Сказки несказки сладкова и шима

Сказки

Сказки-несказки В.Бианки и Э. Шима. Внеклассное чтение

специалист в области арт-терапии

Тема урока: Сказки-несказки В.Бианки и Э. Шима.

Познакомить учащихся с природоведческими сказками Э.Шима и В.Бианки.

Показать как хороши и забавны миниатюрные лесные разговоры, услышанные и записанные этими писателями.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации животных, презентация

Посмотрите на нашу выставку книг. Что объединяет авторов этих книг?

Прочитаем названия сказок (Слайд)

«Кто копыто потерял?»

«Зачем большая голова?»

«Что это ночью светится?»

«Как прибавляется день?»

«Кто работает зимой?»

Что ещё общего в названиях сказок?

Учитель: Они задают удивительно занимательные вопросы, рассказывают про необыкновенные дела.

Читайте книги В.Бианки и Э.Шима!

Учитель: А как хороши, как забавны миниатюрные лесные разговоры, услышанные и записанные Э.Шимом.

Послушайте их. (6 подготовленных учащихся ) А потом я задам вопросы и узнаю, как вы слушали своих товарищей.

« Коростель и Грач.» (слайд)

-Коростель, ты чего запоздал, из тёплых краёв так поздно?

-А я ждал, пока мой дом подрастёт.

-Как это-дом подрастёт?!

-Ты на дереве, Грач, живёшь, тебе и не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь.

Вот и ждал, пока трава подрастёт!

« Сойка и Канюк.» (слайд)

-Попробовал бы…Меня и цапли за хохол драли, и сороки драли,

и галки драли-все, кому не лень…

-Да совсем ни за что…Не лезь, говорят, в чужое гнездо, когда хозяина дома нет!

«Лось и Глухарь» (слайд)

-Тру-руру…Слышь, братцы, с кем бы подраться?

-Что ты, Лось, опомнись! Ты же зверь смирный!

-Молчи, старый леший, а то наподдам! Небось весною сам дрался?

-Так то весной…А нынче-то осень!

Вот-вот! Весной мне драться-то несвычно было, рога не отросли…

А нынче они- каменные! Э-эх, братцы, с кем бы подраться?

-Почему Коростель запоздал?

-За что же все обижают Сойку?

-Зачем Лось драться захотел осенью?

«Выпь и Утка», «Заяц и ЁЖ», «Енот и Ворона», «Волчонок и Волчица»

Рассказы детей о прочитанных дома произведениях.

Давайте послушаем, о чём узнали вы из сказок Э. Шима и В. Бианки.

(двое уч-ся пересказывают рассказ «Черёмуха» и «Сова»)

-Вам понравились выступления детей?

-Всё ли вы знали из того, о чём они говорили?

-Что вам удалось узнать из прочитанного?

5. Коллективное прочитывание сказки В.Бианки

Давайте отправимся с вами в лес и узнаем от братьев наших

меньших «Чей нос лучше?»

чтение сказки учащимися

6.Викторина по сказке:

-На что жаловался Мухолов? (Трудно добывать пищу)

-У кого нос вишнёвую косточку раскусывает? ( У Дубоноса)

-У кого нос крестом? (У Клеста)

-Чьи это слова6 «Ничего вы не понимаете в носах!» (Бекас)

-У какой птицы нос-целая кладовая? (Пеликан)

-О чём же спорили птицы? (У кого нос лучше?)

-Как разрешился их спор? (Птицы так и не решили у кого нос лучше, прилетел ястреб и схватил мухолова на обед. Птицы испугались и разлетелись)

С произведениями каких писателей мы сегодня вели душевную беседу?

Рефлексия : Если вам понравился наш урок возьмите красное яблочко и повесьте на дерево.

Если было скучно-зелёное яблочко, если вам ещё хочется прочитать произведения этих авторов, то возьмите –жёлтое яблочко.

Номер материала: ДБ-144016

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

МГУ вновь занял первое место в рейтинге лучших вузов России

Время чтения: 1 минута

На ПМЭФ-2021 презентовали программу стратегического академического лидерства вузов страны

Время чтения: 2 минуты

16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

В России выросло число обучающихся во вторую смену

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима»

специалист в области арт-терапии

Конспект урока внеклассного чтени я в 3 классе

ТЕМА: «СКАЗКИ-НЕСКАЗКИ» В. БИАНКИ И Э. ШИМА

• повторить творчество В. Бианки и познакомить детей с творчеством Э. Шима;

• расширять кругозор посредством прочтения книг о природе;

• прививать любовь к книгам о природе и животных.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы отправимся в необыкновенное путешествие. Закройте глаза и внимательно послушайте. (Звучит запись с пением птиц, учитель читает стихи.)

Наверное, бывали вы

Не раз в лесу густом,

Где вьется чуть заметная

Тропинка под кустом.

Под ветками зелеными

В тени, в тиши лесной

От ветра можно спрятаться,

Найти прохладу в зной.

Сегодня мы с ребятами

В дремучий лес идем.

Кто хочет в путь? Пожалуйста,

Мы всех с собой возьмем.

— Куда мы отправляемся? (В лес.)

В любую пору года лес манит своей красотой, богатством красок. Весной, набравшись сил после зимнего сна, он сияет зеленью ветвей. Летом, пышный и нарядный, благоухает ароматом цветов. Осенью восхищает багряным нарядом. Зимой, укрытый шапками искристого снега, стоит задумчивый и притихший. Так в какой же лес мы отправимся сегодня? Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание.

Работа в парах сменного состава (см. приложение).

На парте у каждого ученика есть карточка с текстом. Он должен прочитать свою карточку соседу и задать вопрос по тексту. Такое же задание выполняет его сосед. Затем пара распадается.

Учитель. Как вы думаете, в какой лес мы с вами отправимся? (В весенний.)

— Почему вы решили, что в весенний? Докажите. (Ответы.)

— Вы когда-нибудь слышали, как звенит тишина в лесу, какими звуками полна луговая трава?

— Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из вас слышит, но умеет ли слушать? И как много теряет тот, кто не увидел и не услышал, как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный лесной народ.

Читайте также:  Расскажите о герасиме из рассказа муму

— А вы понимаете язык зверей и птиц? Сумеете помочь тем, кто попал в беду? Сможете защитить слабого и малого? А ведь это надо уметь делать каждому человеку, чтобы стать добрым защитником и бережливым хозяином родной природы. И не только для этого. Разве красота пробуждающей весны не стоит того, чтобы ее почувствовать, увидеть широко открытыми глазами и услышать настороженными ушами! Кто же научит нас видеть и слышать, понимать лесные разговоры? Кто переведет нам язык зверей и птиц на человеческий? И есть ли такие переводчики? Оказывается, есть! Это писатели и поэты, художники и музыканты.

2. Сообщение новой темы.

— Назовите произведения В. Бианки, которые вы читали. (Ответы.)

— Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним автором, который писал о природе и животных, рассказывал сказки и несказки. Это Эдуард Шим.

Эдуард Юрьевич Шим — один из продолжателей дела, последователь и ученик Виталия Бианки. И тот и другой писали короткие занимательные рассказы и сказки, где показывали необычное в обычном. И тема нашего урока называется «Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима».

Природоведческие сказки-несказки — излюбленный жанр Э. Шима. Здесь те же удивительно занимательные вопросы и необыкновенные дела. (Выставка книг Э. Шима.)

Источником занимательных вопросов могут служить забавные миниатюрные лесные разговоры. И если в лесу сидеть тихо-тихо, то много разговоров можно услышать, сидя на полянке под деревом. О чем же говорят звери и птицы?

4. Чтение текстов по группам.

1) Чтение рассказа «Черемуха».

2) Чтение рассказа «Осина».

3) Чтение рассказа «Береза».

4) Чтение рассказа «Сосна».

После чтения каждого рассказа задать вопрос: «О чем рассказывали деревья?»

5. Работа в группах над составлением рассказов.

Учитель. Э. Шим не только слышал природу, он умел ее видеть. Об этом он написал в своих сказках.

Когда я готовилась к уроку, то, к сожалению, случайно перепутала отрывки и потеряла названия этих произведений. Поэтому чтобы прочитать сказки, вам нужно из частей правильно составить текст и придумать название. (Предлагаются отрывки из любого из перечисленных ниже рассказов (на выбор).)

2) «Камень, ручей, сосулька и солнце».

3) «Чем встречают весну?».

4) «Чем пахнет весна?».

— Давайте послушаем, что у вас получилось. (Дети читают сказку и говорят ее название. На доске вывешиваются настоящие (авторские) названия сказок, которые сравниваются с названиями, которые придумали дети.)

6. Дополнительное задание.

Дети составляют рассказы о прочитанных книгах В. Бианки. (Это может быть биография писателя (см. презентацию аудиокниги Бианки).)

Учитель. Сегодня на уроке мы вспомнили произведения В. Бианки и познакомились еще с одним удивительным писателем — Эдуардом Шимом. Понравились вам его произведения?

Наше путешествие в весенний лес подошло к концу, но у нас впереди веселое, теплое лето. Спасибо за урок.

Источник

Николай Сладков
Лесные сказки

Как медведя переворачивали

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.

Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок, так солнце повернёт на лето.

Лопнуло у птиц и зверей терпение. Пошли Медведя будить:

– Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?

Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

– Эх, долбануть бы его в затылок! – воскликнул Дятел. – Небось бы сразу зашевелился!

– Не-ет, – промычал Лось, – с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем: перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле: шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки о нас пронюхают.

Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

– А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Тут Белая Куропатка запричитала:

– И не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп – и готово!

– Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.

Белка терпела-терпела – не вытерпела:

– Ах ты тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

– Четыре, пять, шесть! – насмехается Медведь. – Вот напугала! А ну – кыш отседова! Спать мешаете.

Поджали звери хвосты, повесили птицы носы – начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:

– Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите – я его мигом переверну!

– Ты – Медведя?! – ахнули звери.

– Одной левой лапкой! – похваляется Мышь.

Юркнула Мышь в берлогу – давай Медведя щекотать.

Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.

– Ой, не могу! – завывает. – Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!

А пар из берлоги – как дым из трубы.

Мышка высунулась и пищит:

– Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.

Ну а как перевернулся Медведь на другой бок, так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу!

Лесные шорохи

Окунь и Налим

Ч удеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?

– А то, что для всех рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!

– Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…

Выдра и Ворон

– Скажи, Ворон, мудрая птица, зачем люди костёр в лесу жгут?

– Не ожидал я, Выдра, от тебя такого вопроса. Промокли в ручье, замёрзли, вот и костёр разожгли. У огня греются.

Читайте также:  Прочитайте фрагмент юмористического рассказа а п чехова письмо к ученому соседу вы сочинили

– Странно… А я зимой всегда в воде греюсь. В воде ведь морозов никогда не бывает!

Заяц и Полёвка

– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листочков сочных погрызть – терпи до весны. А где ещё та весна – за горами да за морями…

– Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.

Барсук и Медведь

– Что, Медведь, спишь ещё?

– Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!

– А может, Медведь, нам вставать пора?

– А не проспим мы с тобой весну-то с разгона?

– Не бойся! Она, брат, разбудит.

– А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!

– Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось не залежишься! Спи уж, пока сухой.

Сорока и Оляпка

– О-о-ой, Оляпка, никак купаться в полынье вздумала?!

– И плавать и нырять!

– У меня перо тёплое!

– У меня перо водоотталкивающее!

– А а а проголодаешься после купания?

– Ая для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!

Зимние долги

Расчирикался Воробей на навозной куче – так и подскакивает! А Ворона как каркнет своим противным голосом:

– Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

– Крылья зудят, Ворона, нос чешется, – отвечает Воробей. – Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

– А вот испорчу! – не отстаёт Ворона. – Как задам вопрос!

– И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

– А зёрна у скотного двора подбирал?

– А в птичьей столовой у школы обедал?

– Спасибо ребятам, подкармливали.

– То-то! – надрывается Ворона. – А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?

– А я один, что ли, пользовался? – растерялся Воробей. – И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…

– Ты других не путай! – хрипит Ворона. – Ты за себя отвечай. Брал в долг – отдавай! Как все порядочные птицы делают.

– Порядочные, может, и делают, – рассердился Воробей. – А вот делаешь ли ты, Ворона?

– Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. И Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.

– Ты тоже за других не ручайся! – упирается Воробей. – Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:

– А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад – там Синица в новой дуплянке живёт.

– Поздравляю с новосельем! – Воробей говорит. – На радостях-то небось и про долги забыла!

– Не забыла, Воробей, что ты! – отвечает Синица. – Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес – там Дятел стучит. Увидал Воробья – удивился:

– По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

– Да вот расчёт с меня требуют, – чирикает Воробей. – А ты, Дятел, как расплачиваешься? А?

– Уж так-то стараюсь, – отвечает Дятел. – Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…

– Ишь ты, – задумался Воробей. – А я думал…

Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

– Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что, хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

Вежливая галка

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый – альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю. Зимой, бывало, люди за окно продукты вывешивают, так она сейчас же прилетит и все растреплет.

А вот галку одну я приметил за её вежливость.

Ранней весной бывают особые метели – солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! Каменные дома похожи на скалы. Наверху буран, с крыш, как с гор, текут снежные водопады. Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода Деда Мороза.

А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок. Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

И вдруг вижу: подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг-скок по карнизу. Круть-верть хвостом! Села напротив моей галки и смотрит. Ветер её треплет – так перья и заламывает, так белой крупой и сечёт!

Моя галка кусок свой схватила в клюв – и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила!

А чужая галка хвать у моей кусок из клюва – и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала – клюёт. Вот бессовестная!

Моя галка на карнизе – под снегом, на ветру, без еды. Снег её сечёт, ветер перья заламывает. А она, дура, терпит! Не выгоняет маленькую.

«Наверное, – думаю, – чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая – драчунья». Ничего я тогда не понял…

А недавно вижу: обе галки – моя и чужая – сидят себе рядышком на старой печной трубе и у обеих в клювах прутики.

Эге, гнездо вместе строят! Тут уж каждый поймёт.

Читайте также:  Сказки с живыми предметами

И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь.

А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!

Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу.

Тетеревиные ноты

Ещё не поют в лесах тетерева. Ещё только ноты пишут. Пишут они ноты так. Слетает один с берёзы на белую поляну, надувает шею, как петух. И семенит ножками по снегу, семенит. Крылья полусогнутые волочит, бороздит крыльями снег – нотные строчки вычерчивает.

Второй тетерев слетит да за первым по снегу как припустит! Так точки ногами на нотных строчках и расставит: «До-ре-ми-фа-соль-ля-си!»

Первый сразу в драку: не мешай, мол, сочинять! Чуфыркнет на второго да по его строчкам за ним: «Си-ля-соль-фа-ми-ре-до!»

Прогонит, поднимет вверх голову, задумается. Побормочет, побормочет, повернётся туда-сюда и лапками на своих строчках своё бормотание запишет. Для памяти.

Потеха! Ходят, бегают – расчерчивают снег крыльями на нотные строчки. Бормочут, чуфыкают – сочиняют. Песни свои весенние сочиняют и ножками да крыльями их на снегу записывают.

Но скоро кончат тетерева песни сочинять – начнут разучивать. Взлетят тогда на высокие берёзки – сверху-то хорошо ноты видно! – и запоют. Все одинаково запоют, ноты у всех одни и те же: бороздки да крестики, крестики да бороздки.

Всё разучивают да разучивают, пока снег не сойдёт. А и сойдёт – не беда: по памяти поют. Днём поют, вечером поют, но особенно по утрам.

Здорово поют, как по нотам!

Чья проталина?

Увидела Сорока первую проталину – тёмное пятнышко на белом снегу.

– Моя! – крикнула. – Моя проталина, раз я первая её увидела!

На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку – отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись – Грач.

– Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!

– Это почему же она твоя? – застрекотала Сорока. – Я первая увидала!

– Ты увидала, – гаркнул Грач, – а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!

– Что он тут каркает! – затарахтела Сорока. – Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся – проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:

– Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где – на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!

Сорока и Грач только крыльями всплеснули.

– Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.

А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.

– А я родился на ней! – пискнул Жаворонок. – Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное – и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва – даже язык дрожит.

Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало – и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули – заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.

И выглянул Крот – зашмыгал носом.

– Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

– Весна, весна, землерой! – сварливо закричала Сорока.

– Знал, куда угодить! – подозрительно буркнул Грач. – Хоть и слепой…

– Тебе-то зачем наша проталина? – проскрипел Жаворонок.

Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку – глазами-то он худо видит! – чихнул и говорит:

– Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

– Как ты можешь так говорить? – ужаснулся Жаворонок. – Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!

– Не знаю и знать не хочу! – фыркнул Крот. – Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.

– Весной проталины появляются, – мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

– А на проталинах скандалы начинаются, – снова фыркнул Крот. – А ради чего? Проталина как проталина.

– Не скажи! – подскочила Сорока. – А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

– Посидеть, походить, размяться! – гаркнул Грач. – Носом в тёплой земле порыться!

– А петь-то как над проталинами хорошо! – взвился Жаворонок. – Сколько в поле проталин – столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

– А чего тогда спорите? – не понял Крот. – Жаворонок хочет петь – пусть поёт. Грач хочет маршировать – пусть марширует.

– Правильно! – сказала Сорока. – А я пока семенами и жуками займусь…

Тут снова начались крики и перебранка.

А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.

– Пора и мне! – Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо.

Источник

Познавательное и интересное