Сказки о животных понятие

Животные

Сказки о животных

Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»).

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.

Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов («Лиса и Тетерев», «Бобовое зернышко»). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки («Колобок», «Коза-дереза»).

Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно («Бобовое зернышко», «Звери в яме»). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.

Читайте также другие статьи раздела «Сказки»:

Источник

Сказка о животных

Жанровые разновидности сказки

Классификация фольклорной сказки

Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности.

1. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.

2. Волшебные сказки.

3. Легендарные сказки.

4. Новеллистические (бытовые) сказки.

5. Сказки об одураченном чёрте.

8. Кумулятивные сказки.

Многие фольклористы (В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин, Т. В. Зуева) различают в составе жанровой разновидности «Бытовые сказки» два жанровых образования: новеллистические и анекдотические сказки. Новеллистические сказки находятся не только в разделе «Новеллистические сказки», но и в разделе «Волшебные сказки». А анекдотические сказки вбирают в себя сюжеты из группы «Сказки об одураченном чёрте», многие сюжеты, отнесённые к анекдотам, некоторые сюжеты, включённые в раздел новеллистические сказки, и некоторые сюжеты, причисленные к волшебным сказкам.

В сказочном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между сказочными жанрами. Так, легендарная сказка может рассказываться как легенда, а переделки былин могут быть отнесены в особую жанровую группу «Богатырская сказка». Изменение отношения к действительности носителей фольклора, изменяет принадлежность повествования к тому или иному фольклорному эпическому виду.

Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Аарне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

· Другие дикие животные.

2. Дикие и домашние животные

3. Человек и дикие животные.

4. Домашние животные.

6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.

2. Волшебная сказка о животных

4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных

2. Волшебная сказка о животных

3. Кумулятивная сказка о животных

4. Новеллистическая сказка о животных

7. Сатирическая сказка о животных

8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

· Сказки, рассказанные для детей.

· Сказки, рассказанные детьми.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Читайте также:  Щетка триммер для вычесывания животных

1. С бесконечным повторением:

· Докучные сказки типа «Про белого бычка».

· Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).

2. С Конечным повторением:

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки (о структуре смотрите ниже) («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Источник

Сказки о животных. Особенности.

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. Сказки о животных – это самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку.

Сказки о животных, имея наиболее архаичные корни, сейчас почти полностью утратили первоначальное мифологическое и магическое значение. Самым маленьким детям обычно рассказывают специально для них предназначенные «ребячьи сказки» («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята»). Они невелики по объему, просты по композиции. Большая роль здесь отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода. Часто это эпизод встречи главного героя с другими персонажами. В сказке «Лиса и заяц» зайчик каждому встретившемуся животному жалуется: «Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала».

В некоторых сказках эпизоды повторяются с нарастанием, цепевидно, благополучно разрешаясь в итоге. (Так построены кумулятивные сказки.) Особенно выразительна в этом плане сказка «Коза» из сборника А.Н.Афанасьева:

Вода пошла огонь лить.

Огонь пошел камень палить.

Камень пошел топор тушить.

Топор пошел дубье рубить,

Дубье пошло людей бить.

Медведь пошел волков драть,

Волки пошли козу гнать:

Вот коза с орехами,

Вот коза с калеными!

Повторяющиеся эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками (например, песенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козлята» разными голосами распевают:

Исполнение таких сказок сродни театрализованному представлению с активным участием слушателей. Сказка приближается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми в возрасте от двух до пяти — «содействие и соучастие», как определил его психолог А. В. Запорожец.

В сказках о животных представители животного мира воплощают определенные качества: лиса — хитрость, льстивость, волк — вероломную силу и глупость, заяц — трусость. При этом в этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки “Репка”, “Курочка-ряба”, “Колобок”, “Теремок” и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Сказки о животных

План

Поэтические законы русских народных сказок и особенности восприятия их детьми

Лекция №2

2. Сказки о животных. Происхождение, художественные особенности, образная система.

3. Волшебные сказки. Проблематика, структура, художественные особенности, образная система. Ведущие мотивы и сюжеты.

4. Особенности детского восприятия сказки и приемы работы с ней на уроках литературы и внеклассного чтения.

1. Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 29-36.

2. Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 2004. – С. 38-50.

3. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002 – С. 36-43.

4. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984.

1. Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении: Учебник словесности для 8 кл. – М., 1996.- С. 66-79.

2. Зуева Т.В. Русь – Россия – Русская сказка. // Литература в школе. – 1993. – №4.

3. Погодин Р. Гуси-лебеди. О законах жанра сказки. // Детская литература. – 1993. – №3. – С. 3-8.

4. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М., 1989.

5. Тамарченко Н.Д., Стрельцова Л.Е. Путешествие в «чужую» страну. Литература путешествий и приключений: Учебное пособие по литературе для 5 класса школ гуманитарного типа. – М., 1995.

Наиболее заметное место в детском чтении принадлежит сказ­ке. Ее популярность предопределена самой природой жанра, соче­тающего занимательность c постановкой серьезных нравственных проблем и обладающего непреходящей художественной ценно­стью.

Без сказки нельзя представить детства, считал В.А.Сухомлин­ский, создавший систему воспитания детей сказкой — школу сказки.

Русское слово «сказка» стало обозначать один из жанров на­родного творчества сравнительно поздно — не ранее XVII в. Предполагается, что первоначально в таком значении употреблялось слово «6аснь», производное от глагола «6аять», также означавшего «сказывать», «рассказывать». Народный термин «байка» в значе­нии «сказка» имеется в польском и украинском языках, хотя в по­следнем употребляется и слово «казка». Таким образом, народ вос­принимал сказку как жанр повествовательный.

Сказка —один из основных жанров устного народного творчест­ва. Она представляет собой чаще всего прозаический уcтный рассказ фантастического, авантюрного либо бытoвогo плана c установкой на вымысел. Сказкой называют разные прозаические произведения: рассказы o живoтных, волшебные истории, авантюрные повести, са­тирические анекдоты.

Определяющей чертой сказки как эпическогo произведения является наличие сюжета. Фольклористы почти eдинодушно ука­зывают на занимательность, забавность сказочного сюжета, призван­ного поразить воображение слушатели.

Сказки возникли еще в эпоху мифо­логического сознания, a следовательно, миф, прапамять наличест­вуют в древнейших сказках о животных и в вoлшебных сказках, где сложным образом переплетаются язычеcкое и христианское ми­рoвидение. Сказка в шифрованной для сегодняшнего сознания форме передает представление человека o его духовном и матери­альном бытие и быте.

B сказочном эпосе различают три жанровые разновиднос­ти: сказки о животных, волшебные сказки и сказ­ки на бытовые темы. Все они входят в круг детского чтения.

Раньше других становятся известными ребенку сказки о живот­ных, которые принято считать детскими. Между тем yченые еди­нодушны в мнении, что это наиболее архаический пласт сказочного фонда, отразивший особенности древнего охотничьего быта. Об архаичности животного эпоса свидетельствует заметное преобла­дание произведений о диких животных. Среди действующих лиц может встретиться и человек, но не он является главным героем.

Исконная природа сказочной «фанта­стики» не в отсутствии жизненного опыта y первобытного челове­ка, а в своеобразии его мышления. Первоначально животные были героями мифов родового общества, им приписывались функции первопредков. По мере трансформации древних воззрений рассказы о животных стали восприниматься как за­нимательные истории c иносказательным смыслом. Звери оказал­ись носителями свойств, присущих людям. Им необходимо было дать оценку с позиций человеческих взаимоотношений.

Характерной чертой сказок o животных (да и волшебных) является их aнимaлизм, олицетворение. Это тот прием, который позволяет выстроить сюжет о живoтных подобно сюжету o людях,

Несу косу на плечах,

Слезай, лиса, с печи,

Троекратный повтор усиливает магическую силу, заключенную в заклинании. Это обстоятельство лишний раз доказывает и древнoсть происхождения сказок о животных, и многомерность их содержания, которое не сводится к содержанию басенному, когда герои-живoтные воспринимаются как аллегории.

B сказках o животных используется прием встреч, благодаря которому эти сказки строятся на диалоге. Внешне простыми выглядят сказки о животных, которые определяют как кумулятивные. B таких сказках сoбытия «нанизываются», накапли­ваются, a перенаcыщение событиями и героями приводит к развязке. Так, кумулятивно организуется содержание в сказках «Репка», «Петушoк и бобовое зернышко», «Теремок», «Колобок» и др.

Сказки o животных (как и волшебные сказки) используют при­ем ретардации (замедление) —задержки развития действия за счет включения в текст внефабульных элементов — pазличных описа­ний. Так, рассказчик прежде чем назвать очередного героя, воспро­изводит всю цепочку от начала повествования до «настоящего мо­мента». Прием этот в устном жанре вполне мотивирoван: повтор уже сказанного позволяет рассказчику мысленно сосредо­точитьcя на развитии сюжета, дает «передышку» в сочинительстве, способствует лучшему запоминанию сюжета, что является залогом долголетия и даже бессмертия рассказанного однажды, кроме того, он формирует композиционно-ритмическую структуру сказки.

Устная сказовая речь изобилует разнообразными ритмообразую­щими компонентами: анафоpaми, паpаллелизмами, инверсиями. Иные сказки содержат ритмообразующий компонент в избытке, что приближает их речь к речи стихотворной. Так возникает фразовик — свободный нерифмованный стих, в котором строки от­деляются друг от друга паузами.

Сказки о животных, имея наиболее архаичные корни, сей­час почти полностью утратили первоначальное мифологичес­кое и магическое значение. Самым маленьким детям обычно расскaзывают специально для них предназначенные «ребя­чьи сказки» («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волки козля­та»). Они невелики по объему, просты по композиции. Боль­шая роль здесь отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода. Часто это эпизод встречи главного героя c другими персонажами. B сказке «Лиса и зaяц» зайчик каждо­му встретившемуся животному жалуется: «Как мне не пла­кать? Бьиа y меня избенка лубяная, a y лисы ледяная; попро­силась она ко мне, да меня и выгнала».

B некоторых сказках эпизоды повторяются c нарастани­ем, цепевидно, благополyчно разрешаясь в итоге. (Так построены кyмулятивные сказки.)

Повторяющиеся эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками (например, пе­сенки Колобка).

Исполнение таких сказок сродни театрализованному представлению с активным участием слушателей. Сказка при­6лижается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми в возрасте от двух до пяти — «содействие и соучастие», как определил его психолог А.В. Запорожец.

На маленького слушатели рассчитаны и забавные в ис­полнении так называемые докучные сказки, т.е. сказки без конца. Ими часто сказочник открывaл репертуар, дразня настpоившyюся на долгое слушание аудиторию, либо шутливо спасался от докучавшей ему детворы: «Жили-6ьии два брат­ца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поста­вили среди кольца. Не сказать ли сказку опять c конца?»

Дети быстро подхватывают эту словесную забаву и уже сами предлагают: «Хочешь сказку про лису? Она в лесу. »

A название сказки про белого бычка не просто известно всем, но стало крылатым вырaжением, вошло в поговорку.

Чем младше ребенок, тем буквальнее он воспринимает события и героев сказки. Сказочные персонажи близки де­тям так же, как реальные живые существа: собака, кот, пету­шок, козлята. Они говорят и поступают как люди: строят себе жилища, рубят дрова, носят воду.

Со временем многие представители животного мира стали воплощать определенные качества: лиса — хитрость, льсти­вость, волк — вероломную силу и глупость, заяц — трусость.

Постепенно этот вид сказки приобрел иносказательный смысл, a образы животных стали средством морального по­учения. Перейдя в басню, они обрели еще и сатирическую окраску. Вспомним персонажей (волка, лису, медведя) в бас­нях И.A. Крылова или «Сказках для детей изрядного возраста» M.E. Салтыкова-Щедрина.

Маленький человек еще не подозревает, что действия сказочн­ых персонажей не согласуются c их реальной природой; он готов принять самые фантастические ситуации: петух водит дружбу c котом; Лиса и Журавль ходят друг к другу в гости; Заяц живет в лесной избушке; обманщица Лиса получает за скалочку уточку, за уточку — гусочку и т.д. Не подвергая сомнению такие мотивы, ре­бенок исходит из собственного опыта, уподобляя образ жизни и поступки фольклорных персонажей тому, что он наблюдает в сво­ем окружении.

Обычно сказка не знает полутонов, она противопоставляет по­лярные качества: доброту — жадности, отвагу — трусости, скром­ность — бахвaльству, честность — лживости. Четко разграничи­вая добро и зло, фольклор помогает занять правильную позицию. Во многих сказках глупость приравнивается к таким недостаткам, как трусость, жадность, поэтому не особенно жалко Волка, остав­шегося без хвоста в сказке «Битый небитого везет». Повествование, как правило, строится таким образом, что симпатии слушателя ока­зываются на стороне слабого. Сказка воспитывает умение сопере­живать. Например, до слез жалко Зайца, которого Лиса выгнала из его лубяной избушки. Неудивительно, что ребенок радуется, когда Петyx наконец прогоняет обманщицу. Заяц вызывает сочувствие, Лиса — негодование, Петух — уважение, даже восхищение.

Народные сказки о животных — важная и чрезвычайно эффек­тивная часть народной педагогики. Забавляя, сказка поучает, на­ставляет, формирует нравственные и социaльные ориентиры: дом, cемья — основа счастливой жизни — говорит она. Сказка одновре­менно учит жить, говорить и мыслить.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Сказка о животных как жанр

В.Я. Пропп, давая определение сказкам о животных, предложил: «Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования».

Сказочный животный эпос – образование особое, мало похожее на рассказы из жизни животных. Животные здесь действуют в согласии со своей природой и выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Для русских анималистических сказок характерна иносказательность, где она возможна благодаря использованию аллегорической (басенной) образности. Отсюда основные темы русских сказок о животных – человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений как в бытовой, так и в социальной сфере, вплоть до резкой социальной сатиры на общественное устройство. [ http://www.distedu.ru]

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

Классификации сказок о животных

Существует множество классификациий как сказок в целом, так и сказок о животных в частности. У каждой классификации есть своё основание, т. е. признак, по которому выделяют эту классификацию. Вот некоторые из них:

А) По главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточно-славянская сказка»:

1.Дикие животные
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Б) По жанровому признаку (структурно-семантическая классификация). В сказке о животных выделяют несколько жанров. В.Я.Пропп выделял:

1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка

Е.А.Костюхин выделял следующие жанры о животных:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же разделяет жанры сказки о животных по содержанию, что позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных.

В) По признаку целевой аудитории.

1. Детские сказки. (Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории.)
— Сказки рассказанные для детей.
— Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»).

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает нравоучительное, морализующее начало. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки «Кто трусливее зайца?»; «Старя хлеб-соль забывается»; «Заноза в лапе медведя (льва)»; «Лиса и кислый виноград»; «Ворона и лисица» и мн.др.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию. [http://detskie-skazki.com]

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Портрет животного из пластилина
Познавательное и интересное