Сказки о художниках галина ветрова

Сказки

«СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ»

На свете много чудес.

Маленький ребёнок, застывший перед картиной или скульптурой, или внимательно слушающий «сложную» музыку – это тоже чудо. Что за волшебная сила заключена в произведениях искусства и кто те Мастера, которые смогли наполнить этой силой свои творения?

Книги из серии «Сказки о художниках» и книги из серий «Рассказы по истории» и «Мифы народов мира» входят в издательский проект «Энциклопедия малыша». Они написаны для самых юных ценителей Прекрасного. Эти книги помогут познакомиться ближе с произведениями искусства и их творцами, с историей искусства, с историей человечества.

Обложки книг оформлены в виде холста. В центре обложки – имя Мастера, которому посвящена книга. Внизу – одна из самых известных его картин. В одном из углов обложки нарисован маленький натюрморт – мольберт с чистым листом, кувшин с кистями, чистая палитра, гипсовая маска и книга. Между портретом и натюрмортом – название сказки.

«Жила-была в Москве девочка. Не большая и не маленькая. Было ей пять лет. Звали её Лиза» (Стр. 2)

Лиза со своей Мамой отправилась гулять. Мама заговорилась на улице с подружкой. Лиза заскучала, а тут рыжая собака за разноцветной кошкой кинулась, а Лиза за ними. Вот так и получилось. Что заблудилась девочка в огромной Москве! Читать-писать Лиза не умела и адреса своего не знала. Побрела она куда глаза глядят! Вдруг вырос перед Лизой сказочный терем-теремок. Открыла она калитку. Поднялась по высокому крыльцу, вошла в дом.

«Взобралась Лиза на второй этаж и очутилась в огро-о-омной комнате. Повернула голову – ой! – прямо на неё Серый Волк скачет. Посмотрела в другую сторону – мамочки! – там Баба Яга в ступе летит. Стра-ашная! Изо рта клык торчит. А под мышкой ребёночка держит! Обернулась назад – ещё хуже: там Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит.
Шмыгнула Лизуша в угол за большой аквариум, села на пол и глаза зажмурила. Будь, что будет!
Посидела немножко – вроде тихо всё. И чуть-чуть один глаз приоткрыла. Да это же …картины! Какие большие! Вон царевна Несмеяна сидит тоскует, ковёр-самолёт летит над горами. Над долами… царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукой, а из него лебеди полетели. Ей все эти сказки читали, а теперь все они будто ожили». (Стр. 2-4)

А дальше случилось самое загадочное – Лизуша познакомилась с автором этих картин – Виктором Михайловичем Васнецовым. Рассказал художник Лизе и о детстве своём в далёкой северной деревушке в десять домов, в которой жила его семья. На шесть братьев одни валенки, да один полушубок на всех!

Посмотрела Лизуша, как писал художник картину «Три богатыря».

«Но, главное, все живые на картине этой. Всадники толкуют, да плохо слышно, о чём – ветер в картине свистит и иногда так подует, что до Лизуши долетает запах травы и молодых сосенок.

Взял человек в руку длинную кисть, помешал-помешал краски на деревянной овальной дощечке и давай то там, то тут кисточкой в картине тыкать. Где прикоснётся, там краски сразу как-то вспыхивают. А коня или всадника кисточкой тронет – тот на минуту замирает, а потом опять шевелиться начинает». (Стр. 5-6)

Углубился Виктор Михайлович в работу, а Лизе скучно стало, домой захотелось, начала она хныкать. «…всё громче… и проснулась. Над ней стояла удивлённая тётя в синем халате и со шваброй в руке.

-Эти картины написал Виктор Михайлович Васнецов! – строго сказала тётя. – Он жил давно. А мы с тобой сейчас в его доме, который стал музеем.

— Всё равно я с ним сейчас разговаривала!

И художник Андрей Рябушкин черпал своё вдохновение на старинных московских улочках.

Отец и братья Андрея Рябушкина были иконописцы. В 14 лет не стало у него отца. Во сне явился к нему отец и посоветовал отправиться в Москву отправиться учиться живописи. Чудеса стали происходить с тех пор в его жизни. Выпускную картину отличник Рябушкин написал. Как велели ему талант и совесть, за что лишился Большой золотой медали и поездки за границу. Но его работа понравилась знаменитому коллекционеру Павлу Михайловичу Третьякову. Картину вскоре признали и в академии, но сам Рябушкин решил отправиться не за границу, а в путешествие по старинным русским городам и деревням.

В «Сказке об иконописце и архангеле Михаиле» речь идёт о иконописце Андрее Рублёве.

Жил он в молодости недалеко от Москвы в монастыре. Просил он в молитве, чтобы стал он сильным, как богатырь Добрыня Никитич, хотел одолеть Змея Горыныча, чтобы не губил он людей в земле родной. Да только вырос он совсем не могучим, а иконы у него получались светлые и добрые. Написал он свою самую добрую и светлую икону – «Троица», которая победила Змея в этой сказке.

Как и с девочкой Лизой из сказки о художнике Васнецове, невероятная история в музее произошла и с Варей из «Сказки о весёлом художнике» Борисе Ивановиче Кустодиеве. Варюшу взяла с собой на работу мама. А работала Варюшина мама в музее реставратором, то есть «лечила» картины.
На мамином рабочем мольберте стояла картина Бориса Кустодиева «Масленица». Любопытно стало Варе. Что за художник, да что такое Масленица? Некогда было маме отвечать на все вопросы дочери и отправила она Варю в музейный зал, в котором жили картины Кустодиева: пусть картины сами всё расскажут.

Читайте также:  Рассказ о редком растении который занесен в красную книгу

Среди картин увидела Варюша и ещё одну «Масленицу». (Мама художника вспоминала, что родился он на Масленицу, всю жизнь любил этот праздник и традиционные масленичные блины).

Но самое удивительное, что нарисованная девочка протянула Варе руку и помогла попасть в картину. Нарисованную девочку тоже звали Варей. Вместе девочки прогулялись по старинной Москве и нарисованная девочка рассказала новой подруге о людях на картинах: купцах и купчихах, извозчиках, официантах в Чайных. Нагулявшись по картинам Варюша благополучно вернулась к маме.

Многим художникам очень трудно жилось в детстве и юности.
У Исаака Левитана не было в юности не было ни денег, ни тёплой одежды, ни крыши над головой, ни родственников. Ночевал он часто в своём училище, прячась под лавкой от сторожа.

«Да, трудно жилось Грустному художнику, но всё же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что никто ещё не умел изображать природу так, как он. Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице. Где отражается небо. Но … он не любил Солнце». (Стр.2-3)

Однажды, весной Солнечные Лучики устроили так, что Грустный художник, ослеплённый ими, вывалился из своих саней в сугроб, а его лошадка, запряжённая в сани, побежала дальше по дороге домой.
«Сел художник, глаза открыл, а с непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул – и сам себе не поверил. Красота-то какая. И всё вокруг залито солнцем! Так празднично и почему-то всё-таки … чуть-чуть печально». (Стр. 7)

«Вот свежий ветер надувает паруса залитого Солнцем красавца-корабля на большой реке…
Всё так нарядно, бодро, весело! Даже не верится, что эту картину написал Грустный художник». (Стр.8)

Грустному художнику в Сказке принесли в картины свет Солнечные Лучики, а в «Сказке о добром художнике» и в «Сказке о художнике и весенних птицах» помогли ещё больше раскрыться талантам мастеров птицы.

Когда вспоминают картину «Грачи прилетели» обычно произносят и слово Родина.
Вернулась стая грачей ранней весной из дальних краёв. Заметили эту стаю прогуливавшийся неподалёку Саврасов – уж очень громно спорили о чём-то птицы. Вот вылетел из стаи старый грач, и что-то сверкнуло в его клюве. Уронил грач случайно сверкающий камешек прямо в руки Саврасова. Как будто второе зрение открылось у художника – совсем по-другому увидел он родные края. Согласились грачи одолжить камешек художнику до осени. Поблагодарил Саврасов птиц и нарисовал за лето свою самую известную картину.

Ветрова, Галина Евгеньевна.

Сказка о Архипе Куинджи – сказка о добром художнике. Он остался в три года сиротой. В двадцать шесть лет появился в Санкт-Петербурге и поступил академию Художеств, куда его приняли одного из тридцати человек.
«А он поучился в этой Академии, да и рукой махнул… И в картинах своих изображал то, что не всякий способен заметить: как встаёт туман над рекой, как сверкает иней, как зимой рано поутру совсем розовыми становятся сугробы. Добрый художник всем в жизни старался помочь, а сам оставался в тени.

Была Волна знакома и с художником Алексеем Петровичем Боголюбовым. Рассказ о его жизни и называется «Сказка о художнике и волшебном кораблике».

Боголюбову даже удалось уговорить царя открыть художественный музей в городе Саратове имени своего деда, едва не казнённого царицей много лет назад за «волнодумческую книгу» писателя А. Н. Радищева.
Вот такие чудеса и в жизни, и в сказке.

«Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как Шишкин». (Стр. 2)
Так начинается «Сказка о лесном художнике».

Отправился Иван Иванович в лес делать зарисовки и «забрёл в непролазную чащу». А там медведица Марья Михайловна с медвежатами, да ещё и говорит по-человечески. Узнала, кто он, да откуда, как художником стал. Но отпустила с условием, что нарисует он портреты её медвежат.
Не поверила медведица словам Шишкина, что не получаются у него люди да животные. Обещал художник написать для людей большую картину с медвежатами, а для неё такую же маленькую.
Медведей помог нарисовать Константин Апполонович Савицкий, а сама маленькая картина помогла вскоре медведице с медвежатами от охотников спастись.
Сегодня мы вспомнили имена нескольких отечественных Мастеров живописи. В Библиотеке Вас ждут книги и о зарубежных художниках: Ботичелли («Сказка о волшебном кольце»), Леонардо да Винчи («Сказка о художнике и его тайне», Рафаэле («Сказка об отличнике и «Афинской школе»), Ренуаре («Сказка о том, что не замечали художники»).
Пятьдесят с лишним книжечек из серии «Сказки о художниках» стоят на полке в нашей Библиотеке И ЖДУТ ВСТРЕЧИ С ВАМИ!

Материал подготовила ведущий библиотекарь Борукаева Е.М.

Источник

Сказки про людей и краски. В. Перов
Галина Евгеньевна Ветрова

«Сказки про людей и краски» – продолжение «Сказок о художниках», которые я публиковала в издательстве «Белый город». Они имели большой успех.Сказка в этих текстах – вроде нарядной скорлупки, где «упакован» правдивый рассказ о художнике.Судьбы многих русских мастеров трагичны, и я пыталась намекнуть на это, чтобы даже ребенок понял, что искусство – не развлечение.Родители могут сами определить, когда они могут прочитать ребенку ту или иную сказку. И – готовиться к вопросам – их будет много.

Читайте также:  Птичий язык сказка основная мысль

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки про людей и краски. В. Перов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Галина Евгеньевна Ветрова, 2019

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Дорогие родители! Меня зовут Галина Евгеньевна Ветрова. Я много лет проработала в музеях Саратова и Москвы.

«Сказки про людей и краски» — продолжение «Сказок о художниках», которые я придумала и начала писать для московского издательства «Белый город» в 1997 г. Первые сказки были опубликованы в апреле 2001 г., имели большой успех и много раз переиздавались. В одной из рецензий ее автор, А. Отрощенко, точно обозначила задачу, которую я себе ставила, тогда незнакомым мне словом: «детский нон-фикшн». В самом деле, сказка в этих текстах вроде нарядной скорлупки, в которой «упакован» правдивый рассказ о художнике.

Издательство вскоре привлекло к созданию новых сказок много других авторов, а я, спустя несколько лет, опять начала писать сказки «в стол». Но теперь они стали длиннее, предназначены для детей постарше, и рассказывают в основном не об одной картине, а о главных произведениях мастера.

Судьбы многих из русских мастеров трагичны, и я пыталась намекнуть на это, чтобы даже маленький человек понял, что искусство — не развлечение. А зачем нужно искусство малышу, ответить легко — для развития тонких душевных «чувствилищ», которые определяют лучшие качества человека и помогают сформировать интересы и способность сопротивляться агрессивной внешней среде.

Родители могут сами определить, когда они могут прочитать ребенку (это лучше всего) ту или иную сказку. И, конечно, надо быть готовым к вопросам — их наверняка будет много, ведь речь идет о XIX и даже XVIII веках.

В. Г. Перов. Автопортрет.

Сказка о художнике с плачущим сердцем

Однажды утром мама потрепала светлый чубчик сына и пропела, как обычно: Кирюша-а, встава-а-й! Ты помнишь, куда мы сегодня идем?

— Да, — ответил он, еще не открыв глаза. — В галерею… Третьяковскую…

— Вот молодец! Быстро поднимайся, придем пораньше, пока народу немного. А то и не увидишь ничего толком.

Через час они стояли перед большим нарядным зданием, похожим на сказочный терем. Кирилл уже пару раз бывал здесь и знал, как много тут картин, скульптур, рисунков. За один раз нельзя даже пробежать все залы, не то что рассмотреть.

Мама давно ему объяснила, что музей — это замечательное место, где живет прошлое. И его нужно узнавать понемногу, не торопясь, иначе все в голове перепутается. И главное, нужно учиться чувствовать. Но так интересно все устроено, что именно знание и помогает почувствовать! Мама умела рассказывать, и Кирилл уже ждал таких походов как настоящего приключения.

— Я думаю, ты уже достаточно вырос, и хочу показать тебе картины Перова, говорила мама, пока они шли по залам. — Звали его Василий Григорьевич… Он был сыном умного и образованного человека, барона Кригенера. Тогда всех детей обязательно крестили в церкви, и после этого у ребенка появлялись еще «крёстные» отец и мать. Вот фамилия его крёстного отца была Васильев.

— А почему же он тогда Перов? — удивился мальчик.

— Ну, это целая история. Вася очень рано начал читать — мама его научила. А вот чтобы он научился каллиграфии… знаешь, что это такое?

В. Г. Перов. Автопортрет.

— Перочинный! — выпалил Кира.

— Точно! — засмеялась мама. — Ну вот… У Васи так хорошо получалось выводить красивые и ровные буквы, что дьячок прозвал его Перовым. И, став взрослым, он решил оставить себе это прозвище, которое стало фамилией.

В Третьяковке хранятся почти все его лучшие картины. Но сначала — вот, посмотри… Это репродукция картины, которая находится в Киеве. Здесь Перов написал себя…

— Нарисовал, — перебил Кира.

— Нет, правильно — написал. Рисуют на бумаге — карандашом, пером, углем… А масляными красками на холсте — пишут. На этом автопортрете ему 18 лет. Только через год он начнет учиться в Москве… Ты, наверное, думаешь, что в 18 лет человек уже совсем взрослый?

— Считается взрослым, да. Но на самом деле человек взрослеет долго. И в 18 лет еще очень видно, каким он был совсем недавно, в детстве. Что скажешь?

— Ну, он какой-то странный. Смотрит непонятно куда… И глаза… будто плакал. Сидит боком…

— Да, это важно. Видишь, он старается показать себя правдиво, без всякой торжественности, хотя одет очень прилично. Видишь, черный сюртук, белая манишка, черный же галстук… Но вот какой он человек? Он тебе нравится?

Читайте также:  Рассказ про вестминстерское аббатство на английском с переводом

— Мне кажется, он честный. И, наверное, с ним трудно спорить.

— Упрямый… И еще, видно, что ну… не очень здоровый… и какой-то нервный, что ли?

— Да нервный, и много болел, и упрямый, конечно… Но это такое упрямство, без которого ничего нельзя в жизни добиться. И в искусстве тоже.

— Потому что каждый большой художник, или писатель, или ученый — это все равно, открывает новую дорогу. А люди любят ходить уже проложенными тропами… Ну вот представь себе — заросшее поле и в нем широкая колея. Понимаешь?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки про людей и краски. В. Перов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Сказки о Русском Языке, царе Великом и Могучем, да о дочерях его Премудрых. Лингвистические сказки

Наталья Григорьевна Детюк

Сказки про людей и краски. И. Репин

Дурак, заика и спецкласс

Праздник Горшка. Сказка

Валерий Фёдорович Чеснок

Пираты. Книга для детей

Медвежья воля. Сказки

Мы играли детьми в разведку. Рассказы

На ступеньках не сидят, по ступенькам ходят

Айя и Дай с тридцать третьего этажа. Сказка

Источник

Сказки о художниках галина ветрова

В этих книгах вы прочитаете об основных понятиях живописи, познакомитесь со стилями и направлениями в искусстве, узнаете о жизни известных художников.

Жил-был Грустный художник. А грустен он был потому, что уж очень невесёлая жизнь у него была. Он мечтал стать художником. Но у него не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Трудно пришлось Грустному художнику, но он всё же стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как этот художник. Он, как никто другой умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо. Звали Грустного художника Исаак Левитан.

Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как Шишкин. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья… Всё вместе это называется «пейзаж». И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы всё было красивое, сильное, здоровое. Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит – залюбуется! Приглашаем и вас!

«Однажды в Петербурге родился мальчик. Ночью у его колыбели появились три феи. Но это были не феи из сказок. Одна из них, в простом белом платье, с русой косой и серыми глазами, сказала, глядя на младенца: «Он принадлежит мне. Я дарю ему талант художника и писателя. Пусть он прославит свою Родину». Так начинается книга о талантливом русском художнике, общественном деятеле, просветителе и путешественнике Николае Константиновиче Рерихе. Прочитайте сказку, и вы узнаете о том, как он стал знаменитым художником, познакомитесь с его картинами.

Прикоснитесь к великому наследию, оставленному выдающимися людьми прошлого. Эта книга расскажет вам о замечательных художниках, которые жили в России и создавали великую культуру.

Каждому художнику отведён отдельный разворот книги. Текст и репродукции картин обрамлены в рамку, которая напоминает различные породы камня. Статьи о художниках содержат интересные факты из биографии художников и стихотворения известных русских поэтов и писателей Тютчева, Гумилева, Толстого, Блока и других.

О том, как появился самый знаменитый в мире портрет, его иногда называют «Мона Лиза», иногда «Джоконда», вы узнаете, прочитав эту книгу.

Николай Петрович Богданов-Бельский известен как художник-передвижник, рисовавший в основном жанровые картины образования крестьянских детей и портреты. Учился у самого Ильи Репина.

Эта книга посвящена жизни и творчеству мастеров русской живописи (Левицкий, Боровиковский, Алексеев, Брюллов, Шишкин, Репин, Суриков, Васнецов, Левитан, и другие – всего около 40 живописцев), создавших непревзойдённые по своей силе и красоте полотна, ставшие шедеврами мировой живописи. В каждой главе книги вы найдёте подробный и увлекательный рассказ о художнике, а также познакомитесь с историей создания его великолепных картин.

Эта книга познакомит вас лишь с несколькими работами Владимира Егоровича Маковского. А создал он их более четырёхсот!

Всё, что Маковский изображал, он брал из окружающей жизни. Наблюдательный и чуткий, художник умел в самых незначительных событиях увидеть что-то очень важное. Доходчиво он рассказывал в своих полотнах о том, что тревожило его современников – о горестях и бедах простого человека.

Давно жили художники А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан. Их имена будем всегда вспоминать с благодарностью. Своим искусством они говорят нам: «Смотрите, как прекрасна наша земля. Любите и храните её».

И сегодня, много лет спустя, их картины близки и понятны нам. Кто хоть раз их увидит, тот не пройдёт потом равнодушно и мимо рощи в осеннем уборе, и мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце. Обрадуется человек этой встрече с прекрасным и, наверное, станет лучше и добрее.

Источник

Познавательное и интересное