Сказки о египетских богах

Сказки

Электронная книга Мифы Древнего Египта

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

Информация о книге

Описание

Произведение Мифы Древнего Египта полностью

Введение 16.04.13 Глава 1. Сказания о сотворении мира 16.04.13 Глава 2. Солярные сказания 16.04.13 Глава 3. Осирис 16.04.13 Переводы Сотворение мира* 16.04.13 Сотворение луны* 16.04.13 Ра и змей* 16.04.13 Истребление людей* 16.04.13 Исида и Нефтида находят тело Осириса* 16.04.13 Плач Исиды и Нефтиды* 16.04.13 Исида и Гор в болотах Дельты* 16.04.13 Воскресение Осириса* 16.04.13 Спор Гора с Сетом* 16.04.13 Гимн Осирису* 16.04.13 Комментарии 16.04.13 Иллюстрации 16.04.13

Другие произведения автора

Похожее

In the house of Helios, god of the sun and mightiest of the Titans, a daughter is born. But Circe is a strange child—not powerful, like her father, nor viciously alluring like her mother. Turning to the world of mortals for companionship, she discovers that she does possess power—the power of witchcraft, which can transform rivals into monsters and menace the gods themselves.

Threatened, Zeus banishes her to a deserted island, where she hones her occult craft, tames wild beasts and crosses paths with many of the most famous figures in all of mythology, including the Minotaur, Daedalus and his doomed son Icarus, the murderous Medea, and, of course, wily Odysseus.

But there is danger, too, for a woman who stands alone, and Circe unwittingly draws the wrath of both men and gods, ultimately finding herself pitted against one of the most terrifying and vengeful of the Olympians. To protect what she loves most, Circe must summon all her strength and choose, once and for all, whether she belongs with the gods she is born from, or the mortals she has come to love.

История о девочке Лили, семья которой переезжает из Калифорнии в Вашингтон к ее больной бабушке-кореянке, и там приходит к пониманию прошлого бабушки и своего происхождения.

Среди Великих сподвижников, которые заложили основы современной литературы, ни один не показал себя более универсальным, чем француз Жан Кокто. Поэт, прозаик, критик, художник, актер, режиссер, Кокто показал себя еще и блестящим драматургом. Более десятка его пьес ставились на самых знаменитых площадках по обе стороны Океана с неизбежным успехом у публики.

Источник

Сказки о египетских богах

Мифы и сказки Древнего Египта

Мифы и сказки Древнего Египта

Составитель Г. Мачинцев

К XVIII веку европейцы побывали уже почти во всех уголках земли. Великие географические открытия завершались. Они сопровождались не менее грандиозными открытиями в науке и культуре. Перед изумленной Европой предстали сокровища древних цивилизаций Индии, Китая, Японии и Америки. Во всем своем блеске снова предстал Древний Египет, некогда величественный, а затем почти позабытый.

Просвещенные европейцы сразу же оценили красоту и изящество изобразительного искусства воскресшей из небытия древней египетской культуры. В то же время эта культура изобиловала загадками. С ними столкнулись прежде всего археологи и ученые. Загадочны и малопонятны были великолепные, поражающие воображение статуи и фрески. Совершенно не поддающейся расшифровке казалась письменность древних египтян. Одним ученым она представлялась немым узором, сотканным из изображений животных и предметов, другим, напротив, в каждом рисунке виделась законченная фраза. Только в 1822 году французскому филологу Франсуа Шампольону (1790-1832) удалось разгадать тайну египетских иероглифов, и всему миру открылась таинственная страна древнеегипетских мифов и сказок.

Не менее непривычны для европейского сознания были и поступки, которые совершали божества. В одном и том же мифе бог, олицетворявший добро и справедливость, мог стать коварным и злым. Мифы Египта были настолько своеобразны, что уже древние греки и римляне воспринимали их как фантастические легенды и пытались толковать с присущей им логикой.

Мифический мир Древнего Египта с его сложным, архаическим языком, бесчисленные боги с перекрещивающимися родственными связями, действующие зачастую в полном противоречии со здравым смыслом, запутанность сюжетов все это представляло собой пеструю картину.

Ученым пришлось немало потрудиться, чтобы раскрыть секреты сложной символики древних сказаний, оценить глубину их содержания и поэтическую красоту.

Сейчас можно в принципе объяснить многочисленные противоречия в сюжетах и характерах героев мифов и сказок. Древнеегипетская литература развивалась на протяжении нескольких тысяч лет и, несмотря на необходимость следовать жесткому канону, менялась во времени. В разных регионах страны складывались варианты одних и тех же сказаний. Они передавались из уст в уста, переписывались с папируса на папирус. Первоначальный смысл текста искажался: вносились добавления, детали старого утрачивались. Сказания смешивались и переплетались, как в фольклоре любого народа мира. Но в то же время трудно понять, как из нагромождения логических несоответствий, которыми полны мифы, могла сложиться единая, цельная картина древнего мифического сознания. Египтянина, например, нимало не смущало, когда он сталкивался с воплощениями одной и той же богини то в облике танцующей девушки с бубенцами в руке, то в обличии разъяренной львицы.

Древние видели в мифах символическое описание сверхъестественных, потусторонних событий, непостижимых в своих деталях для человеческого разума. В божественном мире своя логика и смысл, непонятные простым смертным. Знать же и судить об этом мире можно только через символические изображения богов, в какой-то мере отражающие их непостижимые свойства, или через мифические события, позволяющие хоть как-то объяснить тайны окружающего мира. В мифах объяснялись явления природы и смысл человеческого существования.

Даже специалисту-египтологу бывает трудно понять смысл некоторых изображений и символов, представленных на древних фресках порой лишь несколькими линиями. Но именно в них может заключаться ключ ко всему сюжету.

Источник

Сказки о египетских богах

Pa продолжает творить мир

Взлетев на небо, Ра продолжал творить мир, поскольку создано было ещё не всё. Он сказал: — Да упокоится Поле Великое! И произошли Поля Покоя — Загробное Царство. — И будут для. меня тростники и травы там! — воскликнул солнечный бог, и произошли Поля Тростников.

— Создам я в них вещи всевозможные! — сказал Ра, и произошли сумерки.

Когда бог Солнца взлетел на недосягаемую высоту, Нут задрожала от страха. Ра сказал Шу:

— Сын мой Шу, встань под дочерью моей Нут. Возьми её на голову свою, да поддержишь ты её. Читать далее →

Анубис против Сета

При жизни Осириса его свиту возглавлял добрый демон Имахуэманх — человек с головой сокола, вооружённый двумя огромными, остро отточенными ножами. Ему подчинялся Другой демон — Джесертеп, защитник Осириса. Упуаут и Анубис были верными друзьями Имахуэманха и Джесертепа. После гибели Осириса вся четвёрка вступила в непримиримую борьбу с Сетом.

Однажды Джесертеп следил за главой сообщников Сета — демоном Демибом, который рыскал по болотам Дельты в поисках мумии Осириса: он хотел уничтожить её по приказу своего хозяина Сета. Но, почуяв слежку, Демиб бежал. Тогда четвёрка во главе с Имахуэманхом пустилась в погоню. Демиб был схвачен, и Имахуэманх отрубил ему голову своим острым ножом — так, что Демиб омылся [собственной] кровью. Читать далее →

Битва Сета и Хора в образах гиппопотамов

Девятка переправилась на западный берег Хапи, чтобы продолжать суд в горах. Ра-Хорахте вынужден был признать полное поражение Сета. Поэтому вместе с Атумом он сказал Девятке богов:

— До каких же пор вы будете заседать без толку? Так вы заставите этих юношей кончить дни свои в суде. Возложите корону на голову Хора, сына Исады, и возведите его на место отца его Осириса.

— Нет, этого не будет! — воскликнул Сет и опять обрушился на богов с угрозами. Но те спокойно ответили ему:

— Уйми свой гнев. Разве не должно поступать согласно тому, что сказал Атум, Владыка Обеих Земель в Гелиополе, и Ра-Хорахте? Читать далее →

Бог Луны и мудрости Тот и его жена Сешет

Тот (Джхути) — один из древнейших египетских богов. В Додинастическую эпоху он, как божество Луны, идентифицировался с левым глазом Хора-сокола. Позднее Тот стал изображаться в облике человека с головой ибиса, своей священной птицы; реже — в облике павиана (кииокефала) и совсем редко — в облике человека в сложном головном уборе, состоящем из бычьих рогов, солнечного диска с уреем в виде головы ибиса, клафта (немеса) — полосатого платка с двумя фалдами, лежащими па плечах и короны «атеф». Читать далее →

Читайте также:  Рассказы драгунского для детей дошкольного возраста

Богини Сохмет и Хатхор

Дочь Ра и жена Птаха, львиноголовая богиня Сохмет — «Могучая» — почиталась как воплощение Ока Уаджет: она олицетворяла силы, заключенные в змее-урее. Грозная, не знающая жалости и сострадания богиня защищает своего великого отца, Владыку Всего Сущего Ра от злых демонов и карает людей за их грехи. Страшен гнев Сохмет: он приносит засуху, эпидемии, мор, войны. Читать далее →

Борьба Pa с силами мрака и тьмы

Когда Ра воцарился на престоле, извечный враг Солнца, гигантский змей Апоп — злое чудовище в 450 локтей длиной, напал на солнечного бога, дабы свергнуть его и уничтожить. Ра вступил в бой со змеем. Кровавая сеча продолжалась целый день, от зари до зари, и, наконец, Владыка Всего Сущего одержал победу, поверг врага. Но злой Апоп не был убит: тяжело раненный, он нырнул в Реку и уплыл в Дуат. С тех пор Апоп живёт под землёй и каждую ночь нападает на Ладью Вечности во время её плавания через Дуат с запада на восток.

Враги бога Солнца очень часто принимают обличье гиппопотамов и крокодилов. Богу богов то и дело приходится отражать их полчища, чтобы защитить миропорядок и закон. В этом ему помогают другие боги: Шу, Онурис, бог-воин Монту, Хор Бехдетский — сын Ра и Нут, солнечная богиня-гепард Мафдет. Вместе с Ра они убили гигантского крокодила Магу, пронзив его копьями. Читать далее →

Вознесение Ра на небеса

После того, как мудрый бог Солнца спас египтян от расправы беспощадной львицы Сохмет, богиня справедливости Маат вновь установила мир на земле. Однако Ра, который сделался уже совсем дряхлым и устал править государством, решил вовсе отказаться от власти. Созвав богов на совет, он пожаловался им:

— Живу я, но сердце мое весьма устало пребывать с людьми, — сказал он. — Поражал я их напрасно, ибо не было истребление полным.

— Не спеши уставать! — от имени всех богов возразил Нун. — Ибо ты одолеваешь во всём, чего ты ни пожелаешь. Читать далее →

Воскресение и путешествие по Дуату

На сердце покойного клали амулет с изображением скарабея — это обеспечивало воскресение. Многочисленные амулеты заматывали в пелены мумии, раскладывали в гробу и устанавливали в гробнице, в погребальной камере. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, где нет воздуха, в гроб также клали деревянные фигурки Шу.

В воскрешении умершего принимали участие все земные боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененут, Бэс, Таурт, Мешент, Хекет и другие; кроме того, второму рождению способствовали амулеты Ока Уаджет. Читать далее →

Воскресение Осириса

Когда Хор стал взрослым юношей, он вступил в битву с Сетом. Во время сражения Сету удалось вырвать глаз Хора. Сет разрубил глаз на 64 части и разбросал их по всему Египту.

На помощь Хору пришёл Тот. Он отыскал 63 части изрубленного глаза, срастил их и возвратил юноше его исцелённое Око — Око Уаджет.

Существует очень много противоречивых версий этого мифа. Иногда Сет возвращает вырванное Око добровольно, иногда Око отбирает обратно сам Хор, иногда предметом борьбы является не Око Хора, а Око Ра — Солнечное Око. Читать далее →

Воскресение Солнца в Дуате

Наиболее подробные сведения о Загробном Мире и подземном путешествии Ра в Ладье Вечности содержатся — наряду с «Книгой Дня и Ночи» и «Книге Врат», тексты которых положены в основу пересказа в предыдущем разделе — также в книге «Амдуат» — «(Книге) о том, что в Дуате». Здесь Ра тоже представлен плывущим в Ладье. Её форма, однако, меняется в зависимости от этапов пути, на которых мы встречаем в течение двенадцатичасового ночного плавания. В этой «Книге» нет изображений Врат, хотя они упоминаются в тексте. Через всю композицию проходят символы связанные с рождением нового Солнца, изображенного, как Хепри, в виде скарабея. Он помещен между двумя изображениями Осириса, в Ладье, впереди которой — три змеи, символизирующие рождение Солнца в самых отдалённых областях Загробного Царства. В сценах, сопровождающих описание первого часа пребывания Солнца в этом Царстве, присутствуют также павианы, содействующие появлению Светила. Бог Солнца обращается к богам: Читать далее →

Источник

Сказки о египетских богах

Составитель Г. Мачинцев

Мифы и сказки Древнего Египта

К XVIII веку европейцы побывали уже почти во всех уголках земли. Великие географические открытия завершались. Они сопровождались не менее грандиозными открытиями в науке и культуре. Перед изумленной Европой предстали сокровища древних цивилизаций Индии, Китая, Японии и Америки. Во всем своем блеске снова предстал Древний Египет, некогда величественный, а затем почти позабытый.

Просвещенные европейцы сразу же оценили красоту и изящество изобразительного искусства воскресшей из небытия древней египетской культуры. В то же время эта культура изобиловала загадками. С ними столкнулись прежде всего археологи и ученые. Загадочны и малопонятны были великолепные, поражающие воображение статуи и фрески. Совершенно не поддающейся расшифровке казалась письменность древних египтян. Одним ученым она представлялась немым узором, сотканным из изображений животных и предметов, другим, напротив, в каждом рисунке виделась законченная фраза. Только в 1822 году французскому филологу Франсуа Шампольону (1790–1832) удалось разгадать тайну египетских иероглифов, и всему миру открылась таинственная страна древнеегипетских мифов и сказок.

Поначалу здесь удивляло многое: большое количество незнакомых богов, сложность их отношений между собой и с людьми. Оказалось, что один и тот же бог мог представать в разных обличьях. Его изображали то в виде животного, то в виде человека со звериной головой, либо просто ставили символ-иероглиф. У некоторых богов имена менялись согласно времени суток. Так, утреннее солнце воплощал бог Хепри: он принимал облик жука-скарабея и катил солнечный диск до зенита. Дневное солнце воплощал бог Pa — человек с головой сокола, а вечернее, «умирающее» солнце — бог Атум.

Не менее непривычны для европейского сознания были и поступки, которые совершали божества. В одном и том же мифе бог, олицетворявший добро и справедливость, мог стать коварным и злым. Мифы Египта были настолько своеобразны, что уже древние греки и римляне воспринимали их как фантастические легенды и пытались толковать с присущей им логикой.

Мифический мир Древнего Египта с его сложным, архаическим языком, бесчисленные боги с перекрещивающимися родственными связями, действующие зачастую в полном противоречии со здравым смыслом, запутанность сюжетов все это представляло собой пеструю картину.

Ученым пришлось немало потрудиться, чтобы раскрыть секреты сложной символики древних сказаний, оценить глубину их содержания и поэтическую красоту.

Сейчас можно в принципе объяснить многочисленные противоречия в сюжетах и характерах героев мифов и сказок. Древнеегипетская литература развивалась на протяжении нескольких тысяч лет и, несмотря на необходимость следовать жесткому канону, менялась во времени. В разных регионах страны складывались варианты одних и тех же сказаний. Они передавались из уст в уста, переписывались с папируса на папирус. Первоначальный смысл текста искажался: вносились добавления, детали старого утрачивались. Сказания смешивались и переплетались, как в фольклоре любого народа мира. Но в то же время трудно понять, как из нагромождения логических несоответствий, которыми полны мифы, могла сложиться единая, цельная картина древнего мифического сознания. Египтянина, например, нимало не смущало, когда он сталкивался с воплощениями одной и той же богини то в облике танцующей девушки с бубенцами в руке, то в обличии разъяренной львицы.

Мир древних египтян был во многом сложнее нашего и заполнен множеством символов. С детства египтянина окружали вещи и явления-символы, за которыми присутствовали незримые боги и демоны. Человек понимал, что корова, которую он каждый день видит во дворе, и небо с тысячами звезд — разные вещи. Но на его взгляд, символическое изображение неба в виде коровы, к вымени которой припало множество людей и животных, наиболее верно отражало суть неба, одаряющего всех теплом солнца и живительной влагой дождей.

Читайте также:  Рассказ мастера без топора для читательского дневника

Древние видели в мифах символическое описание сверхъестественных, потусторонних событий, непостижимых в своих деталях для человеческого разума. В божественном мире своя логика и смысл, непонятные простым смертным. Знать же и судить об этом мире можно только через символические изображения богов, в какой-то мере отражающие их непостижимые свойства, или через мифические события, позволяющие хоть как-то объяснить тайны окружающего мира. В мифах объяснялись явления природы и смысл человеческого существования.

Даже специалисту-египтологу бывает трудно понять смысл некоторых изображений и символов, представленных на древних фресках порой лишь несколькими линиями. Но именно в них может заключаться ключ ко всему сюжету.

Символичной является и сама иероглифическая система письма, которую создали египтяне. Там «буквы» не что иное, как весьма сложные рисунки (для быстрого письма египтяне использовали упрощенные знаки — иератику). Эта система была для своего времени весьма совершенной. К тому же египтяне относились к процессу письма и написанному с большим уважением. Они верили, что написанные слова обладают магическими свойствами и способны повлиять на окружающий мир. Именно поэтому до нас дошло огромное количество письменных памятников этой цивилизации.

Мифологические представления египтян запечатлены в разнообразных религиозных текстах: это гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» древнейшие тексты заупокойных ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов Древнего Царства (26–23 века до н. э.). Известны также «Тексты саркофагов», сохранившиеся на стенках саркофагов эпохи Среднего Царства (21–18 века до н. э.), «Книга мертвых» — составлявшаяся с периода Нового Царства и до конца истории Древнего Египта уже в нашу эру. Источниками сведений о египетской литературе являются, кроме того, труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 веке до н. э., Плутарха (1–2 век н. э.), оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе».

Мифы, как правило, вырезали иероглифами на камне, а сказки дошли до нас в основном записанными на папирусах, и поэтому здесь так много неточностей и потерь: папирус сохраняется хуже камня, да и иератика скоропись, которой пользовались писцы — зачастую очень неразборчива.

Такое разное отношение древних к мифам и сказкам не случайно. Каким бы сказочным ни было содержание мифа, все же между ним и сказкой всегда имеется четкое отличие. Мифы играли в жизни египтян очень важную роль: они были тесно связаны с религиозными представлениями, в них верили и считали, что от мифических персонажей — богов — зависит судьба человека. Богам поклонялись, рассказы о них сопровождались исполнением обрядов. Так, содержание мифа о богине Тефнут воплощалось в виде целого «театрального» представления — мистерии, происходившей в последние дни засушливого периода года.

В отличие от мифа, сказка — это заведомый вымысел. Сказочные герои, даже если это боги, не влияют на судьбу человека вне сказки. Те, кто рассказывал сказки и кто слушал их, хотя и верили в возможность чудес, всегда знали, что речь идет о том, чего на самом деле никогда не было. Таким образом, древние египтяне относились к сказкам примерно так же, как и мы.

Книга, предлагаемая вниманию читателя, является одним из наиболее полных изданий мифов и сказок Древнего Египта, выходивших на русском языке. Книга предназначается для детей среднего школьного возраста, но может быть интересной всем любящим мифологическую и сказочную литературу. В ряде случаев тексты для облегчения восприятия адаптированы.

Источник

Египетские сказки

Большинство египетских сказок берут свое начало в древних историях и верованиях, коими так славен народ, населяющий берега Нила. Древняя цивилизация пронесла сквозь время свое этническое богатство и приумножила его. Несмотря на многочисленные завоевания Египта и затяжную интеграцию в сферу влияния других этносов и культур, египетская сохранила свою самобытность, узнаваемость и соответственно представляет неподдельный интерес.

Борьба Ра с Апопом

С тех пор, как солнечный бог Ра вознесся на небо, многое изменилось в мире. Уже не видели люди великого бога рядом с собой и могли обращаться к нему со своими просьбами только с помощью жрецов, жертвоприношений и молитв. Но, несмотря на это, солнце все так же продолжало сиять днем, гасло вечером и вновь вспыхивало утром. … Читать далее

Возвращение богини Тефнут в Египет

У сол­нечно­го бо­га Ра бы­ла лю­бимая дочь — бо­гиня Теф­нут. В раз­ных об­личь­ях пред­ста­вала Теф­нут в при­роде и пе­ред людь­ми. Ее по­чита­ли как Сох­мет — гроз­ную бо­гиню вой­ны, а в дру­гом слу­чае ее зва­ли Ха­тор или Хат­хор, и она пред­ста­вала бо­гиней пляс­ки и ве­селья. Мно­го раз­ных ле­генд рас­ска­зыва­ли об этой бо­гине, и час­то го­вори­лось о … Читать далее

Воскресение и путешествие по преисподней

Нас­ту­пал день, ког­да к му­мии при­лета­ла ду­ша Ба. По ее зо­ву в гроб­ни­цу яв­ля­лись бо­ги под­земно­го ми­ра и с по­мощью ма­гии воз­вра­щали умер­ше­го к жиз­ни. Вос­крес­нув, егип­тя­нин ока­зывал­ся пе­ред ка­мен­ны­ми вра­тами, ко­торые ох­ра­няли два чу­дови­ща. Умер­ший дол­жен был приб­ли­зить­ся к ним и ска­зать: — О ве­ликий вла­дыка Ду­ата Оси­рис! Я при­шел к те­бе, что­бы об­рести … Читать далее

Детство и юность Гора

Рас­пра­вил­ся Сет с Оси­рисом и во­царил­ся в зем­ле Егип­та. И бы­ло его царс­тво­вание не­доб­рым для стра­ны. Он не лю­бил лю­дей, а лю­ди пом­ни­ли об Оси­рисе и не при­носи­ли Се­ту жертв. Но вот вско­ре у Иси­ды ро­дил­ся сын — сын ца­ря Оси­риса. Бо­гиня наз­ва­ла его Го­ром. В тай­не ото всех Иси­да рас­ти­ла ма­лыша и с не­тер­пе­ни­ем … Читать далее

Как бог Рa наказал людей

Прош­ло мно­го вре­мени с тех пор, как сол­нечный бог Ра соз­дал всех бо­гов, мир и жи­вущих в нем лю­дей. Ра жил на зем­ле и пра­вил Егип­том — зем­ля­ми Та-Ке­мет. Пра­вить го­сударс­твом Ра по­мога­ли две бо­гини. Юж­ная часть Егип­та на­ходи­лась под пок­ро­витель­ством бо­гини-кор­шу­на Нех­бет. Имя «Нех­бет» оз­на­ча­ет «ро­зовый ло­тос». Этот цве­ток счи­тал­ся эм­бле­мой юж­ной час­ти стра­ны. … Читать далее

Коршун и кошка

Ког­да-то в дав­ние вре­мена жил на вер­ши­не де­рева кор­шун. В пыш­ной лис­твен­ной кро­не он свил гнез­до и вы­ращи­вал птен­цов. Но ред­ко ему уда­валось до­сыта на­кор­мить сво­их ма­лень­ких, пу­шис­тых, еще не опе­рив­шихся кор­шу­нят. Бед­ные птен­цы жи­ли поч­ти впро­голодь: кор­шун бо­ял­ся уле­тать из гнез­да за кор­мом для де­тей, пос­коль­ку у под­но­жия де­рева жи­ла кош­ка с ко­тята­ми. В … Читать далее

Легенда о сотворении мира

От­ку­да на зем­ле по­яви­лись лю­ди и жи­вот­ные, де­ревья и кус­тарни­ки, тра­вы и зла­ки? Ког­да ста­ло све­тить сол­нце — яр­кое сол­нце, рас­се­ива­ющее мрак, про­гоня­ющее ноч­ные стра­хи? Кто за­жег в не­бе звез­ды и по­мес­тил ме­сяц, что­бы он ночью за­менял сол­нце? Как по­яви­лись на зем­ле лю­ди и что ожи­да­ет че­лове­ка пос­ле смер­ти? Эти воп­ро­сы вол­но­вали лю­дей в са­мые … Читать далее

Маленький паша

В бед­ном квар­та­ле Ка­ира жи­ли нес­час­тные лю­ди: ка­лека-отец, сла­бая мать, их кро­шеч­ная доч­ка Фать­ма и сын, се­милет­ний Ма­муд. Этот маль­чик был единс­твен­ным ра­бот­ни­ком в семье. Каж­дое ут­ро он брал сво­его вер­блю­да и вел его на за­рабо­ток. Бы­ло стран­но ви­деть гро­мад­ное не­ук­лю­жее жи­вот­ное, ко­торое слу­шалось ма­лень­ко­го маль­чи­ка. Ма­муд всег­да знал, ку­да ему на­до ид­ти. То он … Читать далее

Небо и звезды

Ро­дили бо­ги Шу и Теф­нут Ге­ба — бо­га Зем­ли и Нут. Нут бы­ла бо­гиней не­ба. И взял в же­ны Геб бо­гиню не­ба Нут, дочь бо­га воз­ду­ха Шу. Вна­чале они очень силь­но друг дру­га лю­били и всег­да бы­ли вмес­те, креп­ко об­нявшись. Не­бо и зем­ля пре­быва­ли сли­тыми во­еди­но. И ро­дилось у Ге­ба и Нут мно­жес­тво де­тей-звезд. Плы­вут … Читать далее

Песнь семи хатхор

Мер­ные на­ши уда­ры — для те­бя, Мы пля­шем для ве­личес­тва тво­его, До вы­сот не­ба Мы воз­да­ем хва­лу те­бе. Ведь ты вла­дычи­ца ски­пет­ров, Вла­дычи­ца оже­релья и сис­тра, Вла­дычи­ца му­зыки, Ко­торая зву­чит для те­бя. Мы воз­да­ем хва­лу ве­личес­тву тво­ему каж­дый день, С ве­чера до той по­ры, ког­да за­ря вста­ет над зем­лей, Мы ли­ку­ем пред ли­ком тво­им, по­вели­тель­ни­ца … Читать далее

Плач Исиды по Осирису

Я — жен­щи­на, прек­расная для сво­его му­жа, Же­на твоя, Сес­тра твоя, При­ди ко мне ско­рее! По­тому что я жаж­ду уз­реть те­бя Пос­ле то­го, как не ви­дела ли­ца тво­его. Ть­ма вок­руг нас, хо­тя Ра в не­бесах. Не­бо сме­шалось с зем­лей. Тень лег­ла на зем­лю. Сер­дце мое го­рит от злой раз­лу­ки, Сер­дце мое го­рит, по­тому что сте­ною … Читать далее

Читайте также:  Почему рассказ шолохова называется алешкино сердце

Похоронный ритуал

Егип­тя­нин про­жил дол­гую, счас­тли­вую жизнь. Но вот ду­ша Ба по­кину­ла его. Он умер. Сог­ласно ве­рова­ни­ям древ­них егип­тян, че­ловек пос­ле смер­ти не толь­ко «со­еди­нял­ся» с бо­гом Оси­рисом, но и сам ста­новил­ся Оси­рисом. Ес­ли у по­кой­но­го был взрос­лый сын, он «ста­новил­ся» Го­ром. А родс­твен­ни­цы умер­ше­го — его сес­тра и же­на — прев­ра­щались на вре­мя ри­ту­ала в Неф­ти­ду и … Читать далее

Похороны Осириса

Сун­дук с те­лом Оси­риса Иси­да от­несла в ук­ромное мес­то, на­ходив­ше­еся в Дель­те Ни­ла. Заб­ро­сав его вет­ка­ми и прик­рыв листь­ями паль­мы, бо­гиня от­пра­вилась к сво­ей сес­тре Неф­ти­де. Неф­ти­да бы­ла же­ной Се­та. Но пос­ле то­го, как всем ста­ло из­вес­тно о зло­дей­стве крас­ногри­вого бо­га, Неф­ти­да сбе­жала от не­го. Зная, что рас­сви­репев­ший Сет бу­дет прес­ле­довать ее и без­жа­лос­тно отом­стит, … Читать далее

Путешествие в загробное царство

Од­нажды Сат­ни-Хе­му­ас и его сын Са-Оси­рис от­ды­хали на тер­ра­се до­ма. Сол­нце уже кло­нилось к за­паду. Был при­ят­ный, ти­хий ве­чер. Вдруг воз­дух на­пол­нился кри­ками, го­рес­тны­ми сто­нами и пла­чем. Сат­ни-Хе­му­ас вгля­дел­ся вдаль. Хо­рони­ли бо­гато­го го­рожа­нина. Кед­ро­вая ладья вез­ла че­рез Нил рос­кошный гроб, ук­ра­шен­ный зо­лотом и дра­гоцен­ностя­ми. Под­ле гро­ба над­ры­вались пла­каль­щи­цы. А по­зади пог­ре­баль­ной ладьи плы­ло ве­ликое мно­жес­тво … Читать далее

Пять душ египтянина

Отец и мать да­ют сво­ему ре­бен­ку Рен — имя. Имя так мно­го зна­чило в жиз­ни егип­тя­нина, что счи­талось да­же его ду­шой, вер­нее, од­ной из пя­ти его душ. Зна­ющий имя че­лове­ка или де­мона при­об­ре­тал над ним власть. Ес­ли кто-ли­бо хо­тел при­чинить зло сво­ему нед­ру­гу, он пи­сал его имя — Рен на ку­соч­ке па­пиру­са и по­том сжи­гал … Читать далее

Рa и змей

Рa был ве­ликий бог. Он соз­дал се­бя са­мого. Он сот­во­рил не­бо и зем­лю, во­ду и ды­хание жиз­ни, огонь, бо­гов и лю­дей. Он соз­дал зве­рей, птиц и рыб и стал ца­рем всех лю­дей и бо­гов. Ве­лико бы­ло его мо­гущес­тво и мно­го имен бы­ло у не­го. И бы­ла Иси­да — муд­рая бо­гиня. Она зна­ла мно­гое о не­бе … Читать далее

Рождение и предсказание судьбы

Ког­да че­ловек по­яв­ля­ет­ся на свет и из­да­ет свои пер­вый крик, к его ко­лыбе­ли при­ходит бо­гиня Мес­хент — мо­лодая жен­щи­на в го­лов­ном убо­ре из раз­ноцвет­ных перь­ев. Доб­рую бо­гиню соп­ро­вож­да­ет ее сви­та: мох­на­тые урод­цы кар­ли­ки Бэ­сы и бо­гиня Та­урт — сам­ка бе­гемо­та с че­лове­чес­ки­ми во­лоса­ми и зу­бами кро­коди­ла. Мес­хент, Бэ­сы и Та­урт пус­ка­ют­ся в ра­дос­тный пляс вок­руг … Читать далее

Рождение Осириса

Еще до то­го, как Ра по­кинул зем­лю и стал пла­вать в Ладье по не­бесам и по Царс­тву Мер­твых, бо­гиня Ма­ат соз­да­ла вре­мена го­да. Она раз­де­лила год на три рав­ные час­ти и да­ла им наз­ва­ния: вре­мя Раз­ли­ва, вре­мя Всхо­дов и вре­мя Уро­жая. За­тем Ма­ат по­дели­ла все три вре­мени го­да на ме­сяцы, по че­тыре в каж­дом. Каж­дый … Читать далее

Са-Осирис и чародей из Эфиопии

Это уди­витель­ное со­бытие про­изош­ло в пос­ледний год жиз­ни Са-Оси­риса. Маль­чи­ку тог­да ис­полни­лось все­го две­над­цать лет. Од­нажды к от­цу Сат­ни-Хе­му­аса, к ве­лико­му фа­ра­ону Та-Ке­мет, при­был чер­но­кожий го­нец из Эфи­опии. Вой­дя в зал при­емов, го­нец пок­ло­нил­ся всем при­сутс­тву­ющим, пок­ло­нил­ся фа­ра­ону и про­тянул ему сви­ток па­пиру­са. — Кто мо­жет про­честь этот па­пирус, не раз­во­рачи­вая его и не пов­ре­див пе­чати? — … Читать далее

Сказка о двух братьях

Глав­ный ге­рой сказ­ки Ба­та, его имя зна­чит Ду­ша Хле­ба («Ба» по-еги­пет­ски ду­ша, «та» — хлеб), и это ука­зыва­ет на то, что он свя­зан с рас­ти­тель­ностью, с зем­ле­дели­ем, как Оси­рис. Брат но­сит имя Ануп, это имя бо­га Ану­биса — бо­га-баль­за­миров­щи­ка, по­могав­ше­го Иси­де ожи­вить Оси­риса. И в сказ­ке Ануп на­ходит мер­тво­го Ба­ту и ожив­ля­ет его. Как и … Читать далее

Сказка о потерпевшем кораблекрушение

Спо­кой­на Ве­ликая Зе­лень. Чист ла­зурит не­бес. Не­бо смот­рится в мо­ре, как в яс­ное зер­ка­ло. По би­рюзо­вым вол­нам пти­цей не­сет­ся ко­рабль. Вес­ла с его бор­тов взле­та­ют, по­доб­но крыль­ям. Бь­ет­ся на креп­ких ре­ях вет­ром на­пол­ненный па­рус. По­лот­ни­ще па­руса так ве­лико, что им уп­равля­ют чет­ве­ро. Два ру­левых по­вора­чива­ют руль-кор­ми­ло. А все­го на бор­ту сто двад­цать один че­ловек: пос­ла­нец … Читать далее

Сказка о Правде и Кривде

Эта сказ­ка воз­никла под вли­яни­ем ми­фов об Оси­рисе и Го­ре. Так же как в ми­фе, млад­ший брат не­нави­дит стар­ше­го и ста­ра­ет­ся его из­вести, но ему не уда­ет­ся осу­щес­твить это до кон­ца. Мсти­телем за стар­ше­го бра­та выс­ту­па­ет его сын, ко­торый в су­де бо­гов до­бива­ет­ся ис­ти­ны и на­каза­ния млад­ше­го бра­та зло­дея. Сказ­ка на­писа­на на свит­ке па­пиру­са, на­чало … Читать далее

Сказка об обреченном царевиче

В этой сказ­ке про­яви­лась ве­ра лю­дей в то, что их судь­ба на­ходит­ся в ру­ках все­силь­ных бо­гов, и ник­то ни­ког­да не мо­жет уй­ти от пред­на­чер­та­ний не­бес­ных сил. Бес­по­мощ­ность че­лове­ка пе­ред гроз­ны­ми яв­ле­ни­ями при­роды и ве­ковой нес­пра­вед­ли­востью на зем­ле по­роди­ла мысль о том, что во­ля бо­гов оп­ре­деля­ет всю жизнь лю­дей. Жил не­ког­да в Егип­те царь, и не … Читать далее

Сказки о Сатни-Хемуасе и его сыне Са-Осирисе

Мно­го вре­мени то­му на­зад у од­но­го фа­ра­она был взрос­лый сын. Зва­ли его Сат­ни-Хе­му­ас. Этот Сат­ни-Хе­му­ас слыл ве­ликим муд­ре­цом. Он был са­мым луч­шим ле­карем в стра­не Та-Ке­мет, са­мым ис­кусным ма­гом и звез­до­четом, знал да­же те зак­ли­нания, ко­торые не бы­ли из­вес­тны вер­ховно­му жре­цу бо­га муд­рости То­та. Мол­ва о Сат­ни-Хе­му­асе об­ле­тела мир. Во всех го­родах, на всех язы­ках … Читать далее

Спор Гора и Сета

Вы­рос Гор, стал силь­ным, храб­рым юно­шей, мо­гущес­твен­ным бо­гом. Час­то лю­бил он расс­пра­шивать мать об от­це, о его жиз­ни и смер­ти. И вот нас­ту­пило вре­мя ис­полнить Го­ру свой сы­нов­ний долг — отом­стить за от­ца. Ник­то не был стра­шен мо­лодо­му силь­но­му бо­гу, и он от­пра­вил­ся ис­кать сво­его про­тив­ни­ка, убий­цу от­ца — ко­вар­но­го Се­та. Все лю­били Го­ра, и … Читать далее

Странствования Исиды

Ти­хо под пок­ро­вом но­чи со­вер­шил Сет со сво­ими по­мощ­ни­ками зло­де­яние «крас­ное де­ло», как на­зыва­ли егип­тя­не злые де­ла и прес­тупле­ния. Убив сво­его стар­ше­го бра­та, он вер­нулся до­мой. На­конец-то ис­полни­лась его за­вет­ная меч­та: он из­ба­вил­ся от сво­его со­пер­ни­ка, и те­перь смо­жет за­нять его трон и стать ца­рем всей зем­ли Егип­та. Лес­ные су­щес­тва па­ны, жив­шие не­пода­леку от двор­ца … Читать далее

Суд Осириса и вечная жизнь в Полях Камыша

На по­роге Ве­лико­го Чер­то­га умер­ше­го встре­чал ша­кало­голо­вый бог Ану­бис. — При­ветс­твую те­бя, ве­ликий сре­ди бо­гов Заг­робно­го Ми­ра! Я при­шел к те­бе, гос­по­дин мой, — го­ворил умер­ший, сог­нувшись в пок­ло­не до зем­ли. Бог смер­ти хра­нил ве­личес­твен­ное без­молвие. Выс­лу­шав при­ветс­твие, он брал егип­тя­нина за ру­ку и вел в зал, где дол­жно бы­ло вер­шить­ся Заг­робное Су­дили­ще. Они шли ми­мо ка­мен­ных … Читать далее

Фараон и волшебники

Фараон и вор

Фа­ра­он Рам­псе­нит во­евал очень мно­го. Его сер­дце не зна­ло стра­ха, ру­ка не ве­дала по­раже­ния. Не­даром про не­го сло­жили та­кую пес­ню: Стре­ля­ет из лу­ка он впра­во, Ме­чет копье он вле­во. Силь­нее один Рам­псе­нит, Чем сот­ни со­тен от­ря­дов. Все со­сед­ние стра­ны вып­ла­чива­ли фа­ра­ону дань. Пра­вите­ли гор­ных зе­мель по­сыла­ли око­ван­ные зо­лотом ко­лес­ни­цы. Стра­ны, рас­по­ложен­ные в ни­зинах, от­прав­ля­ли узор­ные … Читать далее

Хитрый полководец Джхути

Од­нажды в сто­лицу Та-Ке­мет въ­еха­ла ко­лес­ни­ца. Она с гро­хотом про­нес­лась по ули­цам, взвих­ри­вая пыль и от­го­няя про­хожих к за­борам и обо­чинам. Ко­нями пра­вил го­нец вой­ска фа­ра­она. И ко­лес­ни­ца, и кон­ские кру­пы, и те­ло воз­ни­чего — все бы­ло об­лепле­но грязью. Вид­но бы­ло, что го­нец про­делал неб­лизкий путь. Ко­лес­ни­ца ос­та­нови­лась у двор­ца фа­ра­она. Го­нец спрыг­нул на зем­лю … Читать далее

Царствование Осириса

Стар­шие братья, ро­див­ши­еся пер­вы­ми — Оси­рис и Гор — бы­ли друж­ны меж­ду со­бой, и толь­ко млад­ший, Сет, лю­то не­нави­дел Оси­риса. Он не­нави­дел его за то, что Оси­рис кра­сив и все его лю­бят, за то, что день рож­де­ния Оси­риса был счас­тли­вым и все де­ла, на­чатые в этот день, кон­ча­лись ус­пешно. А день рож­де­ния Се­та счи­тал­ся нес­час­тли­вым: … Читать далее

Источник

Познавательное и интересное