – волшебник. Каждый его рассказ наполнен магией. Хотите заглянуть в мир леса, подсмотреть тайны природы, увидеть чудеса в простых вещах? Следуйте за писателем. Написаны рассказы Виталия Бианки легким и красочным языком – можно без труда представить обстановку. Но за ярким описанием – знания биолога и натуралиста. Мягко и бережно автор подталкивает ребёнка к исследованию окружающего мира. Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе» и умел наблюдать мир глазами детей. Благодаря этому дару юные читатели легко подключают воображение, слушая его сказки. В числе его читателей и самые маленькие дети. Для них – миниатюрные юмористические рассказы. В основе – любопытные поучительные приключения. Детям постарше интересны рассказы Бианки о животных. Все они основаны на лесных «путешествиях». Через годы из них получились лесные истории. «Мышонок Пик», «Кто о чем поет» и многие другие – в каждом мысли о важности знаний о природе.
Первая книга В. В. Бианки для детей – «Лесные домишки» – вышла в 1923 году. Юным читателям хорошо известны его сборники: «Сказки», «Лесная газета», «По следам», «Где раки зимуют», «Рассказы об охоте», и многие другие. За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. И книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, – он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая её богатства на пользу Родине. Юный читатель многое узнает, прочитав рассказы и сказки Бианки. Он научится быть внимательным к природе, он станет бережливым хозяином её богатств, он полюбит её всем сердцем.
По некоторым из произведений Бианки («Оранжевое горлышко», «Путешествие муравья» «Синичкин календарь» и др.) сняты мультфильмы.
Бианки В.В. «Сказки-несказки» «Ребёнок от двух до пяти — самое пытливое существо на земле, и большинство вопросов, с которыми он обращается к нам, вызвано насущной потребностью его неутомимого мозга возможно скорее постичь окружающее». К.И.Чуковский Однако, чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, необходимо не только обладать обширными энциклопедическими знаниями, но и уметь донести их до малыша. И здесь нам помогут книжки Виталия Валентиновича Бианки, одного из самых признанных знатоков и «популяризаторов» живой природы. Естественно, начинать надо не со знаменитой «Лесной газеты», а с тех небольших произведений, которые сам писатель окрестил «сказками-несказками». Никаких фей, скатерти-самобранки и волшебниц в них нет. но чудес там не меньше.. Чаще всего они и построены в форме ответов на заковыристые детские вопросы: «Отчего у сороки такой хвост?» или «Чей нос длиннее?». Вот вы знаете? Бианки знал. И помогал малышам раскрывать посильные им тайны. Занимательные сюжеты, симпатичные герои и простой лёгкий слог сделали его «сказки-несказки» той первой азбукой лесной жизни, по которой каждый желающий может научиться «читать» окружающий мир.
«Первая охота». «Как Лис Ежа перехитрил». «Хитрый Лис и умнаяУточка». «Лис и Мышонок». «Теремок». «Мастера без топора». «Чей нос лучше?» «Кто чем поёт?» «Чьи это ноги?» «Сова». «Лесные домишки». «Хвосты». «Как Муравьишка домой спешил». «Музыкант2. «Голубой зверёк» и другие. «Сказки-несказки».
«Как муравьишка домой спешил». В познавательной сказке говорится о любопытном муравье, который забрался на дерево да и улетел с порывом ветра на березовом листочке далеко от муравейника. Ему надо добраться домой до захода солнца, иначе он не сможет попасть внутрь. Все бы ничего, но путь осложняет травмированная ножка. Муравьишку «везут» домой, сменяя друг друга, гусеница-землемер, паук-сенокосец, жужелица, блошачок, кузнечик, водомер, майский жук, гусеница-листовертка. В конце концов муравей попадает в свой муравейник и успевает забежать в последний открытый лаз. Слушая приключения муравьишки, ребенок ассоциирует себя с маленьким и беззащитным насекомым, осмысливает, как плохо остаться одному без поддержки родителей, учится еще больше ценить заботу родных. Читая ребенку рассказ о том, как муравьишка добирался домой с приключениями, мы приоткрываем ребенку большой мир насекомых.
«Мышонок Пик». Сказка о приключениях мышонка Пика знакомит ребенка с окружающим миром. Маленького, беспомощного мышонка, попавшего в кораблекрушение, всюду подстерегают опасности: то налетит разбойница-сова, то козы съедят запасы, заготовленные на зиму. Но он не унывает, а как настоящий Робинзон смело осваивает свой остров. По мере прочтения повествования можно предложить ребенку своеобразную игру. Например, спросить: как бы поступил малыш в той ситуации. Вы можете притвориться, что не понимаете: мышонок пищит тревожно или радостно? Мы уверены, что ребенок с радостью начнет вам объяснять поведение главного героя. Задайте вопрос: почему его напугала змея, и какая ему опасность грозила? Обсуждая с ребенком рассказ, вы сможете подтолкнуть малыша делать самостоятельные выводы из услышанного.
«Первая охота». Мы уверены, что рассказ «Первая охота» станет одним из любимых для ребенка. События первой охоты собачки разворачиваются с невероятной динамикой и напряжением. Малыш ощущает, что щенок вот-вот добьется успеха. Но автор уверенно держит интригу и попутно открывает маленьким читателям сведения о защитных приспособлениях животных. В таком интригующем накале событий у малыша складывается представление о многообразии возможностей, как избежать неприятностей. Насекомые затаились, Выпь обманула, а Вертишейка напугала. В жизни ребенка может так сложиться, что этот рассказ поможет ему избежать опасностей. Но родителям необходимо на примере животных из этого рассказа объяснить, как сделать это правильно.
Как и все произведения В.Бианки, рассказ «Чей нос лучше?» несет ребенку познавательную информацию. Написанное простым понятным языком повествование ненавязчиво открывает малышу все разнообразие живой природы. Когда ребенок начинает осознавать себя как личность, он непроизвольно сравнивает собственную внешность с другими малышами, нередко приходит к неправильному выводу, что у других внешность лучше, чем у него. Прочитайте этот рассказ ребенку о мире птиц, подталкивая его к мысли о том, что каждый человек уникальный и необходимо гордиться своей внешностью. Рассказ покажет ребенку, что быть непохожим на других, отличаться внешне – явление нормальное. Необходимо подчеркнуть малышу, насколько каждый из нас уникален в своей неповторимости. «Чей нос лучше?»
тонконос- крестонос- долгонос- серпонос- сетконос- мешконос- долбонос- крючконос— МУХОЛОВ КЛЁСТ БЕКАС КРОНШНЕП КОЗОДОЙ ПЕЛИКАН ДЯТЕЛ ЯСТРЕБ «УЗНАЙ ПТИЦУ» (игра по сказке-несказке «Чей нос лучше?» )
Читая рассказ Бианки Лис и мышонок, родители приобщают малыша к познанию окружающего мира. Повествование рассчитано на самых маленьких слушателей от 1 года и даже раньше. Об этом говорит краткость рассказа. Поскольку ребенок быстро устает, в нескольких строках необходимо донести до него главную мысль повествования. Ребенок после того как прослушает рассказ, получает представление об отношениях лисы и мышонка, делает вывод о том, что существуют большие животные и маленькие. Родители могут добавить объяснение: мышка не поленилась выкопать запасной выход, и потому она избежала опасности. «Лис и мышонок»
Страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жёсткие ладошки в разные стороны вывернуты. Вот вышло у меня: подземный зверь. Крот называется. Не успел Жаворонок в себя прийти, глядь: бегут по земле руки. – Это что за акробат? – удивился Жаворонок. – Зачем ему четыре руки? – А по веткам в лесу прыгать, – сказала Медянка. – Ведь это же Белка-векша. Видишь в небе тёмную точку? Уноси свой хвост подобру-поздорову, пока не сгребли тебя эти когтистые лапы.
Книги Виталия Бианки, раскрывающие мир природы и помогающие постигать ее тайны, и по сей день пользуются заслуженной популярностью у читателей всех возрастов. Сказки и рассказы замечательного писателя-анималиста Виталия Валентиновича Бианки, словно маленькие окошки в мир живой природы, помогают юным читателям познакомиться с привычками, повадками, радостями и заботами зверей и птиц, учат их любить и защищать. Язык его рассказов красочный и обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка.
«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка». В. Бианки
Онлайн чтение книги Рассказы и сказки
Виталий Бианки
Открылась тяжёлая дверь, и перед глазами изумлённого мальчика предстал удивительный мир.
Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка-нянька не спускал глаз с озорников, а медведица-мать развалилась на пригорке и дремлет.
А там, немножко дальше, два тигра — один на скале, другой внизу — оскалили зубы, — сейчас кинутся друг на друга… Мальчик, крадучись, прошёл мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, — так и остались…
Вот высоко в воздухе застыл без движения орёл. Вот взлетевшая утка замерла над гнездом; в гнезде — яйца. Мальчик быстро протянул руку за ними — и пальцы больно ударились о что-то крепкое, холодное…
Стекло. Все звери и птицы за стеклом!
Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?
Мальчик попал в Зоологический музей Академии наук. Здесь работал его отец — русский учёный-естествоиспытатель. В доме напротив родился в 1894 году мальчик — будущий писатель Виталий Валентинович Бианки.
С природой его познакомил отец. Он брал сына с собой на охоту и на прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полёту, зверя — по следу и — самое главное — научил сына записывать свои наблюдения.
К двадцати семи годам жизни у Виталия Валентиновича Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы ожить всех этих птиц и зверей.
Таким словом и стало художественное слово рассказчика-писателя.
Первая В. В. Бианки для детей — «Лесные домишки» — вышла в 1923 году. За двадцать пять лет своей литературной работы Бианки написал около двухсот сказок, рассказов, повестей. Юным читателям хорошо известны его сборники: «Сказки», «Лесная газета», «По следам», «Где раки зимуют», «Рассказы об охоте», «Последний выстрел» и многие другие.
На двадцати восьми языках народов нашей Родины издавались его произведения. На многие иностранные языки переведены его книги.
Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит в лесу с ружьём, биноклем, записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед юными читателями картины живой природы. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченное нами.
Бианки ведёт юного читателя по охотничьим тропам Алтая, поднимается с ним без дорог по горам Кавказа, бродит по тайге, тундре, степи…
Но больше всего Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины.
Писатель раскрывает своему юному читателю глаза на окружающий мир, отвечает на его вопросы.
Много загадок природы уже раскрыто нашими учёными. Ещё больше надо изучить, разгадать, понять.
И книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, — он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая её богатства на пользу Родине.
Советский человек — хозяин своих лесов, полей, рек, озёр и он должен хорошо знать своё хозяйство.
Юный читатель многое узнает, прочитав рассказы и сказки Бианки. Он научится наблюдать, он станет бережливым хозяином богатств родной природы, он полюбит её.
Художественное слово писателя поможет ему в этом.