Длинная коса, румянец и бледность: стандарты красоты в русской литературе
Любовь Карась
Во многом мировоззрение человека и его представление о себе формируются в детстве и юношеском возрасте — на это влияют совершенно разные факторы: например, родители, воспитатели, школьные учителя, а также кинематограф и литература. В русских сказках положительные женские персонажи, как правило, отличались красотой, которую невозможно «пером описать». Позднее стандарты в литературе стали меняться — Татьяна Ларина была не так привлекательна, как ее белокурая сестра Ольга, а тургеневская девушка вполне могла иметь большой нос и тонкие губы. Т&Р рассказывают, как менялись представления о женской красоте в русской литературе.
Красавицы из русских сказок
Женские образы в детских сказках были близки к идеалам — невинные падчерицы, покорные жены, мудрые девушки, обладающие волшебными силами. Как правило, не было подробных описаний внешности героинь, а высшая степень красоты обозначалась так: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Характеризовали девушек также через имена: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Таким способом у них сразу же выделяли наиболее яркие черты личности.
Эталон красоты в русских сказках определялся не внешностью, а чертами характера, такими как трудолюбие, мудрость, сила духа, доброта
Кадр из фильма «Царевна-лягушка»
На контрасте с такими чертами, как покорность, сострадание, доброта, жертвенность были жадность, зависть, лживость. Отрицательные персонажи, а именно, злодеи всегда были уродливы — горб, седые волосы, длинный нос. Прием перевоплощения в животных использовался в сюжетах, где были проклятия — Царевна стала лягушкой. А в сказке «Белая уточка» — княжну наказали за нарушение запрета и превратили в уточку. Образы стройных высоких красавиц складывались благодаря книжным иллюстрациям и мультфильмам — в самих сказках не говорилось о росте, размерах и отдельных чертах лица героинь.
Женские образы в русской классике
Один из самых знакомых образов русской литературы — Татьяна Ларина. У нее, согласно описанию автора, нет румянца, ярких глаз, статной осанки, Александр Пушкин описывает свою героиню иначе, сравнивая ее с сестрой Ольгой:
«…Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей…»
Татьяна Ларина / кадр из фильма «Евгений Онегин»
И вот что я рискну сказать: русские писатели предпочитают автопортрет в женском образе. Почему? Во-первых, тогда точно на вас не подумают. Во-вторых, потому что это портрет души. И очень многие (разумеется, кроме тех, у кого женщина играет роль чисто служебную), они оставили по одному женскому такому автопортрету. Конечно, Татьяна — в огромной степени автопортрет Пушкина. И письмо, выдающее интонацию очень многих пушкинских текстов, и романтическое, вот это фаталистическое мироощущение, и суеверность, и аристократическое представление о долге, который выше выбора, — это Пушкин.
Дмитрий Быков в своей программе на «Эхо Москвы»
Наталья Ласунская из романа «Рудин»:
Была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями.
Марина Синецкая из романа «Новь»:
В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным.
Елена Астахова из романа «Накануне»:
Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.
Тамара из «Демона», которая становится возлюбленной главного героя, имела «шелковые кудри», «черные брови». Сам автор подчеркивает ее красоту: «С тех пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица такая // Под солнцем юга не цвела».
Женские образы в сказках Пушкина: без красоты душевной красота внешняя – ничто
Мой самый любимый уголок в Абакане – это маленький сквер, где установлен памятник А. С. Пушкину и его сказочным героям.
Когда смотришь на них, оживают сюжеты сказок, живущие в памяти с самого младенчества.
Мои родители рассказывают, что читали мне сказки Пушкина, когда я еще едва научилась говорить. Перед сном я неизменно выискивала зачитанную до дыр замечательную книгу «Сказки Пушкина» и с первыми строками произведений «о попе и его работнике балде», «о старике и золотой рыбке», «о золотом петушке» переносилась в удивительный мир превращений и приключений героев пушкинских сказок.
Теперь я знаю, что Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, и уже давно самостоятельно читаю не только его сказки, но и некоторые стихи. Прошло уже больше двух столетий, но Пушкина до сих пор не только читают, но и старательно изучают. Я хочу раскрыть всего лишь небольшую часть творчества этого великого писателя.
Темой для исследования я выбрала сказки, в которых главными героями выступают женские персонажи.
Это и добрая волшебница царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане» и прекрасная девица из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», сильная духом и преданная Людмила из поэмы «Руслан и Людмила», коварная Шамаханская царица и т. д.
Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, где женским персонажам отведено главенствующее место.
Уже в школьном возрасте я узнала, что Пушкин прожил недолгую, очень сложную, но удивительно плодотворную жизнь.
Всего за двадцать творческих лет появились бесконечно дорогие каждому читающему пушкинские стихи, повести и сказки.
В прошлом году вместе с родителями я побывала в городе Пушкино больше известном как Царское село.
Здесь великий поэт провел свою юность. Я смотрела на ступеньки в лицее, по которым еще мальчишкой бегал Пушкин, видела его оценки в лицеистском журнале, и представляла себе, какое громадное количество народных загадок, пословиц и поговорок уже в этом возрасте знал и помнил Пушкин!
1. Арина Родионовна – идеал доброты и нравственного начала
Самым главным и неисчерпаемым источником народного вдохновения стала для А. С Пушкина его няня Арина Родионовна. Известно, что с её слов Пушкин записал несколько сказочных сюжетов. А первым в его тетради был текст, положенный в основу «Сказки о царе Салтане», которая и открывала цикл пушкинских сказок.
Для сказок Пушкина, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку. Волшебные превращения очень увлекательны. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за жадность и злость. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.
Откуда поэт черпал черты народно-поэтического идеала женщины? Многие исследователи творчества Пушкина считают, что идеалом доброты и нравственного начала для него была именно Арина Родионовна.
С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала бабушка Арина. Коротая долгие вечера в Михайловском Пушкин внимательно вслушивается в народную речь, ее особенности, записывает старинные предания, песни, заслушивается сказками.
В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен – и свадебных и похоронных, и грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских и «божественных».
Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.
2. «Сверху-то ясно, а с исподу-то не красно»
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Есть другие слова подчеркивающие исключительность красоты сказочной героини:
Сравнение с павой (павлином) восходит к народным представлениям о том, что именно эта птица воплощает идеал красоты, достоинства. Походка девушки (тем более царевны) должна быть именно с достоинством, величавой.
Образ «Мертвой царевны» очень распространен во всех сказках мира. Обычно мачеха преследует падчерицу, потому что та красивее ее родной дочери.
Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и не заметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой.
Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Внешне она ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой.
Самолюбивая царица разговаривает с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:
Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает, прежде всего, внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы.
Царица довольна ответом зеркальца – «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку.
Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность.
Сказка заканчивается победой душевной красоты: мачеха умерла от «тоски», завидев прекрасную царевну, которую от «мертвого сна» пробудила всепобеждающая любовь.
Мне кажется, что назначение настоящей женской красоты, как в сказках А. С. Пушкина – побеждать зло одним своим присутствием. А еще, по народным представлениям, настоящая красавица – та, на которой дом держится.
Я думаю, что тоже смогу соответствовать этим представлениям о красоте, снова и снова возвращаясь к произведениям А. С. Пушкина. Спасибо великому поэту за то, что он написал такие поучительные и красивые сказки, он «победил время» и никогда не будет забыт.
Образ женщины в русских сказках
Фольклорист Варвара Добровольская о двух типах сказочных героинь, идеале женщины и происхождении Бабы-яги.
Все женские персонажи русских волшебных сказок делятся на две большие группы: персонажи этого мира, то есть мира сказочного героя, и персонажи иного мира, того мира, куда идет сказочный герой, где находятся чудесные диковинки, где обитают враги, куда Змей уносит прекрасных царских дочерей.
Варвара Добровольская — кандидат филологических наук, заведующая фольклорно-этнографическим отделом Центра русского фольклора, докторант Институт мировой литературы им. А.М. Горького, ученый секретарь Государственного республиканского Центра русского фольклора.
Типология женских образов в русских сказках
В мире героя женщины бывают невинными, всеми притесняемыми героинями — это падчерицы, которых обижают мачехи; жены, на которых наговаривают родственники мужа; женщины, которых ведьмы превращают в животных, и так далее. Другую группу составляют любимые царские дочери, умницы и красавицы, которых любящие отцы оберегают от пагубного влияния мира. Эта чрезмерная опека приводит к тому, что рано или поздно царю приходится объявлять конкурс на руку своей дочери и придумывать для потенциальных женихов сложные задания, наиболее известным из которых является прыжок на коне до окошка царевны. В другом случае девушка оказывается абсолютно неподготовленной к превратностям судьбы, и ее похищает прямо из-под опеки мамок и нянек большой и страшный Змей.
Безусловно, существуют и другие, более мелкие разновидности женщин этого мира, но все они отличаются красотой и абсолютной неприспособленностью к жизни. Исключение составляют преданные жены, которые отправляются на поиск своих мужей, как, например, героиня сказки «Финист — Ясный сокол», или своей всепоглощающей любовью оживляют умершего возлюбленного, как в сказке «Аленький цветочек». Наконец, есть героини, которые выходят замуж за иномирное существо и потом, после его убийства родственниками, превращаются в птиц, которые оплакивают любимого всю жизнь, как в сказке «Муж-рак».
Персонажи иного мира существенно богаче. Они действуют в мире героя, но на самом деле являются существами иного мира. Это ведьмы и колдуньи, которые так или иначе вступают в контакт с героем или героиней. Это мачеха, которая на самом деле наделена магическими способностями и даже является в ряде сказок родственницей иномирных существ. Это всякие чудесные девы, которые каким-либо образом появляются в жизни героя. Царь-девица, которая приплывает на берег моря, где герой спит; это прекрасная царевна, о существовании которой герой узнает по портрету, привезенному из заморских стран, или со слов приятеля, который по совместительству оказывается братом такой девушки.
Герой может найти себе жену на границе миров, где она пребывает в зверином облике. Так, герой находит лягушку на болоте, которая по ночам превращается в Василису Премудрую, выполняющую все поручения отца героя с помощью своих чудесных помощников. Другой счастливчик находит жену в лесу, где она в виде голубицы сидит на березе. Забрав птичку домой, герой получает не только трехразовое горячее питание, но и доброго советчика и помощника в борьбе с царским режимом. Наконец, Иван купеческий сын, проявив определенную смекалку, похищает платье девушки-уточки и соглашается обменять его только на обручальное кольцо, а с ее помощью не только обманывает морского царя, но и благополучно возвращается в свое царство-государство.
Но чаще о девушках из иного мира герою просто рассказывают. Обычно такие героини являются предметом поиска героя. Он идет за ними в тридесятое царство, спускается в подземный мир, опускается на дно моря-океана. Это могут быть вполне самостоятельные и обеспеченные героини, у которых есть не только собственное царство-государство, но и сад с чудесными молодильными яблоками и колодец с живой и мертвой водой.
Надо отметить, что в сказках есть небольшая группа персонажей, которые обитают в пограничье между мирами. Прежде всего это Баба-яга, чудесная старуха, и все те различные помощницы героя, всякие старушки, которые появляются на дороге и помогают ему советами.
Образ девочки в русских сказках
В русской сказке возраст героя часто неопределим. Говоря о том, что герой — мальчик, а героиня — девочка, сказочник совсем необязательно будет рассказывать о детях. Так, все привыкли, что в сказке «Крошечка-хаврошечка» действует девочка, но в конце сказки она выходит замуж за царского сына, то есть мы имеем дело не с ребенком, а с девушкой на выданье. Подобная история и с сестрицей Аленушкой, которая также, несмотря на братца-козленочка, благополучно выходит замуж.
Скорее всего, героиня-девочка появляется в небольшом числе сказок. Герой-ребенок — это довольно редкий тип для русских сказок, чаще всего это мальчик. Девочку можно встретить в нескольких сказках: это Снегурочка — девочка, вылепленная из снега и растаявшая под лучами солнца или от тепла костра. Вероятно, как девочку можно рассматривать героиню из сказок о тростнике на могиле, в которых подруги или сестры убивают младшую девочку из-за кувшинчика ягод. Наконец, скорее всего, как ребенок может рассматриваться героиня сказки «Гуси-лебеди».
Девочка очень мало встречается в русских сказках, что понятно, потому что ребенок не может быть героем как таковым. Он может либо отличаться чудесным рождением, и тогда сказку волнует проблема, что там будет дальше, когда он вырастет и станет совершать подвиги, либо это чудесное рождение становится главным — Снегурочка тает.
Идеал женщины в русских сказках
Русская сказка не дает подробных описаний, это нетипично для жанра, соответственно, и идеала женщины в сказке нет. В сказках дается некий условный портрет, то есть мы можем предполагать, какая женщина могла бы быть. Какая тебе нравится на данный момент, такая она и появляется в сказке. Мы даже цвета волос ее обычно не знаем. Она просто красавица и, безусловно, умница — и Елена Прекрасная, и Елена Премудрая. Это не значит, что одна красивая, а другая умная. Она красивая и умная одновременно, просто в зависимости от того, что в данный конкретный момент герою больше нужно: чтобы жена была умная или чтобы жена была красивая, — в зависимости от потребности сказочного сюжета именно такой образ женщины и будет реализован в сказке.
Иногда бывают какие-то чудесные элементы портрета героини, как, например, «она так красива, что у нее мозжечок из косточки в косточку переливается». Мы можем предполагать, что у нее такая тонкая кожа, что мы видим все ее внутренности. Сложно сказать, красиво это или нет. Но сказочнику на момент рассказывания сказки это кажется показателем необыкновенной красоты. Если западные принцессы обычно золотоволосые, то наши сказочные героини могут быть и темноволосыми. Но и такая деталь, как цвет волос, упоминается в сказке крайне редко.
Происхождение и черты образа Бабы-яги
Это мифологический персонаж, который попал в сказку уже при разрушении мифологической системы. Он связан с образом жрицы при инициальных и похоронных обрядах. Ее происхождение принято связывать с хтоническими персонажами подземного мира, мира мертвых, чаще всего со змеями.
Мы можем говорить об этом на основании ее имени. Корень «-яг-» в ряде диалектов использовался для обозначения змей. О змеином происхождении яги можно говорить по некоторым чертам ее облика, сохранившимся в сказках. Например, Баба-яга никогда не ходит — она прыгает. У нее костяная нога. Скорее всего, это единственная нога персонажа, а второй ноги у нее нет. Если разбираться более подробно, обращаясь к мифологическим истокам этого образа, то становится понятно, что единственная нога яги не нога, а змеиный хвост. Баба-яга относится к так называемым змеиным божествам, которые являются хозяевами леса и мира мертвых. В некоторых сказках Бабе-яге подчиняются звери и птицы.
Русская волшебная сказка
Как сформировался жанр сказки? Какова аудитория волшебной сказки? Каковы истоки образа Бабы-яги? И какой миф лежит в основе образа сказочного Змея? Об этом рассказывает кандидат филологических наук Варвара Добровольская.
Исследовательская работа на тему «Идеал женской красоты в русских сказках»
специалист в области арт-терапии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ В РУССКИХ СКАЗКАХ
Елена Петровна Шашкова,
учитель русского языка и литературы
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Определение понятия «идеал красоты»…………………………….5
3. Глава 2. Идеал женской красоты с древних времен до наших дней………..7
4. Глава 3. Социальный опрос на тему «Понятие идеала красоты» …………9
5. Глава 4. Идеал женской красоты в русских сказках………………………..13
6. Заключение……………………………………………………………………15
7. Литература…………………………………………………………. 16
8. Приложение…………………………………………………………………. 17
Во все времена девушки стремились соответствовать неким идеалам красоты. Удивительно, что в разные эпохи у представителей различных национальных культур имелось свое мнение о красоте и идеале. Так, в Индии идеальной считалась полная женщина, поскольку ее пышные формы свидетельствовали о здоровье, богатстве и изобилии. Телесный вес являлся показателем общественной значимости, весомости. Женщина «в теле» являлась подтверждением того, что муж богат и занимает высокое положение в обществе. И в Италии настоящей матери положено было иметь полную фигуру, так как женщина считалась центральной фигурой в семье, сосредоточием мира. Материнство в мире людей символически связывалось с изобилием Матери-Природы. Однако в нашем современном обществе, где почти не осталось места культу материнства, к полноте многодетной матери относятся с равнодушием или осуждением, провозглашая моду на стройных манекенщиц и актрис. Этот интерес вызван, прежде всего, к голливудским звездам, начиная с Джейн Мэнсфилд и заканчивая Мэрилин Монро. Но почему в современном мире исказилось представление о женской красоте? Почему изменилось представление об идеале красоты русской женщины, и какие народные черты сохранила русская женщина в наше время?
Актуальность исследования обусловлена изучением представлений об идеале женской красоты в разных культурах и выявлением особенностей красоты русской женщины. Чтобы познать идеал красоты русской женщины, мы обратились к русским литературным и народным сказкам. Поэтому объектом исследования служат русские народные и литературные сказки, а предметом исследования – женские образы в русских народных и литературных сказках.
Нами выдвинута гипотеза : красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру.
Цель исследования состоит в раскрытии понятия идеала красоты русской женщины на примере русских сказок. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи :
1) рассмотреть, как менялся идеал женской красоты в разные эпохи;
2) провести опрос учащихся на предмет представления об идеале красоты;
3) проанализировать русские народные и литературные сказки и выяснить, какой идеал женщины в русском национальном сознании представлен
в сказках; составить собирательный образ идеальной русской красавицы.
При выполнении исследовательской работы использовали теоретические методы: изучение научной литературы, анализ полученных результатов; практические методы: анкетирование, наблюдение и сравнение.
Глава 1. Определение понятия «идеал красоты»
Поэты и художники в разных странах и в различные эпохи разрабатывали трактаты о красоте и пытались создать свой идеал красоты. Так, например, Питер Пауль Рубенс внес свой вклад в определение понятия идеала красоты, написав «Трактат о теле человеческом», где утверждал: «Говоря о женской фигуре, следует заметить, что очертания и контуры мышц
женщины, ее манера стоять, идти, садиться, все ее движения и все ее
действия представлены таким образом, что в них нельзя разглядеть совершенно ничего, свойственного мужчине. Напротив, в соответствии со своим первоначальным элементом, коим является окружность, она вся круглая, нежная, гибкая и во всем противоположна мощной и мужественной форме».
Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной. волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм…»[5]
Определение идеала красоты современной женщины дано и в «Энциклопедии красоты»: «Идеал красоты женщины состоит из двух взаимосвязанных вещей: внешней красоты и здоровья.
В моде плавность и гибкость линий, отсутствие излишне богатых
форм, худоба лица, но главное – ухоженность и холеность». [6]
Таким образом, мы видим, что точного определения понятия «идеал красоты» нет ни в одной справочной и энциклопедической литературе, так
как у каждого народа в разные эпохи было свое представление об идеале
красоты.
6
Глава 2. Идеал женской красоты с древних времен до наших дней
Вглядимся в зеркало времен и понаблюдаем за тем, как менялся
идеал женской красоты. В первую очередь, вечная или истинная
красота была связана с библейским образом Евы, прародительницей человечества, красивой женщины с округлыми формами. Вне зависимости от времени, от модных тенденций искусство всегда предпочитало создавать образ пышных женщин. И этому есть объяснение. Изначально мир был сотворен по образу и подобию круга: земля, солнце, луна, звезды,
атомы – все имеет круглую форму. Полнота, или округлость форм, ближе к совершенству – райскому состоянию единения с Богом. Эта истина отразилась в символике мифов, сказок, верований разных народов. Не случайно округлость фольклорных героев считалась признаком здоровья.
В Античности вес тела не имел значения, главное, чтобы тело было пропорциональное и натренированное. Так, в древней Греции эталоном красоты стала скульптура Афродиты. В раннее Средневековье земная красота считалась греховной, а наслаждение ей – недозволенным. В это время идеалом средневековой женщины стала пресвятая дева Мария. В XII-XIII веках люди перешли к почитанию богатства, и в женской моде появилось подчеркнутое великолепие. Существовал некий собирательный образ Прекрасной Дамы со стройной фигурой, светлыми волосами. Рыцари такую женщину сравнивали с розой – нежной, хрупкой и изящной. Чувственные, цветущие женщины эпохи раннего и высокого Возрождения сменили стройные тела средневековых женщин. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Красота теперь снова неотрывно связана с телом. К женской красоте перестали относиться, как к дьявольскому искушению, а к телу – как к греховному сосуду. Напротив: красота теперь – дар Божий, заслуживающий поклонения, а прекрасные женские тела появляются на картинах всех выдающихся живописцев. И вновь искусство вознесло на пьедестал материнство. Идеалами той эпохи стали Мона Лиза,
7
Глава 3. Социальный опрос на тему «Понятие идеала красоты»
В анкетировании на тему «Понятие идеала женской красоты» приняли участие учащиеся 8-11-х классов МБОУ СОШ № 1, всего было опрошено 50 учеников, среди них 38 девочек и 12 мальчиков. Анкета содержала семь вопросов, посвященных теме нашего исследования:
Красота в вашем понимании?
Красота в наше время – это…
а) внешность, б) внутренняя составляющая, в) другое
Согласны ли вы с утверждением «Красота – страшная сила»?
Идеал женской красоты – это…
Каковы основные эталоны женской красоты нового времени?
Кто для вас является идеалом женской красоты?
1. Красота в вашем понимании?
2. Красота в наше время – это
а) внешность, б) внутренняя составляющая, в) другое.
9
Результаты опроса показали, что большинство учеников (56%)
под красотой понимают гармонию внутренней и внешней красоты. Но некоторые считают, что в наше время в человеке важна только внешность. Вероятно, эти ребята выбирают себе собеседника по внешним параметрам. Наверно, с такими людьми достаточно тяжело общаться, ведь для них приоритетнее то, как выглядит человек, но никак не духовный мир.
Рис. 1. Определение понятия красоты
При встрече или знакомстве мы всегда оцениваем человека внешне, то есть обращаем внимание на то, как он выглядит. Нам интересно было узнать, является ли важным показателем для ребят красота. Из всех 50 опрошенных
10
5. Идеал женской красоты.
При выборе качеств, характеризующих идеал женской красоты почти все ученики, ответили, что для них женским идеалом является обладательница богатого внутреннего мира и хороших внешних данных
(90%). Остальные 10% ответили весьма оригинально: 7 % посчитали идеалом совокупность хороших качеств в женщине: ухоженность, аккуратность, воспитанность, естественность, а другие 3 % и вовсе посчитали идеал, как и слово «совершенство», понятием быстротечным, но ярким. Для них идеалом послужила беременная или влюбленная женщины.
6. Каковы основные эталоны женской красоты нового времени?
В результате анализа ответов, выяснилось, что лидера среди эталонов женской красоты не наблюдалось. Варианты были самые разные, все они отражают господствующие критерии красоты современного общества:
1. Дистрофийное телосложение. 2. Осиная талия, длинные ноги, параметры тела (90/60/90); модельная внешность. 3.Тату, вульгарная и вычурная одежда. 4. Обеспеченная девушка: наличие дорогой машины, квартиры, дизайнерской
11
одежды. 5. Ухоженная женщина с маникюром, ярким макияжем и с индивидуальным стилем. Таким образом, эталонов красоты нового времени множество, и они отвечают критериям современного общества.
7. Кто для вас является идеалом женской красоты?
По результатам опроса среди идеалов женской красоты лидирует мама.
Рис. 2. Определение идеала женской красоты
Глава 4. Идеал женской красоты в русских сказках
семейного очага. [Приложение 1] Своей особой красотой, уступчивостью, самоотверженностью русские женщины и сегодня привлекают мужчин всего мира, так как в них идеально гармонируют внешность и духовность.
Подводя итоги исследовательской работы, можно подтвердить рабочую гипотезу, что красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру, поэтому мы попытались проанализировать народные женские идеалы, выраженные в русских сказках. Это помогло составить собирательный образ идеальной русской красавицы: славянки с богатым внутренним миром и силой духа, в которой отразились лучшие национальные черты, семейные ценности русского народа.
В ходе исследования были изучены и описаны идеалы красоты женщин различных эпох, сделаны выводы об относительности понятия идеала красоты, эталонов женской красоты.
По результатам анкетирования учащихся сделаны выводы о неоднозначном понимании идеала женской красоты, эталонов красоты нового времени.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы и выводы можно использовать при подготовке классных часов, для проведения элективных занятий по МХК и уроков литературы.
1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2 – М.: Русс.яз., 1989. 877 с.
2. Ожегов, С.И., Шведова Ю.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. –М.: Азбуковник, 1999. 944с.
3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. 509с.
4. Ресурс http://ru.wikipedia.org/ [Электронный ресурс] – режим доступа – Википедия – версия энциклопедии на русском языке.
7. Пропп, В.Я. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В. Я. Проппа. — М.: Государственное Издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1978