Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
Русская народная сказка для детей старшей группы ДОУ
Никита Кожемяка (в обработке К. Ушинского)
В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлёт её домой. Собачонка записочку отнесёт и ответ принесёт.
Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней.
Стала царевна от змея допытываться и допыталась.
— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.
Как ушёл змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.
Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошёл его просить выручить их дочку из тяжёлой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошёл.
Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил её смолою, весь пенькою обмотался и пошёл.
Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, брёвнами завалился и к нему не выходит.
— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже брёвна руками разбрасывать.
Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.
Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:
— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.
— Хорошо, — сказал Никита.— Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:
— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.
Стали воду делить — вогнал Никита змея в Чёрное море да там его и утопил.
Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.
Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют её на память о Никите Кожемяке.
Конспект НОД в старше-подготовительной группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Наталья Шамина
Конспект НОД в старше-подготовительной группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Цели : учить детей создавать изображение из частей, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги.
— обогатить словарь детей словами: пуд, межа, соха, дары.
— развивать интерес к русскому народному творчеству;
— развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, от взрослых.
-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении русской народной сказки «Никита Кожемяка» в обработке А. Н. Афанасьева и прослушивании музыкального произведения «Утро» Э. Грига; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
2. Чтение отрывков о былинных богатырях.
3. Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».
4. Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Никита Кожемяка», макеты деревьев, камня; игрушка – Змей Горыныч, подушечки – камни, стрела, ноутбук для показа слайдов; клей, кисточки, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
Дети входят в групповую комнату.
— Дети, а вы любите путешествовать?
— Я приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу.
— Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту,а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного узнаешь.
Воспитатель: Дети, куда же пойдем?
— А где правая сторона?
Дети показывают правую сторону.
— Вот мы и пришли в наш сказочный лес. Давайте присядем на камни и оглядимся вокруг.
— Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу:
Не зверь, не охотник,
А (Соловей – Разбойник).
Из – за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем.
Ночью стало, словно днем.
Потащил в дубраву. (Змей Огненный).
— Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья – Разбойника? (Богатырь). А каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
Звучит пьеса «Утро» Э. Грига. Педагог читает стихотворение.
Широка ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулась!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
-Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину).
— Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на иллюстрацию «Никита Кожемяка».
2. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
1. Кто главный герой сказки?
2. Кто украл принцессу?
3. Какое животное помогало принцессе?
4. Кто сильнее змея?
5. Что делал Никита Кожемяка, когда к нему пришел царь за помощью?
6. Почему рассердился Никита?
7. Кто еще просил о помощи главного героя?
8. Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем? Почему?
9. Что делили Змей и Никита?
10. Как победил Никита Змея? Что он с ним сделал?
3. Динамическая пауза.
Проводится под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»:
Дружно встали – раз, два, три,
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
И налево надо тоже.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
(Влетает стрела со свитком. В нем просьба о помощи Ильи Муромца).
4. Коллективная аппликация «Соберем богатыря в дорогу».
Ребята, давайте с вами вспомним, а какие вещи могут пригодиться
нашему богатырю, когда он собирается в дорогу?
(меч, кольчуга, щит, копье, сапоги, лук, шлем, колчан со стрелами).
Дети выполняют задание.
— Какую русскую народную сказку мы читали?
— Что вы узнали о Никите Кожемяке?
-Кого мы собирали в дорогу? Интересно было вам в сказочном русском лесу? А теперь настала пора возвращаться нам к себе в группу.
1. Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.
2. Соха – пахотное орудие, в отличии от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону, примитивное сельскохозяйственное орудие.
3. Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельско хозяйственных культур.
4. Пуд – русская мера веса, равная 16,3 киллограмма.
Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.
Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе
Татьяна Шкаброва
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе
Тема: Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка«
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.
1. Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя.
2. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
3. Помочь понять содержание сказки.
4. Учить объяснять значение слов; упражнять в подборе антонимов.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение действовать согласованно.
2. Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание.
3. Развивать общие двигательные умения.
Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Родина моя!
Здравствуйте, мои друзья!
— Сколько месяцев зимой? Назовите, пожалуйста, какой месяц сейчас (февраль)
— Какой праздник мы отмечаем в феврале? (День Защитников Отечества)
— Что такое Отечество? (наша Родина) Кто защищает Родину?
— Как называется наша страна? (Россия) А как ее называли в древности? (Русь)
— А вы знаете, как называли защитников на Руси? (богатыри)
— Как вы думаете, какими они были? (смелые, ловкие, добрые, дружные)
— Вы хотели бы быть на них похожими?
-Ребята, про дружных, смелых богатырей сочиняли на Руси стихи, пели песни, рассказывали былины и сказки. Вы любите слушать сказки?
— Присаживайтесь на стулья и мы поговорим с вами о них. Чем сказки отличаются от рассказов? (Сказка это придуманное, а рассказ правда)
— Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).
— Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве)
— Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец)
— В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина, отрицательных — (баба Яга, змей Горынович)
— Кто вам больше нравится, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?
— Дети, а сказка получится, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)
— Ребята,а давайте проверим, знаете ли сказки,я буду вам загадывать, а вы будете их отгадывать и показывать на доске.
1. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
«Волк и семеро Козлят. «
2. По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра?
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
— Молодцы, отгадали загадки.
Дети садятся на стульчики
Чтение сказки «Никита Кожемяка»,
Он силен, он здоров.
Он из лука стрелял
Метко палицу бросал,
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы смотри,
Станем как богатыри.
— Кто главные герои в сказке?
— Кем был главный герой?
— В каком городе появился змей?
— Почему змея боялись?
— Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
— Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?
— Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?
– Кто победил в битве?
— Что предложил змей Никите Кожемяке?
— Чем закончилась сказка?
«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».
— Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?
— Есть ли в сказке непонятные для вас слова?
Межа – граница земельных владений
Соха – орудие для вспашки земли
Борозда – канавка на поверхности земли, проведенная плугом, сохой
Воловьи шкуры – шкуры волов (быков)
Кожи мять – делать кожу мягкой
— В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
А сейчас давайте поиграем в игру, называется «Скажи наоборот». Я вам называю слово, а вы мне противоположное ему.
— Что больше всего понравилось?
— Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове. Можете подойти к доске и посмотреть иллюстрации к сказке.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.
Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.
Конспект НОД в младшей группе «Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Развитие речи. Художественная литература. Тема: Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Цель: Ознакомление с русской народной.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.
Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.
«В гостях у сказки». Конспект занятия в средней группе по развитию речи В гостях у сказки». Конспект занятия в средней группе по развитию речи Валерия Степаненко В гостях у сказки». Конспект занятия в средней.
Конспект НОД в подготовительной группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Наталья Саенко
Конспект НОД в подготовительной группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Конспект НОД подготовительной группе
«Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Цели: учить детей создавать изображение из частей, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги.
— обогатить словарь детей словами: пуд, межа, соха, дары.
— развивать интерес к русскому народному творчеству;
— развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, от взрослых.
-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.
1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
2. Чтение отрывков о былинных богатырях.
3. Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Никита Кожемяка», макет камня; телевизор для показа слайдов;
Содержание организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
Дети входят в групповую комнату.
— Дети, а вы любите путешествовать?
— Я приглашаю вас в путешествие в сказку.
— Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту,а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Назад пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного узнаешь.
Воспитатель: Дети, куда же пойдем?
— А где правая сторона?
Дети показывают правую сторону.
— Вот мы и пришли. Давайте присядем.
Не зверь, не охотник,
А (Соловей – Разбойник).
Из – за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем.
Ночью стало, словно днем.
Потащил в дубраву. (Змей Огненный).
— Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья – Разбойника? (Богатырь). А каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
— Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на иллюстрацию «Никита Кожемяка».
2. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
3. Динамическая пауза.
Дружно встали – раз, два, три,
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
И налево надо тоже.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
1. Кто главный герой сказки?
2.В: А почему Никиту звали Кожемякой?
3. 3. Кто украл принцессу?
4. Какое животное помогало принцессе?
5. Кто сильнее змея?
6. Что делал Никита Кожемяка, когда к нему пришел царь за помощью?
7. Почему рассердился Никита?
8. Кто еще просил о помощи главного героя?
9. Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем? Почему?
10. Что делили Змей и Никита?
11. Как победил Никита Змея? Что он с ним сделал?
4. Заключительный этап.
— Какую русскую народную сказку мы читали?
— Что вы узнали о Никите Кожемяке?
-Кого мы собирали в дорогу? Интересно было вам в сказочном русском лесу? А теперь настала пора возвращаться нам к себе в группу.
1. Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.
2. Соха – пахотное орудие, в отличии от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону, примитивное сельскохозяйственное орудие.
3. Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельскохозяйственных культур.
4. Пуд – русская мера веса, равная 16,3 килограмма.
Прикреплённые файлы:
Фотоотчёт о реализации проекта «В гостях у русской народной сказки» в подготовительной группе В прошлом учебном году мы работали над реализацией нескольких образовательных проектов. Одним из самых любимых детьми оказался проект «.
Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.
Конспект НОД в младшей группе «Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Развитие речи. Художественная литература. Тема: Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Цель: Ознакомление с русской народной.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.
Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» в старшей группе Задачи. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя. Закрепить знания о жанровых.
Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок» Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Вызвать.
Конспект занятия в средней группе «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» средняя группа Цель: Обучающая: знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина.