Сказки о происхождении наречий

Сказки

Лингвистические сказки по теме «Наречие»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.Я.Василенко города Лабинска муниципального образования Лабинский район

учащихся 7-х классов МОБУ СОШ №2 г.Лабинска

Беспалова Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Однажды Суффикс НИБУДЬ сказал: «А неужели я сам справиться не смогу. Не нужна мне больше помощь! И без Дефиса обойдусь». Вот пошёл НИБУДЬ на прогулку. Видит он девочку, а девочка эта сказку писала. Написала девочка слово «когда» и уже Дефис поставила. Тут НИБУДЬ понял, что это он должен на этом месте быть. Вскочил Суффикс, встал сразу после слова «когда». Спрашивает девочка: «Ой, а разве не с Дефисом пишется?». Тут НИБУДЬ: «Нет! Я один всегда.» Целый день помогал людям НИБУДЬ, но ничего у него не получалось.

Пришёл Суффикс вечером к Дефису и говорит:

-Слушай, дружище, не получается у меня одному работать, прости меня, давай снова вместе?

-Эх, глупый ты, НИБУДЬ. Мы ведь не можем в одиночку!

-Так что¸ ты меня прощаешь?

Дефис ничего не сказал, он, только молча улыбаясь, открыл дверь и впустил Суффикс в дом. Они сели пить чай и болтали обо всём. На следующий день Суффикс и Дефис пошли вновь помогать людям, только теперь вместе.

После этого случая они больше не ссорились.

Мацкевич Валерия, 7 «А» класс

После занятий учительница оставила на столе учебник русского языка и ушла домой. Ночью из книги вылезли маленькие человечки. Это были части речи. Среди них разгорелся настоящий спор, какая часть речи самая лучшая, трудная и интересная.

И тут со странным визгом вылетело вперёд Существительное и стало возмущаться:

— Как вы смеете так возноситься! Я считаю, что я самая обаятельная и привлекательная часть речи.

Но Словаря не было! Он был приглашён на чай к Энциклопедии, а без умного словаря никто не мог решить этот спор. Части речи готовы были уже вступить в драку, но вдруг первый луч солнца упал на книгу, и спорящие испуганно попрятались по своим местам.

Москалёва Дарья, 7 «А» класс

Жили-были предлоги В и НА. Они очень хорошо дружили с Наречием. Как-то раз, для символа дружбы они придумали своё правило, но к ним ещё присоединились Собирательные Числительные.

Всем понравилась их идея, ведь она была не только правильной, но и нужной. И за это их отблагодарили, отправив в грандиозное путешествие в Учебнике.

Мятыгина Лилия, 7 «Б» класс

Сказка «Буквы О и Е»

Жили были в одной стране буквы О и Е.

Эти буквы работали на заводе, где изготавливали книги. Они вписывали свои буквы в книжный текст. Буквы О и Е всегда путались кто где стоит на конце Наречий после шипящих, их ставили как попало.

Вдруг вошла главная на заводе буква А и начала ругать буквы О и Е за то, что они писали не так как нужно, а как попало.

Буква А грозила им увольнением. Но буквы О и Е не растерялись и пошли к мудрецу.

Вот идут они по пустыне, но в букву О солнце лучиком ударило и всегда с тех пор над ней был луч. Когда они пришли к мудрецу, к букве Я, О и говорит :

— У меня случилось ударение, что делать?

-Это значит, что под ударением пишется буква О, а без ударения Е.

Пришли буквы опять на завод и начали писать не как попало, а под ударением всегда О. Они всегда проверяли ударение прежде чем вписать свою букву. Например в слове: свежО’, певу’чЕ.

Так и стали жить поживать и правило не забывать.

Источник

Сказка о глаголе и наречии

Ирина Колчанова
Сказка о глаголе и наречии

Сказка о Глаголе и Наречии

Давным-давно, когда ещё люди не умели писать и слов знали мало, жил был Глагол. Работал он указчиком, и его за это уважали. Приходили к нему и стар и млад,и просили:

— Уважаемый Глагол Глаголович, не могли бы вы мне подсобить, укажите, пожалуйста, мне действие.

— Так-с, что делать будем? – спрашивал глагол.

— Сейчас, объясню. – говорил посетитель, объяснял суть нужного ему действия, и Глагол принимался за работу.

И так каждый день, пока вдруг посетителей не оказалось. Никто не пришёл к глаголу за указанием. Скучно и страшно стало нашему герою, ведь питался он людскою благодарностью и любовью. А раз никто не пришёл, то и Глагол без обеда остался.

Много времени прошло, да так никто и не приходил к нашему герою, он опечалился и стал уж думать, что не выживет. Но вот однажды к Глаголу Глаголовичу пришла почтеннейшая старушка со своей внучкой и, как прежде,попросила указать действие:

— Милостивый сударь, будьте так любезны, укажите мне действие.

Существительное, а так звали почтенную старушку, объяснило действие, на что Глагол Глаголович ответил.

— Дело ясное, у меня как раз есть такой глагол.А звучит он так: собирать.

— Спасибо вам, сударь, но, к сожалению, мне необходимо чтобы это слово, помимо действия, указывало также на скорость.

— Как же это? – спросил Глагол, а внучка старушки, звали которую Наречие,ответила:

— А вот так: быстро, скоро, резво, молниеносно. Глаголы без этих слов скучны и сухи.

Удивился Глаголэтакой смышлености девчонки и говорит:

— Да, твоя правда. Какая ты умница да разумница! Не хочешь у меня работать? Будем вместе людям действие указывать. Я буду глагол говорить, а ты своё слово, мы его наречием назовём, в честь тебя.

И снова работа ладно пошла у Глагола Глаголовича. Опять посетителей у дома его стало собираться много, и сыт он стал, и радостен.

С тех пор прошло много времени,теперь народ простой умеет многое: и читать, и писать, и слов великое множество знает. Только Глагол с Наречием нам и по сей день служат, да так хорошо, что никто в них не сомневается, все им верят.

Сказка про лужицу Сказка пригодится в работе с детьми 5–6 лет, переживающими утрату близкого человека. «Жила-была одна лужица. Довольно большая. В солнечный.

Артикуляционная логопедическая сказка «Приключения Язычка». Пальчиковая логопедическая сказка Артикуляционная логопедическая сказка «Путешествие язычка» Язычок рано встал. (упражнение «Любопытный язычок») В комнате он всё убрал, Зубы.

Дидактические игры «Песочная сказка», «Сыпучая сказка» Известно,что речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького.

Фотоотчет «Сказка, сказка приходи!» Приветствую вас уважаемые коллеги и друзья! Не так давно в нашем детском саду проводилась выставка «Сказка, сказка приходи!» Все вместе:.

Новогоднее оформление холла в детском саду «Сказка не кончается, сказка начинается» Новый год –. удивительный, загадочный, волшебный праздник! Целью данного материала считаю приобщение взрослых и детей к совместному труду,.

Сказка «Как-то раз под Новый год» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новогоднюю сказку, выполненную своими руками. Как-то раз под Новый год! Жили-были в одном.

Обучающая сказка для детей 4–5 лет «Сказка о том, как девочка Маша подружилась со временем» Жила – была девочка Маша, которая по утрам всегда опаздывала в детский сад. Каждый день мама будила ее и уговаривала: «Маша просыпайся,.

Экологическая сказка-инсценировка нравственного содержания для детей старшего дошкольного возраста «Осенняя сказка» Дети бегут под музыку и останавливаются возле стульчиков. Песня»Осень». Ведущий:Нельзя нам на свете прожить без чудес, Они нас повсюду встречают.

Читайте также:  Рассказ о друге 6 класс французский язык

Источник

Грамматическая сказка о наречии

Меня зовут Оксана Юрьевна. Я работаю учителем начальных классов. Моя дочка Катюшка в этом году идет в первый класс.

Сказка – это волшебный мир детства. Ее интересно читать и большим и маленьким.

Теперь я буду рассказывать не только волшебные сказки, но и грамматические. Надеюсь, что учиться родному языку ей будет легко и приятно. Чего я и желаю всем детям.

Грамматическая сказка о наречиях

В большом доме светло,

Здесь наречия живут,

«Мы не склоняемся и не спрягаемся,

Попробуй нас изменить.

Ярко, светло и весело –

Вот так мы любим жить!»

На прогулке возле лавки

Повстречались им приставки:

«Станьте нашими друзьями».

А приставки им: «Друзья,

Сразу всем дружить нельзя.

Дело в том, что можно нам

Лишь дружить по правилам.

Чтобы с вами быть, смотри,

Мы разделимся по три:

Три приставки: в-, на-, за-

Отправляются в кино

И с ними те наречия

Возьмут приставки с-, из-, до-

Где в домике красивом,

Просторном, как во дворце,

Живет другое правило

С шипящим на конце.

То правило наречиям

Велит все делать так:

После шипящих, кроме «ж»

Писать им мягкий знак.

Но вот наречие «настежь»

В нем «ь» вдруг после «ж»

Смог слово потеснить.

Так пролетел денечек,

Приставки и наречия

Вновь вместе собрались.

Уж наступает ночка,

Пора ложиться спать.

А мы не станем с вами

Тех правил забывать,

Которые в диктанте

Нам смогут услужить,

Наречие с приставкой

И с суффиксом сдружить.

Автор: Ивановская Оксана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1011.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 1 )

Иванова Евгения Владимировна 21.12.2017 в 19:43

Семиклассники как раз сейчас на уроках русского языка изучают тему «Наречия». Пожалуй, это стихотворение нам пригодится. Можно было включить еще одну общеизвестную фразу о наречиях: «Уж замуж невтерпеж» )))

Источник

Сказки о происхождении наречий

Перед вами оригинальная версия языкового тренажёра «Наречие как часть речи». Курс построен в форме диалога учеников. Занимаясь по этому курсу, вы сможете в короткий срок овладеть знаниями о значении и правописании наречий.

Вы встретитесь с заданиями и упражнениями, которые мы отобрали и придумали только для вас. Не волнуйтесь, если у вас будут ошибки. Ошибаются все. Итак, вперёд! Желаем удачи!

Авторы-составители курса:

Рецепт:

— Что?
— Наречие как часть речи.
— Кому?
— Каждому ученику!

Даша: Мы уже немного знакомы с наречиями. И всё-таки нам не всегда удается безошибочно находить их среди других частей речи, а тем более правильно писать. Для этого нужно узнать о них побольше. Представь меня куда-то бегущей. О чём ты меня спросишь?

Дима: А зачем ты бежишь?

Таня: Куда ты спешишь?

Даша: Сначала вперёд, а потом вверх по лесенке.

Дима: А когда это всё происходит?

Таня: А как ты бежишь? Как протекает действие?

Дима: Ведь это не все вопросы, которые задаются к наречиям?

Таня: Вот послушай сказку, которую сочинила твоя одноклассница Даша Рыбникова.

Сказка про планету Наречие

Дима: А теперь хочу дать тебе задание. Продолжи эту замечательную историю, используя оставшиеся вопросы: Для чего? В какой степени? Отчего? Откуда? Насколько? Как долго?

Таня: Я готова прочитать целую лекцию о наречиях. Совершим путешествие по страницам словаря.

Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –РЕЧ-, который прежде был более многозначным. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, то получится слово наглаголие.

Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия – определять глагол, то есть обозначать признак действия. Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и назвали adverbium. Слово verbum означает «глагол», а приставка ad – ПРИ-, то есть буквальный перевод этого слова звучал бы как «приглаголие».

Итак, главную особенность наречия учёные видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему чёткость.

Выдающийся лингвист А. Пешковский говорил, что «в связной речи наречия чаще всего употребляются при глаголе и прилагательном».

Даша: А теперь твоя очередь рассказать нам всё о наречиях. Всё, что ты понял.

Таня: Прочитав и дописав сказку о наречии, ты уже понял, что наречие делится на группы. Они так и называются:

Дима: Понял ли ты, каким основным морфологическим признаком владеет наречие?

Даша: Я тебе помогу. Это разряд.

Таня: Есть ли у наречия непостоянные морфологические признаки?

Даша: А тут и подсказывать не буду. Разбери эти наречия по составу и сразу поймешь.

Быстро, вкусно, грамотно, сверху, снизу, вверх, вниз.

Дима: Я уверен, что ты любишь думать и память твоя предназначена не только для запоминания сюжетов юмористических фильмов. Попробуй:

1) просклонять или проспрягать наречие,
2) изменить по родам или числам.

Думаю, тебе самому смешно и стыдно будет не дать правильный ответ на вопрос: «Изменяется ли наречие?»

Даша: Пока вы тут разговаривали, я уже придумала, как выглядит наречие. Вот его портрет.

Таня: Отгадай загадки, найди в них наречия и определи, к какому разряду относится каждое.

1) Скоро ест, мелко жуёт,
Сама не ест, другим не даёт.

2) Его мы изредка встречаем на дороге,
Без палки ходит он, безглазый и безногий.
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов.

3) Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.

4) Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.

5) В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать!

Таня: Помните, как образуются степени сравнения качественных имён прилагательных? Какие они бывают?

Дима: Сравнительная простая и сравнительная составная. Превосходная простая и превосходная составная.

Даша: А я прочитала, что степени сравнения наречий образуются именно от таких прилагательных на О-Е. Попробуй сам. Вот тебе наречия: красиво, высоко, громко, быстро.

Дима: По-моему, Даша, ты решила меня разыграть, но я не попадусь на твою уловку. Рядом с наречиями нужен глагол, иначе эти слова будут не отличимы от кратких прилагательных.

Даша: Хорошо, получай словосочетания: пел красиво, летел высоко, говорил громко, бегал быстро.

Таня: Или так: полотно красиво, небо высоко, сообщение громко, решение быстро.

Дима: Нет, не так, потому что в этом случае перед нами краткие прилагательные.

Даша: Хорошо, начинай тогда образовывать степени сравнения, помни, как это делается.

Даша: Итак, что же у тебя получилось?

Таня: Я нашла стихотворение В. Мусатова. Прочитай его и найди наречия в сравнительной степени.

Читайте также:  Рассказ принцесса на горошине краткое содержание

Гвоздь забить
Совсем несложно –
С одного удара можно,
С двух ударов ещё легче…
Молоток возьму покрепче, размахнусь
И стукну ловко
По стальной его головке –
И тогда,
Как по приказу,
Гвоздь на место
Встанет сразу.

Таня: Прочитай наше сочинение и выдели все формы сравнительной и превосходной степени наречий и прилагательных. Обрати внимание на то, что они похожи. Подумай и запиши, как их различать.

Даша: Пора мне вмешаться. Надо проверить, чем является слово в сравнительной степени. Почему в сравнительной? Потому что с превосходной у тебя не будет проблем, они не похожи. Итак, если в предложении слово относится к глаголу и является обстоятельством, то это наречие. Если оно является сказуемым, то это прилагательное. А ещё лучше сразу вывести их из формы сравнительной степени, и тогда всё станет ясно. Вот в нашем сочинении.

Объяснить понятнее – объяснить (как?) понятно – наречие.

Упражнение забавнее – упражнение (какое?) забавное – прилагательное.

Относиться лучше – относиться (как?) хорошо – наречие.

Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов

Дима: Это замечательная тема. Здесь столько нужно объяснить новых правил!

Дима: Да, я понял, это приставочный способ. Иногда это происходит с помощью приставки не. Но надо начать с другого, потому что на слух невозможно установить: приставка перед тобой или частица. Надо пользоваться правилом.

Даша: Я предлагаю вспомнить правила правописания не с прилагательными. Это правило полностью повторяется в наречиях:

1)Нелепо, небрежно, невзрачно;
2)нелегко, нечасто, немедленно;
3)не громко, а тихо; не часто, а редко;
4)нисколько не громко, ничуть не интересно, отнюдь не весело, вовсе не красиво.

Дима: Ты обратил внимание на то, что речь идет о наречиях на О-Е. Выведи правило написания не с наречиями на О-Е. А если затрудняешься, то посмотри в учебнике Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой §26.

Таня: Мы тебе предлагаем текст диктанта.

Никогда (не)поздно исправить ошибки в диктанте. Но если ты (не)медленно этого не сделаешь, то что подумают те (не)счастные люди, которые лет этак через тысячу найдут твою тетрадь. Подумай, как (не)лепо будет выглядеть каждая твоя (не)точность и ошибка! Впрочем, если ошибок будет (не)мало, то никому в голову (не)придёт, что это обычная ученическая тетрадь. Пиши (не)брежно, (не)аккуратно, и тогда в будущем десятки учёных будут годами ломать голову над переводом твоего текста, как учёные нашего времени ломают головы над переводом вавилонских табличек.

Дима: Я предлагаю задание, которое придумал для тебя. Выпиши все слова с НЕ-. Укажи, какими частями речи они являются.

(Не)ходи на улицу в (не)настный день. Прогуливался, когда на (не)босклоне ни облачка. Вот вчера вышел Колобок и сказал: «Ничего (не)понимаю! (Не)нормальное утро!»

И правильно сказал, потому что совершенно (не)зачем выходить в такую (не)погоду.
Другое дело, когда идет (не)долгий слепой дождик. Тогда просто (не)выносимо сидеть дома.

Тяжело жить, когда воздух (не)подвижно стоит над городом. Тогда и люди суетливо и (не)спокойно бегают по улицам. Но это (не)опасно, совсем (не)опасно.

Даша: Все способы образования слов тебе известны. Ты понимаешь, что следующий распространённый способ образования наречий – суффиксальный. Подумай, от каких частей речи чаще всего образуются наречия?

Высоко – высокий, низко – низкий,
строго – строгий, опасно – опасный,
трижды – третий, дружески – дружеский.

Наречие – неизменяемая часть речи, а потому оно не имеет окончания: широко, туманно, жгуче, вдогонку, впроголодь, наотмашь.

ПРИМЕНИ ЗНАНИЕ
Запиши словообразовательные цепочки, вставляя пропущенные звенья. Разбери все слова по составу. Сколько наречий в цепочке? Определи способ их образования.

Роскошь … роскошно.
Тихий … потихонечку.
Вера … уверить уверенный … неуверенно.

Таня: Так как мы заговорили об образовании наречий с помощью суффикса, следует вспомнить ещё одно правило, знакомое тебе по предыдущим темам. Это правописание суффиксов О-Ё после шипящих. Давай вспоминать.

В корне слова пишется Ё, если …

В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется …

Не забудь, что наречие ещё – исключение.

Даша: Вставь пропущенные буквы в текст, придуманный исключительно для тебя.

Дима: Понаблюдай за образованием и правописанием наречий. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные наречия? От чего зависит употребление Н и НН в наречиях? Сформулируй правило.

Торжественно ……….
пустынно ……….
искусно ………..
заслуженно ……….
обдуманно ……….

Таня: Если ты затрудняешься, вот подсказка.

Говорить искренне (искренний), смотреть удивлённо (удивленный),жить дружно (дружный)

Даша: А теперь, чтобы закрепить всё это, напиши диктант, который придумала я.

Мы заглянем в необыкнове…о красивое царство. Конечно же, в таком месте живут всегда изыска…о одетые жители. Все они медле…о и увере…о ходят по улицам страны. Каждый праздник в царстве проходил торжестве…о важный парад.

Даша: Раньше мы встречались с наречиями, которые пишутся слитно. Например: впереди, сзади, вверху.

Дима: Наречия также пишутся через дефис с этими морфемами. Но есть и другие случаи. Я предлагаю тебе рассмотреть таблицу. Опираясь на графическое обозначение, определи остальные случаи написания наречий через дефис. Сформулируй правило.

Дефисное написание наречий

Таня: Предлагаю следующее упражнение. Вставь дефис, если это необходимо, исправь ошибки.

1. Быть по сказанному, как по писаному.
2. Если ворону и сахаром кормить будешь, всё таки преданной собакой не станет.
3. Кулик не велик, а всё таки птица.
4. И мягкими руками можно по кошачьи царапнуть.
5. Телятам по медвежьи не реветь.

Образование наречий путем перехода одной части речи в другую

Даша: Сейчас мы поговорим о сложной, но очень интересной теме: о переходе существительных в наречия

Дима: Я прочитал, что этот процесс называется «адвербиализация». Это неморфологический способ образования наречий. Например: ночью, днем, бегом, вечером, даром.

Даша: А есть какие-нибудь орфографические правила?

Дима: В разных учебниках я нашёл некоторые правила. Но, к сожалению, они не всегда работают. Чаще всего наречия просто надо заучивать. Мы вам предлагаем список наречий со слитным и раздельным написанием.

Список наречий с раздельным написанием

без ведома
без оглядки
без отказа
без просвета
без разбору
без спросу
без толку
без удержу
без умолку
без устали
бок о бок
в виде
в диковинку
в заключение
в меру
в насмешку
в ногу
в обмен
в обнимку
в обрез
в обтяжку
в обхват
во всеоружии
во всеуслышание
в одиночку
во сто крат
в открытую
в отместку
в охапку
в пух и прах
в розницу
в сердцах
в срок
в старину
в струнку
в тиши
в тупик
в упор
до востребования
до зарезу
до крайности
до отказа
до свидания
до смерти
до упаду
за глаза
за полночь
из-под мышек
как раз
на авось
на бегу
на боковую
на веки веков
на вес
на вид
на вкус
на выбор
на глазок
на диво
на днях
на дыбы
на зависть
на запятках
на износ
на корточки
на лад
на лету
на миг
на ощупь
на память
на плаву
на попятную
на поруки
на редкость
на руку
на рысях
на скаку
на славу
на смех
на совесть
на страже
на ура
на цыпочках
на часах
не в духе
не в меру
не в пример
не к добру
не к спеху
не под силу
не с руки
ни за что
по дешевке
под конец
под мышки
под стать
под уздцы
по нутру
по совести
с маху
с налета
с разбегу
с ходу

Список наречий со слитным написанием

вброд
вверху
вволю
вдогонку
вдребезги
взаймы
взапуски
вконец
вкратце
внакладку
вничью
воистину
восвояси
вослед
вперегонки
вплавь
вполголоса
вполоборота
впопыхах
вприсядку
вразнобой
вразрядку
врасплох
врукопашную
всухомятку
досуха
дочиста
заодно
запанибрата
зачастую
изнутри
исподволь
исподлобья
испокон
исстари
навзничь
навыворот
навыпуск
навытяжку
наготове
наземь
назубок
Налегке
наотмашь
наотрез
наперекор
наперебой
наповал
напрямик
нараспев
натощак
наугад
наутек
начеку
начистоту
наяву
невдомек
невзначай
неспроста
отнюдь
отчасти
поблизости
поделом
поистине
покамест
понаслышке
поневоле
поочередно
пополудни
попросту
поровну
постольку
сгоряча
сдуру
смолоду
сослепу
спозаранку
спросонок
сродни
сызмала
тотчас
чересчур

Таня: Ты всех запугал! Ведь есть небольшая группа наречий, написание которых можно объяснить логически. Мы составили вот такую таблицу:

Отличай!
Наречия Другие части речи
1.Надеть фуражку набок Повернуться на бок(правый бок)
2.Испугаться насмерть Идти на смерть
3.Наутро встретились Встречу назначили на утро
4.Идти навстречу Идти на встречу с другом
5.Увести вдаль Идти в даль леса
6.Вначале сомневался В начале рассказа
7.Улететь ввысь Улететь в высь неба
8.Сначала подумай. Повторить с начала до конца
9.Не трать времени впустую Войти в пустую комнату
10.Зайти заодно к брату Изменилось за одно мгновенье
11.Закончим, затем отдохнём За тем углом

Таня: А пояснение простое: наречие, как правило, примыкает к глаголу в качестве обстоятельства, это неизменяемая часть речи. Существительное обычно имеет зависимые слова, к которым можно поставить падежный вопрос. И прилагательные, и местоимения, и числительные имеют определяемые слова и согласуются с ними.

Возьмите на заметку!

Наречия, схожие по звучанию с формами других частей речи, следует опознавать, прежде всего, по значению: существительные обозначают предмет, прилагательные – признак предмета, числительные – количество предметов, тогда как наречия обозначают признак действия или признак признака. Наречия относятся к глаголу, причастию, деепричастию или к прилагательному и наречию. В отличие от других знаменательных частей речи наречия не изменяются и не могут иметь при себе определений.

В предложении наречия обычно являются обстоятельствами.

Дима: Выполните задание:

1. Спишите примеры. Наречия подчеркните как член предложения, доказывая, что данное слово – наречие. Учитывайте, на какой вопрос слово отвечает, изменяется ли оно, каким членом предложения является.

Образец записи: На силу (сущ.) не надейся, когда требуется ум. – Мы насилу (нареч.) добрались до места назначения.

а)Брат придавал рассказу крошечку таинственности. – Цыпленок схватил крошечку хлеба.

б)Тепло приходилось беречь. – Из-за мороза все было тепло одеты.

в)Зло надо искоренять. – Зло сверкая глазами.

г)Помещение уютно. – Наша компания уютно расположилась на отдых.

д)В начале пути всё было хорошо. – Вначале я с трудом разбился в этой игре.

е)На удачу больше никто не рассчитывал. – Связь прервалась, и приходилось действовать наудачу.

2. Замени сопоставляемые слова синонимами соответствующей части речи.

Образец6 На силу = на мощь. – Насилу (добрались) = еле-еле

Даша: Всё это хорошо. Но большинство пишутся так, как им это заблагорассудится. Вот смотри. Как это объяснить?

Слитно Раздельно Слитно Раздельно
вообще в общем впотьмах в потёмках
поочерёдно по очереди вмиг на миг
поодиночке в одиночку вдвое по двое

Дима: Вот в этом-то и самая большая проблема. Я понял – надо дружить со словарем.

Таня: Попробуй выполнить задание. Слитно или раздельно ты напишешь наречия.

Даша: Если вы прочитали все наши рекомендации и выполнили задания, то приготовьтесь участвовать в турнире.

Таня: Мы будем безжалостны, зная, что в последующей жизни наречия не пощадят вас, постоянно будут нападать и доставлять вам неприятности. Так что пока тренируйтесь.

Даша: Мы желаем вам удачи!

Турнир любознательных

1. Найдите неверное утверждение:

А. Наречия зависят от глагола
Б. От прилагательного можно задать вопрос к наречию
В. Наречие- это изменяемая часть речи
Г. В предложении наречие чаще всего бывают обстоятельством

2. Найди предложение, в котором наречие обозначает причину:

А. За правое дело сражайся смело
Б. Сослепу я наткнулся на бурелом
В. Издалека доносилась песня

3. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречий:

А. Он слушал урок более внимательно
Б. Ты сделал работу лучше всех
В. Мой брат рисует более красивее
Г. Мой брат учится хуже меня

А. В предложении есть противопоставление
Б. У наречия есть зависимое слово
В. Наречие можно заменить синонимом
Г. К наречию относятся слова далеко, отнюдь, вовсе и слова с ни.

5. Укажите наречие, которое пишется слитно:

А. Играть (в) открытую
Б. Обидеться (в) сердцах
В. (Во) время вспомнить
Г. Разделить (на) семерых.

6. Посчитайте наречия:

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом,
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым,
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно,
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

7. Укажите наречие в предложении и определите его разряд:

Брат впоследствии вспоминал об этой неприятности, полученной им на дороге.

А. Наречие меры и степени.
Б. Наречие образа действия.
В. Наречие места.
Г. Наречие времени.

8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?

А. (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзя
Б. вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо; отнюдь (не)красиво
В. (не)стыдно признаться, (не)поздно показать, совсем (не)опасно
Г. (не)легко на сердце; ничуть (не)трудно; очень (не)красиво.

9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:

А. (по) вашему, (по) пусту, (по) английски
Б. (во) первых, (по) человечески, (на) скаку
В. (по) лисьи, куда (то), точь (в) точь, (по) настоящему
Г. (в) пятых, бок (о) бок, еле (еле)

10. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:

А. (с) права, (до ) нельзя, (в) двое, (на) мертво
Б. (с) молоду, (без) толку, (тот) час, (по) трое, (до) бела
В. (в) тридорога, (с) верху, (на) бегу
Г. (в) полголоса, (за) светло, точь (в) точь

11. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется «Ь»:

А. наотмаш. вскач. невтерпеж. навзнич.
Б. вскач. отреж. уж. настеж.
В. помощ. сплош. рож. печ.
Г. настеж. лиш. сплош. проч..

12. От какой части речи образовано наречие ВПЕРВЫЕ:

А. имя прилагательное В. причастие
Б. имя числительное Г. существительное

А. от ударения В. от предлога
Б. от раздельного и слитного написания Г. от лексического значения

14. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется «О»?

А. горяч. свеж. общ. легч.
Б. угрожающ. ещ. вызывающ. угнетающ.
В. горяч. плеч. калач…м, луч…м,
Г. свеж. хорош. горяч. общ..

а) подлежащим г) определением
б) сказуемым д) обстоятельством
в) дополнением ж) вводным словом
з) СИС е) не является членом предложения

А. Гостиная и зала понемногу наполнялись гостями.
Б. Всё было тихо, огней нигде не было, только слышались шаги удалявшихся женщин.
В. По-вашему, он прав, а, по-моему, он глубоко ошибается.

16. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

17. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенных слов.

А. По осеннему озеру плывет лебедь – наречие
Б. Он нёс сумку наперевес – наречие
В. Летом день длится дольше – наречие в сравнительной степени
Г. Сосна пышнее ёлки – прилагательное в сравнительной степени

Источник

Читайте также:  Сказки пушкина рисунок в школу
Познавательное и интересное